Распад СССР
план-конспект урока по истории (11 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: РАСПАД СССР
Предметные: уметь работать с историческим текстом; выделять главную мысль; отвечать на вопросы; развивать навыки анализа исторических версий и событий; мотивы поступков исторических деятелей, научить обосновывать свою нравственную оценку событий; давать оценку с позиции гражданина России.
Метапредметные:
Регулятивные: планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока;
Познавательные: уметь находить нужную информацию в различных источниках ;грамотно представлять имеющуюся информацию;
Коммуникативные: уметь участвовать в диспуте; формулировать вопросы;
выступать с устными сообщениями, взаимодействовать с окружающими
Личностные:формировать положительную мотивацию к обучению.
Этап 1. Организационный момент.
Задачи: мотивация учащихся на изучение темы, целеполагание.
Длительность этапа: 2-3 мин.
Содержание этапа:
ГИМН СССР
Кто не жалеет о распаде Советского Союза, у того нет сердца; кто хочет воссоздать его в прежнем виде, у того нет головы.
Тогда все хотели смены режима – получилось в итоге, что развалилась страна.
Оба термина применяются в работах, посвящённых этому периоду, употребляются в телепередачах и радиоэфире. Существует две точки зрения: первая – распад СССР – закономерный результат исторического развития; вторая – в распаде страны виноваты конкретные политики, «развалившие СССР».
- Вступительное слово учителя:
Сегодня мы завершаем изучение темы «Советский Союз в последние десятилетия своего существования». Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкевичем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий.
- Целеполагание: сегодня на уроке мы попробуем выяснить причины распада СССР и его последствия.
ДАВАЙТЕ СФОРМУЛИРУЕМ ТЕМУ НАШЕГО УРОКА
РАСПАД СССР
Этап 2. Постановка проблемного вопроса.
Задачи: создание проблемной ситуации, не имеющей однозначного решения.
Длительность этапа: 2-3 мин.
Функции преподавателя: описание «проблемного поля», постановка проблемного вопроса.
Содержание этапа:
- Проблемный вопрос: был ли распад СССР исторической неизбежностью? Для того чтобы узнать ответ на этот вопрос, необходимо понять – распад или развал страны произошел?
Этап 3. Всесторонняя проверка знаний
Длительность этапа: 5 мин.
Итак, прежде всего, давайте вспомним, Когда образовался СССР?
- 22 декабря 1922г.
Какие проекты по объединению в единое государство независимых советских республик были разработаны?
- План "автономизации" И. В. Сталина и союз равноправных республик В. И.Ленина.
Какие идеи были положены в основу этих проектов?
- план Сталина предполагал провозглашение РСФСР государством, в которое входят на правах автономных республик УССР, ЗСФСР, БССР; соответственно высшими органами власти и управления в стране должны были стать ВЦИК, СНК.
Ленин обосновал идею образования союзного государства на основе полного равенства всех независимых советских республик: "... мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию..."
Какой проект был одобрен Пленумом ЦК РКП(б)?
- Ленинский план создания Союза Советских Социалистических Республик был утвержден Пленумом ЦК РКП(б) 6 октября 1922.
Этап 4. Усвоение новых знаний.
Длительность этапа: 20-22 мин.
Задачи: поиск ответа на проблемный вопрос.
Делит класс на три группы.
Беседа по теме: Дайте оценку положению СССР к сер. 80-х г.?
Класс делится на 3 группы и работает с документами. Затем представители группы представляют главные мероприятия проводимые Горбачевым в их сферах.
«Экономисты», «Социологи», «Политологи»
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ 1985- 1991 ГГ.
