Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС
рабочая программа по истории (5 класс)

Долгатова Татьяна Анатольевна

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl._rab.progr_.po_istorii.docx56.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Кемлянская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

на методическом объединении

гуманитарного цикла

протокол №       от ___________________

Утверждаю:

Приказ № ____от __________________

Директор________________Т.П.Шестакова

Согласовано с заместителем директора по УВР ________________________________

Рабочая программа учебного предмета

История

5 а, 5 б класс

                               Составитель:

                                                                 Долгатова  Татьяна Анатольевна,

                                                                     учитель истории и обществознания

с. Кемля – 2021 г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся  компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Личностные результаты:

—        осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

—        освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

Ученик научится:

•  определять  место  исторических  событий  во  времени,  объяснять  смысл

основных хронологических понятий, терминов(тысячелетие, век, до н.э.,н. э.);

•  использовать историческую карту как источник информации о расселении

человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

•  проводить  поиск  информации  в  отрывках  исторических  текстов,

материальных памятниках Древнего мира;

•  описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в

древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

•  раскрывать  характерные,  существенные  черты: а) форм  государственного

устройства  древних  обществ (с  использованием  понятий «деспотия»,  «полис», «республика»,  «закон»,  «империя»,  «метрополия»,  «колония» и др.);

 б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах(правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

•  объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства

памятников  древней  культуры:  архитектурных  сооружений,  предметов  быта, произведений искусства;

•  давать  оценку  наиболее  значительным  событиям  и  личностям  древней

истории.

Ученик  получит возможность научиться:

•  давать характеристику общественного строя древних государств;

•  сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

•  видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

•  высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного

  • создавать описание (реконструкцию):

—        последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

—        характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

—        на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, Интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

  • анализировать, объяснять:
  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;
  • различать причину и следствие исторических событий, явлений;        
  • выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Содержание учебного предмета.

п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

  Жизнь первобытных людей.

8

2

Древний Восток  

19 ч

3

Древняя Греция

 22 ч

4

Древний Рим

19 ч

Всеобщая история.

История Древнего мира.

Введение. Раздел I. Жизнь первобытных людей (8 часов).

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём.

Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков.

Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.

Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).

Счёт лет в истории

Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.

Раздел II. Древний восток (19 часов).

Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.

Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма.

Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов.

Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.

Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей.

Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.

Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта).

Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.

Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Раздел III. Древняя Греция (22 часа)

Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.

Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

          Религия древних греков. 

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе.

Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона.

Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря.

Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.

Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил.

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократий.

В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.

В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в Vb. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.

Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

Раздел IV. Древний Рим (19 часов).

Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты И Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Устройство Римской республики.

Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.

Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх.

Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском.

Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса.

Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима.

Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.

Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров».

«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей.

Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора.

Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном.

Календарно – тематическое планирование учебного предмета.

п/п

Наименование разделов и тем

Количество

 часов

Дата

проведения

Примечания

Плани- руемая

Факти- ческая

Всеобщая история. История Древнего мира

68

    1

Раздел I. Введение. Жизнь Первобытных  людей.

8

  1.1

Введение.  Что изучает наука история. Источники исторических знаний.

1

1.2

Древнейшие люди.

1

1.3

Родовые общины охотников и собирателей.

1

1.4

Возникновение искусства и религии.

1

1.5

Возникновение  земледелия и скотоводства.

1

1.6

Появление неравенства и знати.

1

1.7

Счёт лет в истории.

1

1.8

Повторение: «Древнейшие люди», счёт лет в истории.

1

2

Древний Восток.

19

2.1

Государство на берегах Нила.

1

2.2

Как жили земледельцы и ремесленники.

1

2.3

Жизнь египетского вельможи.

1

2.4

Военные походы фараонов.

1

2.5

Религия древних египтян.

1

2.6

Искусство древних египтян.

1

2.7

Письменность и знания древних египтян.

1

2.8

Древнее Двуречье.

1

2.9

Вавилонский царь Хаммурапи.

1

2.10

Финикийские мореплаватели

1

2.11

Библейские  сказания.

1

2.12

Древнееврейское царство.

1

2.13

Ассирийская держава.

1

 2.14

Персидская держава «царя царей».

1

2.15

Природа и люди  Древней Индии.

1

2.16

Индийские касты.

1

2.17

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

2.18

Первый властелин единого Китая.

1

2.19

Повторение по теме  «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и  культуру»

1

3

Древняя Греция.

22

3.1

Греки и критяне.

1

3.2

Микены и Троя.

1

3.3

Поэма Гомера «Илиада».

1

3.4

Поэма Гомера «Одиссея».

1

3.5-

  3.6

Религия древних греков.

2

3.7

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

3.8

Зарождение демократии в Афинах.

1

3.9

Древняя Спарта.

1

3.10

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

1

3.11

Олимпийские игры в древности.

1

3.12

Победа греков над персами в Марафонской битве.

      1

3.13

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

3.14

В гаванях афинского порта Пирей.

1

3.15

В городе богини Афины

1

3.16

В афинских школах и гимнасиях.

1

3.17

В театре Диониса.

1

 3.18

Афинская демократия  при Перикле.

     1

3.19

Города Эллады подчиняются Македонии

1

3.20

Поход Александра Македонского на Восток

1

3.21

В Александрии Египетской.

1

3.22

Повторение по теме «Древняя Греция»

1

4

Древний Рим

19

4.1

Древнейший Рим.

1

4.2

Завоевание Римом  Италии.

1

4.3

Устройство Римской республики.

1

4.4

 Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном.

1

4.5

Установление господства Рима во всем Восточном  Средиземноморье.

1

4.6

Рабство в Древнем Риме.

1

4.7

Земельный закон братьев  Гракхов.

1

4.8

Восстание Спартака.

1

4.9

Единовластие Цезаря.

1

4.10

Установление империи.

1

4.11

Соседи Римской империи.

1

4.12

 Рим при императоре Нероне.

1

4.13

Первые христиане и их учение.

1

4.14

Расцвет Римской империи во II в.

1

4.15

«Вечный город» во времена империи и его жители.

1

4.16

Римская империя при Константине

1

4.17

Взятие Рима варварами.

1

4.18

Повторение по теме «Древний Рим»

1

4.19

Итоговое повторение.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...