Древняя Греция: Греки и критяне
методическая разработка по истории (5 класс)
Тема урока: Греки и критяне.
Цель: познакомить учащихся с географическим положением, климатом и природными условиями Древней Греции, с древнейшим периодом греческой истории.
Задачи:
Образовательные:формирование у учащихся целостного исторического представления о географическом положении и природных условий Древней Греции; научить строить причинно-следственные связи между климатическими условиями и занятиями населения;
Развивающие :развивать аналитические способности учащихся, умение выделять главное и обобщать, делать аргументированные выводы; развивать навыки решения проблемно- познавательных и творческих заданий; способствовать развитию познавательного интереса учеников;
Воспитательные: воспитывать уважение к истории и традициям других народов; на положительных образах героев Древней Греции воспитывать трудолюбие, смекалку и стремление помогать людям.
Форма организации работы на уроке: индивидуальная, фронтальная.
Тип урока: вводный, изучение нового материала.
Оборудование урока: учебник – История Древнего мира. 5 класс. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая; интерактивная доска, презентация к уроку, карта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
greki.docx | 47.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Греки и критяне.
Цель: познакомить учащихся с географическим положением, климатом и природными условиями Древней Греции, с древнейшим периодом греческой истории.
Задачи:
Образовательные:формирование у учащихся целостного исторического представления о географическом положении и природных условий Древней Греции; научить строить причинно-следственные связи между климатическими условиями и занятиями населения;
Развивающие :развивать аналитические способности учащихся, умение выделять главное и обобщать, делать аргументированные выводы; развивать навыки решения проблемно- познавательных и творческих заданий; способствовать развитию познавательного интереса учеников;
Воспитательные: воспитывать уважение к истории и традициям других народов; на положительных образах героев Древней Греции воспитывать трудолюбие, смекалку и стремление помогать людям.
Форма организации работы на уроке: индивидуальная, фронтальная.
Тип урока: вводный, изучение нового материала.
Оборудование урока: учебник – История Древнего мира. 5 класс. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая; интерактивная доска, презентация к уроку, карта.
4.Даты и события.
2 тыс. до н.э. – первые города – государства в Греции.
16- первая половина 15 века до н.э. – расцвет Критского царства.
Середина 15 века до н.э.- гибель Критского царства.
5.Базовые понятия и термины.
Античность – древность.
Эллада – название Греции на греческом языке.
Эллины – самоназвание греков.
Минойцы– жители острова Крит, название по имени царя Миноса.
«Нить Ариадны» - выражения, которые используется после выхода из затруднительного положения.
Пифос – древнегреческий глиняный яйцевидный сосуд для хранения зерна, воды, вина и продуктов, высотой до двух метров; обычно вкапывался в землю.
Фреска – картинки на сырой штукатурке.
Ход урока
I.Организационныймомент.(подготовка учащихся к уроку)
II. Актуализация раннее полученных знаний, подведение учащихся к изучению новой темы (фронтальный опрос учащихся):
- Ребята, вспомните что означает слово античность?
- О каких древних государствах мы узнали?(показывать на карте)
- Что интересного мы узнали и запомнили, изучая древние государства?
III. Переход к изучению нового материала.(слайд 1)
План: Введение.
1. Природа и население Греции.
2. На древнем Крите.
3. Гибель Критского государства.
Государства Древнего Востока внесли значительный вклад в историю человечества. Люди научились обрабатывать железо и получать сталь, стекло и изделия из него, были изобретены компас, бумага, порох, почти все виды письменности. Достижения древневосточных государств стали основой дальнейшего развития стран Востока и оказали сильное влияние на Древнюю Грецию…….
- Природа и население Греции ( слайд 2,3)
Древние греки жили в южной части Балканского полуострова, на островах Эгейского и Ионического морей и на западном побережье полуострова Малая Азия. В Эгейском море очень много островов, расположенных недалеко друг от друга. Можно было проплыть из материковой Греции в Малую Азию так, что во время путешествия всегда была видна земля. Берега Греции имеют множество заливов и маленьких бухт. Сообщение между Грецией и остальным миром шло преимущественно по морю. Греки были прекрасными мореплавателями. Море кормило их, снабжало рыбой устрицами, креветками, осьминогами. Греки не знали компаса и путь определяли по островам, мимо которых проплывали.
