Презентация Внутренняя политика Екатерины II
презентация к уроку по истории (8 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока : ознакомление с внутренней политикой Екатерины II. Задачи: Образовательные: сформировать знания об экономической и социальной политике Екатерины II, политике в области государственного управления. Развивающие: развивать умения извлекать знания из различных источников информации, анализировать, делать выводы, формировать умения давать оценку деятельности исторической личности, аргументировать свой ответ. Воспитательные : воспитывать интерес к историческому прошлому .
Проблема . Соответствовала ли внутренняя политика Екатерины II политики «просвещенного абсолютизма»? Можно ли считать Екатерину II просвещенным монархом?
1. Личность Екатерины II
Джон Бёкингемо внешности Екатерины II Черты лица её далеко не так тонки, чтобы могли составить то, что считается истинною красотою, но прекрасный цвет лица, живые и умные глаза, приятно очерченный рот и роскошные каштановые волосы создают в общем такую наружность, к которой очень немного лет назад мужчина не мог бы отнестись равнодушно. Что отмечает Дж. Бёкингем , описывая внешность Екатерины II? ___________ Бёкингем ( Бёкингхэмшир ) Дж.Г . (1693—1765 )— граф; английский посол в России.
Доктор Дамсдельо Екатерине II … Росту она [Екатерина II] выше среднего, в ней много грации и величия, так что даже если бы можно было забыть о её высоком сане, то и тут бы её признали за одну из самых любезных особ её пола. К природным её прелестям прибавьте вежливость, ласковость и благодушие и всё это в высшей степени; при том столько рассудительности, что она проявляется на каждом шагу, так что ей нельзя не удивляться. Её величество говорит по-русски, по-немецки и на французском в совершенстве, читает также свободно по-итальянски, и хотя она не знает по-английски столько , чтобы говорить на этом языке, но понимает достаточно , что говорят. …Императрица примерным образом соблюдает обряды греческой церкви, за столом она чрезвычайно умеренна, употребляет в питье только один или два стакана воды с вином. Она встаёт очень рано и занимается неутомимо государственными делами… 1.Что во внешности и в манерах поведения Екатерины II привлекло внимание доктора Дамсделя ? 2. Какими языками и на каком уровне владела императрица? 3 . Подумайте, что означают слова «императрица примерным образом соблюдает обряды греческой церкви». 4. Что свидетельствует об умеренности Екатерины II в питье ? ___________________ Доктор Да́мсдель — английский врач, приглашённый Екатериной II для прививки оспы ей и наследнику престола.
Историк об отношении Екатерины II к работе <…> У Екатерины… распорядок носил черты размеренности , педантичности с обозначением часов, в течение которых она принимала вельмож, давала повеления, читала донесения , предавалась развлечениям, отвечала на письма, отходила ко сну, обедала и ужинала. Работу она считала нормальным состоянием своего бытия и была убеждена, что управлять такой огромной страной, как Россия, не работая , живя в праздности, невозможно. В её представлении , праздность— источник пороков. <…> 1. В чём выражалась педантичность Екатерины II ? 2. Как Екатерина II относилась к работе? 3. Почему императрица не любила праздность?
Екатерина II об отношении к людям Изучайте людей, старайтесь пользоваться ими, не вверяясь им без разбора, отыскивать истинное достоинство, хотя бы оно было на краю света; по большей части оно скромно и прячется где-нибудь в отдалении. Доблесть не лезет из толпы, не жадничает, не суетится и позволяет забывать о себе. Никогда не позволяйте льстецам осаждать вас: давайте почувствовать , что вы не любите ни похвал, ни низостей. Оказывайте доверие лишь тем, кто имеет мужество при случае поперечить и кто предпочитает ваше доброе имя вашей милости. <…> 1. К чему призывает Екатерина II? 2. Как императрица оценивает понятие «доблесть»? 3. Как Екатерина II советует относиться к льстецам? 4. Кому , по мнению императрицы, следует оказывать доверие?
