Урок истории "СССР накануне войны"
план-конспект урока по истории (11 класс)
Познакомить учащихся с международным положением накануне войны, охарактеризовать основные цели внешнеполитической деятельности Советского Союза в период с1939-1941 г.г., показать всю глубину опасности, нависшей над нашей Родиной, в связи с вероломным нападением фашистской Германии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_istorii_otechestva_v_11_klasse.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА В 11 КЛАССЕ
Учитель истории и обществознания Пронина Татьяна Ивановна
Тема: Советский Союз накануне войны.
«Передайте об этом детям вашим;
а дети ваши пусть скажут своим
детям, а их дети – следующему
роду...» Книга пророка Иоиля
Цели урока.
Обучающая: познакомить учащихся с международным положением СССР в предвоенные годы, охарактеризовать основные цели и направления внешнеполитической деятельности Советского Союза в 1939 – 1941 гг., показать всю глубину опасности, нависшей над нашей Родиной, в связи с вероломным нападением фашистской Германии.
Развивающая: совершенствовать навыки работы с историческими документами, картой, видеофильмом, обобщать и систематизировать материалы, доказывать собственные и опровергать ошибочные мнения оппонентов, ставить и разрешать проблемы.
Воспитательная: формировать отношения в классе, взаимную ответственность и потребность в сотрудничестве, патриотические качества.
Оборудование: Загладин Н.В.«История Отечества XX – XXI век», учебная карта «Советский Союз 1930 – 1940 годы», видеофильмы «Идеология фашизма», «Советско – финская война», «План Барбаросса», портреты исторических деятелей – Гитлер, Сталин, Риббентроп, Молотов, Жуков, Тимошенко, Ворошилов, Тухачевский, Альфред Розенберг (идеолог фашизма). Оформлена выставка научно-публицистической, документальной и художественной литературы о Великой Отечественной войне.
Раздаточный материал: подборка документов о подписании советско – германского пакта о ненападении 1939г. (из книги «Документы внешней политики СССР» Москва 1971г.), таблица для заполнения по советско – финской войне, исторический календарь, таблица «Территории, включенные в состав СССР в 1939 – 1940 гг.», таблички – «Германия», «СССР», оценочный лист
Этапы урока:
- Мотивационная беседа. Формулировка целей урока.
- Международная обстановка в мире.
- Международное положение СССР в начале второй мировой войны
- Советско – финская война.
- СССР и Прибалтика.
- Советско – германские отношения в 1940 – 1941 годы.
- Завершающий контроль.
- Рефлексия.
Ход урока:
Учитель. На предыдущих уроках мы с вами проследили, как менялось положение СССР на международной арене в 30 – е годы ХХ века.
На сегодняшнем уроке мы должны оценить глубину опасности, нависшей над нашей Родиной, в связи с вероломным нападением фашистской Германии, ознакомиться с мероприятиями советского государства по подготовке страны к войне. Исторический календарь поможет проследить хронологию происходящих событий того периода. На прошлом уроке мы с вами провели линии сравнения трех групп государств накануне войны: участников Тройственного пакта – Германия, Италия, Япония; Великобритания, Франция, США. Результаты были внесены в таблицу.
Вопросы классу:
- Какие государства являлись виновниками развязывания 2–й Мировой войны?
- Какие цели преследовали эти государства? (слова учащихся подтверждаются видеокадрами «Об идеологии фашизма», Приложение 1)
- Что вы думаете о предотвращении 2-й Мировой войны?
Учитель. Давайте познакомимся с мнениями современных историков по этому вопросу. Эти высказывания еще раз подтвердят правильность ваших ответов на поставленные выше вопросы.
(Учащиеся делают короткие сообщения)
1-й ученик: Вызов, брошенный человечеству фашизмом, составлял реальную основу для широкого объединения самых различных сил, готовых противостоять надвигавшейся катастрофе….
