Рабочая программа
рабочая программа по истории (6 класс)
Рабочая программа по истории для обучающихся 6 класса. Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ist_6_kl.docx | 83.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г.
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования: протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, Рабочей программы А.А. Данилова “Рабочая программа и тематическое планирование курса “История России” 6-10 классы. - М.: Просвещение, 2017; Рабочей программы Всеобщая история. Предметная линия учебников А. А. Вигасина - О. С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы .- М.:Просвещение, 2014.
6 класс
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:
- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; познавательный интерес к прошлому своей Родины;
- изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями; проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
- навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
- следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
- обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
- расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
- работать с учебной и внешкольной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
- собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
- использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
- привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
- определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
- использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
- планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
- определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
- установление синхронистических связей истории Руси, России и стран Европы и Азии;
- составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
- определение и использование исторических понятий и терминов;
- записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;
- использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
- понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
- оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
- различение достоверной и вымышленной (мифологической, легендарной) информации в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
- сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
- определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
- систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV ― начале XVI в.);
- поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
- приобретение опыта историко-культурного, историкоантропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
- личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
- уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
- владение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
- использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли Руси, России во всемирно-историческом процессе изучаемого периода;
- использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
- изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
- описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
- понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
- высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
- описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей; поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
- анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях,
- Содержание учебного предмета “История”
Всеобщая история
6 класс (28 часов)
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья
История России
6 класс
От Древней Руси к Российскому государству (с древности до конца XV в.)
(40 часов)
Введение
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.
Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.
Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви ― восточных, западных июжных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи ― балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин. Образование государства Русь
Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.
Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв населения.
Русь в конце X ― начале XII в.
Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.
Русь в середине ХII ― начале XIII в.
Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель ― самостоятельных государств. Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».
Русские земли в середине XIII ― XIV в.
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.
Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях. Формирование единого Русского государства
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского государства.
Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.
Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России
6 класс | ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI-XV вв. Раннее Средневековье Зрелое Средневековье Страны Востока в Средние века Государства доколумбовой Америки | ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ.VIII –XV вв. Народы и государства на территории нашей страны в древности Восточная Европа и евразийские степи в середине I тыс. н.э. Образование государства Русь Русь в X – начале XII в. Русь в середине XII – начале XIII в. Русские земли в середине XIII - XIV в. Формирование единого Русского государства. |
Раздел «Всеобщая история» в настоящей рабочей программе составлен на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, а также Рабочей программы Всеобщая история. Предметная линия учебников А. А. Вигасина - О. С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы, а раздел «История России» составлен на основе Рабочей программы А.А. Данилова “Рабочая программа и тематическое планирование курса “История России” 6-10 классы.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
История России
6 класс “От Древней Руси к Российскому государству (с древности - до конца XV в.)
(40 часов)
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Введение | 1 | Предмет отечественной истории, как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса | 1 | Предметные: Научатся использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России. Метапредметные УУД: Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером Личностные УУД: Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни |
Народы и государства нашей страны в древности | 1 | Появление и расселение человека на территории современной России | 1 | Научатся определять термины: народ, народность Получат возможность научиться: показывать на карте первые русские города, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источников. Метапредметные УУД: Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные УУД: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им. |
Восточная Европа в середине I тысячелетия | 3 | Великое переселение народов.Славянские общности Восточной Европы. | 1 | Предметные: Научатся определять термины: городище, дань, колонизация, каганат, рось. Получат возможность научиться: называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата. Метапредметные УУД: Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные УУД: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им |
Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. | 1 | Предметные: Научатся определять термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение. Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования Метапредметные УУД: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные УУД: Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им. | ||
