Конспект урока по истории на тему "Россия в системе международных отношений"
план-конспект урока по истории (7 класс)

Терентьев Александр Сергеевич

Цель урока: Сформировать у учащихся  представления о положении России в системе международных отношений и развивать коммуникативные качества учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_v_sisteme_mezhdunarodnyh_otnosheniy.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Россия в системе международных отношений»

Цель урока: Сформировать у учащихся  представления о положении России в системе международных отношений и развивать коммуникативные качества учеников.

Задачи урока:

Предметные:

  1. формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации: текст учебника, карта, документальный источник, художественная картина.
  2. применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
  3. определение и использование исторических понятий и терминов;
  4. анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

Метапредметные:

  1. выделять из текста информацию, которая необходима для решения поставленной задачи; отсеивать лишние данные;
  2. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу);
  3. развивать коммуникативные навыки учащихся посредством включения в работу в парах

Личностные:

  1. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
  2. Изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии со своими возрастными возможностями)
  3. Следование этическим нормам и правилам ведения диалога
  4. Навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении

Тип урока: Урок с использованием групповой формой работы

Формы: фронтальная, групповая

Литература: учебник «История России», 7 класс Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др. / Под ред. А. В. Торкунова (2 ч.)

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, атлас, документы

Понятия: Верительная грамота; коалиция; ратификация; фураж; Нерчинский договор

Даты: 1618 – Деулинское перемирие; 1654-1667 – русско-польская война; 1661 – Кардисский договор; 1676-1681 гг. – русско-турецкая война; 1689 – Нерчинский договор

Методы и приёмы

Содержание урока

Виды деятельности учащихся

Предполагаемые ответы учащихся

Орг. момент

Здравствуйте, дети!

Проверьте наличие на парте всего необходимого для нашей сегодняшней работы.

Дети слушают учителя.

Вводное слово учителя

Прежде чем приступим, давайте вспомним, что мы с вами прошли. Мы говорили об экономическом развитии России, о социальной структуре, о государственном устройстве. Всё это является элементом одного из направлений политики государства. Какие 2 направления вы знаете? Правильно. Мы с вами затронули внутреннюю политику, а сегодня речь пойдёт о внешней. Таким образом, тема нашего сегодняшнего урока: «Россия в системе международных отношений».

Сегодня, ребята, мы с вами сегодня проведём историческое соревнование. Мы будем с вами писать статьи для газеты «Вести-Куранты». Для этого вам нужно разделиться на 4 группы.

Дети разделяются на группы.

Каждая группа будет рассматривать отношения России с определёнными странами:

1 группа – отношения с Речью Посполитой

2 группа – отношения со Швецией

3 группа – отношения со странами исламского мира

4 группа – отношения с Китаем

Лучшая статья будет выведена на первую полосу газеты. Группа, которая побеждает, становится

В течении урока вы должны заполнить таблицу (таблица на слайде)

На ваших партах находится всё необходимое для работы. Задания указаны на листочках.

После урока ответим на проблемный вопрос:

Почему так непросто складывались международные отношения России с другими странами в XVII веке?

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. 

Внутренняя и внешняя

Отношения с Речью Посполитой

1) Деулинское перемирие между Россией и Польшей 1618 год – считается официальным завершением Смутного времени в России, вспомните его условия. Ответьте на вопрос: выгодны ли были они для России?

2) Посмотрите на портреты двух исторических личностей, используя материал параграфа стр.60 ответьте, с какими военными событиями связаны эти персонажи, каковы итоги данных событий. Можно ли назвать эти итоги положительными для России

3) Россия не была удовлетворена результатами Смоленской войны, поэтому в 1654 году начинается новое военного противостояние с Речью Посполитой. Посмотрите на карту и скажите, какие территории получила Россия к 1667 году в результате данного противостояния. Назовите перемирие, которое закрепило итоги войны с Речью Посполитой. Была ли Россия удовлетворена результатами войны?

4) Обратитесь к карте и скажите, какое сильное государство угрожало России и Речи Посполитой на их южных границах?

5) В 1686 году Россия и Речь Посполитая заключают «Вечный» мир. Прочитайте отрывок из документа и скажите, границы России меняются по сравнению с условиями Андрусовского перемирия, или Россия сохраняет свои завоевания?

