Элективный курс "Внешняя политика Российской империи в XVIII-XIXвв"
элективный курс по истории (9 класс)
Элективный курс "Внешняя политика Российской империи в XVIII-XIXвв"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs._vneshnyaya_politika_rossiyskoy_imperii_v_xviii_-xix_vv.docx | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бетькинская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
Внешняя политика Российской империи в XVIII-XIXвв
(учебная программа элективного курса
для учащихся 9 классов)
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Шамсиева Л.Т. (МБОУ «Бетькинская СОШ» Тукаевского муниципального района) |
2022 г
Пояснительная записка
- Рабочая программа элективного курса для 11 класса «Внешняя политика России в XVIII-XIX вв» разработана в соответствии:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень)
- Основной образовательной программы основного общего образования;
- Положения о рабочей программе в МБОУ Бетькинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов »;
- Устава МБОУ «Бетькинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов ».
Рабочая программа предусматривает расширение знаний учащихся по предмету через изучение темы " Внешняя политика Российской империи в XVIII-XIX вв ". Углубленное преподавание истории осуществляется с помощью следующих технологий:
- проблемная подача материала;
- использование исследовательских и проектных методов обучения;
- широкое привлечение исторических источников и дополнительных материалов;
- работа с картой;
- применение интерактивных технологий;
- изучение личностей (полководцев)
Программа данного элективного курса «Внешняя политика России в XVIII-XIX вв» предназначена для учащихся 10 класса. Данный курс охватывает внешне-политические аспекты России с 18 по 19 век. Курс рассчитан на 34 часа, разработан на основе справочно-энциклопедических материалов, хрестоматий, методических и учебных пособий по истории России
Программа курса составлена с учетом следующего:
- 1.Данный период российской истории является очень сложным, содержит очень много фактического материала.
- 2. Необходимость более детального изучения России в XVIII - XIX веках.
- 3. При изучении истории России на базовом уровне возникает необходимость более глубоко и детально рассмотреть вопросы внешней политики данного исторического периода
- Особенность данного элективного курса заключается в том, что он даёт учащимся расширенные исторические сведения о внешней политике России. Введение данного курса обусловлено тем, что создается система профильного обучения, а также тем, что в существующей учебной программе вопросам внешней политике не уделяется достаточного внимания.
- Актуальность предлагаемого элективного курса возрастает в связи с развитием процесса интеграции современной России с мировым сообществом. Огромную важность в образовании личности приобретают вопросы участия России в международных отношениях; приоритеты внешней политики; формирование территорий на протяжении тысячелетия, взаимоотношения русского государства с соседями.
Цель элективного курса – расширить и углубить знания учащихся о внешней политике России XVIII - ХIХ вв., для целостного представления исторического процесса, содействие формированию исторического мировоззрения, создание условий для подготовки учащихся к экзамену по истории через детальное рассмотрение и разносторонний анализ, посредством самостоятельной исследовательской работы; углубление представления учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний.
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является содействие формированию исторического мировоззрения, целостного представления одного из аспектов отечественной истории – внешней политики.
Задачи:
- Формировать систему знаний основных направлений и событий внешней политики Российской империи в XVIII-XIX вв.
- Раскрыть сущности военно-исторических явлений, их причинно-следственных связей;
- Освоение обучающимися комплекса систематизированных знаний об истории вооруженных сил, об истории становления и развития русской (российской) армии, военных реформах, войнах, битвах, сражениях, деятельности полководцев и военачальников, роли России как активного участника всемирной истории, героического прошлого, примеров беззаветного служения Отечеству, поддержание традиций народа и армии;
- развивать у старшеклассников умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним, работать с историческими картами;
- развитие у учащихся исторического мышления;
- овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- формирование ключевых компетенций: информационных, коммуникативных, социальных;
- воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, уважения к историческому пути своего и других народов, воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности.
- Совершенствовать умения исторического анализа, работы с исторической картой и историческими источниками.
