Интеллектуальный марафон. "Вихорь-атаман Матвей Иванович Платов”
методическая разработка по истории
Цели:
образовательная – проверка и закрепление знаний учащихся о Матвее Ивановиче Платове;
развивающая – совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операций и памяти, умение анализировать события и давать им оценку;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marafon._m.i.platov.docx | 30.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальный марафон «От героев былых времен…» (9-11 кл.)
Цели:
образовательная – проверка и закрепление знаний учащихся о Матвее Ивановиче Платове;
развивающая – совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операций и памяти, умение анализировать события и давать им оценку;
воспитательная – формирование чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины.
Форма урока: интеллектуальный марафон.
Материально-техническое обеспечение:
Книжная выставка " О доблести, подвигах, славе”.
Плакаты, репродукции картин, фотографии патриотической тематики.
Значки "Отличник” 1, 2, 3 степеней.
"Чёрный ящик” (для проведения 5 этапа интеллектуального марафона) – коробка, в которой лежат рисунки или макеты кольчуги, корабля, танка времён Великой Отечественной войны, Боевого Знамени воинской части.
Запись гимна Войска Донского
Маршрутный лист – раздаточный материал.
Карточки обратной связи красного, оранжевого и зелёного цвета по количеству учащихся.
План урока:
1.Вступительное слово учителя.
2.Объяснение правил интеллектуального марафона.
3.Разминка – соперничество за право первым отвечать на вопрос.
4.Марафон по этапам.
5.Динамическая пауза между этапами (несколько гимнастических приёмов).
6.Подведение итогов и награждение лучших.
Обратная связь (рефлексия) – оценка впечатлений учащихся о проведённом уроке.
На доске написаны тема урока "Вихорь-атаман Матвей Иванович Платов” и эпиграф:
Слава Богу, что мы казаки!
Коль казаком донским родился,
Душа казачества в тебе,
Где ты родился – там сгодился!
Иного не ищи в судьбе!
В классе оформлен уголок - выставка книг патриотической тематики. Развешаны плакаты и репродукции картин.
Каждому участнику выдаётся:
1. Маршрутный лист, который даёт возможность отмечать свои ответы в колонках, стимулирует активность учащихся, желание набрать больше баллов, давая правильные ответы и дополняя ответы товарищей, а также развивает культуру труда и облегчает проверку результатов.
2. Карточки для обратной связи:
красного цвета: "Я удовлетворён уроком, он был полезен для меня. Я хорошо работал на уроке, получил заслуженную оценку, понимал всё о чём говорилось и что происходило на уроке”;
оранжевого цвета: "Урок был интересным, и я принимал в нём активное участие. Урок был в определённой степени полезен для меня. Я отвечал с места, сумел выполнить ряд заданий”;
зелёного цвета: "Пользы от урока я получил мало, не очень понимал, о чём идёт речь. Мне это не очень нужно. Домашнее задание не понял, к ответу на уроке не был готов”.
1. Вступительное слово учителя.
(На фоне гимна Войска Донского учитель читает стихотворение «Честь дороже жизни»):
За други лечь готов на плаху
и жизнь отдать,чтоб их спасти.
Такие воины, как Платов,
у Бога сызмальства в чести...
В боях ты был певцом булата,
Рубил с плеча, колол насквозь...
Всегда победа там, где Платов,
Так это с детства повелось.
Донской алмаз в лихой оправе,
Наездник, умница, герой,
Пошёл с Суворовым ты к славе
Под Измаилом вместе в бой.
А в час, когда вошли французы
Незваным гостем в милый дом,
Благословил тебя Кутузов
На битву правую с врагом.
В седло, коль зло грозит Отчизне,
Орлам, знать, рано по домам!
А наша "честь дороже жизни"-
Не правда ль, вихрь-атаман?!
И ты повёл за Русь в атаки
Полки отменных храбрецов,
"Чертей", всегда готовых к драке,
Лихих, стремительных донцов.
И бил врага, рождённый хватом,
Припомнив дедовский завет,
Великий воин русский - Платов,
Дитя Суворовских побед!
И. Шептухин
18 августа 1999г.
