Урок Мужества «Солдат из Трептов – парка»
методическая разработка по истории (9 класс)

ГКОУ КО «СОШ при ИУ УИС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок Мужества

«Солдат из Трептов – парка»

 

 

 

 

 

                                                                                 

                                                                               

                                                                                                          

 

 

 

 

                                                                                                           Составитель:

Варнавская Л.Л.,

учитель истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово, 2020

            Урок Мужества

 «Солдат из Трептов – парка»

 

Цель: Познакомить учащихся с историей создания памятника Воину-освободителю, установленном в берлинском Трептов-парке; развивать чувство гордости и восхищения героизмом наших воинов; формировать активную гражданскую позицию.

Оборудование: ПК, проектор, экран, фото и видеоряд.

 

Ход

Ученик:

Сквозь пот и кровь, через огонь и воду,

Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,

Отстаивая право на свободу,

К победе шел, Россия, твой солдат.

У.: Победа! К этому дню шли долгими годами войны, от берегов Волги до Шпрее. Свершилось! Но какой ценой! Много сыновей Матери – Родины полегло. Ни услышали они салюта Победы. И поклялись живые не забывать погибших, рассказать об их подвиге потомкам. Правительство СССР поручило скульпторам увековечить память воинов-освободителей. Был объявлен конкурс. 52 проекта из многих стран легли на стол жюри. Советский проект был представлен скульптором Е.В. Вучетичем.

Ученик: Долгими, мучительными днями и ночами вынашивался замысел. Скульптору рисовался образ Воина-освободителя. Это он шел немереными верстами от Сталинграда до Берлина, неся освобождение не только своей земле. Это он победил во имя жизни на земле, во имя будущего. А будущее – наши дети. «Солдат и ребенок» - эти два слова имеют полное право стоять рядом так же, как слова «Мать и дитя». Сколько их, русоголовых и чернявых, прикрыл своей шинелью русский солдат, спас от голода, вынес из огня (фоторяд).

Ученик: Памятник Воине-освободителю установлен в берлинском Трептов-парке. На высоком постаменте стоит солдат. Русский солдат в плащ-палатке, небрежно накинутой на крутые плечи, в надежных кирзовых сапогах, в которых пройдены тысячи километров, гордо вскинув чубатую голову, с высоты пьедестала смотрит открыто, внимательно, далеко. Под ногами солдата обломки фашистской свастики. В правой руке его намертво зажат тяжелый меч, а на широкой ладони левой – теплым живым комочком уютно устроилась маленькая девочка, доверчиво и спокойно прильнувшая к груди солдата. Суровая нежность прошедшей войны. Скульптор Е.В. Вучетич воплотил в этом монументе подвиг русских воинов-освободителей (фото).

Ученик:

…Тот вечной памяти солдат,

Из бронзы с головы до пят.

И, верность подвигу храня,

Девчонку ту, что из огня

Он вынес много лет назад,

Баюкая, несет в детсад

Сквозь Трептов-парк…

И там, в саду

Укладывает спать

В ряду других ребят-

О том и речь,-

А рядом с ней кладет свой меч,

Тот самый, коим искромсал

Громаду свастики,

А сам

Тем часом – все по форме чтоб-

Пилотку уголком на лоб

Хотел подправить,

Да забыл,

Пилотку ту осколок сбил

Еще тогда, тогда, тогда…

У.: Солдата из Трептов-парка знает весь мир, но не всем известно, что у бронзового воина есть конкретный прототип. Это человек, который всю войну героически сражался против немецко-фашистских захватчиков. После войны, вглядываясь в изображение памятника на многочисленных фотографиях, он конечно не думал, что именно его подвиг вдохновил скульптора. Только в 1965 году Маршал Советского Союза В.И. Чуйков в своих воспоминаниях «Конец третьего рейха» назвал имя солдата, чей образ запечатлен в монументе: гвардии сержант, знаменщик 220-ого гвардейского полка Николай Иванович Масалов. Он прошел трудный боевой путь. После Сталинградской битвы полк, в котором служил Н.И. Масалов, получил гвардейское знамя. К Дону и Днепру солдаты шли уже испытанными ими чувством победы. Но до главной победы было еще далеко (док.кадры военных лет).

