техкарта урока истории "Финикия"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Урок развивает проектно-исследовательские компетенции учеников, направлен на достижения личностных результатов. В карте предлагается ряд интересных приемов повышения мотивации и решения познавательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolenchenko._tehkarta_finikiya.docx | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Финикия»
Учитель: Коленченко Е.М.
Класс:5 аб
Дата:14.12.2018
Предмет: история
Место и роль урока в изучаемой теме: Раздел II «Древний Восток», Глава 3 «Древняя Азия» урок 4 (15); освоение знаний по истории человеческих цивилизаций, характерных особенностей исторического пути других народов мира, понимание культурного многообразия мира.
Автор учебника и УМК: Андриевская Т.П..
Тип урока: комбинированный
Цель урока: дополнить знания о первых государствах Древнего Востока, изучить одно из первых морских государств – Финикию и его роль в мировой цивилизации
Задачи урока:
- образовательные: выяснить особенности месторасположения и природные условия страны; подвести учащихся к пониманию влияния природно-климатических условий на жизнь государства, к определению главных занятий жителей страны и достижений финикийцев.
- развивающие: развивать умения сравнивать разные цивилизации и соотносить их вклад в историю человечества, устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей, развивать умение работать с текстом и иллюстрациями учебника, историческими документами и картой;обобщать данные, сопоставлять факты.
- воспитательные: показать вклад финикийцев в мировую культуру; продолжить формирование ценностных ориентаций самих учащихся путем знакомства с ценностями древних финикийцев.
Основное содержание, понятия и термины:
Местоположение и природные условия Финикии. Города: Тир, Библ, Сидон. Финикийцы – лучшие мореплаватели Древнего мира. Международная торговля финикийцев, образование колоний. Изобретения и открытия финикийских ремесленников: получение пурпурной краски, изготовление стекла. Изобретение алфавита. Благовония, пурпурная краска, колония, алфавит.
Межпредметные связи: обществознание, география
Основные ресурсы: презентация, карточки для групповой работы с учебным материалом и документами, учебник, рабочая тетрадь, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», проектор, мультимедийная установка, компьютер. Дополнительные:
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: природно-климатические условия Финикии и влияние их на жизнь и устройство государства; главные занятия жителей страны, достижения и открытия народа этой страны.
Уметь: работать с текстом и иллюстрациями учебника, историческими документами и картой. Уметь пользоваться историческими терминами и понятиями. Давать ответы на поставленные вопросы
Личностные :
Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; формирование целостного мировоззрения, осознание социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
- Коммуникативные: вступать в речевое общение; уметь полно и точно выражать свои мысли, выделять главное, владеть монологической речью.
- Метапредметные: понимать и выполнять учебную задачу под руководством учителя, контролировать свои действия, оценивать их, применять определенные правила (план) учебной деятельности, работать с разнообразными источниками информации, осмысливать полученную информацию, выделять главное; сотрудничать с учителем и одноклассниками.
- Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
- Технология: деятельностная, практикум
- Методы: диалогический (повторение, закрепление и проверка знаний), объяснительно-иллюстративный ( с иллюстрациями учебника и презентации), частично-поисковый (текст учебника, иллюстрации,источники)
Этап урока | Цель | Задания для учащихся | Методы и приёмы работы | УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Оргмомент. Мотивация | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к учебной деятельности | Саморегуляция | Регулятивные: Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. | Настраивает обучающихся на урок: наш урок будет плодотворным, если мы будем выполнять правила: на уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным, говори все четко, внятно, чтобы все было понятно, если хочешь отвечать, надо руку поднимать, если друг стал отвечать, не спеши перебивать. Начинается урок. Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем. | Проверяют готовность к уроку. Настрой на плодотворную работу, на сотрудничество с учителем | ||
