Социальный проект: «Великая Отечественная война в истории моей семьи»
проект по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Бортникова Ирина Владимировна

  Проект посвящён Великой Отечественной войне и направлен на формирование чувства патриотизма у современных школьников, расширение их социального опыта на примере героического подвига членов их семьи в годы Великой отечественной войны, сохранению преемственности поколений, памяти об участниках Великой Отечественной войны, формированию уважения к военной истории России. В создании проекта задействованы не только учащиеся, учителя, но и родители, бабушки и дедушки. Это возможность узнать о своих родственниках, принявших участие в боевых действиях, трудовом фронте, старикам и детям, пережившим весь ужас и тяготы войны. Каждый ребёнок является частью истории России, носителем информации рода, поэтому он должен знать о Великой Отечественной войне, как о важном событии в истории страны и самое важное, понимать, какое влияние оказала война на судьбу своей семьи. Это увековечивание памяти предков и изучение собственной родословной в определённых исторических границах с возможностью поделиться историей своей семьи на защите проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи».

​ссылка на презентацию:

https://cloud.mail.ru/public/4DAG/MMWNZNB1T

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 99

ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА БОРИСА САФОНОВА

                                                                                                   

Социальный проект по теме:

«Великая Отечественная война в истории моей семьи»

                                            Автор проекта: Бортникова И.В.

учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ № 99 имени дважды

Героя Советского Союза

г. Краснодар

                                                                                   

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 Наименование проекта

 «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

Территория реализации проекта

 МАОУ СОШ №99, г. Краснодар

 Руководитель

 Бортникова Ирина Владимировна

 Исполнители

 Учащиеся 5-9 классов МАОУ СОШ №99

 Год разработки

 2017- 2018 учебный год

 Тип проекта

Социальный, исследовательский, информационно-творческий, ориентированный, долгосрочный (ежегодно повторяющийся).

 Цель

Изучить и обобщить жизнь членов семьи в годы Великой Отечественной войны, создать условия, способствующие формированию у подрастающего поколения общероссийской гражданской идентичности, патриотического сознания, формирования чувства любви к родному краю, малой Родине, общероссийской гражданской идентичности у современных школьников исторической памяти сквозь призму проектно-исследовательской работы по изучению истории своей семьи в годы ВОВ. Способствовать духовному развитию подростков расширив их социальный опыт на примере героического подвига членов семьи в годы ВОВ, сохранить преемственность поколений, памяти об участниках Великой Отечественной войны, сформировать уважение к военной истории России.

 Задачи

Проследить историю семьи в годы Великой Отечественной войны; изучить семейные архивы и фотографии военных лет; расширить знания о защитниках Отечества, о функциях армии; определить вклад семьи в дело победы над фашистской Германией; структурировать собранный материал, представить его в виде проекта о своей семье в годы ВОВ.

Воспитывать гражданско-патриотические чувства к Родине, трепетное уважение к героическому прошлому своего народа, гордость и уважение к ветеранам ВОВ.

Новизна

В работе приведены имена героев Великой Отечественной войны, которых нет в общедоступных источниках.

 Технологии

Сбор и изучение семейных альбомов, архивов в соответствии с поставленными задачами. Проведение тематических классных часов (дети-герои, женщины войны, военная техника, город Краснодар в годы войны, освобождение Кубани), встречи с ветеранами, литературная деятельность, создание презентаций «Мой дед(прадед) в годы Великой Отечественной войны», оформление проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи».

 Объект исследования

 Биография семьи.

 Предмет исследования

 Великая Отечественная война в родословные семьи.

 Методы исследования

Поиск и изучение семейных фотографий; изучение литературы и электронных источников; поиск, изучение и обработка архивных документов; опрос ближайших родственников о жизни дедушек (прадедушек) и прабабушек; анализ документов из архива семьи; обобщение полученных данных.