Ученик: Летом 1943 года Н.И. Масалов стал командиром отделения, а перед операцией «Висла-Одер» был назначен знаменщиком полка. Физически сильный, сметливый и расторопный, гвардии сержант Масалов пронес гвардейское знамя до Одера, шел с ним на штурм Зееловских высот. Он донес его до Берлина. Больше 2000 км прошел он с боями, и теперь до победы ему оставалось лишь 400 м земли, изрытой снарядами, да узкая полоска канала. Бойцы готовились к последнему удару по бешено сопротивлявшемуся врагу. Орудийные и минометные расчеты уже докладывали о готовности к бою.

Ученик: Вдруг в напряженной, словно бы предгрозовой тишине послышался детский голос, с отчаянием звавший:

- Мутти, мутти!

- Мать зовет, - сказал кто-то из солдат.

- Это под мостом, - услышал замполит хриплый голос Масалова.

- Ты уверен?

- Да, под мостом, - повторил Николай, - я примерно знаю, где это. Разрешите?

Секунду поколебавшись, майор приказал:

- Иди!

Ученик: Впереди была безлюдная площадь, которая простреливалась справа и слева, под трещинами асфальта могли быть мины. Масалов медленно пополз. Он пересек площадь, укрылся за выступом бетонированного барьера вдоль канала, замер. Собравшись с силами, Николай быстро перелез через барьер. Справа короткими прицельными очередями застрочил немецкий крупнокалиберный пулемет, второй, третий. Товарищам Масалова секунды казались часами. Затем пулеметы смолкли, не слышно было и ребенка. Неужели все напрасно?

Ученик: Пулеметчики прекратили стрельбу, потеряв Масалова из виду. Он успел скрыться под мостом, там откуда слышался плач. Николай увидел убитую молодую женщину, рядом с ней лежал узелок с одеждой. К убитой матери припала плачущая девочка лет трех, в белом платьице в горошек. Масалов взял ее на руки, она тут же смолкла.

            Десять минут солдаты ждали Масалова. Затем несколько из них, не сговариваясь, приготовились к броску – на помощь Николаю. И тут услышали его голос: - Я с ребенком! Прикройте огнем. Пулемет справа на балконе с колоннами. Как раз в этот момент командующий артиллерией генерал Пожарский дал команду:

 - Огонь!

            Началась артподготовка. Николай Масалов распрямился и, четко печатая шаг, как привык ходить со знаменем, прошел через площадь с девочкой на руках. Казалось весь фронт салютует подвигу русского солдата.

Ученик: А через несколько недель в полк приехал скульптор Е.В. Вучетич и сразу же разыскал Масалова. Сделав с него несколько набросков, распрощался, и вряд ли тот понял, зачем он понадобился скульптору. Нет не случайно искал Вучетич сибиряка-сержанта. Работая над проектом скульптурного ансамбля – памятника, он искал упорно и настойчиво решение: «…Я вспомнил о подвигах советских воинов, которые в дни штурма Берлина выносили из зоны огня немецких детей. Сильные, красивые богатыри земли русской!». Вызрело решение: солдат с ребенком на груди!

            Настал день, когда бронзовая фигура воина – исполина, принесшего мир людям, поднялась на возродившейся немецкой земле.

Ученик:

…Сюда пришел он в Трептов-парк,

Из тех обугленных равнин,

В одном лице – отец и сын,

В одном лице – жених и муж,

В одном родстве на весь Союз,

Оплакан всюду и любим,

Пришел и встал,

Неколебим,

На самый высший в мире пост,

Лицом и подвигом – до звезд!

Ученик: После войны Н.И. Масалов вернулся домой – в родной поселок Тяжинский Кемеровской области. Он, как и ранее, хотел быть трактористом, но не позволило здоровье. Пришлось взяться за другое дело – заведовать хозяйством в детском саду. Затем Николай Иванович перешел в Тяжинский районный отдел народного образования: отвечал там за транспорт. И всюду он очень скромный, трудолюбивый, принципиальный человек. Н.И. Масалов почти никогда не говорил о том, как воевал, и вдруг в журнале «Октябрь» появилась статья о подвиге Масалова, о том, что именно он послужил прообразом воина-освободителя в берлинском Трептов-парке. К Николаю Ивановичу приходили люди, поздравляли, расспрашивали. Иные упрекали: «Что же ты, мол, никогда об этом не рассказывал?».

- Так я сам узнал случайно, - оправдывался Николай Иванович, - однажды купил спички и на этикетке увидел памятник воину-освободителю в Берлине. На руках у солдата была девочка. Но я и подумать не мог, что скульптор запечатлел именно тот эпизод, когда я спас девочку.

