Первые киевские князья
план-конспект урока по истории (6 класс)

Хаустова Наталья Александровна

В ходе данного урока учащиеся изучают государственную деятельность первых правителей древнерусского государства. Ученики вырабатывают умения представлять мотивы поступков государственных деятелей прошедших эпох, учатся оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выработанную человечеством систему нравственных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_.doc520 КБ
Файл 6_.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Паспорт урока истории России в  6 классе.

Тема урока:

 «Деятельность первых киевских князей».

Учитель

Хаустова Наталья Александровна.

Образовательная цель

формирование политической  культуры личности, развитие коммуникативных способностей шестиклассников на основе осмысления  особенностей правления первых киевских князей.

Планируемые образовательные результаты

ЛР:

  1. уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
  2.  навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

КУД:

  1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  2. Умение полно и точно выражать свои мысли
  3. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.

РУД:

  1. Умение планировать, прогнозировать, контролировать и корректировать свою деятельность в соответствии с заданным эталоном.
  2. Умение оценивать качество и уровень усвоения пройденного материала.

ПУД:

  1. Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  2. Умение использовать полученную ранее информацию;
  3. Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения, развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях,  связанных с деятельностью первых киевских князей;

ПР:  

  1. определение и использование исторических понятий и терминов;
  2. использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей);
  3. оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности первых русских князей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
  4. сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
  5. определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

Программные требования к образовательным результатам раздела «Образование государства Русь».

Ученик научится:

  1. Определять смысл понятий: князь, дружина, государство, полюдье, уроки, погосты.
  2. Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.
  3. Систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и «Повести временных лет».
  4. Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами.
  5. Характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей в 9-10 веках.
  6. Составлять характеристики князей Олега, Игоря, Ольги, Святослава.

Ученик получит возможность научиться:

  1. Умению представлять результаты своей деятельности в формах сообщения, развитию умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях,  связанных с деятельностью первых киевских князей;
  2. Осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способности  к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе, способности решать творческие задачи;

Программное содержание

Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев.

Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь.

Социально-экономический строй ранней Руси. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.

Мировоззренческая идея

 «История нужна нам не для того, чтобы разобраться, что и как происходило в прошлом, а для того, чтобы ожившее прошлое объяснило нам, кто мы есть, и открыло бы путь в будущее». (Аллан Блум)

Ценностно-смысловые ориентиры

Человек. Познание. Патриотизм. Гражданственность.  Свобода выбора. Добро. Справедливость.  Честь.

План изучения учебного материала

1). Деятельность князя Олега

2). Правление князя Игоря

3). Княгиня Ольга Мудрая (Святая)

4). Деятельность князя Святослав

5). Общее и отличия в политике первых киевских князей.

Основные понятия

 князь, дружина, государство, полюдье, реформа, уроки, погосты

Основные даты, события

882, 882-912, 907, 911, 912-945, 941, 944, 945-957, 957-972, 964-965, 968, 970-971.

Имена

Олег, Игорь, Ольга, Святослав, император Константин Багрянородный.

Географические объекты

Новгород, Киев, Константинополь,  река Днепр.

Тип урока

Изучение нового материала

Форма урока

урок-практическая работа

Образовательная технология

технология организации учебно-группового сотрудничества

Оснащение урока

учебник, ноутбук, проектор, документ – камера, раздаточный материал.

Мизансцена урока

4 группы по 6 человек

Домашнее задание

1.П.4, рабочая тетрадь: стр.32 – 40.

2. По желанию подготовить сообщения:

«Почему князя Олега прозвали «Вещий»?

 «Почему князя Святослава прозвали Александром Македонским  Восточной Европы?»

Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.)

Учитель приветствует учащихся;

Проверяет  готовности класса к уроку, создает благоприятную атмосферу.

Учащиеся настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.

Коммуникативные:

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

II. ВВОДНЫЙ ЭТАП (12 мин.)

Учитель: Какую тему мы изучили с вами на прошлом уроке?

1.        Приём «Понятийное колесо»

В центре доски надпись «Древнерусское государство», от словосочетания стрелки в разные стороны.

