Методическая разработка урока "Культура средневековой Европы"
методическая разработка по истории (6 класс)

Мельникова Ольга Евгеньевна

Разработка к уроку в 6 классе по истории средних веков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_srednevekovoy_evropy.docx49.2 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф. И. О. педагога: Мельникова Ольга Евгеньевна
Предмет:
история
Класс:

Дата  урока: 12.12.2016г. 

Целевой блок

Тема

Культура Западной Европы  в Средние века.

Цель  урока

Какие изменения происходили в средневековой  культуре? 

Планируемые результаты

Предметные

Обучающиеся определяют временные рамки Средневековья; характеризуют представления средневековых европейцев о мире; знают основные понятия; знакомы с именами философов средневекового общества; проводят поиск необходимой информации в текстовом источнике, характеризуют   достижения средневекового образования и философии; объясняют, в чем заключаются  значение средневековой культуры

Личностные

Проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формируются  нравственные чувства и нравственное  поведение; уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,  позиции.

Метапредметные:

.

Познавательные УУД:

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; владеют смысловым чтением текстов; устанавливают причинно-следственные связи событий и явлений; структурируют, анализируют, обобщают, систематизируют учебный материал;  определяют логические связи;  строят  доказательства

Регулятивные УУД:

Выявляют главную проблему; ставят  цель деятельности на основе выявленной проблемы и существующих возможностей; определяют условия для выполнения учебной и познавательной задачи; учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Коммуникативные УУД:

Организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально и в группе: находят  общее решение;  строят позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

Инструментальный блок

Задачи урока

образовательные

Формирование представлений о развитии образования и философии в Средние века;

Введение новых  понятий: корпорация, профессора, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут, схоластика, мистика; знакомство с именами  средневековых философов

развивающие

Развивать познавательный интерес и критическое мышление уч-ся .

воспитательные

Формировать уважительное отношение к культуре средневековой эпохи

Тип урока

Урок открытия новых знаний

УМК

Ресурсы

Учебник  Всеобщая история. История Средних веков, 6 кл. - Е. В. Агибалова, Г. М. Донской, «Просвещение», 2016

Презентация

Раздаточный материал

Основные понятия

корпорация, университет, профессор, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут, схоластика, рационализм, мистика

Межпредметные связи

обществознание , физика

Организация пространства

Оборудование

Мультимедийный проектор с экраном. ноутбук

Формы организации работы учащихся

Фронтальная  Индивидуальная     Групповая

Технология                                                                                                            

Проблемно-диалогическая модель урока

Организационно-деятельностный блок   

Основные этапы учебно-познавательной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

На доске

Планируемый результат

1 этап Организационный этап

Проверка готовности учащихся к уроку

Учащиеся приготовили все необходимое к уроку: учебники, тетради, ручки.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

2 этап

Мотивация к деятельности

Формулирование темы

Культура Западной Европы  в средние века. Образование и философия.

Запись темы

Регулятивные;

Выявляют главную проблему; ставят  цель деятельности на основе выявленной проблемы и существующих возможностей; определяют условия для выполнения учебной и познавательной задачи; Личностные; Проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Создание проблемной ситуации

1 точка зрения

В XVIII– XIX веках в среде историков сложилась  точка зрения, о том, что средневековье было периодом "темных, мрачных  веков". Эта эпоха жестоких междоусобных войн, костров инквизиции, кровавых крестовых походов, эпоха невежества и фанатизма. Приходят в полный упадок и исчезают "великие достижения античности", а научная мысль скатывается "на пещерный уровень", распространяется "всеобщее культурное одичание".

2 точка зрения

2 точка зрения «Средние века в Западной Европе -- время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций…В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианской религии , культура средних веков оставила нам важнейшие достижения, в том числе институты научного познания и образования.  В средние века культура выполнила роль «строительных лесов» по отношению к западной культуре: здание» европейской культуры было когда «построено, культуру Средневековья «разобрали» и забыли. Но без неё западная культура не возникла бы. 

Формулирование проблемы

Какая версия верная?

                       В чем состоял вклад европейского Средневековья в мировую культуру?

Запись проблемы в виде схемы

Постановка цели

Но достаточно ли нам этих знаний, чтобы решить проблему?

-Что нам нужно еще узнать ?

Версии

Что мы уже знаем по данной проблеме ?

Ищут подтверждения версий

3 этап

Актуализация знаний

Повторение

Фронтальный опрос

-Значит действительно, все было плохо,  страшно в средние века. Люди были невежественными дикарями.