Ученик: Поселок Тяжинский сразу обрел известность. К Н.И. Масалову приезжали из разных городов, его пригласили в Берлин. Когда пытались найти спасенную Николаем Ивановичем девочку, откликнулись 198 человек, которых спасли от пуль, голода, холода наши солдаты только в Берлине. Рассказывали о том, как советские солдаты кормили немецких детей, приносили хлеб в детские дома. Поэтому образ солдата-освободителя, запечатленный скульптором Вучетичем, - это памятник сотням и тысячам русских воинов с благородным сердцем.

Ученик: Чуть ли не каждый день приходили письма в дом Масаловых. И. Аргиров из Болгарии, не зная адреса, подписал конверт так: «СССР, Сибирь, Масалову Николаю Ивановичу». Письмо пришло в одно из сельских почтовых отделений. Неизвестный почтальон (подпись неразборчива), пересылая его в поселок Тяжинский, на конверте написал: «Известный всему миру человек Масалов Николай Иванович в Вознесенске не проживает, он живет в Тяжине. Барандатское отделение не знает улицы. Пошлите в Тяжин, там найдут. Ведь ему пишут со всего мира» (экран).

Ученик: Из письма С. Декверт (ГДР): «Я написала статью о Вас, о вашем подвиге. Она была опубликована во многих газетах ГДР. Мы хотим сказать Вам большое спасибо. Население нашей республики чтит память жертв гитлеризма, советских солдат, которые погибли за освобождение немецкого народа. Мы, молодые, не пережившие ужасных дней войны, никогда не забудем, что вынес советский народ, что вы сделали для нас» (экран).

Ученик: Из письма Г. Обрадовича (Ленинград): «В ту ночь я с батальоном снимал баррикады и пропускал танки по мосту, под которым, по-видимому, и была спасенная тобой немецкая девочка. В этот момент я исполнял обязанности командира саперного батальона. Во время нашего боевого пути от Сталинграда до Берлина мы, вероятно, не раз встречали друг друга. Я горжусь тем, что подвиг, отмеченный скульптором и ставший известным всему миру, совершил мой однополчанин. Крепко тебя обнимаю и горячо жму твою руку скромному, смелому и великодушному воину, достойному уважения гражданину» (экран).

Ученик: Из письма М. Рихтер(ГДР): «Вчера в газете я прочитала статью о том, как вы спасли немецкую девочку. В то время, весной 1945 года, мне было всего один год. Меня глубоко потрясла эта статья. Ведь и со мной могло бы случиться то же, что случилось с той девочкой» (экран).

Ученик:

В огненной горячей круговерти.

В неумолкающем грохоте атак

Девочку немецкую от смерти

Спас в Берлине

Наш герой – земляк…

Там бойца, прошедшего сквозь пламя,

В ореоле славных ратных дел.

Скульптор вдохновенными руками

В бронзе навсегда запечатлел.

Много весен солнечных и ярких,

Отраженных в отблесках меча.

Он стоит в Берлине

В Трептов-парке

С девочкой, спасенной у плеча.

Он стоит на фоне ясной сини

Как предупрежденье всем врагам,

Величавым символом России,

Что метнула свастику к ногам.

Дни войны, клубившиеся тучей

Как травой, быльем не поросли

Сколько стран от свастики паучьей

Мы, как эту девочку, спасли!

Сорок пятый – радостная дата.

Это – солнце, вставшее в дыму

В образе советского солдата-

Монумент народу моему!

Пусть того солдата не тревожат,

Не играют бомбой, как мячом.

Меч опущен. Но подняться может,

Если снова к нам придут с мечом!

(М. Небогатов)

У.: Берлин чтит память нашего земляка. В 2001 году Николай Иванович скончался. А в Берлине была открыта мемориальная доска в день, когда ему исполнился бы 81 год. Открытая на том самом месте, на новом мосту через Ландвер – канал, где Масалов спас из-под обстрела немецкую девочку. На митинге при ее открытии выступали ветераны Красной Армии, руководители Берлинской администрации 1945 года, директор Музея «Берлин» - Карлхост Петер Ян, представители посольства России и Германии.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokmuzhestva.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ КО «СОШ при ИУ УИС»

Урок Мужества

«Солдат из Трептов – парка»

                                                                                 

                                                                               

                                                                                                           

                                                                                                           Составитель:

Варнавская Л.Л.,

учитель истории

Кемерово, 2020

            Урок Мужества

 «Солдат из Трептов – парка»

Цель: Познакомить учащихся с историей создания памятника Воину-освободителю, установленном в берлинском Трептов-парке; развивать чувство гордости и восхищения героизмом наших воинов; формировать активную гражданскую позицию.

Оборудование: ПК, проектор, экран, фото и видеоряд.

Ход

Ученик:

Сквозь пот и кровь, через огонь и воду,

Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,

Отстаивая право на свободу,

К победе шел, Россия, твой солдат.

У.: Победа! К этому дню шли долгими годами войны, от берегов Волги до Шпрее. Свершилось! Но какой ценой! Много сыновей Матери – Родины полегло. Ни услышали они салюта Победы. И поклялись живые не забывать погибших, рассказать об их подвиге потомкам. Правительство СССР поручило скульпторам увековечить память воинов-освободителей. Был объявлен конкурс. 52 проекта из многих стран легли на стол жюри. Советский проект был представлен скульптором Е.В. Вучетичем.

Ученик: Долгими, мучительными днями и ночами вынашивался замысел. Скульптору рисовался образ Воина-освободителя. Это он шел немереными верстами от Сталинграда до Берлина, неся освобождение не только своей земле. Это он победил во имя жизни на земле, во имя будущего. А будущее – наши дети. «Солдат и ребенок» - эти два слова имеют полное право стоять рядом так же, как слова «Мать и дитя». Сколько их, русоголовых и чернявых, прикрыл своей шинелью русский солдат, спас от голода, вынес из огня (фоторяд).

Ученик: Памятник Воине-освободителю установлен в берлинском Трептов-парке. На высоком постаменте стоит солдат. Русский солдат в плащ-палатке, небрежно накинутой на крутые плечи, в надежных кирзовых сапогах, в которых пройдены тысячи километров, гордо вскинув чубатую голову, с высоты пьедестала смотрит открыто, внимательно, далеко. Под ногами солдата обломки фашистской свастики. В правой руке его намертво зажат тяжелый меч, а на широкой ладони левой – теплым живым комочком уютно устроилась маленькая девочка, доверчиво и спокойно прильнувшая к груди солдата. Суровая нежность прошедшей войны. Скульптор Е.В. Вучетич воплотил в этом монументе подвиг русских воинов-освободителей (фото).

Ученик:

…Тот вечной памяти солдат,

Из бронзы с головы до пят.

И, верность подвигу храня,

Девчонку ту, что из огня

Он вынес много лет назад,

Баюкая, несет в детсад

Сквозь Трептов-парк…

И там, в саду

Укладывает спать

В ряду других ребят-

О том и речь,-

А рядом с ней кладет свой меч,

Тот самый, коим искромсал

Громаду свастики,

А сам

Тем часом – все по форме чтоб-

Пилотку уголком на лоб

Хотел подправить,

Да забыл,

Пилотку ту осколок сбил

Еще тогда, тогда, тогда…

У.: Солдата из Трептов-парка знает весь мир, но не всем известно, что у бронзового воина есть конкретный прототип. Это человек, который всю войну героически сражался против немецко-фашистских захватчиков. После войны, вглядываясь в изображение памятника на многочисленных фотографиях, он конечно не думал, что именно его подвиг вдохновил скульптора. Только в 1965 году Маршал Советского Союза В.И. Чуйков в своих воспоминаниях «Конец третьего рейха» назвал имя солдата, чей образ запечатлен в монументе: гвардии сержант, знаменщик 220-ого гвардейского полка Николай Иванович Масалов. Он прошел трудный боевой путь. После Сталинградской битвы полк, в котором служил Н.И. Масалов, получил гвардейское знамя. К Дону и Днепру солдаты шли уже испытанными ими чувством победы. Но до главной победы было еще далеко (док.кадры военных лет).

Ученик: Летом 1943 года Н.И. Масалов стал командиром отделения, а перед операцией «Висла-Одер» был назначен знаменщиком полка. Физически сильный, сметливый и расторопный, гвардии сержант Масалов пронес гвардейское знамя до Одера, шел с ним на штурм Зееловских высот. Он донес его до Берлина. Больше 2000 км прошел он с боями, и теперь до победы ему оставалось лишь 400 м земли, изрытой снарядами, да узкая полоска канала. Бойцы готовились к последнему удару по бешено сопротивлявшемуся врагу. Орудийные и минометные расчеты уже докладывали о готовности к бою.

Ученик: Вдруг в напряженной, словно бы предгрозовой тишине послышался детский голос, с отчаянием звавший:

- Мутти, мутти!

- Мать зовет, - сказал кто-то из солдат.

- Это под мостом, - услышал замполит хриплый голос Масалова.

