Разработка по внеурочной деятельности "Памяти юных героев"
методическая разработка по истории (10 класс)

Терёхина Ирина Фёдоровна

Разработка внеклассного мероприятия для 10-11 классов по патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyati_yunyh_geroev.docx39.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеклассного мероприятия «Памяти юных героев»

Терехина Ирина Федоровна,  учитель истории и обществознания

Предмет

история

Класс

10 – 11 класс

Тип урока

Внеклассное занятие

Тема

Памяти юных героев

Цель

Расширение знаний учащихся об участии подростков в ВОВ, их мужестве, стойкости, героизме

Основные термины, понятия

Героизм, мужество, патриотизм

Планируемые  результаты

Предметные умения:

  • Углубить знания учащихся о ВОВ; 
  • Учить анализировать, отбирать информацию по теме урока; сравнивать изучаемые понятия.

 Личностные УУД:

  • Формировать внутреннюю позицию к истории ВОВ, ее значимости в нашей истории.
  • Воспитывать чувство патриотизма у учащихся, любовь к своему народу на примере героев-подростков.

Регулятивные УУД:

  • Учиться управлять своей познавательной деятельностью:

ставить цель и анализировать условия достижения цели, прогнозировать последствия действий.

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Познавательные УУД:

  • Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
  •  самостоятельно делать выводы;

  Коммуникативные УУД:

  • Уметь организовывать учебное сотрудничество.
  • Уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
  • Уметь работать в группах.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, индивидуальная и групповая (самостоятельная работа с источниками информации).

 Справочный материал

Раздаточный материал

ЭОР (Интернет-ресурсы, таблицы, презентация)

Технология изучения

Этапы урока, время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

(этап актуализации)

4-7 мин.

Создание условий для активизации

учащихся.

Настраивает   на работу.

Показ слайдов с фото подростков и военными фото.

-Что объединяет эти фото?

- Сформулируйте тему урока?

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Активизация познавательных процессов (внимание, память).

Умение вступать в диалог.

Управление своей познавательной деятельностью.

Отвечают на вопросы учителя и формируют тему урока

Постановка  учебной проблемы, планирование

3-5  мин.

Создание условий для постановки  цели и задач   урока.

Определение цели через проблемную задачу.

Направить на правильный выбор  цели и задач урока (по возможности откорректировать сформулированные учащимися цель и задачи урока).

- Вы наверно заметили, что среди фото подростков были и современные и даже ваши. Зачем я это сделала?

- Как  можно сформулировать проблему (цель) нашего урока?

Проблема: А вы смогли бы поступить также как они?

Задачи:  

  • Узнать какими были подростки 40 г.; 
  • Сравнить нравственные ценности двух поколений подростков.

Активизация мыслительных процессов (анализ).

Умение  вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции.

Управление своей познавательной деятельностью.

Оценивание мнения одноклассников.

Предлагают варианты ответов, делают записи в тетради.

Открытие нового знания

5 мин.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

        - 72 года отделяет нас от подвига, который стал легендой. Для людей старшего поколения имена молодогвардейцев святы и дороги, но вам они не известны.

В героической летописи Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков подвиг юных подпольщиков Краснодона – членов комсомольской организации “Молодая гвардия” сияет  немеркнущей страницей.

В суровую пору тяжелых испытаний, молодогвардейцы мужественно сражались с врагом и до конца выполнили свой священный долг.

Работа  с информацией.

Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты.

Осознанно строят выводы.

Участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его.

Осуществление взаимного контроля.

Оценивание правильности выполнения заданий.

Применение нового знания

25 мин.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

  1. Групповая работа с текстовыми материалами (Приложение )
    Организует групповую работу учащихся с биографиями, воспоминаниями, выписками из следственных документов.

Задания к материалам:

Работая с материалами, попытайтесь найти ответы на вопросы:

1.Кто они были, юноши и девушки, отдавшие свои жизни борьбе с фашизмом?

2.Почему именно они, ни на миг, не сомневаясь, приняли мученическую смерть?

3.Кто дал им силы, чтобы не дрогнуть в жестоком, не равном бою?