Важнейшие политические мероприятия | Национальные проблемы СССР | Важнейшие экономические мероприятия |
1985 | ||
Генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 г. избран М.С. Горбачев. | Первое столкновение на межнациональной почве в Якутске в феврале 1986 г. | Апрель 1985 г. – Пленум ЦК: обсуждение социально-экономического положения в стране, провозглашение курса на ускорение социально-экономического развития |
1986-1987 | ||
Январь 1987 г. – Пленум ЦК. Рассмотрен кадровый вопрос (омоложение в руководстве партией). Формулируется новое понимание гласности (открытость и правдивость в освещении прошлого и настоящего страны, свобода слова). | Июнь 1987 г. – Пленум ЦК – начало экономических реформ. В 1987 году был принят закон о государственном предприятии (объединении). В 1988 году были разрешены кооперативы и расширялась индивидуальная частнопредпринимательская деятельность. | |
1988 | ||
Июнь 1988 г. – XIX партийная конференция; решение о начале реформы политической системы, дальнейшей демократии общества. | Весна 1988 г. – обострение национальных проблем: начало войны между Арменией и Азербайджаном, погромы в Сумгаите. | |
1989-1990 | ||
Март 1989 г. – выборы в Верховный Совет народных депутатов на основании нового закона о выборах. 25 марта – 9 июня – I съезд народных депутатов СССР. Декабрь 1989 г. – II второй съезд народных депутатов СССР. | Дальнейшее обострение национальных проблем. Апрель 1989 г. – разгон демонстрации в Тбилиси. Погромы в Фергане. | |
Март 1990 г. –III внеочередной съезд народных депутатов, переход к президентскому правлению. Президент СССР М.С. Горбачев. Отмена 6-й статьи Конституции СССР. Июль 1990 г. – XXVIII съезд КПСС. Генеральным секретарем избран М.С. Горбачев. Раскол в КПСС. | «Парад суверенитетов» союзных республик. Февраль 1990 г. – лидеры Литвы провозгласили независимость Литовского государства. Выборы в Верховный совет РСФСР. 12 июня 1990 г. – I первый съезд народных депутатов России принимает Декларацию о государственном суверенитете России. | Май 1990 г. - третья сессия ВС СССР. Выступление председателя Совета министров Н.И. Рыжикова «Об экономическом положении страны и концепции перехода к рыночной экономике». Летом 1990 г. Г. Явлинский, академик С. Шаталин и другие экономисты разработали программу «500 дней», которая предполагала за этот срок провести приватизацию государственных предприятий и значительно урезать экономическую власть центра. |
1991 | ||
Январь 1991 г. – начало официальной регистрации политических партий. 19-21 августа 1991 г. – выступление ГКЧП. 24 августа 1991 г. – М.С. Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС. 26 августа 1991 г. - приостановлена деятельность КПСС на территории СССР. 6 сентября 1991 г. – признание Верховным Советом СССР независимости республик Прибалтики. 25 декабря 1991 г. - официальное заявление об отставке М.С. Горбачева. | 17 марта 1991 г. – референдум о судьбе СССР (76,4% принявших участие высказались «за» сохранение Союза). Апрель 1991 г. - начало «новоогаревского процесса» - подготовка нового Союзного договора, его подписание намечено на 20 августа. 12 июня 1991 г. - выборы Президента РФ (победа Б.Н. Ельцина). 7 декабря 1991 г. - руководителями России, Белоруссии и Украины подписано Беловежское соглашение – договор об образовании СНГ. 21 декабря 1991 г. – встреча в Алма-Ате. Декларация о прекращении существования СССР. |
Класс заполняет таблицу: «Итоги экономического, социального и политического развития страны к сер. 80-х гг.».
ИТОГИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ К СЕРЕДИНЕ 80-Х ГГ | ||
Кризисные явления в различных сферах | ||
Политическая сфера | Социальная сфера | Экономическая сфера |
Кризис тоталитарной системы: бюрократия, коррупция, неспособность государственных органов к решению общественных проблем и т.д. Монополия партии на власть – ее ответственность за углубление кризиса. Национальные проблемы. Внешнеполитические проблемы. | Проблемы, связанные с понижением уровня жизни. Проблемы, связанные с психологическим состоянием общества: неверие в возможность перемен, недоверие к власти, нежелание работать в общественном секторе, привычка жить по двойным стандартам, социальная апатия. | Кризис командной экономики: снижение темпов экономического роста, нарастающее отставание от передовых стран, экстенсивное развитие, нарастание диспропорции в экономике, проблема дефицита, устаревшие методы управления, начало инфляции, развитие теневой экономики, рост преступности в экономической сфере и т.д. |
Вывод: Нарастание застойных, кризисных явлений наблюдались во всех сферах жизни советского общества.
Учитель.
17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР, который звучал следующим образом: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свобода человека любой национальности». Из принявших участие в голосовании 148,6 млн чел. (80% имевших право голоса) за сохранение Союза высказались 113,5 млн чел. (76,4%).
(одновременно с всесоюзным референдумом о сохрании СССР) был проведен референдум о введении поста президента РСФСР
Первые выборы президента РСФСР состоялись 12 июня 1991 года.
Летом 1991 г. Б.Н.Ельцин был избран президентом РСФСР. Он предложил республикам брать суверенитета столько, сколько сможете проглотить».
После проведения референдума М.Горбачев собрал представителей республик в Ново-Огарево и согласившись со всеми условиями и требованиями смог подготовить проект Союзного Договора.
