Коренной перелом в ходе Второй мировой войны
методическая разработка по истории (9 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема занятия | Коренной перелом в ходе Второй мировой войны |
Тип занятия | Комбинированный |
Вид занятия | Изучение нового материала |
Цель занятия | Сформировать у обучающихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, ее участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом. |
Задачи | На основании фактов сформировать общее представление о предпосылках коренного перелома и его важнейших событиях. Осмысление предпосылок коренного перелома, причин и последствий победы Красной Армии в Сталинградской битве. Оценить значимость поступка советских военнопленных с позиции гражданственности, патриотизма. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_uroka_istorii.docx | 42.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ново-Онохойская основная общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока истории
Коренной перелом в ходе
Второй мировой войны
учитель истории и обществознания
Архипова В. А.
п.Онохой
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема занятия | Коренной перелом в ходе Второй мировой войны |
Тип занятия | Комбинированный |
Вид занятия | Изучение нового материала |
Цель занятия | Сформировать у обучающихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, ее участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом. |
Задачи | На основании фактов сформировать общее представление о предпосылках коренного перелома и его важнейших событиях. Осмысление предпосылок коренного перелома, причин и последствий победы Красной Армии в Сталинградской битве. Оценить значимость поступка советских военнопленных с позиции гражданственности, патриотизма. |
Образовательные результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Проявлять доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им; проявлять устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку преподавателей, товарищей, учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществлять пошаговый контроль. Познавательные: ставить и формулировать проблему и цели урока, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера; ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирать наиболее эффективные из них Коммуникативные: договариваться о распределении ролей и функций в совместной деятельности, учитывать различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию. | Называть хронологические рамки, основные периоды и даты крупнейших сражений Великой Отечественной войны; характеризовать вклад Советского Союза в победу над нацистской Германией; высказывать суждения о социально-нравственном опыте периода Великой Отечественной войны для современного общества. |
Организация образовательной среды | ||||
Педагогические технологии | Методы обучения | Образовательные ресурсы | Междисциплинарные и межкурсовые связи | Формы организации работы |
Развивающее проблемное обучение | Проблемный вопрос, частично-поисковый | Учебник О.В. Волобуев, С.П. Карпачев, П.Н. Романов, мультимедийная презентация, раздаточный материал, рабочие листы. | Обществознание Литература | Индивидуальная Фронтальная |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Формируемые образовательные результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||
Этапы | ||||
| ||||
Приветствие учащихся. Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, а также соответствующий психологический настрой. | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место. | Проявление доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости | ||
| ||||
Изучение нового материала целесообразно начать с повторения: - Как складывалась ситуация на первом этапе войны? В чём причины? Постановка проблемы: В 1942 году произошло событие, которое военные историки называют переломным, потому что оно оказало большое влияние на весь дальнейший ход Второй мировой войны. Западные исследователи считают таким событием Битву у Эль-Аламейна (Северная Африка). Отечественные историки утверждают, что таким событием была Сталинградская битва. -Если мы с вами возьмём в качестве гипотезы вторую точку зрения и попытаемся её доказать или опровергнуть, как будет звучать тема нашего урока? («Сталинградская битва - начало коренного перелома в Великой Отечественной войне»). - А какие цели мы поставим перед собой в связи с данной темой? | Отвечают на вопросы учителя. Слушают и обсуждают тему занятия, обсуждают цели занятия и пытаются самостоятельно их формулировать. | Проявлять эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Ставить и формулировать проблему и цели урока, учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществлять пошаговый контроль | Называть хронологические рамки, основные периоды и даты крупнейших сражений Великой Отечественной войны |
| ||||
Дает определение коренного перелома в войне: Коренной перелом – радикальное изменение в ходе войны, вызванное поражением одной из сторон, показывающее резкое возрастание военно-экономического и морального потенциала другой стороны. - Какие признаки коренного перелома можно выделить, исходя из этого определения? Организует заполнение сравнительной таблицы в рабочих листах «Сталинградская битва и сражение у Эль-Аламейна». Организует анализ статистических таблиц «Соотношение сил перед Сталинградской битвой».