4.Почему же фашисты  боялись молодогвардейцев, несмотря на то, что у них уже не было сил бороться?

II. Ответы на вопросы задания.

Вывод: они были такие же, как и вы, были молоды, мечтали о будущем, хотели любить, хотели просто жить. Но война изменила их жизнь, в тяжелую для них и родины минуту они интересы Родины и  других людей поставили выше своих. Чувство патриотизма, с такими качествами, как сила воли, смелость, мужество, взаимовыручка были главными в их жизни, помогали им в борьбе с врагом.

2. Сравнение двух поколений.

- Это были ваши сверстники, им было столько же лет, сколько и вам.

- А вы смогли бы поступить также как они?

Вывод: характеристика своего поколения с точки зрения морали, этики, нравственности.

Анализ, обсуждение, фиксация результатов.

Участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его.

Осуществление взаимного контроля.

1.Работают с текстом, делают необходимые записи в тетрадях

По окончании работы участники оглашают результаты, обмениваются полученной информацией, делают выводы.

2. Отвечают на вопрос проблемы, дают обоснования своему ответу.

Рефлексия учебной деятельности

10 мин.

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление уровня овладения знаниями.

Организует рефлексию.

Живой разговор по этой теме:

- А скажите, хотели бы вы, чтобы мы забывали о войне? Забывали о подвигах русских людей?

- Что вы думаете сегодня о погибших героях?

Ребята, я предлагаю вам составить синквейн, выразить в нем то, что взволновало вас сегодня, что не оставило равнодушными. Напомню, что это стихотворение, состоящее из пяти строк:

1.  Тема или предмет (одно существительное).

2.  Описание предмета (два прилагательных или     причастия).

3.  Действия предмета (три глагола).

4.  Отношение автора к предмету (четыре значимых слова).

5. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

        Сегодня через историю из страшного прошлого нашей страны, я напоминаю вам  о том, чтобы вы, как и юные герои великой отечественной войны, любили жизнь, своих родных и близких, свою Родину. Чтобы вы знали, какой ценой достался нам этот мир, мир без войн и смерти миллионов людей. Чтобы знали и чтобы помнили!

Это нужно - не мертвым! Это нужно - живым!

Умение осознанно строить выводы.

Умение аргументировать свою позицию.

Оценивание правильности выполнения заданий.

Отвечают на вопросы,  делают выводы.

Составляют синквейн.

Пример:

Бедствие

Жестокое, кровавое

Потерять, не вернуться, погибнуть

Ценой смерти завоевано право на жизнь!

Война.

Приложение

1941-й год. На нашу землю пришел враг. В жестокую схватку с ним вступили все советские люди, от мала до велика. 20 июля 1942 года немцы вступили в Краснодон. Враг шел по донецкой земле, как смерч, как чума, повергая во тьму города, превращая школы, больницы, клубы, детские сады и ясли в казармы для постоя солдат, в застенки гестапо. Огонь, веревка, пуля и топор – эти страшные орудия смерти стали постоянными спутниками жизни советских людей. Ни в чем неповинные люди вынуждены были уходить с родных мест, скрываться. Рушились семьи… Молодежь, всякими способами уклонявшуюся от регистрации, хватали насильно и угоняли в Германию. По безлюдным улицам притихшего городка проносилась мотопехота, гремели сапоги оккупантов. Слезы и горе, унижения и жестокую расправу с мирными жителями принесли завоеватели. Гитлеровцы установили в Краснодоне свой порядок. Была создана управа, Биржа труда, введена полиция, приехало гестапо. Сразу же после прибытия гестапо начались массовые аресты коммунистов, комсомольцев, орденоносцев, старых красных партизан. Зверствам их не было конца.

9 сентября 1942 года фашисты совершили одно из страшных своих злодеяний: живыми закопали в парке Краснодона 32 шахтера, отказавшихся давать уголь для фашистской Германии. В эти дни кровавого фашистского террора – осенью 1942 года и зародилась «Молодая гвардия».