 -Или было что- ни будь положительное?

Ответы                        «темные века»  

-еретики, инквизиция,  крестовые походы, войны, война Алой и Белой Розы 1455-1485 г.г.

Ответы  (положительное) Соборные школы, рукописные книги-(запись на доске и в тетр.)

Запись подтверждений

Познавательные:осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Обучающиеся определяют временные рамки Средневековья; характеризуют представления средневековых европейцев о мире; знают основные понятия;

Постановка цели

Но достаточно ли нам этих знаний, чтобы решить проблему?

-Что нам нужно еще знать ?

Цель; Какие изменения происходили в средневековой  культуре?

Планирование деятельности

Что нам нужно знать, чтобы достичь цели?

Совместное составление плана:

1. Представления  о мире  средневекового  человека

2. Образование

3. Философия  

Запись плана

4 этап

Поиск решения проблемы

Открытие нового знания

Коммуникативные Организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально и в группе: находят  общее решение;  строят позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

Выполнение продуктивных заданий

Раздача 4 различных  заданий для  4 групп, объяснение порядка выполнения задания и правил работы в группе. Есть ли дополнения к правилам?

Дается время на выполнение.-5-7 мин

Слайды и в бумажном виде-раздаточный материал

Задание 1. Представления о мире. Переводы книг арабских и греческих ученых.

  1. Какие представления о  мире существовали в средние века?
  2. Какие  новые знания появились?
  3. Почему возникла необходимость в новых знаниях? 

Задание 2.  Университеты

  1. Найдите в тексте параграфа ответ на вопрос: «корпорация-это…» .
  2. Охарактеризуйте структуру университета.
  3.  Докажите, что университеты были корпорациями.

Задание 3.  Пьер Абеляр и Бернар Клервоский.

  1. Найдите в тексте параграфа  ответ на вопрос «Схоластика-это……….»
  2. В чем сущность спора философов?
  3. Дайте оценку личности Пьера  Абеляра и  Бернара Клервоского.

Задание 4. Великие ученые

  1. В чем значение трудов Фомы  Аквинского?
  2. Назовите взгляды Роджера  Бэкона?
  3. Какие технические изобретения он предвидел? Используйте  текст документа на стр. 222

Слайд

Правила работы в группе

1.Выбор руководителя группы

2. Совместная работа

3. Активное участие каждого

4. Умей слушать

5.Уважай своего товарища

6. Не согласен- предлагай

7. В группе согласуется общее решение. 

Порядок выполнения задания

1.Осмыслите задание: прочитайте и объясните своими словами, что требуется сделать.

2. Найдите информацию . необходимую для выполнения задания.

3. Преобразуйте информацию так, чтобы получить ответ.

4. Обсудите ответы в группе и приготовьтесь дать полный ответ. 

Устный разбор ответов на 1 задание. Первичное закрепление знаний

1)Перед ответом на  задание 1 демонстрирует слайд с заданием.  2)После ответа учитель демонстрирует слайды для закрепления знаний по первому вопросу

1)Выступление учащихся 1 группы.

1.Представления об окружающем мире были искаженными, так как контактов было мало. 

2. Новые знания по географии (Марко Поло). Переводы арабских и греческих ученых также расширили представления

3.Причины- развитие хозяйства( развитие городов, ремесла, торговли), расширение контактов из-за крестовых походов.

2) Вывод по 1 вопросу плана: Круг знаний значительно  расширился и обогатился,

1) слайд с заданием 1

2)Слайды с иллюстрациями представлений о мире,переводами книг ученых, портретом Марко Поло, картой его путешествий 

--Запись  в тетрадь и на доске: 

Расширение круга знаний,

Познавательные владеют смысловым чтением текстов; устанавливают причинно-следственные связи событий и явлений;

Устный разбор ответов на 2 задание.

Первичное закрепление знаний

Смена деятельности

1)Перед ответом на  задание 2 демонстрирует слайд с заданием. Можете ли вы привести примеры корпораций? (вопрос всем)

2)После ответа группы учитель демонстрирует слайды для закрепления знаний по второму вопросу  Какое значение имело появление университетов?(всем)

 и подводит к выводу.

3) Работа с индивидуальным заданием логической схемой «Средневековый университет»

Значение университетов для современной эпохи?(всем)

1)Выступление учащихся 2 группы.

1.Корпорация –это обособленная группа людей, которые занимаются тем или иным общим делом, живут соответствующим образом, подчиняются особым правилам и распорядку. Корпорации были у ремесленников-цехи, гильдии – у купцов.

