Учебно-методический материал: урок истории в 5 классе "Ассирия"
учебно-методический материал по истории (5 класс)

Учебно-методический материал: урок истории в 5 классе "Ассирия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon assiriya_5_klass.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по истории Древнего мира в 5 классе

Тема: Ассирийская держава.

Цель : ознакомление учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, с причинами возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, их  нравами и обычаями.  

Задачи урока:

Образовательная: установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы- Ассирии.

Развивающая: развивать способности каждого ученика, учить его учиться, самостоятельно получать знания, хорошо ориентироваться в информационном пространстве.

Воспитательная: осознать вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира.

Методы, использованные на уроке: беседа, проблемные вопросы, проблемно-познавательная задача, самостоятельная работа, рефлексия, коррекция.

Формы работы: работа в парах и группах, индивидуальная, диалог, самостоятельная.

Понимать/знать: знать, когда возникла Ассирийская держава, начало железного века, знать нравы и обычаи ассирийцев.

Уметь: анализировать, обобщать, сравнивать, работать с исторической картой.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

  1. Организационный момент:0.5  мин   (Приветствие)
  2.     .

 Всем добрый день!!!        

 Мотивационная часть   Слайд №    (археологические  раскопки)    

Ребята, у моих знакомых есть друзья – археологи, и они узнали что я работаю учителем истории,  о том, что я сегодня иду к вам в гости и передали мне этот предмет ,  на что он похож? на  Капсулу, Ребята Вам  интересно узнать , что в ней может находиться?   Интересно?   Капсулу мы откроем   в конце урока. А сейчас пока мы ее отставим в сторону.

-1 мин.

 Переход к новой теме  (2 мин)

Карта   Слайд № 

 Вступительное слово.  

   

Сегодня, мы познакомимся со страной, которая, стала одной из самых великих держав в древности, но не смогла сохранить своего величества. Во II – I тыс. до н. э. в Верхней Месопотамии и Передней Азии (современные Ирак, Сирия, частью Турция и Иран) сформировалось государство   – ставшее первой державой в мировой истории.

2.Ассирийское войско

       Фрагмент фильма.!!!!!

К середине 7 века до н.э. территория Ассирии превосходила другие изученные вами государства древнего мира. Ассирию называют державой. 

За всю мировую историю не было столь воинственно настроенной страны. Её столицу назвали «Логовищем львов и городом крови» -   Почему?  Хотите узнать?    Ответы детей

 Как вы думаете, что сегодня мы с вами  будем изучать?  (2 мин)   Ребята высказывают предположения, самостоятельно формулируют вопросы

(например,  где расположена Ассирия?

Чем занимались  жители этой страны в древности?

Как управлялось это государство?

Воевало ли оно с другими странами?

Что такое держава?

И так тема сегодняшнего  урока  «Ассирийская держава» Слайд №5  

Запись темы  (рабочий лист №1)

Задачи : Слайд №

1.Выяснить, где находилась страна Ассирия, какие она вела войны и с кем воевала?

-2.Понять, каким образом ассирийцам удалось создать первую в мировой истории военную державу?

- 3.Узнать кто управлял державой и каким образом управлялась вся держава?

 4.Почему не смогла сохранить своего могущества.

 На        эти вопросы мы постараемся найти  ответы  на нашем уроке,    

 Слайд №     План урока 

1.Освоение железа 

2.Ассирийское войско

                                    3.Завоевание ассирийских царей.

 4. Библиотека глиняных книг.

5. Падение Ассирийской державы

 

Изучение нового материала

  1. Освоение железа. Слайд №

    «В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук”. Почему?  (Ответы)

    Одними из первых  ассирийцы овладели способом добычи и обработки железа.

Слайд №

Назовите первый металл, из которого люди научились делать орудия труда?  (МЕДЬ)

Меди в природе гораздо меньше, чем железа. Почему в таком случае люди научились обрабатывать медь около 9 тыс. лет назад, а железо намного позже.  Тысячи лет люди ходили по рыжевато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество, намного более твердое, нежели медь. Правда, иногда железо падает на землю из космоса в виде обломков небесных тел (метеоритов). Поэтому некоторые древние народы называли железо «небесным камнем». Но упавшего с неба железа было очень мало, и стоило оно намного дороже золота.

В чистом виде железо – мягкий металл, и заменить бронзу оно не могло. Однако люди научились изготовлять из железа твердую закаленную сталь. Для этого бруски железа укладывали вместе с древесным углем в глиняные сосуды и длительно нагревали.

