Чему учил китайский мудрец Конфуций
методическая разработка по истории (5 класс)

Смирнова Светлана Александровна

Урок истории в 5 классе по теме "Древний Восток"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chemu_uchil_kitayskiy_mudrets_konfutsiy.docx40.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 25. Чему учил китайский мудрец Конфуций. 5 класс.

Учитель истории и обществознания:

Смирнова Светлана Александровна,

высшая категория

Педагогические цели

Способствовать ознакомлению с местоположением и природными условиями Китая: содействовать формированию представлений о предпосылках складывания государственности в Китае и о влиянии учения Конфуция на правила и нормы поведения всех жителей Китая, включая правителей.

Задачи урока

  • Обучающие: учить учащихся методу анализа исторического текста, умению обобщать и систематизировать материал, работать с картой, умению использовать ранее приобретённые знания в нестандартной обстановке; сформировать знания об особенностях нравственных правил и норм древних китайцев и их влиянии на современную жизнь.
  • Развивающие: развивать устойчивый интерес к истории разных стран и народов, обогащать их историко-культурный словарь; умение работать в паре и группе, умение критически принимать замечания и корректировать результаты своей работы.
  • Воспитывающие: формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

Планируемые результаты

Предметные: сформируют представления о разнообразии древних цивилизаций и особенностях Древнего Китая, влиянии его культуры на другие народы;

Личностные: уметь понять и принять ценности другой культуры, религии, точки зрения.

Метапредметны:

  • регулятивные: уметь преобразовать практическую задачу в познавательную; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • познавательные: научатся осуществлять поиск информации и умению её систематизировать и обобщать;
  • коммуникативные: устанавливать партнёрские взаимоотношения в группе, аргументировать свою точку зрения, принимать чужую точку зрения.

Ресурсы

Организация пространства

Ученики сидят в группах по 4 чел., группы работают по индивидуальным заданиям.

Основные понятия

Местоположение и природные условия Китая. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Конфуций – самый знаменитый мудрец Древнего Китая. Поднебесная, Сын Неба, дракон, бамбуковая книга, иероглиф.

Педагогические технологии

ролевая игра; групповой информационный проект; проблемные задания.

Тип урока

усвоение новых знаний.

Вид

ролевая игра.

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

 Рассаживает уч-ся по группам. Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный,  Беседа

При ответе на вопросы я вам буду давать «карточки успеха». В конце урока мы сможем определить лучшего знатока сегодняшнего урока.

Что же вы изучили на прошлом уроке?

Перечисляют темы прошлого урока.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Беседа по вопросам

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа

Т.Е. мы познакомились с Индией- одной из стран Древнего Востока. Какие ещё страны относятся к Древнему Востоку.

Темой для нашего урока будет Китай. Конкретную тему вы сформулируете в конце урока, после того, как познакомитесь с материалом учебника.

Параграф большой, но мы облегчим с ним работу, сделаем вместе с вами презентацию по новому параграфу. Работать будем вместе по группам; я готовлю картинки к файлам, а вы- в своей группе- текст .Задача выполнить строгие условия., которые я написала к каждому файлу на стол.(1) и (2- выбрать для ответа лучшего, т.к. его оценка идёт всей группе.)

Слушают учителя и отвечают на его вопросы

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем по группам; знакомятся с заданиями группы

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Местоположение и природные условия. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения

Групповая

Проблемный

Творческий

Постановка проблемного вопроса и заданий к файлу №1

Работают с  текстом учебника  стр.102

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: слушают

и понимают речь других

Определяют лидера для выступления

Работа с картой,  отвечают на вопросы, решают проблему

Религиозно-философские

учения (конфуцианство). Конфуций

 Групповая. Словесный, Творческий, Проблемный. Сообщение, работа с текстом,

Постановка проблемного вопроса и заданий к файлу № 2

Организую выступление с сообщением о Конфуции.

Сформулировать тезисы на тему: « Что значит быть добродетельным китайцем?

Знакомятся с личностью мудреца Конфуция,

Объясняют значение понятия «конфуцианство» ,характеризуют его учение.(тезисы)

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения;

учатся основам проектно-исследовательской деятельности; осуществляют поиск информации, необходимой для  решения учебной задачи.

