Николай II. Начало правления.Политическое развитие страны в 1894-1904гг.
план-конспект урока по истории (9 класс)
Урок истории в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по истории России для 9 класса
Тема: Общественно-политическое развитие России в 1894 – 1904 гг.
Цель урока: познакомить учащихся с политической системой Российской империи в конце XIX - начале XX века; подвести учащихся к понимаю главного противоречия политической системы: между существующей властью императора и началом складывания гражданского общества.
План урока:
1. Николай II: исторический портрет.
2. Политические преобразования..
3. Нарастание противоречий между властью и обществом.
4. «Зубатовский социализм»
5. Создание РСДРП
6. Партия социалистов-революционеров.
7. Либеральные организации.
Основные понятия: «зубатовский социализм», РСДРП, эсеры.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Выполнение тестового задания:
1) Каковы особенности экономики России в н. 20 в.
а) высокая степень машинизации производства; б) многоукладность экономики;
в) отсутствие коллективных форм собственности.
2) В каком году была проведена денежная реформа С.Ю. Витте?
а) в 1897; б) в 1800; в) в 1895 г.
3) Каков главный результат денежной реформы С.Ю. Витте?
а) началась инфляция; б) начался вывоз капитала в другие страны;
в) повысилась кредитоспособность страны.
4) В какие отрасли промышленности преимущественно притекал иностранный капитал?
а) металлургия и металлообработка; б) нефтяная промышленность;
в) легкая промышленность; г) сельское хозяйство.
5) Какие виды монополий появились в России в н. 20 в.?
а) синдикаты; б) тресты; в) концерны.
6) В каких отраслях экономики были сосредоточены кустарные предприятия?
а) хлебопекарня; б) обувная и швейная; в) кожевенная; г) строительная;
д) верно только а) и г).
7) Какова основная проблеме крестьянского хозяйства?
а) низкая урожайность по причине климатических трудностей;
б) крепостная зависимость; в) крестьянское малоземелье.
2. Изучение нового материала.
1) Николай II: исторический портрет
Сообщение о Николае II.
- Николай II- старший сын Александра III. Многие в обществе с его приходом к власти надеялись на более мягкую политику по сравнению с политикой контрреформ Александра III.
- По характеру Николай II был мягким, отзывчивым , интеллигентным и легкоранимым человеком. Ему не хватало той силы воли, целеустремлённости, которая необходима правителю, особенно в такие переломные моменты в истории страны. Среди отрицательных качеств характера современники отмечали скрытость, безволие и даже упрямство.
- Император получил прекрасное домашнее образование. Достаточно сказать, что курс истории ему читал В.Ключевский. Однако среди его учителей был и К.Победоносцев, обер-прокурор Синода, консерватор по взглядам. Он убедил Николая II в том, что только неограниченная монархия является самой приемлемой формой правления в России.
- Николай II был прекрасным семьянином, искренне любил свою жену Александру Фёдоровну, четырёх дочерей и сына Алексея, готовя его к престолу.
- Николай II проявлял иногда настоящее равнодушие к судьбам людей. Так было во время его коронации в 1896году, во время Ходынской трагедии, когда множество людей погибло и получило травмы во время раздачи царских подарков. А император даже не прекратил увеселительные мероприятия. За это его прозвали в народе Кровавым.
- Николай II на многие посты ставил своих родственников, часто людей ограниченных. Так во главе военно-морского флота стоял его дядя, Алексей Александрович, погубивший фактически флот во время войны с Японией .В обществе была популярна фраза : « Добрый царь — плохое окружение». Император легко поддавался внушению, поэтому очень часто менялись министры, даже такого умного человека, дальновидного политика, как П.Столыпин, он не поддерживал полностью, боясь недовольства дворянства.
- Наиболее разрушительной для страны явилась деятельность Распутина, которого императорская семья приблизила к себе, так как тот мог облегчать страдания больного сына Алексея. Распутин словно был символом разложения самодержавия в последние годы его существования.
- Император стремился проводить ряд реформ, однако многие так и остались незавершёнными. Это касается в первую очень столыпинской аграрной реформы, которая была просто необходима стране. Нужно было создать опору на селе в лице собственников- крестьян. Но после убийства П.Столыпина в 1911 году реформа стала сворачиваться, так как большинство дворян её не поддерживало, а император не смог до конца её реализовать.
- Трагичным был последний год жизни императорской семьи. 8 марта 1917 семья была арестована, а 1918 году 17 июля расстреляна большевиками в Екатеринбурге. Зарубежная, а затем и Русская православная церковь канонизировала царскую семью в 2000 году.