В эпоху вавилонского царя Хаммурапи уже была распространена бронза.

-А что такое бронза?        

 

Ответ  - Сплав олова и меди!

Все стало меняться, когда ремесленники стали широко использовать железо. Произошло это около 10  тыс. лет назад. В Египте главный металл – это медь, в Вавилонии в основном использовали бронзу, а в Ассирии – железо.

   Ребята, я  предлагаю вам рассмотреть   образцы железной, медной руды, бронзы Определите под каким номером   Железо № 2,  медь № 4.

Ребята рассматриваю их, проверяют на прочность, делают вывод о том,  какой металл твёрже, прочнее,  мягкий. 

Работа с учебником стр.  85-86

Вопросы: 

1.Какой металл первым стали использовать люди? -   медь, бронза

2. Каковы недостатки меди? - в природе встречалась редко и очень дорога стояла, также металлы очень мягкие

    3.Какие преимущества давало людям использование металла? 

 

 Работа в паре:  Приложение № 1 Учащимся предлагается  заполнить следующую таблицу расставить с помощью знака «+» или «-» преимущества или недостатки того или иного металла, объяснить свой выбор.

 Приложение №1  ответы с места, работа с доской

   критерии

Медь

железо

Легко поддается обработке

 +

 -  

Прочный металл

 -

  +

Мягкий металл

+

-

Встречается чаще в природе

 -

 +

Нужны специальные печи для обработки

+

  –

       Учитель: Какой можно сделать вывод?

Ответ: Таким образом, с появление железа способствовало развитию земледелия в горной местности и оснащением железным оружием большой армии.

Работа с дополнительным  материалом. Выделите в тексте и ответьте на вопрос «Что нового вы узнали об ассирийском войске  

Отвечают. (Кто- то может дополнить)

«Ассирийское войско» Ассирийцы создали хорошо организованную армию, которая считалась лучшей на Востоке. Кроме пехоты и конницы в неё входили сапёрные (то есть военно – строительные) войска и отряды разведки. Ассирийцы первыми ввели железное вооружение, намного превосходящее медные и бронзовые мечи и наконечники копий.

     В ассирийской армии применялось большое количество подручных средств, необходимых для успешного ведения военной операции. Сапёры имели средства для наведения переправы через реки, а каждый воин – специальный мешок из бычьей шкуры: надутый воздухом, он хорошо держал человека на воде. При взятии штурмом городов использовались осадные тараны – специальные стенобитные орудия. Цари Ассирии создали большое и сильное войско. Одними их первых они вооружили свое войско стальным оружием. Это дало ассирийцам преимущество в войнах с соседями: стальным мечом можно было разрубить меч из бронзы. В Ассирии впервые появилась конница как самостоятельный род войск.

Физкультминутка (лучники в походе)

  1. Делаем два шага вперед
  2. Посмотрите направо, посмотрите налево
  3. Представьте, что вы лучники (натягиваем тетиву лука), отпускают стрелу
  4. Присели, затаились в траве.
  5. Встали, посмотрели
  6. Сели
  7. Встали
  8. Кругом!!!
  9. Поход окончен (занимаем свои места)

3.Завоевание ассирийских царей.

  Слайд №     Рассматривается карта «Ассирийская держава ... » (стр. 86):  в результате завоеваний ассирийским царям удалось создать державу – большое и сильное государство. На карте видно, что ассирийцы завоевали все Двуречье, Сирию, Финикию, Северную Палестину; совершали походы- на юг в Египет, на север – в горное царство Урарту. Столицей Ассирии стал город Ниневия на Тигре.

Во все области своей державы,   и в соседние страны ассирийцы посылали разведчиков, шпионов,  Царь Ассирии вовремя узнавал о готовящемся против него восстании,  Узнав о планах своих противников, царь Ассирии незамедлительно принимал меры, чтобы громить их по одиночке, не позволяя объединить свои силы.

Выполните на рабочем листе. Зад.  № 2    Завоеванные страны 8-7 веках до н.э?    (Вавилон, Библ, Тир, Сидон, часть Палестины, Египет.Урарту.  

СЛАЙД №      вывести на доску Устные ответы + сравнение с доской

О жестокостях ассирийцев в завоеванных странах учащиеся узнают путем

  Чтение вслух  (§ 18,стр.88  ). После прочтения ответы.

