Рабочая программа по предмету "Мир истории " для 6 класса (ФГОС ИН) 1 вариант
рабочая программа по истории (6 класс)

Сафонова Ирина Николаевна

Рабочая программа по предмету " Мир истории" составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика учебного предмета.
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
  4. Планируемые результаты освоения  учебного предмета.
  5. Содержание учебного предмета.
  6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
  7. Календарно - тематическое планирование.

8) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

9) Приложения к программе:

9.1) Календарно — тематическое планирование.

9.2) Контрольно — измерительные материалы.

9.3) Методические материалы.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); примерной адаптированной общеобразовательной  программы обучающихся с умственной отсталостью;  авторской программы О.И.Бородиной, В.М. Мозгового по предмету  «История» сборника Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов   № 1. - Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 год, авторской программы И.М. Бгажноковой, Л.В.Смирновой «История» сборника Программ  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов,- Москва, «Просвещение», 2005год.

Пропедевтический курс «Мир истории» предназначен для обучающихся 6 класса, изучающих историю первый год.

В основу разработки пропедевтического курса «Мир истории» (пропедевтика) положено научное исследование Л.В. Смирновой, которая выявила, что представления об окружающем мире и сведения исторического содержания (до начала обучения) у учащихся 6 класса носят разобщенный, фрагментарный характер. Дети не могут точно назвать страну, край, область, в которой живут, смешивают понятия столица, главный город края, области, не представляют состав числа во временных границах века, не умеют объяснить, кто такие предки, потомки, что такое кочевой или оседлый образ жизни, настоящее, прошлое и многие другие понятия.

  Цель программы: подготовить обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в VII – IX классах.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

― формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека  на различных исторических этапах его развития;

― формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом пространстве»;

― формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других;

  • формирование умений работать с «лентой времени»;
  • формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;
  • воспитание интереса к изучению истории.

2. Общая характеристика учебного предмета

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в обществе.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья; направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

При проведении уроков используются методы:

  • Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой, ;
  • Наглядные - наблюдение, демонстрация;
  • Практические – упражнения, работа с исторической картой, картиной, схемами.
  • Проблемный;
  • Частично-поисковый;
  • Исследовательский;

Занятия проводятся в классно-урочной форме.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок);
  • Комбинированный урок.

При проведении урока применяются ТСО: фрагменты кино, мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, самостоятельные работы.

Знания и умения учащихся оцениваются за учебную четверть и за год. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний учащихся. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, тестовых и самостоятельных работ.

На изучение регионального компонента отводится не менее 10% учебного времени.

С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся применяются элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного: физкультминутки, динамическая смена поз, упражнения по коррекции и охране здоровья.

3.  Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Мир истории» относится к образовательной области «История России» и рассчитан  на 1 год обучения.

Программа предусматривает следующее количество часов в год:  6 класс – 2 часа – 34 учебных недели – всего 68 часов.

4.Планируемые  результаты освоения учебного предмета  

Личностные результаты

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

            Минимальный уровень:

  • понимание доступных исторических фактов;
  • использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
  • последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов;
  • использование помощи учителя при выполнении учебных задач, самостоятельное исправление ошибок;
  • усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);
  • адекватное реагирование на оценку учебных действий.

Достаточный уровень:

  • знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы;
  • использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях;
  • участие в беседах по основным темам программы;
  • высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам;
  • понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью учителя;
  • владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
  • владение элементами оценки и самооценки;
  • проявление интереса к изучению истории.

Класс

Обучающиеся должны уметь:

Обучающиеся должны знать:

6 класс

  • объяснять какие родственники называются близкими, а какие дальними;
  • называть свой адрес (округ, область, район, поселок);
  • ориентироваться в понятиях сегодня, завтра, вчера; ориентироваться в частях века: начало, середина, конец;
  • по иллюстрациям описывать внешний вид человека умелого, человека прямоходящего, древнейшего человека;
  • описывать основные занятия древних людей;
  • объяснять причины зарождения религиозных верований.
  • что такое даты жизни;
  • основные занятия жителей округа;
  • название страны, в которой живем;
  • государственные символы своей страны (флаг, герб, гимн);
  • название планеты, на которой живем;
  • какое время называется прошлым, настоящим, будущим;
  • какое время называется историческим;
  • чем питался древний человек.

