Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках истории
статья по истории
духовно-нравственное воспитание школьников на уроках истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petrachenkova_elena_vladimirovna_statya.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Петраченкова Елена Владимировна
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках истории
Сегодня, когда на государственном уровне произошел поворот от обучения к воспитанию как приоритетному направлению в деятельности образовательных учреждений, большую значимость приобретает проектирование механизмов построения воспитательного процесса с учетом инновационных педагогических технологий.
Потенциал исторического материала, связанного с положительным и отрицательным опытом истории, оставался мало используемым в процессе формирования нравственных ценностей учащихся.
Ещё К. Д. Ушинский предлагал воспитывать учащихся, используя народные национальные традиции. А где ещё можно изучать их, как не на уроках предметов гуманитарного цикла? В этом смысле история предоставляет педагогу неисчерпаемые возможности.
При изучении истории значительным воспитательным потенциалом обладает несколько инновационных технологий и, прежде всего, технология систематического исследования, позволяющая решать проблемы с выходом на социальное проектирование. Ключевым элементом технологии является ситуация или утверждение, которые содержат труднопримиримое противоречие. Например, на уроке истории в 11 классе
«XX съезд КПСС и оттепель» учитель раскрывает отношения между Н.С. Хрущевым и И.В. Сталиным во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Документ «Интервью маршала СССР Д.Т. Язова»
воссоздает историческую ситуацию, требующую нравственного выбора. В данной ситуации содержится просьба Н.С. Хрущева к Сталину: спасти сына Леонида. «...А Сталин его спрашивает: «Вы как отец ко мне
обращаетесь или как член Политбюро?»
- Как отец, товарищ Сталин.
- А что я другим отцам скажу?» Одновременно в сознании учащихся начинают доминировать две разнонаправленные тенденции (спасти
человека, при этом отказать в спасении другим; показать себя примерным семьянином, но дискредитировать себя как государственного деятеля). В ходе решения проблемы учащиеся выдвигают предположения, как можно преодолеть конфликт. Любое предположение связано с продумыванием соответствующей поведенческой стратегии и вариантов развития событий в каждом случае.
Теперь остановимся на технологии коммуникативно-диалоговой (дискуссионной) деятельности, которая имеет огромное значение в воспитании. Ведущим видом деятельности подростков, как известно, является интимно-личностное общение (по Д.Б. Эльконину), с учетом этого построить активную дискуссию на занятии непросто. Воспитанники часто испытывают страх и нерешительность, ожидая, что на занятиях обнаружится их некомпетентность. Чувство тревоги и сомнения в своих способностях и знаниях препятствуют свободному выражению собственных позиций. Требуются определенные усилия, чтобы вызвать ребят на активный обмен
мнениями. Поэтому действия педагога должны включать намеренное создание и фиксацию проблемной ситуации. Тема предстоящей дискуссии формулируется так, чтобы она содержала: прямой вопрос («Почему
Святополк пошел на убийство Бориса и Глеба?»); альтернативу («Иван Грозный тиран или оболганный царь?»); незавершенность мысли («Советские диссиденты ... совести?»); двусмысленность («Москва − Третий Рим?»); провокацию («Расстрел царской семьи − морально оправданная мера?»).
Началом дискуссии может стать просмотр видеосюжета или иллюстративного материала.