  Краткая аннотация проекта

Проект посвящён Великой Отечественной войне и направлен на формирование чувства патриотизма у современных школьников, расширение их социального опыта на примере героического подвига членов их семьи в годы Великой отечественной войны, сохранению преемственности поколений, памяти об участниках Великой Отечественной войны, формированию уважения к военной истории России. В создании проекта задействованы не только учащиеся, учителя, но и родители, бабушки и дедушки. Это возможность узнать о своих родственниках, принявших участие в боевых действиях, трудовом фронте, старикам и детям, пережившим весь ужас и тяготы войны. Каждый ребёнок является частью истории России, носителем информации рода, поэтому он должен знать о Великой Отечественной войне, как о важном событии в истории страны и самое важное, понимать, какое влияние оказала война на судьбу своей семьи. Это увековечивание памяти предков и изучение собственной родословной в определённых исторических границах с возможностью поделиться историей своей семьи на защите проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи».

 Сроки реализации проекта

 Октябрь - май 2017-2018 учебного года, ежегодно

 Этапы реализации проекта

1.Подготовительный (планирование, организация работы по реализации проекта)

2.Практический (работа по проекту на всех уровнях, работа с семейными архивами, проведение познавательных бесед, классных часов на тему Великой Отечественной Войны с использованием мультимедийных презентаций)

3.Заключительный - (подведение итогов работы в рамках защиты проектов).

 Ожидаемые результаты

Пополнение семейного архива, материалами военных лет, их систематизация, создание на их основе презентации, доклада, проекта. Данный материал может быть использован как методический материал для внеклассного мероприятия в школе. Предполагаемым результатом проектной деятельности будет расширение знаний обучающихся, о событиях Великой Отечественной Войны, обогащение духовного мира, приобщение подрастающего поколения к национальной истории и воспитанию гражданственности, воспитание патриотических чувств, любви к Родине и родному краю, знакомство обучающихся с поисковой и творческой деятельностью, проект поможет детям изучить историю своей семьи. Итогом исследования станет защита проектов «Великая Отечественная война в истории моей семьи».

         

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач социальных организаций. Детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Чувство любви к Родине - это одно из самых сильных чувств. Без него человек не ощущает своих корней, не знает истории своего народа. Невозможно быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки. Необходимо осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи.

Принимая участие в этом проекте, очень важно донести до ребенка чувство личной ответственности за свою страну и ее будущее, пробудить в детях любовь к родной земле, формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны. Память о Великой Отечественной войне, ставшей для нашего поколения уже далекой историей - это не только хроника, летопись и дневники, но это её исторические уроки, вобравшие в себя социальный опыт прошлого и устремление в настоящее и будущее.

 Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 90 лет. Их становится с каждым днём всё меньше. Коснулась война каждой семьи в нашей стране. Изучение своих корней - это богатейший источник жизненного и исторического опыта. Существует угроза утраты исторической памяти о великом подвиге нашей Родины. Наш мир меняется, и меняются люди. Но память о тех, кто сражался и стал героем, кто не вернулся с кровавых полей сражений, кто, не покладая рук, работал в тылу, о тех, чьё детство было украдено - память о них живёт и будет жить вечно в наших сердцах. Передать эстафету памяти, показать ребятам величие и самоотверженность подвига людей, завоевавших Победу - одна из основных задач проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи».

 Проект направлен на развитие нравственно-патриотического воспитания личности ребёнка, любви к Родине, преданности, ответственности и гордости за неё. Основное назначение проекта - создание условий для освоения ребятами социально значимого опыта в различных видах деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию, воспитание чувства гордости и уважения к родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину посредством сбора информации о своих родственниках, ее систематизации и защите проекта.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Планируемая работа

Ожидаемый результат

Сроки

  1. Подготовительный.
  • Составление плана по реализации проекта
  • Организация работы по реализации проекта
  • Разработка рекомендаций для детей и родителей в организации проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи»
  • Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей
  • Индивидуальное консультирование учеников, родителей и привлечение их к сбору необходимого материала

Сбор необходимый материала для работы в данном направлении.

Октябрь 2017 г.

Далее ежегодно.

  1. Практический.
  • Проведение тематических часов
  • Сбор информации из семейных архивов
  • Проведение познавательных бесед о Великой Отечественной войне на уроках истории и классных часах с использованием мультимедийных презентаций
  • Создание учащимися проектов о своей семье
  • Проведение заключительного мероприятия с защитой проектов

Сформировалось представление о роли семьи в Великой Отечественной войне. Проявится устойчивый познавательный интерес к истории героического прошлого русского народа, сформируется гордость и уважение к старшему поколению. Расширение знаний учащихся о Великой Отечественной Войне.