Актуализация знаний | Мотивацияподготовка мышления учащихся к восприятию новых знаний | 1.Вопросы: 1.Что такое ООН? 2.Сколько государств существует в современном мире? 3.Когда и где возникли первые государства? Назовите их. 4.Соотнесите изученные государства с картой. 5.Как называется этот источник? Что такое держава? Какая страна древности была сильной державой? Какова ее судьба? 2. Игра «Археологическая экспедиция»: -заполнение таблицы, объяснение выбора, понятий, взаимная проверка. | Фронтальная беседа Работа с картой Работа с источником Работа с презентацией Заполнение таблицы | Познавательные: Структурирование знаний по пройденным темам, отработка терминов и понятий, узнавание страны на карте Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, письменной. Умение работать в парах. Регулятивные: организуют свою деятельность | 1.Организует фронтальную беседу 2. Показывает на карте изученные государства 3.Организует работу с источником: «Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна, Могучая воля – великая слава, Твое достоянье на все времена» 4.Используя презентацию. организует заполнение сравнительной таблицы «Основные достижения древних государств» ( по предыдущим темам) беседу, взаимную проверку обобщает знания об изученных странах. активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и для постановки проблемной задачи, которую надо решить: Мы изучили 3 крупных государства – это Древний Египет, Междуречье., Ассирию. Вы заметили, что мы не заполнили еще одну колонку – это страна, о которой мы сегодня узнаем на уроке. Только название ее записано как-то странно и это не случайно. Попробуйте угадать ее название. | 1.Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы. 2.Называют страны на карте 3.Отвечают на вопросы по источнику 4.Заполняют таблицу, называют основные достижения стран, объясняют понятия. делают выводы. Работают в паре по взаимной проверке | |
Изучение нового материала | Организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявление затруднения, в недостаточность их знаний, | Фронтальная беседа 1..По какому плану мы будем изучать страну? 2.Откуда мы получим информацию? Давайте посмотрим параграф учебника: какие разделы выделили авторы? 3. Какую информацию мы можем узнать из эпиграфа. Что мы можем предположить? Работа с картой: 1.На берегу какого моря находится Ф.? 2.Назовите крупнейшие города? 3.Чем отличается природа Ф. от других изученных стран? 4.Что общего в климате? 5.От чего зависят занятия людей? Каковы главные занятия Ф.? Работа с таблицей: соотнести природные условия и занятия 6.Работа с иллюстрацией, картой и текстом учебника – гипотеза по иллюстрации 7. Зачем на корабле нужен сосуд с водой, если вокруг море? 8.Знакомство с понятием «колония» 9. решение познавательных задач | Проблемная ситуация. Объяснительно-иллюстративный метод. Работа с текстом. Диалоговое взаимодействие. | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации,восприятие текстов художественного стиля, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Выявление проблемы. Коммуникативные Сотрудничество с учителем. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Коммуникативные: Осуществляемые: слушают, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении Формируемые: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи | 1.Предлагает определить тему урока, его цель: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в прошлое, в страну, которой уже нет на карте. на ее месте расположено государство Ливан Прочитайте эпиграф к уроку: «Древняя Финикия – страна морей. Её жители черпают богатства морей, из песка добывают сокровища!» Какую информацию мы можем почерпнуть из данного эпиграфа? (Местоположение (у моря), пустыня –песок), строили корабли, плавали, торговали. Что мы можем предположить? Прекрасные мореходы Ставит задачу: Про жителей этой земли ходят разные слухи. Кто-то говорит, что более страшных разбойников и пиратов не видела ни одна земля, кто-то утверждает, что эта страна удивительных людей – отважных мореходов и умелых торговцев. И сегодня мы попробуем разобраться. Кто прав, кем являются эти люди, какую роль они сыграли в истории человечества. В конце урока мы узнаем .:За что мы скажем спасибо финикийцам и внесем их достижения в таблицу. Дает задание :найти доказательства, что финикийцы – прекрасные мореходы - и Организует работу в группах с картой, текстом учебника и иллюстрациями: открыть учебник стр.80, каким цветом обозначена Ф., на берегу какого моря находится, назовите крупнейшие города Ф.? чем отличается природа Ф. от др. стран?(нет рек, берег моря). Что общего в климате(теплый)Что мы узнаем о занятиях финикийцев по карте?(мореплавание, торговля) Организует заполнение таблицы в и подводит итог. Теперь мы знаем, что финикийцы много путешествовали и основывали города-колонии. А что это такое? воспользуйтесь учебником на стр.80. Финикийцы не продвигались вглубь чужой для них страны и не стремились ее завоевать. Они лишь возводили города на берегу бухт, удобных для их кораблей, укрепляли свои поселения и начинали торговать с туземцами. Самой крупной финикийской колонией был город Карфаген в Северной Африке. Во время своих плаваний в Испанию финикийцы регулярно заходили сюда, укрываясь от непогоды. Название "Карфаген" переводится как "новый город". Предлагает решение познавательных задач: Послушайте легенды и скажите, о каких изобретениях идет речь? Когда-то в давние времена один торговый корабль попал в бурю и вынужден был пристать к берегу. Берег оказался пустынным: даже поставить котел для еды не на что – морякам пришлось снять с корабля куски каменной соды, которую они везли на продажу. От сильного огня сода расплавилась, потекла