Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс «Возникновение искусства и религиозных верований»
план-конспект урока по истории (5 класс)
Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс «Возникновение искусства и религиозных верований» с раздаточным материалом в виде текста с допущенными ошибками
Скачать:
Предварительный просмотр:
Теме: «Возникновение искусства и религиозных верований»
Задание 1. Найдите ошибки в тексте.
Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад.. Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем – то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник – огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
Какие исторические ошибки содержит сон ученика?
Задание 2. Экспресс опрос.
- Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 тыс. лет назад?
- Как изменился животный мир?
- Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?
- Что называется родовой общиной?
1. Как была найдена пещерная живопись
Всего 120 лет назад ученые не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. Первым открыл такие рисунки археолог Саутуола. Он производил раскопки в подземной пещере Альтамира в северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!» И в самом деле, на потолке пещеры на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, черную и коричневую краски, добился удивительной живости и объемности рисунков.
Никто из ученых долгое время не верил, что рисунки Альтамиры созданы десятки тысяч лет назад. Да и как поверить, что люди, не знавшие металлов, не умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, владели мастерством художника! Но поверить пришлось: вслед за Альтамирой начались исследования других пещер, во многих были найдены произведения первобытного искусства.
Древнейшим художникам удавалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней — быстрыми и стремительными, мамонтов — массивными, тяжелыми, с высоким выпуклым затылком.
Часто изображали зверей, пораженных копьями, истекающих кровью: например, израненного камнями медведя, из пасти которого потоками хлещет кровь, носорога с торчащими из брюха стрелами, мамонта, попавшего в ловушку.
2.Загадки древнейших рисунков.
Существуют и другие загадки. Зачем художники изображали в свои рисунки в малодоступных для обозреваемых местах?
- Почему создавали их в глубине темных сил, куда не проникают лучи солнца?
- Для чего соображали раненых или попавших в ловушки зверей?
3. Человек « заколдовывает» зверя.
- Вот как ученые отвечают на эти вопросы, человек «заколдовывает» зверя. ( п. 3 на стр. 19- 20)
4. Зарождение веры в душу.
Первобытные люди боялись грозы, лесных пожаров, наводнений. В отличие от древнейших людей «человек умный» хотел понять, почему сверкает молния загорается лес, от чего зависит урожай дикорастущих с плодов и ягод, рост поголовья промысловых зверей . Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между живым и его изображением, созданным художником, чествует сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Если рисовать раненое животное или поразить его изображение копьем, то это поможет добиться успеха охоте.
- Разгадать смысл и назначение пещерной живописи помогли наблюдения за отсталыми племенами.
- Главными их занятиями еще недавно были охота и собирательство. Одно такое племя, обитавшее в Австралии, совершало перед охотой колдовской обряд, поражая копьями нарисованное на песке животное.
В первобытные времена зародилась вера в то, что животные и люди могут чудесным образом превращаться друг в друга, в деревья и камни и другие предметы. Такие существа, порожденные фантазией первобытного человека, называются оборотнями. Они будто бы помогают или вредят людям.
Возможно, именно оборотень изображен на стене одной из пещер. У него человеческие ноги, но вместо рук — лапы. У него лисий хвост, ветвистые рога, звериные уши и дикие, с точкой внутри, глаза ночной птицы.
- Первобытные люди пытались понять причины тех явлений, которые происходили в них самих. Почему спящие видят сны? У людей возникла вера, что в каждом человеке обитает сверхъестественное существо — душа. Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит, душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьет, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя: душа не успеет вернуться. Если она не возвращается, человек умирает.
Люди верили, что души предков переселяются в далекую «страну мертвых». Там также живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды.
В могилу умершего клали все необходимое для жизни в «стране мертвых»: крепкую обувь и пищу на дорогу, копье, одежду, ожерелье из раковин или звериных зубов.
Появившиеся у первобытных людей верования — в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти — называются религиозными
Запишем термин: религия – это вера в сверхъестественное и поклонение ему.
6. Домашнее задание:
Параграф3, вопросы, записи
Предварительный просмотр:
Найдите ошибки в тексте.
Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад.. Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем – то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник – огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
Найдите ошибки в тексте.
Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад.. Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем – то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник – огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
Найдите ошибки в тексте.
Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад.. Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем – то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник – огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
Найдите ошибки в тексте.
Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад.. Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем – то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник – огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
Найдите ошибки в тексте.
Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад.. Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем – то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник – огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация
К конспекту урока прилагаются: презентация по теме урока (Приложение 1), форма индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...
Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»
Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ «Возникновение искусства и религиозных верований»
История древнего мира. Раздал 1 "Первобытное общество"...
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Искусство Древнего Египта" 5 класс
Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта» по УМК Вигасина А.А., Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «Всеобщая истор...
Урок истории в 5 классе "Возникновение искусства и религиозных верований"
Представлен дополнительный материал для дистационного обучения по теме "Возникновение искусства и религиозных верований"...
Презентация по всеобщей истории 5 класс "Возникновения искусства и религиозных верований".
Презентация к у року 5 клсса по всеобщей истории....
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Искусство Древнего Египта".
Данный материал содержит технологическую карту урока истории Древнего мира по теме: Искусство Древнего Египта. Добавлен рабочий лист....