Одаренные дети
рабочая программа по истории (7, 8, 9 класс)

Леонова Анна Николаевна

Программа работы с одарёнными детьми охватывает главные аспекты воспитания и обучения одарённых детей в условиях общеобразовательной школы, намечает перспективы, определяет приоритеты, содержит конкретные мероприятия данной деятельности. Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в работе с одарёнными детьми, развитие непрерывного углублённого обучения творческих школьников, изменение массовых способов обучения в пользу интеллектуально ориентированных учебных систем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"РЫБКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
САФОНОВСКОГО РАЙОНА  СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

_____________________________________________________________________

215525, Смоленская область, Сафоновский район, д. Рыбки, ул. Школьная, д.6

Тел. (48142) 6 01 13, e-mail: gurenkova1965@mail.ru

Программа:

«Одаренные дети»

(история, обществознание)

Леонова А.Н. учитель истории и обществознания

2021 год

Пояснительная записка

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, внедрение новых образовательных технологий,    расширение возможности для участия   способных школьников в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

 

Сроки  реализации:  2021-2022 гг. 

Программа работы с одарёнными детьми охватывает главные аспекты воспитания и обучения одарённых детей в условиях общеобразовательной школы, намечает перспективы, определяет приоритеты, содержит конкретные мероприятия данной деятельности. Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в работе с одарёнными детьми, развитие непрерывного углублённого обучения творческих школьников, изменение массовых способов обучения в пользу интеллектуально ориентированных учебных систем.

Цели: создание благоприятных условий для развития талантливых обучающихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования

Задачи:

  • выявить  одарённых детей с использованием различных диагностик;
  • использовать на уроках истории и обществознания дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
  • вести отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
  • организовывать  разнообразную внеурочную  и внешкольную деятельности по предмету;
  • развить  у одарённых детей качественно высокий  урове нь  знаний по  истории и обществознанию.

  Этапы реализации программы

1 этап - диагностико-прогностический:  

  1. Создание  банка данных по одарённым детям, банка творческих работ обучающихся,  банка заданий повышенной сложности;
  2. Организация  внеурочной деятельности кружка «Юный краевед»,  творческих конкурсов, олимпиад,  внеклассной работы по предметам

2 этап - деятельностный:

1. Составление индивидуальной  программы;

2. Организация активной внеурочной деятельности учащихся по истории и обществознанию;

3 этап – констатирующий:

  1. Оформление портфолио;
  2. Организация деятельности по передачи опыта и наработанной информации  

Функции учителя:    

  1. Выявление одарённых детей;
  2. Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности и разного уровня;
  3. Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;
  4. Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, районного и областного уровней.

 Методика выявления одаренных детей: 

I этап

протекает в рамках урочных занятий

стремление вызвать интерес к предмету

работа на основе «внутренней» диффе-ренциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке  

II этап

внеурочные формы работы

предоставление   ребенку возможности в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты  

работа нацелена  на развитие   творчес-ких способностей, даёт возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, способствуют формированию сплоченного детского коллектива  

III этап

заключительный

работа с узким кругом обучающихся,   проявивших академические способности и заинтересованность в   предмете.

принятие участия в олимпиадах разного уровня, конференциях, фестивалях, чтениях

   

Принципы работы с одарёнными детьми

  1. Принцип комфортности в любой деятельности;
  2. Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся;
  3. Принцип развивающего обучения;
  4. Принцип добровольности.

 

Основные направления реализации программы:

 -выявление  одаренных  обучающихся;

 -создание банка данных «Одаренные дети»;

 -разработка индивидуальных форм работы

 -внедрение в учебный процесс  современных, интерактивных технологий

 -использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

 -развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, районных,  областных,  всероссийских   олимпиадах,  конкурсах;

-включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, районные,  всероссийские  ученические конференции;

 Организация  воспитательной работы в рамках программы:

-формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

-формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

-утверждение здорового образа жизни школьника;

 -развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.