Базовые учебные действия:

Регулятивные УД:

  • Определять и  формулировать цель   деятельности на  уроке  с помощью учителя.
  • Проговаривать  последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с текстом учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
  • Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место.
  • Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя.

Познавательные УД:

  • Планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  
  • Отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
  • Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
  • Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя.
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  • Преобразовывать информацию из  одной  формы в другую.
  • Использовать знаково-символические средства с помощью учителя.

Коммуникативные УД:

  • Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс).
  • Обращаться за помощью и принимать помощь.
  • Слушать и понимать речь  других; инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
  • Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.
  • Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях, учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
  • Оформлять свои мысли в устной речи.
  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

5. Содержание учебного предмета

Наименование разделов и тем учебного предмета

Количество часов на изучение раздела

Содержание тем учебного предмета

Практическая часть

Реализация РК

Введение

Представление о себе и окружающем мире

11 часов

Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен. Отчество в имени человека. Происхождение фамилий. Семья: близкие и дальние родственники. Поколения, предки, потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.

Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город, поселок, село), кто и когда его построил. Твои соседи.

Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях.

История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей школы.  

Местность, где мы живем (город, село). Происхождение названия местности. Край (область, республика), в котором мы живем; главный город края, национальный состав, основные занятия жителей края, города.

Россия ― страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный состав. Республики в составе Российской Федерации. Государственные символы РФ.  Руководитель страны (президент РФ). 

Большая и малая родина.

Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем.

РК. Составление собственной родословной и автобиографии

РК. Рисунок «Мой дом». Составление рассказа «Мои соседи»

РК. Рисунок «Моя улица»

РК. Составление рассказа « Мой край»

Представления о времени в истории

3 часа

Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра. Меры времени. Измерение времени. Календарь (происхождение, виды).

Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление). «Лента времени». Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь).  Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие. Основные события ХХ века (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI век).

2- самостоятельные

РК. Распределение основных событий из жизни на «ленте времени»

Начальные представления об истории

4 часа

История  наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение исторических знаний для людей. Историческая память России. 

Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах).

Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники зодчества, строительства и архитектуры; живопись и т.д.), устные (фольклор), письменные (летописи, старинные книги, надписи и рисунки и т.д.). Архивы и музеи (виды музеев). Библиотеки.

Историческое пространство. Историческая карта.

1- тест

РК. Музеи города Магнитогорска

История Древнего мира

11 часов

Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного.

Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания, отличие от современных людей.

Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда. Каменный века.

Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи. Совершенствование орудий труда и занятий. Защита от опасностей. Образ жизни и виды деятельности. Причины зарождения религиозных верований. Язычество.

Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий: борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека.

Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы древних людей: семья, община, род, племя.

Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати.

Зарождение обмена, появление денег. Первые города Создание человеком искусственной среды обитания. Возникновение древнейших цивилизаций.

  1. тест

РК. История появления города Магнитогорска

История вещей и дел человека (от древности до наших дней)

История освоения человеком огня, энергии

5 часов

Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.

Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи и др.

Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн.

Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни человечества.

РК. Использование огня на ММК.

РК. Способы получения энергии на ММК и для населения.

История использования человеком воды

5 часов

Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.

Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие  представления).

Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия, в истории человечества.

Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.

Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.

РК Использование воды на ММК.

История жилища человека

3 часа

Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы, используемые для строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Архитектурные памятники в строительстве, их значение для изучения истории.

РК. Строительство первых жилищ на Южном Урале.

История появления мебели

2 часа

Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.

История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением  мебели.

РК. Магнитогорская мебельная фабрика.

История питания человека

6часов

Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества.

Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы  добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие, скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.

История хлеба и хлебопечения.

Способы хранения и накопления продуктов питания.

Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.

РК. Земледелие и скотоводство Южного Урала.

РК. Магнитогорские хлебозаводы и пекарни.

РК. Птицефабрики и свинокомплексы Южного Урала.

РК. Блюда народов Южного Урала.

История появления посуды

4 часов

Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды.

Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Преимущества деревянной по суды для хранения продуктов, народные традиции ее изготовления.

Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.

Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.

1-тест.

РК. Южноуральский фарфоровый завод.

История появления одежды и обуви

5 часов

Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде.

Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды. Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).

История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.

Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.  

РК. Одежда и обувь народов Южного Урала.

РК Обувная фабрика «Фома»

История человеческого общества 

9 часов

Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире.

Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам. Значение религии для духовной жизни человечества.

Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.

Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки.

Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит. История книги и книгопечатания.

Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера человеческой деятельности.

Виды и направления искусства.

Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Политика государства, гражданские свободы, государственные законы.

Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Государства богатые и бедные.

Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.

  1. тест

РК. Церкви и храмы Магнитогорска.

РК. Культурные центры города Магнитогорска.

6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета

Оценка личностных результатов предполагает  оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Оценка предметных результатов проводится  с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.  Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.

Устный ответ:

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

- обнаруживает понимание материала;

-самостоятельно формулирует ответы;

-допускает единичные ошибки и сам исправляет

-обнаруживает понимание материала;

-самостоятельно формулирует ответы;

-допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки);

-допускает ошибки в речи (1-2 ошибки);

-обнаруживает знание и понимание основных положений темы;

-излагает материал недостаточно полно и последовательно;

-допускает ряд ошибок в речи;

-затрудняется самостоятельно подтвердить пример;

-нуждается в постоянной помощи учителя;

-обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала;

-допускает ошибки в формулировке ответа, искажает его смысл;

-делает грубые ошибки;

-не использует помощь учителя;

Письменная работа:

При оценке комбинированных работ

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

Оценка «1»

Если вся работа выполнена без ошибок;

Если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки;

Правильно выполнена большая часть заданий;

Выполнено  менее половины других заданий;

Если ученик не приступал к заданию, не выполнил правильно ни одного задания;

  • Время выполнения контрольных работ в 5-10 классах 35-40 минут. За указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть её проверить.
  • Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение – написание тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках истории.

7 . Учебно тематический план.

№ п/п

Наименование темы, раздела.

Кол-во часов

Базовые учебные действия

1

Представление о себе и окружающем мире

11 часов

Регулятивные УД: определять и  формулировать цель   деятельности на  уроке  с помощью учителя, проговаривать  последовательность действий на уроке, учиться работать по предложенному учителем плану, работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место, корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя.

Познавательные УД: планировать свою работу по изучению незнакомого материала, отбирать необходимые  источники информации, сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников, ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УД: вступать в контакт и работать в коллективе, обращаться за помощью и принимать помощь, слушать и понимать речь  других; инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности, уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя, участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях, учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2

Представления о времени в истории

3 часа

3

Начальные представления об истории

4 часа

4

История Древнего мира

11 часов

5

История вещей и дел человека (от древности до наших дней)

25 часов

6

История освоения человеком огня, энергии

5 часов

7

История использования человеком воды

 5часа

8

История жилища человека

3 часа

9

 История появления мебели

2 часа

10

История питания человека

 6 часов

11

История появления посуды

 4 часов

12

История появления одежды и обуви

 5 часов

13

История человеческого общества

 9 часов

 8. Учебно-методический комплекс

Список  учебно-методической литературы:

  1. Программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сборник 1 5 – 9 классы под редакцией В.В. Воронковой. -  Москва,  «Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014 год.  
  2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сборник 1 5 – 9 классы под редакцией А.К. Аксеновой, И.М. Бгажноковой. -  Москва,  «Просвещение», 2005 год.

Учебники:

И. М Бгажнокова,  Мир истории. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные обшеобразовательные  программы.- М.: «Просвещение», 2018г. , 2019г.

Литература для учителя:

  1. Учебно – методическое пособие под редакцией Б.П. Пузанова, О.И. Бородиной, «Уроки истории в 7классе специальной (коррекционной)общеобразовательной школы VIII вида», М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004г.

Дидактический материал:

  1. Таблицы, схемы; Словарные слова.
  2. Карточки с индивидуальными заданиями;
  3. Тестовые задания;
  4.  Репродукции исторических событий, портреты
  5. Контурные карты.