Молодогвардейцы поклялись на могиле замученных шахтеров:

Клятва вступающего в «Молодую гвардию»:  Я, вступая в ряды «Молодой гвардии», перед лицом своих друзей по оружию, перед лицом своей родной многострадальной земли, перед лицом всего народа торжественно клянусь:   Беспрекословно выполнять любое задание, данное мне старшим товарищем. Хранить в глубочайшей тайне всё, что касается моей работы в «Молодой гвардии». Я клянусь мстить беспощадно за сожженные, разорённые города и сёла, за кровь наших людей, за мученическую смерть тридцати шахтёров – героев. И если для этой мести потребуется моя жизнь, я отдам её без минуты колебания.  Если же я нарушу эту священную клятву под пытками или из – за трусости, то пусть моё имя, мои родные будут навеки прокляты, а меня самого покарает суровая рука моих товарищей.

              Кровь за кровь! Смерть за смерть!    

 

Во второй половине декабря 1942 года началось отступление немецких войск, разгромленных на Волге. Радость переполняла сердца краснодонцев, близился конец “нового порядка”.

Но враг был еще силен. К концу 1942 года “Молодая гвардия” не давала покоя гитлеровцам и их сообщникам.

Молодогвардейцы готовились к самой важной операции — вооруженному восстанию, чтобы прийти на помощь Красной Армии во время освобождения Краснодона. Но не пришлось юным мстителям встретить Красную Армию, потому что в их рядах оказался предатель.

“Я нашел следы подпольной молодежной организации и стал ее членом. Когда я узнал ее руководителей, я вам пишу заявление. Прошу прийти ко мне на квартиру, я расскажу вам все подробно...” — это признание сделал под воздействием своего отчима, бывшего белогвардейского офицера, агента полиции, изменник Почепцов.

Молодогвардейцам был дан приказ немедленно уходить из города маленькими группами в условленные места и оттуда пробираться в партизанский отряд. Но ребятам пришлось вернуться в Краснодон, так как на каждом шагу были немецкие патрули. Начались аресты.

Гестаповцы подвергали арестованных молодогвардейцев нечеловеческим пыткам. Но они стойко держались. Ни один из них не выдал своих товарищей.

Виновником ареста Олега Кошевого был старик — бывший кулак, к которому Олег попросился ночевать, Полицейские зверски избили Олега. В камеру его бросили уже без сознания. На последнем допросе перед казнью Олег сказал: “О работе “Молодой гвардии” меня не спрашивайте, не скажу ни слова. И еще запомните: советскую молодежь вам никогда не поставить на колени — она умирает стоя”.

Мать Сергея Тюленина Александра Васильевна была тоже арестована. На четвертом допросе она увидела своего Сережу. Окровавленные тряпки еле прикрывали худенькое тело, переносица была перебита. А дальше было самое страшное. На глазах у матери пытали сына. Раскаленный прут почти вошел в больную руку Сережи. Чтобы не закричать, мать вся сжалась, стиснула зубы... Потом раздели 53-летнюю женщину и били на глазах у сына. Молчали мать и сын. Тогда два полицая схватили Сережу, потащили к двери, стали закладывать в щели его пальцы. Александра Васильевна потеряла сознание.

Чтобы получить нужные им признания, фашисты вырезали на спине у Ульяны  Громовой пятиконечную звезду, но не сумели сломить волю отважной девушки.

Чтобы скрыть следы преступлений, палачи завалили шурф камнями, железом. Несколько дней из-под земли слышались стоны. Не утихал над Краснодоном плач матерей.

Вскоре Красная Армия заняла город. Краснодонцы пришли к шурфу, у которого были расстреляны юные патриоты. Молодогвардейцев было трудно узнать. Они лежали изуродованные, у некоторых на груди были вырезаны звезды. Матери искали приметы своих детей и по ним узнавали их. И так день за днем две недели!

Среди казненных молодогвардейцев не было Олега Кошевого. Только 19 марта в ровенском лесу был найден его труп. В шестнадцать лет он был совершенно седой. Немцы выкололи Олегу левый глаз, выжгли на груди номер комсомольского билета. Похоронили Олега 20 марта в Ровеньках на центральной площади. Вместе с ним положили молодогвардейцев Любу Шевцову, Виталия Субботина, Семена Остапенко, Диму Огурцова.  

1 марта 1943 года Краснодон прощался со своими героями. Их похоронили с воинскими почестями в братской могиле, на центральной площади города.

Оставшиеся в живых молодогвардейцы и бойцы Красной Армии над могилой юных патриотов дали клятву отомстить за них.

Показания военного преступника Отто Шена:

“Заключенных избивали до потери сознания, им ломали ноги, руки, затем обливали холодной водой и бросали в карцер; делали вид, что казнят через повешение, а потом полузадушенных вынимали из петли, а также применяли и другие пытки. Тела арестованных молодогвардейцев были сплошь в кровоподтеках и ссадинах. Мучения молодогвардейцев усиливались еще и тем, что мы морили их голодом. На всех арестованных я не затратил ни одного килограмма хлеба, не говоря уже о других продуктах питания, хотя они у нас содержались по 10—12 суток. Им не давали даже воды вволю».

Из следственных документов по делу краснодонской полиции: “Во время допросов всех без исключения молодогвардейцев избивали до потери сознания, им ломали руки, ноги, пальцы, затем обливали холодной водой и бросали в карцер, где инсценировали казнь через повешение…

Из воспоминаний Александры Васильевны Тюлениной "В дверях камеры было маленькое оконце. Утром я подошла к двери, в них, может, Сережу увижу. И правда, ведут моего сыночка. Одной рукой завивает чубок свой, другая рука на перевязи, сам бледный, а под глазами синяки. И вскоре заиграл патефон, а я думаю, понятно, зачем завели музыку. Бить начали Сергея. А на третий день вызывают меня...


            Из показаний начальника краснодонской жандармерии: "Потом Тюленина пытали на глазах у матери. Избивали, загоняли в рану раскаленный шомпол, ломали пальцы... Но он "не проронил ни слова о пощаде и не выдал никого из молодогвардейцев. От него ничего так и не добились. После пыток я отдал приказание расстрелять Тюленина. Мы удивлялись, как могла у еще молодого человека выработаться такая крепкая воля. По-видимому, презрение к смерти породило в нем твердость характера". Иван Земнухов был ослеплен во время побоев, осколки очков вонзились ему в глаза...”

Приказ немецкого коменданта по городу гласил: “За неподчинение новому порядку расстрел”.
 “За уклонение от сдачи оружия — расстрел”

 “За неявку на регистрацию — расстрел”.

 “За слушание радиоприемника — расстрел”.
 “За появление на улицах после 18-00 — расстрел”.

“За саботаж на шахтах — расстрел”.

  Олег Кошевой. Герой Советского Союза.   Олег Кошевой родился в 1926 году. С детских лет он увлекался художественной литературой и рисованием, любил шахматы и рыбную ловлю. Великая Отечественная война застала Олега учеником 8 класса Краснодонской школы №1.Шестнадцатый год своей жизни он встретил напряженными раздумьями о судьбе своей Родины. Мысли он облекал в стихотворные строки. Его стихи пронизаны страстным призывом к борьбе: «В тылу врага – врага уничтожать».

           Когда был создан штаб «Молодой гвардии», Олега избрали членом штаба и назначили комиссаром . Вместе с другими молодогвардейцами Кошевой участвовал во многих боевых операциях – поджоге скирд хлеба, чтобы зерно не досталось врагу, разгроме немецких автоколонн, распространении листовок. У Олега была подпольная кличка – Кашук.

           Когда после подлого предательства в Краснодоне начались аресты, Кошевой по решению штаба должен был перейти линию фронта с группой товарищей, чтобы присоединиться к действующей армии, но это не удалось. Его задержала полевая жандармерия и отправила в г. Ровеньки, сначала в полицию, а затем в гестапо.

          Фашисты были осведомлены, что арестованный – один из руководителей «Молодой гвардии», но никак не ожидали, что перед ними предстанет такой юный подпольщик. В процессе допросов они поняли, сколько воли в этом человеке, которого не смогли сломить ни плетьми, ни раскаленным железом.

