ППСП
материал по истории

Дубровина Елена Викторовна

Согласно требованиям ФГОС основного общего образования учитель должен осуществлять индивидуализацию учебного процесса через проектирование индивидуальных траекторий развития обучающихся.
Актуальность программы определяется задачами российской образовательной политики, внедрение профессионального стандарта «Педагог», в котором описываются трудовые функции, входящие в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности). Одной из таких функций является: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях.
Перед школой встаёт проблема создания условий для повышения познавательной активности, качества знаний школьников. Сущность индивидуальной образовательной программы педагога заключается в использовании технологии индивидуального стиля учебной деятельности, в изменении содержания образования, организации учебного и воспитательного процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx49.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №25»

«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА на 2018-2023годы»

Дубровина Елена Викторовна

Фамилия, имя, отчество педагогического работника

Учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория

должность, квалификационная категория

г. Нижневартовск, 2018 год

Информационная карта

индивидуальной программы профессионального саморазвития

Наименование программы

Индивидуальная программа профессионального саморазвития на 2018-2023

Место реализации программы

МБОУ «СШ № 25»

ФИО автора

Дубровина Е.В.

Преподаваемые предметы

История

Стаж работы по занимаемой должности

22  года

Стаж работы в городе

 22  года

Стаж работы в данной школе

 17 года

Образование

высшее

Квалификационная  категория

высшая

Срок аттестации

2018

Повышение квалификации/переподготовка

1.        Удостоверение о повышении квалификации «Эффективные практики реализации адаптивных образовательных программ основного общего образования для детей с ОВЗ, создания условий для полноценной реализации в общеобразовательных организаций инклюзивного образования» (72 часа), 004913, 060919;

2.        Удостоверение о повышении квалификации «Модернизация содержания обучения и методики преподавания по межпредметном технологиям в рамках учебного предмета «История России»» (72 часа) 011441, 11.12.2019;

Наличие государственных и отраслевых, муниципальных поощрений  (наград, грамот, благодарностей, званий), даты награждения

  1. Благодарность от Главы города Нижневартовска, 2018г.,
  2. Благодарственное письмо от Избирательной комиссии ХМАО-Югры, 2021г.

Руководитель программы

Галкина Л.А.

Пояснительная записка

 к индивидуальной программе профессионального саморазвития

Актуальность программы профессионального саморазвития

Согласно требованиям ФГОС основного общего образования учитель должен осуществлять индивидуализацию учебного процесса через проектирование индивидуальных траекторий развития обучающихся.
Актуальность программы определяется задачами российской образовательной политики, внедрение профессионального стандарта «Педагог», в котором описываются трудовые функции, входящие в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности). Одной из таких функций является: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях.
Перед школой встаёт проблема создания условий для повышения познавательной активности, качества знаний школьников. Сущность индивидуальной образовательной программы педагога заключается в использовании технологии индивидуального стиля учебной деятельности, в изменении содержания образования, организации учебного и воспитательного процессов.

Обоснование профессиональных затруднений

Недостаточное владение специальными подходами к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, для которых русский язык не является родным, обучающихся с ОВЗ. Недостаточное освоение психолого-педагогических технологий, необходимой для адресной работы с детьми разных групп.

Цель программы профессионального саморазвития

Профессиональное развитие и самосовершенствование, повышение компетентности в профессиональной деятельности для реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО и СОО, сопровождающее развитие обучающегося и ведущее к повышению его качества знаний.

Задачи программы профессионального саморазвития

Развивать и совершенствовать педагогическое мастерство, методологическую культуру через личностно-профессиональное саморазвитие и непрерывное самообразование путём обобщения и распространения педагогического опыта.

Способы достижения задач программы профессионального саморазвития

1.Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет-ресурсы.

2. Плановое повышение квалификации через курсовую подготовку

3. Плановая аттестация на подтверждение или повышение квалификационной категории.