Ноябрь – Апрель

2017 г.

Далее ежегодно.

  1. Заключительный.
  • Подведение итогов работы, анализ результатов проектов, оформление результатов проекта.

Ежегодная работа по данному проекту позволит как можно больше обучающихся привлечь к изучению истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны и найдет продолжение в дальнейшем воспитательно-образовательном процессе.

Май

2017г.

 Далее ежегодно.

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                     С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


п/п

Направления
работы

Содержание
деятельности

Дата  

1

Реализация цикла тематических классных часов, посвященный ознакомлению
учеников средней школы с историей Великой Отечественной войны с использованием
мультимедийных
презентаций.

1. «По зову сердца и Отчизны»
2. «Дети герои - Женя Попов»
З. «Город герой - Новороссийск»                                   4. «Дети герои
- Вера Павленко»
5. «Памяти детей Ейского детского дома, погибших 9 октября 1942 посвящается…»

Ноябрь –Январь 2017г.

Далее ежегодно

2

Конкурсы Военно-патриотической песни и строевого шага.

1.Подготовка и участие в конкуре «Военно-патриотической песни»

2.Подготовка и участие в конкуре «Строевого шага»

Февраль - март 2017г.

Далее ежегодно

3

Цикл бесед о Великой Отечественной войне

1. «Нападение Германии. Начало войны»
2.
 «Сталинградская битва»

3. «Освобождение Краснодара»

3. «Освобождение Кубани от немецко-фашистских захватчиков»

Ноябрь-Апрель 2017г. Далее ежегодно

4

Защита проектной работы

Защита проектов «Великая Отечественная война в истории моей семьи».

Май

2017 Далее ежегодно

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

На уровне ребенка:

  • Предполагаемым результатом проектной деятельности будет расширение знаний обучающихся, о событиях Великой Отечественной Войны в целом и в семье в частности, обогащение духовного мира.
  • Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
  • Пополнение семейного архива, материалами военных лет, их систематизация, создание на их основе презентации, доклада, проекта.
  • Знакомство обучающихся с поисковой и творческой деятельностью, проект поможет детям изучить историю своей семьи.
  • Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
  • Формирование внимания и уважительного отношения к ветеранам и пожилым людям.
  • Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной деятельности.
  • Приобщение подрастающего поколения к национальной истории и воспитанию общероссийской гражданской идентичности, патриотических чувств, любви к Родине.
  • Формирование чувства патриотизма, любви к родному краю, малой Родине, общероссийской гражданской идентичности у современных школьников

На уровне педагога:

  • Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей общероссийской гражданской идентичности, патриотических чувств.
  • Умение педагога обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детских проектов, акций патриотической направленности.
  • Возможность вовлечения в исполнение проекта не только детей, но и их родителей.

Заключение:

  • Сила всего русского народа, как и наших родственников в несгибаемой воле к победе, беспредельной любви к Родине, непоколебимой верности воинскому долгу и чести.
  • Многие ребята заинтересовались данной проектной работой, ведь это не только память о героях давно минувших лет - это память о родном человеке, увековеченная в проекте «Великая Отечественная война в истории моей семьи».
  • Ученики, правнуки тех, кто воевал и трудился в тылу, должны помнить и чтить их память и завещать это своим детям.
  • Необходимо продолжить дальше поисковую работу по созданию рукотворных памятников родственникам, чтобы помнить тех, кто ценой своей жизни отстоял мир. Это будет способствовать воспитанию уважительного отношения к истории Отечества, своей семьи, заслугам семей в истории Победы.

ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

     В 2017-2018 учебном году мною был разработан социальный проект «Великая Отечественная война в истории моей семьи», который был предназначен для реализации в 5-9 классах МАОУ СОШ №99, в целях формирования чувства патриотизма, любви к родному краю, малой Родине, общероссийской гражданской идентичности у современных школьников, расширение социального опыта на примере героического подвига членов их семьи в годы Великой отечественной войны, сохранению преемственности поколений, памяти об участниках Великой Отечественной войны, формированию уважения к военной истории России.

