Конспект открытого урока по истории
план-конспект урока по истории (7 класс)
Тема: «Тамбовский край на страже южных рубежей. Основание Тамбова .»
Цель урока: Формирование представления об основании крепости Тамбов как одной из славных страниц истории России, истории родного края.
Задачи урока:
- образовательные:
-рассказать о ходе строительства крепости, выяснить, в чем заключается значение её для защиты южных рубежей государства
- развивающие:
-развивать навыки работы с документами, с картой, умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, продолжить работу по формированию у учащихся художественных, выразительных свойств языка
- воспитательные:
-воспитывать чувство гордости и любви к Родине родному краю на исторических примерах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата проведения: 7 февраля 2019года 7-а класс
Тема: «Тамбовский край на страже южных рубежей. Основание Тамбова .»
Цель урока: Формирование представления об основании крепости Тамбов как одной из славных страниц истории России, истории родного края.
Задачи урока:
- образовательные:
-рассказать о ходе строительства крепости, выяснить, в чем заключается значение её для защиты южных рубежей государства
- развивающие:
-развивать навыки работы с документами, с картой, умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, продолжить работу по формированию у учащихся художественных, выразительных свойств языка
- воспитательные:
-воспитывать чувство гордости и любви к Родине родному краю на исторических примерах.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация ,карта
Тип урока: урок – изучение нового материала
Этапы урока: оргмомент, погружение в тему, постановка учебной цели, проблемного задания, изучение нового, рефлексивный этап и оценка деятельности.
Виды деятельности: репродуктивная ,частично поисковая, исследовательская. Методы: словесный, наглядно-демонстрационный.
План урока:
I.Актуализация знаний
II. Изучение нового материала.
- Причины основания крепости Тамбов
- Ход строительства крепости
- Характеристика крепости
- Стрелецкая и Пушкарская слободы.
III. Подведение итогов
IV. Рефлексия.
V. Домашнее задание.
Новые термины: Тонба, кремль, острог, слобода, засеки.
Основные даты и события:
17 апреля 1636года-основание крепости Тамбов
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать историю Русского государства в период правления Михаила Федоровича Романова. (1613-1645гг.).
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Есть события в истории нашего Отечества , которые мы должны знать, помнить, гордиться ими . Об одном из таких событии мы сегодня и будем говорить.
Начать урок я хочу с отрывка из одного стихотворения:
Вопрос: -Какому историческому событию посвящены эти строки?
-Кто сможет озвучить тему нашего сегодняшнего урока?
Тема нашего сегодняшнего урока ««Тамбовский край на страже южных рубежей. Основание Тамбова .»
Учитель: Итак, сегодня мы отправимся в ХVII век во времена Михаила Федоровича Романова
Учитель:В конце урока нам предстоит ответить на вопрос
-Проблемное задание: Как Тамбов выполнил своё предназначение оборонительного пункта южных границ Русского государства в XVIIвеке?
Учитель: Прежде чем отправиться в путешествие
- Назовите направления внешней политики Михаила Федоровича Романова?
(западное направление)
-Столбовский мир 1617г. со Швецией
-Деулиновское перемирие 1618г. с Речью Посполитой
-Смоленская война 1632-1634гг.
-(южное направление)
-Защита южных рубежей государства от набегов орд кочевников.
Учитель:
На протяжении многих веков соседства с кочевниками были выработаны приёмы борьбы с ними. Одной из таких мер стало создание сторожевой службы-пограничных отрядов. История сторожевой службы на Руси уходит в глубокую древность. Ещё князья Древнерусского государства посылали в степь отряды сторожей, которые следили за передвижением кочевников.Их ратные подвиги воспел русский народ в былинах и сказаниях. Имена Ильи Муромца, Добрыни Никитича стали символом мужества и отваги ,любви к своей Родине.
В конце XVI века при Иване Грозном произошло создание единой сторожевой службы. В сторожи, состоящие всего из 4-6 казаков, брали наиболее умелых и подготовленных воинов. Они обязаны были в совершенстве владеть оружием, умело управлять конём, хорошо ориентироваться на местности. Они выезжали на границу и регулярно объезжали её по определённому маршруту.
Однако остановить татарские набеги они не могли.Требовалась более совершенная система обороны границ.
Картина С.В.Иванова «На сторожевой границе Московского государства» (слайд4)
-Учитель:В 1635 г.в Москву были вызваны знатоки военного дела с юга Русского государства, было решено построить новые крепости и перекрыть наиболее опасные пути проникновения татар на Русь.Царь Михаил Фёдорович подготовил указ о строительстве крепости на р.Воронеж
-О какой крепости идёт речь?(Козлов)
-Кто руководил строительством крепрсти?(воеводы И.В.Биркин и М.И.Спешнев)
-Когда начали строить крепость?(11октября 1635г.)
-Где была поставлена крепость?(на р.Лесной Воронеж в Козловом урочище)
-Опыт строительства первой крепости на юге России с начала XVIIвека был удачным и был использован в последующие годы:до середины XVIIвека на юге появилось 26 городов-крепостей.
-Наш разговор сегодня о крепости Тамбов
Ученик: Указ царя Михаила Фёдоровича Романова о строительстве крепости Тамбов(чтение)
-Как и где происходило строительство крепости?
-Работа с учебником( с.48-50)
-Ответить на этот вопрос поможет учебник. Работа по группам
-Прочитать и ответить на вопросы.
-Самостоятельная работа :1гр.-п.1-2,2гр.-п.3-4.сообщение о Р.Ф.Боборыкине,3гр.- 5п,сообщение о с.Стрельцы и с.Пушкари
-Ответы у доски представителей от каждой группы
картина «Строительство г.Тамбова 1636г.»
Чертёж г.Тамбов(начало XVIIIвека)
-Работа с документом. №1(читает ученик)
-Работа в группах
-1гр.Работа с учебником с.26-27. Заполнение таблицы
-2гр.Работа с документами. Отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Ученик читает отрывок из стихотворения
Учитель:
- Кто такие партизаны?
(Партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующий в тылу врага) .(Перечислить участников партизанского движения)
Большим подспорьем для русских войск было народное ополчение
- Что такое ополчение?
( Ополчение - военное формирование, созданное в помощь действующей армии на добровольных началах)
III. Подведение итогов
Что нового мы узнали на уроке?
- По ходу урока ученики заполняют карту -маршрут «Основание Тамбова»
- Закрепление. Решение кроссворда
1. Кто руководил строительством Тамбова? (Боборыкин Р.Ф.)
2. Где заложили крепость?(р.Цна)
3. В какой праздничный день?(Пасха)
4. Как называлась центральная часть крепости?(Кремль)
5. Как называется приток Цны?(Студенец)
6. Кто совершал набегил на русские ?(Татары)
IV. Рефлексия.
(изображение ладони с вопросами на пальцах:- Что узнали? -Чему научились? -Какое настроение? -Что запомнили? -Что было интересного?
V. Домашнее задание.
-Параграф 9,сообщения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории "Своя игра по истории Древнего мира"
Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории Древнего мира в форме игры....
Презентация к уроку по истории Татарстана "Волжская Булгария: история становления государственности"
Презентация к уроку по истории Татарстана (НРК) для 6-го класса....
План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»
Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...
Урок по истории "Счет лет в истории"
Цель урока :сформировать у обучающихся представления о хронологических датах как части исторических знаний;продолжить формирование умений счета лет в истории.Вопрос об измерении времени годами, веками...
Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .
Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....
Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.
Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...
Открытые уроки по Истории Отечества в 7,8,9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Авторские разработки учителя истории Юрченко Е.Ф. (14 уроков)
Открытые уроки по Истории Отечества в 7, 8, 9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....