ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО ИСТОРИИ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (9, 11 класс)
В современной образовательной системе очень остро стоит вопрос о создании качественной системы подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену (ЕГЭ) в рамках образовательных учреждений. Экзамен по истории тоже не является исключением. Результат ЕГЭ - становится для ученика наиважнейшим, он показывает уровень подготовленности по предмету и обеспечивает возможность дальнейшего образования и построения карьеры выпускника. Проблемы подготовки к экзамену по истории становятся более острыми и требуют быстрого решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_podgotovki_uchashchihsya_k_ege_po_istorii.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
С.Б. Газахова
ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО ИСТОРИИ.
В современной образовательной системе очень остро стоит вопрос о создании качественной системы подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену (ЕГЭ) в рамках образовательных учреждений. Экзамен по истории тоже не является исключением. Результат ЕГЭ - становится для ученика наиважнейшим, он показывает уровень подготовленности по предмету и обеспечивает возможность дальнейшего образования и построения карьеры выпускника. Проблемы подготовки к экзамену по истории становятся более острыми и требуют быстрого решения.
ЕГЭ по истории состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом (выбор правильного варианта(ов), установление соответствия событий, запись слова или слов, например, век, год, фамилию и т.д.)Вторая часть содержит 6 заданий с развёрнутым ответом (работа с историческим текстом: 21, 22 задания, анализ исторической проблемы или ситуации: 23 задание, умение приводить аргументы «за» и «против»: 24 задание, историческое сочинение по определённому периоду на выбор из 3 предложенных: 25 задание. Формат ЕГЭ по истории совершенно не подходит для творчества, здесь нужно чётко следовать критериям заданий.
Для того, чтобы наиболее эффективно готовить учащихся к ЕГЭ по истории, необходимо определить трудности, с которыми сталкиваются ученики в процессе подготовки. Проанализировав задания в контрольно-измерительных материалах (КИМ), можно прийти к выводу, что от выпускника требуется: знание хронологии (даты и последовательность); знание исторических личностей, событий, явлений, процессов; умение анализировать исторический источник; умение соотносить информацию; умение выделять причинно-следственные связи; давать оценку исторической личности или событию. При этом границы исторических знаний определены Историко-культурным стандартом.
Итоги ЕГЭ предшествующих лет свидетельствуют о значительных недостатках в самой организации школьного образования в части изучения истории.[1] Выпускники неплохо справляются с тестовой формой. Попытки её усложнения приводят к затруднениям и неверным ответам. Далее, выпускники достаточно уверенно ориентируются в политической истории, но проблемы и события внутриполитического, социально-экономического, культурного развития страны известны им гораздо меньше. Следует активизировать процесс формирования навыков аналитической и исследовательской деятельности, а также других комплексных умений, характеризующих качество исторического образования. Основной проблемой, при написании сочинения является характеристика роли личности. Чтобы учащиеся набрали максимальное количество баллов по частям, учителю необходимо придерживаться ряда приемов и методов.
Важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке.Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, тем больше у них будет опыта.Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель, по возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.[2]В выпускных классах хорошо зарекомендовала себя работа с интернет- ресурсами. Это, прежде всего, веб- сайты для подготовки к ЕГЭ (http://www.uztest.ru, http://www.ege.ru); а также сайты, предназначенные для самостоятельной и исследовательской работы ( http://portfolio.1september.ru, http://www.school-collection.edu.ru и другие).
В основе успешного выполнения учащимися тестовых заданий по истории лежат прочные знания о принадлежности отдельных событий к определенным периодам и эпохам, о хронологической последовательности отдельных, наиболее значимых событий в рамках одного периода, одной эпохи. Формированию таких знаний способствует составление специальных таблиц. В них устанавливается соответствие между периодом (например, правление императора Николая II) и конкретными историческими событиями, произошедшими в рамках данного периода. Единожды составленная, такая таблица может послужить для повторения учеником изученного материала в течение длительного времени. При подготовке к ЕГЭ упор следует сделать, на изучение правителей. Через правителя определенного периода легче вспомнить других государственных деятелей, военачальников, деятелей культуры, а так же внешнюю и внутреннюю политику.
Среди огромного разнообразия опубликованных учебно- методических материалов отметим такие полезные при подготовке к экзамену по истории учебные пособия И.А. Артасова, О.Н. Мельниковой, Н.И. Крамарова, Е.А. Гевуркова и др. В этих пособиях представлена пошаговая система подготовки к сдаче ЕГЭ по истории. В ее основе лежит знакомство с содержанием экзаменационных заданий, алгоритмами и образцами рассуждения для их правильного выполнения. Кроме того, в них содержатся методические рекомендации по подготовке к экзамену, набор типовых тренировочных заданий с методическими указаниями и ответами, что позволяет учащимся закрепить полученные знания и качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Основная подготовка учеников к ЕГЭ должна идти не только в 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 6-го класса. Очень важным этапом такой подготовки является работа по подбору заданий к уроку, чтобы наиболее полно учесть особенности мотивации и психолого-возрастные особенности учащихся. Правильный подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия. Этому соответствует системно-деятельностный подход.
В первую очередь, конечно необходима организация системной работы на уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету. В 6-9 классах – пропедевтическая работа (использование тестовых заданий типа ЕГЭ при осуществлении контроля знаний учащихся).В 10-м, 11-м классах – на уроках обобщения материала, при контроле знаний – использование тестовых заданий разного уровня сложности; знакомство с типологией заданий развивающего и контролирующего характера, при этом формирование в процессе работы с тестовым материалом навыков адекватной самооценки учащихся.