…Но все же решающего сдвига не произошло. Руководящие деятели Англии с самого начала блокировали выработку совместной системы безопасности. Германия явно форсировала осуществление своей программы мирового господства, а возможности образования антифашистского фронта становились все более иллюзорными. (Чубарьян А.О. «В период второй мировой войны»).
2-й ученик: С позиций сегодняшнего дня, когда нам стало известно многое из того чего тогда даже не знали руководящие государственные деятели, можно с уверенностью сказать, что наиболее оптимальным в тех условиях было бы принятие советских предложений о коллективной безопасности, подписание англо – франко – советского договора о взаимной помощи и соответствующей военной конвенции. Это привело бы к созданию единой Антигитлеровской коалиции, предотвратило бы агрессию и, возможно, второю мировую войну… Именно к объединению всех миролюбивых сил и стремился Советский Союз в предвоенные годы. Не он несет главную ответственность за то, что такая возможность не была реализована. Эгоистические, корыстные, классовые интересы оказались выше интересов общечеловеческих… обе империалистические группировки относились к СССР враждебно. Каждая из них хотела получить выгоду за счет Советского Союза (Якушевский А.С. «Советско – германский договор о ненападении: взгляд через годы».)
3-й ученик. Мир един, и неразрывна взаимозависимость государств, какими бы могущественными и влиятельными они себя не считали. Мир был взаимозависим уже тогда, в 39 году, и именно поэтому попытки наших будущих союзников по Антигитлеровской коалиции строить свою безопасность на эгоистических началах «умиротворения» агрессора за счет безопасности других стран, и тем более при этом играть с огнем, окончились мировым пожаром. (Ковалев Ф.Н., Ржешевский О.А. «Уроки истории: так начиналась вторая мировая война»). Война была подготовлена историческим ходом событий.
Учитель: На основании вышесказанного делаем вывод, что Гитлер умышленно идет на подписание договора с СССР о ненападении.
Вопрос классу: Как вы думаете, каковы причины подписания этого договора и секретного протокола к нему? Что послужило поводом?
Учитель: Переговоры, которые проходили в июле – августе 1939 году в Москве, выявили жестокие, бескомпромиссные позиции сторон, почти не скрывавших острого недоверия друг к другу. Сталин располагал сведениями об одновременных тайных переговорах Лондона и Парижа с Берлином, а в западно – европейских столицах знали о негласных контактах советских и германских дипломатов самого высокого ранга. Примерно 25 -26 мая 1939 года Гитлер и министр иностранных дел Германии И. Риббентроп составили документ для отправки в Москву, где сообщили, что Берлин хочет установить более терпимые отношения между Германией и Советским Союзом. При этом учитывалось и то, что к кону 39 года истекало торговое советско – германское экономическое соглашение и становился вопрос о его продлении. Однако ни в Лондоне, ни в Париже об этом не знали.
(Стол переговоров: СССР – Германия. Перед обучающимися имитация стола переговоров между двумя государствами. От каждого - выходит представитель и усаживается за стол. Таблички с надписью «Германия» и «СССР» указывают на его принадлежность той или иной стране).
(Германия. Из заявления Гитлера верховному комиссару Лиги наций в Данциге 11 августа 1939 года. «Передайте Чемберлену: все, что я предпринимаю, направленно против России. Если запад так глуп и слеп, что не может это понять, я буду вынужден договориться с русскими. Затем я ударю по западу и после его поражения объединенными силами выступлю против Советского Союза». Но Гитлер все более утверждался в мысли, что начать войну в Европе он сможет только при условии, если добьется нейтралитета со стороны СССР,
Документ 1.14 августа 1939 г. Устное послание министра иностранных дел Германии Риббентропа наркому иностранных дел В.М. Молотову. «Я готов нанести визит в Москву, чтобы от имени фюрера изложить взгляды господину Сталину. На мой взгляд, только посредством такого прямого обсуждения можно добиться перемен… и тем самым заложить основу для окончательного урегулирования германо – русских отношений».
