Статья "Естественный выбор"
статья по истории (9, 10, 11 класс)
Статья, посвящена самоопределению учащихся, выбору их дальнейшего профессионального пути. Выступление на VII Педагогическом Конгрессе "Общее образование как общее дело".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnoe_samoopredelenie.docx | 18.61 КБ |
prezentatsiya_gbou_sosh_no547_lebedeva_ya.yu_._estestvennyy_vybor.pptx | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональное самоопределение.
Самоопределение — изменчивое состояние, процесс не прекращается на определенном возрастном рубеже. Процесс не возникает сам по себе, а проистекает из созданной внутренней и внешней образовательной среды, созданных школой для развития ребенка.
На каждой ступени обучения на технологию выбора в процессе профессионального самоопределения влияют возрастные особенности ребенка.
Начальная школа. Младший возраст. Период случайного выбора.
На выбор обучающих ситуаций ребенка в урочной и внеурочной деятельности влияют внешние факторы, так как на данном этапе (до 10 лет) не сформировано личное суждение и системы жизненных принципов.
Ученики начальной школы пробуют себя в разных видах деятельности. Чем шире выбор таких видов, предоставляемый родителями и педагогами, тем более четко будет происходить отбор важных составляющих будущей профессии, поскольку ребенок по принципу природосообразности интуитивно выбирает интересные для него формы работы, разнообразие которых всецело зависит от учителя. Учитель в начальной школе направляет, создает условия и методом наблюдения вычленяет необходимость перехода ребенка от одной интересной ситуации к другой в разных сферах деятельности. Учитель ведет ребенка по пути – попробуй все, вычлени то, что легко, что интересно. Такой путь к успеху делает деятельность целенаправленной.
Малыши подражают родителям, педагогам, старшим товарищам. В младшем школьном возрасте ребенок в игре воспроизводит знакомые ему профессии, создавая для себя понимание о будущей профдеятельности. Сегодня он познает знаковую систему, завтра учит другого ученика, послезавтра наслаждается природными явлениями или изобретает. Знакомство с элементами профессий и раскрытие своих профессиональных склонностей еще не выявлены полностью. Но выпускник 4 класса – ученик с разнообразным спектром профессиональных интересов, к которым он уже сумел прикоснуться, попробовать и сумел сделать свою оценку.
Для детей начальной школы дополнительным критерием приобретения положительного статуса в профессии становится получение хороших отметок или похвала педагогов.
Психологи утверждают, что темперамент и черты характера должны учитываться при выборе профессии, так как они влияют на наклонности личности, положительные и негативные черты.
Основная школа. Подростковый этап. Выбор профессиональных страт.
Период (10-15 лет) — один из ключевых жизненных рубежей. Ребенок понимает и признает собственные преимущества, слабые стороны. Движущей силой в этот временной промежуток профессионального самоопределения является принятие ответственности ребенком за свое развитие.
В этот промежуток времени школа предоставляет широкие возможности во внеурочной деятельности. Прежняя коммуникация детей начальной школы в привычном для них социуме одного классного коллектива в классно-урочной системе основной школы становится хрупкой при переходе в 5 класс. Адаптация детей снижает уровень обученности в первой половине учебного года. Понимая это, школа предлагает родителям и ученикам в системе внеурочной деятельности три образовательные страты, включающие в себя гуманитарное, естественнонаучное и технологическое направление деятельности. При этом в течение года дети могут менять свои приоритеты. Выбор образовательного маршрута через создание гибких страт сглаживает процесс адаптации и делает процесс подготовки в профессиональному самоопределению планомерным. При этом качество обученности не снижается. Ученики свободно перемещаются в системе внеурочной деятельности по стратам, пробуя новые направления деятельности. Повышение уровня их обученности и развития осуществляется у каждого по своей траектории, пошагово. Достигают вершин не все. Те, у кого не получается, переходят в другое направление, пробуют себя в других видах деятельности, становясь успешными.
Поддерживаемые учителями и родителями, они получают стабильные знания, становятся успешными (каждый в своей области знаний), а значит счастливыми.
Важно не останавливать ребенка в выборе, не принуждать выполнять неинтересную работу.
Подросток различает работу на нравящуюся и ту, которая совершается по принуждению (родителей, учителей).
Может происходить разделение профессий по гендерному признаку:
для мальчиков характерно желание самовыражения, самоутверждения;
девочки выбирают занятия, связанные с модой, эстрадой.
Половое разделение исчезает в следующий период самоопределения (от 16 до 23 лет).
В итоге по окончании 8 класса у ученика за плечами много проб в разных областях деятельности, яркие впечатления, разнообразные активности. Ученик на пороге выбора. Школа предоставляет возможность задуматься о предпрофильной ориентации. Производится предпрофильный мониториг, создаются условия для проектирования. Обучающиеся включаются в процесс исследовательской и изобретательской деятельности.
В 9 классе во внеурочной деятельности школа предлагает курс «Ценности и смыслы профессиональной карьеры», который содержит психологическую поддержку профессионального выбора. Ученикам предлагается осознать себя в обществе и профессии, понять свой внутренний мир и свои внутренние профессиональные потребности и предпочтения, понять особенности качеств своей личности и возможности делового общения. Курс позволяет понять, что выбор профессии сопряжен с имеющимся жизненным опытом, целью существования человека в обществе. Ученики понимают, что исходя из некоторых черт характера, личность может стремиться к сложной деятельности, требующей преодоления препятствий, а может двигаться по пути наименьшего сопротивления, и подобные различия обусловлены темпераментом конкретного человека.
