Урок по ОРКСЭ Введение во храм Пресвятой Богородицы
методическая разработка по истории (5 класс)

Евграфова Надежда Анатольевна

цель урока - сформировать представление о православном празднике Введение во храм Пресвятой Богородицы, выяснить его значение в жизни русского народа,познакомить с русскими традициями, связанными с праздником

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vvedenie_vo_hram_presvyatoy_bogoroditsy.doc345.5 КБ

Предварительный просмотр:


Тема:
«Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Учитель ОРКСЭ

МАОУ «СОШ п.Красный Текстильщик»

муниципального образования «Город Саратов»
Евграфова Надежда Анатольевна


Цели:

  1. Сформировать представление о православном празднике Введение во храм Пресвятой Богородицы; выяснить его значение в жизни народа; познакомить с народными традициями, связанные с данным праздником.
  2. развивать речь учащихся, память;
  3. воспитывать любовь к народным традициям, нравственные качества человека.

Формирование УУД

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому материалу; бережное отношение к духовно – культурным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре христианства как хранительнице общечеловеческих ценностей; способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей; готовность использовать полученные знания, в повседневной жизни.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять действия для её решения; планировать свои действия.

Познавательные: анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы; строить логическое рассуждение.

Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия; использовать речь в регуляции своего действия; участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; соблюдать правила речевого поведения.

Методы: работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, рефлексия.

     Оборудование:  компьютер

Ход урока.

№ этапа урока

Этапы и ход урока

Оборудование, записи в тетради и на доске, оформление

1.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Посмотрите в окно. Какое время года?  (Первый день зимы)

Действительно, зима начинается, а год заканчивается. Вот и прошла ещё одна осень.

2.

Актуализация знаний и проверка ранее изученного материала.

-Вспомните, какие осенние праздники православная Церковь отмечет осенью? (Покров, Рождество Богородицы).

Давайте вспомним об этом чуть подробнее. А для этого я предлагаю разгадать кроссворд.

  1. Чтоб не плавать без ветрил,

чтоб маяк пред вами был,

исполнялась жизни мера,

нам нужна лишь наша… (вера),

  1. После какого праздника на Руси начиналась пора свадеб?  (После Покрова, вспомнить дату 14 октября)

Рассказать коротко о событиях этого праздника.

  1. В каком месяце начинается церковный год? (сентябрь)
  2. У кого она в достатке  

     С тем дружить легко и гладко

Для души приобрету

Я у Бога… (доброту)    

5.Как называется день святого, имя которого мы носим?  (день Ангела или именины)  

  1. Как зовут маму Девы Марии? (Анна)         
  2.   Как зовут отца Девы Марии?  (Иоаким)     

 

Расскажите о событиях, связанных с рождением Богородицы. Вспомнить дату 21 сентября          

Мы с вами вспомнили два очень важных и значимых события: Рождество Богородицы и Покров. А знаете ли вы, что Куликовская битва, которая была 640 лет назад,  началась именно в день Рождества Богородицы, а закончилась на Покров.   Это несёт в себе великий духовный смысл: сама Богородица была заступницей и помощницей нашему народу в этой великой битве.

  1. С какой богородичной иконой связан тот факт, что не люди были её хранителями, а сама Богородица через свою икону  стала защитницей и покровительницей. (Иверская)

А какое у нёё второе название? (Вратарница).

Сейчас это икона прибывает на Афоне. А на месте, куда приплыла по водам эта икона, установлен напротив Иверского монастыря памятный крест.

Посмотрите какое слово у нас получилось по вертикали? (Введение)

Презентация на компьютере:

слайд 1 с кроссвордом.

Икона Покров.

Икона  Святой Анны с Богородицей

Икона  Иоакима с анной и Богородицей

Икона Рождества Богородицы

Икона Иверская, фото Креста, возведенного на месте появления этой иконы.

3.

Новая тема.

 

Это первое слово нашей новой темы.

Чтобы узнать второе слово – разгадайте ребус.

Теперь получилось Введение во храм…  И вы, наверное догадались кого! А для проверки вашей догадки откройте дневники и посмотрите – какой праздник выпадает на ближайшее воскресенье, т.е на 4 декабря. (Введение во храм Пресвятой Богородицы)

Запишите тему урока себе в тетрадь.

