Рабочая программа по истории для 11 (базового) класса.
рабочая программа по истории (11 класс)
Программы разработана в соответствии с ФГОС и охватывает период с 1945 по 2014гг. , что соответствует линейному курсу изучения истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Всеобщая история, история России с 1945 по 2014 гг. | 126.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
РАССМОТРЕНО на МО протокол № _____ от «____» августа 2021 года Председатель МО: ___________/ ____________. | УТВЕРЖДЕНО Приказом по ГБОУ школе № 519 Московского района Санкт-Петербурга от __ августа 2021 года № ____-од Директор ГБОУ школы Московского района Санкт-Петербурга __________ Г.А. Ткачева |
средняя общеобразовательная школа № 519 Московского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
“История”
среднего общего образования
для 11Б класса
уровень: базовый
срок реализации программы
2021/ 2022 учебный год
учитель: Фрегин И.Н.
102 часа(ов)
Санкт-Петербург
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г., зарегистрирован в Минюсте России 17 февраля 2011г.)
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями на 23.12.2020).
4. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования
5. Устав Государственного общеобразовательного учреждения школа
№ 519 Московского района Санкт-Петербурга (новая редакция)
6. Основная образовательная программа среднего общего образования (в контексте ФГОС ООО).
7. Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС ООО) ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт- Петербурга;
8. Историко-культурный стандарт разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. №Пр.-1334. 30 октября 2013 г.
9. Локальные акты образовательного учреждения.
Место предмета в учебном плане:
При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории в 11 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России, родного края и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. В цели курса входят: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества России и мира в XX- начала XXI века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей Отечественной и всеобщей истории XX- начала XXI века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарного подхода. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории в XX- начале XXI века.
На изучение истории в 11 классе отводится по учебному плану на 2021-2022учебный год 3 часа в неделю. С целью углубления знаний школьников по Отечественной истории на курс «Всеобщей истории» выделено минимальное количество часов(28) по Госстандарту, по Отечественной истории – 74ч. Всего: 102 часа
В11 классе целесообразно провести блок уроков повторения материала в 1 четверти 2020/2021 учебного года , приступая к изучению раздела «Всеобщая история» и в начале изучения раздела «История России»
Рабочая программа составлена на основе УМК:
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории составлена на основе:
Учебник В.А. Никонов, С.В. Девятов «История России» для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2019 г.;
Учебник Н.В. Загладин,, Л.С. Белоусов «История. Всеобщая история; новейшая история 1914г. – начало XXIв.» 11 класс базовый и углубленный уровень. М: «Русское слово», 2019 г.
Программа 11 класс./Загладин Н.В, Козленко С.И. Методические рекомендации по использованию учебников «Всеобщая история 10-11 класс». Программа курса. -6-е из-е– М.: ООО «ТИД» Русское слово-РС», 2019; Методическое пособие и технологические карты И.В. Амосова. .
Дополнительная литература
1. Берлякова, Н. П. История русской культуры : метод. рекомендации к курсу. 10–11 классы / Н. П. Берлякова, Е. Б. Фирсова. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – учебник», 2012.
2. Боханов, А. Н. Самодержавие. Идеи царской власти / А. Н. Боханов. – М. : Русское слово, 2004.
3. Власов, В. Г. Стили в искусстве : в 3 т. / В. Г. Власов. – СПб. : Кольца, 1997.
4. Вяземский, Е. Е. Методические рекомендации учителю истории : основы профессионального мастерства : практ. пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
5. Герасименко, Г. А. Земское самоуправление в России / Г. А. Герасименко. – М. : Наука, 1990.
6. Громыко, М. М. Мир русской деревни / М. М. Громыко. – М. : Молодая гвардия, 1991.
7. Загладин, Н. В. Всемирная история: XX век. 11 класс : материалы для учителя / Н. В. Загладин, И. А. Ермакова. – М. : Русское слово, 2004.
8. Искусство России / под ред. В. Бутромеева. – М. : Белый город, 1997.
9. Кларин, М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. – М. : Наука, 1997.
10. Культурология. XX век : словарь. – СПб. : Университетская книга, 1997.
11. Руднев, В. П. Словарь культуры ХХ века / В. П. Руднев. – М. : Аграф,1997.
12. Страницы истории советского общества : акты, проблемы, люди. – М. : Политиздат, 1989.
13. Тораваль, И. Исламская цивилизация : энциклопед. словарь / И. Тораваль. – М. : Лори, 2002.
14. Филиппов, А. В. Новейшая история России, 1945–2006 гг. : кн. для учителя / А. В. Филиппов. – М. : Просвещение, 2007.
15. Фирсов, С. Л. Русская Церковь накануне перемен (1890–1918 гг.) / С. Л. Фирсов. – М. : Культурный центр «Духовная библиотека», 2002.
16. Цыпин, В. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды (1700–2005) / В. Цыпин, протоиерей. – М. : Изд-во Московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря, 2010.
17. Антология мировой политической мысли : в 5 т. – М. : Мысль, 1997.
18. Валькова, В. Г. Правители России / В. Г. Валькова, О. А. Валькова. – М. : Рольф : Айрис-Пресс, 1999.
19. Вторая мировая война в воспоминаниях У. Черчилля, Ш. де Голля, К. Хэлла, У. Леги, Д. Эйзенхауэра. – М. : Политиздат, 1990.
20. Зарубина, Н. Н. Российские предприниматели в художественной литературе XX в. / Н. Н. Зарубина // Общественные науки и современность. – 2003. – № 1.
21. История Отечества : люди, решения : очерки истории России XX в. – М. : Политиздат, 1991.
22. Кушнир, А. Г. Одиннадцатый век русской государственности. История Русского государства в документах, материалах, комментариях. Т. 2 / А. Г. Кушнир. – М. : Риполл-классик, 1999.
