Советский Союз в последние годы жизни И.В.Сталина
презентация к уроку по истории (11 класс)

Молокшонова Светлана Сыреторовна

Цель урока: охарактеризовать развитие Советского Союза с 1945 по 1953 гг.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Советский Союз в последние годы жизни И.В.Сталина Эпоху правления Сталина военный историк Дмитрий Волкогонов назвал «Триумф и трагедия»

Слайд 2

Сообщение учащихся «И.В.Сталин – человек и политик»

Слайд 3

Первые послевоенные мероприятия 1945г. – Упразднение ГКО 1946г. март – преобразование СНК в Совет министров Введение 8-часового рабочего дня 1946г. – преобразование Красной Армии (РККА) в Советскую Армию 1946-1947гг . - голод в СССР 1946-1950гг. – четвертый пятилетний план 1947г. – отмена смертной казни 1949 г. создание советской атомной бомбы 1954г. – запуск первой в мире атомной электростанции.

Слайд 4

В восстановлении народного хозяйства большую роль сыграл трудовой энтузиазм советских людей, стремившихся наладить нормальную мирную жизнь. Значительным вкладом стали полученные от Германии репарации на общую сумму в 4.3млр. долларов . За счёт их станками и оборудованием удалось оснастить половину всех вступивших в строй восстановленных в послевоенные годы предприятий.

Слайд 5

Работа с учебником стр.234 Вопросы : Охарактеризуйте состояние сельского хозяйства в стране после Великой Отечественной войны. Назовите причины тяжелого положения крестьян в деревне. Как государство решало проблему нехватки продовольствия в стране ? И как это отразилось на материальном положении крестьянства?

Слайд 6

Проблемы сельского хозяйства Важнейшим источником ресурсов для восстановления экономики страны стала деревня. Ударом по крестьянству стала 1947г. - отмена карточной системы в городах. 1948г. – указ о высылке крестьян в отдаленные районы 1949г. –снижение цен на товары первой необходимости. Увеличение средней зарплаты горожан.

Слайд 7

Итоги четвертой пятилетки (1946-1950) Задание: п.2 и ответить на вопрос № 2, стр. 238: Что позволило нашей страны добиться быстрого восстановления экономики в послевоенные годы и успешного выполнения четвертого пятилетнего плана?

Слайд 8

Послевоенные репрессии Почему в конце 1940-х начале 1950-х гг. начинается новая волна репрессий? Против кого были направлены репрессии ? Аргументируйте ответ Объясните, почему в России стало возможным установлением тоталитарного режима в СССР? Как вы считаете, почему советское общество смирилось с таким устройством его жизни?

Слайд 9

Послевоенные репрессии

Слайд 12

Домашнее задание : п.30 , составить развёрнутый план на тему «СССР в последние годы жизни И.В. Сталина ».



Предварительный просмотр:

ТЕМА: СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ И. В. СТАЛИНА

Класс: 11

Цель: охарактеризовать развитие Советского Союза с 1945 по 1953 гг.

Задачи:

Образовательная: получить представление обучающихся о процессе восстановления хозяйства в послевоенные годы; познакомить с идеологическими кампаниями конца 1940-х гг.; установить источники быстрого восстановления экономики в послевоенные годы; проанализировать причины и сущность массовых репрессий 1940-х - начала 1950-х г.; охарактеризовать политический режим в СССР.

Развивающая: опираясь на текст учебного материала, назвать проблемы, требовавшие первоочередного решения в последние годы жизни И. В. Сталина; объяснить с опорой на текст § 30 учебника политику, проводимую в Советском Союзе по отношению к крестьянству, рабочим, интеллигенции.

Воспитательная: воспитывать стремление строить четко свою беседу, вести полемику и находить компромиссное решение, аргументировать точку зрения, формирование активной гражданской позиции.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия и термины: репатриированные, «ленинградское дело», «космополиты», «дело врачей», низкопоклонство перед Западом.