Учитель: (Попросить учащихся во время объяснения записывать в столбик все числа, которые они услышат во время рассказа, а  на полях слова, значение которых вам было непонятно. Далее обратить внимание на слово отроковица)  

Только до трёх лет воспитывалась святая Отроковица в родительском доме. Родителям нелегко было расстаться со своей Дочерью, ставших для них великим утешением. Однако они побороли в себе голос родительской любви и решили, как и обещали, отдать свою Дочь на служение Богу. Торжественно со светильниками, в сопровождении девочек-сверстниц, а также своих родственников, отправляются родители Марии в храм. Но не в скорби сопровождают Иоаким и Анна Дочь, так как видят, что Мария с радостью стремится в храм Божий, как в свой родной дом.

Этот момент как раз изображён на иконе. Вот она. Обратить внимание на голубой цвет слайдов – цвет Богородицы

В храме уже были предупреждены о предстоящем посвящении Марии на служение Богу. Её встречал первосвященник (самый главный священник) Захария и другие священники. К храму вели 15 высоких ступеней. Иоаким и Анна подвели маленькую Марию к первой из них. И неожиданно Она уверенно и самостоятельно преодолела все ступеньки и встала перед Захарией. И тут произошло необыкновенное событие! По особенному внушению Божиему, Захарий не только не остановил Марию, но к удивлению всех оставшихся внизу родственников повёл Её в глубь храма, в самое святое место – Святое Святых, место особого Божьего присутствия.

Сюда не имели право входить даже священники. И только Захария, как первосвященник один раз в году входил в Святое Святых.

После обряда посвящения Отроковицы Марии на служение Богу Иоаким и Анна возвратились в свой город Назарет, а Пресвятая Мария осталась жить при храме. В храме было 90 отдельных комнат-келий. Часть из них отводилась девам, посвятившим свою жизнь Богу, остальные комнаты занимали вдовы, давшие обет безбрачия.

11 лет прожила Мария в храме. Чем же Она занималась? Читала Священное Писание, занималась рукоделием. Она сразу всех удивила тем, что легко постигла самые трудные места священных книг, лучше всех взрослых, изучавших это книги всю жизнь.

Напомните мне, когда же Православная Церковь отмечает это событие? Кто забыл, снова загляните а ваши дневники (4 декабря).

Этот праздник относится к самым главным  12 праздникам года. Поэтому и называется он двунадесятым. Прослушивание стихотворения

Для каждого праздника существует праздничное песнопение, которое называется тропарь. Давайте запишем новое слово в ваши словарики.

Прослушивание тропаря

Тропарь:

Сегодня предвестие благоволения Божия и проповедь о спасении людей. В храме Божием торжественно является Дева и всем возвещает Христа. А мы ей громко воскликнем:

Радуйся, исполнение промышления о нас Создателяю.

           И вот Марии исполнилось 14 лет. Вскоре умирают её родители. Иоаким умер в возрасте 80 лет. Мама ещё некоторое время жила вместе с Марией в храме, а потом тоже умерла.

Из маленькой девочки она стала Девой.

Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева. Сегодня трудно даже поверить, что у Нёё была земная жизнь, заполненная человеческими заботами, радостями и страданиями. Мы привыкли воспринимать Царицей Небесной, а Она имела свои земные черты характера – склонность к покою, задумчивости, о чём свидетельствуют Её современники. Божественную трогательную улыбку Девы Марии навечно запечатлели иконописцы, это и не улыбка даже, а образ самой доброты.

Святой Амвросий в облике Богородицы подмечает те черты, которые могут служить идеалом человека: «Она была не многоречива, любительница чтения… Правилом её было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель…  У Неё не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид её был выражением души, олицетворением чистоты.»

Из преданий современников Девы проступает вполне зримый образ. Церковный историк Никифор Каллист словесно так Его нарисовал: «Она была роста среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, губы цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы длинные».

Наипервейшим иконописцем, оставившим наиболее точный облик Богородицы, был ученик апостола Павла и его помощник святой евангелист Лука. Святой Лука пишет образ Девы Марии и преподносит его Ей непосредственно. Она, увидев первую икону Богоматери, а точнее свой образ, невольно изрекла: «Благодать родившегося от Меня и Моя с нею икона да будет!» Это есть икона Владимирской Богоматери. Сейчас эта икона находится в храме при Третьяковской галереи в г. Москве.

Слайд №2 ребус

Ответ: во храм

Слайд №3 Название темы урока

Слайд №4 икона Введение…

Слайд №5 – определение тропаря

Тропарь – праздничное короткое песнопение, посвященное тому или иному празднику, святому, прославляющее его.

