Элективный курс "Внешняя политика Российской империи в XVIII-XIXвв"
элективный курс по истории (9 класс)

Шамсиева Лилия Талгатовна

Элективный курс "Внешняя политика Российской империи в XVIII-XIXвв"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Бетькинская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов»

Тукаевского муниципального района Республики Татарстан

Внешняя политика Российской империи в XVIII-XIXвв

 (учебная программа элективного курса

 для учащихся 9 классов)

Срок реализации программы: 1 год

Составитель:  

Шамсиева Л.Т.

(МБОУ «Бетькинская СОШ»

Тукаевского муниципального

района)

2022 г

Пояснительная записка

  • Рабочая программа элективного курса для 11 класса «Внешняя политика России в XVIII-XIX вв»  разработана в соответствии:
  •  Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
  • Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень)
  • Основной образовательной программы основного общего образования;
  • Положения о рабочей программе в МБОУ Бетькинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов »;
  • Устава МБОУ «Бетькинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов  ».

Рабочая программа предусматривает расширение знаний учащихся по предмету через изучение темы " Внешняя политика Российской империи  в XVIII-XIX вв ". Углубленное преподавание истории осуществляется с помощью следующих технологий:

  • проблемная подача материала;
  • использование исследовательских и проектных методов обучения;
  •  широкое привлечение исторических источников и дополнительных материалов;
  • работа с картой;
  • применение интерактивных технологий;
  • изучение личностей (полководцев)

Программа данного элективного курса «Внешняя политика России в XVIII-XIX вв» предназначена для учащихся 10 класса. Данный курс охватывает внешне-политические аспекты России с 18 по 19 век. Курс рассчитан на 34 часа, разработан на основе справочно-энциклопедических материалов, хрестоматий, методических и учебных пособий по истории России

Программа курса составлена с учетом следующего:

  • 1.Данный период российской истории является очень сложным, содержит очень много фактического материала.
  • 2. Необходимость более детального изучения России в  XVIII - XIX веках.
  • 3. При изучении истории России на базовом уровне возникает необходимость более глубоко и детально рассмотреть вопросы внешней политики данного исторического периода
  • Особенность данного элективного курса заключается в том, что он даёт учащимся расширенные исторические сведения о внешней политике России. Введение данного курса обусловлено тем, что создается система профильного обучения, а также тем, что в существующей учебной программе вопросам внешней политике не уделяется достаточного внимания.
  • Актуальность предлагаемого элективного курса возрастает в связи с развитием процесса интеграции современной России с мировым сообществом. Огромную важность в образовании личности приобретают вопросы участия России в международных отношениях; приоритеты внешней политики; формирование территорий на протяжении тысячелетия, взаимоотношения русского государства с соседями.

Цель элективного курса – расширить и углубить знания учащихся о внешней политике России  XVIII - ХIХ вв., для целостного представления исторического процесса, содействие формированию исторического мировоззрения, создание условий для подготовки учащихся к экзамену по истории через детальное рассмотрение и разносторонний анализ, посредством самостоятельной исследовательской работы; углубление представления учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний.

В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является содействие формированию исторического мировоззрения, целостного представления одного из аспектов отечественной истории – внешней политики.

Задачи:

  1. Формировать систему знаний основных направлений  и событий внешней политики Российской империи в XVIII-XIX вв.
  2. Раскрыть сущности военно-исторических явлений, их причинно-следственных связей;
  3. Освоение обучающимися комплекса систематизированных знаний об истории вооруженных сил, об истории становления и развития русской (российской) армии, военных реформах, войнах, битвах, сражениях, деятельности полководцев и военачальников, роли России как активного участника всемирной истории, героического прошлого, примеров беззаветного служения Отечеству, поддержание традиций народа и армии;
  4. развивать у старшеклассников умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним, работать с историческими картами;
  5. развитие у учащихся исторического мышления;
  6. овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  7. формирование ключевых компетенций: информационных, коммуникативных, социальных;
  8. воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, уважения к историческому пути своего и других народов, воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности.
  9. Совершенствовать умения исторического анализа, работы с исторической картой и историческими источниками.
  10. Углубить понимание взаимодействия внутренней и внешней политики, происходившего в мировом сообществе.
  11. способствовать духовно-нравственному воспитанию молодежи, воспитанию чувства уважения к трагическим и героическим страницам истории нашей страны.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;

- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;        

- прочность знаний: завершение каждой темы итоговым занятием, которое должно закрепить полученные знания и навыки;

- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения элективного курса по истории выпускник  должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события внешней политики  Российской империи в XVIII- XIX вв  , выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов;
  • давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
  • формулировать цель, задачи, гипотезу исследования

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Внешняя политика Петра I .

Северная война: причины, осноные события. Сражение под Нарвой, первые победы, Полтавская битва, Прутский поход. Окончание северной войны. Гангутское морское сражение и сражение при Гренгаме.  Итоги. Ништадский мирный договор.

Раздел 2. Внешняя политика эпохи дворцовых переворотов.

Русско-турцкая война 1735-1739  гг.; Семилетняя война 1756-1763

Раздел 3. Внешняя политика Екатерины II.