Традиционные верования славян | Предметные: Научатся определять термины: язычество, пантеон богов. Получат возможность научиться: составлять развернутый план изложения темы, показывать на карте первые государства соседей восточных славян Метапредметные УУД: Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности Личностные УУД: Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе
| |||
Образование государства Русь | 4 | Предпосылки и особенности складывания государства Русь | 1 | Предметные: Научатся определять термины: государство, норманнская теория происхождения государства Получат возможность научиться: сравнивать различные подходы к происхождению государства у славян Метапредметные УУД: Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения |
Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. | 1 | Предметные: Научатся определять термины: монархия, дань, уроки, погосты, реформа, полюдье, путь «из варяг в греки» Получат возможность научиться: характеризовать политику первых русских князей, значение реформ княгини Ольги и внешней политики Святослава Метапредметные УУД: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) Личностные УУД: Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий. | ||
Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика | 1 | |||
Крещение Руси: причины и значение. ВладимирI Святой. | 1 | Предметные: Научатся определять термины: христианство, единобожие Получат возможность научиться: анализировать причины принятия христианства, характеризовать политику Владимира, понимать значение принятия христианства дя дальнейшего развития русских земель Метапредметные УУД: Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Личностные УУД: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | ||
Русь в конце X ― начале XII в. | 7 | Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. | 1 | Предметные: Научатся определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей Получат возможность научиться: характеризовать политику Владимира Мономаха, называть причины политической раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников Метапредметные УУД: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные УУД: Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им |
Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. | 1 | |||
Дискуссии об общественном строе | 1 | Предметные: Научатся определять термины: бояре, вотчина, духовенство, епископ, закупы, рядовичи, смерды, резиденция, митрополит. Получат возможность научиться: свободно излагать подготовленные сообщения по теме., характеризовать положение зависимых слоев населения, церковную организацию Руси. Метапредметные УУД: Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные УУД: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | ||
Православная церковь и ее роль в жизни общества | 1 | Предметные: Научатся определять термины, изученные в теме Метапредметные УУД: Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии Личностные УУД: Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | ||
Развитие культуры | 1 | Предметные: Научатся определять термины: граффити, житие, миниатюра, мозаика, фреска Получат возможность научиться: характеризовать черты культуры стран Европы, выделять особенности культуры Руси. Метапредметные УУД: Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности Личностные УУД: Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | ||
Изменения в повседневной жизни с принятием христианства | 1 | Предметные: Научатся определять термины: изба, зипун, порты, кожух, понёва, онучи Получат возможность научиться: описывать жилища, одежду, быт различных слоев населения Метапредметные УУД: Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания Личностные УУД: Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | ||
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь в IX — первой половине XII в» | 1 | Предметные: Получат возможность научиться: составлять варианты рассказа о развитии родного края в древности Метапредметные УУД: Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. | ||
Русь в середине ХII — начале XIII в. | 5 | Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. | 1 | Предметные: Научатся определять термины: раздробленность, кочевники Получат возможность научиться: давать общую характеристику отношениям Руси с другими странами, характеризовать роль церкви в условиях распада Руси Метапредметные УУД: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) Личностные УУД: Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий. |
Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. | 1 | |||
Рост и расцвет городов | 1 | Предметные: научатся давать определение терминам:вече, республика, монументальный, Получат возможность научиться: выделять особенности управления Новгородской республикой, формулировать причинно-следственные связи влияния географического положения на занятия населения, характеризовать особенности республиканского правления. Получат возможность научиться: характеризовать особенности истории Черниговского, Киевского, Галицко-Волынского, Смоленского княжеств, сравнивать природно-климатические условия и особенности развития южных и юго-восточных княжеств. Метапредметные УУД: Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные УУД: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | ||
Развитие русской культуры, формирование региональных центров | 1 | Предметные: Научатся описывать памятники истории и культуры, выявлять специфические черты развития культуры в удельных центрах.. .Метапредметные УУД: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные УУД: Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им. | ||
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь в середине ХII — начале XIII в.» | 1 | Предметные: Научатся определять термины, изученные в теме. Получат возможность научиться: определять причины раздробленности Руси, положительные и отрицательные последствия раздробленности, характеризовать личности и деятельность наиболее значимых правителей периода раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников Метапредметные УУД: Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности Личностные УУД: Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | ||
Русские земли в середине XIII-XIV | 11 | Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. | 1 | Предметные: Научатся: показывать на карте территорию Монгольской империи. Получат возможность научиться: характеризовать причины военных успехов Чингисхана, выделять положительные и отрицательные последствия монгольских завоеваний и создания Монгольской империи для народов Евразии. Метапредметные УУД: Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии Личностные УУД: Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач |
Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. | 1 | Предметные: Научатся определять термины: стан, фураж, иго, дань Получат возможность научиться: показывать на карте направления походов Батыя, характеризовать последствия монголо-татарского нашествия на Русь, выделять основные события в хронологическом порядке. Метапредметные УУД: Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. | ||