4. Участие в конкурсах профессионального мастерства

5. Профессиональные публикации, брошюры.

 6. Выступление перед коллегами на МО, педсоветах, конференциях.

7.Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Необходимые условия для непрерывного профессионального образования

Создание материально-технической базы, доступ к сети Интернет, наличие библиотечного фонда методической и учебной литературы. Наличие индивидуального плана-графика профессионального развития в рамках методической работы школы профессионального роста педагога.

План-график профессионального саморазвития

на 2018-2023 годы

Формы профессионального саморазвития

Планируемые мероприятия /годы

2019

2020

2021

2022

2023

Методическая тема

«Развитие исторического мышления как условие формирования устойчивого развития учащихся».

Изучение законодательной и нормативной правовой базы

 Законы в сфере образования, ФГОС, профессиональный стандарт педагога, права ребёнка

Законы в сфере образования, ФГОС, профессиональный стандарт педагога, права ребёнка

Основы поликультурного образования

Законы в сфере образования, ФГОС, профессиональный стандарт педагога, права ребёнка

Законы в сфере образования, ФГОС, профессиональный стандарт педагога, права ребёнка

Освоение инновационного педагогического опыта (изучение, апробация образовательной технологии)

Изучение технологии критического мышления, интерактивных методов обучения (И. В. Муштавинская, С.С. Кашлев).  Изучение литературы по теме «Формирование мотивации к обучению»

Изучение программы поликультурного образования, апробация элементов технологии РКМЧП

Основы психодидактики, апробация элементов технологии РКМЧП

Апробация элементов технологии РКМЧП

Курсовая подготовка (переподготовка)

Методика разработки индивидуальных образовательных маршрутов

Психолого-педагогические технологии для работы с детьми с ОВЗ

Специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс детей, для которых русский язык не является родным.

Дистанционные курсы повышения квалификации (по требованию)

Разработка программно-методических, учебно-дидактических материалов, цифровых образовательных ресурсов.

Разработка УМК по истории и обществознанию 7,8 класс, рабочих программ, ЦОР по предмету.

Использование электронных учебников, ЭОР.

Разработка программы внеурочного курса «Финансовая грамотность» 10-11 класс

Консультирование педагогов:

- портал  “Auditorium” – http://www.auditorium.ru/consalt/pedagogics/line9/gb.php?step=view.  

Методические и дидактические материалы :

- “Кирилл и Мефодий” - http://www.km.ru/ ,

-“Каталог образовательных интернет-ресурсов” - http://webshere.novsu.ac.ru ,

-“Открытый Колледж” - http://www.college.ru/ .

Разработка УМК по истории и обществознанию, рабочих программ, ЦОР по предмету. Использование электронных учебников, ЭОР. Разработка программ внеурочной деятельности.

Разработка УМК по истории и обществознанию, рабочих программ, ЦОР по предмету. Использование электронных учебников, ЭОР. Разработка программ внеурочной деятельности.

Разработка УМК по истории и обществознанию, рабочих программ, ЦОР по предмету. Использование электронных учебников, ЭОР. Разработка программ внеурочной деятельности.

Участие в семинарах, вебинарах, тренингах, конференциях, в деятельности творческих лабораторий, временных проектных командах, сетевых сообществах, региональных и федеральных инновационных площадках и т.п.

Участие в семинарах, вебинарах, конференциях, в деятельности, сетевых сообществах («Школлеги», «Социальная сеть работников образования», «Росметодкабинет»)

Участие в семинарах, вебинарах, конференциях, в деятельности, сетевых сообществах («Школлеги», «Социальная сеть работников образования», «Росметодкабинет»)

Участие в семинарах, вебинарах, конференциях, в деятельности, сетевых сообществах («Школлеги», «Социальная сеть работников образования», «Росметодкабинет»)

Участие в семинарах, вебинарах, конференциях, в деятельности, сетевых сообществах («Инфоурок» «Социальная сеть работников образования», «Урок.РФ»)