Слайд №6 – икона

Умиление

Слайд №7 – икона Владимирская и Лука.

4.

Народные традиции

А как же в Росси помнят этот праздник?

(Ответы учеников, подготовившихся заранее)

1 ученик. Наши благочестивые предки, отмечая праздник, отправлялись в храм уже не на телеге, а на санях, и дорогой припевали:

Введенье пришло

Зиму в хату завело,

В сани коней запрягло

В путь-дорожку вывело,

Берег с берегом связало,

Воду к земле приковало,

Снег заледенило,

Малых ребят,

Красных девчат

В салазки усадило,

На ледянке с горы покатило…

2 ученик. В старину после Введение во храм пресвятой Богородицы начинался зимний торг. Белокаменная Москва, да и другие города начинали торговать санями. В Москве сани складывались целыми грудами-горами на Лубянской площади (название площади сохранилось с тех пор). Сами продавцы, нет-нет, да и выкрикивали заходившему в ряды московскому люду прибаутки:

Вот санки-самокаты.

Разукрашены, богаты,

Разукрашены, раззолочены,

Сафьяном оторочены!

Введеньев торг у двора,

Санкам ехать пора!

Сани сами катят,

Сами ехать хотят!

К вечеру, если не вся, то добрая часть Москвы каталась на новых санях.

3 ученик: А русские женщины, занимавшиеся в позднюю осеннюю и зимнюю пору рукоделием, к празднику Введение Богородицы во храм, старались смастерить подарок для своих ребятишек, особенно девочек, тат как их чествовали в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Так вот старались мастерицы – бабушки, мамы, сестрицы – сделать маленьким девочкам в подарок к празднику тряпичную самодельную куклу.

Слайд №8 – Русские сани

Слайд №9,10 - куклы

5.

Закрепление и повторение:

Записать на доске получившийся ряд чисел в столбик.

Должен получиться ряд чисел:

3 – года было Богородице, когда Её привели родители в храм;

15 – ступеней вели в храм;

90 – комнат было в храме;

до14 – лет Богородица жила в храме;

11 – лет провела Богородица в храме;

80 – лет было Иоакиму, когда он умер;

4 – декабря празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы.

12 – двунадесятый праздник.

К каждому числу дать объяснение (устно).

6.

Итоги.

Введение во храм имело в жизни Пресвятой Богородицы огромное значение. Оно переменило жизнь юной Девы так, что это событие иногда называют вторым рождением Богородицы, рождением для новой жизни, посвящённой одному Богу.

Богородица в судьбе России, как мать для младенца. В почитании Божьей Матери русскими людьми – особая тайна. Кроется она в надежде на всесильное заступничество перед Богом.

Более православного имени нет на Руси, нежели Пресвятой Богородицы. С самого начала русской истории Богоматери посвящаются храмы, пишутся иконы: сегодня их более 300.

Мы с вами живем в стране, которая называется домом Пресвятой Богородицы, потому что русские люди всегда любили и почитали Её. Поэтому вы должны гордиться и радоваться, что родились и живёте именно в России, в стране, которой покровительствует Сама Царица Небесная.

 

 Слайд № 11 – Россия – дом Пресвятой Богородицы

7

Домашнее задание:

Когда маленькая Мария шла в храм, то она испытывала большую душевную радость. Вопросы для домашней работы:

  1. Чему я больше радуюсь: когда мне дарят подарки, конфеты; когда меня хвалят; когда я могу порадовать маму чем-либо?
  2. Чем я могу её порадовать?
  3. Как можно порадовать ещё кого-нибудь?
  4. Кого мне порадовать?

Записать объяснение к каждому числу.

Раздать листочки с домашними вопросами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Введение во храм Пресвятой Богородицы"

Литературно -музыкальная композиция....

Сценарий "Введение во храм Пресвятой Богородицы"

Внеклассное мероприяте по духовно-нравсвенному воспитанию, которое рассказывает об одном из событий из жизни Пресвятой Богородицы. Можно проводить с детьми среднего возраста....

Рождество и Введение во храм Пресвятой Богородицы

Сценарий внеклассного мероприятия по Основам православной культуры. Двунадесятые православные христианские праздники. Может быть использован для детей начальной и средней школы...

Презентация:"Введение во храм Пресвятой Богородицы"

Презентация:"Введение во храм Пресвятой Богородицы"...

Презентация:"Введение во храм Пресвятой Богородицы"

Презентация:"Введение во храм Пресвятой Богородицы"...