Документ 2.16 августа 1939 года. Гитлер – Молотову: «Германия готова заключить пакт о ненападении с Советским Союзом сроком на 25 лет. Кроме того, Германия готова гарантировать вместе с Советским Союзом суверенитет прибалтийских государств. Германия также готова оказать влияние на Японию в целях улучшения и нормализации русско – японских отношений».
Документ 3. 20 августа 1939г. Гитлер – Сталину: «Я искренне приветствую подписание нового германо – советского торгового соглашения как первый шаг к перестройке германо-советских отношений… Содержание дополнительного протокола, которого хочет Советский Союз, может быть уточнено возможно в кратчайший срок, если ответственный германский деятель сможет лично прибыть в Москву для переговоров. Поэтому я еще раз предлагаю принять моего министра самое позднее в среду, 23 августа. Более длительное пребывание министра…
Чем один день или самое большое два дня невозможно ввиду международного положения».
СССР. Документ 4. от 31 августа 1939г. Сталин _Гитлеру: «Я благодарю вас за письмо. Я надеюсь, что советско – германский договор о ненападении приведет к решительному повороту, к лучшему в политических отношениях между нашими странами. …Советское правительство поручило мне сообщить вам, что оно согласно, чтобы господин фон Риббентроп прибыл в Москву 23 августа».
23 августа Риббентроп вылетел в Москву. Советско – германсий договор о ненападении и секретный протокол к нему были подписаны. Приложение 2.
(Из секретного протокола: «В случае территориально – политического переустройства областей, входящих в состав прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. Граница сфер интересов Германии и СССР в Польше будет приблизительно проходить по линии рек Наревы и Вислы, а также подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этой области. Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете».
Дети отвечают на поставленный выше вопрос.
Учитель. Советское правительство предпринимает следующие действия на западных границах и насильственным образом подчиняет себе следующие государства. Перед тем, как вы услышите сообщения, вы должны подумать над вопросами, указанными ниже и ответы внести в таблицы.
Самостоятельная работа.
Класс делится на две группы, каждая из которых работает с таблицей, освещая вопросы:
- Каковы последствия этих действий для СССР? (Таблица № 1)
Последствия | |
Каковы последствия этих действий для СССР? | 1._________________ 2.__________________ 3.___________________ |
2. Каковы последствия этих действий для Германии? (Таблица № 2)
Последствия | |
Каковы последствия этих действий для Германии? | 1._________________ 2.__________________ 3.___________________ |
1– й ученик: На рассвете 1 сентября 1939 года пять германских армий из Восточной Пруссии, Померании и Силезии в соответствии с планом Вайс внезапно обрушились на Польшу. Несмотря на упорное сопротивление польской армии, германские войска, используя превосходство в силах, сумели быстро добиться успеха в операции. Франция, Великобритания и страны британского содружества, объявив войну Германии, не оказали реальной помощи истекавшей кровью Польше. От разгрома ее не смогли спасти ни стойкость польских воинов под Млавой и у Модлина, ни 20-дневная оборона Варшавы. 17 сентября польскую границу пересекла Красная Армия. Почти не встречая сопротивления, советские войска Украинского и Белорусского фронтов к исходу сентября вышли на демаркационную линию, которая была заранее определена советским и германским командованием в соответствии с секретными протоколами советско-германского пакта о ненападении от 23 августа 1939 года. 28 сентября в Москве представители СССР и Германии подписали договор «о дружбе и границе».
2–й ученик: В октябре в Западной Белоруссии и Западной Украине, территории которых контролировались Красной Армией, были проведены «выборы» в Народные собрания. Эти органы власти незамедлительно провозгласили советскую власть и обратились к Верховному Совету СССР с просьбой принять Западную Украину и Западную Белоруссию в состав Советского Союза.