Подготовка к участию в региональном мониторинге по определению уровня профессиональной компетентности педагога

Совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога путем участия в онлайн-тестировании.

http://iro86.ru/rtsoi/issledovaniya-kompetentsij-uchitelej#

http://www.crp.online/

Совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога путем участия в онлайн-тестировании.

http://iro86.ru/rtsoi/issledovaniya-kompetentsij-uchitelej#

http://www.crp.online/

Совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога путем участия в онлайн-тестировании.

http://iro86.ru/rtsoi/issledovaniya-kompetentsij-uchitelej#

http://www.crp.online/

Совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога путем участия в онлайн-тестировании.

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Конкурс профмастерства на сайте «Продлёнка»

«Элита образования»

Всероссийском конкурсе методических разработок урока

Всероссийском конкурсе методических разработок урока

Трансляция педагогического опыта в профессиональной среде (мастер-классы, открытые уроки, публикации, доклады на научно-практических конференциях и т.п.)

Проведение открытых уроков для педагогов школы, публикации в сетевых педагогических сообществах («Школлеги», «Социальная сеть работников образования», «Росметодкабинет»)

Педагогические сообщества педагогов:

1. Общероссийские:

- Общероссийское педагогическое экспертное Интернет-сообщество http://www.schoolexpert.ru/main 

- Сеть творческих учителей (http://www.it-n.ru/ )

2. Федеральные:

- Открытый класс. Проект «Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества» (http://www.openclass.ru/

Проведение открытых уроков для педагогов школы, публикации в сетевых педагогических сообществах («Школлеги», «Социальная сеть работников образования», «Росметодкабинет») Педагогические сообщества педагогов:

 1. Международные:

- Международное сообщество педагогов «Я-Учитель!» (http://www.a-uchitel.ru ) 

 - Международное сетевое профессиональное сообщество «Партнерство в образовании» (www.pil-network.com ) 

Проведение открытых уроков для педагогов школы, публикации в сетевых педагогических сообществах («Школлеги», «Социальная сеть работников образования», «Росметодкабинет»)

Проведение открытых уроков для педагогов школы, публикации в сетевых педагогических сообществах («»Инфоурок» «Социальная сеть работников образования», «Урок.РФ»)

Руководство профессиональными педагогическими сообществами, наставничество (тьюторство)

проблемной творческой группы "Новые подходы к содержанию и технологии преподавания обществознания и истории государства Российского середины ХIХ-начала ХХI вв. в условиях ФГОС ООО."

проблемной творческой группы "Новые подходы к содержанию и технологии преподавания обществознания и истории государства Российского середины ХIХ-начала ХХI вв. в условиях ФГОС ООО."

проблемной творческой группы "Новые подходы к содержанию и технологии преподавания обществознания и истории государства Российского середины ХIХ-начала ХХI вв. в условиях ФГОС ООО."

проблемной творческой группы "Новые подходы к содержанию и технологии преподавания обществознания и истории государства Российского середины ХIХ-начала ХХI вв. в условиях ФГОС ООО."

Взаимодействие с социальными партнерами

Взаимодействие с социальными партнерами школы (ЦНК, Центральная городская библиотека), работа с Фондом помощи БЕЗДОМНЫМ животным ЧиЖ

Взаимодействие с социальными партнерами школы, работа с ветеранами

Взаимодействие с социальными партнерами школы, работа с ветеранами, работа с Фондом помощи БЕЗДОМНЫМ животным ЧиЖ

Взаимодействие с социальными партнерами школы, работа с ветеранами, работа с Фондом помощи БЕЗДОМНЫМ животным ЧиЖ

Подготовка к прохождению аттестационных процедур, в том числе поддержка в актуальном состоянии личного Интернет-ресурса

 поддержка в актуальном состоянии личного Интернет-ресурса. Создание личного Интернет-ресурса на портале «Росметодкабинет»

поддержка в актуальном состоянии личного Интернет-ресурса

поддержка в актуальном состоянии личного Интернет-ресурса

поддержка в актуальном состоянии личного Интернет-ресурса

Другие формы профессионального саморазвития

Предметные олимпиады школьников история, обществознание 7,8 класс), научно-исследовательская деятельность школьников (проект 8 класс).