Имя атамана Войска Донского Матвея Ивановича Платова, графа Российской империи и полководца, героя войны 1812 года давно уже стало символом доблести и славы, верности воинскому долгу и своему Отечеству. Он по праву занимает место в пантеоне лучших сынов
России, на примере его подвигов воспитано не одно поколение защитников Родины.
Матвей Иванович остался в воспоминаниях не только как герой множества сражений и один из главных "спсасителей Отечества" в войне 1812 года, но и как персонаж комический. Прямой казацкий характер с казачьей же хитринкой и своеобразным гонором делал его странным и забавным для высшего света - однако, несмотря на свою простоту и "светскую неуклюжесть" герой был "в седле" не только на поле боя, но и при дворе - и не только Императора Российского, но и европейских монархов.
2. Объяснение правил интеллектуального марафона.
Сегодня на уроке вы как будущие защитники нашего Отечества совершите интеллектуальный марафон в глубину нашей истории. Ваша задача – показать свои знания, кратко вспомнив все дни воинской славы России. В конце урока лучшие из вас получат значок "Отличник”.
Наш интеллектуальный марафон проходит под девизом (зачитать надпись на доске): " Честь дороже жизни …”. Он делится на этапы, каждый из которых отражён в вашем маршрутном листе.
Вопросы и ответы оцениваются по бальной системе. Наряду с оценками за ответы каждый может в ходе марафона заработать по 0,5 баллов за каждое дополнение, исправление. Вы самостоятельно фиксируете в колонках свои ответы: плюс – полный ответ, тире – неполный, галочка – дополнение или исправление. В конце урока подводим итоги, награждаем победителей.
3. Разминка
Итак, разыгрываем право первого хода. Тот, кто первый ответит на мой вопрос, начнёт марафон, сможет выбрать любой этап и любой вопрос. Каждый, кто дополнит ответ хоть намного, будет следующим. Таким образом, мы установим очерёдность участия в марафоне. Если у кого – то из вас не будет ответа, право отвечать перейдёт к следующему. Ответы даём чётко и полно.
Начинаем. Внимание, вопрос: В 1782-1783 гг. Платов находился под командованием прославленного полководца. Назовите его имя.
Ответ. А.В.Суворов. Русский полководец, основоположник русской военной теории. Генерал-фельдмаршал, генералиссимус, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также семи иностранных.
4. Интеллектуальный марафон
I этап. Исторический портрет
Задание: назвать имя выдающихся современников М.И.Платова
1. Русский государственный деятель, создатель Черноморского военного флота и его первый главноначальствующий, генерал-фельдмаршал. Руководил присоединением к Российской империи и первоначальным устройством Крыма, где обладал колоссальными земельными наделами.
Оценка – 2 балла.
Ответ Г.А. Потёмкин-Таврический
2. В 12 лет зачислен в лейб – гвардии Семёновский полк. Прошёл все воинские звания. Блестяще воевал с турками и французами. Разработал учебник "Наука побеждать”. Сущность его тактики: глазомер, быстрота, натиск.
Оценка – 3 балла.
Ответ. А. В. Суворов
3. Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Удостоен многих русских наград. Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине. В годы Великой Отечественной войны в его честь был учреждён орден.
Оценка – 4 балла.
Ответ. М. И. Кутузов
4. Будущий полководец родился в Тифлисе. С ранних лет проявил большой интерес и любовь к военному делу, мечтая посвятить себя профессии военного. Военную службу в 17 лет рядовым в Астраханском пехотном полку.
Оценка – 5 баллов.
Ответ. П.И. Багратиона
II этап. Историческое событие
Задание: ответить, какому событию посвящены строки, рассказать о нём.
«…И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.»
Оценка – 2 балла.
Ответ. 26 августа (7 сентября)1812 г. – Бородинское сражнение. Крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала от инфантерии светлейшего князя Михаила Голенищева-Кутузова и французской армией под командованием императора Наполеона I Бонапарта.
" Визжа, погибали от ран янычары —
Порубано много и наших солдат,
В тылу егерей появились гусары —
И Русь не отступит ни шагу назад!
Турецкие сабли на Солнце сверкали —
Гранёною сталью тускнели штыки:
«Повсюду османы назад отступали —
А сзади заходят в их тыл казаки»…»
Оценка – 3 балла.