Перечень интернет ресурсов и электронных источников:

  1. Региональная коллекция ЦОР.
  2. Единая коллекция ЦОР «1С».  

9. Приложения.

9.1. Календарно — тематическое планирование.

Название темы урока

К/ч

Дата

Основные понятия

Основные виды деятельности обучающихся

Коррекционная работа

1 четверть

Введение.  

Представление о себе и окружающем мире 

1

Твое имя. История имени. Возникновение и значение имен

имя

Работа с дополнительными источниками.

Развивать познавательные способности

2

Отчество в имени человека. Происхождение фамилий.

фамилия

отчество

Работа с дополнительными источниками Работа в тетради.

Развивать познавательные способности

3

Семья: близкие и дальние родственники. Поколения, предки, потомки, родословная. Даты жизни РК.

поколения, предки, потомки родословная

Работа в тетради (составление родословной, автобиографии), работа в альбоме (рисование рисунка «Моя семья»)

Коррекция мыслительной деятельность через умение устанавливать родственные связи

4

Понятие о биографии. Твоя биография.

биография

Работа в тетради (составление автобиографии)

Коррекция мыслительной деятельности,  монологической речи.

5

Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома(регион, город, поселок, село), кто и когда его построил. Твои соседи. Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях. РК.

регион, поселок, город, соседи

Работа в тетради (составление рассказа «Мой дом»), работа в альбоме (рисование рисунка «Мой дом»). Подбор пословиц и поговорок о доме, семье, соседях

Коррекция монологической речи через составление рассказа и пространственной ориентации через рисунок

6

История улицы. Название городов и  улиц, их происхождение. Улицы твоего дома, твоей школы. РК.

улица

Работа в тетради (изображение улиц «Моя улица»)

Коррекция мыслительной деятельности,  монологической речи. Коррекция личностных качеств.

7

Местность, где мы живем (город, село). Происхождение названия местности. РК

город, край

Составление описания  своего края по плану.

Коррекция монологической речи

8

Край (область, республика), в котором мы живем. Главный город, национальный состав, основные занятия жителей края. Большая и малая Родина. РК.

область

Урал

большая Родина

малая Родина

Составление рассказа о своем крае

Коррекция монологической речи и личностных качеств.

9

Россия – страна, в которой мы живем ее столица, население, национальный состав. Республики в составе Российской Федерации.

 

столица, население, республика, символы, президент

Работа в тетради, картой, работа с символами, цветами карты

Коррекция мыслительной деятельности и личностных качеств

10

Государственные символы РФ. Руководитель страны (президент РФ)

герб

флаг

гимн

Работа в тетради с символами

Коррекция мыслительной деятельности через оформление выводов.

11

Планета, на которой мы живем. Другие  страны мира.

страны мира

планета

Работа в тетради

Коррекция мыслительной деятельности через оформление выводов.

Представления о времени в истории- 4 часа

12

Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятие вчера, сегодня, завтра. Меры времени.

вчера, сегодня, завтра

Составление схем сменяемости времен года.

Коррекция временных представлений.  Формирование умения работать самостоятельно.

13

Измерение времени Происхождение календаря, его  виды. Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календари).

календарь  - римский, земледельческий

Составление  календаря.

Коррекция временных представлений.  Формирование умения работать самостоятельно.

14

Представление об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха. Части века. Основные события XX века. Новое тысячелетие (XXI век). "Лента времени." РК.

Век, тысячелетие, историческая эпоха

Распределение исторических событий на «ленте  времени». Определять время.

Коррекция временных представлений.  Формирование умения работать самостоятельно.

Начальные представления об истории-5часов

15

История - наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение исторических знаний для людей. Историческая память России.

история, исторические события

Работа в тетради, игра «Путешествие в страну Историю»

Коррекция мыслительной деятельности через оформление выводов.

16

Науки помогающие добывать исторические сведения (археология, этнография, геральдика, нумизматика и др.)

археология, этнография, геральдика, нумизматика

Работа в тетради, составление схемы «Науки помогающие истории»

Коррекция мыслительной деятельности через оформление выводов.

2 четверть

17

Источники исторических знаний: вещественные, (предметы быта; памятники зодчества, строительства и архитектуры; живопись и т.д.),  устные (фольклор), письменные (летописи, старинные книги, надписи и рисунки и т.д.). Архивы и музеи (виды музеев). Библиотеки. РК.

вещественные устные письменные памятники, архив, музей, библиотека

Работа в тетради (составление таблицы «Исторические па- мятники»), ознакомление с историческими памятниками (иллюстрациями),

Коррекция мыслительной деятельности через анализ, сравнение, оформление выводов.

18

Историческое пространство. Историческая карта.

карта, историческое пространство

Работа в тетради, сравнение географической карты и исторической

Коррекция  пространственной ориентации через работу с картой. Коррекция мыслительной деятельности через анализ, сравнение, оформление выводов.

История Древнего мира

19

Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного.

эволюция

Работа в группах: чтение статей, выделение главного, сравнение.

Коррекция мыслительных операций через сравнение, анализ, оформление выводов.

20

Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания, отличие от современных людей.

человекообразная обезьяна

«человек умелый»

Палка-копалка

Составление рассказа по иллюстрациям «Жизнь первобытного человека»

Коррекция монологической речи через составление рассуждения.

21

Каменный век. Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда.

каменный век

стадный образ жизни

«человек прямоходящий»

«человек разумный»

Составление схемы

Коррекция мыслительной деятельности  через установление причинно-следственных связей, оформление выводов.

22

Постепенное изменение во внешнем облике. Зарождение речи. Совершенствование орудий труда и занятий. Защита от опасностей. Образ жизни и виды деятельности.

«звуковая речь»

собирательство  охота

Составление рассказа по иллюстрациям «Жизнь древнего человека в каменном веке»

Коррекция монологической речи через составление рассказа.

23

Причины зарождения религиозных верований. Язычество.

религиозные верования

язычество

Чтение статьи, выделение главного. Составление рассказа «Верования древних людей»  

Коррекция мыслительной деятельности  через установление причинно-следственных связей, оформление выводов.

24

Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий: борьба за выживание. Способы охоты. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека.

ледниковый период

Составление рассказа по плану «Жизнь древнего человека в ледниковый период»

Коррекция мыслительной деятельности  через установление причинно-следственных связей.

25

Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние климатических условий на изменения во внешнем облике людей.

негроидная

европеоидная

монголоидная расы

Составление рассказа по плану «Конец ледникового периода»

Коррекция мыслительной деятельности через оформление выводов.

26

Начало бронзового века. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Оседлый образ жизни.

скотоводство

земледелие бронзовый век

оседлый образ жизни

упряжь, плуг

Составление схемы

Коррекция мыслительной деятельности через сравнение, оценочную характеристику, оформление выводов.

27

Коллективы древних людей: семья, община, род, племя.

община

семья

род племя

Составление схемы «Коллективы древних людей»

Коррекция мыслительной деятельности  через установление причинно-следственных связей.

28

Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати. Зарождение обмена, появление денег.

неравенство

знать

бедняк

обмен деньги

Составление сравнительных характеристик.

Коррекция мыслительной деятельности  через установление причинно-следственных связей.

29

Первые города. Создание человеком искусственной среды обитания. Возникновение древнейших цивилизаций РК. Аркаим.

цивилизация

Работа с иллюстрациями

Коррекция мыслительной деятельности  через установление причинно-следственных связей.

История вещей и дел человека (от древности до наших дней)

История освоения человеком огня, энергии

30

Источники огня в природе. Способы добычи и причины сохранения огня древним человеком. Очаг, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.

очаг

культ

Составление рассказа по иллюстрациям.

Коррекция мыслительной деятельности через оформление выводов,

31

Использование огня в производстве: изготовление посуды, приготовление пищи, орудий труда, выплавка металлов и др.  РК.

выплавка

гончар

Работа в тетрадях.

Коррекция мыслительной деятельности через сравнение, оценочную характеристику, оформление выводов

32

Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн.

порох

Составление рассказа по плану.

Коррекция памяти и внимания через работу над планом. высказывание оценки событий, оформление выводов.

3 четверть

33

Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная. Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. РК.

энергия

атомная электрическая

тепловая

Составление схемы «Способы получения энергии».