    В ходе реализации проекта был полностью выполнен план.  В рамках социального проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» были проведены мероприятия:

1.Тематические классные часы, посвященные ознакомлению учеников средней школы с историей Великой Отечественной войн и героическим прошлым наших предков, с использованием мультимедийных презентаций: «По зову сердца и Отчизны», «Дети герои - Женя Попов», «Город герой - Новороссийск», «Дети герои - Вера Павленко», «Памяти детей Ейского детского дома, погибших 9 октября 1942 посвящается…»                            

2.Конкурсы: «Военно-патриотической песни» и «Строевого шага»

3.Цикл бесед о Великой Отечественной войне: «Нападение Германии. Начало войны», «Сталинградская битва», «Освобождение Краснодара», «Освобождение Кубани от немецкого-фашистских захватчиков».

4.Защита проектов: «Великая Отечественная война в истории моей семьи».
   На протяжении 2017-2022 учебных годов работа по данному проекту не прекращалась, каждый год формируются новые тематические часы, циклы бесед, на которых дети знакомятся с новыми историческими фактами, событиями и героями не только Великой Отечественной войны, но и современности.

    Конкурсы «Военно-патриотической песни» и «Строевого шага» стали проводится ежегодно среди всех классов МАОУ СОШ №99 (за исключением времени, когда были введены ограничительные меры по предотвращению распространения каронавирусной инфекции СОVID-19), стоит отметить, что ученики заранее и с большим интересом готовятся к данным конкурсам, стремясь занять в них призовые места.

   Благодаря тому, что в данный процесс сбора информации о своих предках были вовлечены родители, а в последствии и многие родственники, ученики с каждым годом пополняли свои работы и знания новыми, ранее неизвестными фактами из истории семьи, так же узнавали что-то новое о героическом подвиге предков семей одноклассников и в целом истории Великой Отечественной войны. Данная работа в целом оказала положительное влияние на формирование у обучающихся общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, понятия ценности роли семьи в Великой Отечественной войне, героического прошлого русского народа, формирования гордости и уважения к старшему поколению, расшила знания учащихся о Великой Отечественной Войне.



Предварительный просмотр:

«Великая Отечественная война в истории моей семьи»

И.В. Бортникова (г. Краснодар)

МАОУ СОШ № 99

Bortnikovaiv@bk.ru

Аннотация: проект посвящён Великой Отечественной войне и направлен на формирование чувства патриотизма у современных школьников, расширение их социального опыта на примере героического подвига членов семьи в годы Великой отечественной войны, сохранению преемственности поколений, памяти об участниках Великой Отечественной войны, формированию уважения к военной истории России. В создании проекта задействованы не только учащиеся, учителя-предметники, классные руководители, но и семьи (родители, бабушки, дедушки, тети, дяди и т.д.) Это возможность узнать о своих родственниках, принявших участие в боевых действиях, трудовом фронте, старикам и детям, пережившим весь ужас и тяготы войны. Каждый ребёнок является частью истории России, носителем информации рода, поэтому он должен знать о Великой Отечественной войне, как о важном событии в истории страны и самое важное, понимать, какое влияние оказала война на судьбу своей семьи и страны в целом. Это увековечивание памяти предков и изучение собственной родословной в определённых исторических границах с возможностью поделиться историей своей семьи на защите проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» и не только.

Ключевые слова: историческая память, семейные ценности, преемственность поколений, общероссийская гражданская идентичность, духовное развитие, военная история России.

Цели: изучить и обобщить жизнь членов семьи в годы Великой Отечественной войны, создать условия, способствующие формированию у подрастающего поколения общероссийской гражданской идентичности, патриотического сознания, формирования чувства любви к родному краю, малой Родине сквозь призму проектно-исследовательской работы по изучению истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны. Способствовать духовному развитию подростков расширив их социальный опыт на примере героического подвига членов семьи в годы Великой Отечественной войны, сохранить преемственность поколений, памяти об участниках Великой Отечественной войны, сформировать уважение к военной истории России.