В ходе подготовки можно выделить следующие формы организации учебного процесса.
- Учебные лекции. Во время лекции происходит коллективное восприятие, осмысление, усвоение новых знаний. Именно на лекции осуществляется работа над содержанием учебного материала. На учебных лекциях уделяется внимание характеристике основных научных подходов к изучению рассматриваемых проблем, а также понятийному аппарату.
- Практикумы. На практикуме происходит осмысление материала и применение знаний на практике. Как правило, практикумы проходят с использованием раздаточного дидактического материала, включающего задания ЕГЭ частей 1 и 2. На практикумы выносятся задания повышенного и высокого уровней сложности- написание исторического сочинения.Таким образом, работа на практикумах направлена на устранение, типичных ошибок и недостатков, развитие навыков деятельности с заданиями повышенного и высокого уровней сложности.
- Семинары. На семинарах происходит закрепление знаний. На семинары выносятся проблемные вопросы, в ходе самостоятельной подготовки к семинару учащиеся приобретают навыки работы с научной литературой. Принимая участие в обсуждении вопросов в ходе самого семинара, учащиеся совершенствуют навыки решения проблемных заданий, коммуникативные навыки.
4.Тематические зачеты. На зачетах происходит обобщение и систематизация знаний по теме. Все задания тематического зачета даются в форматеЕГЭ[3].Таким образом, в рамках лекционно-семинарско-зачетной системы учебный материал многократно отрабатывается, что ведет к его наиболее полному усвоению.
Основная цель занятий с обучающимися 10-11-х классов — не только закрепить, обобщить, углубить знания, но и научить применять их на практике, подготовить учеников к новой форме сдачи выпускного экзамена, то есть обеспечение качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. По подготовке обучающихся также можно использовать проектную деятельность. Проектная деятельность соответствует деятельностно-компетентностной парадигме образования и ориентирована на подготовку информационных и предметных компетенций. Проектная технология помогает готовить обучающихся к ЕГЭ и формирует следующие умения и навыки по истории: систематизировать исторический материал на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса; анализировать историческую ситуацию; устанавливать комплекс причинно-следственных связей; выявлять общее и различное в сравниваемых исторических событиях и процессах; анализировать исторические версии;извлекать информацию из источника.
Позитивные результаты могут быть достигнуты только в том случае, если на протяжении процесса подготовки внимание будет уделяться развитию активной познавательной деятельности учащихся, их регулярной работе со всеми доступными источниками информации, формированию у них аналитических, классификационных умений, способностей к систематизации полученных знаний. Универсальным способом станет разработка различных форм работы для подготовки к ЕГЭ по истории. Они должны комбинировать в себе занятия по усвоению материала, контролю пройденного и самоподготовку учащихся.Системная подготовка учащихся к ЕГЭ по истории невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ: тестирование, повторение терминов, написание исторического сочинения.
Список источников и литературы:
- Акопова Л.И., Ястребова С.А. Внутришкольный контроль по истории. Ж. ПИШ., 2004.
- Артасов И.А., Мельникова О.Н. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ, единый государственный экзамен 2015. История: Учеб. пособие. – М.: Интеллект-Центр, 2015. – 216 с.
- Алексашкин Л.Н. Изучение истории на старшей ступени общеобразовательной школы // Профильная школа,2004. – № 4
- Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукшин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии: учеб.пособие для студ. педагогических специальностей. Р.-на Дону, 2002. № 4.
- Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. М.,2014.
- Попкова Н.В. Место ЕГЭ по истории в системе оценки качества исторического образования //Актуальные проблемы Российской цивилизации и методики преподавания истории: Сб. материалов VIII Всероссийской научной конференции, 20 февраля 2015 г.Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2015. С. 157-163.
- Попкова Н.В. Результаты ЕГЭ по истории как средство оценки качества образования // Проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории: Сборник науч. тр. Саратов. Изд-во «Наука», 2018. Вып. Х. С. 182 –191.
- Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М.: Владос, 2000. 318 с.
- Шаповалов В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В. Правила и приемы успешной сдачи экзаменов. М., 2004.
Интернет-ресурсы:
- Федеральный институт педагогических измерений [Электр.ресурс].-https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-7/(Дата обращения 10.10.2020)
- Демоверсия ЕГЭ от ФИПИ по истории 2020. [Электр.ресурс].-https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-7/(Дата обращения 05.05.2020)
[1] Попкова Н.В. Место ЕГЭ по истории в системе оценки качества исторического образования //Актуальные проблемы Российской цивилизации и методики преподавания истории: Сб. материалов VIII Всероссийской научной конференции, 20 февраля 2015 г.Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2015. С. 157-163.
[2]Алексашкин Л.Н. Изучение истории на старшей ступени общеобразовательной школы // Профильная школа,2004. – № 4.
[3]Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукшин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии: учеб.пособие для студ. педагогических специальностей. Р.-на Дону, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справочник по истории для подготовки учащихся к ЕГЭ по истории
Справочник предназначен для учащихся 10-11 классов. Материал систематизирован, структурирован....
Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.
Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию....
Технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.
Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию....
Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.
Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию....
Современные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.
Современные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию....
Современные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.
Современные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию....
Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию
Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию...