Рабочие программы
рабочая программа по истории (9 класс)
Рабочие программы для 8 - 9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по истории России 9 класс | 42.88 КБ |
Рабочая программа по обществознанию 9 класс | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 107»
Ленинского района г. Барнаула
«Рассмотрено» На Педагогическом совете Протокол № _________ от «____» августа 2019г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________________ ___________________ (ФИО) от «____»________ 2019г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ «107» _______________Г.Н. Малько Приказ № _________ от «___»_________ 2019г. |
Рабочая программа по Истории России
9 а, б, в класс
Срок реализации программы 2019 – 2020 учебный год
Рабочая программа составлена на основе
Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6 – 9 классы (основная школа): учеб пособие для общеобразоват. организаций/А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. – М. : Просвещение, 2016. – 77 с.
Учитель: Келер Евгения Григорьевна
Барнаул, 2019 год
Введение
Учитель – Келер Евгения Григорьевна. Программа составлена по предмету – История России. Программа реализуется в 9 а, б, в классах. УМК - программа изучается по учебнику – История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. /[Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский и др.]; под ред. А.В. Торкунова. – 3 – е изд.- М.: Просвещение, 2018. В 9 классе История России изучается три раза в неделю. К 40 часам авторской программы добавлено ещё 19. Итого 59 часов. (Всеобщая история 46 часов, плюс История России 59 часов. Итого 105 часов в год.) Данные часы позволят более углубленно изучить материал.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты изучения истории включают:
- освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;
- уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;
- устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;
- уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
- развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
- формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
- готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.
Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;
- планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей; - самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- выявлять проблему, аргументировать её актуальность;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные результаты изучения истории включают:
- представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;
- знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
- представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
- умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;
- представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
- знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;
- установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);
- определение и использование основных исторических понятий периода;
- установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;
- установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;
- составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
- поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
- анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);
- анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II; государственные деятели М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины, К. П. Победоносцев и др.; общественные деятели К. С. Аксаков, Н. М. Унковский, Б. Н. Чичерин и др.; представители оппозиционного движения П. И. Пестель, М. П. БуташевичПетрашевский, А. И. Желябов и др.), а также влияния их деятельности на развитие Российского государства;
- сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
- определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
- систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
- приобретение опыта историко-культурного, историкоантропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
- представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
Содержание учебного предмета
9 КЛАСС
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX — НАЧАЛЕ XX в. (40 ч)
Александровская эпоха: государственный либерализм
Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия.
Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй.
Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение.
Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир.
Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ.
Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение.
Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны.
Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия — великая мировая держава.
Николаевская эпоха: государственный консерватизм
Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления.
Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития.
Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота.
Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в.
Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи.
Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами.
Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество.
Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).
Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.
Российская культура как часть европейской культуры.
Динамика повседневной жизни сословий.
Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация
Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту.
Император Александр II и основные направления его внутренней политики.
Отмена крепостного права, историческое значение реформы.
Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий. Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству.
Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения.
Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850— 1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы.
Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи. Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики.
Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски.
«Народное самодержавие» Александра III
Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления.
Особенности экономического развития страны в 1880— 1890-е гг.
Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период.
Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма.
Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного национализма.
Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука.
Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.
Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.
Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.
Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.
Россия в начале ХХ в.: кризис империи
Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в.
Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация.
Политическая система Российской империи начала XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика.
Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение.
Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения.
Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России.
Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Привислинский край. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.
Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Инославие», «иноверие» и традиционные верования.
Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране.
Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905— 1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.
Общество и власть после революции 1905—1907 гг.
Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий.
Реформы П. А. Столыпина и их значение.
Общественное и политическое развитие России в 1912— 1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство.
Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей.
Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий.
Серебряный век русской культуры
Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура.
Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа.
Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Кол - во часов | Примечание |
Тема 1. Россия в первой четверти XIX века | 9 | + 5 часов | |
1 | Россия и мир на рубеже XVIII - XIX вв. | 1 | |
2 | Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского | 1 | |
3 | Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского | 1 | |
4 | Внешняя политика Александра I в 1801 - 1812 гг | 1 | |
5 | Внешняя политика Александра I в 1801 - 1812 гг | 1 | |
6 | Отечественная война 1812 г. | 1 | |
7 | Отечественная война 1812 г. | 1 | |
8 | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813 - 1825 гг. | 1 | |
9 | Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815 - 1825гг. | 1 | |
10 | Национальная политика Александра I | 1 | |
11 | Социально - экономическое развитие страны в первой четверти XIX века | 1 | |
12 | Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов | 1 | |
13 | Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов | 1 | |
14 | Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов | 1 | |
Тема II. Россия во второй четверти XIX в. | 8 | +5 часов | |
15 | Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I | 1 | |
16 | Социально - экономическое развитие страны во второй четверти XIX века | 1 | |
17 | Общественное движение при Николае I | 1 | |
18 | Общественное движение при Николае I | 1 | |
19 | Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны | 1 | |
20 | Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817 - 1864 гг. | 1 | |
21 | Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817 - 1864 гг. | 1 | |
22 | Крымская война 1853 - 1856 гг. | 1 | |
23 | Крымская война 1853 - 1856 гг. | 1 | |
24 | Крымская война 1853 - 1856 гг. | 1 | |
25 | Культурное пространство империи в первой половине XIX в. | 1 | |
26 | Культурное пространство империи в первой половине XIX в. | 1 | |
27 | Повторительно - обобщающий урок по темам I и II | 1 | |
Тема III. Россия в эпоху Великих реформ | 7 | +4 часа | |
28 | Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России | 1 | |
29 | Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. | 1 | |
30 | Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. | 1 | |
31 | Реформы 1860 - 1870 гг.: социальная и правовая модернизация | 1 | |
32 | Социально - экономическое развитие страны в пореформенный период | 1 | |
33 | Общественное движение при Александре II и политика правительства | 1 | |
34 | Общественное движение при Александре II и политика правительства | 1 | |
35 | Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе | 1 | |
36 | Внешняя политика Александра II. Русско- турецкая война 1877 - 1878 гг | 1 | |
37 | Внешняя политика Александра II. Русско- турецкая война 1877 - 1878 гг | 1 | |
38 | Внешняя политика Александра II. Русско- турецкая война 1877 - 1878 гг | 1 | |
Тема IV. Россия в 1880 - 1890-е гг. | 7 | +4 часа | |
39 | Александр III: особенности внутренней политики | 1 | |
40 | Александр III: особенности внутренней политики | 1 | |
41 | Перемены в экономике и социальном строе | 1 | |
42 | Общественное движение при Александре III. | 1 | |
43 | Общественное движение при Александре III. | 1 | |
44 | Национальная и религиозная политика Александра III. | 1 | |
45 | Внешняя политика Александра III. | 1 | |
46 | Внешняя политика Александра III. | 1 | |
47 | Внешняя политика Александра III. | 1 | |
48 | Культурное пространство империи во второй половине XIX века | 1 | |
49 | Повседневная жизнь различных слоёв населения в XIX в. | 1 | |
Тема V. Россия в начале XX века | 9 | +1 час | |
50 | Россия и мир на рубеже XIX - XX вв.: динамика и противоречия развития | 1 | |
51 | Социально - экономическое развитие страны на рубеже XIX - XX вв. | 1 | |
52 | Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894 - 1904 гг. | 1 | |
53 | Внешняя политика Николая II. Русско - японская война 1904 - 1905 гг. | 1 | |
54 | Внешняя политика Николая II. Русско - японская война 1904 - 1905 гг. | 1 | |
55 | Первая российская революция и политические реформы 1905 - 1907 гг. | 1 | |
56 | Социально - экономические реформы П.А. Столыпина | 1 | |
57 | Политическое развитие страны в 1907 - 1914 гг. | 1 | |
58 | Серебряный век русской культуры | 1 | |
59 | Повторительно - обобщающий урок по темам III - V | 1 |
Корректировка календарно-тематического планирования к рабочей программе по ______________________________________________________________________
ПРИКАЗ № ___________ от ________________
Класс ____________
Учитель ________________________________________________________
Причина отставания ____________________
Количество непроведенных уроков ___________________
Пропущенные темы | Кол-во часов | За счет чего планируется преодоление отставания (уплотнение материала, резервный урок, повторение, дополнительный урок и т.п.) | Срок выполнения |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 107»
Ленинского района г. Барнаула
«Рассмотрено» на Педагогическом совете Протокол № _________ от «____» августа 2019г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________________ ___________________ (ФИО) от «____»________ 2019г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ «107» _______________Г.Н. Малько Приказ № _________ от «___»_________ 2019г. |
Рабочая программа по обществознанию
9 а,б,в класс
Срок реализации программы 2019 – 2020 учебный год
Рабочая программа составлена на основе
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ [ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.]. – 4 – е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 63 с.