- Ты уверен?

- Да, под мостом, - повторил Николай, - я примерно знаю, где это. Разрешите?

Секунду поколебавшись, майор приказал:

- Иди!

Ученик: Впереди была безлюдная площадь, которая простреливалась справа и слева, под трещинами асфальта могли быть мины. Масалов медленно пополз. Он пересек площадь, укрылся за выступом бетонированного барьера вдоль канала, замер. Собравшись с силами, Николай быстро перелез через барьер. Справа короткими прицельными очередями застрочил немецкий крупнокалиберный пулемет, второй, третий. Товарищам Масалова секунды казались часами. Затем пулеметы смолкли, не слышно было и ребенка. Неужели все напрасно?

Ученик: Пулеметчики прекратили стрельбу, потеряв Масалова из виду. Он успел скрыться под мостом, там откуда слышался плач. Николай увидел убитую молодую женщину, рядом с ней лежал узелок с одеждой. К убитой матери припала плачущая девочка лет трех, в белом платьице в горошек. Масалов взял ее на руки, она тут же смолкла.

        Десять минут солдаты ждали Масалова. Затем несколько из них, не сговариваясь, приготовились к броску – на помощь Николаю. И тут услышали его голос: - Я с ребенком! Прикройте огнем. Пулемет справа на балконе с колоннами. Как раз в этот момент командующий артиллерией генерал Пожарский дал команду:

 - Огонь!

        Началась артподготовка. Николай Масалов распрямился и, четко печатая шаг, как привык ходить со знаменем, прошел через площадь с девочкой на руках. Казалось весь фронт салютует подвигу русского солдата.

Ученик: А через несколько недель в полк приехал скульптор Е.В. Вучетич и сразу же разыскал Масалова. Сделав с него несколько набросков, распрощался, и вряд ли тот понял, зачем он понадобился скульптору. Нет не случайно искал Вучетич сибиряка-сержанта. Работая над проектом скульптурного ансамбля – памятника, он искал упорно и настойчиво решение: «…Я вспомнил о подвигах советских воинов, которые в дни штурма Берлина выносили из зоны огня немецких детей. Сильные, красивые богатыри земли русской!». Вызрело решение: солдат с ребенком на груди!

        Настал день, когда бронзовая фигура воина – исполина, принесшего мир людям, поднялась на возродившейся немецкой земле.

Ученик:

…Сюда пришел он в Трептов-парк,

Из тех обугленных равнин,

В одном лице – отец и сын,

В одном лице – жених и муж,

В одном родстве на весь Союз,

Оплакан всюду и любим,

Пришел и встал,

Неколебим,

На самый высший в мире пост,

Лицом и подвигом – до звезд!

Ученик: После войны Н.И. Масалов вернулся домой – в родной поселок Тяжинский Кемеровской области. Он, как и ранее, хотел быть трактористом, но не позволило здоровье. Пришлось взяться за другое дело – заведовать хозяйством в детском саду. Затем Николай Иванович перешел в Тяжинский районный отдел народного образования: отвечал там за транспорт. И всюду он очень скромный, трудолюбивый, принципиальный человек. Н.И. Масалов почти никогда не говорил о том, как воевал, и вдруг в журнале «Октябрь» появилась статья о подвиге Масалова, о том, что именно он послужил прообразом воина-освободителя в берлинском Трептов-парке. К Николаю Ивановичу приходили люди, поздравляли, расспрашивали. Иные упрекали: «Что же ты, мол, никогда об этом не рассказывал?».

- Так я сам узнал случайно, - оправдывался Николай Иванович, - однажды купил спички и на этикетке увидел памятник воину-освободителю в Берлине. На руках у солдата была девочка. Но я и подумать не мог, что скульптор запечатлел именно тот эпизод, когда я спас девочку.

Ученик: Поселок Тяжинский сразу обрел известность. К Н.И. Масалову приезжали из разных городов, его пригласили в Берлин. Когда пытались найти спасенную Николаем Ивановичем девочку, откликнулись 198 человек, которых спасли от пуль, голода, холода наши солдаты только в Берлине. Рассказывали о том, как советские солдаты кормили немецких детей, приносили хлеб в детские дома. Поэтому образ солдата-освободителя, запечатленный скульптором Вучетичем, - это памятник сотням и тысячам русских воинов с благородным сердцем.