Разработка классных часов по теме «ЗОЖ», «Патриотическое воспитание». Участие в экспертной деятельности (разработка и проверка олимпиадных работ).

Предметные олимпиады школьников, научно-исследовательская деятельность школьников.

Разработка классных часов. Участие в экспертной деятельности.

Предметные олимпиады школьников, научно-исследовательская деятельность школьников.

Разработка классных часов. Участие в экспертной деятельности.

Предметные олимпиады школьников, научно-исследовательская деятельность школьников.

Разработка классных часов. Участие в экспертной деятельности.

Предполагаемые результаты реализации программы профессионального саморазвития

2019

2020

2021

2022

2023

Результаты профессионального саморазвития

1. знание Законов в сфере образования, ФГОС, профессионального стандарта педагога, прав ребёнка

2. Изучение теории по  методической теме «Работа с историческими источниками учащихся путем использования технологии   РКМ в условиях внедрения ФГОС». В рамках данной работы изучение технологии критического мышления, интерактивных методов обучения

3. КПК «Методика разработки индивидуальных образовательных маршрутов»

4. РазработкаУМК по истории 8,10 класс.

5. Участие обучающихся в различных олимпиадах, конкурсах.

6. Накопление методической копилки по ВР

1. Продолжить детальное изучение законов в сфере образования, ФГОС.

Изучить Основы поликультурного образования.

2. Провести апробацию элементов технологии РКМЧП. Продолжить изучение темы «Формирование мотивации к обучению». учитывать приёмы повышения мотивации учащихся при подготовке уроков.

3. КПК по теме «Методика разработки индивидуальных образовательных маршрутов» ИЛИ «Психолого-педагогические технологии для работы с детьми с ОВЗ».

4. Разработка УМК по истории и обществознанию  9,11 класс, рабочих программ,  система заданий для подготовки к ОГЭ по обществознанию 9 класс, а также для подготовки к ЕГЭ 11 класс.

5. Принять более активное участие в семинарах, вебинарах, конференциях, в деятельности  сетевых сообществ

6. Принять более активное участие в  онлайн-тестировании педагогов, направленных на совершенствование уровня профессиональной компетентности

7. Конкурс профмастерства на сайте «Продлёнка»,  «Элита образования»

8. Руководство проблемной творческой группы "Новые подходы к содержанию и технологии преподавания обществознания и истории государства Российского середины ХIХ-начала ХХI вв. в условиях ФГОС ООО." Продолжить работу по внедрению ФГОС, повышению эффективности современного урока, подготовке учащихся к прохождению ВПР по истории и обществознанию.

9. Участие обучающихся в различных олимпиадах, конкурсах.

10. Накопление методической копилки по ВР

1. Продолжить детальное изучение законов в сфере образования, ФГОС.

Изучить Основы поликультурного образования.

2. Провести апробацию элементов технологии РКМЧП. Продолжить изучение темы «Формирование мотивации к обучению». учитывать приёмы повышения мотивации учащихся при подготовке уроков.

3. КПК по теме «Методика разработки индивидуальных образовательных маршрутов» ИЛИ «Психолого-педагогические технологии для работы с детьми с ОВЗ».

4. Разработка УМК по истории и обществознанию  7,11 класс, система заданий ,  система заданий для подготовки к ОГЭ по обществознанию 9 класс, а также для подготовки к ЕГЭ 11 класс.