Словарная работа: Греция – страна на юге Европы, расположенная на Балканском полуострове;
Почти треть Греции покрыта невысокими горами, которые делят страну на множество областей. Горы покрывают значительную часть Греции, поэтому земель пригодных для хлебопашества и пастбищ здесь немного . Горные хребты пересекают страну вдоль и поперёк (слайд 4). Самая высокая гора – Олимп.
Как и всякая страна, где есть горы, Греция богата полезными ископаемыми. Это медная, железная руды, большие запасы хорошей глины, разнообразные породы камня.
Лесов в Греции было мало, каменистые склоны гор были голы или покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями. Такой лес не годился для построек.
Рек в Греции много, но они больше похожи на ручьи и обычно летом пересыхают.(слайд 5,6)
Вопрос классу - Каковы особенности природных условий Греции?
(после опроса ответы записываются в тетрадь)
- Отсутствие плодородных речных долин;
- Горный рельеф страны, залежи полезных ископаемых;
- Близость моря.
Жители Древней Греции называли свою страну Элладой, а самих себя – эллинами. Греками их стали называть римляне…
Словарная работа: Эллины – самоназвание греков;
Эллада – название Греции на греческом языке.
- На Древнем Крите( слайды7,8,9)
Первые города – государства (полисы) на острове Крит возникли в начале 2 тысячелетия до н.э. О критском обществе того времени мы знаем благодаря археологам, которые обнаружили очень много интересного. Некоторые мифы также сохранили память о ранней истории Крита. Во многих греческих мифах рассказывается о царе Миносе, поэтому ученые называют жителей острова минойцами.
- Полезно знать.
Минос– легендарный царь Кносса, по преданию первый на Крите законодатель, создатель могущественной морской державы.
Остров Крит был упомянут Гомером в знаменитой «Одиссее» ( слайды10,11)
Гомер о населении Крита.
«Одиссея», глава 19.
Есть такая страна посреди вино – цветного моря
Крит прекрасный, богатый, волнами омытый.
В нем городов девяносто, а людям так нету и счета.
Разных смесь языков. Обитает там племя ахейцев,
Этеокритов отважных, кидонских мужей; …
Кносс – между всех городов величайший на Крите.
Царил в нем девятилетьями мудрый Минос,
собеседник Зевса.
- Полезно знать
Гомер – древнегреческий поэт, автор поэм «Илиада» и «Одиссея».
Легенды описывают его слепым странствующим певцом, сочинявшим
и исполнявшим песни под аккомпанемент струнного инструмента.
Поклонялись критяне существу которого представляли в виде человека с бычьей головой , критяне приносили ему жертвы, чтобы спасти себя от землетрясений и бушующего моря. Это существо напоминает нам о греческом мифе про Минотавра (работа с учебником, учащиеся по очереди читают миф о Тесее и Минотавре).
Миф о Тесее и Минотавре.
Каждые девять лет жители Афин посылали на остров Крит семь девушек и семерых юношей.. Там их пожирал Минотавр – чудовище с туловищем человека и головой быка..
Подошёл срок посылать дань в третий раз
-Афиняне! – обратился к согражданам седой Эгей, царь Афин. – Решайте жребием, кому из ваших детей суждено погибнуть!
Люди стали негодовать на то, что собственный сын Эгея избавлен от жеребьёвки и поэтому царь равнодушен к их бедам. Слыша эти упрёки, царский сын Тесей не мог не оставаться безучастным с теми, кому выпал жребий, Тесей взошёл на корабль под чёрным парусом. Эгей напутствовал сына: - Если останешься жив, замени чёрный парус на белый. Пусть белый парус издалека возвестит о твоей победе.