Задачи: проследить историю семьи в годы Великой Отечественной войны; изучить семейные архивы и фотографии военных лет; расширить знания о защитниках Отечества, о функциях армии; определить вклад семьи в дело победы над фашистской Германией; структурировать собранный материал, представить его в виде проекта о своей семье в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать гражданско-патриотические чувства к Родине, трепетное уважение к героическому прошлому своего народа, гордость и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Передать эстафету памяти, показать ребятам величие и самоотверженность подвига людей, завоевавших Победу – одна из основных задач проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи». Основное назначение проекта –создание условий для освоения ребятами социально значимого опыта в различных видах деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию, воспитание чувства гордости и уважения к родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину посредством сбора информации о своих родственниках, ее систематизации и защите проекта.

Актуальность проекта: патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образовательных организаций [1]. В наше время, когда историю пытаются переписать или исказить, необходимо со школьной скамьи доносить правдивую информацию. Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. Без него человек не ощущает своих корней, не знает истории своего народа. Невозможно быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки. Необходимо осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи. Важно донести чувство личной ответственности за свою страну и ее будущее, пробудить в детях любовь к родине, формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны. Память о Великой Отечественной войне, ставшей для нынешнего поколения уже далекой историей – это не только хроника, это её исторические уроки, вобравшие в себя социальный опыт прошлого и устремление в настоящее и будущее нашей страны.

Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 90 лет. Их становится с каждым днём всё меньше. Коснулась война каждой семьи в нашей стране. Изучение своих корней – это богатейший источник жизненного и исторического опыта. Существует угроза утраты или искажения исторической памяти о великом подвиге нашей Родины. Наш мир меняется, и меняются люди. Но память о тех, кто сражался и стал героем, кто не вернулся с кровавых полей сражений, кто, не покладая рук, работал в тылу, о тех, чьё детство было украдено – память о них живёт и будет жить вечно в наших сердцах.

Практическая значимость: заключается в возможности использования практики, как на уровне отдельно взятого класса (классные часы) или параллели (уроки истории, неделя истории и обществознания, конкурсные мероприятия), так и на уровне школы или образовательной организации; можно использовать всю практику или отдельные ее части.

Новизна и уникальность: данная педагогическая практика в отличие от подобных, включает в себя не только проектную деятельность, но и масштабные мероприятия (конкурсы строевого шага и военно-патриотической песни, циклы бесед и классных часов о героях военных лет и современности, участие в городских, краевых и всероссийских конкурсах и олимпиадах), выходящие за пределы класса и школы. Так же в работе приведены имена героев Великой Отечественной войны, которых нет в общедоступных источниках. Уникальность заключается в том, что этот проект дает возможность заинтересовать детей историей героического прошлого нашей страны и связать это с нынешними реалиями, найти и объединить то общее, что есть у каждого из нас. Например, в Краснодарском крае, большое количество семей, переехавших на постоянное место жительства с различных регионов России и ближнего зарубежья, со своими сложившимися устоями и традициями, разных национальностей и вероисповеданий именно, эта проектная работа по увековечиванию памяти своих героев, участников Великой Отечественной войны объединяет всех, делает ее универсальной и доступной.

Технологии: сбор и изучение семейных альбомов, архивов в соответствии с поставленными задачами. Проведение тематических классных часов (дети-герои, женщины войны, военная техника, город Краснодар в годы войны, освобождение Кубани), встречи с ветеранами, литературная деятельность, создание тематических презентаций, оформление проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи».

Методы исследования: поиск и изучение семейных фотографий; изучение литературы и электронных источников; поиск, изучение и обработка архивных документов; опрос ближайших родственников о жизни дедушек (прадедушек) и прабабушек; анализ документов из архива семьи; обобщение и систематизация полученных данных.

Основные механизмы (этапы) реализации проекта:

 1. Подготовительный: составление плана по реализации проекта; организация работы по реализации проекта; разработка рекомендаций для детей и родителей в организации проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи»; изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей; индивидуальное консультирование учеников, родителей и привлечение их к сбору материала.