            До последней минуты Олег Кошевой держался стойко, не нарушив своей священной клятвы. Во время одной из пыток, превозмогая страшную боль, он выкрикнул: «Всё равно вы погибнете, фашистские гады! Наши уже близко». После страшных пыток 9 февраля 1943 года Олег Кошевой был расстрелян в гремучем лесу в г. Ровеньки.

Любовь Григорьевна ШЕВЦОВА. Герой Советского Союза. Любовь Шевцова родилась в 1924 году. Она с детства отличалась живым весёлым характером, всегда была первой на спортивных соревнованиях и воскресниках, в выступлениях художественной самодеятельности и работе кружка юннатов. Она мечтала стать артисткой. Но началась война, и она избрала для себя другую профессию – профессию разведчика.

          Люба Шевцова училась в Ворошилоградской специальной школе партизан и подпольщиков, она обладала боевыми качествами подпольщика. После окончания школы Шевцова получила радиопередатчик и в июле 1942 года была оставлена для связи с одной из партизанских групп.

          Успешно выполнив задание, она вернулась в свой родной город. В Краснодоне уже действовала подпольная комсомольская группа. Многие подпольщики Л. Шевцову хорошо знали, и вскоре она стала членом молодёжной организации, а затем членом штаба «Молодой гвардии». Люба распространяла листовки, вела разведку, добывала медикаменты, в ночь на 7 ноября вывешивала красные флаги. Вместе с  С. Тюлениным и В. Лукьянченко она участвовала в поджоге биржи труда.

          8 января 1943 года Любовь Шевцова была арестована. Фашисты давно разыскивали её как радистку – разведчицу отважную подпольщицу, поэтому, стремясь узнать от неё шифры и явки, мучили отважную подпольщицу особенно долго и жестоко. Но они ничего не добились. На казнь Люба шла с гордо поднятой головой. Так бесстрашно умирали люди, которые знали, что идут на смерть. Похоронена Любовь в братской могиле города Ровеньки.

Иван Александрович ЗЕМНУХОВ. Герой Советского Союза. Иван Земнухов родился в 1924 году на Рязанщине. Там прошло его детство. В городе Краснодоне, куда переехала его семья, он учился в школе вместе О. Кошевым. Они редактировали школьный литературный журнал, в котором часто печатались и их стихи: оба были увлечены поэзией и литературой. Ивана ласково звали «профессором». Он выделялся среди своих сверстников: был собранный, сосредоточенный. Поговорить, поспорить о жизни, о человеческих характерах и поступках, о книгах и их героях – это было его любимое занятие.

         В канун войны И. Земнухов закончил школу. Большая жизнь раскрыла перед юношей широкие горизонты. Но радость вчерашнего школьника, гордо державшего аттестат зрелости, была кратковременной. На следующий день началась война.

          В занятом фашистами Краснодоне Земнухов активно включился в борьбу оккупантами. Он один из тех, кто создавал «Молодую гвардию». Он проверял людей, вступающих в организацию. В его ведении были шифры, коды, он сочинял большинство листовок…

          Когда в Краснодоне вследствие предательства начались аресты молодогвардейцев и в числе первых были схвачены Евгений Мошков и Виктор Третьякевич, Иван Земнухов, узнав об этом, направляется в полицию выручать товарищей. Оттуда он уже больше не вернулся. Вместе с друзьями после жесточайших пыток он был сброшен в шурф шахты.

Сергей Гавриилович ТЮЛЕНИН. Герой Советского Союза. 

 Сергей Тюленин родился в 1925 году. Он рос живым и любознательным мальчиком: бегал с ватагой ребятишек по раздольной степи, играл в войну и участвовал в художественной самодеятельности, увлекался радиоделом. Но больше всего его манило небо. Он страстно мечтал стать лётчиком. Дважды подавал заявление в летную школу, но не прошел по возрасту. Когда началась война, Сергей был учеником 8 класса. Зимой прямо из школы он бежал на стрельбище, где шло обучение бойцов, и учился стрелять и метать гранаты. В период наступления фашистов на Донбасс Сергей трудился на строительстве оборонительных сооружений.