Учитель объясняет задачу для учащихся:

 «Перед вами - понятие «Древнерусское государство». Назовите   ассоциации, связанные  у вас с этим понятием».

 

2.        О ком или о чем идет речь?

(работа в парах)

(задание на слайде: вставить в тексте пропущенные слова, записать их в тетрадь).

Приложение №1.

  1. Работа с картой: (работа в парах)

Представьте, что вы - древнерусский купец.  Вам необходимо переправить свой товар из Балтийского моря  в Константинополь. С помощью карты ( у каждой пары на столе Приложение №2) определите, по каким рекам пройдет Ваш путь. А  как он назывался?

А сейчас я хочу произнести слова из "Повести временных лет": "Откуда есть пошла Руськая земля? Кто первее в Киеве нача княжити? Откуда Руськая земля стала есть?". Эти три вопроса задаёт Нестор, начиная свой летописный рассказ. На первый вопрос об образовании государства у восточных славян мы ответили на прошлом уроке, сегодня в конце урока нам предстоит ответить на два других.

Но прежде чем мы начнем  историческое исследование, давайте определим тему нашего урока на основе вопросов:

1. Мы знаем, что главой Древнерусского государства был Великий князь киевский.

2. А кто из князей первым принял этот титул? (Олег).

3. А как вы считаете, был ли Олег единственным князем, который управлял Киевской Русью?

4. Так о ком же мы сегодня будем говорить?

Значит тема нашего урока «Первые киевские князья».

 

А что мы должны узнать о первых киевских князьях? Попробуйте поставить цель.

Дети отвечают: «Формирование Древнерусского государства».

Ученики по очереди называют слова-ассоциации, а учитель  заполняет «колесо».

Пара, справившаяся с заданием первой, поднимает руки и озвучивает ответ. (остальные сверяют).

Пара, справившаяся первой, выходит к доске и показывает на карте «Торговый путь из варяг в греки».

Дети отвечают: «О князьях, которые правили после Олега».

Определяют цель урока: «Охарактеризовать деятельность первых киевских князей».

Познавательные:

1.уметь использовать полученную ранее информацию,

2.уметь представлять информацию в виде схем, ассоциаций.

Регулятивные:

1.уметь  оценивать качество и уровень усвоения пройденного материала;

Коммуникативные:

1.уметь  полно и точно выражать свои мысли,

2.формирование  коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Познавательные:

 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные:

 1. умение поставить цель и задачи для её достижения;

2.  умение спланировать свою деятельность для выполнения задач.

Коммуникативные:

1. умение полно и точно выражать свои мысли,

2. умение задавать вопросы.

III.  ОСНОВНОЙ ЭТАП (15 мин.)

Учитель: Для того, чтобы достичь цели, дети делятся  на 4 группы, каждая группа получает отрывок из  «Повести временных лет» и  план, по которому нужно заполнить Паспорт правителя, который и будет являться продуктом совместной деятельности группы.

Приложение  №3.

На выполнение данной работы вам  дается 5 минут. Потом представитель от каждой группы выходит и дает краткую характеристику князя.

Учитель предлагает ученикам оценить выступления своих одноклассников путем выставления жетонов.

После выступления всех групп учитель задает вопросы классу о сходстве и различиях правления первых князей:

1.        Итак, вы самостоятельно добыли знания о деятельности  первых киевских князей. А что было общего в их деятельности? (слайд)

2.        Теперь подумайте и скажите, чем отличалась политика первых князей друг от друга?

3.        Какие князья внесли что то новое на Руси?

Учащиеся работают согласно составленному плану и поставленным задачам:

1.разбиваются на группы

2. Анализируют новую информацию, сравнивают правителей само-стоятельно, отвечают на вопросы учителя в индивидуальном  по-рядке.

3.Заполняют «Паспорт правителя» на отдельных листах А3.

После этого представитель от каждой группы выходит к доске и дает краткую характеристику того или иного княжения, вешая на доску Паспорт правителя. 

Оценивают выступле-ния друг друга с помощью жетонов:

 «5» - красный

 «4» - желтый

 «3» - зеленый

 «2» - синий

Дети отвечают.

Познавательные:

1.умение извлекать  необходимую ин-формацию из исторических  источников;

2.развитие навыков смыслового чтения;

3.умение определять основную и второстепенную информацию;

4. умение структурировать знания.

