Михаил Васильевич Ломоносов
план-конспект урока по истории (8 класс)

Молокшонова Светлана Сыреторовна

   Имя Ломоносова знают во всем мире. Уже при жизни его научные работы были признаны европейскими учеными как выдающиеся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihail_vasilevich_lomonosov.docx20.32 КБ
Файл mihail_vasilevich_lomonosov.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Михаил Васильевич Ломоносов

Класс: 8

Цель урока: формирование представлений учащихся о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей представления и жизни и деятельности М.В.Ломоносова.

Развивающие:  развивать кругозор учащихся, учить анализировать исторические факты.

Воспитательные: воспитывать в детях  чувства  гордости, восхищения, любовь к знаниям, и интерес к истории России.

УУД: 

  1. Познавательные: развивать умения извлекать информацию из различных текстов; уметь их сравнивать, отбирать наиболее важные, на основе анализа делать выводы. 2
  2. Коммуникативные: умение правильно строить свою монологическую речь в соответствии с вопросами; умение слушать своих товарищей, формировать умение оценивать свою работу и работу товарищей.
  3. Регулятивные: развивать умение высказывать свое мнение на основе работы с материалами; оценивать свои учебные действия в соответствии с целью заданий; осуществлять познавательную и личную рефлексии.
  4. Личностные: развивать самостоятельность, умение работать в группе.

Оборудование:  карта «Россия в XVII-XVIII в.в.», лента времени, портрет  М.В. Ломоносова, презентация, учебник. 

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы работы: работа в группах, фронтальная работа.

Ход урока

Ⅰ. Организационный момент.

(Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Визуальный контроль. Сообщение, что работа на уроке будет организованно в группах)

ⅠⅠ. Повторение пройденного материала

Фронтальный опрос:

1. Почему период с 1725 по 1762год называется период дворцовых переворотов? (Это период когда один правитель сменял другого путем захвата власти).

2. Кто такие «верховники»? (Членов Верховного тайного совета называли «верховниками». Они решали все государственные дела в их руках находилась власть).

3. Почему, дворяне помогли свергнуть с престола Бирона и Петра III? (Вновь возрождались немецкие порядки. Дворяне не хотели этого терпеть).

Ⅲ. Актуализация знаний, объявление темы урока.

      Мы продолжаем путешествие по страницам истории нашей великой страны. Путь наш лежит в далекий 18 век, век великих преобразований в России. 

- Ребята! Обратите внимание на доску. Чей портрет перед нами? (М.В.Ломоносов)

- Отметьте на «ленте времени» век, в котором Михаил Ломоносов жил.  (ⅩⅤⅢв.)

- Сколько лет он прожил? (54 года)

Из них 30 лет он служил народу русскому.

- Давайте определим тему нашего урока (ответы учащихся)

- Верно ребята. Сегодня на уроке вам предстоит узнать о человеке, который внёс огромный вклад в развитие российской науки. Это Михаил Васильевич Ломоносов.

 С помощью ключевых слов-глаголов определите цель нашего урока: (на доске выставить слова: познакомиться,  узнать, изучить, определить, перечислить).

- познакомиться с личностью М.В.Ломоносова;

- изучить его роль в истории науки;

- узнать о деятельности М.В.Ломоносова;

- выяснить, чему мы можем научиться у Ломоносова?

ⅠⅤ. Изучение нового материала.

   Имя Ломоносова знают во всем мире. Уже при жизни его научные работы были признаны европейскими учеными как выдающиеся. Но путь в науку у Ломоносова был долог и труден. Давайте проследим, как крестьянский сын стал первым русским академиком.

- Разделитесь на три группы. Каждая группа изучив параграф 27, рассказать о жизни и трудах великого сына России Михайло Ломоносова.

Первая группа: изучить детство и юность М.Ломоносова. Прочитать п.1, стр. 177-178  (пересказ)

После пересказа учитель задает вопросы: - Что интересовало любознательного мальчика? Какие были успехи у великовозрастного ученика? (Ломоносов изучил многие науки и иностранные языки. За отличную учебу, после окончания академии его отправили учиться в Германию)

Вторая группа: прочитать п.2, выяснить,  как Михайло Ломоносов пришёл в науку? (пересказ)

Третья группа: прочитать п.3, рассказать об основных научных открытиях Михаила Васильевича Ломоносова.

(На доске схема таблица с «лучиками» направления научных исследований ученого, в центре которой портрет М.В.Ломоносова, по ходу выступления учащихся)

Путешествие по карте.

 - Ребята, а теперь давайте,  по карте определим, как Ломоносову удалось из Холмогор добраться до Москвы, проследим его путь и определим расстояние. (Дети находят Холмогоры Архангельской губернии, определяют масштаб, измеряют расстояние от Холмогор до Москвы)

Старославянская физкультминутка

Разведите в стороны десницу и шуйцу – соедините их.

Поднимите рамена – опустите.

Потрясите дланями.

Погрозите перстами.

Вытяните выю.

Наклоните главу – опустите.

Погладьте себя по ланитам.

(десница – правая рука, шуйца – левая рука, рамена – плечи, длани ладони, персты – пальцы, выя – шея, глава – голова, ланиты – щеки).

Ⅴ. Закрепление изученного материала

Рефлексия: Какое открытие ты сделал на этом уроке?

  1. Заполните пропуск.

  Период отечественной истории, к которому относилась деятельность человека, изображенного на марке, известен под названием эпоха ____________.