5. Принять более активное участие в семинарах, вебинарах, конференциях, в деятельности  сетевых сообществ

6. Принять более активное участие в  онлайн-тестировании педагогов, направленных на совершенствование уровня профессиональной компетентности

7. Конкурс профмастерства на сайте «Продлёнка»,  «Элита образования»

8. Руководство проблемной творческой группы "Новые подходы к содержанию и технологии преподавания обществознания и истории государства Российского середины ХIХ-начала ХХI вв. в условиях ФГОС ООО." Продолжить работу по внедрению ФГОС, повышению эффективности современного урока, подготовке учащихся к прохождению ВПР по истории и обществознанию.

9. Участие обучающихся в различных олимпиадах, конкурсах.

10. Накопление методической копилки по ВР

Аттестация на высшую КК

1. Продолжить детальное изучение законов в сфере образования, ФГОС 2го поколения), процедуру аттестации педагога.

2. Начать изучение методтемы «Развитие коммуникативных навыков учащихся в условиях внедрения ФГОС»

3. КПК по теме  «Новые цифровые компетенции педагога для мотивации, вовлечения и оценивания обучающихся», г. Псков  

4. Разработка УМК по истории и обществознанию 8 класс, рабочих программ,  внеурочной деятельности системы заданий система заданий ,  система заданий для подготовки к ОГЭ по обществознанию 9 класс, а также для подготовки к ЕГЭ 11 класс, для подготовки к ВПР 8 класс, истории и обществознанию.

5. Принять более активное участие в семинарах, вебинарах, конференциях, в деятельности  сетевых сообществ

6. Принять более активное участие в  онлайн-тестировании педагогов, направленных на совершенствование уровня профессиональной компетентности

7. Конкурс профмастерства на сайте сообществ учителей.

8. Руководство проблемной творческой группы "Новые подходы к содержанию и технологии преподавания обществознания и истории государства Российского середины ХIХ-начала ХХI вв. в условиях ФГОС ООО." Продолжить работу по внедрению ФГОС, повышению эффективности современного урока, подготовке учащихся к прохождению ВПР по истории и обществознанию.

9. Участие обучающихся в различных олимпиадах, конкурсах.

10. Накопление методической копилки по ВР

Повышение качества образования обучающихся

Не менее 47% качества по всем предметам.

ОГЭ по русскому языку - 62%, по математике – 41%. По остальным предметам на уровне города.

Не менее 37% качества по всем предметам.

ОГЭ по русскому языку - 62%, по математике – 41%. По остальным предметам на уровне города.

Не менее 37% качества по всем предметам.

ОГЭ по русскому языку - 62%, по математике – 41%. По остальным предметам на уровне города.

Не менее 37% качества по всем предметам.

ОГЭ по русскому языку - 62%, по математике – 41%. По остальным предметам на уровне города.

Не менее 37% качества по всем предметам.

ОГЭ по русскому языку - 62%, по математике – 41%. По остальным предметам на уровне города.

Эффекты для микросоциума (коллектива), развития ОО

Публикации, трансляция опыта для повышения имиджа школы, повышение результатов мониторинга школы

Публикации, трансляция опыта для повышения имиджа школы, повышение результатов мониторинга школы

Публикации, трансляция опыта для повышения имиджа школы, повышение результатов мониторинга школы

Публикации, трансляция опыта для повышения имиджа школы, повышение результатов мониторинга школы

Публикации, трансляция опыта для повышения имиджа школы, повышение результатов мониторинга школы

Анализ результатов реализации программы профессионального саморазвития 2022-2023 учебный год

 Предполагаемый результат

Достигнутый результат

Нерешённые проблемы

Планируемые мероприятия на 2023 год

Результаты профессионального саморазвития

1. Изучить Основы поликультурного образования. Изучить ФГОС по истории и обществознанию для разработке КТП по предметам, 7 класс

2. Продолжить изучение темы «Формирование мотивации к обучению»,  учитывать приёмы повышения мотивации учащихся при подготовке уроков. Изучить приемы работы с художественным текстом.