Золотая Орда в системе международных связей. | 1 | Предметные: Научатся определять термины: агрессия, владычество, ярлык, баскак. Получат возможность научиться: давать характеристику политики А Невского в отношениях с Золотой Ордой, описывать политические и экономические изменения на Руси после монгольского завоевания. Метапредметные УУД: Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания Личностные УУД: Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | ||
Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. | 1 | Предметные: Научатся определять термины: диалект, уния. Получат возможность научиться: выделять особенности образования Литовского государства, характеризовать особенности религиозной политики литовских князей, формулировать этапы и особенности формирования русской, украинской и белорусской народностей. Метапредметные УУД: Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | ||
Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. | 1 | Предметные: Научатся определять термины: ополчение, засадный полк. Получат возможность научиться: определять значение победы русских войск в борьбе с крестоносцами, характеризовать личность и деятельность А. Невского, работать с карто-схемами битв. Метапредметные УУД: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) Личностные УУД: Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий. | ||
Политический строй Новгорода и Пскова. | 1 | |||
Дмитрий Донской. Куликовская битва. | 1 | Предметные: Научатся определять термины: стан Получат возможность научиться: характеризовать личность и деятельность князя Д. Донского, описывать по карте Куликовское сражение, выделять значение победы на Куликовом поле для дальнейшего объединения русских земель вокруг Москвы. Метапредметные УУД: Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Личностные УУД: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | ||
Усиление Московского княжества. Иван Калита. | 1 | Предметные: Научатся определять термины: слобода Получат возможность научиться: анализировать причины возвышения Московского княжества, характеризовать особенности политики первых московских князей, понимать значение исторической личности И Калиты. Метапредметные УУД: Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером Личностные УУД: Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой деятельности | ||
Дмитрий Донской. Куликовская битва | 1 | НаучатсяРассказывать о Куликовской битве на основе текста учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы. Оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского. егулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Личностные УУД: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | ||
Ордынское влияние на развитие културы и повседневную жизнь в русских землях | 1 | Научатся: называть самые значительные памятники литературы, живописи и архитектуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников. Получат возможность научиться: давать общую характеристику культуры XIV-XVI вв. Метапредметные УУД: Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером Личностные УУД: Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой деятельности | ||
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русские земли в середине XIII — XIV в». | 1 | Предметные: Научатся определять термины, изученные в главе, получат возможность научиться называть главные события, основные достижения истории и культуры. Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. Личностные УУД: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. | ||
Формирование единого русского государства | 8 | Политическая карта Европы и раздробленность русских земель | 1 | Предметные : Научатся определять термины: поместье, помещик, служилые люди, Получат возможность научиться: выделять изменеия в системе землевладения, характеризовать развитие ремесла и торговли, понимать значение политики Василия I для дальнейшего развития Руси, работать с картой. Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и в контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль. Личностные УУД: выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую мотивацию к учению. |
Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. | 1 | Предметные: Научатся проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему, давать определения понятиям: транзитная торговля, ясак. Получат возможность научиться выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения, характеризовать взаимоотношения государств, образовавшихся после распада Золотой Орды с Русью. Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. Личностные УУД: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. | ||
Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве | 1 | Предметные : Научатся определять термины: централизация, Боярская Дума, воевода, герб, держава, кормление, местничество, налоги, Получат возможность научиться: выделять изменения в системе управления государством, характеризовать внешнюю и внутреннюю политику Ивана III, понимать значение политики Ивана III для дальнейшего объединения Руси, работать с картой. Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и в контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль. Личностные УУД: выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую мотивацию к учению. | ||
Установление независимости от Орды | 1 | Предметные : Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и в контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль. Личностные УУД: выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую мотивацию к учению. | ||
Установление автокефалии Русской православной церкви | 1 | Предметные: Научатся определять термины: автокефалия, догмат, ересь, митрополит. Получат возможность научиться: характеризовать значение русской православной церкви, давать оценку роли великих московских князей в укреплении позиций Русской православной церкви. Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. Личностные УУД: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. | ||
Культурное пространство единого Русского государства | 1 | Предметные: Научатся: называть самые значительные памятники литературы, живописи и архитектуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников. Получат возможность научиться: давать общую характеристику культуры XIV-XV вв Метапредметные УУД: Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | ||
Повторительно-обобщающий урок по теме “Формирование единого русского государства” | 1 | Предметные: Научатся проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему. Получат возможность научиться выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения. Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. Личностные УУД: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им | ||
Итоговое повторение по курсу “От Древней Руси к Российскому государству (с древности до конца XV в.)” | 1 | Предметные: Научатся проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему. Получат возможность научиться выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения. Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. Личностные УУД: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им |
6 класс
История Средних веков
(28 часов)
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Введение | 1 | Средние века: понятие и хронологические рамки | 1 | Научатся определять термины: архивы, хроники, фрески. |
Раннее Средневековье | 9 | Образование варварских королевств | 1 | Научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, графы, династия, титул, классы. |