Планируемые результаты
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы и способствует реализации единой концепции исторического образования. Рабочая программа выполняет две основные функции:
1.Информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
2.Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Изучение предмета «История России» предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений, универсальных учебных действий:
1) уметь проводить комплексный поиск исторической информации в источниках различного типа;
2) осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
3) классифицировать исторические источники по типу информации;
4) использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, таблица, карта, схема, аудивизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
5) различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
6) использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
7) систематизировать различную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
8) формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
9) участвовать в групповой исследовательской работе; определять ключевые моменты дискуссии; формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения; учитывать различные мнения и интегрировать идеи; организовывать работу группы;
10) представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исследовательского проекта, публичной презентации;
11) использовать знания и умения для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций; для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни; для формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями; для учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением; для осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных компетенций, универсальных способов деятельности:
1) умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2) использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
4) самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
5) поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
6) отделение основной информации от второстепенной; критическое оценивание достоверности полученной информации;
7) передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); перевод информации из одной знаковой системы в другую;
8) умения развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе «от противного»), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
В личностных требованиях к результатам изучения истории на углубленном уровне обучающийся должен:
1) осознавать российскую гражданскую идентичность, иметь уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважать государственные символы (герб, флаг, гимн);
2) обладать гражданской позицией активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) быть готовым к служению Отечеству, его защите;
4) обладать сформированным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, основанном на диалоге культур, а также на различных формах общественного сознания; осознавать свое место в поликультурном мире;
5) обладать готовностью и способностью к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
6) иметь толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) владеть навыками сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) быть готовым и способным к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни, проявлять сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
9) осуществлять осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; высказывать отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
В метапредметных требованиях к результатам изучения истории на профильном уровне обучающийся должен:
1) уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников образовательного процесса;
3) владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; быть способным и готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) быть готовым и способным к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) уметь использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) уметь самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
7) владеть языковыми средствами – уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
В предметных требованиях к результатам изучения истории на профильном уровне обучающийся должен:
1) иметь сформированные знания о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представление об историографии;
2) владеть системными историческими знаниями, понимать место и роль России в мировой истории;
3) владеть приемами работы с историческими источниками, уметь самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
4) иметь сформированное умение оценивать различные исторические версии;
5) уметь применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
6) владеть комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
7) владеть навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников.
Формы, периодичность текущего контроля
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Виды контроля : входящий, урочный, тематический, промежуточный.итоговый.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, тестовый балл, символика, рецензия..
Углубленное изучение истории России в 11 классе предусматривает проведение зачетов, семинарских занятий, написание тематических эссе, письменные работы в формате ЕГЭ.
Курс опирается на следующие виды деятельности:
• лекции и семинары;
• диспуты и дискуссии;
• круглые столы;
• лабораторные и практические занятия;
• виртуальные экскурсии и киноуроки;
• исследования;
• проекты с презентациями;
• «мозговой штурм»;
• зачеты, тестирование;
• беседа, диалог;
• конференции;
• контрольные работы;
• эссе, исторический портрет.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Всеобщая история (28 ч)
Введение..
Мир во второй половине XX в. (определение направления, тестирование для выявления проблем освоения предшествующего материала и необходимости коррекции)
Исторические проблемы второй половины XX в
Международные отношения во второй половине XX в
Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Изменения международного положения и внутриполитическая ситуация в странах Центральной и Восточной Европы после освобождения. Основные черты международного развития. Германский вопрос. Мирные договоры с бывшими союзниками Германии. Доктрина Трумэна и план Маршалла.
Первые конфликты и кризисы «холодной войны». Гражданская война в Китае. Кризис и военный конфликт на Корейском полуострове. Создание НАТО и Организации Варшавского договора.
Международные отношения на различных этапах «холодной войны» и после ее окончания (50—90-е гг.) Первый этап «холодной войны (1946—1969), его основные характерные черты и события. Второй этап (начало 70-х гг. — 1977 г.) и его основное содержание. Третий этап «холодной войны» (конец 70-х — конец 80-х гг.) и его содержание. Окончание «холодной войны».
Основные понятия: двухполюсный (биполярный) мир, доктрина Трумэна, «железный занавес», идейно-политическое противостояние, план Маршалла, политика сдерживания, «холодная война», военно-стратегический паритет, Движение неприсоединения, деколонизация, детант, Женевские совещания, Карибский кризис, перестройка, Хельсинкский акт.
РАЗДЕЛ I
Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 1940-х — 1990-хгг.
Общая характеристика социально-политического и экономического развития стран Запада во второй половине XX в. Первый этап (1946 г. — конец 50-х гг.) — масштабный процесс восстановления после Второй мировой войны и формирование послевоенной политической системы. Преодоление экономических последствий войны. Второй этап (конец 50-х — конец 60-х гг.) — повышение социальной защищенности, высокие доходы. Создание модели государства «всеобщего благоденствия». Основные тенденции экономического развития в 50—60-е гг. Третий этап (70-е гг.) — социально-экономический и политический кризис. Экономическая ситуация 70-х — начала 80-х гг. Формирование трех центров международных хозяйственных связей. Четвертый этап (80-е гг.) — проведение жесткой социальной и экономической политики. Экономическое развитие стран Запада в 80—90-е гг. Глобализация хозяйственных связей. Общественно-политическая ситуация 90-х гг. Влияние окончания «холодной войны» и прекращения существования СССР на политические и социальные процессы.
Крупнейшие западные страны и Япония в конце 40-х — 90-е гг. XX в. Особенности социально-экономического и политического развития США, Великобритании, Франции, Италии, Германии, Японии.
Основные понятия: военно-промышленный комплекс, глобализация хозяйственных связей, государственное регулирование, государство «всеобщего благоденствия», единая планетарная структура, интеграция, кейнсианство, монетаризм, наднациональные организации, постиндустриальное (информационное) общество, стагфляция, «экономическое чудо».
РАЗДЕЛ II
Страны Восточной Европы с середины 1940-х до конца 1990-х гг
Положение в странах Восточной Европы после окончания Второй мировой войны. Переход государств региона в орбиту советского влияния. Приход к власти антифашистских коалиций и усиление позиций компартий. Создание основ тоталитарных режимов. Приход к власти местных коммунистических партий. Общие черты эволюции коммунистических режимов.
Ликвидация коммунистических режимов в восточноевропейском регионе на рубеже 80—90-х гг. XX в. Провал попыток реформирования реального социализма, демократические революции в Восточной Европе. Общие черты демократических преобразований.
Основные понятия: фронт (народный, национальный, отечественный), народная демократия, «бархатная революция», денационализация, перестройка, приватизация, реальный социализм, реституция.
РАЗДЕЛ III Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в
Достижения и проблемы развивающихся стран. Структура и состав группы развивающихся стран. Проблема выбора моделей развития. Основные вехи социально-экономических трансформаций.
Характеристика развития отдельных государств и регионов Азии, Африки и Латинской Америки в 50—90-е гг. XX в. Китайская Народная Республика. Государства Юго-Восточной Азии (ЮВА). Индостан. Иран. Турция. Арабские страны. Страны Африки южнее Сахары. Характерные черты стран Латинской Америки в 50—90-е гг.
Основные понятия: апартеид, деколонизация, косвенная (экономическая) зависимость, некапиталистический путь развития, «азиатские тигры (драконы)», «большой скачок», «великая пролетарская культурная революция», маоизм.
РАЗДЕЛ IV
Наука и культура во второй половине XX в
Научно-техническая революция 50—90-х гг. XX в. Формирование информационного общества. Основные направления НТР в 50—60-е гг. Воздействие науки на производственные циклы. Повышение расходов на научные исследования. Мирное и военное использование естественно-научных открытий. Освоение космоса. Социальные последствия НТР. Вторая волна НТР в 80—90-е гг. Глобализация и постиндустриальное общество.
Основные понятия: информационное общество, компьютерная революция, мировые религии (конфессии), научно-техническая революция, средний класс, виртуальная реальность, массовая культура, постмодернизм, реализм.
