Первые киевские князья
план-конспект урока по истории (6 класс)
В ходе данного урока учащиеся изучают государственную деятельность первых правителей древнерусского государства. Ученики вырабатывают умения представлять мотивы поступков государственных деятелей прошедших эпох, учатся оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выработанную человечеством систему нравственных ценностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Паспорт урока истории России в 6 классе.
Тема урока: | «Деятельность первых киевских князей». |
Учитель | Хаустова Наталья Александровна. |
Образовательная цель | формирование политической культуры личности, развитие коммуникативных способностей шестиклассников на основе осмысления особенностей правления первых киевских князей. |
Планируемые образовательные результаты | ЛР:
КУД:
РУД:
ПУД:
ПР:
|
Программные требования к образовательным результатам раздела «Образование государства Русь». | Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
|
Программное содержание | Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. |
Мировоззренческая идея | «История нужна нам не для того, чтобы разобраться, что и как происходило в прошлом, а для того, чтобы ожившее прошлое объяснило нам, кто мы есть, и открыло бы путь в будущее». (Аллан Блум) |
Ценностно-смысловые ориентиры | Человек. Познание. Патриотизм. Гражданственность. Свобода выбора. Добро. Справедливость. Честь. |
План изучения учебного материала | 1). Деятельность князя Олега 2). Правление князя Игоря 3). Княгиня Ольга Мудрая (Святая) 4). Деятельность князя Святослав 5). Общее и отличия в политике первых киевских князей. |
Основные понятия | князь, дружина, государство, полюдье, реформа, уроки, погосты |
Основные даты, события | 882, 882-912, 907, 911, 912-945, 941, 944, 945-957, 957-972, 964-965, 968, 970-971. |
Имена | Олег, Игорь, Ольга, Святослав, император Константин Багрянородный. |
Географические объекты | Новгород, Киев, Константинополь, река Днепр. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Форма урока | урок-практическая работа |
Образовательная технология | технология организации учебно-группового сотрудничества |
Оснащение урока | учебник, ноутбук, проектор, документ – камера, раздаточный материал. |
Мизансцена урока | 4 группы по 6 человек |
Домашнее задание | 1.П.4, рабочая тетрадь: стр.32 – 40. 2. По желанию подготовить сообщения: «Почему князя Олега прозвали «Вещий»? «Почему князя Святослава прозвали Александром Македонским Восточной Европы?» |
Технологическая карта хода урока
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | ПОР |
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.) | ||
Учитель приветствует учащихся; Проверяет готовности класса к уроку, создает благоприятную атмосферу. | Учащиеся настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места. | Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
II. ВВОДНЫЙ ЭТАП (12 мин.) | ||
Учитель: Какую тему мы изучили с вами на прошлом уроке? 1. Приём «Понятийное колесо» В центре доски надпись «Древнерусское государство», от словосочетания стрелки в разные стороны. Учитель объясняет задачу для учащихся: «Перед вами - понятие «Древнерусское государство». Назовите ассоциации, связанные у вас с этим понятием».
2. О ком или о чем идет речь? (работа в парах) (задание на слайде: вставить в тексте пропущенные слова, записать их в тетрадь). Приложение №1.
Представьте, что вы - древнерусский купец. Вам необходимо переправить свой товар из Балтийского моря в Константинополь. С помощью карты ( у каждой пары на столе Приложение №2) определите, по каким рекам пройдет Ваш путь. А как он назывался? А сейчас я хочу произнести слова из "Повести временных лет": "Откуда есть пошла Руськая земля? Кто первее в Киеве нача княжити? Откуда Руськая земля стала есть?". Эти три вопроса задаёт Нестор, начиная свой летописный рассказ. На первый вопрос об образовании государства у восточных славян мы ответили на прошлом уроке, сегодня в конце урока нам предстоит ответить на два других. Но прежде чем мы начнем историческое исследование, давайте определим тему нашего урока на основе вопросов: 1. Мы знаем, что главой Древнерусского государства был Великий князь киевский. 2. А кто из князей первым принял этот титул? (Олег). 3. А как вы считаете, был ли Олег единственным князем, который управлял Киевской Русью? 4. Так о ком же мы сегодня будем говорить? Значит тема нашего урока «Первые киевские князья».
