Конспект открытого урока по истории
план-конспект урока по истории (7 класс)

Гусева Надежда Ивановна

Тема: «Тамбовский край на страже южных рубежей. Основание Тамбова .»

Цель урока: Формирование представления об основании крепости Тамбов как одной из славных страниц истории России, истории родного края.

Задачи урока:

  1. образовательные:

-рассказать о ходе строительства крепости, выяснить, в чем заключается значение её для защиты южных рубежей государства

  1. развивающие:

-развивать навыки работы с документами, с картой, умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, продолжить работу по формированию у учащихся художественных, выразительных свойств языка

  1. воспитательные:

-воспитывать чувство гордости и любви к Родине родному краю на исторических примерах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения:  7 февраля 2019года                                                       7-а класс

Тема: «Тамбовский край на страже южных рубежей. Основание Тамбова .»

Цель урока: Формирование представления об основании крепости Тамбов как одной из славных страниц истории России, истории родного края.

Задачи урока:

  1. образовательные:

-рассказать о ходе строительства крепости, выяснить, в чем заключается значение её для защиты южных рубежей государства

  1. развивающие:

-развивать навыки работы с документами, с картой, умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, продолжить работу по формированию у учащихся художественных, выразительных свойств языка

  1. воспитательные:

-воспитывать чувство гордости и любви к Родине родному краю на исторических примерах.


Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация ,карта 
Тип урока: урок – изучение нового материала
Этапы урока: оргмомент, погружение в тему, постановка учебной цели, проблемного задания, изучение нового, рефлексивный этап и оценка деятельности. 
Виды деятельности: репродуктивная ,частично поисковая, исследовательская. Методы: словесный, наглядно-демонстрационный.

План урока:

      I.Актуализация знаний

II. Изучение нового материала.

  1. Причины основания крепости Тамбов
  2. Ход строительства крепости
  3. Характеристика крепости
  4. Стрелецкая и Пушкарская слободы.

III. Подведение итогов 

IV. Рефлексия.

V. Домашнее задание.

Новые термины: Тонба, кремль, острог, слобода, засеки.

 Основные даты и события:

17 апреля 1636года-основание крепости Тамбов

                                             Ход урока.

 I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать историю Русского государства в период правления Михаила Федоровича Романова. (1613-1645гг.). 

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной  деятельности учащихся.

    Учитель: Есть события в истории нашего Отечества , которые мы должны знать, помнить, гордиться ими . Об одном из таких событии мы сегодня и будем говорить.

Начать урок я хочу с отрывка из одного стихотворения:

Вопрос: -Какому историческому событию посвящены эти строки?

-Кто сможет озвучить тему нашего сегодняшнего урока?  

Тема нашего сегодняшнего урока  ««Тамбовский край на страже южных рубежей. Основание Тамбова .»

Учитель: Итак, сегодня мы отправимся в ХVII век во времена Михаила Федоровича Романова                                                                                                                   

Учитель:В конце урока нам предстоит ответить на вопрос

-Проблемное задание:  Как Тамбов выполнил своё предназначение оборонительного                                                                                              пункта южных границ Русского государства в XVIIвеке?

Учитель: Прежде чем отправиться в путешествие 

 - Назовите направления внешней политики Михаила Федоровича Романова?

    (западное направление)

   -Столбовский мир 1617г. со Швецией

   -Деулиновское перемирие 1618г. с Речью Посполитой

    -Смоленская война 1632-1634гг.

   -(южное направление)

-Защита южных рубежей государства от набегов орд кочевников.

Учитель:

На протяжении многих веков соседства с кочевниками  были выработаны приёмы борьбы с ними. Одной из таких мер стало создание сторожевой службы-пограничных отрядов. История сторожевой службы на Руси уходит в глубокую древность. Ещё князья Древнерусского государства посылали в степь отряды сторожей, которые следили за передвижением кочевников.Их ратные подвиги воспел русский народ в былинах и сказаниях. Имена Ильи Муромца, Добрыни Никитича стали символом мужества и отваги ,любви к своей Родине.