3."Постановили, что всем городам и землям, в прошедшею войну от Короны Польской и Великаго Княжесва Литовскаго завоеванным, то есть Смоленск с городами и с уездами, Дорогобуж, Белая, со своими местами и с уездами и принадлежностями, быть им в стороне Их Царскаго Величиства, а с другаго краю Рославлю и где суть Северские городы, Чернигову, Стародубу, Новугородску-Северскому, Почепу и иным, также и всей Малой России сея стороны Днепра городом Нежину, Переяславлю, Батурину, Полтаве, Переволочне и всем, того Малороссийскаго краю, городам и землям и местам, в стороне Их Царскаго Величества находится.

4." Речь Посполитая вышеописанных городов жителей, служилаго и всякого чину городовых, и Запорожских козаков во истину и в правду сердцем Христианским от подданства своего и от присяги освобождают и отпущают..."

6) Мы можем сделать вывод о том, что действия российских дипломатов в данном направлении были успешными?

Работают в группе. Выполняют групповое задание. Один представитель от группы представляет результаты работы группы

1) Условия Деулинского перемирия: Речь Посполитая получила Смоленскую, Черниговскую, Северскую земли. Конечно, такая потеря территории была не выгодна для России.

2) Два этих персонажа возглавляли армии противников в период Смоленской войны между Россией и Речью Посполитой. Владиславу удалось окружить войска Шеина под Смоленском и Шеин был вынужден сдать Смоленск полякам. Это была одна из самых крупных неудач русского оружия. В результате этих событий был заключен Поляновский мир, по которому Россия отказывалась от всех завоеванных в ходе войны территорий.

3) Россия получает: смоленские и северские земли, Левобережную Украину (Андрусовское перемирие)

Россия была удовлетворена результатами войны

4) На юге обоим государствам угрожала сильная Османская империя

5) По «Вечному миру» Россия сохраняет свои завоевания.

6) Действия российских дипломатов были успешными. Россия получает территории и заключает мир со своим давним противником – Речью Посполитой. Теперь она может заниматься работой по достижению целей на других направлениях внешней политики

Отношения со Швецией

1) В 1617 году, когда в России ещё не закончилась польская интервенция, в 1617 году был заключен Столбовский мир со Швецией. Вспомните его условия. Выхода к какому важному водному ресурсу страна лишалась по данному договору? В связи с этим сформулируйте основную цель России в борьбе со Швецией?

2) Посмотрите на портреты двух исторических личностей, используя материал параграфа стр.61-62 ответьте, с какими военными событиями связаны эти персонажи, каковы итоги данных событий. Можно ли назвать эти итоги положительными для России

3) Посмотрите на карту (учебник стр.62), назовите территории, которые отошли к России в 1658 году. Как назывался документ, который закрепил эти приобретения

4) Посмотрите на легенду карты и назовите мирный договор, который был заключен со Швецией 21 июня 1661 года? Каковы его условия? Удалось ли Росси решить самую главную внешнеполитическую задачу на данном направлении (получить выход к Балтийскому морю)?

Работают в группе. Выполняют групповое задание. Один представитель от группы представляет результаты работы группы

1) Условия Столбовского мира: Швеция возвращала Новгород, но отрезала Россию от Балтийского моря; русским купцам запрещалось напрямую торговать с европейскими странами

Россия лишалась выхода к Балтийскому морю

Основная цель: получить выход к Балтийскому морю

2) Данные личности, связаны с военными событиями 1657 года, во время которых Делагарди вторгся в Россию и стал разорять псковские земли. Но князю Хованскому удалось перейти в наступление и разбить шведов под Гдовом. Однако, начатая в 1658 году война России с Речью Посполитой вынудила Алексея Михайловича пойти на перемирие. Его итоги безусловно можно считать удачными для России

3) Документ, закрепивший приобретения – Валиесарское перемирие

4) 21 июня 1661 год – подписан Кардисский мирный договор. Его условия: Россия возвратила Швеции все завоеванные в Ливонии города и вернулась к установленным Столбовским мирным договорам границам.

Таким образом, можно заключить, что России не удалось добиться своей главной цели – получить выход к Балтийскому морю

Отношения с Османской империей

1. Причины русско-турецкой войны 1676-1681

2. Основные события войны( карта в учебнике стр 63 в атласе ? «Русско-турецкая война 1676-1681»)

3. Мирный договор и итоги (учебник стр 63)

От лица Василия Васильевича Голицина составьте небольшой рассказ о том, какой успех принесли 2 крымских похода.