Коммуникативные: готовят сообщения, используя информацию, полученную из ресурсов Интернета; высказывают свое мнение, оформляют файл; определяют лидера для выступления

Сообщение,

работа с текстом,

формулируют тезисы

Как вели себя учтивые китайцы.

Групповая.  Творческий, Проблемный. работа с текстом

Постановка проблемного вопроса и заданий к файлу № 3

 Как вели себя учтивые китайцы?

Характеризуют учение Конфуция, составляют тезисы

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения.

Коммуникативные: оформляют файл;

Определяют лидера для выступления

Сообщение,

работа с текстом,

формулируют тезисы

Мудрость –в знании старинных книг.

Групповая.  Творческий, Проблемный. работа с текстом

Постановка проблемного вопроса и заданий к файлу № 4

Какое историческое наследие оставили китайцы?

Постановка проблемного вопроса и заданий к файлу № 5

Вставляют слова в исторический текст, решают тест

Регулятивные: принимают  учебную задачу, определяют алгоритм её решения;

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения, решают познавательные задачи; учатся основам проектно-исследовательской деятельности; осуществляют поиск информации, необходимой для  решения учебной задачи.

Коммуникативные: определяют лидера для выступления.

Сообщение,

работа с текстом, и тестом

Физкультминутка:

А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли! В стороны. вперёд, назад, повернулись вправо, влево, сделали пять наклонов, вход, выдох, тихо сели –вновь за дело!

V. Закрепление знаний
и способов действий

 коллективная. Словесный, практический. тест

Организую представление презентации,

выполнение  индивидуальных тестовых
заданий  на Древе Знаний .

тест.

Презентуют презентацию.

Выполняют тестовые задания

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: умеют работать в группе

 Презентация, тест;

Подсчёт карточек успеха, выставление оценок.

Рефлексия

коллективная. Словесный, практический

«Есть ли одно такое слово, руководствуясь которым можно было бы прожить всю жизнь? – спросили у Конфуция.

«Да. Есть. Это снисходительность»

Вот так же снисходительно оцените наш урок. Вам нужно сорвать с «Древа Знаний» либо яблоко (урок понравился), либо (зелёный лист) не понравился.

Делают выбор

 Регулятивные: оценивание своей деятельности, деятельности учащихся и учителя.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: умеют работать в группе

Подсчёт «плодов» с

«Древа Знаний»

VI. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание. П.22

Индивидуальные задания: сообщения «Великий шелковый путь», «Научные знания и изобретения», «Храмы», «Великая Китайская стена» (по ресурсам Интернета, энциклопедий)

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее самостоятельное выполнение;

контурная карта, сообщения

Приложение.

Стол № 1.  Файл 1.

Читаем стр. 102, отвечаем на вопросы(письменно)

1.В какой части света  находится Китай?

2. Когда  и где появились первые государства  Древнего Китая?

Проблема: (решить устно)

Почему Хуанхэ называют  «Жёлтой рекой?»

Стол № 2. Файл №2.

Читаем стр. 102-103.,

 п.1. «Высшая добродетель- уважение к старшим».

 Что значит быть добродетельным китайцем?

Ответь в форме тезисов (кратких предложений):

1.соблюдать древние порядки

2.

3.

4.

и так далее

Стол № 3. Файл №3

Читаем стр. 105-106, п. 3 «Как вели себя учтивые китайцы».

Ответь на вопрос Как вели себя учтивые китайцы?  в форме тезисов (кратких предложений):

1.бать воспитанным, иметь хорошие манеры

2.

3.

4. и так далее

Стол №4. Файл №4.

Вставьте пропущенные слова  (используйте текст учебника на стр.104-105, п.2 « Мудрость в знании старинных книг»)

  1.  Китайцы приготавливали из (1) __________________ тонкие, хорошо обструганные дощечки, просверливали в них небольшое отверстие и скрепляли шнурком. На (2) ___________________ писали деревянной палочкой, обмакивая ее в (3) __________. Когда появился (4) __________, то очень важные документы стали писать на нем. Однако (5) ________________ был очень дорог, и только с изобретением (6) _______________ люди обрели самый распространенный материал для письма.
  2. К культурно-историческим достижением древних китайцев относятся:

а) компас; б) ткани из хлопка; в) шелк; г) шахматы; д) цифры; е) бумага; ж) законы Хаммурапи; з) поэма «Рамаяна»; и) поэма «Илиада».

