«Великая война – Великая Победа»
план-конспект урока по истории (9 класс)

Ибатуллина Гузель Салаватовна

Разработка урока истории. Тема «Великая война – Великая Победа» Цель: Патриотическое воспитание учащихся. Задачи: – Воспитание уважения к историческому прошлому своего народа; – Развитие познавательного интереса детей к истории Родины; – Знакомство с решающими битвами Великой Отечественной войны;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_9_maya.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока истории. Тема «Великая война – Великая Победа»

Цель: Патриотическое воспитание учащихся.

Задачи:

– Воспитание уважения к историческому прошлому своего народа;

– Развитие познавательного интереса детей к истории Родины;
– Знакомство с решающими битвами Великой Отечественной войны;

Оборудование:

– Выставка книг о войне;
– Выставка детских рисунков на военную тематику;
– Оформление стенгазеты «Великая война – Великая Победа»,

– Презентация «Великая Отечественная война».

- документальный фильм о Войне.

Ход урока

1.Актуализация знаний.

(звучит музыка «Вставай страна огромная…»)Учитель задает вопросы:
У:– Какому событию посвящена эта песня?
– Какое настроение передает музыка?
– Что вы знаете о Великой Отечественной войне?
– Когда началась ВОВ?(22 июня 1941года)
– Сколько лет длилась ВоВ?(4года)
– Когда наш народ отмечает День Победы?(9 мая)
–  Назовите города-герои. (
Москва, Ленинград, Севастополь, Киев, Сталинград, Одесса, Тула, Керчь, Мурманск, Смоленск.)
– Какие великие сражения той войны вы знаете?(
 Битва под Москвой, битва под Сталинградом, битва под Курском, …)

2. Вступительное слово учителя:

У: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Фашистской Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, вероломным.

Была нарушена граница на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге.

Стояла теплая июньская ночь выходного дня.

Люди мирно спали, когда на их головы посыпались бомбы и снаряды. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Но планам фашистов не суждено было сбыться”.

3. Дети читают стихи

1) Воскресного дня накануне

Безоблачные небеса.

22 июня, ровно в четыре часа

Чёрные тени в тумане росли,

Туча на небе темна.

Первый снаряд разорвался вдали,

Так началась война.

2) Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех на все четыре года.

Она такой вдавила след, 

И стольких наземь положила,

Что 20 лет и 30 лет

Живым не верится, что живы.

3) И в бой за Родину солдаты
Шли за шагом шаг.
Верили в победу свято –
Не сломил их враг...
За березы и пригорки,
За родимый дом,
За Кавказ, Кубань и Волгу,
За великий Дон.

4) Весь под ногами шар земной.
                                      Живу. Дышу. Пою.
                                     Но в памяти всегда со мной
                                     Погибшие в бою.
                                     Пусть всех имен не назову,
                                    Нет кровнее родни.
                                    Не потому ли я живу, 
                                   что умерли они?

5)  Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна!

4.Просмотр видеозаписи документальной съёмки о Великой Отечественной войне.

- Как люди узнавали о событиях этой войны?

-Весь Советский народ как один встал на защиту Отечества. Ваши прадеды и прабабушки тоже защищали Родину в годы Великой Отечественной войны.

- У нас в гостях Ногин Николай Иванович. Давайте узнаем какой след война оставила в его семье.

(дети заранее подготовили вопросы)

Д: - Кто воевал в вашей семье?

Н.И.: Мой дедудша, отец и дядя.

Д: Расскажите о них?

Н.И.: Мой дед Ногин Павел Илларионович, в мирное время работал экспедитором. Во время службы в армии окончил курсы пулеметчика (1937 год). Когда началась война, ему было 43 года. Павла Илларионовича отправили на фронт в Херсоне, затем перебросили в Ростовскую область. Там он был ранен (июль-август 1941 года) и отправлен в госпиталь в Узбекистан. Поправился он быстро, и уже через 3 месяца вернулся на фронт. В начале 1942 года в Херсоне немцы окружили всю его часть и взяли в плен, после чего угнали всех в Германию.

Там он работал на плантации в городе Нью Брандербург. После курской битвы всех русских отправили в Рурские рудники – работать на угольных шахтах, а украинцев – в Норвегию строить горные дороги. Далее след Павла Илларионовича теряется, больше от него вестей не было.