Русско-турецкая война 1768-1774 гг.: битва на реке Кагул, Чесменское сражение. Кючук- Кайнаджирский мирный договор. Присоединение Крыма к России. Георгиевский трактат. Русско-турецкая война 1787- 1791 гг.: взятие крепости Очаков, поражение турок под Фокшанами и на реке Рымник,  штурм Измаила, разгром турецкого флота около острова Тендра, победа русского флота у мыса Калиакрия.

Русско-шведская война 1788-1790 гг.

Разделы Речи Посполитой: 1-й , 2,3 разделы.

Великие русские полководцы и флотоводцы: Петр Александрович Румянцев, Григорий Алексендрович Потемкин, Александр Васильевич Суворов, Федор Федорович Ушаков.

Раздел 5. Внешняя политика Павла I.

Противодействие расширению экспансии Франции в Европе. Участие России во второй антифранцузской коалиции (Англия, Австрия, Турция, Неаполитанское королевство). 1798- победа русской эскадры Ф.Ф. Ушакова над французской в Средиземном море при крепости Корфу на Ионических островах. 1799- походы А.В. Суворова: итальянский (сражение у рек Адда, Треббит, у города Нови) и швейцарский (взятие русской армией Сен- Готарда, Чертова моста, переход через хребет Панике).

Изменение внешнеполитического курса: сближение с Францией. Обострение и разрыв отношений с Англией и Австрией. Подготовка русской армии к походу в Индию. Заключение мира с Францией. Участие России в союзах против Англии и Франции.

Раздел 4. Внешняя политика Александра I.Европейское направление: борьба России за лидерство в Европе. Участие России в 3–й, 4-й антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807. Отечестенная война 1812 года: вторжение в Россию наполеоновских войск; Бородинское сражение, военный совет в Филях , московкий пожар Тарутинский маневр.  М.И. Кутузов. Сражение у Малоярославца.  Деятельность партизанских отрядов Дениса Давыдова,  Василиса Кожина.  Завершение Отечестенной войны. Историческое значение Отечестенной войны. Заграничные походы русской армии. Венкий когресс. Создание Священного Союза. Русско-шведская войа 1808-1809 гг.

Воточное направление: присоединение Закавказья к России. Русско-иранская война 1804-1805 гг. Гюлистанский мир с Персией.  Русско-трецкая война 1806-1812 гг. Бухарестский мир с Турцией

Раздел 5. Внешняя политика Николая I.

Подавление польского восстания 1830-1831гг  и отмена Конституции 1815 г. Подавление венгерской революции 1849 г. Помощь европейским монархам в подавлении революций. Расширение геополитического пространства на Кавказе. Русско-иранская война (1826-1828 гг). Туркманчайский мирный договор (1828 г). Кавказская война 1817-1864:  имам Шамиль, имамат, газават, мюриды. Укрепление позиций России в Средней Азии. Утверждение России в Казахстане. Борьба за расширение «восточного вопроса». Русско-турецкая война 1828-1829гг. Андрианопольский мирный договор. Крымская война1853-1856 гг.: причины, повод, основные события. Слава и горечь Севастополя. Адмиралы  В.А. Корнилов, П..Нахимов, В.И.Истомин. Хирург Н.И. Пирогов, матрос Петр Маркович Кошка, Матрос Игнатий Владимирович Шевченко, Да́ша Севасто́польская, Генерал-инженер Эдуард Иванович Тотлебен. Окончание  Крымской войны. Парижский мир.

Раздел 6. Внешняя политика Внешняя политика Александра I I.

Международное положение России  после Крымской войны. Лондонская конвенция 1871 года. Расширение геополитического пространства России. Военные экспедиции в Среднюю Азию. Присоединение Средней Азии к России. Укрепление позиций на Дальнем Востоке. Симодский договор с Японией. Айгунский и Пекинский договоры с Китаем. Петербургский договор с Японией. Переговоры между Россией и Китаем. Россия и освободительная борьба балканских народов. Защита интересов православного населения Османской империи. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Начало военных действий. Контрнаступление турецких войск. Бои на Шипке и под Плевной. Падение Плевны и перелом в ходе войны. Генералы И.В. Гурко, М.Д. Скобелев, Ф.Ф.Радецкий, Н.Г.Столетов. Сан -  Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс. Поддержание мира в Европе. «Союз трех императоров»

Календарно-тематическое планирование

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Сроки

Планируемые сроки

Факти-

ческие

сроки

               Внешняя политика Петра I - 4

1

Северная война: причины, осноные события.

1

2

Окончание северной войны. Итоги. Ништадский мирный договор

1

3

Внешняя политика эпохи дворцовых переворотов.

1

4

Решение тестов. Работа с картой

Внешняя политика эпохи дворцовых переворотов - 3

5

Русско-турецкая война (1735-1739  гг; 1741-1743 гг.)

1

6

Русско-шведская война. Семилетняя война 1756-1763

1

7

Решение тестов. Работа с картой

1

Внешняя политика Екатерины II - 4

8

Русско-турецкая война 1768-1774 гг

1

9

Русско-турецкая война 1787- 1791 гг

1

10

Разделы Речи Посполитой: 1, 2, 3 разделы.

