Приложение к уроку "Индустриализация в СССР в 20-30-е гг. XX века "
методическая разработка по истории (11 класс)
Материалы к уроку "Индустриализация в СССР в 20-30-гг. XX века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no_1.doc | 78 КБ |
prilozhenie_no2.docx | 43.78 КБ |
prilozhenie_no_3.docx | 34.54 КБ |
prilozhenie_no_4.docx | 31.04 КБ |
prilozhenie_no5.docx | 32.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Тест по теме: «Новая экономическая политика»
1. Одна из причин перехода к нэпу -
а) социально-политический кризис власти большевиков
б) стремление большевиков обобществить средства производства
в) поиск средств на индустриализацию
г) стремление повысить эффективность труда
2. Переход к нэпу был осуществлен в
а) 1917г.
б) 1918г.
в) 1921г.
г) 1922г.
3. Карточная система на хлеб была введена в
а) 1921г.
б) 1929г.
в) 1923г.
г) 1924г.
4. Социальная группа людей, появившаяся в годы нэпа:
а) люмпены
б) пролетариат
в) нэпманы
г) кулаки
5. Появление вместо обесцененных денег твердой конвертируемой
валюты – золотого червонца относится к
а) 1921г.
б) 1922г.
в) 1923г.
г) 1924г.
6. Одним из социальных итогов нэпа стало
а) преобладание численности бедняков в деревне
б) непомерное увеличение чиновничье-бюрократического аппарата
в) ухудшение жизни крестьян
г) уменьшение численности зажиточных хозяйств
7. Кому принадлежит высказывание: «Нэп – это всерьез и надолго»?
а) И.В.Сталину
б) Н.И.Бухарину
в) В.И.Ленину
г) Л.Б.Каменеву
8. Установите соответствие между термином и его определением
Термин | Определение |
А) денационализация Б) продналог В) аренда Г) концессия Д) хозрасчёт | 1) пользование имуществом другого собственника на определённый срок и на определённых условиях 2) метод хозяйствования, основанный на соизмерении затрат и результатов хозяйственной деятельности 3) договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности 4) установленный государством обязательный платёж, взимаемый с крестьянских хозяйств 5) передача в частную собственность государственной собственности |
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
9. Установите соответствие между датой и событием
Дата | Событие |
А) 1922г. Б) март 1921г. В) октябрь 1921г. Г) 1921-1922гг. Д) 28 февраля – 18 марта 1921г. Е) 1929г. | 1) хлебозаготовительный кризис 2) восстание матросов Кронштадта 3) отмена карточной системы 4) засуха и голод 5) X съезд РКП (б), переход к новой экономической политике 6) денежная реформа |
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
10. Установите соответствие между политикой советской власти и ее особенностями
Политика советской власти | Особенности политики |
А) политика «военного коммунизма» Б) нэп | 1) денационализация части промышленности 2) создание трудармий 3) введение продналога 4) право использования наемной рабочей силы 5) запрещение свободной торговли 6) национализация банков и всей промышленности 7) начало планирования экономического производства 8) натурализация хозяйственных отношений |
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ОТВЕТЫ:
1. а
2. в
3. б
4. в
5. г
6. б
7. в
8.
А | Б | В | Г | Д |
5 | 4 | 1 | 3 | 2 |
9.