- Углубить понимание взаимодействия внутренней и внешней политики, происходившего в мировом сообществе.
- способствовать духовно-нравственному воспитанию молодежи, воспитанию чувства уважения к трагическим и героическим страницам истории нашей страны.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
- прочность знаний: завершение каждой темы итоговым занятием, которое должно закрепить полученные знания и навыки;
- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения элективного курса по истории выпускник должен
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события внешней политики Российской империи в XVIII- XIX вв , выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
- формулировать цель, задачи, гипотезу исследования
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Внешняя политика Петра I .
Северная война: причины, осноные события. Сражение под Нарвой, первые победы, Полтавская битва, Прутский поход. Окончание северной войны. Гангутское морское сражение и сражение при Гренгаме. Итоги. Ништадский мирный договор.
Раздел 2. Внешняя политика эпохи дворцовых переворотов.
Русско-турцкая война 1735-1739 гг.; Семилетняя война 1756-1763
Раздел 3. Внешняя политика Екатерины II.
Русско-турецкая война 1768-1774 гг.: битва на реке Кагул, Чесменское сражение. Кючук- Кайнаджирский мирный договор. Присоединение Крыма к России. Георгиевский трактат. Русско-турецкая война 1787- 1791 гг.: взятие крепости Очаков, поражение турок под Фокшанами и на реке Рымник, штурм Измаила, разгром турецкого флота около острова Тендра, победа русского флота у мыса Калиакрия.
Русско-шведская война 1788-1790 гг.
Разделы Речи Посполитой: 1-й , 2,3 разделы.
Великие русские полководцы и флотоводцы: Петр Александрович Румянцев, Григорий Алексендрович Потемкин, Александр Васильевич Суворов, Федор Федорович Ушаков.
Раздел 5. Внешняя политика Павла I.
Противодействие расширению экспансии Франции в Европе. Участие России во второй антифранцузской коалиции (Англия, Австрия, Турция, Неаполитанское королевство). 1798- победа русской эскадры Ф.Ф. Ушакова над французской в Средиземном море при крепости Корфу на Ионических островах. 1799- походы А.В. Суворова: итальянский (сражение у рек Адда, Треббит, у города Нови) и швейцарский (взятие русской армией Сен- Готарда, Чертова моста, переход через хребет Панике).
Изменение внешнеполитического курса: сближение с Францией. Обострение и разрыв отношений с Англией и Австрией. Подготовка русской армии к походу в Индию. Заключение мира с Францией. Участие России в союзах против Англии и Франции.
Раздел 4. Внешняя политика Александра I.Европейское направление: борьба России за лидерство в Европе. Участие России в 3–й, 4-й антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807. Отечестенная война 1812 года: вторжение в Россию наполеоновских войск; Бородинское сражение, военный совет в Филях , московкий пожар Тарутинский маневр. М.И. Кутузов. Сражение у Малоярославца. Деятельность партизанских отрядов Дениса Давыдова, Василиса Кожина. Завершение Отечестенной войны. Историческое значение Отечестенной войны. Заграничные походы русской армии. Венкий когресс. Создание Священного Союза. Русско-шведская войа 1808-1809 гг.
Воточное направление: присоединение Закавказья к России. Русско-иранская война 1804-1805 гг. Гюлистанский мир с Персией. Русско-трецкая война 1806-1812 гг. Бухарестский мир с Турцией
Раздел 5. Внешняя политика Николая I.
Подавление польского восстания 1830-1831гг и отмена Конституции 1815 г. Подавление венгерской революции 1849 г. Помощь европейским монархам в подавлении революций. Расширение геополитического пространства на Кавказе. Русско-иранская война (1826-1828 гг). Туркманчайский мирный договор (1828 г). Кавказская война 1817-1864: имам Шамиль, имамат, газават, мюриды. Укрепление позиций России в Средней Азии. Утверждение России в Казахстане. Борьба за расширение «восточного вопроса». Русско-турецкая война 1828-1829гг. Андрианопольский мирный договор. Крымская война1853-1856 гг.: причины, повод, основные события. Слава и горечь Севастополя. Адмиралы В.А. Корнилов, П..Нахимов, В.И.Истомин. Хирург Н.И. Пирогов, матрос Петр Маркович Кошка, Матрос Игнатий Владимирович Шевченко, Да́ша Севасто́польская, Генерал-инженер Эдуард Иванович Тотлебен. Окончание Крымской войны. Парижский мир.
