Урок "Древний Китай" 5 кл.
план-конспект урока по истории (5 класс)

Еремина Елена Геннадьевна

Один из вариантов проведения урока в коррекционной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_uroka_dr_kitay.docx341.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории «Древний Китай» 5кл.

Учитель

Предмет

История

Класс

5

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технологии, приемы, методы

Проблемный метод, активные методы обучения

УМК

учебник «Всеобщая история. История Древнего мира», А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая. 5 класс, рабочие тетради

Тема

Древний Китай

Цель

Формирование представлений о Древнем Китае, его географическом положении, природных условиях, о занятиях населения, изобретениях, об особенностях письменности, о мыслителе и мудреце Конфуции и о его влиянии его учения, на правила и нормы поведения всех жителей Китая

Планируемые результаты

Предметные:

-применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущностных отличий государства Древний Китай;

- устанавливать причинно-следственную связь между природными условиями Китая и занятиями его жителей;

- высказывать суждения о роли учения Конфуция в жизни общества;

- использовать карту, как источник информации;

Личностные:

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений в истории;

- уважение к историческому прошлому других народов.

Метапредметные:

Регулятивные:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность.

Познавательные:

- умение работать с информацией учебника, карты;

-анализировать, обобщать факты, группировать;

Коммуникативные:

- строить монологическое контекстное высказывание, правильно формулировать ответы;

- применение знаний и приобретённых умений в области других школьных предметов (литература, география, английский язык, художественная культура).

Этапы урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Организационный момент

Цель: настроить на сотрудничество и пробудить любознательность, настрой на прав. речь

1.Приветствие, настрой на успех, на прав речь:

1.Приветствие, восприятие настроя на прав. речь

Личностные:

-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений в истории;

- уважение к историческому прошлому других народов.

Регулятивные:

способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, контролировать речевую деят-сть свою и товарищей

2. Актуализация знаний. Речевая разминка (коррекц. работа).

Цель: вызвать интерес к изучению новой темы, побудить учащихся к активности.

3.Мотивация к учебной деятельности.

2. Для повторения изученного учитель предлагает вспомнить термины.

Словарная работа.

Игра «Глухой телефон»

3.Для перехода к теме урока учитель предлагает выполнить задание «Угадай страну по изобретению».

2. Читают термины хором, индивидуально (полоски слов), индив. поясняют их значение.

Учитель говорит значение слова, дети должны без звука ответить термин.

3. В этой стране изобрели то, что есть у всех нас, этим мы пользуемся каждый день…(бумага)

Угадывают страну, которую будут изучать на уроке - Китай.

Познавательные:

- умение работать с информацией, изуч. ранее;

-обобщать, выявлять главное

Коммуникативные:

-правильно произносить термины, пояснять их, умение читать карту.

Личностные

- способность ориентироваться в изученном и изучаемом материале.

Цель: вызвать интерес к изучаемой стране

Учитель предлагает проблемные вопросы:

1)Особенности какой страны мы сегодня изучим?

2)Что мы хотим узнать о Древнем Китае?

Дети формулируют тему урока:

Др. Китай.

План урока:

1. Где находится.

2. Занятия насел.

3.Изобретения др китайцев.

4. Китайская мудрость.

Коммуникативные:

-решение проблемного вопроса.

Регулятивные:

-проектирование задач для их решения.

Предметные:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и ещё неизвестного.

4.Изучение нового материала.

Цель: познакомить с особенностями страны

Географическое положение, природные условия и занятия жителей Древнего Китая.

ФИЗМИНУТКА

(динамическая пауза)

(стороны света, показывают туловищем, руками, глазами)

5. Практич. работа в картах.

6. Чем знаменит Китай? (Изобретения китайцев).

7.Конфуций и его учение (551-479гг. до н.э.)

Цель: способствовать формированию представлений о Конфуции и о влиянии его учения на правила и нормы поведения всех жителей Китая

8.Закрепление нового материала.

Цель: способствовать усвоению учащимися умения обосновывать свои предположения и закреплению изученного материала

Работа с учебником. Чтение.

П 22, п. 1

После чтения учитель предлагает вопросы (отвечаем полными ответами):

-Где?