           С первых же дней оккупации Сергей Тюленин сплотил вокруг себя надежных ребят и начал борьбу против захватчиков. Вскоре после расправы фашистов над шахтерами юные патриоты объединяют свои силы и создают подпольную организацию. Название «Молодая гвардия» было дано ей по предложению Сергея Тюленина. Находчивый, храбрый, умный, решительный, он выполнял самые рискованные поручения, участвовал почти во всех боевых операциях.

            В канун праздника 7 Ноября над городом взвились красные флаги. Алые полотнища – символ Родины – гордо реяли на вершинах терриконов и высоких зданий. На школе №4 флаг водрузила группа Тюленина. Сергей придумал заминировать флаг, и он продержался дольше других. Участвовал Сергей и в поджоге биржи труда.

            Когда начались аресты, Тюленин предупредил своих товарищей о грозящей опасности, а сам ушел за линию фронта и присоединился к частям Красной Армии. В бою его ранило, и он попал в плен , из которого бежал. Обессиленный, с кровоточащей раной, Сергей добрался до Краснодона, где был схвачен фашистами и брошен в тюрьму. Во время допросов его подвергали страшным пыткам, но он держался мужественно, и врагам не удалось сломить его волю.

           31 января 1943 года он был сброшен в шурф шахты №5…

              Ульяна Громова. Герой Советского Союза. Ульяна Громова родилась в 1924 году. Она была пятым ребенком в семье и воспитывалась в большом семейном коллективе. В такой большой семье всем приходилось трудиться. С детства Уля знала много народных песен. В школе полюбила литературу, чтение, вела личный дневник, куда записывала интересные мысли из книг. В учебе и в труде Уля всегда подавала пример, она была любимицей класса. Часто серьезная и задумчивая, Ульяна имела и хорошее чувство юмора, за что ее называли «богиня смеха». В аттестате Ульяны Громовой было всего 3 четверки. Она хотела поступить в мединститут, но война нарушила ее планы.

          В организации «Молодая гвардия» Громову уважали и ценили: была в ней какая-то внутренняя сила.

          После ареста и пыток Уля не сломалась. Сама истерзанная, избитая, она поддерживала своих подруг по камере, пела вместе с ними назло фашистам, перестукивалась с мальчишками, которые находились в соседней камере, поддерживала этим и их. На спине Ульяны Громовой фашисты вырезали звезду. Она была сброшена в шурф шахты. Глядя смерти в лицо, подняв высоко и гордо голову, Уля пела…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие, посвященное Дню героев Отечества « Юные герои Кубани»

Это внеклассное мероприятие для учащихся 1-4 классов, направленное на воспитание патриотизма, чувства уважения к историческому прошлому своей родины. Учащиеся знакомятся с историей возникновения празд...

Разработка внеурочного мероприятия "Города-Герои ВОВ"

Данное мероприятие разработанно для учеников 7 класса ко Дню Снятия Блокады Ленинграда....

Сценарий урока: "Разработка маршрута экскурсии" (в рамках внеурочного занятия "Юные инспектора движения")

Данное занятие поможет ученикам выбрать безопасный маршрут для осуществления экскурсии для школьников...

разработка классного часа "Памяти юных героев посвящается"

Литературно-музыкальная композиция, посвященная юным героям-разведчикам в Великой Отечественной войне...

Конспект Открытого занятия на Тему: «8 февраля – День памяти юного героя-антифашиста. Пионеры – герои ВОВ.»

Цели и задачи: познакомить детей с юными героями-антифашистами, пионерами-героями Великой Отечественной войны, воспитывать чувства долга, патриотизма и любви к своей Родине, чувства уважения...

Авторская педагогическая разработка по внеурочной деятельности «Юный художник» для обучающихся 5 классов.

Программа  рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:Кискальт И.  Солёное тесто. – М.: АСТ-Пресс, 2001. - 1ПацциЛучия Фантазии из...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "8 февраля - день памяти юных героев-антифашистов"

Представлена информация об истории возникновения этой даты, о первых детях, отдавших свои жизни в борьбе с фашизмом, о юных героях Великой Отечественной войны, которые не щадя своей жизни боролись ряд...