Историк о знании и применении психологии Екатериной II Способность императрицы познать психологию и ловко ею пользоваться можно проиллюстрировать многочисленными примерами… <…> Общим в этих примерах является принцип , которым она руководствовалась: хвалить громко, во всеуслышание, а ругать тихо. У императрицы как-то спросили : «Разве ваше величество этими людьми довольны?»— «Не совсем ,— отвечала она ,— но я хвалю громко, а браню потихоньку». 1.Каков был общий психологический принцип, которому следовала Екатерина II ? 2. Нравится ли вам этот принцип? Почему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Историк о тактичности Екатерины II в обращении с подданными <…> Любопытную быль или молву опубликовала « Русская старина» об адмирале Чичагове , которого императрица пригласила рассказать об одержанных им победах над шведским флотом в 1789 и 1790 гг. Тот, не будучи светским человеком, во время рассказа сначала смущался, а потом вошёл в такой азарт, что стал кричать, размахивать руками , горячиться и употреблять нецензурные слова. Затем , опомнившись, стал на коленях просить прошения. « Ничего, Василий Яковлевич, продолжайте, я ваших морских терминов не разумею». Чичагов был щедро награждён … <…> 1. О ком в журнале «Русская старина» была опубликована любопытная история? 2. О чём императрица попросила рассказать адмирала Чичагова ? 3. Как вёл себя во время рассказа адмирал Чичагов ?
Екатерина II о своих целях Вот рассуждение или, вернее, заключение, которое я сделала, как только увидела, что твёрдо основалась в России , и которое я никогда не теряла из виду ни на минуту: 1. нравиться великому князю, 2. нравиться императрице, 3. нравиться народу. Я хотела бы выполнить все три пункта, и если это мне не удалось, то либо желанные предметы не были расположены к тому, чтоб это было, или же Провидению это не было угодно, ибо поистине я ничем не пренебрегала , чтоб этого достичь. <…> 1. Какие цели поставила перед собой Екатерина II ? Когда она это сделала ? 2 . Как вы думаете, почему эти цели были важны для Екатери-ны II ? 3 . Реализовала ли Екатерина II свои цели? Обоснуйте свой ответ .
Историк об изображении Екатерины II современниками В изображении современников императрица… предстает в виде умной, образованной, энергичной, мягкосердечной , милосердной и доброй государыни, проявлявшей незаурядный талант в управлении такой огромной империей, как Россия: она достойно представляла интересы страны в международных делах, умела общаться со своими сподвижниками , проявляла превосходные знания менталитета русского человека и ловко использовала в интересах дела достоинства и недостатки человеческой натуры. <…> 1. Какими свойствами характера и способностями наделяли Екатерину II современники? 2. Как вы считаете, были ли у императрицы отрицательные качества ? Обоснуйте свой ответ.
2. Просвещенный абсолютизм Историк о главной цели политики абсолютизма Главной целью политики абсолютизма было сохранение и укрепление существующего феодального строя, экономических и политических позиций господствующего класса, удержание в повиновении угнетённых классов, и в первую очередь крестьянства. Решению этих задач должно было способствовать законодательное оформление сословного строя, когда были значительно расширены и юридически закреплены права и привилегии дворянства… 1. В чём заключалась главная цель политики абсолютизма? 2. Что должно было способствовать решению задач, связанных с осуществлением главной цели политики абсолютизма?
Определение Просвещённый абсолютизм — политика достижения в государстве «общего блага», проводимая во второй половине XVIII века рядом европейских абсолютных монархов , принявших идеи философии XVIII века.
3. Реформы
Реформы Год Название реформы Суть и последствия( заполнить самостоятельно) 1763 Реформа Сената 1764 Секуляризация церковных владений 1764 Ликвидация гетманства и элементов автономии на Украине 1769 Финансовая реформа 1775 Губернская реформа: «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи»
Год Название реформы Суть и последствия (заполнить самостоятельно) 1775 Введение свободы предпринимательства 1782 Полицейская реформа: введение «Устава благочиния, или полицейского» 1785 Городская реформа: «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» 1785 Жалованная грамота дворянству: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» 1786 Образовательная реформа
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Реформы Год Название реформы Суть и последствия 1769 Финансовая реформа В 1769 г. в России впервые стали печатать бумажные деньги - ассигнации, но население с трудом соглашалось принимать бумажные деньги вместо «настоящих», а государство печатало так много ассигнаций, что их стоимость падала, и излишние деньги приходилось сжигать. Открытие Дворянского и Купеческого банков. 1775 Губернская реформа: «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» Страна делилась на 41 губернию, позднее их количество возросло до 50. Губернии, в свою очередь делились на уезды
Реформы Год Название реформы Суть и последствия 1775 Введение свободы предпринимательства Любой человек мог организовать любое промышленное предприятие. 1782 Полицейская реформа: введение «Устава благочиния, или полицейского» В городах создавались полицейские управления во главе городничем, которому подчинялись частные приставы и квартальные надзиратели. Они осуществляли контроль за торговлей, благоустройством, санитарией, поимки беглых, они должны были выполнять функции воспитания в духе православной нравственности на основании включенного в устав «Зерцала Управы благополучия»
Реформы Год Название реформы Суть и последствия 1785 Городская реформа: «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» Создался новый орган городского самоуправления – городская дума, возглавляемая городским главой. В ней избирали и могли быть избранными городские жители, разделенные на 6 разрядов в зависимости от имущественных и социальных различий. Мещане определились как особое сословие, и это звание было наследственным. Купечество первой и второй гильдии освобождалось от телесных наказаний, а также от подушной подати и рекрутской повинности
Реформы Год Название реформы Суть и последствия 1785 Жалованная грамота дворянству: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» Закрепляла за дворянами те права, обязанности и привилегии, которые уже были предоставлены в течение XVIII в., и предоставляли ряд новых(дворянство освобождалось от расквартирования войсковых частей и команд от телесных наказаний, дворянство получило право собственности на недра земли, право иметь свои сословные учреждения
Год Название реформы Суть и последствия 1786 Образовательная реформа Создание системы образовательных учреждений. Создана Комиссия об учреждении училищ, в составе которых работал специально приглашенный из Австрии известный педагог В.И.Янкович де Мириево . Комиссия разработала план создания двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В их программы были включены математика, история, география, физика, архитектура, русский и иностранный языки. Были изданы ряд пособий для учителей, инструкции, учебники. В результате всех этих мер в России впервые возникла единообразная система учебных заведений с общей методикой преподавания и организации учебного процесса, основанного на классно-урочном обучении. Народные училища были бессословными, но существовали они лишь в городах и это практически закрывало доступ к обучению в них крестьянских детей.
Вопрос ? Определите, какие реформы соответствовали идеям «Просвещенного абсолютизма», а какие нет?
Используемая литература Хрестоматия. История России конец XVII – XVIII век. Авторы- составители: Т.И. Грико, С.В. Тырин . М. Дрофа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внутренняя политика Екатерины II.
Данную презентацию можно использовать при изучении темы "Внутренняя политика Екатерины II" на уроке истории в 7 классе.Презентация сопровождается тектами, хронологическими данными, иллюстрацией....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/29/picture-305289-1380473083.jpg)
«Внутренняя политика Екатерины II после Пугачевщины. Екатерина II в Коломне» (История России, 7 класс)
Методическая разработка урока "Внутренняя политика Екатерины II после Пугачевщины. Екатерина II в Коломне". (История России, 7 класс)Знакомит учащихся с основными направлениями внутренней политики Ека...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/31/picture-577591-1422727569.jpg)
Презентация по теме "Внутренняя политика Екатерины II"
Презентация по теме "Внутренняя политика Екатерины II"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/31/picture-759150-1612083335.jpg)
Презентация по истории "Внутренняя политика Екатерины II"
Презентация к уроку по истории "Внутренняя политика Екатерины II"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/28/picture-1115963-1730092301.jpg)
Презентация и материалы по теме урока "Внутренняя политика Екатерины II".
Презентация к уроку "Внутренняя политика Екатерины II", таблица по дворцовым переворотам (повторение - начало занятия), биография Екатерины II до восшествия на престол....
Презентация "Внутренняя политика Екатерины II"
Данная разработка поможет учителю провести наглядный запоминающийся урок по истории России в 6классе на тему "Внутренняя политика Екатерины I". Материал будет также полезен учащимся для само...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/06/picture-1140575-1557155964.jpg)
Презентация "Внутренняя политика Екатерины II"
Презентация о Екатери́не II — императрице и Самодержавице Всероссийской....