Урок "Древний Китай" 5 кл.
план-конспект урока по истории (5 класс)
Один из вариантов проведения урока в коррекционной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_uroka_dr_kitay.docx | 341.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории «Древний Китай» 5кл.
Учитель | |
Предмет | История |
Класс | 5 |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Технологии, приемы, методы | Проблемный метод, активные методы обучения |
УМК | учебник «Всеобщая история. История Древнего мира», А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая. 5 класс, рабочие тетради |
Тема | Древний Китай |
Цель | Формирование представлений о Древнем Китае, его географическом положении, природных условиях, о занятиях населения, изобретениях, об особенностях письменности, о мыслителе и мудреце Конфуции и о его влиянии его учения, на правила и нормы поведения всех жителей Китая |
Планируемые результаты | Предметные: -применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущностных отличий государства Древний Китай; - устанавливать причинно-следственную связь между природными условиями Китая и занятиями его жителей; - высказывать суждения о роли учения Конфуция в жизни общества; - использовать карту, как источник информации; Личностные: - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений в истории; - уважение к историческому прошлому других народов. Метапредметные: Регулятивные: - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность. Познавательные: - умение работать с информацией учебника, карты; -анализировать, обобщать факты, группировать; Коммуникативные: - строить монологическое контекстное высказывание, правильно формулировать ответы; - применение знаний и приобретённых умений в области других школьных предметов (литература, география, английский язык, художественная культура). |
Этапы урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |
1. Организационный момент Цель: настроить на сотрудничество и пробудить любознательность, настрой на прав. речь | 1.Приветствие, настрой на успех, на прав речь: | 1.Приветствие, восприятие настроя на прав. речь | Личностные: -осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений в истории; - уважение к историческому прошлому других народов. Регулятивные: способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, контролировать речевую деят-сть свою и товарищей | |
2. Актуализация знаний. Речевая разминка (коррекц. работа). Цель: вызвать интерес к изучению новой темы, побудить учащихся к активности. 3.Мотивация к учебной деятельности. | 2. Для повторения изученного учитель предлагает вспомнить термины. Словарная работа. Игра «Глухой телефон» 3.Для перехода к теме урока учитель предлагает выполнить задание «Угадай страну по изобретению». | 2. Читают термины хором, индивидуально (полоски слов), индив. поясняют их значение. Учитель говорит значение слова, дети должны без звука ответить термин. 3. В этой стране изобрели то, что есть у всех нас, этим мы пользуемся каждый день…(бумага) Угадывают страну, которую будут изучать на уроке - Китай. | Познавательные: - умение работать с информацией, изуч. ранее; -обобщать, выявлять главное Коммуникативные: -правильно произносить термины, пояснять их, умение читать карту. Личностные - способность ориентироваться в изученном и изучаемом материале. | |
Цель: вызвать интерес к изучаемой стране | Учитель предлагает проблемные вопросы: 1)Особенности какой страны мы сегодня изучим? 2)Что мы хотим узнать о Древнем Китае? | Дети формулируют тему урока: Др. Китай. План урока: 1. Где находится. 2. Занятия насел. 3.Изобретения др китайцев. 4. Китайская мудрость. | Коммуникативные: -решение проблемного вопроса. Регулятивные: -проектирование задач для их решения. Предметные: -целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и ещё неизвестного. | |
4.Изучение нового материала. Цель: познакомить с особенностями страны Географическое положение, природные условия и занятия жителей Древнего Китая. ФИЗМИНУТКА (динамическая пауза) (стороны света, показывают туловищем, руками, глазами) 5. Практич. работа в картах. 6. Чем знаменит Китай? (Изобретения китайцев). 7.Конфуций и его учение (551-479гг. до н.э.) Цель: способствовать формированию представлений о Конфуции и о влиянии его учения на правила и нормы поведения всех жителей Китая 8.Закрепление нового материала. Цель: способствовать усвоению учащимися умения обосновывать свои предположения и закреплению изученного материала | Работа с учебником. Чтение. П 22, п. 1 После чтения учитель предлагает вопросы (отвечаем полными ответами): -Где? -На какой равнине? -Какие реки протекают? -Занятия? Сравнение с Египтом