2. Практический: проведение тематических классных часов; проведение конкурсов военно-патриотической песни и строевого шага; сбор и систематизация информации из семейных архивов; проведение познавательных бесед о Великой Отечественной войне на уроках истории, кубановедения и классных часах с использованием мультимедийных презентаций; посещение выставок военно-исторической тематики в Историческом парке «Россия – Моя история»; разработка и создание учащимися проектов о своей семье; проведение заключительного мероприятия с защитой проектов; создание книги памяти «Помним, чтим, гордимся».

3. Заключительный: подведение итогов проделанной работы, анализ результатов проектов, оформление результатов проекта.

Модель реализации педагогической деятельности с обучающимися: реализация цикла тематических классных часов, посвященный ознакомлению учеников средней школы с историей Великой Отечественной войны с использованием мультимедийных презентаций: «По зову сердца и Отчизны»; «Дети-герои Женя Попов»; «Город-герой Новороссийск»; «Дети-герои Вера Павленко»; «Памяти детей Ейского детского дома, погибших 9 октября 1942 посвящается…», «День Военно-морского флота России», «День пограничника», «Герои нашего времени».

Подготовка и участие в конкурсах военно-патриотической песни «Муза в солдатской шинели»; подготовка и участие в конкуре строевого шага «Воинский долг – честь и судьба».

Посещение выставок военно-исторической направленности в Историческом парке «Россия – Моя история»: «Битва за Кавказ», «Рюриковичи-Романовы», «Сталинград – история победы».

Цикл бесед о Великой Отечественной войне: «Нападение Германии. Начало войны»; «Сталинградская битва»; «День освобождение Краснодара»; «Освобождение Кубани от немецко-фашистских захватчиков», «Военная истории России: прошлое и настоящее», «День Героев Отечества».

Защита проектов «Великая Отечественная война в истории моей семьи». Оформление книги памяти «Помним, чтим, гордимся».

Более подробно с моделью реализации педагогической деятельности можно ознакомиться на сайте учителя Бортниковой И.В. [3;4].

Эффективность: проект успешно реализуется более 5 лет, все больше детей и их родителей вовлекается в изучение истории своей семьи, края, страны. Пополняются и систематизируются семейные архивы (в свет вышла книга «О себе, о войне, о семье», в которой рассказывается история военных лет Петра Тарасовича Лунга, дедушки ученика Чабанова Сергея). Растет школьный архив детских работ, под названием «Помним, чтим, гордимся». Проекты детей получают высокие оценки в городских и краевых конкурсах.

Результаты: пополнение семейного архива материалами военных лет и их систематизация, открытие новых имен и героических событий, которые получают огласку не только в стенах отдельно взятой школы, но и выходят за ее пределы (участие в городских, краевых и Всероссийских конкурсах, размещение в интернет пространстве). Расширение знаний обучающихся, не только о событиях Великой Отечественной Войны, но и военной истории страны в целом и семьи в частности; представление детей о подвигах советского народа и проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность; формирование внимания и уважительного отношения к ветеранам и пожилым людям, обогащение духовного мира, приобщение подрастающего поколения к национальной истории; знакомство с поисково-творческой деятельностью и умение представить готовый продукт перед аудиторией.

Главный результат, это вовлеченность детей в изучение истории своих корней и заинтересованность судьбой страны в целом.

Результаты практики есть не только на уровне детей, но и на уровне педагога, это повышение уровня ответственности за формирование у детей общероссийской гражданской идентичности, патриотических чувств, что прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте [2]. Умение систематизировать, обобщать и презентовать накопленный опыт по реализации детских проектов патриотической направленности. Возможность вовлечения в исполнение проекта не только детей, но и их родителей. Работа по проектной деятельности актуальна и в связи с вступлением в силу Федеральной образовательной программы основного общего образования [5], в котором говорится о взаимодействии с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Тиражируемость практики: впервые проект был реализован, мной как классным руководителем в 5а классе, в 2016-2017 учебном году на базе МАОУ СОШ № 99, в следующем учебном году были вовлечены в этот проект ученики параллели 6 и 7 классов (в которых я как учитель-предметник вела уроки истории и обществознания), далее проект вышел на всю параллель основного общего образования (5-9 классы). На протяжении этих лет в проект добавлялись новые разработки и материалы, он стал масштабным и доказал свою эффективность, универсальность и доступность, возможность ежегодного его применения и переноса опыта в другие школы и образовательные учреждения России.