Предоставляет для анализа диаграммы в учебнике, содержащие информацию о численности вооружения перед битвой. Организует работу учащихся с документами (см. приложения): 1. Как меняется настроение немецких солдат по мере продвижения к Сталинграду? 2. Какие качества советских воинов отмечают немцы? 3. На основе анализа данных писем, что можно сказать про моральный дух советской армии? Организует работу с извлечением из статьи Times: - как автор статьи характеризует причины поражения немецких армий? Работа с учебником: - Каковы потери немцев под Сталинградом? - Каковы последствия победы советских войск в Сталинградской битве? 23 октября по 4 ноября 1942 года произошло сражение около египетского селения Эль-Аламейн в ста километрах западнее Александрии, в ходе которого превосходящим британским силам удалось разгромить германо-итальянский Африканский корпус. Организует работу с документами «Взгляды историков на битву при Эль-Аламейне ». 1. Как историки оценивают битву в Северной Африке и её значение в ходе Второй мировой войны? Какие аргументы они приводят для доказательства своей позиции? 2. Исходя из анализа данных документов, можно ли считать, что сражение при Эль-Аламейне действительно стало коренным переломом в войне? | Коллективное обсуждение признаков коренного перелома в войне. Начинают заполнять сравнительную таблицу в рабочих листах «Сталинградская битва и сражение у Эль-Аламейна». Анализируют статистические таблицы и диаграммы, содержащие информацию про соотношение сил на Восточном и Североафриканском фронтах. Анализируют предоставленные документы, отвечают на вопросы, продолжают заполнение сравнительной таблицы. Анализируют содержание данной статьи, делают выводы. Работают с учебником, продолжают заполнение таблицы. Анализируют документы, продолжают заполнение таблицы. | Проявлять устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач | Адекватно воспринимать предложения и оценку преподавателей, товарищей, учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществлять пошаговый контроль. | Высказывать суждения о социально-нравственном опыте периода Великой Отечественной войны для современного общества |
| ||||
Предлагает обсудить вопросы и познавательные задания: - Каковы признаки коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны? - Почему победа под Москвой еще не означала коренного перелома в войне? - Каковы причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом? - Какой ответ на проблему урока мы можем дать? Какие гипотезы оказались верными? | Отвечают на вопросы, обсуждают познавательные задания. Делают выводы по гипотезе. | Проявлять доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Договариваться о распределении ролей и функций в совместной деятельности, учитывать различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию | Характеризовать вклад Советского Союза в победу над нацистской Германией |
| ||||
Подводит итоги урока. Предлагает учащимся высказать свое мнение по поводу занятия, на сколько комфортно они себя чувствовали, что понравилось или не понравилось. | Обсуждают итоги занятия, высказывают свое мнение по поводу урока. | Строят логическую цепочку рассуждения; развивают способность к самооценке. | Ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирать наиболее эффективные из них | Характеризовать вклад Советского Союза в победу над нацистской Германией |
Домашнее задание: Подготовить сообщение по теме «Мои земляки – участники ВОВ» | Воспринимают и уточняют задание |
Приложение № 1
Из писем немецких солдат из-под Сталинграда
23 августа 1942 г.: "Утром я был потрясен прекрасным зрелищем: впервые сквозь огонь и дым увидел я Волгу, спокойно и величаво текущую в своем русле… Почему русские уперлись на этом берегу, неужели они думают воевать на самой кромке? Это безумие".
Ноябрь 1942 г.: "Мы надеялись, что до Рождества вернемся в Германию, что Сталинград в наших руках. Какое великое заблуждение! Сталинград – это ад! Этот город превратил нас в толпу бесчувственных мертвецов.… Каждый день атакуем. Но даже если утром мы продвигаемся на двадцать метров, вечером нас отбрасывают назад.… Русские не похожи на людей, они сделаны из железа, они не знают усталости, не ведают страха. Матросы, на лютом морозе, идут в атаку в тельняшках. Физически и духовно один русский солдат сильнее целого нашего отделения".
30 декабря 1942 г.: "Во время атаки мы наткнулись на легкий русский танк Т-26, мы тут же его щелкнули прямо из 37-миллиметровки. Когда мы стали приближаться, из люка башни высунулся по пояс русский и открыл по нам стрельбу из пистолета. Вскоре выяснилось, что он был без ног, их ему оторвало, когда танк был подбит. И, невзирая на это, он палил по нам из пистолета!"
4 января 1943 г.: "Русские снайперы и бронебойщики, несомненно, – ученики Бога. Они подстерегают нас и днем и ночью, и не промахиваются. Пятьдесят восемь дней мы штурмовали один-единственный дом. Напрасно штурмовали… Никто из нас не вернется в Германию, если только не произойдет чудо… Время перешло на сторону русских".
Февраль 1943 г.: « Это письмо мне очень тяжело писать, каким же тяжелым оно будет для тебя! К сожалению, в нем нерадостные вести. Я ждал десять дней, но ситуация не улучшилась. А теперь наше положение стало настолько хуже, что громко говорят о том, что мы очень скоро будем совершенно отрезаны от внешнего мира. Нас заверили, что эта почта наверняка будет отправлена. Если бы я был уверен, что представится другая возможность, я бы еще подождал, но я в этом не уверен и потому, плохо ли, хорошо ли, но должен сказать все. Для меня война окончена…»
Вопросы:
- Как меняется настроение немецких солдат по мере продвижения к Сталинграду?
- Какие качества советских воинов отмечают немцы?
- На основе анализа данных писем, что можно сказать про моральный дух советской армии?
Приложение №2
Из статьи американской газеты Times от 28 января 1943 г.
«Теперь конец уже близок. Гигантское наступление Гитлера провалилось. Его генералы столкнулись с противником, превосходящим их в военном искусстве. Но дело не только в этом. Другой причиной поражения немецких армий стало потрясающее мужество русских солдат и русского народа, становившихся только сильнее после каждой неудачи, защищающих свою родину, свои города и свои надежды на будущее с тем же упорством, что и их предки, обратившие в бегство куда более великого полководца, чем Гитлер».
Вопрос: как автор статьи характеризует причины поражения немецких армий?
Приложение №3
Сражение при Эль-Аламейне (Северная Африка)
Операция | Личный состав (тыс.чел.) | Орудия и миномёты (тыс.шт.) | Танки и САУ (тыс.шт.) | Боевые самолёты (тыс.шт.) | ||||
Англо-американские войска | Фашистские войска | Англо-американские войска | Фашистские войска | Англо-американские войска | Фашистские войска | Англо-американские войска | Фашистские войска | |
Сражение под Эль-Аламейном (1942) | 230 | 80 | 2,31 | 1,22 | 1,44 | 0,54 | 1,50 | 0,35 |
23 октября по 4 ноября 1942 года произошло сражение около египетского селения Эль-Аламейн в ста километрах западнее Александрии, в ходе которого превосходящим британским силам удалось разгромить германо-итальянский Африканский корпус. А через две недели, 19 ноября 1942 года, начался разгром германской армии под Сталинградом, завершившийся 2 февраля.
Из работы В. Кожинова «Великая война России»
«В западной литературе, а подчас под ее влиянием в нынешней «российской», эти два события истолковываются чуть ли не как равноценные, хотя такая постановка вопроса попросту смехотворна. В сражении при Эль-Аламейне итало-германские войска насчитывали всего 80 тысяч человек (в большинстве – итальянцев), оборонявших фронт протяженностью 60 км, а под Сталинградом – более чем миллионное войско Германии и ее союзников действовало на фронте длиной около 400 км. Но наиболее показательно, что в Сталинградской битве потерпела полный разгром 1/6 часть – 16,3 % – всех тогдашних вооруженных сил противника, а при Эль-Аламейне – всего лишь около 1,3 % (!) этих сил.
Нельзя умолчать еще и о том, что британцы имели при Эль-Аламейне почти троекратное превосходство в людях – 230 тысяч против 80 тысяч. Многозначительно, что Гитлер, который обычно сурово наказывал своих генералов за поражения, не только не сделал этого в отношении командовавшего Африканским корпусом Роммеля, но, наградив его 17 марта 1943 года «бриллиантами к Рыцарскому кресту», вскоре же – после того, как американо-английские войска 10 июля 1943 года высадились на Сицилии, – поручил ему командование группой армий в Италии».
Из работы В.Г. Кикнадзе, В.В. Изонова «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Мифы и реальность»
«Многие западные политики, военные деятели и историки победу под Эль-Аламейном пытаются квалифицировать как «поворот судьбы во Второй мировой войне». Но ни по составу противоборствующих сил, ни по размаху, ни по своей значимости для хода всей войны в целом сражение под Эль-Аламейном не может идти ни в какое сравнение с битвой под Сталинградом… Примечательна оценка действий войск союзников в Северной Африке, в том числе и планировавшихся, сделанная одним из лидеров Большой тройки. «… Масштабы этих операций, – писал о них У. Черчилль И.В. Сталину 11 марта 1943 г., – невелики по сравнению с громадными операциями, которыми Вы руководите». Реального влияния на военно-политическую обстановку в мире события в Северной Африке не оказали, да и не могли оказать. Они привели лишь к распылению сил союзников. При этом стало ясно, что и в 1943 г. их основные усилия будут сосредоточены на Средиземноморском театре военных действий.
Вопросы:
1. Как историки оценивают битву в Северной Африке и её значение в ходе Второй мировой войны? Какие аргументы они приводят для доказательства своей позиции?
2. Исходя из анализа данных документов, можно ли считать, что сражение при Эль-Аламейне действительно стало коренным переломом в войне?
Приложение №4
Рабочий лист
Фамилия, имя обучающегося_____________________________________________________________________________
- Выделите признаки коренного перелома:
Коренной перелом
- Заполните таблицу
«Сталинград и Эль-Аламейн»
Вопросы для сравнения | Сталинградская битва | Битва при Эль-Аламейн |
Участники битвы | ||
Соотношение сил в сражении | ||
Причины победы | ||
Итоги и последствия сражений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 11 классе "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны"
Урок по истории в 11 классе "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны" разработан на основе технологии проблемного обучения и с использованием ИКТ....
Тестовый контроль к уроку "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны"
Тестовый контроль к уроку в 11 классе "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны может быть использован для закрепления изученного материала....
Урок по истории России в 9 классе « Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».
Охарактеризовать значение Сталинградской битвы как коренного перелома во Второй мировой войне. Раскрыть причины победы советского народа на Волге....
Курская битва. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Тематический урок посвященный 70-летию Курскойбитвы проведенный с обучающимися 8-11 классов МОБУ СОШ №3 с.Бураево. ...
Тема: «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Курская битва. Наши земляки приближали Победу»
Цель: показать ход и раскрыть значение Орловско - Курской битвы как завершающего этапа коренного перелома в ходе войны. Воспитать чувства патриотизма, самопожертвования на примере героизма советских в...
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 11 КЛАССЕ: «Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»
открытый урок на конкурс "Учитель года"...
Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Значение победы над фашизмом.
Задания для обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий....