Советский Союз в последние годы жизни И.В.Сталина
презентация к уроку по истории (11 класс)
Цель урока: охарактеризовать развитие Советского Союза с 1945 по 1953 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sov._soyuz_v_poslednie_gody_zhizni_stalina.pptx | 2.52 МБ |
sovetskiy_soyuz_v_poslednie_gody_i.v._stalina.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сообщение учащихся «И.В.Сталин – человек и политик»
Первые послевоенные мероприятия 1945г. – Упразднение ГКО 1946г. март – преобразование СНК в Совет министров Введение 8-часового рабочего дня 1946г. – преобразование Красной Армии (РККА) в Советскую Армию 1946-1947гг . - голод в СССР 1946-1950гг. – четвертый пятилетний план 1947г. – отмена смертной казни 1949 г. создание советской атомной бомбы 1954г. – запуск первой в мире атомной электростанции.
В восстановлении народного хозяйства большую роль сыграл трудовой энтузиазм советских людей, стремившихся наладить нормальную мирную жизнь. Значительным вкладом стали полученные от Германии репарации на общую сумму в 4.3млр. долларов . За счёт их станками и оборудованием удалось оснастить половину всех вступивших в строй восстановленных в послевоенные годы предприятий.
Работа с учебником стр.234 Вопросы : Охарактеризуйте состояние сельского хозяйства в стране после Великой Отечественной войны. Назовите причины тяжелого положения крестьян в деревне. Как государство решало проблему нехватки продовольствия в стране ? И как это отразилось на материальном положении крестьянства?
Проблемы сельского хозяйства Важнейшим источником ресурсов для восстановления экономики страны стала деревня. Ударом по крестьянству стала 1947г. - отмена карточной системы в городах. 1948г. – указ о высылке крестьян в отдаленные районы 1949г. –снижение цен на товары первой необходимости. Увеличение средней зарплаты горожан.
Итоги четвертой пятилетки (1946-1950) Задание: п.2 и ответить на вопрос № 2, стр. 238: Что позволило нашей страны добиться быстрого восстановления экономики в послевоенные годы и успешного выполнения четвертого пятилетнего плана?
Послевоенные репрессии Почему в конце 1940-х начале 1950-х гг. начинается новая волна репрессий? Против кого были направлены репрессии ? Аргументируйте ответ Объясните, почему в России стало возможным установлением тоталитарного режима в СССР? Как вы считаете, почему советское общество смирилось с таким устройством его жизни?
Послевоенные репрессии
Домашнее задание : п.30 , составить развёрнутый план на тему «СССР в последние годы жизни И.В. Сталина ».
Предварительный просмотр:
ТЕМА: СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ И. В. СТАЛИНА
Класс: 11
Цель: охарактеризовать развитие Советского Союза с 1945 по 1953 гг.
Задачи:
Образовательная: получить представление обучающихся о процессе восстановления хозяйства в послевоенные годы; познакомить с идеологическими кампаниями конца 1940-х гг.; установить источники быстрого восстановления экономики в послевоенные годы; проанализировать причины и сущность массовых репрессий 1940-х - начала 1950-х г.; охарактеризовать политический режим в СССР.
Развивающая: опираясь на текст учебного материала, назвать проблемы, требовавшие первоочередного решения в последние годы жизни И. В. Сталина; объяснить с опорой на текст § 30 учебника политику, проводимую в Советском Союзе по отношению к крестьянству, рабочим, интеллигенции.
Воспитательная: воспитывать стремление строить четко свою беседу, вести полемику и находить компромиссное решение, аргументировать точку зрения, формирование активной гражданской позиции.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия и термины: репатриированные, «ленинградское дело», «космополиты», «дело врачей», низкопоклонство перед Западом.
Основные даты и события:
- 1945г. – Упразднение ГКО
- 1946г. март – преобразование СНК в Совет министров
- Введение 8-часового рабочего дня
- 1946г. – преобразование Красной Армии (РККА) в Советскую Армию
- 1946-1947гг. - голод в СССР
- 1946-1950гг. – четвертый пятилетний план
- 1947г. – отмена смертной казни
- 1949 г. создание советской атомной бомбы
- 1954г. – запуск первой в мире атомной электростанции.
Ход урока
Ⅰ. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Кратко вспомним события Великой Отечественной войны. – Какова была цена победы? (человеческие и экономические потери)
II. Изучение нового материала (опережающее задание: сообщение учащихся «И.В.Сталин – человек и политик»)
План:
1.Переход страны на мирный путь развития.
2.Проблемы сельского хозяйства.
3.Итоги четвертой пятилетки.
4.Послевоенные репрессии.
Сообщение ученика «И.В.Сталин – человек и политик».
1. Переход страны на мирный путь развития.
Задание обучающимся: на основе данных «Потери СССР в войне»: сделайте вывод об экономическом состоянии Советского Союза и установите задачи, стоящие перед Советским руководством в послевоенный период. (После окончания военных действий на территории Советского Союза и окончания Великой Отечественной войны, советское руководство направило все свои усилия на восстановление и развитие народного хозяйства.)
(раздаточный материал)
Потери СССР в войне:
•27 млн человек;
•1710 городов;
•70 тыс. сел и городов;
•31850 заводов и фабрик;
•1135 шахт;
•65 тыс. км железнодорожных путей;
•76 тыс. паровозов;
•428 тыс. железнодорожных вагонов;
•36,8 млн га посевных площадей;
•30 % национального богатства.
- По окончании Великой Отечественной войны наша страна оказалась перед выбором: либо использовать демократический импульс войны как средство восстановления хозяйства, либо вернуться к уже испытанным методам «закручивания гаек». Наше правительство решило пойти по второму пути ускоренного восстановления страны, не считаясь с настроениями общества и новыми жертвами. Из курса 9 класса, давайте вспомним позиции руководства СССР о путях восстановления народного хозяйства.