Учитель: Келер Евгения Григорьевна
Барнаул, 2019 год
Введение
Учитель – Келер Евгения Григорьевна. Программа составлена по предмету – обществознание. Программа реализуется в 9 а, б, в классах. УМК - программа изучается по учебнику – Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [ Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 207 с. Место учебного предмета в учебном плане – «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час, 35 часов в год. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разно- образных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Содержание учебного предмета
ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА 35 часов
X. Политическая жизнь общества
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.
Наше государство – Российская федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской федерации.
Политический режим, Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
XI. Культурно – информационная среда общественной жизни.
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
XII. Человек в меняющемся обществе.
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Кол - во часов | Примечание |
Введение | 1 | ||
1 | Вводный урок | 1 | |
Политика | 11 | 9ч +2 ч резерв | |
2 | Политика и власть | 1 | |
3 | Государство | 1 | |
4 | Государство | 1 | |
5 | Политические режимы | 1 | |
6 | Правовое государство | 1 | |
7 | Гражданское общество и государство | 1 | |
8 | Участие граждан в политической жизни | 1 | |
9 | Политические партии и движения | 1 | |
10 | Политические партии и движения | 1 | |
11 | Практикум по теме «Политика» | 1 | |
12 | Практикум по теме «Политика» | 1 | |
Право | 22 | 18ч+4ч резерв | |
13 | Роль права в жизни общества и государства | 1 | |
14 | Правоотношения и субъекты права | 1 | |
15 | Правоотношения и субъекты права | 1 | |
16 | Правонарушения и юридическая ответственность | 1 | |
17 | Правонарушения и юридическая ответственность | 1 | |
18 | Правоохранительные органы | 1 | |
19 | Конституция Российской федерации. Основы Конституционного строя | 1 | |
20 | Конституция Российской федерации. Основы Конституционного строя | 1 | |
21 | Права и свободы человека и гражданина | 1 | |
22 | Права и свободы человека и гражданина | 1 | |
23 | Гражданские правоотношения | 1 | |
24 | Право на труд. Трудовые правоотношения | 1 | |
25 | Право на труд. Трудовые правоотношения | 1 | |
26 | Семейные правоотношения | 1 | |
27 | Административные правоотношения | 1 | |
28 | Уголовно – правовые отношения | 1 | |
29 | Социальные права | 1 | |
30 | Международно – правовая защита жертв вооружённых конфликтов | 1 | |
31 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 | |
32 | Практикум по теме «Право» | 1 | |
33 | Практикум по теме «Право» | 1 | |
34 | Заключительный урок | 1 | |
35 | Заключительный урок | 1 |
Корректировка календарно-тематического планирования к рабочей программе по ______________________________________________________________________
ПРИКАЗ № ___________ от ________________
Класс ____________
Учитель ________________________________________________________
Причина отставания ____________________
Количество непроведенных уроков ___________________
Пропущенные темы | Кол-во часов | За счет чего планируется преодоление отставания (уплотнение материала, резервный урок, повторение, дополнительный урок и т.п.) | Срок выполнения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...