Регулятивные:

1.умение планировать, прогнозировать, контролировать и корректировать свою деятельность в соответствии с заданным эталоном;

2.развитие творческой деятельности учащихся путём решения задач, сформулированных на уроке.

Коммуникативные:

умение планировать и осуществлять учебное сотрудничество

Познавательные:

1.умение структурировать информацию;

2.умение делать вы-воды.

Регулятивные:

выделение и осознание того, что уже освоено и что ещё нужно освоить;

Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли,

Личностные:

умение оценивать поступки.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП  (7 мин.)

Учитель: А теперь закрепим изученное на уроке. Определите, о ком из князей  идет речь? (Слайд с характеристиками князей).

Учитель: Итак, поднимите руки те, кто сегодня усвоил тему урока на «отлично», на «хорошо», на «удовлетворительно» и кто не понял и не усвоил ничего.

Отвечают на вопросы , используя полученные знания.

Дети поднимают руки.

Познавательные:

уметь использовать полученную инфор-мацию;

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)

Домашнее задание: П.4, рабочая тетрадь: стр.32 – 40.

По желанию подготовить сообщения:

  «Почему князя Олега прозвали «Вещий»?

 «Почему князя Святослава прозвали Александром Македонским  Восточной Европы?»

Познавательные:

уметь использовать полученную информацию;

Регулятивные:

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Приложение 1

Вставьте подходящие по смыслу слова:

« Главой Руси был ______               .  

Он опирался на своё войско _                . Племена, признавшие власть Киева, заключали с князем ____              и обязывались уплачивать ____               . Как только на землю ложился снег, князь отправлялся по подвластным землям собирать _____         .  Это называлось ___          .  

В городах все вопросы решало ______         , собиравшееся по звону колокола.

         

Приложение 2             https://fs00.infourok.ru/images/doc/253/257677/img6.jpg

Приложение 3

Заполни паспорт правителя.

  1. Имя князя, годы его правления.
  2. Особенности личности и характера правителя.
  3. Как этот князь укреплял свою власть.
  4. Отношения с Византийской империей.
  5. Отношения с племенами восточных славян.
  6. Итоги правления князя.

Первая группа Князь Олег (882 - 912 гг.)

Из "Повести временных лет" о покорении князем Олегом восточнославянских племён.

В лето 883. Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, возложил на них дань.

В лето 884. Пошёл Олег на северян, и победил их. И возложил на них лёгкую дань.

В лето 885. Послал к радимичам, говоря им: "Не давайте дань хазарам, а платите мне". И владел Олег полянами, и древлянами, и радимичами, и северянами, а с уличами и тиверцами воевал".

.Из "Повести временных лет" о походе князя Олега в Византию.

В лето 907. Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве. С дружиной на конях и кораблях пришёл к Царьграду. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города.

И повелел он своим воинам поставить корабли на колёса. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля к городу. Греки, увидев это, испугались и передали через послов Олегу: "Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь".

И приказал Олег дать его воинам на 2000 кораблей по 12 гривен, а затем дать дань для городов русских: Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча. И ещё, когда придут русские гости (купцы), пусть берут, сколько захотят посольского содержания". И согласились греки.

Вторая группа.  Князь Игорь (912 - 945 гг.)

 Из "Повести временных лет" о княжении Игоря.

По смерти Олега стал княжить Игорь.

В лето 914. Пошёл Игорь на древлян, и победив их, возложил дань больше Олеговой.

 Из "Повести временных лет" о походах князя Игоря на Византию

В лето 941. Пошёл Игорь на греков… С востока пришли войска византийцев и окружили русь. Русы,  погрузившись на ладьи, отплыли. Феофан (греческий военачальник) встретил их ладьи и стал трубами пускать огонь на русов. И было видно страшное чудо. Русы, увидев пламя, бросались в воду. И придя в землю свою, поведали о корабельном огне. Игорь же начал собирать войско.

