Схема анализа исторического источника
методическая разработка по истории (9, 10, 11 класс)

Схема поможет учащимся правильно проанализировать исторический источник.

Состоит из 16 пунктов и коментариев к ним.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Общие сведения (автор, название, выходные данные).
 

 

Рекомендации

Необходимо правильно записывать общие сведения, а также знать о том, что автором документа может быть не только физическое лицо, но и юридическое. Пример: Соловьев А.А. Проблемы истории России. - М.: Прогресс, 1996. 

 

 

2. Вид документа.
 

 

Рекомендации

Существует множество видов документа: учебники, научные работы, статьи из периодической печати (газет и журналов), письма, речи политических деятелей, юридические документы, статистика, литературные произведения (художественная литература), предметы частных или государственных коллекций, географические карты, фотографии, видео- и аудиоматериалы и т.д. (документы могут быть не только в печатном виде, хотя представленная схема в основном предназначена для печатных материалов; кроме того, при анализе каждого из видов печатных документов могут изменяться положения схемы). Как источник документ может быть первичным или вторичным.

 

 

3. Историческая обстановка.
 

 

Рекомендации

Историческая обстановка может рассматриваться в двух направлениях: отражение событий, о которых идет речь в документе или отражение времени, когда создавался данный документ (в случаях, когда рассматриваемые в документе события и написание самого документа не совпадают во времени).

 

 

4. Адресат.
 

 

Рекомендации

Адресат документа - к кому обращен данный документ и на кого он рассчитан (это может помочь при выяснении его целей и задач). 5. Цели и задачи документа.

 

 

5. Цели и задачи документа.
 

 

Рекомендации

Можно не разделять цели и задачи, хотя цели носят стратегический, а задачи – тактический характер. Они могут подразделяться на официальные и фактические, главные и побочные).

 

 

6. Факты.
 

 

Рекомендации

В фактологическую часть документа включаются указываемые даты, географические ориентиры, статистические сведения и т.п., что является основой для краткого конспектирования документа. Следует  разделить факты на правдивые, вымышленные и сомнительные. Необходимо  отличать факты от субъективных мнений и суждений.

 

 

7. Основные понятия.
 

 

Рекомендации

Используемые в документе понятия нужно разделить на знакомые и неизвестные, а также попытаться дать краткие определения знакомым понятиям. Также можно провести работу по установлению иерархии понятий.

 

 

8. Затронутые проблемы.
 

 

Рекомендации

Умение выделить проблему является важным при работе с документом, оно позволяет  развивать абстрактное мышление и выйти на уровень синтеза изучаемого материала. Например, проблема войны и мира, преступности, справедливости, экономической жизни, международных отношений и т.п.

 

 

9. Основные идеи (выводы, главные мысли).
 

 

Рекомендации

В данном пункте необходимо сформулировать свои мысли и выводы по поводу прочитанного.

 

 

10. Вопросы к документу или автору.
 

 

Рекомендации

Умение задавать вопросы показывает самостоятельность работы над документом, а также нестандартность мышления. Вопросы могут быть уточняющими или полемическими.

 

 

11. Система ценностей (или идеология), отраженная в документе.
 

 

Рекомендации

Среди некоторых ценностных систем можно выделить следующие: либеральные, коммунистические, социал-демократические, религиозные, консервативные, националистические, гуманистические, милитаристские.

 

 

12. Стилистические особенности.
 

 

Рекомендации

Данный пункт является способом установления  связи с литературой.

 

 

13. Уровень эмоциональности

 

Рекомендации

Эмоциональный фон в значительной степени влияет на объективность автора документа.

 

 

14. Возможные сравнения с другими документами.
 

 

Рекомендации

Особенно интересно проводить сравнение нескольких документов, рассматривающих одну и ту же проблему с различных позиций.

 

 

15. Историческое значение документа.
 

 

Рекомендации

Необходимо уметь видеть место данного документа и его значение. Значение может быть как для современников, так и для историков или исследователей, для профессионалов и аналитиков или для простых людей.

 

 

16. Основные части, на которые можно разбить документ.
 

 

Рекомендации

Работа с документом иногда может подразумевать его деление на несколько частей, что позволяет четче выделить основные проблемы, затронутые в нем. Виды документов для изучения исторических

 

 





 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для анализа исторических источников

Данный материал - фрагменты различных исторических  источников, могут быть использованы в качестве текущего контроля знаний, а также для подготовки к заданиям творческого характера ГИА И ЕГЭ по и...

Методическая разработка урока для 5 класса Тема: Монеты, как главный исторический источник. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники.

Методическая разработка урока для 5 класса.Тема: Монеты, как важнейшие  исторические источники. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники. Цель: создать условия для представ...

Статья "Выявление стратегии анализа исторического источника для развития критического мышления учащихся"

Данная статья разработана на основе добровольного эксперимента с учащимися 8 класса. Итогом работы является разработка стратегии  анализа исторического источника в помощь отстающим ученикам. Прим...

Анализ исторических карт, схем

Анализ исторических карт, схем.Рассмотрите схему и выполните задания Напишите имя монарха, в чьё правление шла война, события которой обозначены на данной схеме.Напишите фамилию русского полковод...

Анализ текстовых исторических источников

Анализ текстовых исторических источниковПрочтите отрывок из приказа главнокомандующего царскими войсками. «Всех взбунтовавшихся и заразившихся сим бунтом Её Величества подданных, изменников...

Схема анализа исторической личности

Схема анализа исторической личности. Личность Оливера Кромвеля...

Методическая разработка. Мастер-класс «Изучение исторических событий через анализ различных источников информации»

Мастер-класс посвящен развитию критического мышления через анализ различных исторических источников (документы, изображения, аудио- и видеоматериал), а также через прием "Кубик Блума"....