5.2 Источники знаний о прошлом
план-конспект занятия по истории (5 класс)
Конспект и презентация занятия по истории в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._istochniki_znaniy_o_proshlom.pptx | 1.61 МБ |
2._istochniki_znaniy_o_proshlom.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Источники знаний о прошлом Цель занятия: сформировать представление о порядке в исторической науке на примере деления исторических источников на группы.
Десятинная церковь – первая каменная церковь в Древней Руси, строительство которой началось в 989 году.
Фаросский маяк - маяк, построенный в III веке до н. э. на острове Фарос около египетского города Александрии, является одним из 7 чудес света.
Исторический источник – вещь, созданная людьми и несущая в себе сведения о прошлом человеческого общества.
Сказки Записи на папирусе Песни Поговорки Храмы Записи, выдолбленные на камне Пословицы Письма Оружие Посуда Мифы Украшения Одежда Летописи Дневники Исторические источники устные вещественные письменные
Исторические источники устные вещественные письменные Сказки Песни Поговорки Пословицы Мифы Храмы Оружие Посуда Украшения Одежда Летописи Дневники Письма Записи на папирусе Записи, выдолбленные на камне
Документ – исторический источник, содержащий текст, изображение или звук. Памятник – исторический источник, дошедший до наших дней
Домашнее задание Архивы, музеи, библиотеки Учреждение Этимология слова Что хранится внутри Примеры Архив Музей Библиотека
Предварительный просмотр:
Разработка занятия №5.2
ФИО преподавателя: Даниэль Яна Николаевна.
Предмет: история.
Класс: 5.
Тип занятия: изучение нового материала.
Тема занятия: Источники знаний о прошлом. (1 час).
Цель занятия: сформировать представление о порядке в исторической науке на примере деления исторических источников на группы.
Задачи занятия:
образовательные: раскрыть для учащихся новые для них понятия, такие как исторический источник, вещественные, устные, письменные исторические источники, памятник, документ.
развивающие: развить умение классифицировать информацию, давать описание исторических источников.
воспитательные: воспитывать уважение к традициям народа.
Информационные единицы:
термины: исторический источник, вещественные, устные, письменные исторические источники, памятник, документ.
Структура занятия:
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | 1. Создание рабочей атмосферы. 2. Проверка посещаемости. | |
Проверка д\з | Точечные вопросы: 1. Что изучает история? 2. На какие вопросы отвечает история? 3. Приведите пример исторического факта? 4. Кто такой Геродот? | Учащиеся отвечают на вопросы. |
Мотивация, актуализация знаний | 1 слайд Обращение к цитате Дмитрия Сергеевича Лихачева, работа с ней: 1. Что имеет в виду автор под словом память? 2. Почему охрана памяти – это наш с вами нравственный долг? 3. Где может храниться память? | Учащиеся отвечают на вопросы: 1. Память – это дух прошлого, заключенный в предметах и явлениях. 2. Историческая память помогает человеку осознать свое «я» в истории своего народа и человечества в целом. 3. В текстах, предметах, сказаниях. |
Целеполагание | Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? 2 слайд | О предметах и явлениях, заключающих в себе историческую память. Запись в тетрадь темы занятия: Источники знаний о прошлом. |
Изучение нового материала | 1. Как гибнут памятники старины. 3 слайд Десятинная церковь – пример разрушения исторических источников из-за человеческой деятельности. 4 слайд Фаросский маяк – пример разрушения исторических источников из-за природных катаклизмов. Приведите примеры разрушения исторических источников? 2. Исторические источники. Что такое источник? Какие значения этого слова вы знаете? Что мы можем назвать историческим источником? 5 слайд 3. Группы источников. 6 слайд Пустая таблица. 7 слайд Таблица с заполненными колонками для проверки работы учащихся. 8 слайд Осталось разобрать еще два понятия: Памятник и документ. 9 слайд Что из изображенного на слайде является памятником, а что документом? Какое еще значение имеет слово документ? Какие документы у вас есть? | Последствия Великой отечественной войны, извержение вулкана Везувий. Источник – место, где что-то появляется, начинает свое распространение. Источник воды, источник информации. Исторический источник – все, что когда-то было создано людьми; благодаря историческим источникам мы можем изучать прошлое человеческого общества. Учащиеся переписывают в тетрадь определение понятия. Парная работа. Учащиеся работают в парах: распределяют исторические источники по колонкам таблицы. После этого три человека из разных пар представляет свою колонку и объясняют, чем характеризуются источники данной группы. Правильная таблица должна быть у каждого в тетради. Учащиеся переписывают в тетрадь определения. Памятник архитектуры: собор Александра Невского Документ: старая фотография города. Документ – свидетельство, указывающее на какой-либо факт. Справка со школы, удостоверяющая, что вы здесь учитесь. |
Закрепление | Точечные вопросы: 1. Что такое исторический источник? 2. Приведите примеры устных, письменных и вещественных исторических источников. 3. Назовите памятник литературы. 4. К какой группе исторических источников относится документальный фильм? | Учащиеся отвечают на вопросы. |
Итоги занятия | Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия: 1. Зачем нужны исторические источники? 2. Зачем исторические источники делить на группы | Учащиеся отвечают на вопросы, тем самым подводя итог занятию. |
Домашнее задание | 11 слайд Домашнее задание: необходимо самостоятельно заполнить таблицу «Архивы, музеи, библиотеки». | Учащиеся записывают домашнее задание. |
Схема тетради:
Источники знаний о прошлом
Исторический источник – предмет, созданный людьми и несущий в себе сведения о прошлом человеческого общества.
Исторические источники | ||
устные | вещественные | письменные |
Сказки Песни Поговорки Пословицы Мифы | Храмы Оружие Посуда Украшения Одежда | Летописи Дневники Письма Записи на папирусе Записи, выдолбленные на камне |
Документ – исторический источник, содержащий текст, изображение или звук.
Памятник – исторический источник, дошедший до наших дней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Источники знаний о прошлом"
ВВедение в историю 5 класс...
Источники знания о прошлом (Что такое исторические источники)
Технологическая карта урока истории в 5 классе...
Источники знаний о прошлом
Второе занятие по истории в 5 классе...
Презентация урока "Источники знаний о прошлом"
Презентация урока в 5 классе....
Презентация к уроку истории в 5 классе "Источники знаний о прошлом"
Презентация разработана к уроку истории в 5 классе.В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием истоник, видами источников, местами их хранения....
Презентация по истории на тему "Что изучает история. Источники знаний о прошлом."
Вводный урок по истории на тему "Что изучает история"....
Презентация "Способы получения знаний о прошлом"
Чтобы найти исторические источники, история привлекает своих верных помощников – различные науки....