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ «Общие черты и закономерности развития мира в XX в.»
Общие черты и закономерности развития мира в XX в. Взаимозависимость политических и экономических процессов в мире. Мир и война в XX в. Общество, государство и общественно-политические системы в XX в. Достижения человечества к началу XXI в.
История России (74 ч.)
Раздел 1
Определение направления, тестирование для выявления проблем освоения предшествующего материала и необходимости коррекции
Раздел 2. СССР в первые послевоенные десятилетия
Причины «холодной войны». Дискуссия в современной исторической науке о мотивах и характере «холодной войны». Различия в интересах СССР и США. Перемены в советско-американских отношениях. Доктрина Трумэна и «политика сдерживания СССР». «Доктрина отбрасывания». Планы военных действий против СССР с использованием ядерного оружия. СССР и «план Маршалла». Идея ускоренного развития восточноевропейских стран с опорой на собственные силы и при поддержке СССР. Значение конфликта между СССР и Югославией для формирования политики И. В. Сталина в Восточной Европе. Формирование биполярного мира. Создание двух германских государств – ФРГ и ГДР. Превращение их территорий в арену противостояния войск США и Советского Союза в Европе. Вовлечение в систему союзов государств Азии. Роль двух военно-блоковых систем в обострении международной обстановки. Локальные вооруженные конфликты.
Постепенный переход страны на мирный путь развития. Сохранение в новых условиях мобилизационных, военных методов, основанных на жесткой централизации управления и распределения ресурсов. Влияние сложного положения страны, в том числе на международной арене, на принятие чрезвычайных мер.
Источники высоких темпов развития экономики в послевоенное время. Проблемы сельского хозяйства. Денежная реформа 1947 г. Итоги четвертой пятилетки (1946–1950). Послевоенные репрессии. Соперничество в верхних эшелонах власти. «Ленинградское дело». Борьба с космополитами. «Дело врачей». Дискуссия о характере политического режима в СССР в работах современных ученых.
Пересмотр наследия И. В. Сталина в области внешней политики. Мирные инициативы СССР. Нормализация отношений между СССР и Югославией. Вопрос о заключении мирных договоров с Германией и Японией. ХХ съезд КПСС о возможности предотвращения новой мировой войны и о мирном сосуществовании государств с различным социальным строем как «формы классовой борьбы».
Углубление военно-блокового противостояния. СССР и страны Восточной Европы. Венгерские и польские события 1956 г. Берлинский кризис. Берлинская стена. СССР и конфликты в Азии, Африке и Латинской Америке. Карибский кризис.
Противоречивые тенденции во внутренней политике СССР после ХХ съезда КПСС. Продолжение реабилитации жертв массовых репрессий, публикация художественных и публицистических работ, освещавших ранее запретные темы.
Борьба за власть в конце 1950-х гг. Поражение лидеров «сталинской гвардии» и отстранение их от занимаемых постов. Концентрация власти в руках Н. С. Хрущева.
Экономика и политика в конце 1950 – начале 1960-х гг. Итоги освоения целинных и залежных земель, реализация жилищной программы, изменения в жизни крестьянства, реформа в военной сфере. Начало освоения космоса. Административные реформы. КПСС о полной и окончательной победе социализма в СССР, переходе к созданию коммунистического общества. Успехи и неудачи социально-экономического развития СССР в годы правления Н. С. Хрущева. Нарастание противоречий в обществе. Октябрьский Пленум ЦК КПСС 1964 г. Отставка Н. С. Хрущева.
От жесточайшего контроля над всеми формами творческой деятельности к «оттепели». Сосуществование двух пластов культуры – официального, подцензурного и неофициального, существовавшего вне и помимо учреждений культуры.
Ожидание в обществе перемен после окончания Великой Отечественной войны. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры в условиях мобилизации сил на восстановление разрушенной экономики. Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах “Звезда” и “Ленинград”». Достижения советской науки. Борьба с «чуждыми» идейными влияниями в науке. Изменение отношения власти к Православной Церкви. Духовная жизнь в период «оттепели». VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Достижения советского спорта.
Отступление от «оттепели». Ужесточение партийного контроля над духовной жизнью страны. «Дело» Б. Л. Пастернака. Гонения на Церковь.
Культурный эффект «оттепели». Научно-технический прогресс как символ «освобожденного» общества. Ускорение динамики жизни. Открытия литературы 1950–1960-х гг. Эффект поэтического творчества в освобождении личности. «Двоецентрие» в литературе как выражение сущностных черт «оттепели». «Новый мир» и начало процесса десталинизации сознания советского общества. Поиск возможностей и форм свободного творчества в театральном искусстве, в кинематографе.
Обращение к «отложенной литературе» 1920–1940-х гг. Творчество как способ сопротивления идеологизации и унификации культуры. Границы свободы творчества в период «оттепели». Библиотека «отложенной литературы» 1960–1970-х гг. Феномен «самиздата». Шестидесятники и начало кризиса общественного сознания. Судьбы И. А. Бродского, А. А. Галича и других писателей, вынужденных покинуть Родину.
Особенности стиля жизни советского человека 1960-х гг. Варианты культурных героев времени. Разочарования периода «оттепели» и начало полосы «похолодания» в культурной жизни советского общества.
Основные термины и понятия: экспансия, «холодная война», локальные конфликты, доктрина Трумэна, «политика сдерживания СССР», «доктрина отбрасывания», репатриированные, репарации, «ленинградское дело», космополиты, «дело врачей», десталинизация, реабилитация, освоение целины, мирное сосуществование государств с различным социальным строем, Берлинская стена, сверхдержава, искусственный спутник Земли, межконтинентальная баллистическая ракета, «полная и окончательная победа социализма в СССР», «коммунистическое общество», совхозы, совнархозы, «оттепель», Всемирный фестиваль молодежи и студентов, неофициальное искусство.
Персоналии: А. Маршалл, И. Б. Тито, Мао Цзэдун, А. А. Жданов, Н. А. Вознесенский, Л. П. Берия, Г. М. Маленков, Н. С. Хрущев, Ф. Кастро, Дж. Д. Кеннеди, Ю. А. Гагарин, В. В. Терешкова, С. П. Королев, А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, А. И. Солженицын, Ч. Айтматов, В. И. Белов, С. П. Залыгин, В. М. Шукшин, А. Т. Твардовский, А. А. Фадеев, Д. А. Гранин, В. Д. Дудинцев, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Л. М. Леонов, К. Г. Паустовский, Б. Л. Пастернак, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян, В. И. Мурадели, Г. Н. Данелия, Г. Н. Чухрай, Марлен Хуциев, И. С. Курчатов, П. Л. Капица, Н. Н. Семенов, П. А. Черенков, Л. Д. Ландау, Н. Г. Басов, Е. В. Вучетич, А. Т. Зверев, Э. М. Белютин, Л. И. Яшин, Ю. П. Власов, Л. С. Латынина.
Раздел 3. От попыток реформ к застою ( 1960 – начале 1980-х гг.)