А | Б | В | Г | Д | Е |
3 | 5 | 6 | 4 | 2 | 1 |
10.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Б | А | Б | Б | А | А | Б | А |
Критерии оценивания теста
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
60 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 60 | 2 | не удовлетворительно |
Предварительный просмотр:
Приложение № 2
Алгоритм деятельности и учебные задачи учащихся на уроке:
I этап –Понимание авторских позиций. Работа с заимствованной авторской позицией
- Определить основные смысловые линии авторского текста
- Найти совокупность аргументов, поддерживающих позицию автора текста
- Составить схему с пояснением авторской позиции
- Выступление от группы с объяснением авторской позиции
- Ответы на вопросы по пояснению авторской позиции
II этап – «Позиционная критика». Работа с заимствованной авторской позицией
- Сформулировать группам по одному вопросу на критику авторской позиции каждого текста
- Подготовить ответы на «позиционную критику» группы
III этап – выстраивание схемы позиционных противоречий. Работа с заимствованной авторской позицией
- Определение оснований конфликтного столкновения и позиции субъектов в отношении к ним
- Построение схемы позиционных противоречий авторов
IV этап - Самоопределение и формирование собственной позиции
Дополнительный материал к уроку:
Схема позиционных противоречий
Позиция И. Сталина - Государственная | ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ | Позиция Н. Бухарина – Либерально - демократическая |
Ускоренные, форсированные, отказ от Нэпа | Темпы | Постепенные, медленные, в рамках Нэпа |
Внеэкономические – снижение потребления, ускоренная коллективизация крестьянства («дань», «сверхналог» с крестьян ), репрессии по отношению к кулачеству | Основные принципы (средства проведения) | Экономические – использование накоплений с социалистическом секторе, оптимальное сочетание развития легкой и тяжелой промышленности, привлечение крестьян к кооперации |
Командная, централизованная с применением репрессий | Характер экономики | С элементами рынка, без нажима, администрирования, чрезвычайщины, смычка города и деревни |
Догнать и перегнать капиталистические страны, за 10-15 лет | Временные рамки индустриализации | Длительное время |
Сильное государство, социализм – для усиления государства | Цель индустриализации | Слабое государство, социализм – для процветания человека |
Работа учащихся со схемой | Какова была дальнейшая экономическая стратегия развития государства | Работа учащихся со схемой |
Общие точки зрения и различия в экономических программах
И. Сталина и Н. Бухарина
Общие позиции:
- признавали насущную необходимость индустриализации страны
- придавали важное значениевнешнеэкономическому фактору – изоляция страны, окружение враждебными странами
- считали необходимыми относительно высокие темпы индустриализации
- критически относились к частной собственности
Экономическая программа И. Сталина | Экономическая программа Н. Бухарина |
Высокие темпы индустриализации должны быть обеспечены любой ценой | Высокие темпы индустриализации определяются так, чтобы не нарушать экономические пропорции между промышленностью и сельским хозяйством |
Возможности индивидуальных крестьянских хозяйств исчерпаны («кризис хлебозаготовок» доказывает этот вывод) | «Кризис хлебозаготовок» - результат политических ошибок, индивидуальные крестьянские хозяйства надолго останутся основой аграрной экономики |
Проведение коллективизации на основе скорейшего обобществления индивидуальных крестьянских хозяйств | Создание крупных хозяйств возможно в процессе кооперирования деревни |
Проведение политики раскулачивания, жесткие меры против зажиточных крестьян | Следует поддерживать индивидуальные крестьянские хозяйства, поощрять крестьянскую предприимчивость |
Преимущественное развитие тяжелой индустрии, оборонной промышленности в ущерб легкой | Оптимальное сочетание развития тяжелой и легкой промышленности, т.к. быстрый оборот в легкой индустрии позволяет использовать ее капиталы в тяжелой промышленности |
Результаты и последствия индустриализации СССР в 30-е гг. ХХ века
Результаты | Последствия |
Подведение технической базы под сельское хозяйство | Создание командно-административной экономики, внеэкономического принуждения |
Создание новых отраслей промышленности | Замедление развития производства предметов потребления |
Создание мощного военно-промышленного комплекса | Стимулирование экстенсивного развития экономики («вширь»), игнорирование перехода на новые технологии |
Превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу | Снижение жизненного уровня населения |
Ликвидация безработицы | Неравномерность размещения экономических объектов |
Достижение экономической независимости | Создание возможностей для военно-политической экспансии |
Тексты для работы групп
1 группа - Позиция Н. Бухарина
Мы живем между капиталистическими странами, мы окружены врагами. Если некоторое время тому назад мы могли говорить совершенно определенно, что параллельно с нашим ростом буржуазные страны экономически и политически падают и идут книзу, то теперь этого мы сказать не можем. Мы растем, и они растут, вот это есть нечто новое в той всемирно-исторической картине, которая развертывается сейчас перед нами. Этого не было в сравнительно недавнее время тому назад, это есть теперь.
