Урок истории "В городе богини Афины"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Знакомство обучающихся с главным городом греческого государства, с достопримечательностями города Афины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_gorode_bogini_afiny.doc | 64.5 КБ |
urok_v_gorode_bogini_afiny_1.ppt | 2.59 МБ |
urok_v_gorode_bogini_afiny_2.ppt | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Нижнежуравская ООШ
Открытый урок в 5 классе
«В городе
богини Афины»
Учитель: Ю.В. Мельникова
Тема: «В городе богини Афины».
Цель урока: формирование представления учащихся об архитектурных памятниках древних Афин.
Задачи:
- Познакомить учащихся с главным городом греческого государства, с достопримечательностями города Афины.
- Способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, анализировать и делать выводы, правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия.
- Воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культурному наследию жителей Древней Греции.
Тип урока: урок – экскурсия.
Методы проведения урока:
- Объяснительно-иллюстративный.
- Проблемный.
- Частично-поисковый.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесный (рассказ, беседа, сообщение).
- Наглядный (иллюстрация, демонстрация презентации, карта).
- Контроль.
Основные понятия и термины:
Парфенон, Ника, кариатиды, Фидий, портик, Акрополь, Пропилеи, Керамик, Агора, фронтоны, чернофигурные и краснофигурные вазы.
Оборудование:
- Учебное пособие под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера.
- Мультимедийный проектор.
- Карточка для подготовки у доски устного ответа.
- Карточки с названиями греческих полисов.
- План-схема экскурсии.
- Карточки с новыми понятиями и терминами.
- Презентация «Архитектурные памятники древних Афин в наши дни».
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний: подготовка к основному этапу.
- Изучение нового материала.
- Завершение экскурсии.
- Закрепление изученного материала.
- Итоги урока.
- Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.
Эпиграф: «Ты – чурбан, если не видел Афин,
если же видел и не восторгался – осёл,
а если добровольно покинул Афины,
то ты – верблюд».
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке, и надеюсь, что наша совместная работа доставит взаимное удовольствие. Сегодня мы с вами совершим экскурсию в древнегреческий город Афины и познакомимся с достопримечательностями этого города. (Слайд 1).
Посмотрите, всё ли у вас готово к путешествию.
В добрый путь друзья! Счастливого пути!
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «В гаванях афинского порта Пирей».
1. Подготовка у доски устного ответа с опорой на карту.
Карточка № 34
Подготовь рассказ о знаменитом афинском порте Пирей.
Для этого вспомни:
- Какой город был соединён с портом Пирей специально укреплённой дорогой?
- Какие гавани были в порту?
- Что ты мог увидеть в военной гавани, в торговой?
- На какие группы делилось население порта?
- Какая из групп была самой бесправной?
- Где использовался труд людей этой группы?
Сделай вывод.
Примерный ответ ученика:
Город Афины был соединён с портом Пирей 5-6 километровой дорогой, которая была тщательно укреплена с обеих сторон стенами. В порту были две военные гавани и одна торговая. В военных гаванях стоял мощный военный афинский флот, около четырёхсот (400) триер. В торговой гавани бойко шла торговля. Купцы со всех частей света привозили сюда свой товар. За право торговать они платили в казну специальный налог. Среди купцов были переселенцы, которые жили в Афинах, и за право жить там тоже платили налог. Всеми правами пользовались только граждане государства (коренные жители). А вот рабы были полностью бесправны. Труд рабов использовался и в доме господина, и в ремесленной мастерской.
Население Афин было разным, город Афины являлся торговым центром в Греции.
2. Работа с классом. Установите соответствие.
- В Греции было много полисов, а какие из них были наиболее крупными?
(Афины и Спарта.)
- Поднимите карточку с названием того государства, к которому имеют отношение названные понятия, термины, события и явления:
* Законы Солона
* Архонты
* Совет старейшин обладал огромной и бесконтрольной властью
* Илоты
* Лакония
* Аттика
* Рабы - чужеземцы
* Не была развита торговля
* Ареопаг
* Ручной труд презирался
* Граждане
* За право проживания платили налог в государственную казну
* Войском командовали два царя
* Голосовали криком
* «Воруй, но не попадайся».
* Голосовали с помощью белых и чёрных камешков
* Лаконичная речь
3. Устный ответ ученика у доски. Работа с картой.
- Какие моря омывают Балканский полуостров?
(Эгейское и Ионическое.)
- Самый крупный город Аттики.
(Афины.)
- Город, где проходили Олимпийские игры.
(Олимпия.)