Заключение: сила всего русского народа, как и наших родственников в несгибаемой воле к победе, беспредельной любви к Родине, непоколебимой верности воинскому долгу и чести. Многие ребята заинтересовались данной проектной работой и сделали великолепные проекты, которые заняли призовые места в городских, краевых и всероссийских конкурсах. Это не только память о героях давно минувших лет – это память о родном человеке, увековеченная в проекте «Великая Отечественная война в истории моей семьи». Ученики, правнуки тех, кто воевал и трудился в тылу, должны помнить и чтить их память и завещать это своим детям.

Необходимо продолжить дальше поисковую работу по увековечиванию истории и созданию рукотворных памятников родственникам, чтобы помнить тех, кто ценой своей жизни отстоял мир. Это будет способствовать воспитанию уважительного отношения к истории Отечества, своей семьи, заслугам семей в истории Победы.

Социальный эффект: проект защищает, сохраняет и приумножает историческую память о военной истории России в целом и о Великой Отечественной войне в частности, что в свою очередь способствует формированию общероссийской гражданской идентичности. Значимым социальным эффектом проекта является привлечение к деятельности не только детей и учителей, но и их семей, тем самым внося вклад в развитие семейных ценностей и преемственности поколений.

Точки роста: в пределах МАОУ СОШ № 99 можно распространить на начальное и старшее звено, а также оформить экспозицию ученических работ в школьном музее; следующая ступень – это создание сайта, на котором будут представлены работы учеников, для возможности ознакомления с новыми историями и героями Великой Отечественной войны в социальных сетях. Продвижение и популяризация практики в других общеобразовательных учреждениях города и страны.

Партнерство и сотрудничество: Исторический парк «Россия – моя история» г. Краснодар, предоставляет свои выставочные экспозиции, для просмотра,  в новом для детей интерактивном формате, что в свою очередь дает возможность заинтересовать и привлечь внимание детей к изучению истории прошлого и настоящего, организовывает тематические встречи с героями (ветеранами) военных действий; Юнармейский отряд «Доблесть» МАОУ СОШ №  99 и Молодежное волонтерское движение «Навигаторы детства» МАОУ СОШ № 99 принимают активное участие в организации и проведении различных мероприятий связанных с данной практикой; учителя и семьи учеников школы МАОУ СОШ № 99 активно вовлекаются в процесс проектной деятельности.

Список литературы

  1. Патриотическое воспитание детей и молодежи: опыт, проблемы, перспективы»// [Электронный ресурс].  Сборник тезисов, докладов и сообщений участников XXII Всероссийской научно-практической конференции (15 апреля 2021 г. – Серов). – URL: https://admivdel.ru/images/doc2021/sbornik_npk_2021_severnyj_pedagogicheskij_kolledzh.pdf (дата обращения: 21.09.2023).
  2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”. [Электронный ресурс].  Доступ из справ. -правовой системы «Гарант». – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 21.09.2023).
  3. Сайт учителя Бортниковой Ирины Владимировны. [Электронный ресурс].   Доступ из реестра - Образовательная социальная сеть nsportal.ru. – URL: https://nsportal.ru/irina-vladimirovna-bortnikova (дата обращения: 21.09.2023).
  4. Сайт учителя Бортниковой Ирины Владимировны. [Электронный ресурс].   Доступ из реестра - Образовательная социальная сеть prodlenka.org – URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/505456-istorija-moej-semi-v-gody-velikoj-otechestven (дата обращения: 21.09.2023).
  5. Федеральная образовательная программа основного общего образования (Утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 под № 370).  [Электронный ресурс].   Доступ из реестра - Министерство просвещения Российской Федерации. – URL: https://fgosreestr.ru/poop/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-utverzhdena-prikazom-minprosveshcheniia-rossii-ot-18-05-2023-pod-370 (дата обращения: 21.09.2023).


