Православные храмы России и Бурятии
методическая разработка по истории
Православные храмы России и Бурятии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_pravoslavnye_hramy_rossii_i_buryatii_.docx | 35.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательное учреждение | МАОУ Шигаевская СОШ |
ФИО, специальность | Маскальцева Ирина Николаевна учитель истории, обществознания |
Тема урока, его номер в тематическом планировании | «Православные храмы России и Бурятии» |
Цель урока | Сформировать у учащихся представление о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека |
Задачи урока | 1.Познакомить с понятием «православный храм». 2. Познакомить с историей православных храмов России и Бурятии. 3. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма. 4.Развивать у учащихся интерес к знаниям о культуре православного христианства, обогащать и активизировать словарный запас учащихся. 5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию России. |
Предварительная подготовка к уроку учащихся. | Изучение истории православных храмов Бурятии. |
Оборудование | Мультимедийный проектор; компьютер; презентация слайдов; аудиозапись колокольного звона; |
План урока
- Организационный момент. (1 мин)
- Актуализация знаний учащихся.(1 мин)
- Изучение нового материала. (30 мин)
- Постановка темы, цели и задач урока.
- Введение в тему.
- Ознакомление видами храмов.
- Изучение внутреннего строения храма
- Ознакомление правилами поведения в храме
- Закрепление изученного материала. (9 мин)
- Подведение итогов урока (2 мин)
- Рефлексия (1 мин)
Ход урока:
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке истории здоровыми и жизнерадостными. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения
ІІ. Актуализация знаний учащихся.
Учитель:обратите внимание на доску и решите уравнение, ответом к которому является дата, которая имеет очень большое значение в истории нашего государства
1031 + X = 2019 X = 988 год
Учитель: с каким событием связан 988 год на Руси?
Ответы: В 988 году было принято христианство на Руси.
Учитель: Какое направление христианства было выбрано князем Владимиром для Руси?
Ответы: православное.
Учитель: перечислите ассоциации, которые возникают у вас с понятием православие?
Ответы: колокольный звон, церковь, икона, молитва, патриарх и т. д.
Учитель: вы абсолютно правы, все, что сейчас было названо – отличительные черты православного христианства, а сегодня мы познакомимся с одной из основных – это (на слайде) церковь или храм.
ІІІ. Изучение нового материала.
- Постановка темы, цели и задач урока.
Учитель: Тема нашего урока Тема «Православные храмы России и Бурятии».
Учитель:Попробуйте дать определение слову «храм». (Храм - это здание, в котором люди молятся Богу).
Учитель: Прочитаем более подробное определение по словарю С. И. Ожегова (читают по словарю С. И. Ожегова):
Храм – здание для богослужения, церковь.
Другими словами, храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу. Слово храм означает «здание», «дом».
Зачем люди посещают храмы? (В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то)
Учитель:
Вы абсолютно правы, верующий человек, к какой бы религии он не принадлежал, обязательно посещает храм.
Но храм – это еще и произведение искусства и посещать храмы можно для знакомства с культурой разных народов. Но каждый должен понимать, что посещение храмов связано с соблюдением определенных правил. Я думаю, что вы бывали в храмах, находящихся у нас в Бурятии. Кто может назвать некоторые из них? (Твороговская Богородице - Казанская церковь, Посольский Спасо - Преображенский монастырь, и т.д.).
- Введение в тему.
Учитель: На Руси всегда было много храмов. Сейчас православные традиции возрождаются, восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место.
Мы сегодня отправляемся на заочную экскурсию по Православным храмам России и Бурятии. Познакомимся с назначением и устройством храма, узнаем о правилах поведения в храме.
Начнем с красивейших православных церквей, находящихся на территории Бурятии.
Сообщение учащегося о православных храмах Бурятии
Ознакомление видами храмов.
Учитель: Храм всегда ассоциируется с религией, какие религии вы знаете, назовите храмы соответствующие каждой из них (буддизм – дацан, ислам – мечеть, иудаизм – синагога, католицизм – костёл, православие - церковь и т.д.) Я думаю, вы легко определите на слайде православный храм.
Учитель: Почему вы так решили? Докажите.
( У него есть купол, на котором находится крест.)
Учитель: Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?
(Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.)
Учитель: Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.
Учитель: Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?
( выслушиваем предположения детей)
Учитель:
- две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
- три главы (три Лица Святой Троицы, бог Отец, его сын и святой Дух);
- пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов Матфея, Марка, Луки, Иоанна);
- семь глав (семь Таинств КРЕЩЕНИЯ, МИРОПОМАЗАНИЯ, ПОКАЯНИЯ (Исповеди), ПРИЧАЩЕНИЯ, БРАКА (Венчание), СВЯЩЕНСТВА, ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ (Соборование).
- 9 — по числу ангельских чинов
- 13 — Спаситель и двенадцать апостолов
- 33 — по числу лет земной жизни Спасителя.
Учитель: Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.