    Учитель: Как обращались ассирийцы с побежденными?  Как вы думаете, любили ли завоеванные народы ассирийцев?

   Ответы учеников

В завоеванных странах ассирийцы прибегали к страшным жестокостям, чтобы никто не осмелился восстать против них. Они устраивали массовые казни, сажали пленников на кол, ослепляли, сдирали кожу. Все, что было ценного в захваченных городах, ассирийцы увозили с собой. жестокость ассирийских правителей была очень ужасной. Многие народы ненавидели их 

Слайд №

   Чтение вслух: Ребята, предлагаю  прочитать по желанию «Летопись  ассирийского царя» высеченную на камне надпись от имени царя Синахериба (стр. 89).

Вопросы: 1.Чем похваляется ассирийский царь? (-Нанесением удара царю Вавилона, как расправился с жителями, как собрал дары и т.д.)

 2.Он говорит о себе, что любит справедливость. Подумайте, что считал справедливым Синахериб? (сильный народ покоряет слабый)

 Слайд №   Работа с иллюстрацией учебника на с.85 «Возвращение войска в Ниневию.

Учитель: Рассматривается рисунок «Возвращение войска в Ниневию (с. 88): на победной колеснице едет один из последних ассирийских владык, сын Синаххериба, по имени Ашшурбанапал. В колесницу вместо коней запряжены захваченные в плен цари покоренных стран. Какому страшному унижению их подвергают! Но этим дело не ограничивалось: бывало, что в гyбы и ноздри несчастных царей вставляли кольца и водили их на веревке по улицам, держали полуголыми и грязными в клетке у городских ворот. Ниневию вполне заслуженно называли кровавым городом, логовищем львов. Здесь постоянно шествовали войска, гнали пленных. Было слышно, как хлопают кнуты и ржут кони, грохочут колесницы. Говорили, что ни у кого нет стольких всадников, как у царя Ассирии. Они не знают усталости, копыта их коней словно из камня ... На рисунке (справа) виден царский дворец, он был возведен на искусственно холме и напоминал крепость. Вход во дворец, подобно грозным стражам охраняли огромные крылатые быки с человеческими головами. –шебу

  Вопрос: Ребята, кого запрягали цари покоренных стран? (пленников)(царей)

Учитель: Ребята, скажите, можно ли Ассирию назвать страной железа и завоевателей? После военных походов Ассирия превратилась в могущественную державу?    

Как вы понимаете слово "держава"?  (записать определение) рабочий лист

Держава - это большое и сильное государство.

А что еще везли с собой ассирийцы из завоеванных стран? (Золото, вещи, книги, рабов, отрубленные головы вражеских воинов.)

5.Библиотека глиняных книг

Рассказ учителя:

Ашшурбанапал был не только жестоким завоевателем, глумившимся над пленными царями. Он вошел в историю как самый образованный из владык Ассирии. Он любил глиняные книги и собрал в своем дворце большую библиотеку.  Судьба его была необычной: его отец, царь Синаххериб, объявил своим наследником младшего сына, а Ашшурбанапала решили сделать жрецом. Его отдали учиться в писцовую школу, где долгие годы он учился клинописи. Потом царь-отец изменил свое решение. Став царем, Ашшурбанапал не утратил страсть к чтению. Во все концы Ассирийской державы он разослал писцов, которые снимали копии со старинных книг, хранившихся в храмах и дворцах. Писец должен был знак за знаком переписать текст, а затем его сверить. Поэтому на многих книгах есть надпись – «с древнего подлинника списано, а затем проверено». Так впервые в мире была создана библиотека, содержащая десятки тысяч книг по всем известным в то время отраслям знаний. Глиняные книги хранились в деревянных ящиках. На всех глиняных табличках стоял библиотечный штамп: « Дворец Ашшурбанапала, царя Ассирии, царя четырех стран света».

Запись на  рабочем листе  задание №3 Найти в учебнике  и записать каким был последний ассирийский царь

Ашшурбанапал- последний царь, образованный, мудрец. Приказал привозить в свой дворец не только драгоценности, но и книги.