Раздел 6. Внешняя политика Внешняя политика Александра I I.
Международное положение России после Крымской войны. Лондонская конвенция 1871 года. Расширение геополитического пространства России. Военные экспедиции в Среднюю Азию. Присоединение Средней Азии к России. Укрепление позиций на Дальнем Востоке. Симодский договор с Японией. Айгунский и Пекинский договоры с Китаем. Петербургский договор с Японией. Переговоры между Россией и Китаем. Россия и освободительная борьба балканских народов. Защита интересов православного населения Османской империи. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Начало военных действий. Контрнаступление турецких войск. Бои на Шипке и под Плевной. Падение Плевны и перелом в ходе войны. Генералы И.В. Гурко, М.Д. Скобелев, Ф.Ф.Радецкий, Н.Г.Столетов. Сан - Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс. Поддержание мира в Европе. «Союз трех императоров»
Календарно-тематическое планирование
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Сроки | |
Планируемые сроки | Факти- ческие сроки | |||
Внешняя политика Петра I - 4 | ||||
1 | Северная война: причины, осноные события. | 1 | ||
2 | Окончание северной войны. Итоги. Ништадский мирный договор | 1 | ||
3 | Внешняя политика эпохи дворцовых переворотов. | 1 | ||
4 | Решение тестов. Работа с картой | |||
Внешняя политика эпохи дворцовых переворотов - 3 | ||||
5 | Русско-турецкая война (1735-1739 гг; 1741-1743 гг.) | 1 | ||
6 | Русско-шведская война. Семилетняя война 1756-1763 | 1 | ||
7 | Решение тестов. Работа с картой | 1 | ||
Внешняя политика Екатерины II - 4 | ||||
8 | Русско-турецкая война 1768-1774 гг | 1 | ||
9 | Русско-турецкая война 1787- 1791 гг | 1 | ||
10 | Разделы Речи Посполитой: 1, 2, 3 разделы. | 1 | ||
11 | Великие русские полководцы и флотоводцы: П.А. Румянцев, Г. А. Потемкин, А. В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков | 1 | ||
Внешняя политика Павла I -2 | ||||
12 | Внешняя политика Павла I. | 1 | ||
13 | Тестирование по внешней политике XVIII века. Работа с картой | 1 | ||
Внешняя политика Александра I -7 | ||||
14 | Участие России в 3-й, 4-й антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 | 1 | ||
15 | Отечестенная война 1812 года. Бородинское сражение | 1 | ||
16 | М.И. Кутзов. Деятельность партизанских отрядов. Дениса Давыдова, Василиса Кожина | 1 | ||
17 | Завершение Отечестенной войны. Заграничные походы русской армии. | 1 | ||
18 | Русско-шведская войа 1808-1809 гг. | 1 | ||
19 | Воточное направление: присоединение Закавказья к России. Русско-иранская война 1804-1805 гг. Русско-трецкая война 1806-1812 гг. | 1 | ||
20 | Решение тестовых заданий. Работа с картой | 1 | ||
Раздел 5. Внешняя политика Николая I -8 | ||||
21 | Подавление польского восстания 1830-1831гг и отмена Конституции 1815 г. Подавление венгерской революции 1849 г. | 1 | ||
22 | Русско-иранская война (1826-1828 гг.) | 1 | ||
23 | Укрепление позиций России в Средней Азии | 1 | ||
24 | Кавказская война 1817-1864 | 1 | ||
25 | Русско-турецкая война 1828-1829гг | 1 | ||
26 | Крымская война1853-1856 гг | 1 | ||
27 | Слава и горечь Севастополя | 1 | ||
28 | Итоги Крымской войны. | 1 | ||
Внешняя политика Внешняя политика Александра I I- 6 | ||||
29 | Международное положение России после Крымской войны. «Союз трех императоров». | 1 | ||
30 | Айгунский и Пекинский договоры с Китаем | 1 | ||
31 | Присоединение Средней Азии к России. | 1 | ||