В конце XVI века при Иване Грозном произошло создание единой сторожевой службы. В сторожи, состоящие всего из 4-6 казаков, брали наиболее умелых и подготовленных воинов. Они обязаны были в совершенстве владеть оружием, умело управлять конём, хорошо ориентироваться на местности. Они выезжали на границу и регулярно объезжали её по определённому маршруту.

Однако остановить татарские набеги они не могли.Требовалась более совершенная система обороны границ.

Картина С.В.Иванова «На сторожевой границе Московского государства» (слайд4)

-Учитель:В 1635 г.в Москву были вызваны знатоки военного дела с юга Русского государства, было решено построить новые крепости и перекрыть наиболее опасные пути проникновения татар на Русь.Царь Михаил Фёдорович подготовил указ о строительстве крепости на р.Воронеж

-О какой крепости идёт речь?(Козлов)

-Кто руководил строительством крепрсти?(воеводы И.В.Биркин и М.И.Спешнев)

-Когда начали строить крепость?(11октября 1635г.)

-Где была поставлена крепость?(на р.Лесной Воронеж в Козловом урочище)

-Опыт строительства первой крепости на юге России с начала XVIIвека был удачным и был использован в последующие годы:до середины XVIIвека на юге появилось 26 городов-крепостей.

-Наш разговор сегодня о крепости Тамбов

Ученик: Указ царя Михаила Фёдоровича Романова о строительстве крепости Тамбов(чтение)

-Как  и где происходило строительство крепости?

-Работа с учебником( с.48-50)

-Ответить на этот вопрос поможет учебник. Работа по группам

-Прочитать и ответить на вопросы.

 -Самостоятельная работа :1гр.-п.1-2,2гр.-п.3-4.сообщение о Р.Ф.Боборыкине,3гр.- 5п,сообщение о с.Стрельцы и с.Пушкари

-Ответы у доски представителей от каждой группы

картина «Строительство г.Тамбова 1636г.»                                                           

 

Чертёж г.Тамбов(начало XVIIIвека)                                                                    

-Работа с документом. №1(читает ученик)

-Работа в группах

-1гр.Работа с учебником с.26-27. Заполнение таблицы

-2гр.Работа с документами. Отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

 

Ученик читает отрывок из стихотворения

Учитель:

- Кто такие партизаны?

   (Партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующий в тылу врага) .(Перечислить участников партизанского движения)

Большим подспорьем для русских войск было народное ополчение

- Что такое ополчение?

   ( Ополчение - военное формирование, созданное в помощь действующей армии на добровольных началах)

III. Подведение итогов 

Что нового мы узнали на уроке?

  1. По ходу урока ученики заполняют карту -маршрут «Основание Тамбова» 
  2. Закрепление. Решение кроссворда

1. Кто руководил строительством Тамбова? (Боборыкин Р.Ф.)

2. Где заложили крепость?(р.Цна)

 3. В какой праздничный день?(Пасха)

4. Как называлась центральная часть крепости?(Кремль)  

5. Как называется приток Цны?(Студенец)

6. Кто совершал набегил на русские ?(Татары)

IV. Рефлексия.

(изображение ладони с вопросами на пальцах:- Что узнали? -Чему научились? -Какое настроение? -Что запомнили? -Что было интересного?

V. Домашнее задание.

-Параграф 9,сообщения

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории "Своя игра по истории Древнего мира"

Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории Древнего мира в форме игры....

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

Урок по истории "Счет лет в истории"

Цель урока :сформировать у обучающихся представления о хронологических датах как части исторических знаний;продолжить формирование умений счета лет в истории.Вопрос об измерении времени годами, веками...

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...

Открытые уроки по Истории Отечества в 7,8,9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Авторские разработки учителя истории Юрченко Е.Ф. (14 уроков)

Открытые уроки по Истории Отечества в 7, 8, 9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....