Курс является поддержкой и готовит к осознанному выбору экзаменов, профиля для обучения в 10 классе. Выпускник 9 класса – ученик готовый в такому выбору. Ему не страшно делать выбор, он точно знает, за 5 лет обучения в основной школе он попробовал разные виды деятельности, участвовал в разработке коллективных и групповых стартап-проектах, умеет работать в группе и команде, понимает механизм реализации проекта. Он готов к написанию индивидуальной работы.
Старшая школа. Юношеский этап. Профессиональное проектирование.
Возраст переломный, это период ухода из средней школы, когда появляется вопрос профессионального самоопределения. При выборе профессии ученик переоценивает прошедшие события в основной школе, соотносит выбор деятельности с жизненными целями. Подросток выбирает тему индивидуального проекта, тип проекта, определяет куратора проекта – учителя, с которым ему комфортно и интересно двигаться по траектории развития. Если работа школы по подготовке ребенка к этапу самоопределения проведена верно, то выбор профиля обучения в 10 классе и тематика индивидуального проекта совпадут с выбором профессии.
Ученик развивается с интересом в своей области знаний. Появляется осознанность в понимании и решении в пользу конкретной стези с учетом собственных способностей, предпочтений и особенностей.
Разнообразие подходов изучения вопроса профессионального самоопределения появилось из-за социальных, культурно-исторических различий между странами. Поэтому невозможно выявить единственную правильную теорию выбора будущего поприща. Мы предложили свою траекторию движения через ступени успеха в классно-урочной системе начальной школы и разнообразных пробный выбор, страты в основной школе, групповую и коллективную минипроектную деятельность и углубление профессионального интереса через индивидуальное проектирование.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : • содействовать процессу выбора профессии, развития самостоятельной, творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе, обогащению знаний , умений и навыков обучающихся в выборе жизненного и профессионального пути. ЗАДАЧИ : опробовать новое содержание, формы и методы профилизации с учетом потребностей детей и обеспечения сознательного выбора обучающимися будущей профессии; раскрыть роль внеурочной деятельности в процессе становления будущего профессионала, успешного лидера ; - содействовать интеграции учебной и внеурочной деятельности, метапредметным связям во внеурочной деятельности для успешного профессионального самоопределения учащихся; - осуществлять диагностическую функцию, определить динамику развития личности, функциональной грамотности, технологической умелости, интеллектуальной и волевой подготовленности. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ∙1-4 классы (начальная школа) ∙5-7 классы (средняя школа) ∙8-9 классы(средняя школа) ∙ 10-11 классы (старшая школа)
1-4 классы : развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую, формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе. Это наиболее важный этап процесса профориентации, так как на этой стадии формируется профессиональное намерение . НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
В классе учащиеся работают в группах сменного состава Оценочная система Возможность узнать уровень знаний учащегося в разных направлениях учебной деятельности Реализация принципа « природосообразности » ●Там, где могу ●Там, где хочу ●Там, где нужно - Учитель наблюдает за процессом вовлеченности учащегося в учебный процесс, за его успехами и неудачами Учебная деятельность НАБЛЮДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Внеурочная деятельность ПРОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСОВ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
5-7 классы : развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах. Этому способствует внеурочная деятельность. Здесь очень важна работа учителей- тьютеров . СРЕДНЯЯ ШКОЛА
СРЕДНЯЯ ШКОЛА
8-9 классы : уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям, предпрофильный мониторинг. СРЕДНЯЯ ШКОЛА
КУРС «ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ»
10-11 классы : Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в индивидуальном проекте, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. СТАРШАЯ ШКОЛА
СТАРШАЯ ШКОЛА
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ● Обратная связь с учениками, учёт запросов каждого обучающегося (реализация процесса индивидуализации); ● Тьюторство ; ● Создание ситуации успеха для детей (выполнение индивидуальных проектов). Индивидуальный проект создается обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВНЕШНИМ МИРОМ
НАБЛЮДЕНИЕ ПРОФИЛИЗАЦИЯ и ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЫ КУРС « ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПРОФЕССИЯ ВЫВОДЫ Старшая школа (10-11 класс) 9 класс Предпрофильный выбор Средняя школа (5-8 классы) Начальная школа (1-4 класс)
Спасибо за внимание!!!!!!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа и Понтий Пилат
Разработка урока по литературе. Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. К уроку прилагается иллюстративная презентация...
О ПРИМЕРНЫХ БИЛЕТАХ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВ О ПРИМЕРНЫХ БИЛЕТАХ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВ
Материал для учащихся 9 классов...
"Выбор профессии – выбор будущего"
Классный час "Выбор профессии – выбор будущего"...
Формула выбора профессии.Правила выбора профессии.
При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?».Идеальна т...
Выбор профессии-мой выбор
Целью данного занятия является помощь ученикам в профессиональном и личностном самоопределении....
Тест по экономике для 6 кл. по теме «Проблема выбора в экономике. Цена выбора»
Данный тест составлен для отработки таких важных экономических понятий как "проблема выбора" и "цена выбора (альтернативная стоимость)"; он всесторонне охватывает материал данной темы и может быть исп...
«Выбор профессии. Советы при выборе профессии»
Главная сложность при выборе профессии заключается в том, что его обычно приходится совершать вслепую. Как правило, не удается на собственном опыте познать, что представляет та профессия, которую реша...