Отсюда сразу же необходимо сделать один вывод, который напрашивается сам собой: при таком положении вещей, когда мы растем одновременно с близлежащими капиталистическими нашими противниками, вопрос о темпе развития, т. е. вопрос о быстроте нашего развития, приобретает исключительное значение. Если раньше он такого значения не имел, потому что наши капиталистические враги шли книзу, а мы шли хотя медленно, но кверху, то совершенно очевидно, что в условиях одновременного подъема и у нас и у нашего противника вопрос о скорости подъема приобретает первостепенное значение
Потому что смысл нэпа заключается в том, что мы, используя хозяйственную инициативу крестьян, мелких производителей и даже буржуа, допуская, таким образом, частное накопление,-- мы вместе с тем, в известном смысле, ставим их объективно на службу социалистическойгоспромышленности и всего хозяйства в целом. Развязав товарооборот, мы тем самым дали возможность выявиться заинтересованности мелких частных производителей, стимулировали расширение производства, поставили на службу социализму индивидуалистические стимулы отсталых слоев рабочих, которыми движут не коммунистические идеи, а частные интересы, путем введения формально прежней системы оплаты -- сдельщины и пр.; заставили так работать, что, исходя из своих частных интересов, пролетарии способствуют подъему общего производства.
Мы захватываем главные командные высоты, ставим главное; а затем наше государственное хозяйство разными путями, даже иногда конкурируя с остатками частного капитала через рыночные отношения, постепенно все больше и больше увеличивает свою экономическую мощь, все больше увеличивает свое могущество и постепенно втягивает отсталые экономические единицы разными методами в свою собственную организацию, причем проделывается это, как правило, через рынок.
Нам нужно такое развитие производительных сил нашей страны и такой хозяйственный подъем, которые сопровождались бы ростом социалистических форм и постоянным вытеснением и ослаблением форм капиталистических, враждебных социализму. Нам нужно достигнуть такого развития производительных сил, которое вело бы нас к социализму, а не такого, которое вело бы нас к возрождающемуся целиком так называемому "здоровому" капитализму.
Излишняя боязнь наемного труда, боязнь накопления, боязнь прослойки капиталистического крестьянства и т. п. может привести нас к неправильной экономической стратегии в деревне. Мы излишне усердно наступаем на ногу зажиточному крестьянину. Но из-за этого середняк боится улучшать свое хозяйство, подвергаться сильному административному нажиму; а бедняк ворчит на то, что мы мешаем ему применять рабочую силу у богатого крестьянина и т. д.
Мы также ведем очень нажимистую политику в отношении мелкой буржуазии другого порядка - кустарей и ремесленников. Мы берем с них почти половину их продукции, в виде налогового обложения. Когда наша промышленность была слишком слаба, го существовала боязнь, что мелкий производитель подточит крупное социалистическое производство
Чем дальше, тем больше мы будем пользоваться в экономической борьбе не уздой административного нажима, а нашей растущей хозяйственной мощью. Одно дело подойти к частному купцу и закрыть судебным порядком его лавку; другое дело - если вы его вытесните в хозяйственной борьбе.
"В вопросе о темпе развития необходимо... иметь в виду крайнюю сложность задачи. Здесь следует исходить не из максимума темпа накопления на ближайший год или несколько лет, а из такого соотношения элементов народного хозяйства, которое обеспечивало бы длительно наиболее быстрый темп развития...
В области соотношения между развитием тяжелой и легкой индустрии равным образом необходимо исходить из оптимального сочетания обоих моментов. Считая правильным перенесение центра тяжести в производство средств производства, нужно при этом учитывать опасность слишком большой увязки государственных капиталов в крупное строительство, реализующееся на рынке лишь через ряд лет; с другой стороны, необходимо иметь в виду, что более быстрый оборот легкой индустрии (производство предметов первой необходимости) позволяет использовать ее капиталы и для строительства в тяжелой индустрии при условии развития легкой индустрии".
Мы должны научиться культурно управлять в сложных условиях реконструктивного периода.
Эту задачу возможно решить, лишь поняв следующее: мы не перестроили так своих рядов, как того требует реконструктивный период.
У нас должен быть пущен в ход, сделан мобильным максимум хозяйственных факторов, работающих на социализм. Это предполагает сложнейшую комбинацию личной, групповой, массовой, общественной и государственной инициативы. Мы слишком все перецентрализовали.
