«Великая война – Великая Победа»
план-конспект урока по истории (9 класс)
Разработка урока истории. Тема «Великая война – Великая Победа» Цель: Патриотическое воспитание учащихся. Задачи: – Воспитание уважения к историческому прошлому своего народа; – Развитие познавательного интереса детей к истории Родины; – Знакомство с решающими битвами Великой Отечественной войны;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_9_maya.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока истории. Тема «Великая война – Великая Победа»
Цель: Патриотическое воспитание учащихся.
Задачи:
– Воспитание уважения к историческому прошлому своего народа;
– Развитие познавательного интереса детей к истории Родины;
– Знакомство с решающими битвами Великой Отечественной войны;
Оборудование:
– Выставка книг о войне;
– Выставка детских рисунков на военную тематику;
– Оформление стенгазеты «Великая война – Великая Победа»,
– Презентация «Великая Отечественная война».
- документальный фильм о Войне.
Ход урока
1.Актуализация знаний.
(звучит музыка «Вставай страна огромная…»)Учитель задает вопросы:
У:– Какому событию посвящена эта песня?
– Какое настроение передает музыка?
– Что вы знаете о Великой Отечественной войне?
– Когда началась ВОВ?(22 июня 1941года)
– Сколько лет длилась ВоВ?(4года)
– Когда наш народ отмечает День Победы?(9 мая)
– Назовите города-герои. (Москва, Ленинград, Севастополь, Киев, Сталинград, Одесса, Тула, Керчь, Мурманск, Смоленск.)
– Какие великие сражения той войны вы знаете?( Битва под Москвой, битва под Сталинградом, битва под Курском, …)
2. Вступительное слово учителя:
У: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Фашистской Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, вероломным.
Была нарушена граница на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге.
Стояла теплая июньская ночь выходного дня.
Люди мирно спали, когда на их головы посыпались бомбы и снаряды. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Но планам фашистов не суждено было сбыться”.
3. Дети читают стихи
1) Воскресного дня накануне
Безоблачные небеса.
22 июня, ровно в четыре часа
Чёрные тени в тумане росли,
Туча на небе темна.
Первый снаряд разорвался вдали,
Так началась война.
2) Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех на все четыре года.
Она такой вдавила след,
И стольких наземь положила,
Что 20 лет и 30 лет
Живым не верится, что живы.
3) И в бой за Родину солдаты
Шли за шагом шаг.
Верили в победу свято –
Не сломил их враг...
За березы и пригорки,
За родимый дом,
За Кавказ, Кубань и Волгу,
За великий Дон.
4) Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
что умерли они?
5) Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна!
4.Просмотр видеозаписи документальной съёмки о Великой Отечественной войне.
- Как люди узнавали о событиях этой войны?
-Весь Советский народ как один встал на защиту Отечества. Ваши прадеды и прабабушки тоже защищали Родину в годы Великой Отечественной войны.
- У нас в гостях Ногин Николай Иванович. Давайте узнаем какой след война оставила в его семье.
(дети заранее подготовили вопросы)
Д: - Кто воевал в вашей семье?
Н.И.: Мой дедудша, отец и дядя.
Д: Расскажите о них?
Н.И.: Мой дед Ногин Павел Илларионович, в мирное время работал экспедитором. Во время службы в армии окончил курсы пулеметчика (1937 год). Когда началась война, ему было 43 года. Павла Илларионовича отправили на фронт в Херсоне, затем перебросили в Ростовскую область. Там он был ранен (июль-август 1941 года) и отправлен в госпиталь в Узбекистан. Поправился он быстро, и уже через 3 месяца вернулся на фронт. В начале 1942 года в Херсоне немцы окружили всю его часть и взяли в плен, после чего угнали всех в Германию.
Там он работал на плантации в городе Нью Брандербург. После курской битвы всех русских отправили в Рурские рудники – работать на угольных шахтах, а украинцев – в Норвегию строить горные дороги. Далее след Павла Илларионовича теряется, больше от него вестей не было.
(учитель рассказывает исторические данные)
У: Ужасными были условия жизни и труда на заводах и шахтах Круппа. Не в состоянии выдержать тяжелый труд в Рурской области, многие военнопленные погибали прямо на рабочих местах, многие от несчастных случаев, а нередко в результате американской и английской бомбежек. Только на угольных рудниках Рура между 1 июля и 10 ноября 1943 г. погибло 27 638 человек. Херберт констатирует, что в начале 1944 г. в горной промышленности трудилось 184 764 советских пленных, причем в первой половине этого года умерло 32 236 человек. Историки называют шталаги VI А Хемер и 326 (VI К) Зенне лагерями смерти. Шталаг 326 с 1942 г. выполнял также функции пересыльного лагеря для рурской горной промышленности. Смертность в нем в ноябре 1942 г. достигала 140 человек в день, больше чем зимой 1941 - 1942 годов. В шталаге Хемер даже в последние дни войны от непосильного труда ежедневно умирало по 100 человек, а всего по официальным данным в этом лагере было похоронено 23 500 советских военнопленных. Установить действительные цифры очень трудно, во всяком случае, они были значительно выше.
Н.И.: Мой дядя Николай Павлович, также получил повестку. Он окончил 10 классов и после выпускного его сразу отправили на фронт (июнь 1941 г.). Служил он автоматчиком в Ростовской области, станция Качальницкая. Известно, что в момент наступления немецкой танковой дивизии его взвод вызвал на себя огонь артиллерии, и все погибли.
Д: А где воевал ваш отец?
Н.И.: Мой отец Ногин Иван Павлович, родился 27 марта 1926 года в хуторе Мишин Новоаннинского района Волгоградской области.
Потом семья переехала в город Михайловка, проживали по ул. Первомайская, 3. Учился в школе № 1. Закончил 9 классов в 1943 году. Осенью прислали повестку в армию, но так как у него погибли отец и брат, военком дал ему отсрочку до весны и этим спас его. В феврале 1944 г. отца отправили под Сталинград. Но Сталинградская битва закончилась, и его перебросили на Ленинградский фронт снимать блокаду Ленинграда. Воевал в частях ПВО. Был прожектористом. Дошел до Кинексбера и Польши.
Д: А чем он занимался после войны?
Н.И.: Его вернули в Ленинградский военный округ, где он продолжал службу. Обстановка в стране была неспокойная и его не отпускали из армии до 1949 г. Таким образом, он отслужил почти 7 лет. Отцу предлагали остаться в Ленинграде и продолжить службу, но он решил вернуться домой и помогать матери – Прасковье Тимофеевне.
У: Вот такой след война оставила в семье Николая Ивановича.
Память о подвигах наших предков никогда не должна покидать сердца людей. Память о войне, о её немыслимом ужасе и беспредельной стойкости народа, эта память жива. Она в воспоминаниях и рассказах участников событий, в исследовательских работах юных краеведов, в экспозициях школьных музеев, залов и уголков. Пожелтевшие страницы газет, зачитанные ветхие книги, выцветшие фотографии, фронтовые письма, военные реликвии, архивные документы – бесценные свидетельства нашей истории, которые необходимо сохранить.
Во имя высшей справедливости, во имя гордого будущего России нельзя допустить, чтобы Великая Отечественная война стала для потомков «неизвестной войной».
5. Итог урока.
У: Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла более 27 миллионов человеческих жизней. Но русский народ не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм.
24 июня 1945 года на Красной площади в Москве прошел Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади воины – победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск.
Пусть не будет войны никогда,
Не коснется нас больше беда!
В День Победы все песни поют.
В честь Победы сверкает салют!
(Звучит музыка и слова песни «День Победы».)
У: – Какое настроение передает эта песня?
– Изменилось ли настроение?
- Что еще мы можем сделать, чтобы память о Великой Отечественной войне жила в наших сердцах?(посещать музеи, смотреть фильмы…)
6. Домашнее задание.
У: - Вашим домашним заданием будет взять интервью у своих родственников и написать мини-сочинение «След войны в моей семье»
- Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Великая война - Великая Победа
Конспект мероприятия для 9-10 классов по Великой Отечественной войне. Можно проводить как в одном отдельном классе, поделив на 2 команды, так, и как конкурс среди 9,10го класса. Целями данного меропри...
Устный журнал "Священная война - великая Победа"
Устный журнал "Священная война - великая Победа"...
Исследовательский проект « Голоса и лица Великой Отечественной войны в семейной памяти» к 70-ти летию Великой Победы Номинация : «Мою семью не обошла война»
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. занимает особое место в истории нашего государства....
Республиканский конкурс творческих работ посвященных 75-й годовщине Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. "75 - Великой Победе!"
Все дальше и дальше в историю уходят от нас героические и грозные годы Великой Отечественной Войны. В этом году наша страна отмечает юбилейную дату – 75-летие Победы советского народа в Великой ...
Презентация "Великая война.Великая Победа"
материал о ВОВ...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ВЕЛИКАЯ ВОЙНА» (посвящено Победе в Великой Отечественной войне).
Предлагаем конспект занятия, посвящённого Великой Отечественной войне, для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, которые имеют сенсорные, двигательные, интеллектуальные особенно...
Музейный урок памяти "Шаги Великой Победы: вклад сахалинцев в Победу в Великой Отечественной войне"
Музейный урок посвящен вкладу сахалинцев в Победу в Великой Отечественной войне....