  1. М.В.Ломоносов

Укажите одно любое историческое событие (процесс), в котором участвовал данный исторический деятель. Приведите два исторических факта, связанных с участием исторического деятеля в исторических событиях (процессах).

  1. Прием «Синквейн»

Учитель

Дети

1 существительное

Ломоносов

2 прилагательных

талантливый, знаменитый

3 глагола

учился, изобретал, открывал

Фраза

Ломоносов – наш русский человек

Вывод

ученый

Рефлексия: Какое открытие ты сделал на этом уроке?

- Каждый  человек, живущий сегодня имеет право на созидание. Будь он школьником, студентом, студентом или человеком, шагнувшим уже в свою профессию. Важно только найти свою тропу, ведущую к дороге созиданий, открытий, как раньше делал  это Ломоносов.

Домашнее задание: в ⅩⅤⅢ в России быстро развивалась наука. Какие еще ученые, поэты, художники, музыканты жили  и творили в те времена. Приготовить доклад  об этих людях.      


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Михаил Васильевич Ломоносов Молокшонова Светлана Сыреторовна учитель истории и обществознания

Слайд 2

Детство М . В. Ломоносов родился в деревне Мишанинской Архангелогородской губернии 19 ноября 1711 года в семье зажиточного крестьянина-помора. С самого детства отец приучал Михаила к труду и одолению трудностей, не интересуясь учёбой сына. Но ребёнок прилагал много усилий, чтобы быть грамотным и образованным. В 12 лет мальчик начал изучать грамоту и вскоре самостоятельно освоил «Грамматику» М. Смотрицкого и « Арифметику» Л.М.Магницкого. Позже , когда Михаилу было 19 лет, он сбежал из дома и отправился вместе с рыбным обозом в Москву, чтобы учиться в Славяно-греко-латинской академии. Место рождения : д.Мишаниская в Архангелорогородской губернии.

Слайд 3

Путь Ломоносова из Холмогоров в Москву «Юноша Ломоносов на пути в Москву», Н.И.Кисляков.

Слайд 4

2. Он всё испытал и всё проник По возвращении в Москву в 1745 году, Ломоносов стал первым профессором, членом первым русским профессоров, членом академии наук. Он занимался исследованиями по физике, истории, географии, астрономии, биологии, языкознанию, философии, математике, геологии и искусства. И в каждой из них достиг выдающихся успехов. В области химии Ломоносов активно проводил научные исследования. Открыл первую химическую лабораторию в России, составил рецепт для приготовления фарфоровых масс, разработал принципы новой науки «Физической химии». Славяно-греко-латинская академия

Слайд 5

В области физики открыл закон сохранения материи. Сконструировал термометр . Работа «О слоях земных» и «Слово о рождении металлов от трясения Земли» свидетельствует что нефть, уголь, янтарь возникли в результате сложных превращений органических веществ.

Слайд 6

Ломоносов первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. Михаил Васильевич составил каталог минералов России, «Теория возникновения минералов и металлов». В области географии, усовершенствовал подзорную трубу, открыл атмосферу на Венере.

Слайд 7

В области географии составил «Полярную карту», разработал приборы для морского кораблевождения, доказал существовании материка на Южном полисе (Антарктиды), доказал возможность Северного морского пути в Индию.

Слайд 8

В области истории написал Ⅰ том Российской истории. Составил «Краткий летописец с родословием». В области языкознании разработал правила русского языка, составил книгу «Русская грамматика». В 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и в прозе Михайла Ломоносова». 3.Вклад Ломоносова в гуманитарные науки

Слайд 9

В области русского искусства М.И.Ломоносов вошел как создатель мозаичных пано , открыл секрет изготовления смальты. Избран почетным членом Петербургской Академии художеств.

Слайд 10

Задания для закрепления и рекомендации: Заполните пропуск. Период отечественной истории, к которому относилась деятельность человека, изображенного на марке, известен под названием эпоха ____________.

Слайд 11

М.В.Ломоносов Укажите одно любое историческое событие (процесс), в котором участвовал данный исторический деятель. Приведите два исторических факта, связанных с участием исторического деятеля в исторических событиях (процессах). Задания для закрепления и рекомендации: Учитель Дети 1 существительное Ломоносов 2 прилагательных талантливый, знаменитый 3 глагола учился, изобретал, открывал Фраза Ломоносов – наш русский человек Вывод ученый Прием « Синквейн » Приём « Синквейн »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов (8 (19) ноября 1711- 4(15)апреля 1765 ) Краткая биография....

Михаил Васильевич Ломоносов

Презентация жизни и деятельности Ломоносова для элективного курса "История химии как история химических открытий"...

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов...

Презентация "Михаил Васильевич Ломоносов" (посвящается 300 - летию со дня рождения))

В 2011 году 19 ноября исполнилось 300 лет со дня рождения первого российского академика М.В. Ломоносова.Это был один из образованнейших русских людей 18 века. Сложно назвать область науки, техники и к...

Михаил Васильевич Ломоносов

Эта презентация поможет и на уроках, и во внеклассной работе. Биография и основные этапы жизни Ломоносова....

Михаил Васильевич Ломоносов.

В разработке представлена презентация и текст в соответствии с последовательностью слайдов. Может быть использована как на уроках, так и во внеурочной деятельности....

Михаил Васильевич Ломоносов, литературная газета

Цель : осветить  жизнь, творчество, научную деятельность, гражданскую позицию Ломоносова; рассказать о Ломоносове как реформаторе русского языка,  о его реформаторской деятельности...