32 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг | 1 | ||
33 | Решение тестов. Работа с картой | 1 | ||
34 | Заключительное занятие | 1 |
Список использованной литературы
Основная литература
- Иловайский Д.И. Краткие очерки русской истории: Курс старшего возраста // Учебники дореволюционной России по истории. М., 1993
- Тарле Е.В. Крымская война. Т.1 - 2. // Соч. - Т.8 - 9. - М.,1959
- Хорос В.Г. Русская история в сравнительном освещении. Пособие для учащихся старших классов с углубленным изучением истории, гимназий и лицеев. М., 1996
- Энциклопедический словарь юного историка. - М., 1995
- Дипломатический словарь / Под ред. А.А.Громыко, А.Г.Ковалева, П.П.Севостьянова, С.Л.Тихвинского, т.1 стр.7, М., «Наука», 1985
Дополнительная литература
- Балканские народы и европейские правительства в XVIII - начале ХХ в. Документы и исследования. - М.,1982
- Бартольд В.В. Турция, ислам и христианство. // Соч. - Т.4. - М.,1966.
- Виноградов В.Н. «Святые места» и земные дела. (Англо - русские отношения накануне Крымской войны). // Новая и новейшая история. - 1983. - № 5, 6.
- Виноградов В.Н. Николай I в «Крымской ловушке». // Новая и новейшая история. - 1992. - № 4.
- Виноградов В.Н. Об исторических корнях «горячих точек» на Балканах. // Новая и новейшая история. - 1993. - № 4.
- Виноградов В.Н. Русско - турецкая война 1877 - 1878 гг. и освобождение Болгарии. - М.,1978.
- Виноградов К.Б. Мировая политика 60 - 80 - х годов XIX в.: События и люди. - Л.,1991.
- Внешняя политика России XIX и начала ХХ века. Документы Российского министерства иностранных дел. - М.,1962. - Серия 1. - Т.4.
- Восточный вопрос во внешней политике России (конец XVIII - нач.ХХ вв.). - М.,1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация элективного курса "История в лицах. Реформы и реформаторы Российской империи"
Представленный материал поможет учителю истории в проведении элективного курса или внеклассного мероприятия для учащихся 9-х классов ....
Интегрированный урок по теме Внешняя политика российской империи в первой четверти XIX века на примере поэтического творчества М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина
Совместная разработка урока в 8 классе с учителем истории МОУ СОШ №26 г.Комсомольска-на-Амуре Давыдовой А.В. Урок очень познавателен. На основе фактического и событийного материала знакомит учащихся с...
Презентация к интегрированному уроку по теме "Внешняя политика российской империи в первой четверти XIX века на примере поэтического творчества М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина
Данная презентация знакомит с поэтическтм творчеством А.Пушкина и М.Лермонтова в истории России. Учит видеть связи истории и литературы....
К интегрированному урокупо теме Внешняя политика российской империи в первой четверти XIX века на примере поэтического творчества М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина
Урок помогает лучше разобраться в истории России на примере творчества М.Лермонтова и А.С.Пушкина....
Российская империя в годы правления Николая I. Внешняя политика.
Презентация к уроку правление Николая 1, расчитана на 2 часа...
Ордена и медали Российской Империи и Российской Федерации: «Слава героям!»
В 2014-2015 учебном году учащиеся 11Б класса продолжают серию уроков в музее школы с проектной работой «Ордена и медали Российской Империи и Российской Федерации: «Слава героям!»...