Ответ. 22 декабря (11 декабря по старому стилю) 1790 года - штурм и взятие турецкой крепости Измаил под командованием графа Александра Суворова
" …Видишь конницы лавину,
Пик сверкают острия?
И, закрыв глаза, картину
Представляю ясно я.
Вспомним славные моменты,
Их хранят, глядя вослед,
Превратившись в монументы,
Атаманы прошлых лет.
И собор красы чудесной
Охраняет площадь ту,
Странной лёгкостью небесной
Воспевая красоту”.
Оценка – 4 балла.
Ответ. 18(30) мая 1805 - атаманом Матвеем Ивановичем Платовым был основан город Новочеркасск-столица Донского Казачества.
" А русский царь,
Мальтийский рыцарь,
Чтобы британцам отомстить,
С французом станет мир делить.
И казаков в поход отправит,
Но сам не долго будет править.
Колоний Англию лишить? …”
Оценка – 5 баллов.
Ответ. 1801 год – Индийский поход казаков, секретный проект совместной операции по захвату Британской Индии, который в 1801 году готовили российский император Павел I и первый консул Франции Наполеон Бонапарт.
III этап. Из первых уст
Задание: назвать автора прочитанных слов и событие/ человека, о котором они были написаны или сказаны.
1. «Известные ваши достоинства и долговременная и безупречная служба, побудили меня избрать вас в войсковые атаманы Войска Донского на место умершего генерала от кавалерии Орлова»
Оценка –2 балла.
Ответ. Император Александр 1 о Матвее Ивановиче Платове
2. Когда покинутый город осветился заревом пожара, Платов зарыдал и объявил всем окружающим: «Если кто, хоть бы простой казак, доставит ко мне Бонапартишку, живого или мертвого, за того выдам дочь свою!». Как известно, Бонапартишку отловить не удалось, и впоследствии дочь атамана, Марья Матвеевна, вышла замуж за донского генерала Грекова.
Оценка – 3 балла.
Ответ. Пожар в Москве в период со 14 по 18 сентября 1812 год во время оккупации города французскими войсками. Пожар охватил практически весь Земляной и Белый города, а также значительные территории на окраинах города, уничтожив три четверти деревянных построек.
3. «Атаману не нравится великий император, что он так пристально смотрит на него?». «Я вам скажу, что я вовсе не на императора вашего смотрю, ибо в нем нет ничего необыкновенного, такой же, как и прочие люди. Я смотрю на его лошадь, а как сам знаток, то весьма хочется мне узнать какой она породы»
Оценка – 4 балла.
Ответ. М.И.Платов о Наполеоне Бонапарте во время переговоров при Тильзите 25 июня по 7 июля 1807 года
4. «…потеряв терпение, от уговоров перешел к действиям и велел принародно сечь непокорных казаков, не желавших переселяться …, что вызывало в них еще большее озлобление и против атамана, и против новой столицы»
Оценка – 5 баллов.
Ответ. Историк М.Астапенко, об основании города Новочеркасска
IV этап. Историческая мозаика
1. Перечислите войны в которых участвовал М.И.Платов.
Оценка – 2 балла.
Ответ. Русско-турецкая война (1768—1774), Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва, Русско-турецкая война (1787—1791), Русско-персидская война (1796), Индийский поход (1801), Русско-турецкая война (1806—1812), Отечественная война 1812 года.
2. Кому принадлежат слова «Дайте мне 20 тысяч казаков, и я завоюю весь мир”?
Оценка – 3 балла.
Ответ. Наполеон Бонапарт, император французов в 1804-1814 и 1815 годах, полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства, один из наиболее выдающихся деятелей в истории Запада.
3. Составьте хронологическую цепочку, начиная с самого отдалённого по времени события:
А) Бородинское сражение (4)
Б) штурм Измаила (1)
В) основание Новочеркасска (3)
Г) Индийский поход казаков (2)
Оценка – 4 балла.
Ответ. Учащиеся на карточках с перечислением событий ставят цифры и передают их для проверки соседям по парте, баллы получают оба, если хронологическая цепочка составлена правильно.
4. В каком году имя Платова было присвоено аэропорту, открытому неподалёку от Ростова-на-Дону? Решение об этом было принято Правительством Ростовской области по результатам проведённого голосования в марте 2016 года.
Оценка – 5 баллов.
Ответ: 7 декабря 2017 года
V этап. "Чёрный ящик”.