Выбери правильный ответ и продолжи. Назови главные занятия населения Китая.

Стол №5. Файл №5.

Расположите в правильной последовательности приведенные ниже слова и вы прочтете мысли китайского мудреца Конфуция.

1) По, человека, манерам, узнать, воспитанного, легко, его.

2) Книг, старинных, в, мудрость, знании.

3) Ступень, путь, поколений, проложенный, будущих, для, ученым.

4) Государство, большой, подобно, семье.

5) Справедливости, благодарный, к, человек, стремится.

6) К, добродетель, уважение, старшим, высшая.

7)О, знают , не, тебя, не, беспокойся, том.   Знали, о, беспокойся, достоин, том, ли, того, ты, тебя, чтобы.

Тесты к уроку

1.Выберите особенности конфуцианства.

а) Государство – большая семья;

б) создатель мира – единый бог;

в) бог – правитель страны;

г) правитель должен быть строгим, но справедливым;

д) правитель должен быть добрым, любящим своих подданных;

е) люди должны соблюдать ритуалы.

2. К культурно-историческим достижением древних китайцев относятся:

а) компас; б) ткани из хлопка; в) шелк; г) шахматы; д) цифры; е) бумага; ж) законы Хаммурапи; з) поэма “Рамаяна”; и) поэма “Илиада”.

3. Первые государства в Китае появились:

а) в IV тысячелетии до н. э.;                в) во II тысячелетии до н. э.;

б) в III тысячелетии до н. э.;                г) в I тысячелетии до н. э.

4. В I тысячелетии до н. э. китайцы расселились:

а) между реками Евфрат и Тигр;                в) на Великой Китайской равние.

б) Инд и Ганг;                        г) Нил и Дунай.

5. К культурно-историческим достижением древних китайцев относятся:

а) компас; б) ткани из хлопка; в) шелк; г) шахматы; д) цифры; е) бумага; ж) законы Хаммурапи; з) поэма “Рамаяна”; и) поэма “Илиада”.

6.Какой мудрец заслужил особое почитание в Китае?

             1) Мухаммед; 2) Конфуций; 3) Иисус; 4) Будда.

7. Самым высшим существом для китайцев было:

1) Небо; 2) Солнце; 3) звезды; 4) Луна.

8. Государство Китая возникло на территории:

1) Южной Азии; 2) Восточной Азии; 3) Северной Азии; 4) Западной Азии.

9. В существование каких сверхъестественных существ верили китайцы?

1) Драконов; 2) химер; 3) единорогов; 4) русалок.

10. На чем писались тексты во времена Конфуция?

1) На пергаменте; 2) на глине; 3) на папирусе; 4) на бамбуковой бумаге.

11. Как китайцы называли свою страну?

1) Лучезарной; 2) Подзвездной; 3) Подлунной; 4) Поднебесной.

12.  Что должен был запомнить ученый китаец?

1) Три тысячи иероглифов; 2) пятьсот иероглифов; 3) тысячу иероглифов; 4) две тысячи иероглифов.

13. Выбери из списка  страны, которые возникли в тот же период, что и  Древний Китай:

1)Египет 2) Шумер  3) Финикия  4) Ассирия  5) Индия   6)Вавилонское  царство

14.Как называется море, в котрое впадает  река Хуанхэ?

15. Как ты думаешь, почему Китайская цивилизация возникла позже, чем Индийская?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Презентация урока по теме: "Чему учил китайский мудрец Конфуций". Разработана к учебнику истории Древнего мира 5 класса. автор: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая А.И,...

Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Аннотация к методической разработке.Автор: Гаврилова Елена Алексеевнаучитель истории и обществознания ОПФ МОУ "СОШ с.Октябрьский Городок" в с.КарамышкаЦель данного урока: сформировать представлен...

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Комбинированный уроке о китайском мудреце Конфуции....

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Чему учил китайский мудрец Конфуций...

Урок: Чему учил китайский мудрец Конфуций

цель урока;1.рассмотреть особенности древнекитайской цивилизации2.изучить биографию и учение древнекитайского мудреца Конфуцияплан урока:1. географическое положение и природу Древнего Китая2.биография...

презентация к уроку по теме "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

презентация к уроку истории в 5 классе "Чему учил китайский мудрец Конфуций"...