2 группа - Позиция И.Сталина
Прежде всего, общий вопрос о главных источниках развития нашей индустрии, о путях обеспечения нынешнего темпа индустриализации.
Я думаю, что главных источников, питающих нашу индустрию, имеется у нас два: во-первых, рабочий класс и, во-вторых, - крестьянство. В капиталистических странах индустриализация обычно происходила, главным образом, за счет ограбления чужих стран, за счет ограбления колоний или побежденных стран, или же за счет серьёзных более или менее кабальных займов извне.
Что же остается в таком случае? Остается одно: развивать промышленность, индустриализировать страну за счет внутреннего накопления. Но где главные источники этого накопления? Их, этих источников, как я уже говорил, два: во-первых; рабочий класс, создающий ценности и двигающий вперед промышленность; во-вторых - крестьянство.
Это есть добавочный налог на крестьянство в интересах подъема индустрии, обслуживающей всю страну, в том числе крестьянство. Это есть нечто вроде "дани", нечто вроде сверхналога, который мы вынуждены брать временно для того, чтобы сохранить и развить дальше нынешний темп развития индустрии, обеспечить индустрию для всей страны, поднять дальше благосостояние
Не ясно ли, что все наше продвижение вперед, каждый наш сколько-нибудь серьезный успех в области социалистического строительства является выражением и результатом классовой борьбы в нашей стране? Но из всего этого вытекает, что, по мере нашего продвижения вперед, сопротивление капиталистических элементов будет возрастать, классовая борьба будет обостряться, а Советская власть, силы которой будут возрастать все больше и больше, будет проводить политику изоляции этих элементов, политику разложения врагов рабочего класса, наконец, политику подавления сопротивления эксплуататоров, создавая базу для дальнейшего продвижения вперед рабочего класса и основных масс крестьянства.
Было ли ошибкой применение чрезвычайных мер в условиях хлебозаготовительного кризиса? Теперь все признают, что не было ошибкой, что, наоборот, чрезвычайные меры спасли страну от общехозяйственного кризиса. Что заставило нас применить эти меры? Дефицит в 128 млн. пудов хлеба к январю этого года, который мы должны были восполнить до распутицы и создать вместе с тем нормальный темп хлебозаготовок.
Могли ли мы не итти на чрезвычайные меры при отсутствии хлебных резервов этак миллионов в 100 пудов, необходимых для того, чтобы выждать и интервенировать рынок, в смысле снижения цен на хлеб, или при отсутствии достаточных валютных резервов, необходимых для того, чтобы ввезти из-за границы большие партии хлеба? Ясно, что не могли. А что было бы, если бы мы не восполнили этот дефицит? У нас был бы теперь серьезнейший кризис всего народного хозяйства, голод в городах, голод в армии
Наконец, нам абсолютно необходим резерв для экспорта хлеба. Нам нужно ввозить оборудование для индустрии. Нам нужно ввозить сельскохозяйственные машины, тракторы, запасные части к ним. Но сделать это нет возможности без вывоза хлеба, без того, чтобы накопить известные валютные резервы за счет экспорта хлеба. Особенность текущего момента состоит в том, что первая задача по поднятию индивидуального крестьянского хозяйства, являющаяся все еще главной задачей нашей работы, стала уже недостаточной для разрешения зерновой проблемы.
Особенность текущего момента состоит в том, чтобы первую задачу дополнить практически двумя новыми задачами по поднятию колхозов и поднятию совхозов.
Без сочетания этих задач, без настойчивой работы по всем этим трем каналам невозможно разрешить зерновую проблему ни в смысле снабжения страны товарным хлебом, ни в смысле преобразования всего нашего народного хозяйства на началах социализма. Исходным пунктом, наших тезисов является положение о том, что быстрый темп развития индустрии вообще, производства средств производства в особенности, представляет основное начало и ключ индустриализации страны, основное начало и ключ преобразования всего нашего народного хозяйства на базе социалистического развития.