Предварительный просмотр:

    Новороссийск– город на побережье Черного моря, важный транспортный центр. В городе расположен крупнейший порт России и Чёрного моря, включающий пассажирский, грузовые порты и нефтеналивную гавань. Там располагается военно-морская база Черноморского флота Российской Федерации. Новороссийск сегодня – крупный, развитый город с большим количеством красивых мест и достопримечательностей. https://biblioteka09.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81(12).jpg

      Звание города героя Новороссийск получил 14 сентября 1973 года. Новороссийск заслуженно носит это высокое звание. Нелёгкая доля досталась его жителям. Много страданий пришлось им пережить.  С самых первых дней Великой Отечественной войны город превратился в арену ожесточённых боёв. Немецкое командование, учитывая стратегическое значение Новороссийска, безостановочно бомбило город. Он стал непреодолимой преградой на пути фашистских войск, прорывавшихся на Северный Кавказ. Осенью 1942 г. немцы вышли к берегам Цемесской бухты, захватили город и подошли к цементному заводу "Октябрь". Дальше им пройти не удалось. Более того, ни один немецкий корабль за время боёв не смог встать на причал в Цемесской бухте. Оборона Новороссийска, героическая 225-дневная эпопея защитников легендарной Малой Земли, отчаянный десант и освобождение города 16 сентября 1943 г. стали ключевыми военными операциями в битве за Кавказ. C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\image-19-10-16-10-38-7.jpeg

     Мемориал «Малая земля» - это уникальный памятник, который не имеет аналогов нигде в мире. С внутренней стороны памятника написана клятва, которую дал отряд Куникова: «Волю свою, силы свои и кровь свою капля за каплей мы отдадим за счастье народа, за тебя, горячо любимая родина. Клянемся своими знаменами, именем наших жен и детей, именем нашей любимой родины. Клянемся выстоять в предстоящих схватках с врагом перемолоть его силы»https://kartinki.pibig.info/uploads/posts/2023-04/thumbs/1681501356_kartinki-pibig-info-p-goroda-geroi-vov-kartinki-arti-instagram-73.png

      За время боёв Новороссийск был разрушен до основания. Трудно было себе представить, что груда дымящегося искорёженного бетона ещё год назад была цветущим уютным городом. По определению государственной комиссии, разрушения составили 96,5%. Город нужно было строить заново.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/05b2/00032679-f2648b3f/2/img9.jpg



Предварительный просмотр:

 «Дети-герои» Венера Павленко

 и Клара Навальнева

Герои наши - просто дети, Чью жизнь оборвала война.

И мы должны запомнить эти, Запомнить эти имена!

Принять их к сердцу близко-близко,

Их подвиг оценить сполна. И, поклонившись обелискам,

Запомнить эти имена! Запомнить навсегда и свято

И пронести сквозь времена, Во имя Родины, ребята,

Запомним эти имена!I:\УРОКИ\УРОКИ МУЖЕСТВА\фото\IMG_5033.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Великая Отечественная война в истории моей семьи"

В связи с новыми требованиями к образовательному процессу изменился и мой подход к преподаванию истории в школе. В течение 2011-2015 учебного года я работаю над методической темой, связанной с углубле...

Проект "Великая Отечественная война в истории моей семьи"

Обобщение готовой работы учащихся по проекту происходит  на итоговом уроке по теме «Значение победы в Великой Отечественной войне». Ребята выступают перед сверстниками и рассказывают о своих родн...

Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны.

        Презентацию «Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Виктория Шкред. С такими презе...

проект «Великая Отечественная война в истории моей семьи: боевой путь Грязина Ивана Павловича»

Тема Великой Отечественной войны  – необычная тема… Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать одни только названия произведений. Необычная, пото...

Проект Великая Отечественная война в истории моей семьи

Война закончилась 75 лет назад, а память о ней живет до сих пор. И будет жить всегда. Пока мы будем о ней говорить, и чтить память о погибших на этой войне. Великая Отечественная война пришла в каждый...

Исследовательский проект "Великая Отечественная война в истории моей семьи"

История нашей семьи во время Великой Отечественной войны...

Проект "Великая Отечественная война в истории моей семьи"

Проект "Великая Отечественная война в истории моей семьи"...