Окончательная редакция «Договора о Союзе Суверенных государств была опубликована в газете «Правда»15 августа 1991года.
В той же газете было опубликовано выступление президента СССР Горбачева по телевидению в которой отмечалось, что союзный договор открыт к подписанию с 20 августа 1991 года.
20 августа 1991г.публикация и обсуждение его проекта привели к расколу в обществе.
«Августовский путч »1991 г. 18-19 августа – попытка государственного переворота (путча) в СССР
Чтобы сорвать подписание этого договора и сохранить свои властные полномочия, часть высшего партийно-государственного руководства попыталась захватить власть.
18 августа несколько «силовиков» приехали к отдыхавшему в Крыму в Форосе М.С. Горбачеву и предложили ему подписать указ о введении в стране чрезвычайного положения, но получили отказ. Вернувшись в Москву, они объявили, что Горбачев не может исполнять обязанности Президента СССР «по состоянию здоровья» и его полномочия переходят к вице-президенту Г.И. Янаеву.
В августе 1991 года группа партийных функционеров объявила о временном отстранении Горбачева от власти и ввела в стране чрезвычайное положение. События августа 1991 года – попытка государственного переворота, поставившая страну на грань гражданской войны.
Возглавил переворот Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в составе: и. о. президента СССР Г.И. Янаев, председатель КГБ СССР В.А. Крючков, премьер-министр СССР В.С. Павлов, министр обороны СССР Д.Т. Язов и др. Главную задачу переворота ГКЧП видел в восстановлении в СССР порядков, которые существовали до 1985 г., т.е. в ликвидации многопартийности, коммерческих структур, в уничтожении ростков демократии.
19 августа 1991 года, после объявления о создании ГКЧП и изоляции Горбачёва в Крыму, Ельцин возглавил противодействие заговорщикам и превратил Дом Советов России («Белый дом») в центр сопротивления.
Б. Н. Ельцин выступил в роли защитника демократии)
Уже в первый день путча Ельцин, выступая с танка перед Белым домом, назвал действия ГКЧП государственным переворотом, затем обнародовал ряд указов о непризнании действий ГКЧП. 23 августа Ельцин подписал указ о прекращении деятельности КПСС.
Но переворот не удался. Население страны в основном отказалось поддержать ГКЧП, армия же не захотела применять силу против граждан своего государства.. 22 августа путч потерпел поражение, а члены ГКЧП были арестованы.
Путч продолжался всего несколько дней и был разгромлен, но это не уменьшает его значимости. Именно в августе 1991 года началась новая фаза исторического развития: Россия сделала шаг от социалистического государства к демократическому.
Результаты путча:
1.Провал путча.
2.Указом президента РСФСР Б.Н.Ельцина о прекращении деятельности КПСС с 12 июня 1991г.
3.Распад СССР.
Вывод: 25декабря 1991 года М.С.Горбачёв, Президент СССР, ушёл в отставку. СССР прекратил существование. В этот же день Верховный Совет России установил новое официальное наименование государства вместо РСФСР – Российская Федерация».
В заключении хочу сказать , что были в истории России и смутные времена,
и времена феодальной раздробленности, были и революции, и напасти иного рода. Но все перемалывала неукротимая воля многоплеменного народа
жить в едином могучем централизованном государстве, где высший суд творили бы закон и право.
Таблица «Объективные и субъективные предпосылки распада СССР».
Предпосылки распада СССР
Субъективные | Объективные |
Демонстрация слабостивласти | Кризис КПСС. Ослабление центрального руководства |
Личные мотивы национальных элит. | нерешенность национального вопроса |
непродуманная экономическая политика | |
Вопрос классу: что мы потеряли и что приобрели с распадом СССР?
- ответы учащихся (возможные ответы: приобрели – суверенитет, свободу, возможность больше средств направить на развитие своей экономики (из тех, что ранее шли на развитие республик), потеряли – статус сверхдержавы, территории, стабильность и др.)
Домашнее задание.
историческое проектирование. Представьте, что М.С. Горбачев отдал бы приказ об аресте Б.Н. Ельцина, Л.М. Кравчука и С.С Шушкевича, обвинив их (весьма справедливо) в заговоре с целью свержения законной власти. Техническиэто было возможно — в руках Президента СССР все еще находились силовые структуры и ядерная кнопка. Как развивались бы события дальше? Попытайтесь создать свой вариант развития событий на 10 лет вперед — до конца 2001 г.
РЕФЛЕКСИЯ
С чем у вас ассоциируется СССР?
