Рабочая программа по истории 6-9 класс ФГОС
рабочая программа по истории

Малинина Светлана Николаевна

Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса "История России" разработаны на основе ФГОС основного общего образования...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_i_ktp_po_istorii_rossii_6-9_klass.docx48.2 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по истории России для 6-9 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История России» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом.

Цель:

 формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития Российского государства, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех её этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование современного образа России.

Задачи:

  • рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; понимание особенностей её развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
  • определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности на всех уровнях образования;
  • определение базовых ориентиров для формирования содержания школьного образования в целом, особенно социально-гуманитарного цикла дисциплин, содержания внешкольной и внеурочной деятельности.

           Разработка единой концепции непрерывного исторического образования является инновационным проектом, ранее не имевшим аналогов в отечественной исторической науке и педагогике. Речь идёт, по существу, об определении не только цели и задач исторического образования и воспитания, но и о формировании требований к организации учебно-воспитательного процесса в целом. Совершенствование исторического образования предполагает, наряду с другими факторами существенно большее внимание к истории малой Родины, к истории родного края, своего района и города.        Реализация регионального компонента базисного учебного плана предполагает, прежде всего, обращение внимания на те неповторимые особенности районов и территорий, которые, сложившись под влиянием местных историко-географических и культурно-экономических факторов, определяют специфику образовательных потребностей, а в конечном счете - специфику учебных планов и программ, используемых в образовательных учреждениях данной территории.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

6 класс

Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:

  • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • познавательный интерес к прошлому своей Родины;
  • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
  • проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
  • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
  • использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
  • планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

  • определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
  • установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
  • составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
  • определение и использование исторических понятий и терминов;
  • овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
  • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);
  • поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
  • приобретение опыта историко-культурного, историкоантропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
  • личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
  • уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

7 класс

Личностными результатами изучения отечественной истории являются:

  • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
  • изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
  • навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:

  • осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
  • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

Предметные результаты изучения истории включают:

  • применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
  • установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
  • раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
  • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
  • поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
  • составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении.

8 класс

Личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:

  • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;
  • формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);
  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:

  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;
  • планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

9 класс

Личностные результаты изучения истории включают:

  • освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;
  • уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.

Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;
  • планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;
  • проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • выявлять проблему, аргументировать её актуальность;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
  • делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Предметные результаты изучения истории включают:

  • представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;
  • знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
  • представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
  • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
  • приобретение опыта историко-культурного, историкоантропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
  • представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.

Содержание курса реализуют следующие учебники:

История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева. — М. : Просвещение, 2016.

История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева. — М. : Просвещение, 2016.

История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева. — М. : Просвещение, 2016.

История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А. А. Левандовский, А. Я. Токарева. — М. : Просвещение, 2018

Календарно-тематическое планирование

6 класс история России

Тема

Дата

1

Введение Наша Родина — Россия

Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч)

2

Древние люди и их стоянки на территории современной России § 1

3

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

4

Образование первых государств        

5

Восточные славяне и их соседи

6

История заселения территории родного края в древности (краеведение)

Тема II. Русь в IX — первой половине XII в.

(11 ч)

7

Первые известия о Руси

8

Становление Древнерусского государства

9

Становление Древнерусского государства

10

Правление князя Владимира. Крещение Руси

11

Русское государство при Ярославе Мудром

12

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

13

Общественный строй и церковная организация на Руси

14

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

15

Повседневная жизнь населения

16

Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок по теме II

17

Урок истории и культуры родного края в древности

Тема III. Русь в середине XII — начале XIII в.

(5 ч)

18

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

19

Владимиро-Суздальское княжество

20

Новгородская республика

21

Южные и юго-западные русские княжества

22

Повторительно-обобщающий урок по теме III

Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в.

(10 ч)

23

Монгольская империя и изменение политической картины мира

24

Батыево нашествие на Русь

25

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

26

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

27

Литовское государство и Русь

28

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

29

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

30

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.

31

Родной край в истории и культуре Руси

32

Повторительно-обобщающий урок по теме IV

Тема V. Формирование единого Русского государства

(8 ч)

33

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

34

Московское княжество в первой половине XV в.

35

Распад Золотой Орды и его последствия

36

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

37

Русская православная церковь в XV — начале XVI в.

38

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

39

Формирование культурного пространства единого Российского государства

40

Урок истории и культуры родного края

Календарно-тематическое планирование

7 класс история России

Тема

Дата

Тема I. Россия в XVI в. (20 ч)

1

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий

2

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

3

Формирование единых государств в Европе и России

4

Российское государство в первой трети XVI в.

5

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

6

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

7

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

8

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

9

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

10

Внешняя политика России во второй половине XVI в.

11

Внешняя политика России во второй половине XVI в.

12

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

13

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

14

Опричнина

15

Опричнина

16

Россия в конце XVI в.

17

Церковь и государство в XVI в.

18

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

19

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

20

Повторительно-обобщающий урок

Тема II. Смутное время. Россия при первых Романовых (20 ч)

21

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в.