(учитель рассказывает исторические данные)

У:  Ужасными были условия жизни и труда на заводах и шахтах Круппа. Не в состоянии выдержать тяжелый труд в Рурской области, многие военнопленные погибали прямо на рабочих местах, многие от несчастных случаев, а нередко в результате американской и английской бомбежек. Только на угольных рудниках Рура между 1 июля и 10 ноября 1943 г. погибло 27 638 человек. Херберт констатирует, что в начале 1944 г. в горной промышленности трудилось 184 764 советских пленных, причем в первой половине этого года умерло 32 236 человек. Историки называют шталаги VI А Хемер и 326 (VI К) Зенне лагерями смерти. Шталаг 326 с 1942 г. выполнял также функции пересыльного лагеря для рурской горной промышленности. Смертность в нем в ноябре 1942 г. достигала 140 человек в день, больше чем зимой 1941 - 1942 годов. В шталаге Хемер даже в последние дни войны от непосильного труда ежедневно умирало по 100 человек, а всего по официальным данным в этом лагере было похоронено 23 500 советских военнопленных. Установить действительные цифры очень трудно, во всяком случае, они были значительно выше.

Н.И.: Мой дядя  Николай Павлович, также получил повестку. Он окончил 10 классов и после выпускного его сразу отправили на фронт (июнь 1941 г.). Служил он автоматчиком в Ростовской области, станция Качальницкая. Известно, что в момент наступления немецкой танковой дивизии его взвод вызвал на себя огонь артиллерии, и все погибли.

Д: А где воевал ваш отец?

Н.И.: Мой отец Ногин Иван Павлович, родился 27 марта 1926 года в хуторе Мишин Новоаннинского района Волгоградской области.

Потом семья переехала в город Михайловка, проживали по ул. Первомайская, 3. Учился в школе № 1. Закончил 9 классов в 1943 году. Осенью прислали повестку в армию, но так как у него погибли отец и брат, военком дал ему отсрочку до весны и этим спас его. В феврале 1944 г. отца отправили под Сталинград. Но Сталинградская битва закончилась, и его перебросили на Ленинградский фронт снимать блокаду Ленинграда. Воевал в частях ПВО. Был прожектористом. Дошел до Кинексбера и Польши.

Д: А чем он занимался после войны?

Н.И.: Его вернули в Ленинградский военный округ, где он продолжал службу. Обстановка в стране была неспокойная и его не отпускали из армии до 1949 г. Таким образом, он отслужил почти 7 лет. Отцу предлагали остаться в Ленинграде и продолжить службу, но он решил вернуться домой и помогать матери – Прасковье Тимофеевне.

У: Вот такой след война оставила в семье Николая Ивановича.

Память о подвигах наших предков никогда не должна покидать сердца людей. Память о войне, о её немыслимом ужасе и беспредельной стойкости народа, эта память жива. Она в воспоминаниях и рассказах участников событий, в исследовательских работах юных краеведов, в экспозициях школьных музеев, залов и уголков. Пожелтевшие страницы газет, зачитанные ветхие книги, выцветшие фотографии, фронтовые письма, военные реликвии, архивные документы – бесценные свидетельства нашей истории, которые необходимо сохранить.

Во имя высшей справедливости, во имя гордого будущего России нельзя допустить, чтобы Великая Отечественная война стала для потомков «неизвестной войной».

5. Итог урока.

У: Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла более 27 миллионов человеческих жизней. Но русский народ не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм.

24 июня 1945 года на Красной площади в Москве прошел Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади воины – победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск.

Пусть не будет войны никогда,
                 Не коснется нас больше беда!
                 В День Победы все песни поют.
               В честь Победы сверкает салют!

(Звучит музыка и слова песни «День Победы».)

У: – Какое настроение передает эта песня?
    – Изменилось ли настроение?

     - Что еще мы можем сделать, чтобы память о Великой Отечественной войне жила в наших сердцах?(посещать музеи, смотреть фильмы…)

6. Домашнее задание.

У: - Вашим домашним заданием будет взять интервью у своих родственников и написать мини-сочинение «След войны в моей семье»

 -  Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великая война - Великая Победа

Конспект мероприятия для 9-10 классов по Великой Отечественной войне. Можно проводить как в одном отдельном классе, поделив на 2 команды, так, и как конкурс среди 9,10го класса. Целями данного меропри...

Устный журнал "Священная война - великая Победа"

Устный журнал "Священная война - великая Победа"...

Республиканский конкурс творческих работ посвященных 75-й годовщине Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. "75 - Великой Победе!"

Все дальше и дальше в историю уходят от нас героические и грозные годы Великой Отечественной Войны. В этом году наша страна отмечает юбилейную дату – 75-летие Победы советского народа в Великой ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ВЕЛИКАЯ ВОЙНА» (посвящено Победе в Великой Отечественной войне).

Предлагаем конспект занятия, посвящённого Великой Отечественной войне, для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, которые имеют сенсорные, двигательные, интеллектуальные особенно...

Музейный урок памяти "Шаги Великой Победы: вклад сахалинцев в Победу в Великой Отечественной войне"

Музейный урок посвящен вкладу сахалинцев в Победу в Великой Отечественной войне....