на песок, на морские ракушки. Вскоре моряки заметили около себя твердую полупрозрачную лужицу. Так изобрели (стекло). Однажды бог мореплавателей Мелькарт проходил по берегу моря с богиней. Огромный пес разгрыз раковину, его рот стал пурпурно-красным. И Мелькарт окунул тончайшее платье богини в этот «сок моря». Так была открыта. (пурпурная краска). Финикийцы были миролюбивые и совсем не воевали. А где же они брали рабов? Пиратство. Рассказ учителя. Финикийским купцам для успешной торговли нужно было вести записи, в которых они отмечали количество проданных и купленных товаров, цены, расходы и доходы. Купцы познакомились с египетскими иероглифами и клинописью. Но эти системы письма показались им сложными - почему? Финикийцы стали думать над созданием более простого письма, и около 3 тысяч лет тому назад они создали древнейший алфавит. В финикийской азбуке всего 22 знака-буквы. Они имели простую для написания форму. Запомнить 22 буквы было нетрудно, начертание их было простым: каждая буква изображала какой-то предмет и тот звук, с которого начинается слово, обозначающее этот предмет. Еще одна особенность финикийского алфавита - отсутствие в нем гласных букв. финикийский алфавит заимствовали и усовершенствовали греки. Они стали впервые обозначать н и гласные звуки. Сами названия греческих букв тоже были взяты у финикийцев: финикийская буква "алеф" - это греческая "альфа" (а), финикийская "бет" - греческая "бета" (б). На основе финикийского и греческого алфавитов создана наша славянская азбука и многие алфавиты мираДавайте поработаем с финикийским алфавитом . Определите, что здесь написано: КРФГН (Карфаген). Это слово отгадать было довольно просто. | 1.Называют алгоритм изучения страны, 2.Называют основные источники информации. Взаимодействуя с учителем,формулируют тему и цель 3.Анализируют эпиграф, объясняют полученную информацию, 4.Работают с картой, извлекают необходимую информацию. 5. Заполняют таблицу «Природа и занятия финикийцев». 6. Работают в группах с учебником.1 группа с картой на стр.80, 2группа с текстом и иллюстрацией учебника стр.79. 3группа стр. 80 Делают сообщения по заданиям. Раскрывают смысл понятия «колония» 6.слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы 7. решают познавательные задачи. Отвечают на вопросы | |
Закрепление И контроль | Применение новых знаний и усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 1.Фронтальная беседа(первичное закрепление) 2.Решение заданий презентации (вторичное закрепление) | Проблемный метод, частично-поисковый. Пропущенное слово. Работа с текстом и историческими документами. Сопоставить определения к термину. | Познавательные: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: Управление своей деятельностью; и самостоятельность, коррекция и оцениваниесвоих знаний Коммуникативные:речевая письменная деятельность; | Много путешествуя, финикийские купцы торговали со всеми странами Средиземноморья. Давайте представим, что мы с вами попали на восточный базар. Чем же торговали финикийские купцы? пурпурная ткань, прозрачное стекло, кедр, стеклянные бусы, оливковое масло, виноград. Наше путешествие в Древнюю Финикию подошло к концу. Несмотря на то, что этой страны уже давно нет на карте, память о ней жива до сих пор. Так за что мы скажем спасибо финикийцам? Мореплавание, колонии, пурпурная краска, стекло. Алфавит Теперь мы закончим таблицу . Организует выполнение заданий . Подводит итоги урока, оценивает работу класса и индивидуально | Делают выводы по изученной теме Оценивают, что понравилось , что удивило, что хочется еще узнать по теме урока Самооценка работы на уроке | |
Рефлексия и дом. задание. | П.15. задания раб. Тетради п.15, документ на стр. 82 творческие задания – мини-проекты (по выбору) 1. Финикия –родина….». 2.Письмо другу на финикийском языке. 3.«Письмо из прошлого (от имени купца, мореплавателя, ловца ракушек, стеклодува) 4 Это интересно знать.(интересное в интернете) | ||||||
Динамическая пауза 1 мин Два варианта | 1)Слово учителя: Сейчас мы с вами немного отдохнем и проведем небольшую зарядку. Я буду говорить фразу, если она верная вы встаете на носочки и тянетесь, если я говорю неверную фразу, вы делаете наклон вперед. Финикийцы занимались земледелием. (Наклоны) Финикийцы были хорошими мореплавателями. (Тянуться) В Финикии было много полноводных рек. (Наклоны) Поселения финикийцев на берегах Средиземного моря называются колониями. (Тянутся) Финикия находилась на севере Африки (Наклоны) 2)Динамическая пауза. Каждый ряд будет символизировать одну из изученных вами стран: Египет, Междуречье, Финикию. Я буду задавать вопросы и загадки, а вы встаете, если сказанное относится к « вашей» стране. | ||||||
Дополнительная информация | |||||||
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС | Урок способствует развитию у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Кроме того, обучающиеся овладеют ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, что позволит применять их для решения новых задач. |
Приложение 1
- Финикийские города
-Обозначены ли на карте крупные реки, такие как Нил, Тигр или Евфрат?
-Покажите на карте крупные города Финикии. Почему там не нужна была сильная деспотическая власть и единое государство?
2. Заполните схему, вставив, пропущенные слова:
3. Назовите основные занятия финикийцев.
II. Торговцы.
3. Сделайте вывод об изобретениях финикийцев.
III. Финикийские колонии
Задание. Сделайте вывод о причинах основания колоний.
1V. Финикийский алфавит
1. Заполните пустые колонки в таблице
Египет | Двуречье | Финикия |
Иероглифы | Клинопись | Буквенное письмо |
2. Вставьте пропущенные слова: «Древний алфавит был создан в__________________. Он состоял из ___ букв. В алфавите были только _____________ звуки».
3. «Более трёх тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Тире, Библе и Сидоне школьники, едва начав учиться – проходило каких-нибудь несколько недель, - могли записать и прочитать несложный текст».
Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в разных странах древности?
Доп. Материал ( если есть время на уроке)
- Кораблестроение и мореплавание.
Древние финикийцы были выдающимися мореходами своего времени. Они строили разные типы кораблей - военные и торговые.
Военные корабли назывались галерами. В носовой части (спереди) у них располагался таран, обитый медью. Галеры были длинными и узкими.
- Почему военные корабли имели именно такую форму? (Более быстроходные и маневренные).
Их скорость зависела от числа гребцов. Чаще всего гребцами были рабы, прикованные цепями к скамейкам. Финикийцы использовали униремы - одноэтажные суда, где сидела одна команда гребцов; биремы - двухэтажные корабли с двумя командами гребцов; триремы - трехъярусные суда, где 2 команды гребли, а третья отдыхала; квинквиремы - галеры с пятью командами гребцов.
- Почему на финикийских кораблях гребцов было гораздо больше, чем воинов (кроме постоянной команды брали еще запасную)? (Боевым кораблям часто требовалась максимальная скорость в течение длительного времени, а этого можно достичь только в том случае, если заменять уставших людей отдохнувшими).
- Почему галеры имели невысокие борта? (Это позволяло грести значительно быстрее).
- С какой целью воины на галере развешивали вдоль бортов свои щиты? (Таким способом финикийцы закрывали бойницы корабля от врагов).
Торговые суда были широкими (их называли "пузатыми") с полукруглыми бортами.
- Почему финикийские суда были широкими? (Чтобы на корабль поместилось больше товара).
На таких судах было мало гребцов, и шли эти корабли неспешно и только в дневное время. К носу корабля крепился большой сосуд из обожженной глины для хранения питьевой воды.
- Зачем на корабле нужен сосуд с водой, если вокруг море? Финикийцы путешествовали по нескольку недель и даже месяцев.
- Подумайте, могли ли они обойтись одним сосудом воды? Где можно было пополнить эти запасы? На протяжении всего пути мореплаватели должны были заходить в мелководные бухты для того, чтобы запастись свежей питьевой водой и продовольствием.
Для этого на берегах Средиземного моря финикийцы образовывали свои города-колонии - поселения людей, переселившихся из другой страны.
- Как выбиралось место для поселения?
Финикийцы не продвигались вглубь чужой для них страны и не стремились ее завоевать. Они лишь возводили города на берегу бухт, удобных для их кораблей, укрепляли свои поселения и начинали торговать с туземцами. Самой крупной финикийской колонией был город Карфаген в Северной Африке.
Во время своих плаваний в Испанию финикийцы регулярно заходили сюда, укрываясь от непогоды.
Название "Карфаген" переводится как "новый город". Там был построен искусственный порт, где корабли могли укрыться от непогоды. Порт состоял из двух частей, соединенных между собой узким каналом. В одной его части, имевшей форму круга, располагались боевые корабли. В другую, прямоугольную часть, заходили торговые суда.
Внутри военного порта был насыпан искусственный остров, на котором находилась база командующего флотом. В городе находились многочисленные верфи и судоремонтные мастерские.
Вскоре сам Карфаген начал основывать свои колонии в западной части Средиземного моря и превратился в главный город огромного государства.