22

Смута в Российском государстве

23

Смута в Российском государстве

24

Окончание Смутного времени

25

Экономическое развитие России в XVIIв.

26

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

27

Изменения в социальной структуре российского общества

28

Народные движения в XVII в.

29

Россия в системе международных отношений

30

Россия в системе международных отношений

31

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России

32

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол

33

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

34

Культура народов России в XVII в

35

36

Народы России в XVII в. Условный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.

37

Повторительно-обобщающие урок

38

Повторительно-обобщающие урок

39

Резерв

40

Резерв

Календарно-тематическое планирование

8 класс история России

Тема

Дата

1

Введение У истоков российской модернизации

Тема I. Россия в эпоху преобразований Петра I (13 ч)

2

Россия и Европа в конце XVII в.

3

Предпосылки Петровских реформ

4

Начало правления Петра I

5

Великая Северная война 1700—1721 гг. Начало правления Петра I

6

Реформы управления Петра I

7

Экономическая политика Петра I

8

Российское общество в Петровскую эпоху

9

Церковная реформа. Положение традиционных конфессий

10

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам

11

Перемены в культуре России в годы Петровских реформ

12

Повседневная жизнь и быт при Петре I

13

Значение петровских преобразований в истории страны

14

Повторительно-обобщающий урок по теме I Краеведение.

Тема II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (6 ч)

15

Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762)

16

Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762)

17

Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг.

18

Внешняя политика России в 1725—1762 гг.

19

Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.

20

Повторительно-обобщающий урок по теме II

Тема III. Российская империя при Екатерине II (9 ч)

21

Россия в системе международных отношений

22

Внутренняя политика Екатерины II

23

Экономическое развитие России при Екатерине II

24

Социальная структура российского общества второй половины XVIII в.

25

Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва

26

Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II

27

Внешняя политика Екатерины II

28

Начало освоения Новороссии и Крыма

29

Повторительно-обобщающий урок по теме III. Краеведение.

Тема IV. Россия при Павле I (2 ч)

30

Внутренняя политика Павла I

31

Внешняя политика Павла I

Тема V. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (9 ч)

32

Общественная мысль, публицистика, литература

33

Образование в России в XVIII в.

34

Российская наука и техника в XVIII

35

Русская архитектура XVIII в.

36

Живопись и скульптура

37

Музыкальное и театральное искусство

38

Народы России в XVIII в.

39

Перемены в повседневной жизни российских сословий

40

Повторительно-обобщающий урок по темам IV и V

Календарно-тематическое планирование

9 класс история России

Тема

Дата

Тема II. Россия в эпоху правления Александра I

1

Россия и мир на рубеже XVIII- XIX веков

2

Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского.

3

Внешняя политика в 1801-1812

4

Отечественная война 1812 года

5

Отечественная война 1812 года

6

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 гг

7

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815-1825 гг

8

Национальная политика Александра I.

9

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX .

10

Общественные движения при Александре I.

11

Выступление декабристов.

Тема II. Россия во второй четверти XIX в. (8 ч)

12

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

13

Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в.

14

Общественное движение при Николае I

15

Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны

16

Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817— 1864 гг.

17

Крымская война 1853— 1856 гг.

18

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

19

Повторительно-обобщающий урок по темам I и II

Тема III. Россия в эпоху Великих реформ (7 ч)

20

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

21

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

22

Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация

23

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период

24

Общественное движение при Александре II и политика правительства

25

Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе

26

Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

Тема IV. Россия в 1880—1890-е гг. (7 ч)

27

Александр III: особенности внутренней политики

28

Перемены в экономике и социальном строе

29

Общественное движение при Александре III

30

Национальная и религиозная политика Александра III

31

 Внешняя политика Александра III

32

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

33

Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.

Тема V. Россия в начале XX в. (9 ч)

34

Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития

35

Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX— XX вв.

36

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг.

37

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг.

38

Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг

39

Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг.

40

Серебряный век русской культуры. Повторительно-обобщающий урок по темам III—V


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 5-9 класс ФГОС ООО

Рабочая программа по истории для 5-9 класса, разработанная в соответствии с ФГОС ООО (стандарт второго поколения)....

Рабочая программа по истории для 5 класса ФГОС

Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС....

Рабочие программы по истории 5-9 класса ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету, курсу истории в рамках реализации ФГОС среднего общего образования с учетом новых требований, расчитанная на 5 лет (2014-2019гг.). Тематическое планирование с о...

Рабочая программа по истории 5-9 классы (ФГОС)

Рабочая программа по истории 5-9 классы (ФГОС)...

Проект рабочей программы по истории для 5 класса ФГОС к УМК «Всеобщая История. 5 кл. История Древнего Мира под редакцией С.П.Карпова»

Рабочая программа по истории для 5 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК «Всеобщая История. 5...

Проект рабочей программы по истории для 6 класса ФГОС к УМК «История России. 6 кл.под редакцией Ю.А.Петрова» и УМК «Всеобщая История. История Средних Веков. 6 кл. под редакцией С.П.Карпова».

Данная рабочая программа по истории для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК &l...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...