Составьте синквейн:
- Тема
- 2 прилагательных
- 3 глагола
- Предложение
- Вывод
Приложение 1.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР
СРЕДНЕГОДОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ПРЦЕНТЫ) | 1981-1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 |
ТЕМПЫ ПРИРОСТО НАЦИОНОЛЬНОГО ДОХОДА | 3,5 | 2,3 | 1,6 | 4,4 | 2,5 | -4 |
ТЕМПЫ ПРИРОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА | 3 | 2,1 | 1,6 | 4,8 | 2,2 | -3 |
Закон "О государственном предприятии (объединении)" 1987г.
1. Изменение содержания планирования. Планирование сохраняется как важнейший инструмент экономической политики, но предприятие не получает директивных показателей. До него доводятся контрольные цифры (для ориентировки), государственные заказы (обязательные), долговременные экономические нормативы и лимиты. Исходя из этих данных, а также заказов потребителей предприятие само разрабатывает и утверждает свои планы.
2. Полный хозрасчет и самофинансирование. Все расходы покрываются из собственных доходов. Прибыль, или доход, является обобщающим показателем деятельности предприятия. Чистая прибыль после расчетов с бюджетом, банками и вышестоящей организацией вместе с фондом оплаты труда образуют хозрасчетный доход коллектива. Предприятия могут выбрать одну из двух моделей хозрасчета: 1) нормативное распределение прибыли с образованием из нее фондов стимулирования; 2) нормативное распределение дохода, когда расчеты по всем обязательствам производятся из дохода, затем формируются фонды развития производства и социального развития (ФРП и ФСР), а в конце как остаток – единый фонд оплаты труда (ЕФОТ). Эти две модели – то, что осталось после длительных дискуссий, в которых стороны не хотели уступать друг другу, причем один из аргументов сторонников второй модели состоял в том, что она больше соответствует принципам социализма.
Из программы «500 дней». Лето 1990 г.
Главная цель реформы — экономическая свобода граждан и создание на этой основе эффективной хозяйственной системы, способной обеспечить динамичное развитие народного хозяйства и достойный уровень благосостояния гражданам страны, преодолев отставание от других стран.
Трудный, но необходимый для судеб страны перелом, который требуется осуществить, со-стоит в том, что на смену государственной опеке, иждивенчеству и уравниловке, апатии и бесхозяйственности, порожденным административно-командной системой, должны прийти свобода хозяйственной деятельности и ответственность каждого гражданина за свое благосостояние, напряженный и хорошо организованный труд, вознаграждение в соответствии с его результатами.
Приложение 2
Первым проявлением напряжённости в период Перестройки стали события в Казахстане. 16 декабря 1986 года в Алма-Ате состоялась демонстрация протеста после того, как утром того же дня, Пленум ЦК компартии Казахстана, отправил на пенсию многолетнего партийного лидера республики Динмухамеда Кунаева и «единогласно избрал» на его место — Геннадия Колбина, работавшего до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС. Демонстрация была подавлена внутренними войсками.
Наибольшей остротой отличался разгоревшийся в 1988 году карабахский конфликт. Происходят взаимные этнические чистки, начинается исход армян из Азербайджана и азербайджанцев с курдами-мусульманами из Армении.
В 1989 году Верховный Совет Армянской ССР объявляет о присоединении Нагорного Карабаха. Летом того же года Армянская ССР вводит блокаду Нахичеванской АССР, а Народный фронт Азербайджана в качестве ответной меры объявляет экономическую блокаду всей Армении. В апреле 1991 года между двумя советскими республиками фактически начинается война.
Сумгаитский погром — беспорядки на этнической почве в городе Сумгаит Азербайджанской ССР 27—29 февраля1988 г., сопровождавшиеся массовым насилием (погром) в отношении армянского населения, грабежами, убийствами, поджогами и уничтожением имущества.
Сумгаитский погром явился знаковым событием и поворотным пунктом в обострении межнационального конфликта в Закавказье, вызвавшим первые потоки армянских беженцев из Сумгаита в Степанакерт (НКАО) и Армению
Из Справки Главного Управления Внутренних Войск МВД СССР от 05 июня 1989 г.:
«В конце мая 1989г в Ферганской обл. обострилась обстановка. Несколько столкновений между лицами узбекской и турецкой национальности произошло в гор. Кувасае. С 23 по 25 мая в различных регионах области произошли групповые нападения на турок-месхетинцев. В ходе столкновений пострадало 58 человек.
