Введение в историю древнего мира
план-конспект урока по истории (5 класс)

Зуева Дарья Вадимовна

Цели:

1.      Дать представление об истории как науке.

2.      Ответить на главный вопрос: ”Для чего нужно изучать историю?”

3.      Дать представление об источниках исторической информации, помогающих воссоздать картины прошлого в сознании людей.

Начать формирование навыков работы с историческими источниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvodnyy_urok_po_istorii_5_klass.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1. Введение в историю древнего мира

Цели:

  1. Дать представление об истории как науке.
  2. Ответить на главный вопрос: ”Для чего нужно изучать историю?”
  3. Дать представление об источниках исторической информации, помогающих воссоздать картины прошлого в сознании людей.
  4. Начать формирование навыков работы с историческими источниками.

Оборудование урока: историческая карта, книги, изданные в прошлых веках, артефакты

Учитель: В этом учебном году мы продолжим изучение науки «история». О важности изучения истории говорили люди разных времен. Оратор Древнего Рима Цицерон называл историю «учительницей жизни», потому что не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда оставаться ребенком.

Вопрос: Вспомните, что же изучает эта наука - история?

История - это наука о прошлом человечества с момента его зарождения, прошедшие события, жизнь людей, их занятия, верования, культура.

Что же значит знать историю?

Это значит отвечать на вопросы: когда? где? почему?  

Отвечать на эти вопросы о прошедших событиях помогают помощницы истории: археология, антропология, хронология, нумизматика, геральдика, этнография, лингвистика, топонимика и другие.

(На доске выписаны эти понятия.)

Вопрос: Какая из этих наук изучает историю древних народов по остаткам их деятельности? (Археология)

Учитель: Ничто в истории не исчезает бесследно. Человек оставляет на земле множество свидетельств своей деятельности. Все, что он говорит или пишет, что он изготовляет, все, к чему прикасается, дает нам сведения о нем: старые камни с надписями, пожелтевшие листы бумаги с непонятными знаками-буквами, клад монет, старинные мечи, шиты с изображением гербов, разбитые черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое. Все это «следы» прошлого. Ученые их называют историческими источниками.

Вопрос: Вспомните, что называют историческими источниками?

Все, что дошло до нас и служит материалом для изучения прошлого.

Вопросы:

- Как вы думаете, какие источники (их называют также памятниками истории) археологи добывают из земли? (Вещественные, изредка письменные)

-По каким из них изучают жизнь первых (древнейших) людей? Почему?

(По вещественным, т.к. человек выделился из живой природы около 3 млн. лет назад, а письменность возникла лишь 5 тыс. лет назад.)

Учитель (выслушав варианты ответов учащихся): С тех далеких времен не осталось никаких других свидетельств, кроме предметов.

Вопрос: Какие же это могут быть предметы?

(Орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, оружие, жилище).

Учитель: Человечество существует миллионы лет. Первобытные орудия терялись в пещерах и покрывались землей. Пески пустынь заносили разгромленные завоеваниями или разрушенные землетрясениями города. Менялись очертания берегов, уходили под воду прибрежные поселения. Постепенно и постоянно на каждом старом поселении нарастали слои земли, археологические напластования - культурный слой, который хранит в себе остатки сооружений и предметы, связанные с деятельностью человека, т.е. остатки его культуры.

Культура - это достижения людей в области науки, техники, искусства.

Одни источники мы можем потрогать руками, другие - прочитать глазами, а третьи дадут нам представление о том, как люди воспринимали себя и окружающий мир, как оценивали происходившие события в мифах, былинах, легендах, которые из поколения в поколение передавались из уст в уста.

Вопрос: Приведете варианты письменных и устных источников.

Находки недостаточно обнаружить, их надо заставить заговорить. И тогда на помощь приходят другие науки.

Задание: Отгадайте, о какой же науке идет речь:

наука, которая занимается изучением монет (нумизматика);

наука, которая занимается сбором информации о различных гербах, их описанием и правилами составления (геральдика);

наука об измерении времени (хронология).

Игра «Кто здесь был и что забыл».

(На картинках изображены исторические источники: монеты, гербы, часы, украшения.)

- К изучению какой науки относятся эти предметы?

Эти науки помогут нам в течение учебного года познакомиться с историей человечества с момента его зарождения и выделения из живой, природы во всех уголках нашего мира. Поэтому эту историю называют всемирной, а период, который мы будем изучать, -  историей древнего мира.

Домашнее задание.

  1. Прочитать введение в учебнике.
  2. Выучить понятия: история, исторические источники, археология, культурный слой.

3.Познакомиться со структурой учебника, его разделами, иллюстрациями и попробовать составить рассказ «Что я узнаю, изучая историю древнего мира».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Введение в историю древнего мира 5 класс

Перезнтация к первому уроку истории в 5 классе...

Тематическая презентация к уроку "Введение в историю Древнего мира" 5 класс

Тематическая презентация к уроку по истории Древнего мира 5 класс, рассказывает об особенностях курса Истории в 5 классе, наглядно демонстрирует основные источники исторических знаний....

Введение в историю Древнего мира

Первый урок в 5 классе...

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ДРЕВНЕГО МИРА

ВВОДНЫЙ УРОК В ИСТОРИЮ ДРЕВНЕГО МИРА. ДАТЫ. ТЕРМИНЫ....

Урок 1. Введение в историю Древнего мира 5 класс

Введение в историю Древнего мира. Знакомство с новым предметом....

Презентация к урок 1 "Введение в историю Древнего мира"

Введение в историю Древнего мира.ПрезентацияПлан урока1. История Древнего мира – часть всемирной истории человечества.2. Источники знаний по истории Древнего мира.3. Как работать с учебником.4. ...