Технологию дискуссионной деятельности можно реализовать через «дискуссионные качели», когда обсуждение проблемы предусматривает поочередное принятие на себя обеих противоборствующих позиций – «за» и «против». При этом задача педагога заключается в координации дискуссии, контроле за игровым процессом, оказании помощи и пояснении возникающих у участников вопросов. В начале работы класс необходимо разделить на группы. Каждая группа получает установку на реализацию определенной позиции: например, первая группа должна отстаивать позицию, оправдывающую решительность опричных мер Ивана Грозного в отношении боярства, вторая группа должна защищать точку зрения, отрицающую необходимость подобных мер. На первом этапе работы группы прорабатывают предоставленные в их распоряжение иллюстративный материал и факты из исторических источников, поддерживающие ту или иную позицию, затем излагают свое мнение и пытаются убедить друг друга в справедливости приводимых доводов. На втором этапе задача каждой группы меняется на противоположную, по аналогии с качелями, совершающими движение в обратную сторону. Каждая группа отстаивает теперь точку зрения недавних оппонентов. Здесь очень важно не повторяться в аргументации, а постараться найти новые аспекты, оттенки, нюансы, доводы, развивающие защищаемую позицию. Намеренная смена позиций выполняет очень важную функцию – способствует развитию гибкости в споре, умения посмотреть на ситуацию глазами оппонента, взвесить все «за» и «против», прежде чем будет принято решение. На третьем этапе обе группы ищут согласованную позицию, объединяя все полученные результаты спора.
Метод игровой имитации позволяет включить в воспитательный процесс «переживание» конкретных исторических ситуаций. В качестве примера игровой имитации приведем историческое событие 1805 г. − посольство Ю.А. Головкина в Цинский Китай. Педагогической задачей в данном случае будет имитация «приема русского посла при дворе китайского императора» и обсуждение чувств и переживаний, которые могли возникнуть у слушателей при согласии дипломата совершить унизительную форму китайской церемонии (падение ниц и девятикратное челобитье). Достижение моральных ценностей в данном случае будет проходить через переживание вероятных психологических состояний − эмпатии, сожаления, возмущения, а нравственным станет непосредственно поступок учащегося, показывающий внешнее отношение к проблеме. При всей неоднозначности ситуации ее важность заключается в ценностном вызове, порождая различные вопросы:
- Что важнее: профессиональный долг или гордыня?
- Что преобладает: честь личности или интерес целого государства?
- Гордыня действительно грешное чувство?
- Имел ли посол право на проявление гордости?
- Бывают ли аморальные обычаи и традиции?
- Как бы Вы поступили в подобной ситуации?
Цель игры состоит в том, чтобы показать, что моральные нормы отдельного народа не всегда согласуются с нравственными представлениями других культур, и в то же время подчеркнуть особенности нравственных представлений русского человека как подлинно демократических, лояльных и человеколюбивых.
На мой взгляд, данные педагогические технологии отвечают воспитательным и инновационным требованиям современного российского государства и общества. обучающиеся активно включаются в учебный процесс, выполняют предложенные задания, с интересом обсуждают сущность духовно-нравственных вопросов. Такое воспитательное воздействие положительно влияет на формирование личности обучающегося, что
говорит об эффективности данных воспитательных технологий.
Список источников информации:
Горшенина, Н. М. Нравственное воспитание школьников на уроках истории / Н. М. Горшенина // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 2. — С. 133-134. https://moluch.ru/archive/28/3195/ (дата обращения: 05.02.2023).
Хасанов Р.Г., Духовно-нравственное воспитание на уроках истории в условиях инновационной педагогической деятельности // Социально-гуманитарные знания, № 7, 2014.
- Ярома О.В., Воспитание нравственной культуры учащихся на уроках истории // кафедра педагогики публикация Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета http://pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/digest/section-4/194-vospitanie-nravstvennoj-kultury-uchashchikhsya-na-urokakh-istorii (дата обращения 05.02.2023)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения
Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходи...
Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.
Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...
Актуализация духовно-нравственных ценностей личности школьника на уроках литературы на примере произведений XX века.
Духовно-нравственное развитие - важнейший компонент социального заказа для общества, ключевое требование ФГОС.В настоящее время понятия морали приобретают более глубокое содержание....
«Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры»
Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан- Удэ (школа диалога национальных культур) с 2002 года является федеральной экспериментальной площадкой. Школа является базовой ...
«Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры»
Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан- Удэ (школа диалога национальных культур) с 2002 года является федеральной экспериментальной площадкой. Школа является базовой ...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Выпускная квалификационная работа слушателя курсовпрофессиональной переподготовкипо дополнительной профессиональной программе«Культурология. Православная культура»...