Работа с картой (комментарии детей, коррекц. работа) Раздача текста Всё на экране! 1.Рассказ учителя о Конфуции. Мудрец. Жил в 5 в. до н.э. Его учение о манерах воспитанного человека. МАНЕРЫ -? Вопрос классу. -правила поведения 2. Работа с текстом в парах (учитель раздает текст для самостоятельного изучения положений учения Конфуция) «Учение Конфуция о манерах воспитанного человека» Вопрос детям: Нам с вами сегодня учение Конфуция надо знать? Оно нам может пригодиться в жизни? Для чего? Где? Блиц-тест | Китай на равн., Ег. в пустыне, Климат умеренный, в Ег жаркий, В Ег одна река - Нил, в Кит две реки Янцзы, Хуанхэ. !!! По карте определяют природные условия Китая и устанавливают соответствие занятий. Предполагаемые ответы: Равнины – земледелие, скотоводство, Реки – рыболовство, земледелие Горы – лес, охота, строительство, железная руда. Обработка текста: ребята читают (рассказывают) об изобр. Др. кит. -Вел. кит. стена -шелк -фарфор -порох -компас -бумага 1. Слушают выступление учителя Ответы детей 2.Чтение в парах. Самостоятельно, затем по цепочке. 1. Манеры воспитанного человека: -сидеть только поджав ноги; -хождение по циновкам только босиком; -прием пищи с помощью 2-х палочек; -волосы собраны в пучок, а не распущены; -всегда опрятная одежда; -отказ от бранных слов и др.2. Учения Конфуция: -Соблюдать традиции и правила предков -Почитать и помнить предков -Дети должны слушаться и уважать родителей -Почтительно относиться к пожилым людям -Всем следует жить в гармонии, быть честными, добрыми, законопослушными…. -Каждый человек должен хорошо делать свое дело и добросовестно исполнять свои обязанности -Никто не должен копить в своей душе зависть и злость -Правители и чиновники должны управлять низшими классами с помощью доброты и гуманного отношения к ним, а не с помощью силы Ответы детей. При правильном утверждении ученики аплодируют. 1.Страна, изучение которой мы начали на этом уроке, – Индия. 2. Китай расположен на Вост-кит. равнине. 3. В Китае протекают реки Тигр и Евфрат. 4. В Китае писали на папирусе. 7. Конфуций – это китайский мудрец. 8.Китайцы изобрели шелк и фарфор. | Предметные: - характеризовать место, обстоятельства, участников процесса по роду занятий. - применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущностных отличий государства Древний Китай; - устанавливать причинно-следственную связь между природными условиями Китая и занятиями его жителей; - использовать карту, как источник информации; Регулятивные: - умение устанавливать причинно-следственную связь между явлениями. Познавательные: - умение использовать карту как источник информации. Личностные: - умение сотрудничать в группе, выслушать иную точку зрения. Коммуникативные: - умение точно выражать свои мысли. Предметные: - формулировка образа исторического деятеля, проявление своего отношения к исторической личности; - высказывать суждения о роли учения Конфуция в жизни общества Коммуникативные: - готовность к сотрудничеству при решении проблемного вопроса. Познавательные: - самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении задания творческого и поискового характера. Личностные: - формирование навыков рассуждения, полного, аргументированного ответа. Коммуникативные: - умение убеждать окружающих, высказывать свою точку зрения Коммуникативные: - применение знаний и приобретённых умений в области других школьных предметов (литература, география, английский язык, художественная культура); - слушать и понимать речь других. Познавательные: - осознание социального опыта предшествующих поколений. Регулятивные: - умение правильно локализовать исторические процессы во времени и в пространстве. Предметные: - применение полученных знаний в новой ситуации. Регулятивные: - осознание того, что усвоено, и что нужно повторить. Личностные: - прогнозируют результаты усвоения изученного материала, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние. |
9. Контроль Цель: систематизировать знания | 1.Учитель подводит итоги и предлагает учащимся самостоятельно оценить работу на уроке. | 1.Рефлексия. Учащиеся оценивают себя с точки зрения «Всё ли у меня получилось?» 1. Чтение. 2.Работа с картой 3.Анализ Древнего Китая с другими странами 4.Написание иероглифа 5.Самостоятельная работа по учениям Конфуция | Коммуникативные: готовность применить знания в новых условиях . Предметные: овладение умением систематизировать изученную информацию. Личностные : прогнозируют результаты усвоения изученного материала, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние. - осознание успеха в учебной деятельности на уроке. |
10. Домашнее задание | Чтение параграфа, термины. | 1.Записывают домашнее задание. | Регулятивные: -осознанный выбор домашнего задания, его необходимость и важность. |
Дополнительный материал:
Звучит китайская музыка.
