Методическая разработка урока "Культура средневековой Европы"
методическая разработка по истории (6 класс)
Разработка к уроку в 6 классе по истории средних веков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_srednevekovoy_evropy.docx | 49.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф. И. О. педагога: Мельникова Ольга Евгеньевна
Предмет: история
Класс: 6а
Дата урока: 12.12.2016г.
Целевой блок | |||||||||
Тема | Культура Западной Европы в Средние века. | ||||||||
Цель урока | Какие изменения происходили в средневековой культуре? | ||||||||
Планируемые результаты | Предметные | Обучающиеся определяют временные рамки Средневековья; характеризуют представления средневековых европейцев о мире; знают основные понятия; знакомы с именами философов средневекового общества; проводят поиск необходимой информации в текстовом источнике, характеризуют достижения средневекового образования и философии; объясняют, в чем заключаются значение средневековой культуры | |||||||
Личностные | Проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формируются нравственные чувства и нравственное поведение; уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, позиции. | ||||||||
Метапредметные: . | Познавательные УУД: | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; владеют смысловым чтением текстов; устанавливают причинно-следственные связи событий и явлений; структурируют, анализируют, обобщают, систематизируют учебный материал; определяют логические связи; строят доказательства | |||||||
Регулятивные УУД: | Выявляют главную проблему; ставят цель деятельности на основе выявленной проблемы и существующих возможностей; определяют условия для выполнения учебной и познавательной задачи; учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. | ||||||||
Коммуникативные УУД: | Организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально и в группе: находят общее решение; строят позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; | ||||||||
Инструментальный блок | |||||||||
Задачи урока | образовательные | Формирование представлений о развитии образования и философии в Средние века; Введение новых понятий: корпорация, профессора, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут, схоластика, мистика; знакомство с именами средневековых философов | |||||||
развивающие | Развивать познавательный интерес и критическое мышление уч-ся . | ||||||||
воспитательные | Формировать уважительное отношение к культуре средневековой эпохи | ||||||||
Тип урока | Урок открытия новых знаний | ||||||||
УМК Ресурсы | Учебник Всеобщая история. История Средних веков, 6 кл. - Е. В. Агибалова, Г. М. Донской, «Просвещение», 2016 Презентация Раздаточный материал | ||||||||
Основные понятия | корпорация, университет, профессор, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут, схоластика, рационализм, мистика | ||||||||
Межпредметные связи | обществознание , физика | ||||||||
Организация пространства | Оборудование | Мультимедийный проектор с экраном. ноутбук | |||||||
Формы организации работы учащихся | Фронтальная Индивидуальная Групповая | ||||||||
Технология | Проблемно-диалогическая модель урока | ||||||||
Организационно-деятельностный блок | |||||||||
Основные этапы учебно-познавательной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | На доске | Планируемый результат | |||||
1 этап Организационный этап | Проверка готовности учащихся к уроку | Учащиеся приготовили все необходимое к уроку: учебники, тетради, ручки. | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности. | ||||||
2 этап Мотивация к деятельности | Формулирование темы | Культура Западной Европы в средние века. Образование и философия. | Запись темы | Регулятивные; Выявляют главную проблему; ставят цель деятельности на основе выявленной проблемы и существующих возможностей; определяют условия для выполнения учебной и познавательной задачи; Личностные; Проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; | |||||
Создание проблемной ситуации | 1 точка зрения В XVIII– XIX веках в среде историков сложилась точка зрения, о том, что средневековье было периодом "темных, мрачных веков". Эта эпоха жестоких междоусобных войн, костров инквизиции, кровавых крестовых походов, эпоха невежества и фанатизма. Приходят в полный упадок и исчезают "великие достижения античности", а научная мысль скатывается "на пещерный уровень", распространяется "всеобщее культурное одичание". 2 точка зрения 2 точка зрения «Средние века в Западной Европе -- время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций…В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианской религии , культура средних веков оставила нам важнейшие достижения, в том числе институты научного познания и образования. В средние века культура выполнила роль «строительных лесов» по отношению к западной культуре: здание» европейской культуры было когда «построено, культуру Средневековья «разобрали» и забыли. Но без неё западная культура не возникла бы. | ||||||||
Формулирование проблемы | Какая версия верная? | В чем состоял вклад европейского Средневековья в мировую культуру? | Запись проблемы в виде схемы | ||||||
Постановка цели | Но достаточно ли нам этих знаний, чтобы решить проблему? -Что нам нужно еще узнать ? | ||||||||
Версии | Что мы уже знаем по данной проблеме ? | Ищут подтверждения версий | |||||||
3 этап Актуализация знаний | Повторение | Фронтальный опрос -Значит действительно, все было плохо, страшно в средние века. Люди были невежественными дикарями. -Или было что- ни будь положительное? | Ответы «темные века» -еретики, инквизиция, крестовые походы, войны, война Алой и Белой Розы 1455-1485 г.г. Ответы (положительное) Соборные школы, рукописные книги-(запись на доске и в тетр.) | Запись подтверждений | Познавательные:осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Обучающиеся определяют временные рамки Средневековья; характеризуют представления средневековых европейцев о мире; знают основные понятия; | ||||
Постановка цели | Но достаточно ли нам этих знаний, чтобы решить проблему? -Что нам нужно еще знать ? | Цель; Какие изменения происходили в средневековой культуре? | |||||||
Планирование деятельности | Что нам нужно знать, чтобы достичь цели? | Совместное составление плана: 1. Представления о мире средневекового человека 2. Образование 3. Философия | Запись плана | ||||||
4 этап Поиск решения проблемы | Открытие нового знания | Коммуникативные Организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально и в группе: находят общее решение; строят позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; | |||||||
Выполнение продуктивных заданий | Раздача 4 различных заданий для 4 групп, объяснение порядка выполнения задания и правил работы в группе. Есть ли дополнения к правилам? Дается время на выполнение.-5-7 мин | Слайды и в бумажном виде-раздаточный материал Задание 1. Представления о мире. Переводы книг арабских и греческих ученых.
Задание 2. Университеты
Задание 3. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский.
Задание 4. Великие ученые
| Слайд Правила работы в группе 1.Выбор руководителя группы 2. Совместная работа 3. Активное участие каждого 4. Умей слушать 5.Уважай своего товарища 6. Не согласен- предлагай 7. В группе согласуется общее решение. Порядок выполнения задания 1.Осмыслите задание: прочитайте и объясните своими словами, что требуется сделать. 2. Найдите информацию . необходимую для выполнения задания. 3. Преобразуйте информацию так, чтобы получить ответ. 4. Обсудите ответы в группе и приготовьтесь дать полный ответ. | ||||||
Устный разбор ответов на 1 задание. Первичное закрепление знаний | 1)Перед ответом на задание 1 демонстрирует слайд с заданием. 2)После ответа учитель демонстрирует слайды для закрепления знаний по первому вопросу | 1)Выступление учащихся 1 группы. 1.Представления об окружающем мире были искаженными, так как контактов было мало. 2. Новые знания по географии (Марко Поло). Переводы арабских и греческих ученых также расширили представления 3.Причины- развитие хозяйства( развитие городов, ремесла, торговли), расширение контактов из-за крестовых походов. 2) Вывод по 1 вопросу плана: Круг знаний значительно расширился и обогатился, | 1) слайд с заданием 1 2)Слайды с иллюстрациями представлений о мире,переводами книг ученых, портретом Марко Поло, картой его путешествий --Запись в тетрадь и на доске: Расширение круга знаний, | Познавательные владеют смысловым чтением текстов; устанавливают причинно-следственные связи событий и явлений; | |||||
Устный разбор ответов на 2 задание. Первичное закрепление знаний Смена деятельности | 1)Перед ответом на задание 2 демонстрирует слайд с заданием. Можете ли вы привести примеры корпораций? (вопрос всем) 2)После ответа группы учитель демонстрирует слайды для закрепления знаний по второму вопросу Какое значение имело появление университетов?(всем) и подводит к выводу. 3) Работа с индивидуальным заданием логической схемой «Средневековый университет» Значение университетов для современной эпохи?(всем) | 1)Выступление учащихся 2 группы. 1.Корпорация –это обособленная группа людей, которые занимаются тем или иным общим делом, живут соответствующим образом, подчиняются особым правилам и распорядку. Корпорации были у ремесленников-цехи, гильдии – у купцов. 2. Университет-ректор, декан, факультеты, профессора, студенты. Знания получали на лекциях и диспутах. 3. Университет-корпорация людей интеллектуального труда. 4. Университеты способствовали развитию образования в Европе, подъему культуры.. 2) Индивидуальная работа- выполнение задания в тетрадях- заполнить пропуски в логической схеме «Средневековый университет» 3)Самопроверка и взаимопроверка выполненного задания 4)Вывод по 2 вопросу плана: В XII-XIII в.в. развивалось образование, появились новые учебные заведения-университеты, образованных людей становилось все больше. | 1)Слайд с заданием 2 2) слайд с иллюстрациями университетов 3) Слайд с заданием логическая схема с пропусками «Средневековый университет» 2) слайд с ответами Запись в тетрадь и на доске открывались университеты | Познавательные структурируют, анализируют, обобщают, систематизируют учебный материал; определяют логические связи; строят доказательства | |||||
Устный разбор ответов на 3 задание. Первичное закрепление знаний Смена деятельности | 1)Перед ответом на задание 3 демонстрирует слайд с заданием. 2)После ответа учитель демонстрирует слайды для закрепления знаний по третьему вопросу 3) Работа с индивидуальным заданием – таблица «Направления средневековой мысли Абеляр и Бернар своим идейным спором положили начало двум направлениям в философии. Найдите их в тексте и заполните таблицу. | 1)Выступление учащихся 3 группы.(Абеляр) 1. Схоластика-это религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений. 2.Спор о сущности познания Бога (мира): верой или разумом. 3. Абеляр честно, до конца отстаивал свои взгляды. Бернар использовал силу церкви чтобы победить идейного противника, стремился заставить его замолчать. 2) Индивидуальная работа- выполнение задания в тетрадях- заполнить пропуски в таблице «Направления средневековой мысли» 3)Самопроверка и взаимопроверка выполненного задания 4)Вывод по 3 заданию: В развитии философии XII-XIII в.в. все большее значение приобретает рационализм | 1) Слайд с заданием 3 2) слайды с портретами Абеляра и Клервоского 3)Слайд с таблицей с пропусками «Направления средневековой мысли» 2) слайд с ответами Запись в тетрадь и на доске В философии- появление рационализма | Коммуникативные работают индивидуально и в группе: находят общее решение; строят позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; | |||||
Устный разбор ответов на 4 задание. Первичное закрепление знаний | 1)Перед ответом на задание 4 демонстрирует слайд с заданием. 2)После ответа учитель демонстрирует слайды для закрепления знаний по третьему вопросу 3)Какое значение имели труды Роджера Бэкона для дальнейшего развития науки?(всем) | 1)Выступление учащихся 4 группы.(ученые) 1. Значение трудов Фомы Аквинского- крупнейший философ, автор «Суммы богословия» создал целостную картину Вселенной. 2. Роджер Бэкон- для познания истины разума недостаточно. Нужны наблюдения и опыты. 3. теплоходы, машины, самолеты, микроскоп, телескоп, очки.
Р.Бэкон заложил основы новых научных знаний 2) Вывод по 4 заданию: В XII-XIII в.в. возникли новые научные идеи | 1) Слайд с заданием 4 2) слайды с портретами Фомы Аквинского и Роджера Запись в тетрадь и на доске Новые научные идеи | Предметные знакомы с именами философов средневекового общества; проводят поиск необходимой информации в текстовом источнике, | |||||
Решение проблемы | Вопрос о цели и проблеме урока. Как ответим на главный вопрос? Какая версия подтвердилась? | Учащиеся вспоминают все выводы еще раз и делают общий вывод: Средневековье нельзя назвать упадком культуры, достижения средневековой культуры заложили основы современной культуры | Итоговый слайд с выводом Запись в тетрадь и на доске(посередине) Средневековая культура заложила основы современной культуры | Предметные характеризуют достижения средневекового образования и философии; объясняют, в чем заключаются значение средневековой культуры | |||||
5 этап выражение решения , применение нового знания. Рефлексия | 1)Фронтальная работа 2) Оценки за работу на уроке | Учащиеся отвечают на вопрос по слайду устно отвечают на вопросы Комфортно ли вам было на уроке? Поняли ли вы тему урока? Теперь я имею прочные знания по теме Требовалась ли вам помощь на уроке: А) учителя; Б) соседа по парте? Оцените работу на уроке по пятибальной системе | 1)слайд «Лист самооценки» | Регулятивные оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние фиксируют и анализируют динамику собственных образовательных результатов. | |||||
6 этап информация о домашнем задании | Три уровня домашнего задания: 1.Стандартный минимум 2. Повышенный 3. Творческий | 1.Заполнить таблицу на 1. стр. 223 №4 2. составить кроссворд по теме 3. написать сочинение от имени студента университета |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Образ художественной культуры средневековой Западной Европы" методическая разработка занятия
Предлагаю использовать мою разработку занятия по изобразительному искусству и художественному труду на тему "Образ художественной культуры средневековой Европы".Занятие предусмотрено программой ...
Зависимые крестьяне средневековой Европы
Иллюстративный повторительно- обобщающий материал по теме: Зависимые крестьяне....
Путешествие в Средневековую Европу
Путешествие в Средневековую Европу презентация к уроку истории в 6 классе...
Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стили в архитектуре Западной Европы.
Предмет: Изобразительное искусство 6 кл. (Т.Я. Шпикаловой)Блок: Исторические реалии в искусстве разных народов;Раздел: Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в иск...
Методическая разработка " Формирования средневековых городов"
Цели урока :1.Обучающие: подвести учащихся к пониманию причин возникновения городов в Средние века, способствовать пониманию сущности средневекового города.2.Воспитательные:умение работать...
Методическая разработка " Экология в Европе"
Методическая разработка к урокам немецкого языка в средней школе...
Методическая разработка мероприятия "Средневековая Индия"
Это занятие я строила в соответствии с ФГОС, в соответствии с образовательной программой по всеобщей истории для 6 класса.Данное занятие представлено по ходу изучения раздела «Народы Азии, Амери...