Приход к власти Л. И. Брежнева. Система «коллективного руководства». Восстановление прежней вертикали власти: ЦК – обком – райком; воссоздание отраслевых министерств.
Экономические реформы 1960-х гг. Причины необходимости пересмотра экономической политики. Новые ориентиры аграрной политики. Рост экономической самостоятельности предприятий. Введение хозрасчета. Рост производства. Складывание модели советского «общества потребления».
Возникновение новых сложностей в экономике. Проблемы «застоя» в жизни страны. Политика консервации сложившихся методов руководства. Ограниченность эффективности проведенных реформ.
Культурное «двоемирие» 1970–1980-х гг. Дистанцирование официальной государственной культуры от культурного творчества народа. Новая волна идеологизации культурной политики после «оттепели». Особенности культурного процесса в 1970–1980-е гг. Формы культурного сопротивления огосударствлению духовной жизни. Диссидентство как духовный опыт поколения 1970-х гг. Пространство «неофициальной» культуры 1970–1980-х гг.: авторская песня, «народный театр», андеграунд, этажная бытовая культура. Ирония и смех в культуре 1970–1980-х гг.
Рост зависимости страны от ввоза сельскохозяйственной продукции из-за рубежа. Проблема рентабельности в экономике. Возрастание отставания от стран Запада в области освоения достижений научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления.
Поиск путей обеспечения стабильности в духовной жизни советского общества со стороны властей. Партийный аппарат и общество. Тезис о построении в СССР общества развитого социализма. Идеология инакомыслия и его подавление. Самиздат. Правозащитная деятельность.
Отражение международных обязательств СССР по соблюдению прав человека в Конституции 1977 г.
Основные направления альтернативной идеологии: национализм; идеи реформирования социализма; возвращение к традициям дореволюционной России, к корням народной жизни, к православию; либерально-демократическая модель общественного развития.
Провал политики разрядки. Ввод советских войск в Афганистан, последствия этого решения. Обострение отношений между СССР и США. Военные действия КНР против Вьетнама. События в Польше 1980–1981 гг. и СССР.
Деятельность Ю. В. Андропова: попытки оздоровления экономики и политики страны. Борьба с коррупцией. Ужесточение борьбы с инакомыслием. Оценка политики Ю. В. Андропова в научной и публицистической литературе.
Начало распада «социалистического лагеря». Конфликт с Китаем. События 1968 г. в Чехословакии. Доктрина Брежнева. Обострение отношений СССР с Югославией, Албанией и Румынией. СССР и международные конфликты. Война в Юго-Восточной Азии. Помощь СССР Северному Вьетнаму. СССР и военный конфликт на Ближнем Востоке.
Переход к политике разрядки международной напряженности. Договоры между СССР и США. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Разрядка: различные точки зрения. Нарушения Советским Союзом международных обязательств в области соблюдения прав человека и реакция западных держав. Причины срыва политики разрядки.
Достижения научной и военно-технической мысли. Приоритетные позиции СССР в ряде научных направлений и технологических разработок. Продолжение освоения космоса.
Роль книги в жизни советских людей. Развитие отечественной литературы. «Деревенская» проза. Новый взгляд на историческое прошлое.
Театр и киноискусство. Эстрада. Спорт в СССР. XXII Олимпийские игры в Москве.
Обобщение по теме «СССР в годы “застоя”».
Основные термины и понятия: «коллективное руководство», старение кадров, долгострой, хозрасчет, советская модель общества потребления, «застой» в экономике, «нефтедоллары», «общество развитого социализма», самиздат, правозащитная деятельность, инакомыслие, диссиденты, ратификация, Стратегическая оборонная инициатива (СОИ), теневая экономика, бартер, коррупция, доктрина Брежнева, разрядка международной напряженности, паритет, гонка вооружений, оружие массового поражения (ОМП), писатели-деревенщики, психологическое кино, московский концептуализм, художественные акции, соц-арт.
Персоналии: Л. И. Брежнев, А. Н. Косыгин, М. А. Суслов, А. Д. Синявский, Ю. М. Даниэль, А. Д. Сахаров, В. Ярузельский, Ю. В. Андропов, К. У. Черненко, Р. Рейган, А. А. Громыко, М. В. Келдыш, Л. В. Канторович, В. Н. Челомей, С. Н. Федоров, Г. А. Илизаров, В. П. Астафьев, Ф. А. Абрамов, С. П. Залыгин, В. Г. Распутин, В. А. Солоухин, Ю. В. Бондарев, Г. Я. Бакланов, Р. Гамзатов, Ф. А. Искандер, братья А. Н. и Б. Н. Стругацкие, М. М. Жванецкий, С. Ф. Бондарчук, И. А. Пырьев, Л. А. Кулиджанов, С. И. Ростоцкий, А. Г. Герман, А. А. Тарковский, Г. Н. Данелия, Э. А. Рязанов, Л. И. Гайдай, И. К. Архипова, Г. П. Вишневская, В. А. Атлантов, Е. А. Нестеренко, Г. С. Уланова, М. М. Плисецкая, М. Э. Лиепа, А. И. Райкин, Л. Г. Зыкина, И. Д. Кобзон, М. М. Магомаев, А. Б. Пугачёва, В. С. Высоцкий, Б. Ш. Окуджава, Т. Т. Салахов, Т. Н. Яблонская, Д. Е. Жилинский, В. А. Сидур, Э. И. Неизвестный, И. И. Кабаков, Л. А. Пахомова, А. Г. Горшков, И. К. Роднина, А. Г. Зайцев, В. А. Третьяк, А. Е. Карпов, Г. К. Каспаров.
Раздел 4. Перестройка и распад советского общества
Приход к руководству страной М. С. Горбачева. Возобновление борьбы с коррупцией. Обновление высшего звена правящей элиты. Стратегия ускорения как основа экономических программ и причины ее провала. Кампания борьбы с пьянством, ее итоги. Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. и ее последствия.
Дискуссия о путях реформирования сложившейся экономической системы. Закон о государственном предприятии (объединении): перевод предприятий на самоокупаемость и хозрасчет. Принятие законов, разрешающих создание кооперативов и индивидуальную (частнопредпринимательскую) трудовую деятельность. Лишение райкомов и обкомов КПСС хозяйственных функций. Вопрос о причинах неудачи экономических преобразований в научной и публицистической литературе.
Забастовки 1989 г. Обсуждение различных вариантов решения социально-экономических проблем. Проведение денежной реформы. Кризис потребления. Трения между союзными республиками, в том числе Россией, и союзным центром власти.
Расширение гласности. Поддержка сверху – главный фактор гласности. Средства массовой информации: от единой, утвержденной сверху позиции к плюрализму мнений.
Основные направления политической дифференциации: проперестроечное – за обновление общества на базе социалистических ценностей; консервативное – за коррекцию процесса перестройки, пошедшего в ошибочном направлении; радикально-демократическое – поддерживающее движение на пути к либеральным ценностям; державно-патриотическое; националистическое. Предпосылки для утверждения многопартийности.