Основные даты и события:

  • 1945г. – Упразднение ГКО
  • 1946г. март – преобразование СНК  в Совет министров
  •  Введение 8-часового рабочего дня
  • 1946г. – преобразование Красной Армии (РККА) в Советскую Армию
  •  1946-1947гг. - голод в СССР
  • 1946-1950гг. – четвертый пятилетний план
  • 1947г. – отмена смертной казни
  • 1949 г. создание советской атомной бомбы
  • 1954г. – запуск первой в мире атомной электростанции.

Ход урока

Ⅰ. Организационный  момент. Проверка домашнего задания.

Кратко вспомним события Великой Отечественной войны. – Какова была цена победы? (человеческие и экономические потери)

II. Изучение нового материала (опережающее задание: сообщение учащихся  «И.В.Сталин – человек и политик»)

План:

1.Переход страны на мирный путь развития.

2.Проблемы сельского хозяйства.

3.Итоги четвертой пятилетки.

4.Послевоенные репрессии.

Сообщение ученика «И.В.Сталин – человек и политик».

1. Переход страны на мирный путь развития.

Задание обучающимся: на основе данных «Потери СССР в войне»: сделайте вывод об экономическом состоянии Советского Союза и установите задачи, стоящие перед Советским руководством в послевоенный период. (После окончания военных действий на территории Советского Союза и окончания Великой Отечественной войны, советское руководство направило все свои усилия на восстановление и развитие народного хозяйства.)

(раздаточный материал)

Потери СССР в войне:

•27 млн человек;

•1710 городов;

•70 тыс. сел и городов;

•31850 заводов и фабрик;

•1135 шахт;

•65 тыс. км железнодорожных путей;

•76 тыс. паровозов;

•428 тыс. железнодорожных вагонов;

•36,8 млн га посевных площадей;

•30 % национального богатства.

- По окончании Великой Отечественной войны наша страна оказалась перед выбором: либо использовать демократический импульс войны как средство восстановления хозяйства, либо вернуться к уже испытанным методам «закручивания гаек». Наше правительство решило пойти по второму пути ускоренного восстановления страны, не считаясь с настроениями общества и новыми жертвами. Из курса 9 класса, давайте вспомним позиции руководства СССР о путях восстановления народного хозяйства.

1. Позиция Н. А. Вознесенского, Г. М. Маленкова: - расширить демократические права граждан;

-признать, что в СССР нет классовых врагов социализма;

-допустить элементы смешанной экономики;

-возможность роспуска колхозов;

-разрешение частной предпринимательской деятельности.

2. Позиция И. В. Сталина:

-сохранение и укрепление командной экономики;

-местная централизация управления и распределения ресурсов;

-мобилизационные методы.

УТОЧНИТЬ, что в русле идей позиции Н. А. Вознесенского, Г. М. Маленкова:

1945 г. - упразднен Государственный комитет обороны;

1945 г. - отменено чрезвычайное положение;

1946 г. - Совет Народных Комиссаров переименован в Совет Министров;

1947 г. - отменена смертная казнь.

Обучающиеся приходят к выводу, что победила позиция И. В. Сталина. Почему?

•Победа в войне окончательно убедила И. В. Сталина в правильности ранее проводимой политики. К чрезвычайным мерам подталкивала и сложность положения Советского Союза.

•Народное хозяйство понесло огромный ущерб в годы войны.

•1946 г. засуха сгубила озимые культуры в ряде районов России, Украины, Молдавии. Разразился голод.

•Серьезные проблемы возникли на землях, подвергшихся оккупации.

•Достижение второго уровня обороноспособности Советского Союза в условиях «холодной войны» явилось приоритетным направлением.

Вопросы:

-Какие факторы могли способствовать успешному восстановлению послевоенной экономики СССР? (Ответы учеников)

(Огромное желание поднять СССР из руин. Массовый энтузиазм населения.

Использование бесплатного труда военнопленных и заключенных.

Выплаты Германией репараций СССР.) (Слайд 4)

2. Проблемы сельского хозяйства.