Но что значит быстрый темп развития индустрии? Это значит - побольше капитальных вложений в промышленность. А это ведёт к напряжённости всех наших планов, и бюджетного и внебюджетного. И действительно, характерная черта наших контрольных цифр за последние три года, за период реконструкции, состоит в том, что они составляются и осуществляются у нас под знаком напряжённости
Внешние условия. Мы пришли к власти в стране, техника которой является страшно отсталой. Наряду с немногочисленными крупными промышленными единицами, более или менее базирующимися на новой технике, мы имеем сотни и тысячи фабрик и заводов, техника которых не выдерживает никакой критики с точки зрения современных достижений. А между тем мы имеем вокруг себя целый ряд капиталистических стран, обладающих гораздо более развитой и современной промышленной техникой, чем наша страна.
Что нужно сделать, чтобы ликвидировать это противоречие? Для этого необходимо добиться того, чтобы догнать и перегнать передовую технику развитых капиталистических стран. Мы догнали и перегнали передовые капиталистические страны в смысле установления нового политического строя, Советского строя. Это хорошо. Но этого мало. Для того, чтобы добиться окончательной победы социализма в нашей стране, нужно ещё догнать и перегнать эти страны также в технико-экономическом отношении. Либо мы этого добьёмся, либо нас затрут.
"Мы догнали и перегнали передовые капиталистические страны в политическом отношении, построив диктатуру пролетариата. Но этого мало. Мы должны использовать диктатуру пролетариата, нашу социализированную промышленность, транспорт, кредитную систему и т. д., кооперацию, колхозы, совхозы и т. д. для того, чтобы догнать и перегнать передовые капиталистические страны также и экономически". Таковы внешние условия, диктующие нам быстрый темп развития нашей индустрии.
Внутренние условия. Но кроме внешних условий есть ещё внутренние условия, диктующие быстрый темп развития нашей индустрии, как ведущего начала всего нашего народного хозяйства. Я имею в виду чрезмерную отсталость нашего земледелия, его техники, его культуры.
Я имею в виду наличие в нашей стране преобладающего большинства мелких товаропроизводителей с их раздроблённым и совершенно отсталым производством, в сравнении с которым наша крупная социалистическая промышленность выглядит как остров среди моря, остров, база которого расширяется с каждым днём, но который всё еще представляет остров среди моря.
Тезисы и сравнение позиций И.В.Сталина и Н.Бухарина
Анализ причин кризиса и поиск путей выхода из сложной ситуации привел к формированию двух точек зрения. Сталин считал, что кризис вызван недостаточно быстрым развитием индустрии, порождающим товарный голод. А мелкотоварное крестьянское хозяйство не способно обеспечить интересы растущей промышленности. Кризис носит также классовый характер, так как «эксплуататор-кулак» сознательно тормозит социалистические перемены в стране. Бухарин считал, кризис в первую очередь вызван ошибками в экономической политике руководства партии и страны, так как именно она привела к отсутствию резервного фонда промышленных товаров и продовольствия, серьезному разрыву цен на зерновые и технические культуры.
Сталин предложил сконцентрировать все материальные и финансовые ресурсы для проведения ускоренной индустриализации страны, признавая возможность построения социализма в одной, отдельно взятой стране. Высокие темпы индустриализации должны быть обеспечены любой ценой. Для этого необходимо преодолеть кризис и заняться переустройством сельского хозяйства на базе создания высокотоварных коллективных хозяйств, которые должны были оказаться эффективней индивидуальных и больше соответствовали социалистическому идеалу. Лишь колхозы смогут обеспечить дешевым хлебом города, а также создадут возможности для увеличения хлебного экспорта. Они должны стать надежным каналом перекачки ресурсов на нужды индустриализации из деревни. В то же время будет обеспечено уничтожение кулачества («раскулачивания») – «последнего эксплуататорского класса» и тем самым обеспечен полный партийно-государственный контроль над крестьянством.
Бухарин поддерживал идеи ускоренной индустриализации и строительства социализма в СССР, не дожидаясь мировой революции. Но темпы индустриализации следует определять так, чтобы не нарушить экономические пропорции, между промышленностью и сельским хозяйством. Для преодоления кризиса необходимо принять ряд мер в деревне. Основой аграрного сектора еще длительное время должно оставаться индивидуальное крестьянское хозяйство. Выйти из кризиса, не прибегая к чрезвычайным мерам по отношению к крестьянству (против создания колхозов), за счет использования, главным образом, экономических рычагов, включая закупки хлеба за границей и развитие кооперативных форм в деревне. В отношении кулаков усилить налогообложение.