3. КПК по теме «Психолого-педагогические технологии для работы с детьми с ОВЗ».,

«Преподавание русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС»

4. Разработка КТП и УМК по истории и обществознанию (ФГОС)

5. Принять более активное участие в семинарах, вебинарах, конференциях, в деятельности  сетевых сообществ.

6. Принять более активное участие в  онлайн-тестировании педагогов, направленных на совершенствование уровня профессиональной компетентности

7. Конкурс профмастерства на сайте «Продлёнка»,  «Элита образования»

8. Руководство проблемной творческой группы "Новые подходы к содержанию и технологии преподавания обществознания и истории государства Российского середины ХIХ-начала ХХI вв. в условиях ФГОС ООО.". Продолжить работу по внедрению ФГОС, повышению эффективности современного урока, подготовке учащихся к прохождению ВПР по истории и обществознанию.

9. Участие обучающихся в различных олимпиадах, конкурсах.

10. Накопление методической копилки по ВР

1. Изучены Закон в сфере образования, ФГОС, профессиональный стандарт педагога, права ребёнка

2. Изучена литература по теме «Формирование мотивации к обучению», внедрены в пед.практику приёмы мотивации учащихся на уроке. Изучены приемы построения ТКУ в условиях ФГОС.

3. Дистанционные курсы подготовки организаторов в аудитории ЕГЭ и ОГЭ.

4. Разработаны рабочие программы по историю и обществознанию 8 класс ФГОС.  Обновлены КИМы для подготовки к ОГЭ по истории и обществознанию. Создана база для подготовки к ВПР по истории и обществознанию 8 класс

5. Принято участие в городском конкурсе «А я делаю так!»

6. Принято участие во всероссийском онлайн-тестировании учителей истории и обществознанию  на сайте  Единый урок.РФ

7. Задача не выполнена. Причина: большая загруженность педагога.

8. Осуществлено руководство МО учителей русского языка и литературы. Проведены обучающие семинары, круглые столы по темам  

9. Принято участие в школьном и муниципальном этапах ВОШ по обществознанию,  в конкурсах различного уровня.

10. Разработаны  классные часы по теме «Я помню, я горжусь», «Патриотическое воспитание», «Профориентация»  

нет

2. Недостаточное владение вопросом «Приемы работы с историческим источником», недостаточное владение вопросом «Развитие коммуникативных навыков учащихся в условиях внедрения ФГОС»

3.  нет

4. Нет

5. Низкая активность педагога

6. Низкая активность педагога

7. Низкая активность педагога

9. Маленькое количество призовых мест

 Аттестация на высшую КК

1. Продолжить детальное изучение законов в сфере образования, ФГОС 2го поколения), процедуру аттестации педагога.

2. Начать изучение методтему «Развитие коммуникативных навыков учащихся в условиях внедрения ФГОС»

3. Пройти курсы по внедрению новых ФГОС

4. Разработка УМК по истории и обществознанию 8 класс, рабочих программ по внеурочной деятельности, системы заданий для подготовки к  ОГЭ  и ЕГЭ, для подготовки к ВПР 9 класс.

5. Принять более активное участие в семинарах, вебинарах, конференциях, в деятельности  сетевых сообществ.

6. Принять более активное участие в  онлайн-тестировании педагогов, направленных на совершенствование уровня профессиональной компетентности

7. Конкурс профмастерства на различных сайтах пед. мастерства.

8. Руководство МО учителей обществознания. Продолжить работу по внедрению ФГОС, повышению эффективности современного урока, подготовке учащихся к прохождению ВПР по истории и обществознанию, подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ по истории и обществознанию.

9. Участие обучающихся в различных олимпиадах, конкурсах.

10. Накопление методической копилки по ВР

Повышение качества образования обучающихся

Не менее 37% качества по всем предметам.

ЕГЭ по русскому языку - 62%. По остальным предметам на уровне города.

Разработка индивидуальной траектории учащихся 9-х и 11-х классов с целью качественной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ  

Не менее 37% качества по всем предметам.

ЕГЭ по русскому языку - 62%. По остальным предметам на уровне города.