Учитель: Как вы думаете, зачем нужны колокола?
( выслушиваем предположения детей) (Слушают звон колоколов)
Учитель:Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению.
4.Изучение внутреннего строения храма
Учитель:Давайте совершим заочную путешествию по храму.
Учитель:Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?
(выслушиваем предположения детей)
Учитель: Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. Православный храм делится на три части: притвор, собственно храм (средняя часть), алтарь.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.
Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Аналой (слайд 14) – это подставка для иконы. Она стоит посередине храма. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик –канун (слайд 14), здесь обычно ставятся свечи за упокой. В самом храме повсюду: иконы, свечи, к своду подвешено паникадило (слайд 15) - большая люстра, которая освещает храм.
Учитель: Как вы думаете, для чего нужны свечи?
(выслушиваем предположения детей)
Церковная свеча (слайд 16) — символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой свеча символизирует любовь верующего к Господу Иисусу Христу, Божией Матери или святому. Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих ближних.
В восточной части храма есть возвышение – солея. На высоте солеи находится главнейшая часть храма — алтарь (слайд 17), это место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.
Учитель: Как вы думаете, почему нельзя входить в алтарь без особого разрешения, благословения? (Ответы детей)
Учитель: Прочитаем последний абзац на стр. 51 учебника.(Учащиеся читают вслух.)Вывод:Человек должен понимать, что не всё ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не всё надо стремиться переделывать по своей воле.
Алтарь отделяется от храмаиконостасом (слайд 18) -перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы. В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние (Царские врата) (слайд 18).Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери. Самое важное место в алтаре — престол (слайд 19). Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.
5) Ознакомление правилами поведения в храме
Учитель: Ребята, вы все знаете, что в школе существуют правила поведения для учащихся. Так и в храме существуют свои правила. Собираясь в храм, нужно одеться скромно. Мужчинам нельзя появляться в церкви в майках, шортах, спортивной и неопрятной одежде. Перед входом в храм они должны снять головной убор. Женщины не должны приходить в храм в брюках или коротких юбках. Платье или юбка должны быть достаточно длинными – до колен и даже ниже. Лучше не надевать платья и блузки без рукавов (открытыми руками), даже если на улице очень жарко. Голова должна быть покрыта платком. Существует благочестивое правило приходить к литургии натощак, даже если мы в этот день не причащаемся.
Учитель: Когда приходить в храм?
Приходить в храм лучше за 10-15 минут до начала богослужения. При входе в храм, в дверях, крестятся три раза. Если служба еще не началась, можно у входа купить свечи, как дар Богу и жертву на Церковь, поставить перед иконами.По древнему обычаю во время богослужения мужчины стоят в правой части храма, женщины – в левой.
Учитель: Как вести себя на службе?
Бывая в храме Божием, помните, что находитесь в присутствии Господа Бога, Божией Матери, Ангелов и святых. Нужно заботиться о том, чтобы не мешать стоящим рядом. Стоять на службе следует лицом к алтарю. Старайтесь не отвлекаться и следить за богослужением.
- Закрепление изученного материала.
Учитель: А теперь проверим, что вы запомнили.
2. Тесты (Дети работают в парах)
1)Человек приходит в храм для того, чтобы:
А) Пообщаться с друзьями;Б) Весело провести время;В) Пообщаться с Богом.
2) Закончите предложение. Что такое иконостас?
А) Стена из окон, за которой находится алтарь;Б) Подставка для иконы;
В) Одна из боковых стен храма.
3) Панихидный столик нужен для того, чтобы:
А) Зажигать свечи для поминания умерших людей;Б) В храме было еще более красиво и весело от сияния многих свеч;В) Петь молитвословия, восхваляющие и славящие Бога.
V. Подведение итогов урока
Учитель: Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внутренних особенностях. Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.
VІI. Рефлексия.А теперь давайте воспользуемся методом незаконченного предложения и поймем, что же мы с вами интересного и нужного вынесли с урока. Вы должны закончить предложения.
Я знаю ________________________
Я узнал(а)______________________
Я хочу узнать___________________
Я был(а) удивлен тем, что________
Я хочу рассказать родителям______
Для меня храм - это______________
- С каким настроением вы уйдёте с урока?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"
урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...
Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».
Дом Божий… Так называют христиане храм или церковь - особый дом, посвященный Богу. Православную Церковь примет...
Интегрированное внеклассное мероприятие по модулю «Основы православной культуры» и по предмету «Немецкий язык» в 4-5 классах "История создания Православного храма архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области"
Интегрированное внеклассное мероприятие «История создания Православного храма Архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области», соединяющее два предмета: модуль «Основы православной ку...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Православные храмы России"
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Православные храмы России"...
Русь Православная. Храмы России.
Ознакомление с архитектурой Храмов России....
Выставка детских творческих работ «Храмы России» с последующим оформлением работ на международный интернет-конкурс «Православные Храмы»
Список участников конкурса...
Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма"
Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма" для 8 класса...