- Где жили боги Древней Греции?
(На горе Олимп.)
III. Изучение нового материала.
(Звучит музыка «Сиртаки», на фоне которой говорит учитель.)
- «Ты – чурбан, если не видел Афин, если же видел и не восторгался – осёл, а если добровольно покинул Афины, то ты верблюд», - так в шутку говорили древние греки. (Слайд 2).
- А как вы думаете, ребята, ПОЧЕМУ?
- На автобусе мы доехали до Ростова-на-Дону, совершили перелет на побережье Черного моря. (Слайд 3).
- Ребята, как вы думаете, каким видом транспорта мы будем добираться дальше до Афин?
(На торговом корабле, так как Аттика омывается морями.)
- Мы приближаемся к городу со стороны моря. (Слайд 4). (Иллюстрация порта Пирей.)
- Мы прибыли в порт. Как он называется? (Слайд 5).
(Порт Пирей.)
- Мы выходим на берег и идём по Пирею, любуясь городом. За мелкую монету нанимаем извозчика и отправляемся в Афины. (Иллюстрация плана города Афины в V в. до н.э.)
- Путь наш проходит по дороге между двух стен, как они называются? (Длинные стены.) Они соединяют Афины с портом Пирей. (Слайд 6).
- Вот мы и в Афинах! (Иллюстрация района Керамик.) (Слайд 7).
1 уч-ся: Какие узкие и кривые улицы! Нет мостовых! Как здесь душно и пыльно! Дома низкие и повёрнуты спиной к улице. Помои и нечистоты сливают прямо в канавы. Улицы грязные! Как называется этот район?
- Керамик - это район гончарных мастерских. Керамик был известен за пределами Греции, так как искусстные гончары и художники создавали великолепные вазы (Иллюстрация ваз.).
- Продолжаем наше путешествие по Афинам и выходим на главную торговую площадь города – агору. (Иллюстрация агоры.) Здесь очень шумно. Жители окрестных селений везут сюда свои товары. (Слайд 8).
2 уч-ся: Ещё рано, а на площади уже много людей! Каких товаров здесь только нет! Смотрите, какие удивительные вазы! Их так много и все они различные по форме и окраске. (Иллюстрация различных ваз.) Как называются эти вазы и чем они отличаются друг от друга?
- Среди большого ассортимента сосудов можно было встретить амфоры, используемые для масла и вина; кратеры – кувшины для смешивания вина с водой; гидрии, в них держали только воду, пифосы и многие другие. Со временем греки научились посуду красиво украшать. Вазопись стала являться одной из самых высокоразвитых областей искусства.
Долгое время вазы украшали чернофигурным рисунком: по красноватой глине художник наносил фигуры чёрным лаком. Позже стали поступать, наоборот: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы. Поэтому, такие вазы назывались краснофигурными. Чёрный лак блестел на солнце и не тускнел от времени. (Рассказ сопровождается иллюстрациями.)
- Продолжаем нашу экскурсию. Обратите внимание на полуоткрытые помещения. Как они называются? (Иллюстрация здания с изображением портиков.)
(Портики.)(Слайд 8).
- А почему в Афинах много портиков?
(Климат в Афинах жаркий, поэтому портики служили местом для отдыха людей.)
- Посмотрите на другую часть агоры. Здесь находятся правительственные здания. Вот круглое здание, где находятся дежурные члены Совета пятисот. (Иллюстрация.)
- Дальше прямоугольной формы постройка – это зал для заседаний Совета пятисот. (Иллюстрация.)
- Правее – государственный архив, где хранятся тексты афинских законов, решений Народного собрания, договоров с другими государствами. (Иллюстрация.)
- А теперь мы приближаемся к высокому холму в центре города – это Акрополь. (Иллюстрация Акрополя.) Размеры его невелики – 300 м в длину и 130 м в ширину. И здесь греческие архитекторы воздвигли свои прекрасные здания.
(Выходят «афиняне».) (Слайд 9).
1 уч-ся: Почему так много нарядных людей идут на Акрополь?
1 афинянин: О! Сразу видно, что вы чужеземцы! Иначе вы бы знали, что сегодня праздник в честь богини Афины.
2 афинянин: Вам повезло: такое зрелище можно увидеть раз в четыре года. Идёмте, будете нашими гостями.
- А какой миф рассказывает нам о том, почему город назван в честь богини Афины?
(Миф «Спор Посейдона и Афины.)
