Народы СССР в Великой Отечественной войне
статья по истории (10 класс)

Дауберт Наталья Ангдреевна

Роль народов Советского Союза в Великой Отеественной войне

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narody_sssr_v_vov.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дауберт Н.А.

МКОУ СОШ №1 г. Арамиль

Народы СССР в Великой отечественной войне:  о чем следует говорить со школьниками?

Война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. В годы войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей. Тысячи солдат и офицеров обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Одессы, Севастополя, Киева, Ленинграда, в битве под Москвой, Сталинградом, Курском, на Северном Кавказе, Днепре, в предгорьях Карпат, при штурме Берлина и в других сражениях. Среди этих героев представители большинства наций и народностей СССР.

Много торжественных и пламенных  речей  посвящено подвигу советского народа в Великой Отечественной войне, но, к сожалению сегодня, всемирная паутина пестрит совсем другими заголовками, которые естественно читают наши дети и в их сознании формируется совсем иная картина и представления об участии советских граждан в этой страшной войне.

 «Толку от грузин и прочих кавказцев в массовом порядке на фронтах ВОВ было нуль, ибо сидеть месяцами в окопе под огнем и снегом, или дождём они не могли, психика не выдерживала».

«Ну, и как себя проявили, например, чеченские или калмыцкие герои? Смеюсь, поскольку лжи уже нагородили. Зато есть воспоминания немцев. Из всех национальных частей они отмечали стойкость исключительно татар, то есть народов Поволжья»[http://alternathistory.org.ua/natsionalnyi-vopros-v-velikoi-otechestvennoi-voine].

Действительно читая эти комментарии, невольно задумываешься, что с помощью вот таких реплик и начинается складываться современный русский национализм со всеми его крайностями, а ведь люди порой, не имея точных представлений о той эпохе, высказывают подобные заявления.

Доктор философских наук С.И. Эфендиев в статье «Великая Отечественная война – народная память» пишет следующее: «В течении десятилетий идет неприкрытая ложь, клевета, дезинформация, непрерывным потоком все это льется из средств массовой информации в журналах, в периодических изданиях, извращающих в корне историю нашей многонациональной страны. Главная их цель – это затуманить сознание подрастающего поколения, привить ненависть к советскому прошлому России»[http://mail.druzya.com/velikaya-otechestvennaya-voyna-v-narodnoy-pamyati.html].

Страшнее всего, то, что у молодого поколения формируются подобные взгляды. И здесь нельзя не согласиться  С.И. Эфендиевым: «Сейчас человечество переживает один из самых сложных и противоречивых этапов в начале XXI века. Для утверждения общечеловеческих начал гуманизма, духовности и высокой культуры нужен культ нравственности».

Молодому поколению необходимы образцы, идеалы, герои,  примеры жизни в соответствии с которыми они будут формировать собственную парадигму ценностей. Соответствующие требования должна задавать государственная политика в области культуры и образования. В.В.Путин в статье «Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром», высказал следующее: «Для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память. ...  

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров.

Когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории»[http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html].

Таким образом, образцы, идеалы и примеры для жизни мы можем черпать из нашей истории, истории, которая нас всех таких разных объединяет. Поэтому задавая себе вопрос, о чем следует говорить со школьниками касаясь темы – «Народы СССР в Великой Отечественной войне», конечно о патриотизме, о самопожертвовании во имя Победы, во имя жизни, о героях разных национальностях, но единых духом и  любовью к своей Родине! Такими героями, безусловно, являются Алексей Маресьев, Александр Матросов, Николай Гастелло, Зоя Космодемьянская, Тургун Ахмедов, Маншук Маметова, Айдогды Тахиров, Исмаил Хамзалиев, Чолпонбай Тулебердиев, Алия Молдагулова и множество других народных героев Советского Союза.

 Ф.Джани в  статье «Подвиг вечный как горы. Сыны Центральной Азии в Великой Отечественной войне» подробно описывает подвиги советских солдат [http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1210322580].  Именно такие примеры, такие подвиги, такие народные герои должны ложиться в основу темы: «Народы СССР в годы Великой Отечественной войны».

 «Герой – тип сильной личности. Самоотверженный, доблестный, мужественный человек. И национальность здесь роли не играет. И когда воину присваивалось почетное звание Героя Советского Союза, никто не обращал внимания на разрез глаз и цвет кожи. Башкир Гареев Муса Гайсинович, татарин Амет-Хан Султан, армянин Баграмян Иосиф Христофорович, украинец Недбайло Анатолий Константинович, русский Жуков Георгий Константинович, казах Нуркен Абдиров, еврей Биренбойм Яков Абрамович – все эти люди – Герои»[ http://www.molodoi-gazeta.ru/article-5821.html ].

О войне, о подвигах никто не может лучше сказать, чем сами ветераны, которые испытали на себе все ужасы войны: «Мне даже в голову не приходило разбираться, с кем бок обок я воюю: русский, татарин, узбек, армянин – все на войне были равны. И кровь все проливали одинаковую. На войне нет национальностей. В моем взводе, помню, был такой солдат Погосов – матерый был солдат. Армянин из-под Ростова. Погиб в 42-м. Я дружил и с другими армянами, и с евреями, и с азербайджанцами, и с русскими, конечно. Не было для меня какого-то разделения. На войне уважают не за национальность, а за храбрость»[http://www.molodoi-gazeta.ru/article-5821.html].

Эти слова говорят о многом, не национальность важна, а сам человек и если бы люди в то время спорили, какая национальность лучше показала себя на фронте, какая национальность главнее, они никогда не одержали бы той Великой Победы. Не отдельные национальности вели борьбу с фашизмом, а единый советский народ. Всем нам – русским, украинцам, белорусам, армянам, грузинам, таджикам, казахам, татарам, осетинам и все остальным  надо помнить, что наши прадеды все вместе боролись с фашизмом. Все вместе защищали родные города и села, дворы и улицы. Все вместе хоронили павших товарищей. Все вместе голодали в блокаду. Все вместе терпели издевательства в концлагерях. Все вместе прятались от бомбежек. Все вместе отдавали свои жизни за то, чтобы иноземный солдат не стал хозяином на нашей земле. Все вместе шли к Рейхстагу. Все вместе восстанавливали разрушенные войной города. Все вместе обязаны сохранить память о наших героических предках и быть их достойными. Это главный вывод, который должен сформироваться в сознании подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СССР накануне Великой отечественной войны

Начало Второй мировой войны и внешняя политика СССР; подготовка Германии к войне против СССР; подготовка СССР к войне...

Урок Мужества, посвященный годовщине победы СССР в Великой Отечественной войне

Цели:Формирование у обучающихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., ее защитниках и подвигахСпособствовать нравственно-патриотическому развитию школьниковВоспитание патриотических чув...

Технологическая карта к уроку по теме: «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»

Дидактическая цель урока: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»Тип урока: урок изучения нового м...

Презентация - Источники Великой Победы СССР в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.г. Для дистанционного изучения в 6 классе темы по обществознанию - "Человек и человечность - Патриотизм".

Эта презентация (с привлечением дополнительного материала) поможет самостоятельно изучить в 6 классе тему по обществознанию "Человек и человечность - Патриотизм". Ее можно использовать при д...