Рабочая программа по истории 6-9 класс ФГОС
рабочая программа по истории
Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса "История России" разработаны на основе ФГОС основного общего образования...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_i_ktp_po_istorii_rossii_6-9_klass.docx | 48.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по истории России для 6-9 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История России» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом.
Цель:
формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития Российского государства, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех её этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование современного образа России.
Задачи:
- рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; понимание особенностей её развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
- определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности на всех уровнях образования;
- определение базовых ориентиров для формирования содержания школьного образования в целом, особенно социально-гуманитарного цикла дисциплин, содержания внешкольной и внеурочной деятельности.
Разработка единой концепции непрерывного исторического образования является инновационным проектом, ранее не имевшим аналогов в отечественной исторической науке и педагогике. Речь идёт, по существу, об определении не только цели и задач исторического образования и воспитания, но и о формировании требований к организации учебно-воспитательного процесса в целом. Совершенствование исторического образования предполагает, наряду с другими факторами существенно большее внимание к истории малой Родины, к истории родного края, своего района и города. Реализация регионального компонента базисного учебного плана предполагает, прежде всего, обращение внимания на те неповторимые особенности районов и территорий, которые, сложившись под влиянием местных историко-географических и культурно-экономических факторов, определяют специфику образовательных потребностей, а в конечном счете - специфику учебных планов и программ, используемых в образовательных учреждениях данной территории.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
6 класс
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:
- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- познавательный интерес к прошлому своей Родины;
- изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
- проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
- использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
- планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
- определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
- установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
- составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
- определение и использование исторических понятий и терминов;
- овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
- систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);
- поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
- приобретение опыта историко-культурного, историкоантропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
- личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
- уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
7 класс
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
- изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
- следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
- навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
- осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
Предметные результаты изучения истории включают:
- применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
- установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
- раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
- систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
- поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
- составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении.
8 класс
Личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:
- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;
- формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);
- расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:
- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;
- планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
9 класс
Личностные результаты изучения истории включают:
- освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;
- уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.
Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;
- планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;
- проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- выявлять проблему, аргументировать её актуальность;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные результаты изучения истории включают:
- представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;
- знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
- представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
- систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
- приобретение опыта историко-культурного, историкоантропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
- представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
Содержание курса реализуют следующие учебники:
История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева. — М. : Просвещение, 2016.
История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева. — М. : Просвещение, 2016.
История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева. — М. : Просвещение, 2016.
История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А. А. Левандовский, А. Я. Токарева. — М. : Просвещение, 2018
Календарно-тематическое планирование
6 класс история России
№ | Тема | Дата |
1 | Введение Наша Родина — Россия | |
Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч) | ||
2 | Древние люди и их стоянки на территории современной России § 1 | |
3 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | |
4 | Образование первых государств | |
5 | Восточные славяне и их соседи | |
6 | История заселения территории родного края в древности (краеведение) | |
Тема II. Русь в IX — первой половине XII в. (11 ч) | ||
7 | Первые известия о Руси | |
8 | Становление Древнерусского государства | |
9 | Становление Древнерусского государства | |
10 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | |
11 | Русское государство при Ярославе Мудром | |
12 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | |
13 | Общественный строй и церковная организация на Руси | |
14 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси | |
15 | Повседневная жизнь населения | |
16 | Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок по теме II | |
17 | Урок истории и культуры родного края в древности | |
Тема III. Русь в середине XII — начале XIII в. (5 ч) | ||
18 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси | |
19 | Владимиро-Суздальское княжество | |
20 | Новгородская республика | |
21 | Южные и юго-западные русские княжества | |
22 | Повторительно-обобщающий урок по теме III | |
Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в. (10 ч) | ||
23 | Монгольская империя и изменение политической картины мира | |
24 | Батыево нашествие на Русь | |
25 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | |
26 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура | |
27 | Литовское государство и Русь | |
28 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси | |
29 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | |
30 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. | |
31 | Родной край в истории и культуре Руси | |
32 | Повторительно-обобщающий урок по теме IV | |
Тема V. Формирование единого Русского государства (8 ч) | ||
33 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. | |
34 | Московское княжество в первой половине XV в. | |
35 | Распад Золотой Орды и его последствия | |
36 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | |
37 | Русская православная церковь в XV — начале XVI в. | |
38 | Человек в Российском государстве второй половины XV в. | |
39 | Формирование культурного пространства единого Российского государства | |
40 | Урок истории и культуры родного края |
Календарно-тематическое планирование
7 класс история России
№ | Тема | Дата |
Тема I. Россия в XVI в. (20 ч) | ||
1 | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий | |
2 | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | |
3 | Формирование единых государств в Европе и России | |
4 | Российское государство в первой трети XVI в. | |
5 | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. | |
6 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады | |
7 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады | |
8 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. | |
9 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. | |
10 | Внешняя политика России во второй половине XVI в. | |
11 | Внешняя политика России во второй половине XVI в. | |
12 | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» | |
13 | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» | |
14 | Опричнина | |
15 | Опричнина | |
16 | Россия в конце XVI в. | |
17 | Церковь и государство в XVI в. | |
18 | Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. | |
19 | Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. | |
20 | Повторительно-обобщающий урок | |
Тема II. Смутное время. Россия при первых Романовых (20 ч) | ||
21 | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. | |
22 | Смута в Российском государстве | |
23 | Смута в Российском государстве | |
24 | Окончание Смутного времени | |
25 | Экономическое развитие России в XVIIв. | |
26 | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве | |
27 | Изменения в социальной структуре российского общества | |
28 | Народные движения в XVII в. | |
29 | Россия в системе международных отношений | |
30 | Россия в системе международных отношений | |
31 | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | |
32 | Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол | |
33 | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | |
34 | Культура народов России в XVII в | |
35 36 | Народы России в XVII в. Условный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. | |
37 | Повторительно-обобщающие урок | |
38 | Повторительно-обобщающие урок | |
39 | Резерв | |
40 | Резерв |
Календарно-тематическое планирование
8 класс история России
№ | Тема | Дата |
1 | Введение У истоков российской модернизации | |
Тема I. Россия в эпоху преобразований Петра I (13 ч) | ||
2 | Россия и Европа в конце XVII в. | |
3 | Предпосылки Петровских реформ | |
4 | Начало правления Петра I | |
5 | Великая Северная война 1700—1721 гг. Начало правления Петра I | |
6 | Реформы управления Петра I | |
7 | Экономическая политика Петра I | |
8 | Российское общество в Петровскую эпоху | |
9 | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий | |
10 | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам | |
11 | Перемены в культуре России в годы Петровских реформ | |
12 | Повседневная жизнь и быт при Петре I | |
13 | Значение петровских преобразований в истории страны | |
14 | Повторительно-обобщающий урок по теме I Краеведение. | |
Тема II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (6 ч) | ||
15 | Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762) | |
16 | Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762) | |
17 | Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. | |
18 | Внешняя политика России в 1725—1762 гг. | |
19 | Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. | |
20 | Повторительно-обобщающий урок по теме II | |
Тема III. Российская империя при Екатерине II (9 ч) | ||
21 | Россия в системе международных отношений | |
22 | Внутренняя политика Екатерины II | |
23 | Экономическое развитие России при Екатерине II | |
24 | Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. | |
25 | Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва | |
26 | Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II | |
27 | Внешняя политика Екатерины II | |
28 | Начало освоения Новороссии и Крыма | |
29 | Повторительно-обобщающий урок по теме III. Краеведение. | |
Тема IV. Россия при Павле I (2 ч) | ||
30 | Внутренняя политика Павла I | |
31 | Внешняя политика Павла I | |
Тема V. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (9 ч) | ||
32 | Общественная мысль, публицистика, литература | |
33 | Образование в России в XVIII в. | |
34 | Российская наука и техника в XVIII | |
35 | Русская архитектура XVIII в. | |
36 | Живопись и скульптура | |
37 | Музыкальное и театральное искусство | |
38 | Народы России в XVIII в. | |
39 | Перемены в повседневной жизни российских сословий | |
40 | Повторительно-обобщающий урок по темам IV и V |
Календарно-тематическое планирование
9 класс история России
№ | Тема | Дата |
Тема II. Россия в эпоху правления Александра I | ||
1 | Россия и мир на рубеже XVIII- XIX веков | |
2 | Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского. | |
3 | Внешняя политика в 1801-1812 | |
4 | Отечественная война 1812 года | |
5 | Отечественная война 1812 года | |
6 | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 гг | |
7 | Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815-1825 гг | |
8 | Национальная политика Александра I. | |
9 | Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX . | |
10 | Общественные движения при Александре I. | |
11 | Выступление декабристов. | |
Тема II. Россия во второй четверти XIX в. (8 ч) | ||
12 | Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I | |
13 | Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. | |
14 | Общественное движение при Николае I | |
15 | Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны | |
16 | Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817— 1864 гг. | |
17 | Крымская война 1853— 1856 гг. | |
18 | Культурное пространство империи в первой половине XIX в. | |
19 | Повторительно-обобщающий урок по темам I и II | |
Тема III. Россия в эпоху Великих реформ (7 ч) | ||
20 | Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России | |
21 | Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. | |
22 | Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация | |
23 | Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период | |
24 | Общественное движение при Александре II и политика правительства | |
25 | Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе | |
26 | Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. | |
Тема IV. Россия в 1880—1890-е гг. (7 ч) | ||
27 | Александр III: особенности внутренней политики | |
28 | Перемены в экономике и социальном строе | |
29 | Общественное движение при Александре III | |
30 | Национальная и религиозная политика Александра III | |
31 | Внешняя политика Александра III | |
32 | Культурное пространство империи во второй половине XIX в. | |
33 | Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. | |
Тема V. Россия в начале XX в. (9 ч) | ||
34 | Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития | |
35 | Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX— XX вв. | |
36 | Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. | |
37 | Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. | |
38 | Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг | |
39 | Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. | |
40 | Серебряный век русской культуры. Повторительно-обобщающий урок по темам III—V | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 5-9 класс ФГОС ООО
Рабочая программа по истории для 5-9 класса, разработанная в соответствии с ФГОС ООО (стандарт второго поколения)....
Рабочая программа по истории для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС....
Рабочие программы по истории 5-9 класса ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету, курсу истории в рамках реализации ФГОС среднего общего образования с учетом новых требований, расчитанная на 5 лет (2014-2019гг.). Тематическое планирование с о...
Рабочая программа по истории 5-9 классы (ФГОС)
Рабочая программа по истории 5-9 классы (ФГОС)...
Проект рабочей программы по истории для 5 класса ФГОС к УМК «Всеобщая История. 5 кл. История Древнего Мира под редакцией С.П.Карпова»
Рабочая программа по истории для 5 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК «Всеобщая История. 5...
Проект рабочей программы по истории для 6 класса ФГОС к УМК «История России. 6 кл.под редакцией Ю.А.Петрова» и УМК «Всеобщая История. История Средних Веков. 6 кл. под редакцией С.П.Карпова».
Данная рабочая программа по истории для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК &l...
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...