Переосмысление прошлого и перспективы на будущее. Создание Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий. Свободные дискуссии в СМИ. Проблемы статуса и привилегий номенклатуры. Стремления к демократической трансформации общества.
Политический раскол советского общества. Возникновение политических организаций, независимых от КПСС. Ослабление позиций партийной бюрократии.
Выборы народных депутатов СССР в 1989 г. на новой основе (альтернативность кандидатов, избрание трети депутатов от общественных организаций).
Консолидация сил, оппозиционных курсу перестройки, в рядах КПСС. Рост популярности Б. Н. Ельцина в обществе. Его избрание Президентом Российской Федерации. Политическое противостояние «Горбачев – Ельцин».
Поиск новых подходов к определению внешнеполитических задач. Идеи нового политического мышления. Провозглашение общечеловеческих ценностей высшим приоритетом. Признание необходимости поиска компромиссов, взаимоприемлемых решений, учитывающих интересы всех народов и государств. Новая цель внешней политики – решение глобальных проблем современности, связанных с ядерной и экологической угрозами, развитием стран, освободившихся от колониальной зависимости, а также прекращение локальных конфликтов.
Пути нормализации отношений с США. Новые инициативы в военной области. СССР и перемены в Азии. Вывод советских войск с афганской территории. Создание предпосылок улучшения советско-китайских отношений. Распад системы союзов СССР. Падение советской модели социализма в странах Восточной Европы. Дискуссии об итогах политики, основанной на новом политическом мышлении.
Обострение межнациональных конфликтов. Причины кризиса в межнациональных отношениях в СССР. Превращение националистических партий и движений в союзников радикальных сторонников ускоренного осуществления рыночных реформ и демократизации в России.
Развитие кризиса СССР. Обострение противоречий между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Оформление в Латвии и Эстонии народных фронтов, в Литве – организации «Саюдис», выступавших за выход этих республик из состава СССР. Очаги напряженности в Узбекистане, Грузии, Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье. Вытеснение некоренного, особенно русского, населения из национальных республик. Вооруженные столкновения между воинскими частями СССР и сторонниками независимости в ряде республик.
Принятие союзными республиками деклараций о суверенитете. Принятие Декларации о суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.). Итоги мартовского 1991 г. референдума СССР об отношении граждан к сохранению Союза. Попытка переворота в СССР в августе 1991 г., ее итоги и последствия.
Распад СССР. Обсуждение вопроса о создании конфедерации – Союза суверенных государств (ССГ) с сохранением системы центральной президентской власти. Создание Содружества Независимых Государств (СНГ).
Основные термины и понятия: перестройка, стратегия ускорения, человеческий фактор, реструктуризация экономики, конверсия, индивидуальная трудовая деятельность, демократия, гласность, политический плюрализм, номенклатура, демократическая трансформация общества, державно-патриотические взгляды, правовое государство, новое политическое мышление, общечеловеческие ценности, глобальные проблемы современности, самопровозглашенное государство, суверенитет, федерация, конфедерация, Содружество Независимых Государств (СНГ), межнациональный конфликт, титульная национальность.
Персоналии: М. С. Горбачев, Н. И. Рыжков, В. С. Павлов, Л. И. Абалкин, Г. Х. Попов, С. С. Шаталин, Б. Н. Ельцин, А. Н. Яковлев, Э. А. Шеварнадзе, Дж. Буш-старший, Дэн Сяопин, Г. Колль, Г. И. Янаев, В. А. Крючков, Д. Т. Язов, Б. К. Пуго, Л. М. Кравчук, С. С. Шушкевич.
Раздел 5. История современной России
Сложное положение экономики России в начале 1990-х гг.: нехватка товаров первой необходимости; быстрый рост безработицы, кризис государственных заказов для предприятий тяжелой промышленности и ВПК; расстройство внешних экономических связей после роспуска Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и распада СССР.
Опыт «шоковой терапии». Либерализация цен. Снятие ограничения на частнопредпринимательскую деятельность, в том числе в сфере торговли. Проведение приватизации. Структурная перестройка экономики. Плюсы (сбалансирование спроса и потребления; устранение угрозы голода; выправление перекосов в развитии экономики; пробуждение хозяйственной инициативы; открытие новых сфер для самореализации людей; возросшая степень открытости общества) и минусы (быстрый рост цен; падение уровня жизни; неэффективность для граждан ваучерной приватизации; нестабильность курса рубля; выход внешнеторговых операций из-под контроля государства; удар по наукоемким отраслям, оборонной промышленности, образованию и здравоохранению) реформ.
Отношение к проводившимся реформам – главный критерий размежевания политических сил. Рост оппозиции к курсу Президента России и правительства. Забастовки 1992 г. Углубление поляризации политических сил. Политический и конституционный кризис 1993 г. Страна на грани гражданской войны. Противостояние Президента и Верховного Совета. Октябрьские события 1993 г., их итоги. Прекращение деятельности Советов и ликвидация советской формы государственного устройства. Новая Конституция России. Итоги выборов в Государственную думу (1993).
Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг.
Обострение отношений между центром власти в Москве и субъектами Федерации. Подписание Федеративного договора 31 марта 1992 г.
Начало чеченского конфликта. Исламский фундаментализм в России.
Выборы 1996 г., их результаты и влияние на политическую жизнь. Предприниматели как новая сила на политической арене страны. Финансово-промышленные группы (ФПГ). Возникновение медиахолдингов.
Политическое развитие России после выборов 1996 г. Попытки коррекции курса реформ. Ограниченность результатов стабилизации. Рост преступности и криминализации в экономике. Образование неблагоприятной ситуации для зарубежных инвестиций. Проблема своевременной выплаты зарплат бюджетникам. Приток беженцев из бывших союзных республик.
Объявление дефолта, его последствия. Назначение главой правительства Е. М. Примакова, шаги по стабилизации экономики.
Россия на рубеже веков: по пути стабилизации.
Вторжение отрядов боевиков на территорию Дагестана. Террористические акты в ряде городов России. Контртеррористическая операция. Проблема беженцев из зон военных действий. Парламентские и президентские выборы 1999–2000 гг. Появление на политической арене движений «Единство», «Отечество – вся Россия». Отставка Б. Н. Ельцина. В. В. Путин во главе страны.
Объединение «Единства» и «Отечество – вся Россия» в партию «Единая Россия». Народно-патриотический блок «Родина». Итоги выборов 2003–2004 гг.
Путь реформ и стабилизации. Утверждение государственной символики России. Принятие «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», военной доктрины и доктрины информационной безопасности. Меры по укреплению вертикали власти. Усиление правовой базы реформ – гражданского, уголовного, административного и пенсионного законодательства. Активизация борьбы с коррупцией, криминалитетом, нелегальными операциями коммерческих структур. Ужесточение регулирования миграционных потоков. Реорганизация силовых ведомств. Реформа Вооруженных сил. Новая модель отношений власти и общества.