 Основные мероприятия по реализации программы
I. Диагностика: 


1. Изучение диагностических методик, основанных на   доступности и  информативной емкости. 
2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей. 
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования. 
4. Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования. 
5. Изучение работы  обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем. 
6.  Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми. 


II. Развитие творческих и познавательных  способностей:

 
1.  Доступность и широкое привлечение  обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов. 
2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный. 
3.  Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов: 
- творческие ответы; 
- выполнение творческих тематических заданий; 
- выполнение проблемных поисковых работ; 
- выступления в лекторских группах; 
- назначение ответственными за проведение предметных недель; 
- приобщение (в различных формах) к работе учителя; 
- повышение степени сложности заданий; 
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий. 


III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности: 
1.  Выносить на публичное своевременное поощрение успехов  обучающихся (молнии-объявления). 
2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях. 

Ожидаемые результаты

- формирование системы работы с одаренными обучающимися;

- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.

- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.

- увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях; повышение показателей успешности детей на  районных, областных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

- изменение  показателей социального статуса, социального интеллекта и школьной

   успеваемости.

          -     расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей  обучающихся;

- издание исследовательских работ  обучающихся;

- нормативное и методическое обеспечение деятельности,  направленной на работу с одаренными детьми;

   

                   План работы с одарёнными детьми на 2021-2022 учебный год

              Мероприятие

       Сроки

 Результат работы

1.

Формирование банка данных обучающихся,  имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности

  сентябрь

анкетирование

2.

Расширение количества обучающихся,  

вовлеченных   во внеурочную деятельность  с учетом  их

способностей и запросов

    Сентябрь

Составление расписания   занятий внеурочной деятельности «Юный краевед», «Тайны истории» и работы школьного историко-краеведческого музея

3.

Организация  индивидуальной работы с одаренными детьми

 

       сентябрь

Составление графика индивидуальных занятий

4.

 Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию  

Октябрь-ноябрь

Консультация учителя, выполнение олимпиадных заданий

5.

Участие в муниципальном уровне Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию  

   декабрь

Самостоятельная работа с  литературой по  предмету, консультации учителя

6.

Подготовка учащихся к участию в школьных, районных и областных  конкурсах    

В течение  года

Индивидуальная работа

7.

Проведение предметной  недели по истории      

март

Викторины, игры, конкурсы

8.

Индивидуальные консультации по сложным вопросам истории и обществознания

В течение года

  Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми

9.

Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе.

Май, июнь

Анализ работы.

Составление портфолио одаренных детей

 

   Результативность работы с одаренными обучающимися 

для школы

для педагогов 

для обучающихся

  1. Повышение престижа школы
  2. Создание новых современных образовательных программ
  3. Формирование единого воспитательного пространства
  4. Формирование команды единомышленников   
  1. Повышение квалификации
  2. Заинтересованность в успехе  обучающихся
  3. Изменение отношения обучающихся к изучению предметов «История» и «Обществознание »   в лучшую сторону  
  1. Активность на занятиях,
  2. Развитие  умения работать самостоятельно
  3. Ответственное отношение к обучению в школе.
    Развитие  творческих способностей
  4. Повышение положительной  мотивации  к изучаемой образовательной области знаний

Диагностики: 

  1. Опросник Г. Дэвиса «Определение творческих способностей».
  2. Методики оценки общей одарённости (А.И.Савенков).
  3. Тесты «Оценка уровня школьной мотивации по методике Н.Г.Лускановой.

Для систематизации работы с одаренными детьми  в школе сформирован банк данных «Одаренные дети», отражающий достижения обучающихся в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности. Ведется работа по формированию «Портфолио» успешности одаренного обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей

      Слово "одаренность" происходит от слова "дар".   Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...

Одаренных дети: специфика детской одаренности, виды, проблемы и формы работы с детской одаренностью.

Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных во...

Проект «Одаренные дети» (география). Проект «Одаренные дети» (география)

Пояснительная записка Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, ис...

Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

      Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...

Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»

Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...