С утра 3 июня группы агрессивно настроенных молодых людей, узбекской национальности, в гор. Фергана и Маргилан, пгт. Ташлак и Комсомольский завязывали ссоры и драки с турками-месхетинцами. К вечеру толпы экстремистов численностью 300-400 человек (большинство в состоянии опьянения) учинили погромы и поджоги домов в гор. Маргилане.
В ходе пресечения противоправных действий пострадало 83 военнослужащих, из них 20 человек госпитализировано, в том числе с огнестрельными ранениями …»
События 13 января 1991 года в Вильнюсе
«13 января 1991 года. 1.50 ночи. Вильнюс блокирован танками и бронетранспортерами. На площади 100 тысяч народу. У телецентра происходит трагедия – от пуль гибнут 13 человек.
Стороны конфликта (военные и гражданские) вели себя вызывающе, провоцировали друг друга» - так события этого дня в книге «Корабль дураков» описывает Витаутас Петкявичус, известный литовский писатель, один из основателей и первый руководитель «Саюдиса», главный зачинатель движения за выход Литвы из состава СССР.
Приложение 3
На апрельском Пленуме ЦК КПСС был поднят вопрос о необходимости преобразований общества, глубокие перемены были необходимы государству. Ускоренное развитие общество связывалось с последними научными и техническими достижениями. ... С 1987 г. был взят курс на «омоложение» партийно-государственных кадров: проведена массовая замена аппарата власти после периода «застоя», около 85% бывших руководителей партии и государства были заменены более молодыми и идейными представителями.
РЕЗОЛЮЦИЯ
«О ДЕМОКРАТИЗАЦИИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА
И РЕФОРМЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»
1. Опыт трех лет перестройки, революционного обновления страны, демократизация партийной и общественной жизни поставили в повестку дня необходимость глубокой реформы политической системы.
Реформа политической системы должна носить комплексный характер, охватить все ее звенья, осуществляться скоординированно в единстве с перестройкой в экономике и во всем обществе, причем в возможно короткие сроки.
2. Решающее направление реформы политической системы – обеспечение полновластия Советов народных депутатов как основы социалистической государственности и самоуправления в нашей стране.
3. Одно из важных направлений реформы политической системы конференция видит в децентрализации управления и таком перераспределении функций и полномочий, которое обеспечило бы максимальную инициативу и самостоятельность мест.
4. Конференция считает делом принципиальной важности формирование социалистического правового государства как полностью соответствующей социализму формы организации политической власти.
5. Реформа политической системы предполагает перестройку таких ее важных звеньев, как общественные организации. Профсоюзы, комсомол, кооперация, женские, ветеранские и другие организации, выражая интересы и чаяния различных слоев советского общества, способствуют формированию внутренней и внешней политики партии и государства, в которой органично соединяются интересы всего нашего народа.
10. Конференция считает вопросом первостепенного значения демократизацию избирательного процесса в партии. При выборах членов и секретарей всех партийных комитетов – вплоть до ЦК КПСС – обеспечивать широкое обсуждение кандидатур и тайное голосование, возможность включения в избирательные бюллетени большего числа кандидатов, чем имеется мандатов.
Источник: XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза, 28 июня – 1 июля 1988 г.: Стенографический отчет. В 2 т. М.: Политиздат, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории Росии в 9 классе "Распад СССР"
Конспект урока содержит работу с документами, таблицами, тестовым материалом, а так же презентацию к нему....
Итоговый тест по теме «Перестройка и распад СССР»
Итоговый тест по главе «Перестройка и распад СССР». История России 11 класс. Выполнен в виде презентации ключи в наличии. В тесте 40 вопросов группы А ЕГЭ по истории. Можно использовать как тест для к...
Презентация урока в 11 классе "Распад СССР"
Учащиеся закомятся с такими вопросами темы "Распад СССР", как причины распада СССР, Ново-Огаревский процесс, августовский путч 1991 г., Беловежское соглашение, последствия распада СССР....
"Россия после распада СССР"
Презентация предназначена для учащихся 11 класса....
Распад СССР: закономерность или случайность.
Урок по истории России 11 класс. Цель: Расширить образовательное пространство учащихся в рамках формирования исследовательских умений и навыков обучающихся на ...
Реформы образования в Казахстане после распада СССР.
Частым вопросом для обсуждения на постсоветском пространстве в последнее время стало размышление о необходимости и возможности воссоздания единого образовательного пространства....
Конспект урока по истории России 9 класс "Распад СССР"
Подробный конспект урока истории в 9 классе на тему "Распад СССР" . Материал подходит для "рядового" урока, так же может быть использован при проведении открытого урока....