3– й ученик: Советский Союз предпринял попытку советизации Прибалтики как путем дипломатических, так и военных мер. Нажим на Эстонию вынудил ее 28 сентября подписать пакт о взаимопомощи СССР. 5 октября подобный пакт была вынуждена подписать Латвия, а 10 октября – Литва. В результате Советский Союз получил право размещения в республиках Прибалтики своих войск и создания на их территориях военно-морских и военно-воздушных баз. А 17 июня 1940 года три республики правительства вошли в состав СССР. Тогда же по требованию советского правительства Румыния в пользу СССР отказалась от Бессарабии и Северной Буковины, где образовалась Молдавская ССР. Раздел сфер влияния в Европе. Отодвижение границ, новые ресурсы, простор для обороны, исчезновение буферных государств.
Учитель. Таким образом, Гитлер, обезопасив свой тыл на востоке, 9 октября 1939 года подписал директиву о подготовке к нападению на Францию. А через 10 дней утвердил план стратегического развертывания германской армии для проведения наступательных операций на западе (план Гельб). Сталин, в свою очередь, усилил нажим на Финляндию, с целью обеспечения «сферы безопасности» на северо-западе, стремясь реализовать договоренность о возможных территориальных и политических изменениях в Финляндии, изложенные в секретном протоколе к договору от 23 августа 1939г.
(В процессе демонстрации кадров видеофильма «Советско–финская война 1939 – 1940 гг.», Приложение 3. учащиеся заполняют таблицу, затем отвечают на вопросы)
1. Какие последствия имела советско-финская вона для развития ситуации в Европе и для советско-германских отношений?
2. Какие уроки извлечены из этой войны?
3. Был ли СССР готов к войне?
Советско – финская война 1939 – 1940 гг.
Повод для начала Военных действий | Отказ Финляндии предоставить СССР в аренду(или обменять) часть своих территорий, отодвинуть границу от Ленинграда |
Направления Главного удара | Линия Маннергейма на Карельском перешейке. Выборг. Район севернее Ладожского озера |
Причины неудач Советских войск | Недооценка боеготовности финских войск. Отсутствие взаимодействия родов войск. Низкая эффективность артиллерии и танков. |
Реакция мирового Сообщества на войну | Исключение СССР из Лиги Наций |
Итоги войны | Подписание между СССР и Финляндией московского договора (март1940г). Территориальные требования СССР были удовлетворены. Серьезные потери в Красной Армии. |
Учитель. После разгрома Франции германское высшее политическое и военное руководство ускорило работы по подготовке к войне против СССР. 31 июля 1940 года Гитлер поставил задачу начать операцию в мае 1941 года и закончить ее в течении 5 месяцев. 27 сентября 1940 года в Берлине Германия, Италия и Япония подписали тройственный пакт, к которому впоследствии присоединились Венгрия, Румыния, Словакия, Болгария и Хорватия. С целью скрыть военные приготовления, Риббентроп 13 октября 1940 года предложил Сталину принять участие в разделе сфер интересов в мировом масштабе. Совещание по этому вопросу состоялось в Берлине с участием Молотова, но из–за выдвижения обеими сторонами взаимонеприемлемых условий оно успеха не имело. К осени 1940 года раздел «сфер влияния» между СССР и Германией был окончательно завершен. Был реализован целый ряд экономических соглашений. В течение 17 месяцев после подписания пакта о ненападении Германия получила от СССР: (слайд)
865 тыс. тонн нефти
140 тыс. тонн марганцевой руды
14 тыс. тонн меди
3 тыс. тонн меди
101 тыс. тон хлопка
Более 1 млн. тон лесоматериалов
11 тыс. тонн льна
Фосфаты, платину
1 млн. тонн зерна
А Германия поставила в СССР промышленное оборудование, оказала помощь в строительстве военных кораблей и подлодок.
Вопрос классу: определите уровень экономического взаимодействия этих стран?
18 декабря 1940 года Гитлер подписал директиву № 21 под условным наименованием «вариант Барбаросса» на развертывание военных действий против Советского Союза. Директива предусматривала его разгром в ходе одной кратковременной кампании еще до того как будет закончена война против Англии. Конечной целью операции являлось создание «защитного барьера против азиатской России по общей линии Волга – Архангельск».
(видеокадры о сосредоточении немецких войск на границе. Приложение 4)
Принимая решение о походе на восток, Гитлер полагал, что его армия не встретит серьезного сопротивления. Он учитывал международную изоляцию СССР после пакта 1939 года, советско-финской войны и советизации Прибалтики. Его убедили в антисоветских настроениях крестьянства и неизбежности взрыва межнациональной розни в СССР после первых же поражений Красной Армии. Он был уверен: «дело Тухачевского» и массовые репрессии в высшем комсоставе подорвали ее боеспособность. Считая Советский Союз колосом на глиняных ногах, Гитлер не сомневался в его скором поражении. Поэтому он решил использовать, как ему казалось, уникальную историческую возможность раз и навсегда покончить с Россией именно в 1941 году. (Демонстрация видеокадров о плане Барбаросса. Приложение 5)
Обобщающая беседа. Подводя итоги нашего урока, давайте попробуем ответить на следующие вопросы и сделать определенные выводы:
- Какие цели преследовал Гитлер, готовясь развязать войну против СССР?
- Какую судьбу уготовили фашисты советскому народу?
- Как повлияли договоры СССР с Германией, война с Финляндией, присоединение Прибалтики на международный престиж и положение СССР?
Вывод: План Барбаросса должен был закончиться установлением фашистского «нового порядка», который предполагал фактическую ликвидацию суверенитета или государственности завоеванных стран, их экономическое ограбление и использование всех ресурсов в интересах Германии, расовую дискриминацию и геноцид, террор и репрессии против прогрессивных сил.
Рефлексия. (Сбор оценочных листов, таблиц)
Итог урока. (Предварительно оценить работу учащихся на уроке)
Домашнее задание: п.52,вопросы, даты
Список использованной литературы:
1.Волков “За кулисами второй мировой войны.-- М.: Мысль, 1985. -- 304с.
2. Великая Отечественная война: Вопросы и ответы Бобылев П.Н., Липицкий С.В., Монин М.Е., Панкратов Н.Р. -- М.: Политиздат, 1984. -- 430 с.
3. Великая Отечественна война 1941-1945: энциклопедия. -- Гл. ред. М.М. Козлов. -- М.: Сов. Энциклопедия, 1985. -- 832 с.
4. Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. ХХ век. 11 кл.: Пособие для общеобразовательных школ. -- М.: Дрофа, 1997. -- 640 с.
5. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1988, в 2-х томах.
6. Ковалев Ф.Н., Ржешевский О.А. «Уроки истории: так начиналась вторая мировая война»). М.,1987, 415с.
7. Холокост. Передайте об этом детям нашим…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории России в 11 классе (профильный уровень) на тему « СССР накануне войны»
Цели урока:раскрыть причины нарастания международной напряженности;- выделить основные задачи и направления внешней политики СССР в предвоенные годы;- развивать познавательные умения: самостоятельно п...
Приложение к уроку "СССР накануне Великой Отечественной войны"
Документы к уроку для работы в группах...
Великая Отечественная война 1941-1945. Накануне войны.
Презентаци к уроку истории России (9,11 кл)...
Великая Отечественная война 1941-1945. Накануне войны.
Презентаци к уроку истории России (9,11 кл)...
Изучение Второй Мировой войны посредством видеоматериалов. СССР накануне войны
В настоящее время современная школа располагает богатым арсеналом информационно-коммуникативных технологий, начало чему было положено еще в девяностые годы двадцатого столетия. С тех пор это направлен...
дополнительный материал к уроку " СССР накануне Великой Отечественной войны"
Данный материал носит информационный характер. Его можно использовать на уроках по следующим темам " СССР накануне Великой Отечественной войны", " Причины неудач красной армии в начале Великой Отечест...
Конспект урока "СССР накануне Великой Отечественной войны"
Материал представляет собой конспект урока для 11 класса. На уроке обучающиеся получают возможность познакомиться с внешней и внутренней политикой СССР накануне Великой Отечественной войны, дать оценк...