Работа с учебником стр. 234                                                                                                                    Вопросы: Охарактеризуйте состояние сельского хозяйства в стране после Великой Отечественной войны.

- Назовите причины тяжелого положения  крестьян в деревне.

-  Как государство решало проблему нехватки продовольствия в стране? И как это отразилось на материальном положении крестьянства?   (Слайд 5 - 6)                                                                                                          

3. Итоги четвертой пятилетки. (Слайд 7)

В марте 1946 года на сессии Верховного Совета СССР был утверждён пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950гг.

Работа по вариантам

Задание обучающимся:

I вариант: из пункта проблемы сельского хозяйства и документа, зачитанного учителем сделать выводы о задачах пятилетки.

Из «Закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.» от 18 марта 1946 г.:

«Восстановить пострадавшие регионы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти этот уровень в значительных размерах.

-Опираясь на фрагмент текста закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства в СССР на 1946-1950 гг.,   назовите основные задачи на ближайшую пятилетку (1946-1950 гг.).

- Какие направления явились приоритетными? Почему? Аргументируйте ответ, опираясь на текст закона.

(В это время один из учащихся выполняет задание по карте: Найти и показать крупнейшие стройки четвертой пятилетки.)

II вариант: познакомьтесь с материалом учебника (§ 30, с. 235-236)  «Итоги четвертой пятилетки» и подготовьте развернутый план-конспект.

Задание: (Слайд 7) п.2 прочитать и ответить на вопрос № 2, стр. 238: Что позволило народам нашей страны добиться быстрого восстановления экономики в послевоенные годы и успешного выполнения четвертого пятилетнего плана? (ответы учеников)

4. Послевоенные репрессии. (Слайд 8, 9,10,11)

Вопросы:

-Почему в конце 1940-х - начале 1950-х гг. по стране пошла новая волна репрессий? Против кого были направлены репрессии?

Аргументируйте свой ответ.

  • Объясните, почему в России стало возможным  установлением тоталитарного режима в СССР?
  • Как  вы считаете, почему советское общество смирилось с таким устройством его жизни?

ⅠⅠⅠ. Закрепление

Ответить и аргументировать ответ на проблемный вопрос: Почему имя И.В. Сталина так популярно в XXI в.? Гений или злодей?

IV. Итоги урока.

Домашнее задание: п.30, составить развёрнутый план на тему «СССР в последние годы жизни И.В. Сталина». (Слайд 12_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К 120-летию Героя советского Союза Александра Васильевича Горбатова. Слайдовая презентация

Александр Васильевич Горбатов выстоял на всех крутых поворотах судьбы. Человек поразительной воли в зрелом возрасте, он еще с детства создавал себя сам: сурово и целеустремленно....

Егорьевцы - герои Советского Союза

Егорьевцы - герои Советского Союза...

Выступление учителя истории Фролочкиной Р.Л. на Межрегиональной конференции,посвященной 110-ой годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза,маршала Советского Союза В.И.Чуйкова "Роль поискового отряда в пополнении школьного музея экспонатами"

Выступление на Межрегиональной конференции, посвященной 110 годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза, маршала Советского Союза В.И.Чуйкова " Роль поискового отряда в пополнении школьног...

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ И. В. СТАЛИНА

Представление  о процессе восстановления хозяйства в пос...

Наши земляки Советского района -Герои Советского Союза

Наши земляки Советского района -Герои Советского Союза...

«Жизнь и подвиг летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана.» Последний полет героя. Урок -исследование. Автор: учитель русского языка и литературы

Этот урок мы посвящаем памяти летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана. 95 лет со дня рожд...

Сценарий классного часа к 100-летию со дня рождения советского разведчика, Героя Советского Союза Николая Ивановича Кузнецова «Откуда родом звезды…»

Сценарий классного часа к 100-летию со дня рождения советского разведчика, Героя Советского Союза Николая Ивановича Кузнецова «Откуда родом звезды…»...