1

11

Великие русские полководцы и флотоводцы: П.А. Румянцев, Г. А. Потемкин, А. В.  Суворов, Ф.Ф. Ушаков

1

Внешняя политика Павла I -2

12

Внешняя политика Павла I.

1

13

Тестирование по внешней политике XVIII века. Работа с картой

1

Внешняя политика Александра I -7

14

Участие России в 3-й, 4-й антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807

1

15

Отечестенная война 1812 года. Бородинское сражение

1

16

М.И. Кутзов. Деятельность партизанских отрядов. Дениса Давыдова,  Василиса Кожина

1

17

Завершение Отечестенной войны. Заграничные походы русской армии.

1

18

Русско-шведская войа 1808-1809 гг.

1

19

Воточное направление: присоединение Закавказья к России. Русско-иранская война 1804-1805 гг. Русско-трецкая война 1806-1812 гг. 

1

20

Решение тестовых заданий. Работа с картой

1

Раздел 5. Внешняя политика Николая I -8

21

Подавление польского восстания 1830-1831гг  и отмена Конституции 1815 г. Подавление венгерской революции 1849 г.

1

22

Русско-иранская война (1826-1828 гг.)

1

23

Укрепление позиций России в Средней Азии

1

24

Кавказская война 1817-1864

1

25

Русско-турецкая война 1828-1829гг

1

26

Крымская война1853-1856 гг

1

27

Слава и горечь Севастополя

1

28

Итоги Крымской войны.

1

Внешняя политика Внешняя политика Александра I I- 6

29

Международное положение России  после Крымской войны. «Союз трех императоров».

1

30

Айгунский и Пекинский договоры с Китаем

1

31

Присоединение Средней Азии к России.

1

32

Русско-турецкая война 1877-1878 гг

1

33

Решение тестов. Работа с картой

1

34

Заключительное занятие

1

Список использованной литературы

Основная литература

  1. Иловайский Д.И. Краткие очерки русской истории: Курс старшего возраста // Учебники дореволюционной России по истории. М., 1993
  2. Тарле Е.В. Крымская война. Т.1 - 2. // Соч. - Т.8 - 9. - М.,1959
  3. Хорос В.Г. Русская история в сравнительном освещении. Пособие для учащихся старших классов с углубленным изучением истории, гимназий и лицеев. М., 1996
  4. Энциклопедический словарь юного историка. - М., 1995
  5. Дипломатический словарь / Под ред. А.А.Громыко, А.Г.Ковалева, П.П.Севостьянова, С.Л.Тихвинского, т.1 стр.7, М., «Наука», 1985

Дополнительная литература

  1. Балканские народы и европейские правительства в XVIII - начале ХХ в. Документы и исследования. - М.,1982
  2. Бартольд В.В. Турция, ислам и христианство. // Соч. - Т.4. - М.,1966.
  3. Виноградов В.Н. «Святые места» и земные дела. (Англо - русские отношения накануне Крымской войны). // Новая и новейшая история. - 1983. - № 5, 6.
  4. Виноградов В.Н. Николай I в «Крымской ловушке». // Новая и новейшая история. - 1992. - № 4.
  5. Виноградов В.Н. Об исторических корнях «горячих точек» на Балканах. // Новая и новейшая история. - 1993. - № 4.
  6. Виноградов В.Н. Русско - турецкая война 1877 - 1878 гг. и освобождение Болгарии. - М.,1978.
  7. Виноградов К.Б. Мировая политика 60 - 80 - х годов XIX в.: События и люди. - Л.,1991.
  8. Внешняя политика России XIX и начала ХХ века. Документы Российского министерства иностранных дел. - М.,1962. - Серия 1. - Т.4.
  9. Восточный вопрос во внешней политике России (конец XVIII - нач.ХХ вв.). - М.,1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация элективного курса "История в лицах. Реформы и реформаторы Российской империи"

Представленный материал поможет учителю истории в проведении элективного курса или внеклассного мероприятия для учащихся 9-х классов ....

Интегрированный урок по теме Внешняя политика российской империи в первой четверти XIX века на примере поэтического творчества М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина

Совместная разработка урока в 8 классе с учителем истории МОУ СОШ №26 г.Комсомольска-на-Амуре Давыдовой А.В. Урок очень познавателен. На основе фактического и событийного материала знакомит учащихся с...

Презентация к интегрированному уроку по теме "Внешняя политика российской империи в первой четверти XIX века на примере поэтического творчества М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина

Данная  презентация знакомит с поэтическтм творчеством А.Пушкина и М.Лермонтова в истории России. Учит видеть связи истории и литературы....

Российская империя в годы правления Николая I. Внешняя политика.

Презентация к уроку правление  Николая 1, расчитана на 2 часа...

Ордена и медали Российской Империи и Российской Федерации: «Слава героям!»

В 2014-2015 учебном году учащиеся 11Б класса продолжают серию уроков в музее школы с проектной работой «Ордена и медали Российской Империи и Российской Федерации: «Слава героям!»...