Через несколько дней афинский корабль под чёрным парусом вошёл в гавань Крита. Где-то там ,на этом острове , находился лабиринт – большое здание со множеством запутанных ходов и помещений. Человек попавший в лабиринт, не мог выбраться из него без посторонней помощи. В лабиринте жил свирепый Минотавр.
Чужеземцев привели во дворец царя Миноса. Красота Тесея тронула сердце царской дочери Ариадны. Как ей спасти афинского юношу? Дев ушка обратилась за помощью к строителю лабиринта – Дедалу, который сам родом из Афин. По его совету Ариадна тайно понесла Тесею меч и клубок ниток. – Привяжи нить у входа, - сказала она Тесею, и , углубляясь в лабиринт, разматывай клубок. По этой нити найдёшь обратный путь. Содрогаясь от ужаса, афинские юноши и девушки шли по извилистым ходам лабиринта.. Вдруг с грозным рёвом явилось чудовище, острыми рогами готовилось оно пронзить Тесея. Внезапно Минотавр прыгнул, и вопль ужаса огласил своды лабиринта. Казалось, Тесей погиб… Но герой не был даже ранен. Одной рукой он схватил Минотавра за рог, другой нанёс ему удар мечом прямо в сердце.
По нити Ариадны вывел Тесей спутников из лабиринта. Взяв с собой царскую дочь, греки
отправились в обратный путь. Они так ликовали и радовались своему спасению, что Тесей просьбу старого отца….. А между тем царь Эгей подолгу стоял на крутом берегу, вглядываясь в морские дали. И вот показался корабль.
- Афиняне! – закричал он. – Я узнаю корабль, но не могу различить цвет паруса. – Мужайся царь, - был ответ, - парус остался чёрным. Решив, что сын погиб, Эгей бросился с обрыва в бурлящие волны и разбился насмерть. С тех пор это море называют Эгейским.
Вопросы учащимся:
- Что сказочного в мифе?
- Что в мифе могло соответствовать исторической действительности?
- В каких случаях можно употреблять крылатое выражение « нить Ариадны»
слайды 12,13
Словарная работа: минотавр - мифическое существо с бычьей головой и человеческим телом;
лабиринт – сооружение со сложным и запутанным планом комнат.
Далее проводится физминутка. ( под мелодию Сиртаки) (слайд 14)
Рассказ учителя
На острове Крит было несколько дворцов. Самым большим из них был дворец в Кноссе.. Этот дворец почти 40 лет раскапывал археолог А. Эванс. (слайд 15)
- Полезно знать.
Эванс, Артур Джон-английский археолог, открывший в Кноссе на о. Крит остатки большого дворца, известного по мифам как«лабиринт». Найденные предметы дали Эвансу. Возможность
исследовать древнейшую в Европе критскую культуру; он расшифровал большую
часть знаков линейного письма . Свои наблюдения и исследования обобщил в фундаментальном труде «Дворец Миноса в Кноссе»,где систематизировал все находки на Крите и
дал периодизацию критской культуры, назвав ее по имени легендарного царя Миноса -минойской
Далее, по ходу рассказа, учитель использует слайды 16-27
Во дворце было множество комнат, система снабжения водой и канализацией. Археологи обнаружили также комнаты с терракотовыми ваннами.
Все здания сверху донизу прорезывали специальные световые колодцы. Через них свет и воздух поступали в нижние этажи. Хорошо сохранился тронный зал царя. В этом зале обсуждались важные государственные дела. Стены украшали красивые росписи - фрески. В кладовых дворца археологи обнаружили запасы продуктов и множество других вещей. Зерно, оливковое масло и вино хранили в огромных сосудах из глины – пифосах.
Ни один из дворцов не имел укреплений. Очевидно, жители острова чувствовали себя в полной безопасности. Дворцы были центрами независимых государств. Позже весь Крит был объединен под властью царей, живших в Кноссе, и стал единым государством. Его расцвет приходится на 16- первую половину 15 века до н.э.
На Крите также найдено несколько глиняных дисков, содержащих критские письмена, но до сих паор ни одному учёному не удалось их расшифровать.
