«Игровая деятельность на уроках истории»
материал по истории
Интерес к истории - это не просто привить любовь к своему предмету. Ведь иртерес к изучению предмета - позитивный результат его усвоения. Это возможность через знание предмета осознать свою принадлежность к народу и его истории. Это формирование личностного отношения к истории страны и отдельным личностям.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых наиболее эффектитивных технологий, помошающих развитию творческих способностей обучающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_tehnologiya.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игровая деятельность на уроках истории».
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому я на своих уроков использую игровую деятельность.
Приходится постоянно искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках ученик работал активно и увлеченно, использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, развивает внимание, стремление к знаниям. Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии. Но это не значит, что занятия должны проходить только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты в сочетании с другими: беседами, самостоятельной работой. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.
Она учит самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.
Предлагаю несколько вариантов игр, которые использую в своей педагогической практике.
Игра для изучения нового материала.
Игра «Древо познания». В ней учащиеся учатся ставить вопросы к изученному материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ученикам даётся задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на листочках 2-3 различных вопроса и заданий к нему. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы прикрепляются к «древу познания» (нарисовано на ватмане в виде обычного дерева, на ветках которого сделаны прорези со вставленными скрепками). На следующем уроке, при проверке знаний, ученики снимают листочки, читают вопрос и отвечают на него.
Эта игра помогает учащимся выделить главное, научится формулировать вопросы.
Игры для закрепления.
«Найди ошибки». Учащимся предлагается текст, в котором допущены фактические ошибки. Ребята должны найти эти ошибки и исправить.
«Снежный ком». В игре принимают участие несколько человек, которые выходят к доске. Первый ученик называет одно слово, словосочетание, относящееся к изученной теме, второй ученик называет первое слово, словосочетание и добавляет свое.
Если участник игры ошибается или делает длинную паузу, то он выходит из игры и садится на своё место. Победителем оказывается тот, кто останется последним и скажет правильно всю получившуюся цепочку.
«Реставрация» - учитель готовит текс и разрезает на полоски так, чтобы на каждой из них помещалось одно предложение. Полоски перемешиваются и помещаются в конверт.
«Герой, дата, событие» - учитель называет имя царя или личности. Один ученик называет, чем знаменит этот царь или личность. Другой ученик называет годы правление. Третий – реформы проводил.
Эта игра развивает память, внимание, быстроту реакции, помогает закрепить пройденный материал.
Игры для проверки знаний.
Для работы с терминами использую игру «Переводчик». Некоторые определения усваиваются с трудом из-за сложности научного языка. Школьники зазубривают, не понимая их смысла. В данной игре детям предлагается сказать историческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный».
«Таинственный сундучок» - даты.
Обобщающие игры.
На уроках обобщения я использую кроссворды, ребусы. Брейн-ринг, «Своя игра» (может быть представлена в компьютерном варианте, а может быть, игровое поле начерчено на доске) Для нее нужны всего лишь интересные вопросы в нескольких номинациях. Игра позволяет за 15-20 минут повторить основные события эпохи.
«Что, где, когда?» - Класс делится на команды. Команды играют по очереди. Какая команда начнет игру первой, выбирает жребий (или дополнительный вопрос). Время обсуждения - 1 минута. Капитан после обсуждения вопроса с членами команды выбирает того, кто будет отвечать. Если команда не отвечает на вопрос или отвечает не правильно, то ход переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получаете баллы, которые указаны вместе с вопросом.
Игра создает особые условия, при которых учащиеся могут развивать творчество. Суть этих условий заключается в общении на равных, где исчезает робость, возникает ощущение - "я тоже могу", т. е. в игре происходит внутреннее раскрепощение.
В игре учащиеся учатся доброжелательному диалогу, умению выслушивать, а главное слышать друг друга.
Использование игровых методов дает хорошие результаты. Ученики начинают интересоваться предметом. Потому что, игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы учеников - внимание восприятие, мышление, запоминание, воображение. Игры позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям историй. Каждый учитель старается, чтобы ученик полюбил предмет, усвоил материал, применил знания на практике, был всесторонне развитым и грамотным человеком.
Плюсы и минусы
«+»
1. .Позволяет раскрыть творческие возможности учащихся.
2. Воспитывает коллективизм и взаимовыручку в решении трудных проблем.
3.Взаимообучение. Многие игры предполагают совещательный процесс. В группе, где собраны сильные и слабые ученики, идет процесс взаимообогащения информацией и умениями.
4.Воспитание чувства сопереживания друг задругу.
«- «
1. Организация игр - не всегда простое занятие: азарт игры может превратить урок в беспорядочное, шумное мероприятие.
2.Оценка в игре - ещё одна проблема. Артистичные дети могут получить оценку не за знание, а за артистизм.
3. Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование положительной мотивации к учебно-воспитательному процессу через игровую деятельность на уроках истории"
Игры своего рода - это вспомогательный материал к уроку, и невозможно не заметить, что именно благодаря им можно не только мотивировать детей, но и удерживать их познавательный интерес долгое время. М...
Игровые моменты на уроках истории и обществознания как способ активизации познавательной деятельности учащихся
КоКак повысить интерес учеников к предмету? Эта проблема волнует всех учителей. Изучение истории и обществознания, как и любой другой учебной дисциплины, сопряжено с немалыми трудностями. Они могут ус...
Обобщение педагогического опыта по теме"Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания".
Цель работы: создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенции на основе использования современных педагогических технологий и методов об...
Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."
Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся. Задачи опыта: Раскрыт...
Использование игровых технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Использование игровых технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся....
Творческая работа «Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках истории»
Материал содержит сведения о возможности использования игровых форм обучения на уроках истории....
Статья: Развитие мотивации обучающихся на уроках истории через применение современных образовательных технологий: "Игровая деятельность на уроке истории"
Игра – это форма деятельности в условиях ситуаций, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта в котором складывается и совершенствуются необходимые в жизни знания, умения и...