Этапирование ссыльных в Сибирь
статья по истории

Кара-Сал Айыран Алексеевна

Этапирование ссыльных в Сибирь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_etapirovanie_ssylnyh_v_sibir.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Кара-Сал А. 43 гр

Эссе об этапировании ссыльных в Сибирь

Согласно первой переписи населения в Сибири в 1662 г. ссыльные составляли 11,43% населения региона (8 тыс. из 70 тыс. человек). В XVIII в. ссылка была одним из источников роста народонаселения Сибири, однако решающего значения она всё же не имела. Позднее, безусловно, численность ссыльных увеличивалась. С 1807 по 1898 гг. в Сибирь было сослано 783 351 человек. Всего же ссыльным трактом в течении XVIII-XIX вв. в Сибирь пришло около 1 млн человек.

На рубеже XVIII-XIX вв. основным местом сосредоточения ссыльных являлись Нерчинские рудники, железоделательные, винокуренные и другие заводы преимущественно в Сибири[1].

Когда в 1753 г. вышел указ, заменвший смертную казнь ссылкой в Сибирь, сборным пунктом назначалась Калуга, откуда партии в 150-200 человек отправлялись по Оке и Волги до Казани, а от Казани по Каме до Нового Усолья, далее 310 верст по суше до Верхотурья, а от него по сибирским рекам через Томск до Иркутска или Нерчинска.

Но впоследствии маршруты ссыльных начинают меняться, во многом благодаря деятельности сибирского губернатора Ф. И. Соймонова, который решил вести ссыльных до Тобольска через Самару и по Оренбургским и Сибирским линиям[2].

В 1783 г. указом Правительствующего сената происходит упорядочивание пересылки арестантов. Происходит определение губерний, из которых теперь происходит отправка колодников, а также определяются маршруты арестантов, численность их и количество сопровождения. Происходит это в том числе для экономии средств[3].

В 1811 г. создаётся особое подразделение постоянно действующей стражи для конвоирования партий ссыльных, которых снабжали документы, удостоверяющими их личность, а также свидетельствующими куда именно они держат путь. Сопровождение осуществлялось силами внутренней стражи, которая в 1816 году появилась и в Сибири. До 1811 же года сопровождали ссыльных представители различных ведомств[4].

В 1822 году был принят устав об этапах в Сибирских губерниях, согласно которому учреждались в сибирских губерниях специальные этапы по дороге от Пермской губернии с Тобольской до г. Иркутска. На этих этапах назначались регулярные войска и некоторое количество конных. Также на каждом этапе был офицер, барабанщик.

В начале 60-ых гг. XIX в. ставится вопрос о перевозке ссыльных на подводах с конными этапными командами. Произошло это опять же из-за вопроса об экономии средств. И уже в 1865 г. пешеэтапное отправление арестантов между Нижним Новгородом и Тюменью было заменено перевозкой на переменных лошадях. Однако, данная мера просуществовала недолго и уже к 1868 году была отменена, потому что цена за подвоз оказалась дорогой[5].

Использование же этапирования с помощью пароходов и сибирских рек, поездов – наоборот получило широкое распространение. С 1868 г. происходит отмена зимнего движения арестантов, из-за чего сокращается большое количество этапных команд. При этом создаются так называемые полуэтапы, на которых арестанты останавливались для ночлега во время пути от одного этапа до другого[6].

Таким образом, если подводить итог истории этапирования ссыльных в Сибирь, то можно подвести следующие выводы.

Во-первых, количество ссыльных в Сибири увеличивалось с каждым годом. При этом ссыльные являлись источником народонаселения региона, но отнюдь не единственным способом пополнения численности людей в этих краях.

Во-вторых, организация этапирования арестантов в XVIII в и XIX существенно различается. Чем больше нужно было отправить людей в Сибирь, тем жёстче становился контроль и тщательнее действия властей. Появлялись определённые и одобренные пути и маршруты для колодников, были введены документы для их сопровождающих, созданы этапы и полуэтапы на пути арестанов в Сибирь, а также активно использовались различные средства передвижения – пароходы, поезда.

В-третьих, власти старались не только улучшить организацию и контроль доставки ссыльных в Сибирь, но также сократить расходы средств на колодников. Именно для этого была предпринята попытка доставки арестантов с 1856 по 1868 гг. на переменных лошадях, а также отменены зимние маршруты и как следствие этого сокращено большое количество этапных команд.

 

 


[1] Катионова О. Н. Московско-Сибирский тракт как основная сухопутная транспортная коммуникация Сибири XVIII–XIX вв. : монография / О. Н. Катионов ; 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск : НГПУ, 2008. С. 187.

[2] Катионова О. Н. Московско-Сибирский тракт как основная сухопутная транспортная коммуникация Сибири XVIII–XIX вв. : монография / О. Н. Катионов ; 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск : НГПУ, 2008. С. 189.

[3] Катионова О. Н. Московско-Сибирский тракт как основная сухопутная транспортная коммуникация Сибири XVIII–XIX вв. : монография / О. Н. Катионов ; 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск : НГПУ, 2008. С. 191

[4] Катионова О. Н. Московско-Сибирский тракт как основная сухопутная транспортная коммуникация Сибири XVIII–XIX вв. : монография / О. Н. Катионов ; 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск : НГПУ, 2008. С. 192

[5] Катионова О. Н. Московско-Сибирский тракт как основная сухопутная транспортная коммуникация Сибири XVIII–XIX вв. : монография / О. Н. Катионов ; 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск : НГПУ, 2008. С. 198.

[6] Катионова О. Н. Московско-Сибирский тракт как основная сухопутная транспортная коммуникация Сибири XVIII–XIX вв. : монография / О. Н. Катионов ; 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск : НГПУ, 2008. С. 199.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина - Байкал - жемчужина Сибири

С данной разработкой я принимал участие во Всероссийском фестивале педагогических идей "Открытый урок 2010". Урок-викторина может быть использован как внеурочное мероприятие по биологии, географии, ес...

Кроссворды «Север Восточной Сибири» и «Южная Сибирь»

Кроссворды созданы по материалам учебника и могут быть использованы при проверки знаний по данным темам....

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «Север Восточной Сибири и Южная Сибирь»

Работа в виде теста для проверки пройденного материала...

тесты по теме: "Север Восточной Сибири и Южная Сибирь", 9 класс

тесты по теме: "Север Восточной Сибири и Южная Сибирь", 9 класс...

"Ссыльный край"

В исследовании выявляются причины ссылки на Кольский Север, а также прослеживаются влияние данного процесса на жизнь нашего края....

Западная Сибирь. Природные ресурсы Западной Сибири и проблемы их освоения

Географическое положение, геология и полезные ископаемы Западной Сибири...

Новые сведения о деятельности ссыльных в Селенгинске (1830-1890)

Новые сведения о деятельности ссыльных в Селенгинске (1830-1890) // Кирилло-Мефодиевские чтения: по мат. рес. науч.-практ. конф. – Улан –Удэ, 2017. – с. 109-113....