Беседа "Детство, опаленное войной"
план-конспект урока по истории
Цели:
- способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
- побуждать детей к изучению истории страны, формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, к участию в военно-патриотических мероприятиях;
- воспитывать сознательную любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных детьми и подростками в годы Великой Отечественной войны;
- способствовать расширению кругозора учащихся; помочь совершенствовать монологическую речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_detstvo_opalennoe_voynoy.docx | 904.51 КБ |
Предварительный просмотр:
КОГБУСО «Мурыгинский детский дом-интернат «Родник»
Беседа
«Детство, опаленное войной»
Материал разработала:
воспитатель отделения ППП
Жданова О.А.
пгт. Мурыгино 2020 г.
«Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!»
Роберт Рождественский.
Цели:
- способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
- побуждать детей к изучению истории страны, формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, к участию в военно-патриотических мероприятиях;
- воспитывать сознательную любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных детьми и подростками в годы Великой Отечественной войны;
- способствовать расширению кругозора учащихся; помочь совершенствовать монологическую речь.
Оборудование: медиапроектор, песни о войне, презентация.
Педагог: Сегодня у нас с вами состоится необычная беседа, мы назовем ее беседой эмоционального сопереживания.
- Ребята, какое событие отмечается в нашей стране в мае?
- Когда началась и закончилась ВОВ?
- Сколько лет продолжалась война?
- С кем воевала наша страна?
Время стремительно идет вперед. Стала историей Великая Отечественная война. Скоро наша страна отметит 70-тилетие со Дня Победы в Великой отечественной войне. Прошли годы, но память человека вновь и вновь возвращается к тем далеким событиям. Почему же так происходит? Зачем мы все чаще обращаемся к произведениям, которые хранят память войны и Великой Победы. И сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы, обратившись к особым произведениям о войне, стихотворениям о подвигах детей в годы войны.
Вы познакомитесь со своими сверстниками и ребятами чуть постарше вас. Вы услышите их голоса из прошлого. Это дети войны.
Есть такая книга – «Последние свидетели». Другое ее название - «У войны недетское лицо». Ее автор – Светлана Алексиевич. Пролистав страницы этой книги, мы узнаем о тех ребятах, что попали в войну и должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова.
(Слайды)
Педагог: Это было лето как лето. Ослепительное солнце, ласточки, кружившие над крышами, наливавшаяся сочной спелостью трава. Город мучился от зноя или наслаждался дождем, прятался в туманах. Деревня цвела.
И вы, дети, занимались своими важными, не понятными взрослому уму делами: ловили жуков, плели венки, мечтали покататься на неведомом ушастом звере-слоне. Говорили, что он живет в зоопарке, кто-то его, счастливчик, даже видел.
Девчонки. Девчонки, вы и есть девчонки. Вам только платья да туфли. Да, туфли… Какие тогда были туфли. Белые, парусиновые. Вы чистили их зубным порошком. И вызывали завистливые взгляды туфельки на каблучке – небывалая роскошь.
А мальчишки… Кажется, только и надо было обыграть соперника в бабки, подраться, стащить с бахчи сочный арбуз. Вы играли в войну.
Вы были дети. И вдруг… (звук артиллерийского обстрела)
(Музыка – «тема нашествия» из «Седьмой симфонии» Д. Шостакович).
Как гром среди ясного неба, 22 июня 1941… В ваши умы и сердца ворвалось черное, холодное, жестокое слово – ВОЙНА! (Слайды)
Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Герой стихотворения поэта А. Иоффе говорит:
Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожектором яростной вспышки
К нам в детство врывалась она.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
Война застала ребенка в больших городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, на переднем крае войны и в глубоком тылу.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
А мы не стали памяти перечить (Р. Рождественский)
И, вспомнив дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, не детская беда.
Была зима и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
Педагог: Что героического в том, чтобы в 10, в 12 лет пройти через войну? Что могли понять или запомнить те дети? Многое! (Слайды)
(Дети читают по одному отрывки из книги Алексиевич «Последние свидетели»):
- Мама сняла с себя платок и завязала мне глаза... Так мы дошли до нашего дома, до того места, где несколько дней назад стоял наш дом. Дома не было. Нас встретила чудом спасшаяся наша кошка. Она прижалась ко мне, и все. Никто из нас не мог говорить... Кошка не мяукала, даже кошка несколько дней молчала. Мы все молчали.