Изменение внешних условий для культуры в середине 1980–1990-х гг. Феномен новой гласности. Трансформация исторического самосознания в условиях новой социокультурной ситуации. Публицистичность культуры перестроечного времени. Изменение образа национальной истории в общественном сознании. Активизация интереса к историко-культурному наследию и современная трактовка «национальной идеи». Изучение «локальной истории» как возможность осмысления истории через связь времен.
Духовный кризис человека и общества постсоветского времени. Варваризация вкусов. Кризис культурной идентичности на уровне общества и на уровне личности. Язык как знак культуры, как «диагностика» социокультурного кризиса. Социальная направленность литературы и искусства в 1990-е гг. Разрушение иерархии социалистических идеалов и жизненных ценностей.
Роль средств массовой информации в общественном движении «перестройки». Этапы эволюции СМИ от функции информирования общества к функции развлечения.
Новый этап в развитии Российской Федерации.
Курс на стабильный экономический рост. Сокращение внешней задолженности государства, рост уровня жизни и решение социальных проблем. Национальный проект «Здоровье», меры по повышению рождаемости. Национальные проекты «Доступное и комфортное жилье», «Развитие агропромышленного комплекса», «Образование». Новая стратегия развития страны: создание госкорпораций, государственное регулирование рыночной экономики.
Реформа аппарата управления. Избирательная реформа, создание Общественной палаты. Парламентские (2007) и президентские выборы (2008) и их итоги. Избрание Д. А. Медведева Президентом Российской Федерации.
Ориентиры внутренней политики России в современных условиях.
Внешняя политика демократической России.
Международное положение Российской Федерации после распада СССР. Российская Федерация – правопреемница СССР. Проблема определения новых задач внешнеполитической деятельности. Необходимость встраивания России в систему развивающихся на основе конкуренции мирохозяйственных отношений, налаживания сотрудничества с международными финансовыми институтами. Проблема обеспечения безопасности через продолжение процесса согласованного сокращения вооружений, развития партнерских отношений с НАТО.
Поиск взаимопонимания между Россией и Западом. Россия и «Большая семерка». Превращение «семерки» в «восьмерку». Новые проблемы во взаимоотношениях Россия – Запад. Попытки политического давления на Россию со стороны Запада. Расширение НАТО на восток.
Смена приоритетов российской дипломатии. Россия и страны СНГ. Россия и Белоруссия – движение к союзу: достижения и проблемы.
Россия на международной арене в начале XXI в. Соглашение (2000) об образовании Евроазиатского экономического сообщества в составе России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Новая ситуация в мире после 11 сентября 2001 г. Борьба с международным терроризмом.
Крупные международные проекты с участием России (мирное освоение космического пространства, экономическое и военно-техническое сотрудничество России с Китаем, Индией, странами Юго-Восточной Азии).
Искусство и культура России к началу XXI в.
Влияние на духовную жизнь страны социальных и культурных перемен, происходивших в российском обществе в постсоветский период.
Информационная открытость российского общества. Отсутствие идеологического диктата и цензуры. Сокращение государственных расходов на развитие культуры. Коммерциализация культуры и досуга и ее последствия. Новые течения в молодежной культуре, тенденции к ее вестернизации. Развитие отечественной массовой культуры.
Рост интереса к отечественному культурному и духовному наследию, к религиозным и светским традициям. Развитие сферы религиозного образования и воспитания. Обращение к историко-культурному наследию страны. Процесс духовного переосмысления прошлого.
Роль телевидения в удовлетворении культурных потребностей населения. Интернет.
Рост многообразия форм творчества. Отечественная культура и постмодернизм. Современная российская литература. Театр, музыка, кино. Живопись, архитектура, скульптура: новый традиционализм и новое искусство.
Формирование массовой культуры в постсоветском обще¬стве и ее ценности. Причины снижения культурного вкуса. Роль рекламы в культуре повседневности. Плюсы и минусы массовой культуры в современном мире.
Фундаментальная культура в структуре современной духовной жизни и противоречивость современного культурного процесса. Трансформация социальной литературы. Сюжеты и герои кинематографа современной России. Обретение нового образа в театральном творчестве. Переосмысление культурного наследия в изобразительном искусстве.
Альтернативные формы и темы современного творчества. Феномен «другой литературы». Причины позиции «безыдейности» литературного творчества. Поиск новых форм художественного творчества в конце XX–XXI в. Интеллектуальные основания национального самосознания в современной культуре.
Основные термины и понятия: Стабилизационный фонд, «шоковая терапия» в экономике, либерализация цен, приватизация, приватизационные чеки – ваучеры, Международный валютный фонд (МВФ), импичмент, конституционный кризис, референдум, исламский фундаментализм, медиа холдинг, новые информационные технологии в предвыборной борьбе, имидж, Федеративный договор, бюджетный профицит, «утечка капиталов», государственные кредитные обязательства (ГКО), дефолт, гласность, гражданское общество, социокультурная идентичность, социокультурный кризис, государственная символика, вертикаль власти, миграционные потоки, контртеррористическая операция, полномочный представитель президента, проекты, госкорпорация, Общественная палата, международный терроризм, антитеррористическая деятельность, идея многополярности в мировом развитии, «другая литература», китч, культурное наследство, массовая культура, медиацентризм, коммерциализация досуга, массовая культура, молодежная культура, субкультура, вестернизация, постмодернизм, технотронное искусство.
Персоналии: Е. Т. Гайдар, А. Б. Чубайс, В. С. Черномырдин, Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой, В. Д. Зорькин, Г. А. Зюганов, В. В. Жириновский, Г. А. Явлинский, Д. M. Дудаев, А. А. Масхадов, Г. Н. Селезнев, Е. С. Строев, С. В. Степашин, С. В. Кириенко, Е. М. Примаков, В. В. Путин, Б. В. Грызлов, М. М. Касьянов, С. К. Шойгу, Ю. М. Лужков, А. А. Кадыров, Р. А. Кадыров, Б. Е. Немцов, Д. А. Медведев, М. Е. Фрадков, В. А. Зубков, С. М. Миронов, А. В. Козырев, И. С. Иванов, С. В. Лавров, Д. С. Лихачев, Л. С. Петрушевская, Д. Донцова, Б. Акунин, В. Пелевин, П. Н. Фоменко, Ю. П. Любимов, Г. Б. Волчек, М. А. Захаров, О. Н. Табаков, Е. П. Леонов, И. М. Чурикова, А. Г. Абдулов, О. М. Меньшиков, А. Б. Фрейндлих, Г. С. Жженов, Л. М. Гурченко, Н. Г. Гундарева, В. С. Лановой, В. А. Гергиев, М. Л. Ростропович, Ю. А. Башмет, М. А. Плетнев, А. Г. Шнитке, Н. С. Михалков, А. Н. Сокуров, А. Г. Герман, З. К. Церетели, И. С. Глазунов, А. М. Шилов, В. М. Клыков.