 Не менее 37% качества по всем предметам.

Эффекты для микросоциума (коллектива), развития ОО

 Публикации, трансляция опыта для повышения имиджа школы, повышение результатов мониторинга школы

Принято участие в экспертной деятельности (разработаны олимпиадные задания для школьного этапа ВОШ   по обществознанию для 11 класса. Экспертная деятельность по проверке олимпиадных работ: обществознание.  

 Низкая активность педагога

Публикации, трансляция опыта для повышения имиджа школы, повышение результатов мониторинга школы

Анализ работы учителя истории и обществознания Дубровиной  Е.В. по методической теме «Развитие исторического мышления как условие формирования устойчивого развития учащихся».

В 2021-2022 учебном году мною, учителем истории и обществознанию Дубровиной Е.В., была выбрана темя для самообразования: «Развитие исторического мышления как условие формирования устойчивого развития учащихся».

Этапы работы над методической темой представлены в таблице.

Тема самообразования

Реализация

сентябрь- октябрь

ноябрь- декабрь

январь-февраль

март-май

«Развитие исторического мышления как условие формирования устойчивого развития учащихся»

  изучение методической литературы

 разработка открытого урока в рамках реализации темы самообразования

 практическое применение на уроках

Самоанализ работы

На первом этапе работы (сентябрь- октябрь) по теме самообразования мною была изучена методическая литература по теме «Технология РКМ», в частности книги И. В. Муштавинская «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя», Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке».

Мы познакомились основными положениями технологии развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Основа технологии - трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через анализ фактов и интерпретаций. Она представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания. Различные приемы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе предложены авторами проекта Ч. Темплом, К. Мередитом, Д. Стилл. Это «ключевые слова», работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала. Напоминаем, что важным условием является применение данных приемов в контексте трехфазового построения урока, полное воспроизведение трехфазового технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия.

Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Вторая стадия (фаза) - осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, приемы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

Третья стадия (фаза) - рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Предлагаемая система представляет собой плод совместных исследований педагогов и психологов во всем мире. Данная технология удачно согласуется с традиционными формами преподавания, некоторые элементы «Критического мышления» хорошо знакомы российским педагогам, но, в целом, данная разработка является новой для нашей Школы.

Понятие «Критическое мышление» появилось гораздо раньше понятия «Технология развития критического мышления». Применительно к педагогике, о формировании критического мышления говорил Д. Дьюи. «Если возникшая мысль сразу принимается, то перед нами некритическое мышление, minimum рефлексии. Обдумывать вещь, размышлять, значит искать добавочных данных, новых фактов, которые разовьют мысль, и, как было сказано, или подтвердят ее, или сделают очевидной ее нелепость и неприложимость».

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ - ТРИ ФАЗЫ

Стадия (фаза)

Деятельность учителя.

Задачи данной фазы

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ

Составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам;

- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

- верные и неверные утверждения;

- перепутанные логические цепочки и т.д.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах - группах.

Стадия осмысления (реализации).

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

- маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);

- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах.

Стадия рефлексии

Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления

- Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

- ответы на поставленные вопросы;

- организация устных и письменных круглых столов;

- организация различных видов дискуссий;

- написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе;

- исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации, работа ведется индивидуально - в парах – группах.

Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызовосмысление-рефлексия и предлагает набор приемов и стратегий.

Ведущим приемом могут стать гроздья (кластеры). Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди - графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть, расположены в определенном порядке. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами.  Например, дать ключевые слова, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Другой прием, «верные и неверные утверждения». Например, началом уроков по теме «Эпоха застоя» могут быть предложены следующие высказывания:

     в эпоху застоя была принята новая конституция, в которой были провозглашены основные права граждан;

     это было время расцвета литературы и искусства;

     была восстановлена система ГУЛАГА;

     была ужесточена цензура;

     видные деятели науки и искусства были выдворены из СССР и т.д.

Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Еще один прием данной технологии, который часто используется, это маркировка текста по мере его чтения «Инсерт» (Воган и Эстес, модификация Мерпедит и Стил)

 

ИНСЕРТ

I - interactive

N - noting самоактивизирующая «V» - уже знал

S - system системная разметка «+» - новое

Е - effective для эффективного «-» - думал иначе

R - reading and чтения и размышления «?» - не понял, есть вопросы

Т-thinking

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Графические формы организации материала могут стать ведущим приемом на смысловой стадии, например, дневники и «бортовые журналы» (Гудлат).

Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы.

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

 

 

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, с тем, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых «ответах», которые преподносятся ученикам, технология развития критического мышления ориентирована на вопросы, как основную движущую силу мышления. Бесконечные знания, факты, которые надо запомнить и повторить, - все это напоминает топтание на месте в транспорте, который, к сожалению, уже не едет. Вместо этого учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые имеют вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления. Начнем с простых приемов.

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

?

?

Дайте три объяснения,

Кто?

почему...?

Что?

Объясните, почему...?

Когда?

Почему Вы думаете...?

Может...?

Почему Вы считаете...?

Будет ...?

В чем различие...?

Мог ли...?

Предположите,

Как звать…?

что будет, если...?

Было ли...?

Что, если...?

Согласны ли Вы…?

 

Верно ли…?

 

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. Например: В каком году произошла Куликовская битва? Кто автор рассказа «Злоумышленник»? В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа.

На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приемы. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т.д. Но возможно и отдельное применение приемов, например, после изучения материала, темы мы просим учащихся составить кластеры (систематизировать материал).

Назовем наиболее известные формы письменной рефлексии:

—        Эссе как произведение небольшого объема, раскрываю-
ее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную

трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Эссе призвано обратить учащегося к его собственному опыту во всех его противоречиях.

  • Бортовой журнал — форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических форм, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве предлагаемых учителем частей бортового журнала (их выберут сами учащиеся) могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить ученик, важные вопросы.
  • Различные виды дневников: обычный дневник; художественный альбом; двухчастный дневник (в одной графе — наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой — комментарии) и др. В отличие от эссе и бортового журнала дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, как отслеживая непосредственный процесс, так и сравнивая вой действия во времени («отложенная» рефлексия).
  • Письменное интервью — вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью обмена мнениями.
  • Стихотворные формы рефлексии (например, синквейн — пятистишие). Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.

—        Различные варианты портфолио, которые представляет собой набор работ учащихся, связывающих отдельные аспекты их деятельности в более полную картину.

На втором этапе по теме самообразования (ноябрь-декабрь) был разработан открытый урок по теме «Эпоха Дворцовых переворотов» (8 класс), который был представлен на неделе обществознания.

На третьей стадии работы по теме самообразования (январь –март) было осуществлено практическое применение элементов технологии РКМ на уроках истории и обществознания. Были применены такие приемы, как «толстые и тонкие вопросы», «таблица ЗХУ», синквейн, кластер, инсерт.

Самоанализ работы показал, что возможности данной темы самообразования ещё не исчерпаны. Не все приёмы технологии РКМ изучены и апробированы на уроках, учитель не представил опыт своей работы в интернет-конкурсах. В связи с этим, работа по методической теме «Развитие исторического мышления как условие формирования устойчивого развития учащихся» будет продолжена в следующем учебном году. Мною была запланированы следующие этапы работы по теме самообразования в 2022-2023 учебном году:

Тема самообразования

Реализация

сентябрь- октябрь

ноябрь- декабрь

январь-февраль

март-май

«Развитие исторического мышления как условие формирования устойчивого развития учащихся»

Продолжить изучение методической литературы

Разработка открытого урока в рамках реализации темы самообразования

Продолжить практическое применение на уроках, апробировать приёмы технологии РКМ на уроках

Представление опыта работы в интернет-конкурсах