- Мама отдала нам с братом последние две картошины, а сама только смотрела на нас. Мы знали, что картошины эти последние. Я хотел ей оставить... маленький кусочек... И не смог. Брат тоже не смог... Нам было стыдно. Ужасно стыдно.
- Запомнился эпизод, как немцы за курами гонялись. Словит, поднимет вверх и крутит до тех пор, пока в руке голова не останется. Хохочут. А мне казалось, что наши куры кричат... Как люди... Человеческими голосами... И коты, и собаки, когда их стреляли...
- Немцы ходили по хатам... Собирали матерей тех, у кого дети ушли в партизаны... И отрубили им головы посреди деревни... Нам приказали: "Смотрите". В одной хате никого не нашли, поймали и повесили их кота. Он висел на веревочке, как ребенок...
Педагог: Эти дети могут вам рассказать, что такое страх и голод, как они умирали от страха и голода. Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и им не надо было идти в школу. Как в десять лет, маленькие росточком, только встав на ящики, могли достать до станка, до инструмента, чтобы работать на заводах по 12 часов, заменяя ушедших на фронт мужчин.
(Слайды)
1. В ноябре сорок второго... Начальник госпиталя приказал выдать мне форму, правда, ее пришлось срочно перешивать. А сапоги на меня не могли найти целый месяц. Так я стал воспитанником госпиталя. Солдатом. Что делал? Одни бинты могли свести с ума. Их всегда не хватало. Приходилось стирать, сушить, скручивать. Попробуйте скрутить тысячу штук в день! А я наловчился еще быстрее взрослых. Ну, и страшно... Я с трудом к крови привык. Боялся обожженных. С черными лицами...
2. Завод выпускал мины, снаряды, авиабомбы. Подростков допускали на шлифовку... Отлитые из металла заготовки шлифовались вручную... Способ простой - из шланга, под высоким давлением направлялась струя песка, раскаленного до ста пятидесяти градусов, отскакивая от металла, песок обжигал легкие, бил в лицо, в глаза. Глаза засыпанные песком. Трешь, а все без толку. От этого ли, от монотонного ли гудения динамо-машины, просто ли от усталости, только иногда по страшному хотелось спать. Особенно в ночные часы. Спать! Спать!
Однажды я проснулся раньше, чем начали побудку. Вижу: дядя Яша смотрит на нас... Тянет минуты... И слезы рукавом вытирает...
Педагог: Сколько лет было этим работникам? (зачитывает докладную):
«… плохо работала, так как принесла с собой куклу и играла на крыше с куклой. Когда я сделал ей замечание, то она после обеда принесла и Куклину кровать. Прошу принять меры».
Это писал 15 летний бригадир. Сколько же лет работнице?
- Вам было по 10-12 лет, но это была и ваша война.
(Ребенок читает стихотворение «Стихи о почтальонке» Т. Черновская)
Ей пятнадцати нет. Девчонка.
Невысока и очень худа.
Письмоносица, почтальонка,
По прозванию Нюрка-беда.
В зной и в слякоть, в метель со стужей
С сумкой кожаной наперевес
Разнести Нюрке почту нужно
По пяти деревенькам окрест.
Дома двое младших братишек,
Мать болеет почти уж год.
Слава Богу, отец с фронта пишет –
Ждут и верят, что он придет.
Он придет, и все будет как прежде,
Как в далеком-далеком вчера.
Не лиши только, Боже, надежды…
И опять на работу пора.
Ребятишкам – картошка в печке,
Ей с утра – с сумкой наперевес.
А что впроголодь… Бегать легче
По пяти деревенькам окрест.
В деревнях – старики да дети,
Бабы – в поле, то сеют, то жнут.
Почтальонку вдали приметят
И с сердечной тревогой ждут.
Треугольник – живой! Удача!
Коли серый казенный конверт –
Замолчат, закричат, заплачут…
И померкнет в глазах белый свет…
Защемит у девчонки сердчишко
От людского горя и бед…
Тяжела эта сумка слишком,
Если там от беды привет.
Вести черные – похоронки,
Горя горького череда.
Письмоносице, почтальонке
Без вины дали имя – Беда.
Малолетка еще, девчонка –
Только в косах полно седины.
Письмоносица, почтальонка,
Разносящая вести с войны.
Педагог: Маленькие герои большой войны. Это вы мужественно встали на защиту своей страны. Вы сражались рядом со старшими - отцами, братьями, матерями и сестрами. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич. (Слайды)
Вы помогали, чем могли, и… сбегали на фронт, партизанили. И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.
Слайды. Дети по одному читают с экрана, сопровождая появляющиеся портреты пионеров-героев.
Слайды. Знакомство с произведениями, рассказывающими о жизни детей, подростков во время войны.
(Ребенок читает стихотворение «Две строчки» Александра Твардовского)
Из записной потертой книжки
Две строчки о бойце – парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.
Лежало как – то неумело
По – детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далеко шапка отлетела.
Казалось, мальчик не лежал,
А все еще бегом бежал,
Да лед за полу придержал…
Среди большой войны жестокой,
С чего – ума не приложу, -
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.
Педагог: Сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей Родины. И среди них те, кому было столько лет, сколько сегодня вам.
И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.
Под музыку выходит девочка. (Слайды)
Я, Таня Савичева, тоже была вашей ровесницей. Я не была разведчицей, я не работала на заводе. Я была простой ленинградской девочкой. В 1941 году началась блокада Ленинграда. Нас окружили со всех сторон. Я желаю вам никогда не узнать, что это такое (слайды) 900 дней мы жили в голоде, холоде и страхе. Из еды был только хлеб. Черный, сырой, наполовину с отрубями, даже с опилками и кусочками газеты. Можно было даже слова прочитать. Но и его не хватало. В сутки тем, кто работает, давали 250 грамм. Остальным – 125 грам. (показывает кусочек)
(Педагог читает отрывок из стихотворения «Хлеб на столе»)
Помню, с каким мы стараньем пекли
Те, из остатной муки, караваи:
Печки – не рано ль – с оглядкой скрывали,
Чтобы они подгореть не могли;
Пол заметали сырым помелом.
Ни угольков, ни золы чтобы лишних…
И – загляденье – хлебушки вышли!
Ну, а, назавтра за общим столом
И собрались они, наши худышки,
Не выбирая получше места,
Девочки, мальчики рядышком сели:
Острые плечики, тонкие шеи,
И потому велики ворота.
Руки на стол положили и ждут,
Вертят зрачками в белках синеватых.
- Ешьте, - сказала им Анна, - ребята!
Досыта ешьте, еще принесут.
Приподнялись, изготовясь к броску.
Молча седьмую слюну проглотили
И, оглянувшись на Анну, схватили
С жадностью в обе руки по куску.
Заторопились: из правой руки,
Не прожевавши, из левой кусают…
Взгляды же в сторону нашу бросают,
Хлеб, уминая за обе щеки.
Вдруг со скамейки клопышка одна,
Встав, - со столешницей вровень росточек, -
К нам подбежала и хлеба
Кусочек сунула матери: «Мамочка, на!»
Та ее на руки – и обнимать,
И целовать, умываясь слезами:
- Вспомнила…
Вспомнила, видишь, о маме! –
И задохнулась от радости мать.
А за клопышкою вслед, гомоня,
Тоже вскочили – и к нам наши дети.
Матери,
Мы не забудем до смерти
Праздника этого, этого дня!
Девочка: Очень хотелось есть. Очень. Мои родные умирали. Я вела дневник:
« Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра. 1941 год». Женя – это сестра Тани.
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год»
«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год». Лёка – это брат Тани.
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год»
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год»
«Мама, 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года»
«Умерли все». «Осталась одна Таня».
Потом я попала в детский дом, но… умерла. Меня убила война. (Слайд.)
Педагог: Девочка умерла от голода... Не все ли равно, отчего умирать — от голода или от пули. Может быть, от голода еще больнее...
А фашисты зверствовали, в памятке фашистского солдата были такие слова: «…У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик».
И они не жалели, не щадили… Детей угоняли в рабство, в Германию и оккупированные страны, детей отрывали от родителей, были даже детские концлагеря. Те, кто не погиб на войне, от бомбежек или голода, погибали в лагерях. Детей подвергали пыткам, издевательствам, из них выкачивали кровь для раненых немецких солдат и офицеров. (Слайды)
1. Несмотря на зимнюю стужу, привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал ещё 12-ти-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по 5–6 суток.
(Ребенок читает стихотворение «Дети в Освенциме» Наум Коржавин)
Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины...
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы.
Но их всё били.
Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин "идеи" были,
Мужчины мучили детей.
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает, мне постыла,
Как только вспомню: это – было!
Мужчины мучили детей!
2. Страшный час для детей и матерей в лагере наступает тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывают малюток от несчастных матерей…
Эти кадры не требуют слов. (Слайды.)
И возвращение из этих лагерей на родину было несладким.
(Педагог читает стихотворение «Венский вокзал в сорок пятом» Леонид Серый)
Я помню "Западный" вокзал. Так, не вокзал - одно названье.
Сраженья гул ушел на запад и постепенно вовсе смолк.
На рельсах сидя отдыхал прошедший укомплектование,
А проще - заново рождённый, наш боевой стрелковый полк.
О том, что завтра будет, мы не говорили суеверно.
В дыму и копоти над Веной апрельский вечер догорал
И очень юный лейтенант, учитель музыки наверно,
Красиво на аккордеоне нам вальсы Штрауса играл.
И на платформу вполз состав, идущий на восток куда-то,
Шел медленно и осторожно, как бы стараясь не греметь,
В вагонах, в тех, что возят скот, стояли дети в полосатом
Так ужасающе худые, что жутко было посмотреть.
Состав вздохнул и тихо встал, поскрипывая тормозами.
В другое время я бы думал, что это зрения изъян -
Скелетики в товарняках с пустыми темными глазами.
Одни глаза. Сейчас такими рисуют инопланетян.
Скупой военный разговор, на полуслове прерывая,
Мы замолчали. Всех вернее здесь подходило слово "шок".
И наступила тишина на самом деле гробовая…
Я как лунатик сел на рельсы и стал развязывать мешок.
И вся стрелковая братва от онемения очнулась,
Волна шинелей колыхнулась, для наших нет беды чужой,
Солдаты, гравием хрустя, к вагонам шли и вверх тянулись,
Протягивая этим детям всё, что имели за душой.
Тушёнка, сахар, сухари, всё из потаек извлекалось,
Трофейный шоколад, галеты, компот, трофейная халва,
И мужики, в бою – зверьё, всё повидавшие, пытались,
Сквозь неудержанные слёзы, найти поласковей слова.
Сопровождавшие детей медсёстры-девушки примчали,
Они метались вдоль состава, весь полк, пытаясь вразумить,
Отталкивая нас назад, они рыдали и кричали –
Солдатики, остановитесь! Нельзя! Нельзя детей кормить!
Пришедшие на тот перрон две местных тётки с узелками
Упали разом на колени там, где стояли в пыль и грязь,
И, наклонившись до земли, и, заслонив лицо руками,
Раскачиваясь, жутко выли, то ли казнясь, то ли молясь.
Гнетущий хор людской беды звучал нелепо и нестройно,
Народ не мог остановиться в порыве чувства своего.
И только дети в полутьме стояли тихо и спокойно
И их глаза на бледных лицах не выражали ничего.
До нас дошло - кормить нельзя! Мы всё сложили аккуратно
На полках первого вагона, где был устроен лазарет.
В последний раз я в те глаза взглянул, и стало мне понятно...
В тот миг отчётливо и ясно я осознал – Что бога нет!!..
Война не ждёт, мы шли вперёд, наш мир нуждается в защите.
Недалеко в моей колонне шел пожилой седой солдат
И всё шептал: - Простите, деточки… Ох, деточки простите…
Как будто он и правда в чём-то был перед ними виноват.
Ребенок: Я хочу, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
Только б хор наш ребячий звенел.
Чтоб навек все сердцами сроднились.
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война.
Педагог: Да, это заветная мечта любого здравомыслящего человека, любого ребенка – чтобы на земле был мир, чтобы не гибли ни взрослые, ни дети. Во время Второй мировой войны всего в мире погибло 13 миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских ребят, сколько белорусских, польских или французских? Погибали дети – граждане Мира.
Люди, отвоевавшие для нас Великую Победу, не могли даже представить себе, что вначале 21 веке, в нашей стране мы будем терять детские жизни более 30тыс. детей погибли в Чеченском конфликте, 69 детей погибли при теракте на спектакле «Норд-Ост», (слайд) 186 детей погибли при захвате школы в Беслане. (слайд)
А Государственный переворот на Украине. (слайд) Так много крови, насилия, страданий и смерти территория Украины не знала с момента её освобождения от фашистов в ходе Великой Отечественной войны.
Журналист, находясь в Луганске, размышляет о том, что чувствует ребенок, живущий в зоне огня. На них невозможно смотреть без слез. Фашистская хунта обстреливает их круглосуточно. Что они переживают, о чем размышляют, находясь в зоне огня?
Таня Махиня, 5 лет, Мариуполь: — У нас страшнее, чем в фильмах ужасов. Похороны каждый день… Киевская хунта обстреливает жилые дома, больницы, детсады, дома ребенка, интернаты…
Ксюша Яковлева, 6 лет, Луганск: — Больше всего я боюсь, чтобы не убили маму и папу. А то я не смогу спасти младшего братика, которому 6 месяцев. Пусть лучше убьют меня…
Саша Горобэць, 5 лет, Луганская область: — Я знаю, как пахнет война. Она пахнет подвалом, где мы ночуем с мамой…
Саша Беспалов, 3 года, Донецкая область: — Я очень хочу кушать. Всегда…
Еще один журналист описывает такой случай, свидетелем которого он стал в Крыму: «В санаторий на берегу моря привезли детей-беженцев. Привезли неудачно: как раз в то время, когда они выходили из автобусов, вертолеты облетали там какой-то объект. Летят близко и низко, я сам слышал это – реально довольно напрягает. Но это меня. Ну а детей, понятно, потом долго вытаскивали из всех щелей». Другую схожую историю поведала жительница Донецкой области, как на протяжении нескольких недель забирала внучку из школы. Ближе всего к окну маршрутки ставится портфельчик, затем садится бабушка, и только потом – ребенок. Чтобы в случае чего пули или осколки не смогли достать до ребенка. Эти бытовые ужасы никогда не покажут в кино. Здесь нет зрелищной картинки. Ну что интересного в детях, испугавшихся вертолетов, или маленькой девочке, которую взрослые прячут в самую глубину салона, чтобы в случае необходимости прикрыть своими телами? Однако мне кажется, что именно такие вещи отделяют настоящую войну от придуманной. Кто-то рассказал мне еще одну историю о детях на этой войне. Она о мальчишках постарше, лет четырнадцати. Отправленные родителями в Крым ребята сбежали из лагеря, их задержали на вокзале: парни собирались ехать домой и воевать с карателями на своей земле. Пожалуй, именно третья история наиболее показательна.
Скажите, люди, кому все это нужно?
Что есть у нас дороже наших детей?
Что есть у любого народа дороже?
У любой матери?
У любого отца?
- Неугасима память поколений и память тех, кого так свято чтим, давайте, люди, встанем на мгновенье и в скорби постоим и помолчим.
(Минута молчания, звучит метроном.)
Педагог: На земле самый лучший народ – дети. Как уберечь его в тревожное время? Как сохранить его душу и жизнь? А вместе с ним – и наше прошлое, и наше будущее? Чтобы детство никогда больше не называлось войной.
Мы все должны помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети. Так будем помнить, и чтить память погибших…(Слайды)
Материал
о
детях-героях
Марат
Казей
...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму.
За связь с партизанами была схвачена мама Марата, и вскоре мальчик узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой он ушел к партизанам. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали операцию и разгромили фашистов в городе Дзержинске... Марат участвовал в боях и проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Зина
Портнова
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне, куда она приехала на каникулы, - это в Витебской области. Там была создана подпольная организация и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище её выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Леня Голиков
Рос в деревне Лукино, у реки, которая впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу с взрослыми. Он погиб он зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг. Пионеру-партизану Лене Голикову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Валя
Котик
Он учился в школе, был вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в родной город ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу с взрослыми, освобождая родную землю. Валя Котик был награжден орденом и медалью.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.
Боря
Кулешин
Военный корабль Черноморского флота, лидер эскадренных миноносцев «Ташкент», принимал участие в боевых операциях при обороне города-героя Севастополя в Великую Отечественную войну.
На этом корабле нес службу двенадцатилетний юнга Боря Кулешин.
Весна 1942 года. На севастопольском причале у трапа боевого корабля «Ташкент» - мальчишка. Он хочет вместе со всеми бить врага, гнать его с родной земли. Боре Кулешину всего 12 лет, но он хорошо знает, что такое война: это родной город в руинах и пожарищах, это гибель на фронте отца, это разлука с мамой, угнанной в Германию. Мальчик уговаривает командира взять его на корабль.
Море, бомбы, взрывы. Самолеты бомбят. На борту корабля Боря подает зенитчикам тяжелые обоймы со снарядами – одну за другой, не зная усталости, не ведая страха, а в промежутках между сражениями помогает раненым, ухаживает за ними. Более 2 – х героических лет провел Боря на
море, на военном корабле, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины.
Володя
Дубинин
Володя был неугомонным, деятельным, всегда стремившимся осуществить в жизни то, что наполняло мечтами его горячую голову. Детство Володя провел в Керчи.
Когда грянула Отечественная война, Володе было всего 14 лет. Вместе с взрослыми он ушел в Старокарантинские каменоломни. Володя был связным и разведчиком в этой подземной крепости, около двух месяцев отчаянно сопротивлявшейся гитлеровским захватчикам. Оккупанты вели борьбу с отрядом каменоломен и замуровывали выходы из неё. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам, не замеченным врагами.
За полтора месяца командир группы юных разведчиков пионер Владимир Никифорович Дубинин ходил на поверхность семь раз. Он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах у немецких часовых. В один из походов он узнал, что немцы собираются затопить каменоломни, и успел предупредить командование отряда. Благодаря вовремя возведенным перекрытиям отряд остался цел, и планы немцев были сорваны.
Со своими товарищами Володя Дубинин часто ходил в разведку. Юные разведчики приносили в отряд ценные сведения о расположении вражеских частей, о количестве гитлеровских войск. Опираясь на эти данные, партизаны планировали свои боевые операции. Именно разведка помогла отряду в декабре 1941 г. дать достойный отпор карателям. Во время боя в штольнях Володя Дубинин подносил партизанам боеприпасы, а потом и сам встал на место тяжелораненого бойца. 2 января юный герой погиб, подорвавшись на мине. Володя Дубинин похоронен в партизанской могиле, неподалёку от каменоломен.
Володя
Щербацевич
Володя жил в Минске. Когда пришли фашисты, они выхаживали раненых бойцов и переправляли к партизанам. Несколько раз Володя был ранен. Ему помогали его друзья. Однажды, по поддельным документам, они вывезли целый грузовик с военнопленными к партизанам.
Освобождение военнопленных было для всех главной задачей. В сентябре внезапно начались облавы, а в домах минчах скрывалось еще много раненых, бежавших из плена…
Их выдал свой, он был предателем. Арестовали Володю полицаи.
…Допросы, пытки. Болит все тело, знобит, нет сил, подняться с холодного каменного пола. Но он ничего не рассказал фашистам.
26 октября 1941 года гитлеровцы казнили Володю и его маму. К месту казни оккупанты согнали жителей, чтобы устрашить их, а из толпы неслось гневное: «Не простим!».
Володя
Казначеев
1941 год... Весной он закончил пятый класс. Осенью вступил в партизанский отряд. Когда вместе с сестрой Аней он пришел к партизанам, в отряде говорили: "Ну и пополнение!" А когда узнали, что их мать пекла хлеб для партизан, шутить перестали (Елена Кондратьевна была убита фашистами). В отряде была "партизанская школа". Там обучались будущие минеры, подрывники. Володя на "отлично" усвоил эту науку и вместе со старшими товарищами пустил под откос восемь эшелонов. Он был связным, нередко доставлял ценные сведения. За голову партизана Казначеева фашисты назначили награду, даже не подозревая, что отважный их противник - совсем еще мальчик. Он сражался рядом с взрослыми до того самого дня, пока родной край не был освобожден от фашистской нечисти, и по праву разделил с взрослыми славу героя - освободителя родной земли. Володя Казначеев награжден орденом Ленина, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.
Аркадий
Каманин
Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия был лётчик, Герой Советского Союза. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти.
Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром и пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!
Лара
Михеенко
За операцию по разведке и взрыву железнодорожного моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела... Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она на каникулы в деревню Печенёво Псковской области, а вернуться не сумела – деревню заняли фашисты. Мечтала пионерка вырваться из гитлеровского рабства, пробраться к своим. И однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни. В штабе 6-й Калининской бригады командир майор П. В. Рындин вначале оказался принять "таких маленьких": “Ну, какие из них партизаны! Но что же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане!” Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Участвовала она и в боевых операциях... Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: "Посмертно".
Валя
Зенкина
Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости. А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец – иной возможности спасти их жизнь не было, – маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы. И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне с взрослыми. За отвагу и мужество награждена орденом Красной Звезды.
Надя
Богданова
В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде, ей не было ещё и десяти лет. Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. А она выжила!.. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой... Второй раз её схватили, когда ей вместе с подрывниками партизанами был дан приказ уничтожить железнодорожный мост. Когда девочка заминировала его и начала возвращаться в отряд, ее остановили полицаи, Надя стала прикидываться нищенкой, тогда они обыскали ее и нашли в Надином рюкзачке кусок взрывчатки. Когда стали спрашивать ее что это, раздался сильнейший взрыв и мост прямо на глазах у полицаев взлетел на воздух. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе вернул Наде зрение. Спустя 15 лет услышала она по радио, как её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...
Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с
нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова,
награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени,
медалями.
Таня Савичева
Имя ещё одной ленинградской девочки – Тани Савичевой стало бессмертным. Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчицей у партизан. Она просто жила в родном городе в очень трудное время. Танин дневник был обнаружен в пустой, полностью вымершей квартире. Он хранится в музее Пискаревского кладбища, до сих пор волнует людей и известен всему миру. Девять страничек из ее дневника, с трудом выведенных обессиленной рукой, стали документом потрясающей силы. Когда началась война, Таня училась в третьем классе 35-й школы. На одной из дверей школы теперь висит табличка: “В этом классе училась Таня Савичева”. Здесь и создан музей девочки блокадного Ленинграда. На стене большой портрет Тани. Он в центре внимания каждого, кто приходит сюда. Горит вечный огонь. Рядом с цветком на камне запечатлены строки дневника Тани. Здесь, в музее, они воспроизведены крупно, листок за листком и каждый, кто заходит сюда с волнением читает из дневника строчки. И три последние строчки заключают ее дневник: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”. Когда умерла мама, Таня достала заветную тетрадь, сделала в ней последнюю запись. Затем она взяла самую дорогую вещь, картонную коробку с маминой подвенечной фатой, положила в нее несколько фотографий, писем, свой дневник и вышла из дома. Тонкая былиночка, которую шатал ветер, суровое окаменелое лицо, огромные сухие глаза. Умирающую Таню удалось вывести из блокадного Ленинграда, но спасти девочку уже было нельзя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия " Строки, опаленные войной"
Литературно-музыкальная композиция...
Судьбы, опаленные войной.
Каждый год в нашем музее в преддверии Дня Победы мы встречаемся с ветеранами Великой Отечественной войны и каждый год узнаем, что их становится все меньше и меньше. После каждой встречи понимаеш...
Урок мужества "Песни, опаленные войной"
Это занятие подготовлено ко Дню Победы. Беседа с учащимися о том, как помогали песни в годы Великой Отечественной войны....
Презентация "Опаленные войной ".посвященное памяти участников Великой отечественной войны.
Вахта памяти "Помню,горжусь" из семейного архива ....
Внеклассное мероприятие "Опаленные войной" посвященное участником войны родственников.
Расскажи о своем герое Великой Отечественной войны.чтобы знали и помнили.....
Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""
Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...
Внеклассное занятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Детство, опаленное войной»
Внеклассное мероприятие, цель которого - привлечь внимание к фактам участия детей в борьбе с фашистами в годы ВОВ,...