Предварительный просмотр:
Приложение № 3
1 студент. В 1927 году началась разработка первого пятилетнего плана экономического и социального развития СССР. В мае 1929 года он был утверждении V Всесоюзным съездом Советов. План предусматривал увеличить производство промышленной продукции на 180%, причем продукции тяжелой промышленности на 230%, а сельскохозяйственной на 55%. Уже в декабре 1929 года Сталин выдвинул лозунг: «Пятилетку в четыре года». Первый пятилетний план 1928-1932, Второй пятилетний план 1933-1937 года.
. Вступили в строй Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургический комбинаты, крупные угольные шахты Донбасса и Кузбасса, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы.Все эти успехи превратили СССР из страны, ввозящей промышленное оборудование, в страну его производящую. В годы второй пятилетки были введены в строй Уральский и Краматорский заводы тяжелого машиностроения, Челябинский тракторный и Уральский вагоностроительный завод, металлургические заводы «Азовсталь» и «Запорожсталь», авиационные заводы в Москве, Харькове, Куйбышеве.
2 студент. 31 августа 1935 г. шахтер Алексей Стаханов, благодаря особым условиям организации труда, установил рекорд: за 5 час. 35 минут добыл 102 тонны угля – 14 норм. С этого времени в историю вошли слова «стахановец», «стахановское движение», «работать по-стахановски». Начались социалистические соревнования на производстве. Намеченный Сталиным 10-летний срок страна, все-таки пробежала, обогнав по своей индустриальной мощи крупнейшие государства Европы.
1 студент. Большинство важных объектов первой пятилетки было построено руками заключенных, в том числе Беломорканал, соединивший Белое и Балтийское море.Каждый подневольный строитель назывался заключённый каналоармеец, строительством канала с 1931 по 1933 год. Работали заключенные за паек – буханку хлеба и «баланду» из мороженой рыбы. Не меньшим стимулом для ударной работы служили трупы казнённых заключённых, развешанные по сторонам канала. Согласно официальным данным, всего за время строительства 1931—1933 г. умерло 10 936 заключённых.Реальные успехи пятилеток достигались за счет снижения уровня жизни народа. Цены на продукты питания и первой необходимости были высокими. Рабочие в принудительном порядке должны были подписываться на государственный заем в размере двух-четырехнедельного заработка. Эти деньги шли на нужды индустрии.Квартирная плата была низкой, но рабочие жили в коммунальных квартирах или бараках без всяких удобств. Изначально восторжествовал принцип – сначала завод, а потом уже жилье и прочее.
2 студент.Многие рабочие испытывали неприязнь к стахановским экспериментам, которые приводили в конечном итоге к увеличению норм выработки, продолжительности рабочего времени, существенной разнице в зарплате. Отставали в развитии легкая промышленность, аграрный сектор. Появился дефицит на многие товары массового спроса, в том числе и на продукты питания.
Предварительный просмотр:
Приложение №4
Тема: "Индустриализация в СССР"
В предгорьях Кузнецкого Алатау
(Из воспоминаний главного инженера Кузнецкстроя академика И.П. Бардина)
"...Работали круглые сутки. Ночью площадку освещали прожектора, ночные смены не хотели снижать выработку. Когда на половине котлована вдруг обнаружь плывуны, продолжали рыть, стоя по пояс в ледяной воде... Земляные работы не прекращались и тогда, когда сильные морозы сковывали вязкую, глинистую почву площадки. Экскаваторщики задыхались на морозе, но каменную землю надо во что бы то ни стало разломать. Комсомольцы объявили субботник. Дезертиров не было. Были энтузиасты, борцы. В густом морозном тумане начали колотить землю кайлами. Коченели ноги, обмерзали пальцы, но ни один боец не покинул фронта. На освещенной прожекторами площадке работали всю ночь. И победили мороз, стужу, победили упрямую Сибирь".
(Бардин И.П. Жизнь инженера. М., 1938. С. 181-182.)
Еадокия и Мария Виноградовы — зачинатели стахановского движения в текстильной промышленности
"...Посоветовались мы тогда с Дусей Виноградовой (мы не сестры, а однофамилицы и подруги) и с общественными организациями и тоже решили поддержать это новое начинание. К этому времени мы перешли на обслуживание 100, а потом 144 станков, но и это не было пределом... У нас появилось много последователей не только на нашей фабрике, но и далеко за ее пределами!"