-На какой равнине?

-Какие реки протекают?

-Занятия?

Сравнение с Египтом

 

Работа с картой (комментарии детей, коррекц. работа)

Раздача текста

Всё на экране!

1.Рассказ учителя о Конфуции.

Мудрец. Жил в 5 в. до н.э. Его учение о манерах воспитанного человека.

МАНЕРЫ -? Вопрос классу.

-правила поведения

2. Работа с текстом в парах (учитель раздает текст для самостоятельного  изучения положений учения Конфуция) «Учение Конфуция о манерах воспитанного человека»

Вопрос детям:

Нам с вами сегодня учение Конфуция надо знать? Оно нам может пригодиться в жизни? Для чего? Где?

Блиц-тест

Китай на равн., Ег. в пустыне, Климат умеренный, в Ег жаркий,

В Ег одна река - Нил, в Кит две реки Янцзы, Хуанхэ.

!!! По карте определяют природные условия Китая и устанавливают соответствие занятий. Предполагаемые ответы:

Равнины – земледелие, скотоводство,

Реки – рыболовство, земледелие

Горы – лес, охота, строительство, железная руда.

Обработка текста:

ребята читают (рассказывают) об изобр. Др. кит.

-Вел. кит. стена

-шелк

-фарфор

-порох

-компас

-бумага

1. Слушают выступление учителя

Ответы детей

2.Чтение в парах. Самостоятельно, затем по цепочке.

1. Манеры воспитанного человека:

-сидеть только поджав ноги;

-хождение по циновкам только босиком;

-прием пищи с помощью 2-х палочек;

-волосы собраны в пучок, а не распущены;

-всегда опрятная одежда;

-отказ от бранных слов и др.2. Учения Конфуция:

-Соблюдать традиции и правила предков

-Почитать и помнить предков

-Дети должны слушаться и уважать родителей

-Почтительно относиться к пожилым людям

-Всем следует жить в гармонии, быть честными, добрыми, законопослушными….

-Каждый человек должен хорошо делать свое дело и добросовестно исполнять свои обязанности

-Никто не должен копить в своей душе зависть и злость

-Правители и чиновники должны управлять низшими классами с помощью доброты и гуманного отношения к ним, а не с помощью силы

Ответы детей.

При правильном утверждении ученики аплодируют.

1.Страна, изучение которой

мы начали на этом уроке, – Индия.

2. Китай расположен на Вост-кит. равнине.

3. В Китае протекают реки Тигр и Евфрат.

4. В Китае писали на папирусе.

7. Конфуций – это китайский мудрец.

8.Китайцы изобрели шелк и фарфор.

Предметные:

- характеризовать место, обстоятельства, участников процесса по роду занятий.

- применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущностных отличий государства Древний Китай;

- устанавливать причинно-следственную связь между природными условиями Китая и занятиями его жителей;

- использовать карту, как источник информации;

Регулятивные:

- умение устанавливать причинно-следственную связь между явлениями.

Познавательные:

- умение использовать карту как источник информации.

Личностные:

- умение сотрудничать в группе, выслушать иную точку зрения.

Коммуникативные:

- умение точно выражать свои мысли.

Предметные:

- формулировка образа исторического деятеля, проявление своего отношения к исторической личности;

- высказывать суждения о роли учения Конфуция в жизни общества

Коммуникативные:

- готовность к сотрудничеству при решении проблемного вопроса.

Познавательные:

- самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении задания творческого и поискового характера.

Личностные:

- формирование навыков рассуждения, полного, аргументированного ответа.

Коммуникативные:

- умение убеждать окружающих, высказывать свою точку зрения

Коммуникативные:

- применение знаний и приобретённых умений в области других школьных предметов (литература, география, английский язык, художественная культура);

-  слушать и понимать речь других.

Познавательные:

- осознание социального опыта предшествующих поколений.

Регулятивные:

- умение правильно локализовать исторические процессы во времени и в пространстве.

 Предметные:

- применение полученных знаний в новой ситуации.

Регулятивные:

- осознание того, что усвоено, и что нужно повторить.

Личностные:

- прогнозируют результаты усвоения изученного материала, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние.