Ученик: Чуть ли не каждый день приходили письма в дом Масаловых. И. Аргиров из Болгарии, не зная адреса, подписал конверт так: «СССР, Сибирь, Масалову Николаю Ивановичу». Письмо пришло в одно из сельских почтовых отделений. Неизвестный почтальон (подпись неразборчива), пересылая его в поселок Тяжинский, на конверте написал: «Известный всему миру человек Масалов Николай Иванович в Вознесенске не проживает, он живет в Тяжине. Барандатское отделение не знает улицы. Пошлите в Тяжин, там найдут. Ведь ему пишут со всего мира» (экран).

Ученик: Из письма С. Декверт (ГДР): «Я написала статью о Вас, о вашем подвиге. Она была опубликована во многих газетах ГДР. Мы хотим сказать Вам большое спасибо. Население нашей республики чтит память жертв гитлеризма, советских солдат, которые погибли за освобождение немецкого народа. Мы, молодые, не пережившие ужасных дней войны, никогда не забудем, что вынес советский народ, что вы сделали для нас» (экран).

Ученик: Из письма Г. Обрадовича (Ленинград): «В ту ночь я с батальоном снимал баррикады и пропускал танки по мосту, под которым, по-видимому, и была спасенная тобой немецкая девочка. В этот момент я исполнял обязанности командира саперного батальона. Во время нашего боевого пути от Сталинграда до Берлина мы, вероятно, не раз встречали друг друга. Я горжусь тем, что подвиг, отмеченный скульптором и ставший известным всему миру, совершил мой однополчанин. Крепко тебя обнимаю и горячо жму твою руку скромному, смелому и великодушному воину, достойному уважения гражданину» (экран).

Ученик: Из письма М. Рихтер(ГДР): «Вчера в газете я прочитала статью о том, как вы спасли немецкую девочку. В то время, весной 1945 года, мне было всего один год. Меня глубоко потрясла эта статья. Ведь и со мной могло бы случиться то же, что случилось с той девочкой» (экран).

Ученик:

В огненной горячей круговерти.

В неумолкающем грохоте атак

Девочку немецкую от смерти

Спас в Берлине

Наш герой – земляк…

Там бойца, прошедшего сквозь пламя,

В ореоле славных ратных дел.

Скульптор вдохновенными руками

В бронзе навсегда запечатлел.

Много весен солнечных и ярких,

Отраженных в отблесках меча.

Он стоит в Берлине

В Трептов-парке

С девочкой, спасенной у плеча.

Он стоит на фоне ясной сини

Как предупрежденье всем врагам,

Величавым символом России,

Что метнула свастику к ногам.

Дни войны, клубившиеся тучей

Как травой, быльем не поросли

Сколько стран от свастики паучьей

Мы, как эту девочку, спасли!

Сорок пятый – радостная дата.

Это – солнце, вставшее в дыму

В образе советского солдата-

Монумент народу моему!

Пусть того солдата не тревожат,

Не играют бомбой, как мячом.

Меч опущен. Но подняться может,

Если снова к нам придут с мечом!

(М. Небогатов)

У.: Берлин чтит память нашего земляка. В 2001 году Николай Иванович скончался. А в Берлине была открыта мемориальная доска в день, когда ему исполнился бы 81 год. Открытая на том самом месте, на новом мосту через Ландвер – канал, где Масалов спас из-под обстрела немецкую девочку. На митинге при ее открытии выступали ветераны Красной Армии, руководители Берлинской администрации 1945 года, директор Музея «Берлин» - Карлхост Петер Ян, представители посольства России и Германии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Героизм и мужество солдат в годы Великой Отечественной войны".

Технологическая карта урока в 9 классе "Героизм и мужество солдат в годы Великой Отечественной войны" на примере а Д.М.Карбышева...

Урок мужества "Солдат войны не выбирает"

Разработка классного часа о воинах Афганской и Чеченской войн....

"Ты помнишь, солдат", урок мужества

Разработка классного часа к Дню Победы...

Урок мужества "Вам, неизвестные солдаты, посвящается..."

Цели: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину и народ, который выстоял и победил в Великой Отечественной войне; развивать исследовательские навыки и творческие способности, создающие ...

Урок мужества "Слава солдатам России"

Цель: Воспитание гражданско-патриотического чувства.Задачи: 1) формирование представления учащихся о долге, мужестве, героизме как слагаемых внутренней красоты человека...

Урок Победы( Мемориал Трептов парк)

Урок немецкого языка в 8кл. Тема"Путешествие по Германии"...

Рефлексия . Урок Победы. (Мемориал Трептов парк)

Интерактивная презентация по материалу "Экскурсия по Берлину. Трептов парк"...