Считается, что Крит объединил царь Кносса Минос. Минос построил большой флот, уничтожил пиратов и установил своё господство над всем Эгейским морем. Они установили оживленные торговые и дипломатические связи с Египтом и Финикией.
Появились и самые первые деньги – большие бронзовые слитки в виде растянутой бычьей шкуры. Такую форму куску бронзы придавали потому, что сначала считали «по быкам», ведь монет ещё не было. Например, большой котёл на трёх высоких этажах стоил 12 быков, а женщина -рабыня – 4 быка.
Словарная работа: пифос – глиняный сосуд для хранения вина и оливкового масла
Фреска – цветные рисунки нанесённые по сырой штукатурке
- Гибель Критского царства
В середине 15 века до н.э. произошла ужасная катастрофа. Все дворцы и поселения были разрушены. Ученые пришли к выводу, что дворцы погубило мощное извержение вулкана. Недавно археологи получили очень важные результаты при раскопках на острове Фера (к северу от Крита). Под толстым слоем вулканического тепла они открыли остатки города.
Этот город погиб от мощного извержения вулкана. Взрыв вулкана был таким сильным, что остров раскололся и часть его оказалась под водой. От взрыва поднялись огромные волны, которые докатились до Крита и разрушили все прибрежные населения. Воспользовавшись этой катастрофой, около 1400 года до н.э. на Крит вторглись с Балканского полуострова греки-ахейцы. Они захватили остров и разграбили его. Кносский дворец был разрушен. Так погибла критская, или минойская цивилизация.
Запись в тетрадях основных дат и событий :(слайд 28)
- 2 тыс. до н.э. – первые города – государства в Греции.
- 16- первая половина 15 века до н.э. – расцвет Критского царства.
- Середина 15 века до н.э.- гибель Критского царства
IV.Закрепление урока.
Задание1. (слайд 29) Сколько лет прошло с момента гибели Минойской цивилизации до сегодняшнего дня?(1500+2015=3515), (по желанию один ученик
может решить у доски)
Задание 2.(слайд 30)
А) Греция расположена в
- Малой Азии
- Аравии
- Европе
Б) Самый большой остров в Греции
- Фера
- Крит
- Родос
Задание 3. (слайд 31) Продолжите:
- Греки называют свою страну_______________________
- Древние греки хранили продукты и вино в глиняных яйцевидных сосудах, которые назывались_________________
- Минойцы – так называли жителей острова________________
- Чудовище жившее в лабиринте _______________________
- Герой победивший чудовище ______________
Задание 4. (слайд 32) Впишите недостающие буквы:
- М ***С- царь Крита
- Ф****а- картинки на сырой штукатурке
- Э****ы - самоназвание греков.
- А*****а – дочь критского царя
- Д***л – создатель лабиринта
V.Подведение итогов урока.(оценки учащимся)
VI.Домашнее задание: п.24, стр. 112-116; в рабочих тетрадях задание 1, 2 – стр. 3; прочитать миф о Дедале и Икаре; творческое задание – сделать любой рисунок по теме.
7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Древнейшая Греция. Греки и критяне.
Урок истории в 6 классе...
«ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ. ГРЕКИ И КРИТЯНЕ. МИФОЛОГИЯ»
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ...
Проект урока по истории древнего мира "Древняя Греция. Греки и критяне".
Данный урок по истории представляет собой технологическую карту деятельности учителя и учащихся. Урок соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения....
Презентация к уроку по истории древнего мира "Древняя Греция. Греки и критяне".
Данная презентация составлена к уроку истории древнего мира в 5 классе. Она отражает все задания урока, наглядный материал....
Древнейшая Греция. Греки и критяне.
Работа представлена по гуманитарному направлению. Тема урока – «Древнейшая Греция. Греки и критяне». Разработка урока представлена в соответствии ФГОС...
5 класс. Конспект урока "Древнейшая Греция. Греки и критяне"
План-конспект урока с применением технологии критического мышления....
Древняя Греция. Греки и критяне
урок в 5 классе...
- Мне нравится (1)