1 афинянин: Посмотрите направо. Это изящный храм богини Ники - Бескрылой. (Иллюстрация храма богини Ники.) Мы победили персов, а Ника – Бескрылая означает, что победа навсегда осталась с нами. (Слайд 10).
2 уч-ся: А где мы находимся сейчас?
2 афинянин: Сейчас мы проходим через пропилеи – колоннаду в центре Акрополя. (Иллюстрация Акрополя.)
1 афинянин: А вот и Афина – Воительница с копьём. (Иллюстрация богини Афины.) Она была создана скульптором Фидием в честь Марафонской победы. Она сделана из бронзы. Шлем и остриё копья – из золота. Как ярко они сверкают на солнце!
(Слайд 11).
2 афинянин: А это главный храм нашего города – Парфенон. (Иллюстрация Парфенона.) Он тоже построен в честь богини Афины: прямоугольной формы, со всех сторон окружён портиками, крыша с карнизом образует фронтоны. (Слайд 12).
2 уч-ся: А что изображено на фронтоне?
1 уч-ся: Да это же спор Афины и Посейдона.
Физминутка.
- Но на фронтоне появились какие-то надписи. Чтобы эти надписи исчезли, мы немного поиграем. Перед вами 4 страны: Китай, Индия, Греция, Египет.
Китай (хлопок в ладоши) | Египет (руки вверх) | Греция (руки вперёд) | Индия (приседание) |
Шёлк | Фараон | Гомер | Джунгли |
Хуанхэ | Дельта | Олимпия | Ганг |
Конфуций | Мемфис | Пирей | Каста |
Фарфор | Пирамида | Марафон | Гималаи |
- Вам необходимо выполнять соответствующее действие при упоминании понятия об одной из этих стран.
- А теперь продолжим путешествие. Нас приглашают зайти внутрь храма. (Слайд 13.)
3 уч-ся: О! Здесь тоже статуя Афины! (Иллюстрация Афины.)
1 афинянин: Да, этой статуей гордятся все греки. Её высота 12 м, сделана она из дерева и покрыта пластинками из золота.
2 афинянин: Лицо, руки и шея покрыты пластинками из слоновой кости, глаза – из драгоценных камней. Поэтому и кажется, что перед нами живая женщина.
1 афинянин: В этом храме есть ещё комната, где хранится казна афинского государства и Морского союза.
IV. Завершение экскурсии.
- Ребята, давайте поблагодарим «афинян» за интересную экскурсию. Уставшие, но под большим впечатлением от увиденного, мы возвращаемся тем, же путем в порт (какой?). В гавани также шумно и многолюдно. В честь праздника общее веселье царит во всех уголках.
Мы восходим на корабль, и он медленно выплывает из гавани в открытое море (какое?). (Слайды 14-18).
Повторяем обратный путь по карте, называя моря, проливы.
-Ну вот, мы снова дома. Я рада нашему счастливому возвращению.
V. Закрепление изученного.
1. О чём вы будете рассказывать своим родным после этого путешествия?
2. О каких достопримечательностях города Афины вы узнали?
3. Что нового вы узнали?
VI. Итог урока.
- Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока. Согласны ли вы теперь с ним?
- Сообщить оценки за урок.
- Поблагодарить уч-ся за урок.
- Рефлексия.
VII. Домашнее задание.
- Напишите письменный рассказ от имени путешественника, посетившего древние Афины.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался, осёл! А если добровольно покинул Афины то ты, верблюд!»
х. Нижнежуравский Ростов-на-Дону
портик Здание для дежурных членов Совета Совет пятисот Гос. архив
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пропилеи
х. Нижнежуравский Ростов-на-Дону
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока "В городе богини Афины " (5 класс)
Урок - заочное путешестие, в ходе которого учащиеся погружаются в мир культуры Древней Греции....
Презентация "Древнегреческая керамика" к уроку "В городе богини Афины"
Презентацию можно использовать на уроке истории в 5 классе "В городе богини Афины", когда изучается район Керамик....
разработка урока "В городе богини Афины"
Разработка урока для учащихся 5 класса, требующая от учащихся не только знание содержание параграфов, но и умения работать с картой, рассуждать и предлагать творческие решения при решении учебных зада...
Урок-путешествие "Город богини Афины"
Урок-путешествие для обучающихся 5-го класса (УМК А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира») с использованием интерактивных методов преподавания. Класс делится на несколько групп ...
Конспект урока "В городе богини Афины"
Урок 5 класс "В городе богини Афины"...
Конспект урока истории в 5 классе. Тема урока: В городе богини Афины.
Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ» Яцкина Галина Васильевна. Учебник :Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение...