статья ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
статья по истории (5 класс)

Салита Жанна Станиславовна

В данной статье Рассказано о жизни детей в суровые годы Блокады. В самый тяжелый период блокады (ноябрь - декабрь 1941 года) паек детей  составлял 125 грамм хлеба. В сентябре 1941 в ленинграде было около 400 000 детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_blokadnogo_leningrada.docx (23.21 КБ)23.21 КБ

Предварительный просмотр:

                               ГБОУ ЛИЦЕЙ № № 369         

                     Красносельский район

                         г. Санкт-Петербург

                                 Статья

       Дети блокадного Ленинграда

                                                                Подготовила воспитатель ГПД

                                           

                                                       Салита Жанна  Станиславовна

Дети блокадного Ленинграда

Люди!
Покуда сердца стучатся,—
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,—
пожалуйста, помните!

 

         872 дня…..Страшная цифра для жителей блокадного Ленинграда. 872 дня страданий, испытаний и надежды и для детей этого великого города.

Кто-то родом из детства... Я — из войны,

Из блокадного бедствия, из его глубины.

Влюблена была в небо, но небо меня

Обмануло нелепо. Среди белого дня

С неба падали бомбы, разрушали дома.

Поднялась из обломков, как — не знаю сама.

А друзья не успели. Мне жалко друзей.

Хорошо они пели в первой роте моей.

Были родом из детства все друзья у меня,

Не могу я согреться без них у огня.

Г. Беднова

            На 8 сентября 1941 года, когда сомкнулось кольцо блокады, в городе было 400 000 детей – младенцев, школьников, подростков. Несколько дней назад начался учебный год. Это были такие же дети, как и дети всего мира. Только повзрослеть им пришлось быстрее, чем остальным. Довольно быстро они разучились шалить. В замершем настороженном городе это была непозволительная роскошь. Постепенно сменили кукол и футбольные мячи на осколки снарядов. Теперь коллекционировали не марки и значки, а гильзы, кусочки снарядов. В их лексикон незаметно вошли слова:бомбежка, бомбоубежище, воздушная тревога, хлебные карточки, эвакуация… Потом разучились смеяться и даже…улыбаться. Взрослым это было не под силу – это стало непреложным законом и у детей: не улыбается мама, не могу улыбаться и я…

                Поэт Валерий Таиров посвятил свое стихотворение людям, кому обязан своей жизнью:

Не бомбите меня! НЕ БОМБИТЕ!

Говорят, что сегодня мой праздник?!

Повезло… Вот он я – жив, смотрите!

Я зовусь страшным словом – БЛОКАДНИК!

Вспоминают блокадные дети,

Зализавшие раны подранки.

Вот и я вспоминаю дни эти –

Берега лет военных Фонтанки!

..Как мне вспомнить всё это хотелось:

Всю блокадную, страшную повесть,

Где в одних просыпалась смелость,

А в других просыпалась совесть!

             Естественно, государство, не сумев эвакуировать и защитить этих детей, стремилось облегчить, по возможности, их жизнь. В условиях осажденного города необходимо было связать обучение с обороной города, научить детей преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградские школы с честью справились с этой трудной задачей. Многое изменилось, и занятия проходили в необычной обстановке.. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле, а ученики начальной школы занимались прямо в бомбоубежищах.

      Учиться в жестоких условиях первой блокадной зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе, а в самих  школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

                  Несмотря на холод, обессиленные дети старались ходить в школу. Помимо скудной пайки хлеба, там детям давали тарелку супа без вырезки талонов из карточки. И дети блокады, несмотря ни на что учились, получали оценки. Много, очень много читали – это хоть как-то могло отвлечь от мыслей о еде.

          Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие после самой  голодной зимы 1941- 1942 года , в цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки. Сколько будет длиться рабочий день – никто не считал. Продолжалась блокада – продолжалось и взросление детей… Они узнавали о жизни такие вещи, которые и знать были не должны…

             Но в этой беспросветной детской боли были и свои маленькие радости…

             Наступил Новый 1942 год. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. В те незабываемые январские дни дети получили потрясающий подарок: в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками (конфеты из льняного жмыха, пряник и два мандарина), и сытным обедом (суп-лапша, каша, хлеб и желе). Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу!

            Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре драмы имени Пушкина давали спектакль «Дворянское гнездо», в Большом драматическом – «Три мушкетера». В Малом оперном театре праздник открылся спектаклем «Овод».

              Так сложилось их детство…

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?..

Нам в сорок третьем

Выдали медали.

И только в сорок пятом -

Паспорта.

И в этом нет беды...

Но взрослым людям,

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно оттого,

Что мы не будем

Ни старше, ни взрослее,

Чем тогда"

Юрий Воронов

          И они, блокадные дети, не сидели сложа руки, не ждали, когда их освободят, а как могли, боролись за родной город. Не было таких событий в блокадном городе, в которых не участвовали юные ленинградцы

         Дети вместе со взрослыми тушили пожары, уничтожили десятки тысяч зажигательных бомб. Разбирали завалы разрушенных зданий, очищая дороги и трамвайные пути.

            С весны до поздней осени в 1942- 44 годах школьники работали на совхозных полях, чтобы обеспечить город овощами. Огороды тоже бомбили. Когда начинался налет, то по крику учителя снимали панамки и ложились лицом в землю. Было все: и жара, и дождь, и заморозки, и грязь. В два, в три раза перевыполняли норму ребята, собирали рекордные урожаи.

            Школьники приходили в госпиталь к раненым. Они убирали в палатах, кормили тяжелораненых. Пели им песни, читали стихи, писали письма под диктовку. Заготавливали для госпиталя дрова.

         С 1943 года в городе были организованы команды тимуровцы. Они навещали стариков, больных, разносили почту.

Я из детства ушел не как все,

А шагнул через пламя взрыва...

В молодом серебристом овсе

Мина мягкую землю взрыла.

Вновь засеяли землю весной,

От дождей оплыла воронка...

Трудно вырасти из ребенка,

Искалеченного войной.

Глеб Еремеев

       Со дня снятия блокады прошло 75 лет, 75 лет мира, спокойствия, счастья….

        В Зеленом поясе Славы  есть памятник всем блокадным детям...

  Далеко не все сказано  в этой статье, о мужестве юных ленинградцев – для этого понадобится не один месяц. Лучше всего это сделала Детская книга войны…

        За самоотверженность, за стойкость и смелость 15 000 ленинградских блокадных детей награждены орденами и медалями.

Дети блокады

Их теперь совсем немного –

Тех, кто пережил блокаду,

Кто у самого порога

Побывал к земному аду.

Были это дети просто,

Лишь мечтавшие о хлебе,

Дети маленького роста,

А душой почти на небе.

Каждый час грозил им смертью,

Каждый день был в сотню лет,

И за это лихолетье

Им положен Целый Свет.

Целый Свет всего, что можно,

И всего, чего нельзя.

Только будем осторожней –

Не расплещем память зря.

Память у людей конечна –

Так устроен человек,

Но ТАКОЕ надо вечно

Не забыть. Из века в век!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Урок внеклассного чтения Дети блокадного Ленинграда

Урок внеклассного чтения можно приурочить к Дню Победы или годовщине блокады Ленинграда. Рекомендуется проводить в среднем звене...

Сценарий классного часа "Дети блокадного Ленинграда"

Посвящено снятию блокады Ленинграда...

Дети блокадного Ленинграда

Материал для лектория, посвященного Блокадному городу....

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы...

Статья "Аэродромы блокадного Ленинграда"

Для Петербурга, Ленинграда война – это страшные блокадные годы. О том, как выживали в блокадные годы ленинградцы, как боролись с голодом, холодом, пожарами, написано немало. Но не стоит забывать...