Христианизация Европы | 1 | Научатся определять термины: аббаты, монастыри,епископ, папа римский. Получат возможность научиться: составлять план рассказа одного из пунктов параграфа, называть отличия власти короля от власти военного вождя, определять роль и значение церкви в деле укрепления королевской власти. | ||
Возникновение и распад империи Карла Великого. | 1 | Научатся определять термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал. Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого | ||
Складывание феодальных отношений в странах Западная Европы. | 1 | Научатся определять термины: домен, империя, миссионеры. Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре | ||
Британия и Ирландия в ранее Средневековье. | 1 | Научатся определять термины: протестанты, . | ||
Византийские императоры; Юстиниан. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжение славян и арабов. | 1 | Научатся определять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон. | ||
Культура Византии | 1 | Научатся определять термины: вече Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры | ||
Возникновение и распространение ислама. Арабский халифат, его расцвет и распад | 1 | Научатся определять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират. Получат возможность научиться: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов | ||
Арабская культура | 1 | Научатся определять термины: мечеть, медресе, арабески Получат возможность научиться: определять роль ислама в развитии арабского общества и развитии культуры | ||
Зрелое Средневековье | 13 | Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община | 1 | Научатся определять термины: феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство. Получат возможность научиться: анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников |
Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни | 1 | Научатся определять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз. | ||
Средневековые города-республики | 1 | Научатся определять термины: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье. Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство | ||
Церковь и духовенство. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков | 1 | Научатся определять термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные различия между православной и католической церковью | ||
Крестовые походы: цели, участники, результаты | 1 | Научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры. Получат возможность научиться: называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку понимание чувств других людей и сопереживание им | ||
Государства Европы в XII-XVвв. | 1 | Научатся определять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно-представительная монархия. Получат возможность научиться: называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов | ||
Образование централизованных государств в Англии, Франции | 1 | Научатся определять термины: суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя палата парламента. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, аргументировано объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод | ||
Столетняя война; Ж. д’Арк | 1 | Научатся определять термины: партизанская война Получат возможность научиться: назвать причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Жанны д’Арк | ||
Усиление королевской власти в странах Западной Европы | 1 | Научатся определять термины: централизованное государство, диалект. Получат возможность научиться: определять цели, средства и итоги борьбы королей Людовика XI и Карла Смелого, давать их личностную характеристику | ||
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 1 | Предметные: Научатся определять термины: Реконкиста, аутодафе Получат возможность научиться: называть слои населения Испании, участвовавшие в Реконкисте, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове; давать оценку политике испанских королей | ||
Германские государства в XII-XVвв.. | 1 | Научатся определять термины: жакерия Получат возможность научиться: называть причины и лидеров крестьянских войн в Англии и Франции; объяснять причины ненависти крестьян к чиновникам и давать собственную оценку действиям восставших, а также определять причины поражения крестьянских восстаний Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | ||
Итальянские республики в XII-XVвв. | 1 | Предметные: Научатся определять термины: булла гвельфы, гебелины, город-государство, тирания. Получат возможность научиться: объяснять причины раздробленности Германии и анализировать обстоятельства, ставшие причиной упадка власти императоров. Называть причины экономического и культурного процветания городов Италии Метапредметные УУД: Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером Личностные УУД: Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | ||
Гуситское движение в Чехии | 1 | Предметные: Научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм Получат возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского сражения. Метапредметные УУД: Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные УУД: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | ||
Культура средневековой Европы | 1 | Предметные: Научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректоры, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры, труверы, минизингеры, ваганты, готика Возрождение, гуманисты. Получат возможность научиться: называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию «благородство», основные идеи гуманистов, называть выдающихся деятелей культуры XI-XV вв, основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры Метапредметные УУД: Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | ||
Страны Востока в Средние века | 2 | Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. | 1 | Предметные: Научатся определять термины: турки-османы Получат возможность научиться: называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания Метапредметные УУД: Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности Личностные УУД: Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе |
Монгольская держава. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. | 1 | Предметные: Научатся определять термины: хан, орда, сёгун, самурай, каста; Показывать на исторической карте территорию Средневекового Китая, Индии, Японии; Раскрывать причинно-следственные связи между особенностями территории и природы государств и особенностями развития их истории, культуры, характера жителей; Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии Личностные УУД: Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | ||
Государства доколумбовой Америки. | 1 | Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования. Культура. | 1 | Предметные: Научатся определять термины: майя, инки, ацтеки; Показывать на исторической карте древние государства Америки, территорию расселения народов Центральной Африки; Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности |
Итоговое повторение | 1 | Историческое и культурное наследие Средневековья | 1 | Предметные: Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века». Получат возможность научиться: называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории Метапредметные УУД: Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Личностные УУД: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...