В лето 944. Игорь собрал войско: варягов, русь, и нанял печенегов. И пошёл на греков на кораблях и на конях, чтобы отомстить за себя. Услышав об этом, царь послал к Игорю лучших бояр с мольбою: "Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавим ещё к этой дани". Взяв у греков золото и ткани на всех воинов, повернул назад и возвратился в Киев"

 Из "Повести временных лет" о походе на древлян и смерти князя Игоря

В лето 945. В то лето сказала дружина Игорю: "Пойдём князь за данью". И послушал их Игорь, пошёл к древлянам, и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Поразмыслив, сказал дружине: "Идите домой, а я возвращусь и пособираю ещё". И с малой дружиной вернулся.

Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем Малом: "Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока его не убьют. Так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит. И древляне, выйдя из города, убили Игоря и его дружину, так как мало их было.

Третья группа. Княгиня Ольга (945 - 957)

 Из "Повести временных лет" об изменении княгиней Ольгой порядка уплаты дани

В лето 946. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок сборов и повинностей. И сохранились становища её и до сих пор.

В лето 947. Отправилась к Новгороду и установила уроки  (размер дани) и  погосты  (места сбора дани) по Мсте и оброки по Луге.

 Из "Повести временных лет" о принятии христианства княгиней Ольгой.

В лето 957(?). Направилась Ольга в греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал цезарь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга. И сказала: "Я - язычница. Если хочешь крести меня сам, иначе не крещусь". И крестил её царь как Елену, как и древняя царица, мать Константина Великого.

И благословил её патриарх и отпустил. И сказал тогда царь, что хочет взять её в жёны. Она же ответила, что он крестил её и назвал дочерью. И сказал тогда царь: "Перехитрила ты меня" и наградил её дарами.

И отправилась она с миром в свою землю и пришла в Киев…

Четвертая группа. Князь Святослав  (957-972)

Из  «Повести временных лет» о личности Святослава.

     В год (964). Когда Святослав вырос и возмужал,  стал  он  собирать много воинов храбрых, и быстрым  был,  словно  пардус,  и  много  воевал.  В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса,  но,  тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на  углях,  так  ел;  не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины, и посылал в иные земли со словами: "Хочу  на  вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: "Кому дань даете?". Они же ответили: "Хазарам…    

Из  «Повести временных лет о завоеваниях Святослава.

В год  (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав  же,  хазары  вышли навстречу во главе со своим князем Каганом  и  сошлись  биться,  и  в  битве  одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял.

 В год (967). Пошел Святослав на Дунай  на  болгар.  И  бились  обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их 80  по  Дунаю,  и  сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков.

  В год (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце…И послали киевляне  к Святославу со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней  заботишься,  а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих.

Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины,  старой  матери,  детей  своих?".  Услышав  это,  Святослав  с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал  мать  свою  и детей и сокрушался о перенесенном от печенегов. И собрал воинов,  и  прогнал печенегов в степь, и наступил мир.

     В год (969). Сказал Святослав матери своей  и  боярам  своим:  "Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы".

В год (971), заключив мир с греками, Святослав в  ладьях  отправился  к Днепровским  порогам.

Из  «Повести временных лет» о смерти Святослава.

 В год  (972).  Когда  наступила  весна, у Днепровских порогов напал на него Куря, князь  печенежский,  и  убили  Святослава,  и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав  его,  и  пили  из  него.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Прием «Понятийное колесо». Древнерусское государство

Слайд 3

О ком или о чем идет речь? Вставьте подходящие по смыслу слова: « Главой Руси был ______(1). Он опирался на своё войско __(2). Племена, признавшие власть Киева, заключали с князем ____(3) и обязывались уплачивать ____(4). Как только на землю ложился снег, князь отправлялся по подвластным землям собирать ______(4). Это называлось ___(5). В городах все вопросы решало ______(6), собиравшееся по звону колокола.

Слайд 4

« Главой Руси был Великий князь Киевский . Он опирался на своё войско дружину . Племена, признавшие власть Киева, заключали с князем договор и обязывались уплачивать дань . Как только на землю ложился снег, князь отправлялся по подвластным землям собирать дань . Это называлось полюдье. В городах все вопросы решало вече , собиравшееся по звону колокола.

Слайд 6

Нестор «Се Повести времянных (минувших) лет, откуда есть пошла Русская Земля, кто вь Киеве нача первее княжити, и откуда Русская Земля стала есть…»

Слайд 7

Первые киевские князья

Слайд 8

Цель урока: изучить и охарактеризовать деятельность первых русских князей.