Задание: по ходу чтения отметьте в тетради: основные черты характера Николая II, политические взгляды, чем запомнился в истории.
2) Политические преобразования.
В ближайшем окружении императора существовали различные точки зрения на перспективы развития России. Министр финансов С. Ю. Витте осознавал необходимость проведения реформ в стране. Главным политическим оппонентом С. Ю. Витте выступал министр внутренних дел Вячеслав Константинович Плеве, имевший репутацию твердого защитника «русских устоев».
Заполнив таблицу, ответьте на вопрос: чем отличались политические программы С.Ю. Витте и В.К. Плеве?
Заполнение таблицы по тексту учебника с.76
В 1904 г. Плеве был убит. Его место занял Святополк- Мирский П.Д.
ФИО политического деятеля | Какие политические преобразования предлагал | Какие изменения могли произойти |
Витте С.Ю. – сторонник либеральных реформ | ||
Плева В.К - сторонник консервативных реформ | ||
Святополк-Мирской П.Д. . – сторонник либеральных реформ |
. 3) Нарастание противоречий между властью и обществом
с.76-77 Задание : Составьте план данного пункта.
4) «Зубатовский социализм».
Задание :
Составьте по три вопроса к данному пункту, которые вы бы задали своим одноклассникам.
В это же время была осуществлена попытка взять под контроль рабочее движение. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С. В. Зубатову.
Замысел С. В. Зубатова заключался в том, чтобы вырвать рабочих из-под влияния антиправительственных организаций. Для этого он считал необходимым внушить им мысль, что интересы государственной власти не совпадают с узкокорыстными интересами предпринимателей, а улучшить свое материальное положение рабочие могут только в союзе с властью. По инициативе С. В. Зубатова и при поддержке генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича в 1901 — 1902 гг. в Москве, а затем и других городах были созданы легальные рабочие организации, построенные по профессиональному признаку.
Но для успеха зубатовской идеи власть должна была сделать что-то реальное для рабочих. Государство же ограничило свою «покровительственную» политику законом «Об учреждении старост в фабричных предприятиях» (июнь 1903 г.). Рабочие могли избирать из своей среды старосту, следящего за исполнением предпринимателем условий найма. Зубатовская теория не запрещала рабочим участвовать в экономических забастовках, поэтому в прокатившейся в 1902 — 1903 гг. широкой стачечной волне члены зубатовских организаций приняли активное участие. Это вызвало недовольство фабрикантов. В правительство посыпались жалобы на «рискованные эксперименты». С. В. Зубатов был отправлен в отставку.
С недоверием к инициативе Зубатова относился и Плеве. Он считал более действенной тактику разрушения революционных организаций изнутри путем внедрения в них полицейских агентов. Одной из самых больших удач было внедрение тайного агента полиции Е. Азефа в руководящее ядро самой крупной террористической организации. Однако это не спасло самого В. К. Плеве. В 1904 г. он был убит.
5) Создание РСДРП
На основании текста учебника с.78 заполните схему:
АРЕСТ
ЛИДЕР ЛИДЕР
Работа с документом с.81 «Из программы РСДРП» вопросы к документу (устно)
6) Партия социалистов-революционеров
На основании текста учебника с.79 заполните схему:
Работа с документом с.81 «Из программы ПСР» вопросы к документу (устно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме: Экономическое и общественно-политическое развитие страны в 1894-1904гг.
Тестовые вопросы по истории России для учащихся 9 класса ...
Тест по теме: Экономическое и общественно-политическое развитие страны в 1894-1904гг.
Тест по истории России для учащихся 9го класса...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/20/picture-569050-1421770795.jpg)
Проверочный тест по теме "Государственное устройство. Формы правления. Политические режимы" 9 класс
Тест в формате ОГЭ для 9 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-448064-1546979292.jpg)
Тема: Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг (История России. 9 класс)
Тема: Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг (История России. 9 класс)Источник: История России, 9 класс (учебник). Часть 2-я. Параграф 35 «Ник...
9 класс: рабочий лист по теме "Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг."
Николай II:начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/05/picture-1082693-1551794539.jpg)
Проверочный тест по теме «Государственное устройство. Формы правления. Политические режимы», 9 класс
Данный тест может быть использован не только для текущего контроля по теме "Госудасрственное устройство. Формы правления. Политические режимы", но и при подготовке уччащихся к ОГЭ по обществ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/05/picture-1082693-1551794539.jpg)
Проверочный тест по теме «Государственное устройство. Формы правления. Политические режимы»
Данный тест может быть использован не только для текущего контроля по теме "Госудасрственное устройство. Формы правления. Политические режимы", но и при подготовке уччащихся к ОГЭ по обществ...