Казалось, что могуществу Ассирии не будет конца. Однако случилось то, что рано или поздно должно было произойти. Покоренные народы люто ненавидели Ассирию, один за другим они отказывались повиноваться ее владыкам. Вскоре после смерти Ашшурбанапала от Ассирии отделился Вавилон, который вновь стал независимым государством. Вавилоняне заключили союз с мидийцами, жившими по соседству. Союзники вторглись в Ассирию.      в 612 году до н.э   Ассирийская держава пала. Просуществов,  около 150 лет. Дворец сгорел. Согласно преданию, последний ассирийский правитель бросился в огонь. Великая Ассирийская держава погибла. Уцелела библиотека, собранная Ашшурбанапалом, в ней хранились ассирийские и вавилонские мифы, восхваления богов и заклинания, сочинения древних мудрецов. Глиняные книги стали прочнее в результате пожара.

Библиотека глиняных книг была раскопана археологами на том месте, где некогда находилась Ниневия.   Археологам приходится только собирать осколки табличек и соединять их вместе

   Ниневия была взята в 612 г до н. э. Ассирийской дepжавe пришел конец.

Записать дату падения Ассирийской державы на рабочем листе.

V.Закрепление изученного материала.

Сегодня познакомились с Ассирийской державой. Какие ассоциации у вас теперь возникают, когда вы слышите название этого государства, что вам больше всего запомнилось?

Учащиеся говорят о наиболее запомнившихся моментах,

  1. древние ассирийцы создали огромную державу, завоевав многих соседей;

2. крупные завоевания ассирийцев стали возможны благодаря изобретению железа, использованию конницы и таранов;

3. в Ассирии так же развивалось искусство – строились дворцы и храмы, была создана библиотека глиняных книг.

(Интрига: Что в «Капсуле»?)4 мин

Ребята. Вы помните что нам передали археологи?.  Капсулу. Как вы думаете,что в ней? (Предположение детей)

 Подсказка:В капсуле  находятся 2 материала, очень распространенные в Ассирийской державе. Один из них они использовали и для строительства и, даже, для изготовления писчего материала. А благодаря освоению второго, в Ассирии успешно развивалось земледелие и ассирийская армия стала самой сильной в мире.

Учащиеся должны догадаться, что в «капсуле» -  Давайте посмотрим : Достает один из уч-ся. глина и железо.

 А еще    письмо обращение и памятки в конверте.

 А так же мне передали письмо обращения.

На ваших столах в коробочки с  сюрпризом.

Откройте……,что вы увидели?

Здравствуйте, дорогие ребята!!!

 Мы передаем Вам, глиняные  таблички

 Где вы сможете «сохранить» свои впечатления от урока.

А также памятку «Ассирийская держава», которую,  вы сможете использовать в своей дальнейшей работе.

  С уважением Археологи  .

V. Рефлексия:

 Ребята. Я предлагаю взять в руки  палочку для клинописи, и сделать  запись.

  на глиняной табличке  « Мои впечатления от урока.»

Закончите  одно из предложений:

«На уроке я…………………»

«Теперь я знаю …………….»

 «Меня удивило на уроке, что……………………..»

«Я бы еще хотел узнать о том, что…………»

 

Домашнее задание на рабочем листе

И наш урок мне хочется закончить следующими словами

О, АССИРИЯ, СКОЛЬКО СТРАДАНЬЯ
ТЫ ЕЩЕ ДОЛЖНА ИСПЫТАТЬ,
ЧТОБ СОБРАТЬ СВОИХ ЧАД НЕРАЗУМНЫХ
И ИМ ВЕРНЫЙ ПУТЬ УКАЗАТЬ.

Ребята, мне было очень приятно с вами   работать. Вы интересные, любознательные, и находчивые.

   Всего вам доброго, хороших отметок по всем предметам.

Урок окончен.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре II.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре II....

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре III.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре III....

Учебно-методические материалы к урокам истории и обществознания

Подборка учебно-методических материалов, в помощь ученикам для подготовки к урокам истории и обществознания....

Учебно-методические материалы к урокам истории и обществознания

Подборка учебно-методических материалов, в помощь ученикам для подготовки к урокам истории и обществознания....

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины: «Истории»

УМК учебной дисциплины «История» предназначена для реализации федеральных государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников ССУЗ по специальностей:  35.02.07 (110809 )...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины: «Истории»

УМК учебной дисциплины «История» предназначена для реализации федеральных государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников ССУЗ по специальностей:  35.02.07 (110809 )...

Учебно-методическая разработка интегрированного урока ( история, обществознание, региональный компонент) к 4 ноября- Дню народного единства.

Учебно-методическая разработка интегрированного урока (история, обществознание, региональный компонент) к 4ноября - Дню народого единства....