А что мы должны узнать о первых киевских князьях? Попробуйте поставить цель. | Дети отвечают: «Формирование Древнерусского государства». Ученики по очереди называют слова-ассоциации, а учитель заполняет «колесо». Пара, справившаяся с заданием первой, поднимает руки и озвучивает ответ. (остальные сверяют). Пара, справившаяся первой, выходит к доске и показывает на карте «Торговый путь из варяг в греки». Дети отвечают: «О князьях, которые правили после Олега». Определяют цель урока: «Охарактеризовать деятельность первых киевских князей». | Познавательные: 1.уметь использовать полученную ранее информацию, 2.уметь представлять информацию в виде схем, ассоциаций. Регулятивные: 1.уметь оценивать качество и уровень усвоения пройденного материала; Коммуникативные: 1.уметь полно и точно выражать свои мысли, 2.формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: 1. умение поставить цель и задачи для её достижения; 2. умение спланировать свою деятельность для выполнения задач. Коммуникативные: 1. умение полно и точно выражать свои мысли, 2. умение задавать вопросы. |
III. ОСНОВНОЙ ЭТАП (15 мин.) | ||
Учитель: Для того, чтобы достичь цели, дети делятся на 4 группы, каждая группа получает отрывок из «Повести временных лет» и план, по которому нужно заполнить Паспорт правителя, который и будет являться продуктом совместной деятельности группы. Приложение №3. На выполнение данной работы вам дается 5 минут. Потом представитель от каждой группы выходит и дает краткую характеристику князя. Учитель предлагает ученикам оценить выступления своих одноклассников путем выставления жетонов. После выступления всех групп учитель задает вопросы классу о сходстве и различиях правления первых князей: 1. Итак, вы самостоятельно добыли знания о деятельности первых киевских князей. А что было общего в их деятельности? (слайд) 2. Теперь подумайте и скажите, чем отличалась политика первых князей друг от друга? 3. Какие князья внесли что то новое на Руси? | Учащиеся работают согласно составленному плану и поставленным задачам: 1.разбиваются на группы 2. Анализируют новую информацию, сравнивают правителей само-стоятельно, отвечают на вопросы учителя в индивидуальном по-рядке. 3.Заполняют «Паспорт правителя» на отдельных листах А3. После этого представитель от каждой группы выходит к доске и дает краткую характеристику того или иного княжения, вешая на доску Паспорт правителя. Оценивают выступле-ния друг друга с помощью жетонов: «5» - красный «4» - желтый «3» - зеленый «2» - синий Дети отвечают. | Познавательные: 1.умение извлекать необходимую ин-формацию из исторических источников; 2.развитие навыков смыслового чтения; 3.умение определять основную и второстепенную информацию; 4. умение структурировать знания. Регулятивные: 1.умение планировать, прогнозировать, контролировать и корректировать свою деятельность в соответствии с заданным эталоном; 2.развитие творческой деятельности учащихся путём решения задач, сформулированных на уроке. Коммуникативные: умение планировать и осуществлять учебное сотрудничество Познавательные: 1.умение структурировать информацию; 2.умение делать вы-воды. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже освоено и что ещё нужно освоить; Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, Личностные: умение оценивать поступки. |
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (7 мин.) | ||
Учитель: А теперь закрепим изученное на уроке. Определите, о ком из князей идет речь? (Слайд с характеристиками князей). Учитель: Итак, поднимите руки те, кто сегодня усвоил тему урока на «отлично», на «хорошо», на «удовлетворительно» и кто не понял и не усвоил ничего. | Отвечают на вопросы , используя полученные знания. Дети поднимают руки. | Познавательные: уметь использовать полученную инфор-мацию; |
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.) | ||
Домашнее задание: П.4, рабочая тетрадь: стр.32 – 40. По желанию подготовить сообщения: «Почему князя Олега прозвали «Вещий»? «Почему князя Святослава прозвали Александром Македонским Восточной Европы?» | Познавательные: уметь использовать полученную информацию; Регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. |
Приложение 1
Вставьте подходящие по смыслу слова:
« Главой Руси был ______ .
Он опирался на своё войско _ . Племена, признавшие власть Киева, заключали с князем ____ и обязывались уплачивать ____ . Как только на землю ложился снег, князь отправлялся по подвластным землям собирать _____ . Это называлось ___ .
В городах все вопросы решало ______ , собиравшееся по звону колокола.
Приложение 2
Приложение 3
Заполни паспорт правителя.
- Имя князя, годы его правления.
- Особенности личности и характера правителя.
- Как этот князь укреплял свою власть.
- Отношения с Византийской империей.
- Отношения с племенами восточных славян.
- Итоги правления князя.
Первая группа Князь Олег (882 - 912 гг.)
Из "Повести временных лет" о покорении князем Олегом восточнославянских племён.
В лето 883. Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, возложил на них дань.
В лето 884. Пошёл Олег на северян, и победил их. И возложил на них лёгкую дань.
В лето 885. Послал к радимичам, говоря им: "Не давайте дань хазарам, а платите мне". И владел Олег полянами, и древлянами, и радимичами, и северянами, а с уличами и тиверцами воевал".
.Из "Повести временных лет" о походе князя Олега в Византию.
В лето 907. Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве. С дружиной на конях и кораблях пришёл к Царьграду. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города.
И повелел он своим воинам поставить корабли на колёса. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля к городу. Греки, увидев это, испугались и передали через послов Олегу: "Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь".
И приказал Олег дать его воинам на 2000 кораблей по 12 гривен, а затем дать дань для городов русских: Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча. И ещё, когда придут русские гости (купцы), пусть берут, сколько захотят посольского содержания". И согласились греки.
Вторая группа. Князь Игорь (912 - 945 гг.)
Из "Повести временных лет" о княжении Игоря.
По смерти Олега стал княжить Игорь.
В лето 914. Пошёл Игорь на древлян, и победив их, возложил дань больше Олеговой.
Из "Повести временных лет" о походах князя Игоря на Византию
В лето 941. Пошёл Игорь на греков… С востока пришли войска византийцев и окружили русь. Русы, погрузившись на ладьи, отплыли. Феофан (греческий военачальник) встретил их ладьи и стал трубами пускать огонь на русов. И было видно страшное чудо. Русы, увидев пламя, бросались в воду. И придя в землю свою, поведали о корабельном огне. Игорь же начал собирать войско.
В лето 944. Игорь собрал войско: варягов, русь, и нанял печенегов. И пошёл на греков на кораблях и на конях, чтобы отомстить за себя. Услышав об этом, царь послал к Игорю лучших бояр с мольбою: "Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавим ещё к этой дани". Взяв у греков золото и ткани на всех воинов, повернул назад и возвратился в Киев"
Из "Повести временных лет" о походе на древлян и смерти князя Игоря
В лето 945. В то лето сказала дружина Игорю: "Пойдём князь за данью". И послушал их Игорь, пошёл к древлянам, и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Поразмыслив, сказал дружине: "Идите домой, а я возвращусь и пособираю ещё". И с малой дружиной вернулся.
Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем Малом: "Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока его не убьют. Так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит. И древляне, выйдя из города, убили Игоря и его дружину, так как мало их было.
Третья группа. Княгиня Ольга (945 - 957)
Из "Повести временных лет" об изменении княгиней Ольгой порядка уплаты дани
В лето 946. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок сборов и повинностей. И сохранились становища её и до сих пор.
В лето 947. Отправилась к Новгороду и установила уроки (размер дани) и погосты (места сбора дани) по Мсте и оброки по Луге.
Из "Повести временных лет" о принятии христианства княгиней Ольгой.
В лето 957(?). Направилась Ольга в греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал цезарь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга. И сказала: "Я - язычница. Если хочешь крести меня сам, иначе не крещусь". И крестил её царь как Елену, как и древняя царица, мать Константина Великого.
И благословил её патриарх и отпустил. И сказал тогда царь, что хочет взять её в жёны. Она же ответила, что он крестил её и назвал дочерью. И сказал тогда царь: "Перехитрила ты меня" и наградил её дарами.
И отправилась она с миром в свою землю и пришла в Киев…
Четвертая группа. Князь Святослав (957-972)
Из «Повести временных лет» о личности Святослава.
В год (964). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины, и посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: "Кому дань даете?". Они же ответили: "Хазарам…
Из «Повести временных лет о завоеваниях Святослава.
В год (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял.
В год (967). Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков.
В год (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце…И послали киевляне к Святославу со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих.
Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?". Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о перенесенном от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в степь, и наступил мир.
В год (969). Сказал Святослав матери своей и боярам своим: "Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы".
В год (971), заключив мир с греками, Святослав в ладьях отправился к Днепровским порогам.
Из «Повести временных лет» о смерти Святослава.
В год (972). Когда наступила весна, у Днепровских порогов напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прием «Понятийное колесо». Древнерусское государство
О ком или о чем идет речь? Вставьте подходящие по смыслу слова: « Главой Руси был ______(1). Он опирался на своё войско __(2). Племена, признавшие власть Киева, заключали с князем ____(3) и обязывались уплачивать ____(4). Как только на землю ложился снег, князь отправлялся по подвластным землям собирать ______(4). Это называлось ___(5). В городах все вопросы решало ______(6), собиравшееся по звону колокола.
« Главой Руси был Великий князь Киевский . Он опирался на своё войско дружину . Племена, признавшие власть Киева, заключали с князем договор и обязывались уплачивать дань . Как только на землю ложился снег, князь отправлялся по подвластным землям собирать дань . Это называлось полюдье. В городах все вопросы решало вече , собиравшееся по звону колокола.
Нестор «Се Повести времянных (минувших) лет, откуда есть пошла Русская Земля, кто вь Киеве нача первее княжити, и откуда Русская Земля стала есть…»
Первые киевские князья
Цель урока: изучить и охарактеризовать деятельность первых русских князей.
Работа в группах. 1 группа - князь Олег. 2 группа - князь Игорь. 3 группа - княгиня Ольга. 4 группа - князь Святослав.
Паспорт правителя. Характеристика деятельности Имя князя, годы правления. Краткие сведения о личности и характере правителя. Укрепление власти киевского князя. Отношения с Византийской империей. Отношения с племенами восточных славян. Итоги правления.
Князь Олег (882-912гг.) * Первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути «из варяг в греки» *В 882 г. захватил Киев и сделал его столицей древнерусского государства, убив княживших там ранее Аскольда и Дира. *Подчинил себе древлян, северян, радимичей. *Упрочил внешнеполитическое положение Руси. В 907 г . совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора ( 907и 911гг .)
Князь Игорь (912-945гг.) Расширил границы Древнерусского государства, подчинив племя уличей и способствовав основанию русских поселений на Таманском полуострове. *Отразил набеги кочевников-печенегов *Организовал военные походы против Византии 1) 941г. - закончился неудачей. 2) 944 г.- заключение взаимовыгодного договора. *Земли Киевского князя впервые стали называть Русью.
Княгиня Ольга (945-964гг.) Впервые установила четкий порядок сбора дани («полюдья») путем введения: 1 ) уроков - определения точных размеров дани 2 ) погостов- установления мест сбора дани *Поездка в Византию ( 957 ) и принятие христианства под именем Елена *В 968 г руководила защитой Киева от печенегов.
Князь Святослав Игоревич Храбрый (957-972 гг.) Вятичи (присоединил племя) Волжская Булгария (разорил земли булгар) Хазарское царство (разгромил хазарские города Итиль, Саркел, Семендер, государство уничтожено) Тмутараканское княжество (образовано, зависимое от Руси) - Византия (переговоры после сражений, возвращение и смерть Святослава)
Шкала оценивания: «5» - красное сердечко «4» - желтое сердечко « 3» - зеленое сердечко « 2» - синее сердечко.
Перечислите общие черты в политике первых русских князе й : Укрепление _______________ Руси Усиление _________________ власти Завоевание _____________________ Расширение _____________________
Общие черты в политике первых русских князей: Укрепление границ Руси Усиление княжеской власти Завоевание новых территорий Расширение связей с Византией
1). Ч ем отличалась политика первых князей друг от друга? 2). Какие князья внесли что то новое на Руси?
Ключи к тесту. 1). ГБАВ 2). Б 3). 1Б; 2А; 3В. 4). Б
Взаимопроверка. « 5» - нет ошибок. «4» - 1 ошибка. «3» - 2 ошибки. « 2» - 3 и более ошибки.
Домашнее задание. П.4, стр.32 – 40, р.т. По желанию подготовить сообщения: «Почему князя Олега прозвали «Вещий»? «Почему князя Святослава прозвали Александром Македонским Восточной Европы?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Первые киевские князья"
Презентация к уроку...
«Жизнь и быт древних славян. Первые киевские князья»
Повторительно-обобщающий урок-игра по теме: "Древняя Русь" для обучающихся 6 класса. Представленный материал может использоваться при проведении внеклассного мероприятия в рамках предметной недели....
Проверка знаний по теме "Первые киевские князья"
Данная работа предлагает в нетрадиционной форме осуществить проверку знаний обучающихся по теме "Первые киевские князья"...
Первые киевские князья
Урок-презентация по истории России с древнейших времён до конца ХVI века, 6 класс. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина - М. Просвещение, 2010.Тема урока "Первые киевские князья". Цель: продолжить работу над фор...
Первые киевские князья
Презентация к уроку...
Первые киевские князья
Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы князя Святослава....
Конспект учебного занятия в 6 классе по истории «Первые киевские князья»
разработка урока в 6 классе по теме "Первые киевские князья" по учебнику Данилова, Косулиной. ...