1. Картина Джорджа Доу и его мастерской из Военной галереи Зимнего дворца. Обстоятельства создания картины не установлены. Готовая картина была принята в Эрмитаж 7 сентября 1825 года
Оценка – 2 балла.
Ответ: «Портрет Матвея Ивановича Платова»
2. Существовали натруски с конца XV и до начала XX в. Изготавливалась из рога, кожи, дерева, металла и носилась на ремне или портупее. Применялась в армии и на охоте. От натрусок отказались с появлением капсюльного оружия.
Оценка – 3 балла.
Ответ: натруска
3. Средство управления лошадью, представляющее собой короткую, ременную плеть, сплетённую или сшитую из нескольких ремешков и постепенно сужающуюся к концу в большинстве случаев.
Оценка – 4 балла.
Ответ: нагайка
4.— символ военной власти, которой наделяется атаман (у запорожцев — гетман).
— посох с металлическим навершием, на котором первоначально «насекались» имена атаманов, владевших насеками. Символ гражданской власти атаманов всех степеней.
- знаковый предмет, находящийся в руках войскового командующего во время сражений. Символизирует атаманство, олицетворяет ставку.
Оценка – 5 баллов.
Ответ: БУЛАВА (ПЕРНАЧ), НАСЕКА, БУНЧУК
5. Динамическая пауза.
Проводится между этапами интеллектуального марафона, чтобы помочь учащимся снять напряжение, в виде выполнения под руководством учителя нескольких гимнастических упражнений.
6. Подведение итогов и награждение лучших.
Учитель : итак, наш интеллектуальный марафон подошёл к концу. Мы вспомнили выдающиеся победы российского воинства, которые наша страна отмечает как дни воинской славы России. Выскажите своё мнение: в чём заключается долг памяти молодого поколения россиян? (Учащиеся отвечают на вопрос).
Своим знаниями вы показали, что стремитесь продолжать славные традиции нашего Отечества, народа России и её Вооружённых сил.
Подсчитаем баллы, набранные в ходе интеллектуального марафона, объявляю приказ о награждении.
За отличные знания, значком "Отличник” 1 степени наградить… (перечисляются учащиеся, которые показали самые глубокие знания, наиболее активно участвовали в интеллектуальном марафоне и набрали наибольшее количество баллов).
Значком "Отличник” II степени наградить…(перечисляются учащиеся, которые проявили активность и показали твёрдые знания, но на некоторые вопросы дали неполные ответы и набрали меньше баллов).
Значком "Отличник” III степени наградить…(перечисляются учащиеся, которые проявили заинтересованность, активность, но набрали меньше баллов, чем удостоенные значков I, II степени).
Значки вручаются под фонограмму песни "От героев былых времён”.
7. Обратная связь.
Игра окончена. Спасибо всем за активное участие в ней
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блантер Матвей Исаакович. Творческий портрет композитора.
По данной работе были проведены уроки и классные часы в разных классах, с целью более подробного знакомства с творчеством нашего земляка, талантливого композитора-песенника М.И.Блантера, а также донес...
Урок развития речи -заочная экскурсия "Память о Матвее Платове". Презентация.
Представляю презентацию для проведения урока развития речи с использованием регионального компонента. Урок проводился в коррекционной школе I вида при изучении темы "Рассказ о знаменитом земляке". Пос...
Матвей Исаакович Блантер
Матвей Исаакович Блантер...
Матвей Михайлович Осодоев "Ууган хубуун"
М.М.Осодоевай «Ууган хүбүүн» туужа соо дайнай баатар Владимир Бильдушкиновай дүрэ (9 класс)...
Урок по швейному делу в коррекционной школе 8 вида. Раздел: "Изготовление цельнокроенного прямого платья по производственной технологии". Тема : "Аксессуары к готовому платью"
Урок практического повторения раздел "Изготовление прямого цельнокроенного платья по производственной технологии" по теме "Аксессуары к готовому платью" для учащихся ( класса коррекционной школы...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ. БРЭЙН-РИНГ, ПОСВЯЩЕННЫЙ 5-ЛЕТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КЛУБА «ПЛАТ»
Цели: · Расширить интеллектуальный кругозор.· Повысить интерес ко все большему познанию окружающего мира...