Внеклассное мероприятие по теме "Письма в Великой Отечественной войне" для 5 класса
методическая разработка по истории (5 класс)

Беспалова Анна Михайловна

Мероприятие рассчитано на учащихся 5 класса, направлено на патриотическое воспитание подрастающего поколения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pisma_v_velikoy_otechestvennoy_voyne.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по теме "Письма в Великой Отечественной войне" для 5 класса

Описание: мероприятие рассчитано на учащихся 5 класса, направлено на патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Цель: помочь учащимся осознать важность полевой почты во время Великой Отечественной войны, способствовать формированию чувства патриотизма через знакомство с письмами Великой Отечественной войны.

Задачи:
- помочь вспомнить период 1941-1945 годов в Отечественной истории методом ассоциации;

-  организовать беседу о Великой Отечественной войне, используя письма как источники информации;

- формировать гражданское самосознание;

- воспитывать нравственные качества личности;

- воспитывать чувство сопричастности к судьбам Отчизны;

- воспитывать чувство уважения и благодарности ветеранам и всем героям, погибшим в Великой Отечественной войне;

- расширить представления учащихся о фактических событиях войны;

- научить делать конверт, провести мастер-класс;

Планируемые результаты:

1. личностные: воспитание патриотизма и любви к Родине и народу, формирование чувства гордости за свою Родину, историю России, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;

2. метапредметные: ставить учебную цель, общение в группе, использование устной речи для своих выводов и умозаключений, овладение навыками смыслового чтения текста (эпистолярный жанр), готовность слушать собеседника и вести диалог, определение общей цели, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

3. предметные: улучшение техники чтения, понимания и осознания текста, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении.
Оборудование: проектор, монитор, конверт с датами 1941-1945, бумага для складывания треугольников, фронтовые письма для чтения в группах, стихотворение Валентина Савина для каждого ребенка, георгиевская ленточка на груди учителя, фото треугольных конвертов времен Великой Отечественной войны.


Ход мероприятия.

1.Постановка цели.


Учитель: Я принесла с собой конверт. Посмотрите на него внимательно. На нем есть подсказка. О чем мы будем сегодня с вами говорить? Что это за годы? 1941-1945. (Записываю на доске).

Сколько лет длилась эта война? Началась она когда? Когда закончилась? (подписать к дате).

Сколько лет прошло после того, как она закончилась?
Письмо, Великая Отечественная война. Значит, мы поговорим ...
Вы, верно, догадались, мы поговорим о письмах, написанных в годы Великой Отечественной войны и их значении для людей.

2. Актуализация знаний.


Учитель: Война...Что вы себе представляете, когда слышите это слово?

Во время Великой Отечественной войны люди сполна испытали страха и боли, было много смерти и страданий.


Кто знает, как называлась наша страна в то время? (Советский Союз).


Наша страна была не готова к войне, поэтому немецко-фашистские войска быстро продвигались по нашей территории, захватывая город за городом, деревню за деревней, убивая наших людей, в том числе детей. До того, как фашистские войска напали на Советский Союз, ни одна страна не оказала им должного сопротивления. И их армия считалась непобедимой. У Гитлера был план захвата нашей страны. Кто такой Гитлер? (Глава фашистской Германии). Он планировал захватить нашу страну за несколько месяцев. Но в течение первых же дней стало понятно, что этот план не сработает.

3. Учитель: С первых же дней войны была организована военно-полевая почта. Такая почта организуется во время войн. У каждой войсковой части свой, обычно пятизначный номер, так как воинское подразделение постоянно передвигается и у части нет постоянного адреса. Почте придавалось большое значение. Почему?


Люди писали друг другу письма. Полевая почта ВОВ в месяц доставляла в армию 70 млн писем.

Кто разносит письма?

Работа почтальона на фронте была опасна и трудна. Почтальоны под пулями с риском для жизни доносили письма бойцам в действующую армию.


Попросить прочитать желающего
Какое настроение у письма?


Тем не менее войска мужественно сражались, а что делали в тылу? Что такое тыл?


В тылу были заводы и фабрики, люди самоотверженно трудились для фронта, для победы, не жалея себя, поддерживали своих родственников письмами.
Как вы думаете, какой город хотел Гитлер завоевать больше всего?
Действительно, немецко-фашистские войска двигались к Москве. Все люди очень переживали, по радио регулярно объявляли о положении дел на фронте. К ноябрю 1941 г. враг был уже под Москвой. 7 ноября 1941 года в Москве состоялся парад войск.


Наши воины сразу с парада шли на передовую, то есть там, где идут бои. И защищали Москву.