Тематическое планирование курса «Всеобщая история»
№ темы | Название темы | Количество часов | К/р | Примечания |
1 | Ведение (2ч.) (определение направления, тестирование для выявления проблем освоения предшествующего материала и необходимости коррекции) | 2 | 1 | |
2 | Раздел 1 Мировое развитие и международные отношения в годы «Холодной войны» 4 ч. | 4 | ||
3 | Раздел2 Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 1940-х — 1990-хгг. | 5 | ||
4 | Раздел3 Страны Восточной Европы с середины 1940-х до конца 1990-х гг | 6 | 1 | Возможно вместо тестовых к/р проведение зачетной формы работы |
5 | Раздел 4 Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в | 7 | ||
6 | Раздел 5 Наука и культура во второй половине XX в | 2 | ||
7 | Повторение и обобщение | 2 | 1 | Возможно вместо зачета проведение контрольного тестирования |
Итого | 28 | 3 |
Тематическое планирование курса «История России»
| Название темы | Количество часов | К/р | Примечания |
1 | Введение. Определение направления, тестирование для выявления проблем освоения предшествующего материала и необходимости коррекции | 2 | 1 | |
2 | Раздел 1. СССР в первые послевоенные десятилетия | 22 | 1 | |
3 | Раздел 2 От попыток реформ к застою ( 1960 – начале 1980-х гг.) | 18 | 1 | Зачет/возможно тестирование в формате ЕГЭ |
4 | Раздел 3. Перестройка и распад советского общества. | 15 | 1 | |
5 | Раздел 4. История современной России | 17 | 1 | |
6 | Повторение и обобщение | 1 | ||
Итого | 74 | 5 |
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «История»
для 11 класса
Всеобщая история (28 часов)
Тема раздела урока | Количество часов | Тип урока | Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | Контроль | Примечание | ||
1-2 | Вводный урок | 2 | Повторительно-обобщающие уроки, входящий контроль | Повторение изученного в 10 классе выявления проблем освоения предшествующего материала и необходимости коррекции | Свободное владение фактическим материалом , анализ и оценка событий . | урочно-тестовый | ||
Раздел1. Мировое развитие и международные отношения в годы «Холодной войны» 4 ч. | ||||||||
3 | Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». Основные черты международного развития. Германский вопрос. Мирные договоры с бывшими союзниками Германии. Доктрина Трумэна и план Маршалла. Уметь объяснять: Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Изменения международного положения и внутриполитическая ситуация в странах Центральной и Восточной Европы после освобождения | Умение работать в группе, ведения дискуссии, умение давать свою оценку историческому событию или явлению | урок | ||
4 | Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность | 1 | Комбиниро-ванный урок | Знать: Первые конфликты и кризисы «холодной войны». Гражданская война в Китае. Кризис и военный конфликт на Корейском полуострове. Создание НАТО и Организации Варшавского договора. | Освоение фактического материала, выявление причинно-следственных связей общественно-политического развития запада в 1945-середине 1980-хх гг | |||
5 | Партнерство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны» | 1 | Комбиниро-ванный урок | Знать/понимать: Международные отношения на различных этапах «холодной войны» и после ее окончания (50—90-е гг.) Первый этап «холодной войны (1946—1969), его основные характерные черты и события. Второй этап (начало 70-х гг. — 1977 г.) и его основное содержание. Третий этап «холодной войны» (конец 70-х — конец 80-х гг.) и его содержание. Окончание «холодной войны». | ||||
6 | Повторительно-обобщающий урок «Создание би-полярного мира» | 1 | Урок закрепления полученных знаний | Знать основные даты/события, уметь объяснять причины и последствия исторических событий/процессов/явлений. | Свободное владение фактическим материалом , анализ и оценка событий , выявление причинно-следственных связей, анализ и оценка уровня знания/незнания темы. | урочно-практический | ||
Раздел 2 Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 1940-х — 1990-хгг. 5 ч. | ||||||||
7 | Становление социально ориентированной рыночной экономики в странах Западной Европы и США | 1 | Комбиниро-ванный урок | Выяснить пути и методы восстановления экономики стран Западной Европы. Давать общую характеристику социально-политического и экономического развития стран Запада во второй половине XX в. Первый этап (1946 г. — конец 50-х гг.) — масштабный процесс восстановления после Второй мировой войны и формирование послевоенной политической системы. Преодоление экономических последствий войны. Второй этап (конец 50-х — конец 60-х гг.) — повышение социальной защищенности, высокие доходы. . | Умение давать сравнительную характеристику фактам и события, определять взаимосвязь и делать аргументированные выводы | урок | ||
8 | Страны Запада на завершающем этапе индустриального общества | 1 | Комбиниро-ванный урок | Показать предпосылки постиндустриальной модернизации экономики. Изучить основные черты информационного общества. Создание модели государства «всеобщего благоденствия». Основные тенденции экономического развития в 50—60-е гг. Третий этап (70-е гг.) — социально-экономический и политический кризис. Экономическая ситуация 70-х — начала 80-х гг. Формирование трех центров международных хозяйственных связей. Четвертый этап (80-е гг.) — проведение жесткой социальной и экономической политики. Экономическое развитие стран Запада в 80—90-е гг. . | Умение работать в группе, ведения дискуссии, умение давать свою оценку историческому событию или явлению | урок | ||
9 | Неоконсервативный поворот и возникновение информационного общества | 1 | Урок изучения нового материала | Знать/понимать: Глобализация хозяйственных связей. Общественно-политическая ситуация 90-х гг. Влияние окончания «холодной войны» и прекращения существования СССР на политические и социальные процессы. Крупнейшие западные страны и Япония в конце 40-х — 90-е гг. XX в. | Умение давать сравнительную характеристику фактам и события, определять взаимосвязь и делать аргументированные выводы | урок | ||
10 | Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке | 1 | Комбиниро-ванный урок | Проанализировать предпосылки развития интеграционных процессов в Западной Европе и США Уметь объяснять: Особенности социально-экономического и политического развития США, Великобритании, Франции, Италии, Германии, Японии. | Умение давать сравнительную характеристику фактам и события, определять взаимосвязь и делать аргументированные выводы | |||
11 | Повторительно-обобщающий урок «Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 1940-х — 1990-хгг.» | 1 | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Знать основные даты/события, уметь объяснять причины и последствия исторических событий/процессов/явлений | Свободное владение фактическим материалом , анализ и оценка событий , выявление причинно-следственных связей, анализ и оценка уровня знания/незнания темы. | урок | ||
Раздел 3. Страны Восточной Европы с середины 1940-х до конца 1990-х гг. 6 ч. | ||||||||
12-13 | Восточная Европа: долгий путь к демократии | 2 | Урок изучения нового материала | Определение особенности развития Восточная Европы после Второй мировой войны Знать/давать описание: Положение в странах Восточной Европы после окончания Второй мировой войны. Переход государств региона в орбиту советского влияния. Приход к власти антифашистских коалиций и усиление позиций компартий. Создание основ тоталитарных режимов. Приход к власти местных коммунистических партий. Общие черты эволюции коммунистических режимов. | Свободное владение фактическим материалом , анализ и оценка событий , работа с историческими источниками | урок | ||