Творческая работа.
В Китае знаки для письма называются ИЕРОГЛИФЫ. Их огромное количество. Показ иероглифа
Есть среди них один иероглиф, который произносится так – ФУ.
Он очень популярен у китайцев перед Новым годом. Чаше всего его пишут на красной бумаге и вешают на дверь перед входом в дом.
Он означает пожелание счастья.
Учитель предлагает детям написать самостоятельно этот иероглиф.
Давайте пожелаем друг другу, близким счастья.
Древний китайский мудрец Конфуций о манерах воспитанного человека:
-сидеть только поджав ноги;
-ходить по циновкам (коврикам) только босиком;
-кушать с помощью 2-х палочек;
-волосы собирать в пучок а не распускать;
-всегда опрятная одежда;
-отказ от бранных слов
- соблюдать традиции и правила предков
-почитать и помнить предков
-дети должны слушаться и уважать родителей
-почтительно относиться к пожилым людям
-всем следует жить в гармонии, быть честными, добрыми, законопослушными….
-каждый человек должен хорошо делать свое дело и добросовестно исполнять свои обязанности
-никто не должен копить в своей душе зло и зависть
-правители и чиновники должны управлять низшими классами с помощью доброты и гуманного отношения к ним, а не с помощью силы
Великая Китайская стена
– памятник архитектуры Китая, располагается в северной части страны.
Общая длина стены - двадцать одна тысяча километров.
Толщина стены – от пяти до восьми метров, высота – 7 метров
Великая Китайская стена в древности часто меняла своё название.
Она называлась «Барьером», «Крепостью», «Пурпурной границей» и «Землей драконов».
Шелк
Китайцы оберегали секрет изготовления шелка, продавали они его очень дорого.
Эту ткань могли себе купить только богатые правители, да и то не всех государств.
Благодаря торговле сложился Великий Шелковый путь, по которому из Китая шли караваны с шелком.
Длина Великого шелкового пути составляла примерно шесть тысяч километров.
Фарфор
– это очень тонкая керамика, то есть изделие из глины.
Посуда из неё такая тонкая, что пропускает свет.
Китайцы держали в тайне секрет производства фарфора.
Лишь в 1708 году европейцы раскрыли секрет его производства.
Порох
Порох – еще одно изобретение древних китайцев.
Он использовался для зажигательных снарядов, которые назывались
«хо пао», что переводится, как «огненный шар».
Затем стали делать фейерверки для праздников и с целью отпугивания злых духов. В сражениях его начали применять позже.
Также китайцы изобрели петарды – бамбуковую палочку набивали порохом, поджигали и запускали в небо.
Компас
Историки уверены, что человек, который изобрёл компас, жил в Китае.
В те времена прибор мало чем походил на современный компас.
Он больше был похож на ложку, которая лежит на отполированной плите.
Ручку данной ложки изготавливали из магнетита. Она свободно вращалась, а стрелка была лишь одна и указывала только на юг.
Бумага
Считается, что бумагу изобрёл китаец Цай Лунь.
Ему пришла в голову идея о создании бумаги во время наблюдения за бумажными осами.
Осы пережевывали древесные волокна, смачивая их своей клейкой слюной, и в итоге получался материал, очень похожий на бумагу.