Давайте встанем, представим, как себя чувствовали воины и так же красиво, как защитники Москвы, промаршируем под песню "Прощание славянки", автор музыки Василий Иванович Агапкин.

Впервые немецко-фашистские войска потерпели поражение и все поняли, что их можно победить. Это осознание было очень-очень важно для всех советских людей. Люди поняли, что они могут выиграть эту войну. По сохранившимся письмам можно отследить, как поменялось настроение бойцов, они стали уверены в своей победе. Вот одно письмо бойца маме. Это письмо переложил на стихи поэт Валентин Савин.
(У вас на парте текст этого письма, вы можете его прочитать вместе со мной).

Ты спрашиваешь, что со мной,
Здоров ли, жив и что молчу?
Ну что сказать тебе, родной.
Я жив, здоров, домой хочу.

Ты знаешь, немец под Москвой.
Он рвется праздновать победу.
Мы с ним ведём жестокий бой.
Вот победим, и я приеду.

Порой здесь хуже, чем в аду.
Ты верь, мамуленька моя,
Не сгину я, не пропаду.
Меня хранит любовь твоя.

Будь проклята сия война!

О чем еще тебе писать?
Одно и тоже, день и ночь.
Одно могу тебе сказать,
Мы гоним оккупантов прочь.

Вы видите  вот такие треугольники? Кто знает, что это такое?
Почему эти письма не в конвертах?

Все объясняется просто: не хватало конвертов, марок. Письма из дома имели огромное значение для поддержания боевого духа солдат. Они являли собой единственную связующую нить с родными и близкими бойцам людьми. Бойцы писали, что письма для них, как хлеб.
Как вы думаете, когда бойцы могли писать письма?


Если раненый солдат попадал в госпиталь и писать не мог, то что делал? Кто мог под его диктовку писать?


Конечно, не все письма дошли до адресата. Почему?
У каждого письма своя судьба. Чаще всего сохранились письма, авторы которых погибли на войне. А вот если человек пришел живым, то писем, как правило, не осталось. Не так много сохранили солдаты писем из дома. Почему?
У них просто не было условий для хранения, письма шли подолгу, а потом от постоянного чтения и лежания где-нибудь в нагрудном кармане постепенно истирались.

4. Складывание бумаги в виде "солдатского треугольника"
Учитель: Вы бы хотели научиться складывать такой солдатский треугольник?

Давайте поучимся складывать бумагу таким образом, чтобы получился солдатский конверт. Может, кто-то умеет делать. Положим лист вертикально. Верхний правый угол подтягиваем к противоположной стороне, ближе к низу листа. Теперь верхний угол подтягиваем. Нижнюю часть как клапан вставляем внутрь треугольника.

У всех получилось? Если захотите, то ко дню победы сможете сделать такой треугольный конверт, красиво его оформить, написать пожелания и вручить участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла.

5. Минута молчания.

Учитель: Мы уже говорили, что в сохранились письма погибших. Давайте почтим их память минутой молчания.

6.Рефлексия.
Учитель: Наше занятие подходит к концу. Мысленно вернитесь к тому, о чем мы говорили. Что вы запомнили, что было для вас интересным? Были ли письма нужны на войне?


Помогали ли письма побеждать?


Спасибо всем за занятие. Желаю вам никогда не узнать в реальной жизни, что такое война.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ "Дети и Война".

Цель:воспитание  патриотизма , любви к своей   Родине , к её  защитникам,  чувства  ответственности  человека за происходящее вокруг....

Внеклассное мероприятие по математике "Дорогами Великой Отечественной Войны"

Данная разработка содержит сценарий внеклассного мероприятия по математике, посвященного Великой Отечественной Войне. Данную разработку можно использовать также для проведения линейки, посвященн...

Внеклассное мероприятие. Викторина на тему Великая Отечественная война

Внекклассное мероприятие  с презентацией. Викторина для учеников 5-7 класса, 8-11 классов...

Внеклассное мероприятие: «Наши земляки − герои Великой Отечественной войны»

Данная разработка направлена на патриотическое воспитание школьников, углубление их знаний по истории родного края....

Внеклассное мероприятие «ВОРОНЕЖ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ».

Внеклассное мероприятие, проведенное в 8 "Г" классе (2012-2013 уч. год). Кл. рук.: Шапинская И. А. МБОУ лицей № 5...

Внеклассное мероприятие по теме: "События Великой Отечественной войны в художественной литературе, музыке и искусстве".

Цель: вспомнить трагические страницы Великой Отечественной войны пробудить уважение к истории войны.Задачи:      1. Знакомство с поэзией, музыкой и искусством времен Великой О...