14-15 | Развитие государств на постсоветском пространстве | 2 | Комбиниро-ванный урок с элементами самостоятельной работы | Знать/уметь объяснять: Роль Западного блока в развале коммунистических режимов в странах Восточной Европы. Объяснить невозможность решений политической и экономической нестабильности силовыми методами. Раскрыть роль политических процессов в СССР в 80-90-е гг. и их влияние на демократизацию стран Восточной Европы. Ликвидация коммунистических режимов в восточноевропейском регионе на рубеже 80—90-х гг. XX в. Провал попыток реформирования реального социализма, демократические революции в Восточной Европе. Общие черты демократических преобразований. | Умение работать в группе, ведения дискуссии, умение давать свою оценку историческому событию или явлению. Искать информацию в исторических источниках в различных знаковых системах. | урок | ||
16 | Повторительно-обобщающий урок «Мировое развитие и международные отношения в годы «Холодной войны» | 1 | Урок повторения и обобщения изученного | Знать основные даты/события, уметь объяснять причины и последствия исторических событий/процессов/явлений | Свободное владение фактическим материалом , анализ и оценка событий , выявление причинно-следственных связей, анализ и оценка уровня знания/незнания темы. | урочно-практический | ||
17 | Контрольный урок «Мировое развитие и международные отношения в годы «Холодной войны» | 1 | Урок контроля и коррекции знаний | Знать основные даты/события, уметь объяснять причины и последствия исторических событий/процессов/явлений | Применение полученных знаний при решении заданий различного уровня сложности, работа с историческими источниками, поиск информации в источниках различной знаковой системы, выявление причинно-следственных связей, аргументация собственного мнения с опорой на исторические события/явления | Тестирование. | ||
Раздел 4 Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке. 7ч. | ||||||||
18 | Япония и новые индустриальные страны | 1 | Урок изучения нового материала | Знать/уметь характеризовать: Достижения и проблемы развивающихся стран. Структура и состав группы развивающихся стран. Проблема выбора моделей развития. Основные вехи социально-экономических трансформаций. Характеристика развития отдельных государств и регионов Азии, Африки и Латинской Америки в 50—90-е гг. XX в. Китайская Народная Республика. Государства Юго-Восточной Азии (ЮВА). Индостан. Иран. Турция. Арабские страны. Страны Африки южнее Сахары. Характерные черты стран Латинской Америки в 50—90-е гг. | Освоение фактического материала, выявление причинно-следственных связей общественно-политического развития Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в; Причины сложности решения этнических, гуманитарных проблем в многонациональных странах среднего и низкого уровня развития. Выяснить особенности модернизации в странах Азии и Африки. Свободное владение фактическим материалом ,анализ и оценка событий | урок | ||
19 | Китай на пути модернизации и реформирования | 1 | Урок изучения нового материала | урок | ||||
20 | Индия во второй половине XX-начале XXIв. | 1 | Урок изучения нового материала с элементами практической работы | урочно-практический | ||||
урок | ||||||||
21 | Исламский мир: единство и многообразие | 1 | Комбиниро-ванный урок с элементами самостоятельной работы. | |||||
22 | Африка к югу от Сахары: опыт независимого развития | 1 | Комбиниро-ванный урок | урок | ||||
23 | Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией | 1 | Комбиниро-ванный урок | Охарактеризовать основные противоречия в социально-экономическом развитии латиноамериканских стран. Показать неизбежность краха колониальных империй. Выявить внешние и внутренние причины политической нестабильности в «третьем мире». | урок | |||
24 | Повторительно-обобщающий урок «Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке.» | 1 | Урок повторения и систематизации полученных знаний | Знать основные даты/события, уметь объяснять причины и последствия исторических событий/процессов/явлений | Свободное владение фактическим материалом , анализ и оценка событий , выявление причинно-следственных связей, анализ и оценка уровня знания/незнания темы. | урок | ||
Раздел 5 Наука и культура во второй половине XX в. 2 ч. | ||||||||
25 | Научно-технический прогресс и общественно-политическая мысль | 1 | Урок изучения нового материала. Интегрированный урок | Формирование представления о развитии культуры во второй .половине XX- начале XXI века. Воспитание единства культурных традиций и норм, новаторства и индивидуализма. Научно-техническая революция 50—90-х гг. XX в. Формирование информационного общества. Основные направления НТР в 50—60-е гг. Воздействие науки на производственные циклы. Повышение расходов на научные исследования. Мирное и военное использование естественно-научных открытий. Освоение космоса. Социальные последствия НТР. Вторая волна НТР в 80—90-е гг. Глобализация и постиндустриальное общество. | Умение применять знания, полученные на других предметах при изучении нового исторического материала. Освоение новой терминологии и умение оперировать ими, свободное владение аргументацией по рассматриваемому вопросу . | урочно-практический | ||
26 | Основные направления в искусстве и массовая культура | 1 | Интегрированный урок. | Виртуальная реальность, массовая культура, элитарная культура, унификация,постмодернизм, реализм. | Умение применять знания, полученные на других предметах при изучении нового исторического материала. Освоение новой терминологии и умение оперировать ими, свободное владение аргументацией по рассматриваемому вопросу . | урочно-практический | ||
Повторение и обобщение 2ч. | ||||||||
27 | Повторение и обобщение: « Основные проблемы развития современного общества» | 1 | Обобщающее повторение. | Общие черты и закономерности развития мира в XX в. Взаимозависимость политических и экономических процессов в мире. Мир и война в XX в. Общество, государство и общественно-политические системы в XX в. Достижения человечества к началу XXI в. | ||||
28 | Зачетное занятие. | 1 | Урок контроля знаний . | Знать основные темы курса. | Применять полученные знаний в решении задач различного уровня сложности. | Зачет | Возможно к/тестирование в формате ЕГЭ. |
«История России» (76 ч.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 10 - 11 класс. Базовый уровень
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории на базовом уровне, примерной учебной программы среднего (полног...
Рабочая программа по истории в 10 классе (базовый уровень)
Рабочая программа по истории соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и составлена на основе примерной прогр...
Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)
Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)...
Рабочая программа по истории 10-11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по истории 10-11 класс (базовый уровень) составлена к учебнику История.Россиия и мир.Авторы: Волобуев О.В.,Клоков В.А. (интегрированный курс)Расчитана на 138 часов(2 часа в неделю)...
Рабочая программа по истории для 10 класса базового уровня
Эта программа предназначена для работы в 10 классе по учебнику «История. Россия и мир» (О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М.В.Пономарёв, В.А.Рогожкин, Москва, «Дрофа», 2 часа в неделю...
Рабочая программа по истории 5-9 классы. Базовый уровень
Рабочая программа педагога...
Рабочая программа по истории для 10 класса базового уровня
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программы О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М.В.Пономарёва для 10 класса...