Коррекция памяти и внимания через работу над планом через работу со схемой.

34

Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни человечества,  лесов.

ресурсы

Работа в тетрадях

Коррекция мыслительной деятельности через высказывание оценки событий, оформление выводов.

История использования человеком воды

35

Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий. РК.

вода

Работа в тетради, иллюстрациями, презентацией

Коррекция мыслительной деятельности  через установление причинно-следственных связей.

36

Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство.

мореплавание

Работа в тетради, иллюстрациями, презентацией

Коррекция мыслительной деятельности через оформление выводов.

37

Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель.

судоходство

Составление рассказа «Открытие новых земель»»

Коррекция монологической речи через составление рассказа.

38

Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия в истории человечества.

поливное земледелие

Составление рассказа «Использование воды в земледелии»

Коррекция мыслительной деятельности через оформление выводов.

39

Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых. Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.

гидроэлектростанция

добыча

Составление схемы «Использование ресурсов воды»

Коррекция мыслительной деятельности через анализ, сравнение, оформление выводов.

История жилища человека

40

Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы, используемые для строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). РК.

пещеры

шалаш

чум

яранга

вигвам

юрта

Составление таблицы «Жилье древних людей». Определение влияния климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Использование материала, для строительства жилья у разных народов.

Коррекция мыслительной деятельности через анализ, сравнение, оформление выводов.

41

История совершенствования жилища. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий.

изба

мазанка

землянка

хоромы

дворцы

Работа  в  тетради, иллюстрации

Коррекция мыслительной деятельности через оформление выводов.

42

Архитектурные памятники в строительстве, их значение для изучения истории. РК

История появления мебели

43

История появления первой мебели. Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.

мебель

мебельщик

столяр

Работа в тетради, иллюстрациями

Коррекция мыслительной деятельности через анализ, сравнение, оформление выводов.

44

Изготовление мебели как искусство. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели. Современная мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели. РК

трон, табурет, кушетка, сундук, ларец

Работа в тетради, иллюстрациями

Коррекция мыслительной деятельности через анализ, сравнение, оформление выводов.

История питания человека

45

Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений человека о пище в разные периоды развития общества. РК

питание, витаминизация

Работа в тетради, иллюстрациями, презентация.

Формировать умения находить ответы на вопросы; самостоятельно работать с учебником.

46

Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие, скотоводство. Способы хранения и накопления продуктов питания. РК

охота рыболовство собирательство, бортничество

Составление рассказа «Способы добывания еды древним человеком»

Коррекция мыслительной деятельности через анализ, сравнение, оформление выводов.

47

История хлеба и хлебопечения. РК.

хлебопечение

Составление рассказа «История хлебушка»

Коррекция монологической речи.

48

История об обыкновенной картошке.

Пересказ текста

Развивать познавательные способности, память, внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

49

Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека. РК.

Составление схемы

Развивать познавательные способности, память, внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

50

Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление пищи как необходимое условие для сохранения здоровья и жизни человека.

сушка

консервация

вяление

заморозка

Поиск информации в текстах. Составление презентации «Блюда народов мира».

Развивать познавательные способности, память, внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

История появления посуды

51

Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды.

домашняя утварь

Составление таблицы

Коррекция мыслительных операций через сравнение, анализ, оформление выводов.

52

Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды.

горшки, кувшины, чайники

Составление рассказа «Изготовление глиняной посуды»

Развивать познавательные способности, память, внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

4 четверть

53

Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Преимущества посуды для хранения продуктов, народные традиции ее изготовления.

кадки, лохань, ушат, ступки, ведро, бочонок, братина, ставец

Составление коллажа и плана по тексту.

Развивать познавательные способности, память, внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

54

Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство. Профессии людей, связанные с изготовлением посуды. РК.

гончар, бондари

Составление коллажа

Активизация словарного запаса через изучение и объяснение новых исторических терминов

История появления одежды и обуви

55

Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления. Различия в мужской и женской одежде.

одежда

обувь

швея

закройщик

Работа в тетради, иллюстрациями, презентацией

Коррекция пространственной ориентации через работу с текстом учебника.

56

Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Способы изготовления, материалы, инструменты.

туника, пончо, рубаха, бурка

Составление рассказа «Мода Древнего мира»

Развивать познавательные способности, память, внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

57

Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды.

домотканая

Работа в тетради, иллюстрациями, презентацией

Коррекция мыслительной деятельности через установление причинно-следственных связей.

58

История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др. РК.

лапти

сапоги

туфли

сандалии

котурны

Составление коллажа

 

Коррекция мыслительной деятельности через анализ, сравнение, оформление выводов.

59

Изготовление одежды как искусство. Народные традиции изготовления одежды. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды. Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви. РК

портной, сапожник, ткачи

Составление коллажа

Коррекция мыслительной деятельности через анализ, сравнение, оформление выводов.

История человеческого общества

60

Представление древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире.

окружающий мир

Работа с текстом, составление вопросов

Формировать умения находить ответы на вопросы; самостоятельно

61

Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам. Значение религии для духовной жизни человечества. РК

мировая религия

Работа с текстом, составление вопросов

Коррекция мыслительной деятельности через установление причинно-следственных связей.

62

Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения. Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки.

наука

Работа со словарями

Активизация словарного запаса через изучение и объяснение новых исторических терминов

63

Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства.

искусство

Составление плана пересказа

Формировать умения находить ответы на вопросы; самостоятельно работать с учебником.

64

Значение устного народного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное, клинопись, иероглифическое. Латинский и славянский алфавит. История книги и книгопечатания. РК.

устное творчество летописи, летописец, гусляр, книгопечатание

алфавит

Объяснение пословиц и поговорок

Коррекция мыслительной деятельности через установление причинно-следственных связей.

 65

Условия для возникновения государства. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Политика государства, гражданские свободы, государственные законы. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин.

монархия, диктатура, демократия, гражданин, закон

Работа с текстом, составление таблицы

Коррекция мыслительной деятельности через установление причинно-следственных связей.

66

Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Государства бедные и богатые.

деньги, торговля, экономика, общество

Работа с текстом, составление вопросов

Коррекция пространственной ориентации через работу с текстом учебника.

67

Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.

война

Работа с текстом, составление вопросов

Коррекция мыслительной деятельности через установление причинно-следственных связей.

68

Повторительно-обобщающий урок по теме «История вещей и дел человека». Тест.

Изученный словарь

Работа в тетради, карточками заданиями, тестовыми заданиями.

Развитие умения применять, полученные знания в практической деятельности

   9.2. Контрольно-измерительные материалы.

Пояснительная записка.

Контрольно-измерительные материалы (КИМы) составлены для оценивания учебных достижений учащихся 6-х классов коррекционной школы по истории. Оценивание производится в условиях пятибалльной системы цифровых оценок.

Текст теста  по истории печатается на листах формата А4. Тесты составлены в трёх  вариантах (в исключительных случаях 4-х).

Тестовые  работы предполагают их проведение после изучения раздела. После проведения проводится  анализ полученных результатов.

 

9.3. Методические материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа по Всеобщей истории по учебнику Вигасина А.А....

Рабочая программа по всеобщей истории 5 класс ФГОС

Программа разработана на основе ФГОС по учебнику  "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс" Авторы А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая...

Рабочая программа по всеобщей истории 5 класс ФГОС

Рабочая программа по всеобщей истории 5 класс, ФГОС, для вечерних школ. Составлена к учебнику Винасин А.А., Годер Г.И. История древнего мира....

Рабочая программа по всеобщей истории 6 класс ФГОС

Рабочая программа по всеобщей истории 6 класс ФГОС, для вечерних школ. Составлена к учебнику Агибаловой Е.В., Донского Г.М. История Средних веков...

Пояснительная записка к рабочей программе по всеобщей истории 5 класс ФГОС

Пояснительна записка  .Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в РФ»(от 29.12.2012), требований ФГОС основного общего образования второго поколения,...

Пояснительная записка к рабочей программе по всеобщей истории 6 класс ФГОС

Пояснительная записка.Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образова...

Пояснительная записка к рабочей программе по всеобщей истории 7 класс ФГОС

Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основеФедерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012),требований ФГОС основного общего образования второг...