1. Позиция Н. А. Вознесенского, Г. М. Маленкова: - расширить демократические права граждан;
-признать, что в СССР нет классовых врагов социализма;
-допустить элементы смешанной экономики;
-возможность роспуска колхозов;
-разрешение частной предпринимательской деятельности.
2. Позиция И. В. Сталина:
-сохранение и укрепление командной экономики;
-местная централизация управления и распределения ресурсов;
-мобилизационные методы.
УТОЧНИТЬ, что в русле идей позиции Н. А. Вознесенского, Г. М. Маленкова:
1945 г. - упразднен Государственный комитет обороны;
1945 г. - отменено чрезвычайное положение;
1946 г. - Совет Народных Комиссаров переименован в Совет Министров;
1947 г. - отменена смертная казнь.
Обучающиеся приходят к выводу, что победила позиция И. В. Сталина. Почему?
•Победа в войне окончательно убедила И. В. Сталина в правильности ранее проводимой политики. К чрезвычайным мерам подталкивала и сложность положения Советского Союза.
•Народное хозяйство понесло огромный ущерб в годы войны.
•1946 г. засуха сгубила озимые культуры в ряде районов России, Украины, Молдавии. Разразился голод.
•Серьезные проблемы возникли на землях, подвергшихся оккупации.
•Достижение второго уровня обороноспособности Советского Союза в условиях «холодной войны» явилось приоритетным направлением.
Вопросы:
-Какие факторы могли способствовать успешному восстановлению послевоенной экономики СССР? (Ответы учеников)
(Огромное желание поднять СССР из руин. Массовый энтузиазм населения.
Использование бесплатного труда военнопленных и заключенных.
Выплаты Германией репараций СССР.) (Слайд 4)
2. Проблемы сельского хозяйства.
Работа с учебником стр. 234 Вопросы: Охарактеризуйте состояние сельского хозяйства в стране после Великой Отечественной войны.
- Назовите причины тяжелого положения крестьян в деревне.
- Как государство решало проблему нехватки продовольствия в стране? И как это отразилось на материальном положении крестьянства? (Слайд 5 - 6)
3. Итоги четвертой пятилетки. (Слайд 7)
В марте 1946 года на сессии Верховного Совета СССР был утверждён пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950гг.
Работа по вариантам
Задание обучающимся:
I вариант: из пункта проблемы сельского хозяйства и документа, зачитанного учителем сделать выводы о задачах пятилетки.
Из «Закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.» от 18 марта 1946 г.:
«Восстановить пострадавшие регионы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти этот уровень в значительных размерах.
-Опираясь на фрагмент текста закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства в СССР на 1946-1950 гг., назовите основные задачи на ближайшую пятилетку (1946-1950 гг.).
- Какие направления явились приоритетными? Почему? Аргументируйте ответ, опираясь на текст закона.
(В это время один из учащихся выполняет задание по карте: Найти и показать крупнейшие стройки четвертой пятилетки.)
II вариант: познакомьтесь с материалом учебника (§ 30, с. 235-236) «Итоги четвертой пятилетки» и подготовьте развернутый план-конспект.
Задание: (Слайд 7) п.2 прочитать и ответить на вопрос № 2, стр. 238: Что позволило народам нашей страны добиться быстрого восстановления экономики в послевоенные годы и успешного выполнения четвертого пятилетнего плана? (ответы учеников)
4. Послевоенные репрессии. (Слайд 8, 9,10,11)
Вопросы:
-Почему в конце 1940-х - начале 1950-х гг. по стране пошла новая волна репрессий? Против кого были направлены репрессии?
Аргументируйте свой ответ.
- Объясните, почему в России стало возможным установлением тоталитарного режима в СССР?
- Как вы считаете, почему советское общество смирилось с таким устройством его жизни?
ⅠⅠⅠ. Закрепление
Ответить и аргументировать ответ на проблемный вопрос: Почему имя И.В. Сталина так популярно в XXI в.? Гений или злодей?
IV. Итоги урока.
Домашнее задание: п.30, составить развёрнутый план на тему «СССР в последние годы жизни И.В. Сталина». (Слайд 12_
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К 120-летию Героя советского Союза Александра Васильевича Горбатова. Слайдовая презентация
Александр Васильевич Горбатов выстоял на всех крутых поворотах судьбы. Человек поразительной воли в зрелом возрасте, он еще с детства создавал себя сам: сурово и целеустремленно....
Егорьевцы - герои Советского Союза
Егорьевцы - герои Советского Союза...
Выступление учителя истории Фролочкиной Р.Л. на Межрегиональной конференции,посвященной 110-ой годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза,маршала Советского Союза В.И.Чуйкова "Роль поискового отряда в пополнении школьного музея экспонатами"
Выступление на Межрегиональной конференции, посвященной 110 годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза, маршала Советского Союза В.И.Чуйкова " Роль поискового отряда в пополнении школьног...
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ И. В. СТАЛИНА
Представление о процессе восстановления хозяйства в пос...
Наши земляки Советского района -Герои Советского Союза
Наши земляки Советского района -Герои Советского Союза...
«Жизнь и подвиг летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана.» Последний полет героя. Урок -исследование. Автор: учитель русского языка и литературы
Этот урок мы посвящаем памяти летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана. 95 лет со дня рожд...
Сценарий классного часа к 100-летию со дня рождения советского разведчика, Героя Советского Союза Николая Ивановича Кузнецова «Откуда родом звезды…»
Сценарий классного часа к 100-летию со дня рождения советского разведчика, Героя Советского Союза Николая Ивановича Кузнецова «Откуда родом звезды…»...