Слайд 9

Работа в группах. 1 группа - князь Олег. 2 группа - князь Игорь. 3 группа - княгиня Ольга. 4 группа - князь Святослав.

Слайд 10

Паспорт правителя. Характеристика деятельности Имя князя, годы правления. Краткие сведения о личности и характере правителя. Укрепление власти киевского князя. Отношения с Византийской империей. Отношения с племенами восточных славян. Итоги правления.

Слайд 11

Князь Олег (882-912гг.) * Первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути «из варяг в греки» *В 882 г. захватил Киев и сделал его столицей древнерусского государства, убив княживших там ранее Аскольда и Дира. *Подчинил себе древлян, северян, радимичей. *Упрочил внешнеполитическое положение Руси. В 907 г . совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора ( 907и 911гг .)

Слайд 12

Князь Игорь (912-945гг.) Расширил границы Древнерусского государства, подчинив племя уличей и способствовав основанию русских поселений на Таманском полуострове. *Отразил набеги кочевников-печенегов *Организовал военные походы против Византии 1) 941г. - закончился неудачей. 2) 944 г.- заключение взаимовыгодного договора. *Земли Киевского князя впервые стали называть Русью.

Слайд 13

Княгиня Ольга (945-964гг.) Впервые установила четкий порядок сбора дани («полюдья») путем введения: 1 ) уроков - определения точных размеров дани 2 ) погостов- установления мест сбора дани *Поездка в Византию ( 957 ) и принятие христианства под именем Елена *В 968 г руководила защитой Киева от печенегов.

Слайд 14

Князь Святослав Игоревич Храбрый (957-972 гг.) Вятичи (присоединил племя) Волжская Булгария (разорил земли булгар) Хазарское царство (разгромил хазарские города Итиль, Саркел, Семендер, государство уничтожено) Тмутараканское княжество (образовано, зависимое от Руси) - Византия (переговоры после сражений, возвращение и смерть Святослава)

Слайд 15

Шкала оценивания: «5» - красное сердечко «4» - желтое сердечко « 3» - зеленое сердечко « 2» - синее сердечко.

Слайд 16

Перечислите общие черты в политике первых русских князе й : Укрепление _______________ Руси Усиление _________________ власти Завоевание _____________________ Расширение _____________________

Слайд 17

Общие черты в политике первых русских князей: Укрепление границ Руси Усиление княжеской власти Завоевание новых территорий Расширение связей с Византией

Слайд 18

1). Ч ем отличалась политика первых князей друг от друга? 2). Какие князья внесли что то новое на Руси?

Слайд 20

Ключи к тесту. 1). ГБАВ 2). Б 3). 1Б; 2А; 3В. 4). Б

Слайд 21

Взаимопроверка. « 5» - нет ошибок. «4» - 1 ошибка. «3» - 2 ошибки. « 2» - 3 и более ошибки.

Слайд 22

Домашнее задание. П.4, стр.32 – 40, р.т. По желанию подготовить сообщения: «Почему князя Олега прозвали «Вещий»? «Почему князя Святослава прозвали Александром Македонским Восточной Европы?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Жизнь и быт древних славян. Первые киевские князья»

Повторительно-обобщающий урок-игра по теме: "Древняя Русь" для обучающихся 6 класса. Представленный материал может использоваться при проведении внеклассного мероприятия в рамках предметной недели....

Проверка знаний по теме "Первые киевские князья"

Данная работа предлагает в нетрадиционной форме осуществить проверку знаний обучающихся по теме "Первые киевские князья"...

Первые киевские князья

Урок-презентация по истории России с древнейших времён до конца ХVI века, 6 класс. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина - М. Просвещение, 2010.Тема урока "Первые киевские князья". Цель: продолжить работу над фор...

Первые киевские князья

Презентация к уроку...

Первые киевские князья

Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы князя Святослава....

Конспект учебного занятия в 6 классе по истории «Первые киевские князья»

разработка урока  в 6 классе по теме "Первые киевские князья" по учебнику Данилова, Косулиной.  ...