5.2 Источники знаний о прошлом
план-конспект занятия по истории (5 класс)

Игнатенко Екатерина Николаевна

Конспект и презентация занятия по истории в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._istochniki_znaniy_o_proshlom.pptx1.61 МБ
Microsoft Office document icon 2._istochniki_znaniy_o_proshlom.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Память противостоит уничтожающей силе времени. Память – преодоление времени, преодоление пространства. Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Д.С.Лихачев

Слайд 2

Источники знаний о прошлом Цель занятия: сформировать представление о порядке в исторической науке на примере деления исторических источников на группы.

Слайд 3

Десятинная церковь – первая каменная церковь в Древней Руси, строительство которой началось в 989 году.

Слайд 4

Фаросский маяк - маяк, построенный в III веке до н. э. на острове Фарос около египетского города Александрии, является одним из 7 чудес света.

Слайд 5

Исторический источник – вещь, созданная людьми и несущая в себе сведения о прошлом человеческого общества.

Слайд 6

Сказки Записи на папирусе Песни Поговорки Храмы Записи, выдолбленные на камне Пословицы Письма Оружие Посуда Мифы Украшения Одежда Летописи Дневники Исторические источники устные вещественные письменные

Слайд 7

Исторические источники устные вещественные письменные Сказки Песни Поговорки Пословицы Мифы Храмы Оружие Посуда Украшения Одежда Летописи Дневники Письма Записи на папирусе Записи, выдолбленные на камне

Слайд 8

Документ – исторический источник, содержащий текст, изображение или звук. Памятник – исторический источник, дошедший до наших дней

Слайд 10

Домашнее задание Архивы, музеи, библиотеки Учреждение Этимология слова Что хранится внутри Примеры Архив Музей Библиотека



Предварительный просмотр:

Разработка занятия №5.2

ФИО преподавателя: Даниэль Яна Николаевна.

Предмет: история.

Класс: 5.

Тип занятия: изучение нового материала.

Тема занятия: Источники знаний о прошлом. (1 час).

Цель занятия: сформировать представление о порядке в исторической науке на примере деления исторических источников на группы.

Задачи занятия:

образовательные: раскрыть для учащихся новые для них понятия, такие как исторический источник, вещественные, устные, письменные исторические источники, памятник, документ.

развивающие: развить умение классифицировать информацию, давать описание исторических источников.

воспитательные: воспитывать уважение к традициям народа.

Информационные единицы:

термины: исторический источник, вещественные, устные, письменные исторические источники, памятник, документ.

Структура занятия:

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

1. Создание рабочей атмосферы.

2. Проверка посещаемости.

Проверка д\з

Точечные вопросы:

1. Что изучает история?

2. На какие вопросы отвечает история?

3. Приведите пример исторического факта?

4. Кто такой Геродот?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Мотивация, актуализация знаний

1 слайд

Обращение к цитате Дмитрия Сергеевича Лихачева, работа с ней:

1. Что имеет в виду автор под словом память?

2. Почему охрана памяти – это наш с вами нравственный долг?

3. Где может храниться память?

Учащиеся отвечают на вопросы:

1. Память – это дух прошлого, заключенный в предметах и явлениях.

2. Историческая память помогает человеку осознать свое «я» в истории своего народа и человечества в целом.

3. В текстах, предметах, сказаниях.

Целеполагание

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

2 слайд

О предметах и явлениях, заключающих в себе историческую память.

Запись в тетрадь темы занятия:

Источники знаний о прошлом.

Изучение нового материала

1. Как гибнут памятники старины.

3 слайд

Десятинная церковь – пример разрушения исторических источников из-за человеческой деятельности.

4 слайд

Фаросский маяк – пример разрушения исторических источников из-за природных катаклизмов.

Приведите примеры разрушения исторических источников?

2. Исторические источники.

Что такое источник?

Какие значения этого слова вы знаете?

Что мы можем назвать историческим источником?

5 слайд

3. Группы источников.

6 слайд

Пустая таблица.

7 слайд

Таблица с заполненными колонками для проверки работы учащихся.

8 слайд

Осталось разобрать еще два понятия:

Памятник и документ.

9 слайд

Что из изображенного на слайде является памятником, а что документом?

Какое еще значение имеет слово документ?

Какие документы у вас есть?

Последствия Великой отечественной войны, извержение вулкана Везувий.

Источник – место, где что-то появляется, начинает свое распространение.

Источник воды, источник информации.

Исторический источник – все, что когда-то было создано людьми; благодаря историческим источникам мы можем изучать прошлое человеческого общества.

Учащиеся переписывают в тетрадь определение понятия.

Парная работа. Учащиеся работают в парах: распределяют исторические источники по колонкам таблицы. После этого три человека из разных пар представляет свою колонку и объясняют, чем характеризуются источники данной группы.

Правильная таблица должна быть у каждого в тетради.

Учащиеся переписывают в тетрадь определения.

Памятник архитектуры: собор Александра Невского

Документ: старая фотография города.

Документ – свидетельство, указывающее на какой-либо факт.

Справка со школы, удостоверяющая, что вы здесь учитесь.

Закрепление

Точечные вопросы:

1. Что такое исторический источник?

2. Приведите примеры устных, письменных и вещественных исторических источников.

3. Назовите памятник литературы.

4. К какой группе исторических источников относится документальный фильм?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Итоги занятия

Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия:

1. Зачем нужны исторические источники?

2. Зачем исторические источники делить на группы

Учащиеся отвечают на вопросы, тем самым подводя итог занятию.

Домашнее задание

11 слайд

Домашнее задание:

необходимо самостоятельно заполнить таблицу «Архивы, музеи, библиотеки».

Учащиеся записывают домашнее задание.

Схема тетради:

Источники знаний о прошлом

Исторический источник – предмет, созданный людьми и несущий в себе сведения о прошлом человеческого общества.

Исторические источники

устные

вещественные

письменные

Сказки

Песни

Поговорки

Пословицы

Мифы

Храмы

Оружие

Посуда

Украшения

Одежда

Летописи

Дневники

Письма

Записи на папирусе

Записи, выдолбленные на камне

Документ – исторический источник, содержащий текст, изображение или звук.

Памятник – исторический источник, дошедший до наших дней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Источники знания о прошлом (Что такое исторические источники)

Технологическая карта урока истории в 5 классе...

Источники знаний о прошлом

Второе занятие по истории в 5 классе...

Презентация к уроку истории в 5 классе "Источники знаний о прошлом"

Презентация разработана к уроку истории в 5 классе.В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием истоник, видами источников, местами их хранения....

Презентация по истории на тему "Что изучает история. Источники знаний о прошлом."

Вводный урок по истории на тему "Что изучает история"....

Презентация "Способы получения знаний о прошлом"

Чтобы найти исторические источники, история привлекает своих верных помощников – различные науки....