(Вопросы истории. 1968. № 11. С. 125.)
Трудовой подвиг сталевара Макара Мазая
В1936 г. Макар Мазай установил мировой рекорд, сняв за смену 12 т стали с квадратного метра пода печи. В то время Нарком тяжелой промышленности СССР Г. К. Орджоникидзе высоко отозвался о трудовом подвиге сталевара.
Профессора и академики нам прямо голову забивали, что больше чем четыре тонны с одного квадратного метра площади пода мартеновской печи дать не можем. Акакой-то комсомолец Мазай ахнул и дал двенадцать тонн... Но, может быть, это было лишь один раз? Нет, в течение 25 дней он давал по двенадцать тонн. Этого нигде в мире нет.
(Москвитин М. Повесть о Макаре Мазае. М., 1971. С. 37.)
Из воспоминаний участника строительства Сталинградского тракторного завода СЗ. Гинзбурга:
«Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строительную площадку. <...> Каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своем участке работы делала все возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек. <...>
Страна была охвачена пафосом строительства. Поразителен героизм строителей в годы первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали революции, социализму все силы и саму жизнь...
Сейчас уже трудно представить условия, в которых начинались эти гигантские работы. Ведь механизации не существовало почти никакой.
Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполнялись артелями грабарей. <...>
И вся их «техника» состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопаты. <...>
С развертыванием широкого фронта работ основной политической задачей партийная организация строительства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: «Догнать и перегнать американские темпы в строительстве». Вот тут и началось социалистическое соревнование.
На стройку пришло много молодежи, комсомольцев, которые стали активными организаторами ударных бригад.
Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым ее шагом было введение непрерывной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отдыхали, нельзя от этого отступать. Некоторые даже ушли со стройки — не могли смириться с нарушением «завета отцов».
Предварительный просмотр:
Приложение№ 5
Изучите статистические данные
Таблица № 1. Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции в СССР, США, Англии и Франции.
Страны | 1918–1929 г. | 1930–1941 г. |
1. СССР: Вся пром-ть 2. США 3. Англия 4. Франция |
6,9 3,1 1,2 7,9 |
16,5 1,2 2,1 –2,2 |
Таблица № 2. Число построенных, восстановленных и введенных в действие крупных государственных промышленных предприятий.
Годы | Число предприятий |
1918–1929 1-я пятилетка (1928–1932) 2-я пятилетка (1933–1937) | 2200 1500 4500 |
Таблица № 3. Ввод в действие важнейших производственных мощностей.
Фактическая мощность в 1913 г. | Введено мощностей в | |
Уголь, млн. т. в год | 29 | 189 |
Ответьте на вопросы:
1.Какие изменения произошли в экономике СССР в ходе индустриализации?
2.Какие новые отрасли появились в структуре советской экономики в ходе индустриализации?
3.Какие отрасли промышленности развивались наиболее быстрыми темпами и почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по истории "Расширение границ СССР в конце 30-х годов 20 века" 9 класс
презентация рассказывает о присоединениии к СССР западной Украины и Белоруссии, Прибалтики, о советско-финской войне....
Контрольный тест по теме «Перестройка в СССР. Россия в конце XX – начале XXI веков»
1. Высшим органом государственной власти в СССР по новому избирательному закону 1988г. стал:А) Государственный совет...
Взаимоотношения между СССР и Германией в 20е годы XX века
Дипломотические отношения...
Презентация урока "Культура и наука СССР в 60-80-е гг. 20 века"
Цель урока познакомить учащихся с достижениями культуры и науки СССР в 60-80-х гг. 20 века....
СССР в 20-30-е годы 20 века
филворд...
Повторительно-обобщающий урок по теме "СССР в 20-30-е гг. XX века" (Своя игра)
Презентацию можно скачать в моём личном кабинете на сайте Прошколу.руhttp://www.proshkolu.ru/user/lesna/file/6379320/...
Приложение к уроку " Коллективизация в СССР в 20-30-е гг. XX века "
Материалы к уроку теоретического обучения "Коллективизация в СССР в 20-30-е гг. XX века"...