Работают в группе. Выполняют групповое задание. Один представитель от группы представляет результаты работы группы

1) Турция претендовала на господство над Правобережной Украиной

2) 1676-поход русской армии на правобережье Днепра. Захват Чигирина.

1677-наступление турецких войск на правобережье днепра и осада Чигирина.

1678-наступление турецких войск на правобережье Днепра продолжается. Чигирин взят.Отход Турецкой армии. Упорное сопротивление России ослабило турецкую армию и заставило подписать мирный договор.

3) В 1681 году был подписан Бахчисарайский мирный догвор. Османская Империя и ее вассал Крымское ханство признавали вхождение Левобережной украины в состав России.

Подписав «Вечный мир» с Речью Посполитой Россия стала союзницей антитурецкой «священной лиги». После этого, Россия предприняла 2 похода на крымское ханство 1687, 1689 под командованием В.В Голицина.

Отношения с Китаем

На вопросы отвечать письменно, в виде «Статейного списка» Фёдора Байкова

1) Как начались русско-китайские отношения в начале XVII века?

2) Перед вами портреты исторических личностей. Что их объединяет и как их деятельность повлияла на русско-китайские отношения? Для этого откройте учебник на стр.65

3) Прочитайте статьи из Нерчинского договора и ответьте на вопрос: какое значение имел Нерчинский мирный договор для России?

Выберите представителя от группы, который будет от лица Фёдора Байкова представлять «Статейный список»

Работают в группе. Выполняют групповое задание. Один представитель от группы представляет результаты работы группы

1) Томский казак Иван Петлин в 1618 году первым добрался до Пекина. После он вернулся с грамотой от китайского императора, но прочесть её никто не смог. Тем не менее он составил отчёт о поездке, содержавший сведения о Китае и сопредельным с ним странах

2) Поярков и Хабаров совершили поход на Амур. После их похода коренное население Амура стало поданными царя и платили Ясак. Албазин стал главной русской крепостью.

3) В 1689 году подписан Нерчинский договор, который устанавливал границу между двумя державами: Забайкалье осталось за Россией, но в Приаумрье русские должны были покинуть Албазин и часть освоенных территорий. Также договор разрешал вести торговлю между подданными России и Китаем.

Общий вывод

Итак, мы с вами рассмотрели все страны. Давайте теперь посмотрим, чья же статья стала лучшей (победители будут определены в конце урока).

Мы выявили победителя. Статья победившей группы попадает на первую полосу.

Мы с вами рассмотрели как развивались международные отношения России с зарубежными странами. Давайте с вами посмотрим, что вы записали в таблице.

Давайте с вами сделаем общий вывод по международным отношениям России в XVII веке.

Отлично. А теперь давайте ответим на вопрос, который был дан в начале урока.

Почему так непросто складывались международные отношения России с другими странами в XVII веке?

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Формулируют вывод.

В течение XVII века Россия установила прочные контакты с большинством европейских государств, а так же с Персией и Китаем. Однако постоянные русские посольства действовали только в соседних странах. Присоединение Левобережной Украины к России привело к военным столкновениям с Речью Посполитой и Османской империей. Русско-Шведская война стала неудачной попыткой получить выход в Балтийское море. На юге продолжалась борьба с Крымским ханством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «СССР В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 1933 - 1941 ГОДЫ»

Методическая разработка урока истории "СССР в системе международных отношений в 1933 - 1941 годы" основана на методе Э.Боно "Шесть шляп мышления". Методическая цель урока: создание педагогических ситу...

Россия в системе международных отношений в 1990-е годы

Конспект урока по истории на тему: Россия в системе международных отношений в 1990-е годы...

7 История России. Россия в системе международных отношений

7 История России. Россия в системе международных отношений...

Урок по истории России для 7 класса на тему «Россия в системе международных отношений» (2 часа)

Урок по истории России для 7 класса на тему «Россия в системе международных отношений» (2 часа). План уроков: 1. Цели и задачи проекта «Россия в системе международных отношений в XVII в.». 2. «Посо...

Презентация к уроку "Россия в системе международных отношений", 9 класс

Перезентация "Россия в системе международных отношений", 9 класс...

Презентация - Россия в системе международных отношений в 17 в. История. 7 класс.

В этой презентации содержится информация о Воссоединении Украины с Россией в 17 веке....