9. Контроль

Цель: систематизировать знания

1.Учитель подводит итоги и предлагает учащимся самостоятельно оценить работу на уроке.

1.Рефлексия.

Учащиеся оценивают себя с точки зрения «Всё ли у меня получилось?»

1. Чтение.

2.Работа с картой

3.Анализ Древнего Китая с другими странами

4.Написание иероглифа

5.Самостоятельная работа по учениям Конфуция

Коммуникативные:

готовность применить знания в новых условиях .

Предметные:

овладение умением систематизировать изученную информацию.

Личностные : прогнозируют результаты усвоения изученного материала, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние.

- осознание успеха в учебной деятельности на уроке.

10. Домашнее задание

Чтение параграфа, термины.

1.Записывают домашнее задание.

Регулятивные:

-осознанный выбор домашнего задания, его необходимость и важность.

Дополнительный материал:

Звучит китайская музыка.

Творческая работа.

В Китае знаки для письма называются ИЕРОГЛИФЫ. Их огромное количество. Показ иероглифа

Есть среди них один иероглиф, который произносится так – ФУ.

Он очень популярен у китайцев перед Новым годом. Чаше всего его пишут на красной бумаге и вешают на дверь перед входом в дом.

Он означает пожелание счастья.

Учитель предлагает детям написать самостоятельно этот иероглиф.

Давайте пожелаем друг другу, близким счастья.

Древний китайский мудрец Конфуций о манерах воспитанного человека:

-сидеть только поджав ноги;

-ходить по циновкам (коврикам) только босиком;

-кушать с помощью 2-х палочек;

-волосы собирать в пучок а не распускать;

-всегда опрятная одежда;

-отказ от бранных слов

- соблюдать традиции и правила предков

 -почитать и помнить предков

-дети должны слушаться и уважать родителей

-почтительно относиться к пожилым людям

-всем следует жить в гармонии, быть честными, добрыми, законопослушными….

-каждый человек должен хорошо делать свое дело и добросовестно исполнять свои обязанности

-никто не должен копить в своей душе зло и зависть

-правители и чиновники должны управлять низшими классами с помощью доброты и гуманного отношения к ним, а не с помощью силы

Великая Китайская стена

– памятник архитектуры Китая, располагается в северной части страны.

Общая длина стены - двадцать одна тысяча  километров.

Толщина стены – от пяти до восьми метров, высота – 7 метров

Великая Китайская стена в древности часто меняла своё название.

Она называлась «Барьером», «Крепостью», «Пурпурной границей» и «Землей драконов».

Шелк

Китайцы оберегали секрет изготовления шелка, продавали они его очень дорого.  

Эту ткань могли себе купить только богатые правители, да и то не всех государств.

Благодаря торговле сложился Великий Шелковый путь, по которому из Китая шли караваны с шелком.

Длина  Великого шелкового пути составляла примерно шесть тысяч километров.

Фарфор

– это очень тонкая керамика, то есть изделие из глины.

Посуда из неё такая тонкая, что пропускает свет.

Китайцы держали в тайне секрет производства фарфора.

Лишь в 1708 году европейцы раскрыли секрет его производства.

Порох

Порох – еще одно изобретение древних китайцев.

Он использовался для зажигательных снарядов, которые назывались

 «хо пао», что переводится, как «огненный шар».

Затем стали делать фейерверки для праздников и с целью отпугивания злых духов. В сражениях его начали применять позже.

Также китайцы изобрели петарды – бамбуковую палочку набивали порохом, поджигали и запускали в небо.

Компас

Историки уверены, что человек, который изобрёл компас, жил в Китае.

В те времена прибор мало чем походил на современный компас.

Он больше был похож на ложку, которая лежит на отполированной плите.

Ручку данной ложки изготавливали из магнетита. Она свободно вращалась, а стрелка была лишь одна и указывала только на юг.

Бумага

Считается, что бумагу изобрёл  китаец  Цай Лунь.

Ему  пришла в голову идея о создании бумаги во время наблюдения за бумажными осами.

Осы пережевывали древесные волокна, смачивая их своей клейкой слюной, и в итоге получался материал, очень похожий на бумагу.