2. Университет-ректор, декан, факультеты, профессора, студенты. Знания получали на  лекциях и  диспутах.

3. Университет-корпорация людей интеллектуального труда.

4. Университеты способствовали  развитию  образования в Европе, подъему культуры..

2) Индивидуальная работа- выполнение задания в тетрадях- заполнить пропуски в логической схеме «Средневековый университет»

3)Самопроверка и взаимопроверка выполненного задания

4)Вывод по  2 вопросу плана: В XII-XIII в.в.  развивалось  образование, появились новые учебные заведения-университеты, образованных людей становилось все больше.

1)Слайд с заданием 2

2) слайд с иллюстрациями университетов

3) Слайд с заданием логическая  схема с пропусками «Средневековый университет»

2) слайд с ответами 

Запись  в тетрадь и на доске

открывались университеты

Познавательные структурируют, анализируют, обобщают, систематизируют учебный материал;  определяют логические связи;  строят  доказательства

Устный разбор ответов на 3 задание.

Первичное закрепление знаний

Смена деятельности

1)Перед ответом на  задание 3 демонстрирует слайд с заданием.  

2)После ответа учитель демонстрирует слайды для закрепления знаний по третьему вопросу

3) Работа с индивидуальным заданием – таблица «Направления средневековой мысли

Абеляр и Бернар своим идейным  спором положили начало двум направлениям в  философии. Найдите их в тексте и заполните таблицу.

1)Выступление учащихся 3 группы.(Абеляр)

1. Схоластика-это религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.

2.Спор о сущности познания Бога (мира): верой или разумом.

3. Абеляр честно, до конца отстаивал свои взгляды. Бернар использовал силу церкви чтобы победить идейного противника, стремился заставить его замолчать.

2) Индивидуальная работа- выполнение задания в тетрадях- заполнить пропуски в таблице «Направления средневековой мысли» 3)Самопроверка и взаимопроверка выполненного задания

4)Вывод по 3 заданию: В развитии философии   XII-XIII в.в. все большее значение приобретает рационализм

1) Слайд с заданием 3

2) слайды с портретами Абеляра и Клервоского 3)Слайд с таблицей с пропусками «Направления средневековой мысли»

2) слайд с ответами 

Запись  в тетрадь и на доске

В философии- появление рационализма

Коммуникативные

работают индивидуально и в группе: находят  общее решение;  строят позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

Устный разбор ответов на 4 задание.

Первичное закрепление знаний

1)Перед ответом на  задание 4 демонстрирует слайд с заданием.  

2)После ответа учитель демонстрирует слайды для закрепления знаний по третьему вопросу

3)Какое значение имели труды Роджера Бэкона для дальнейшего развития науки?(всем)

1)Выступление учащихся 4 группы.(ученые)

1. Значение трудов Фомы  Аквинского- крупнейший философ, автор «Суммы богословия» создал целостную картину Вселенной.

2. Роджер  Бэкон- для познания истины разума недостаточно. Нужны наблюдения и опыты.

 3. теплоходы, машины, самолеты, микроскоп, телескоп, очки.

 

Р.Бэкон заложил основы новых научных знаний

2) Вывод по 4 заданию:

В XII-XIII в.в. возникли   новые  научные идеи

1) Слайд с заданием 4

2) слайды с портретами Фомы Аквинского и Роджера

 Запись  в тетрадь и на доске

Новые научные идеи

Предметные знакомы с именами философов средневекового общества; проводят поиск необходимой информации в текстовом источнике,

Решение проблемы

Вопрос о цели и проблеме урока. Как ответим на главный вопрос? Какая версия подтвердилась?

Учащиеся вспоминают все выводы еще раз и делают общий вывод: Средневековье нельзя назвать упадком культуры, достижения средневековой культуры заложили основы современной культуры 

Итоговый слайд с выводом 

Запись  в тетрадь и на доске(посередине)

Средневековая  культура заложила основы современной культуры

Предметные характеризуют   достижения средневекового образования и философии; объясняют, в чем заключаются  значение средневековой культуры

5 этап выражение решения , применение нового знания. Рефлексия

1)Фронтальная работа

2) Оценки за работу на уроке

Учащиеся отвечают на вопрос по слайду устно отвечают на вопросы

 Комфортно ли вам было на уроке?

Поняли ли вы тему урока?

Теперь я имею прочные знания по теме

Требовалась ли вам помощь на уроке:

А) учителя;

Б) соседа по парте?

Оцените работу на уроке по пятибальной системе

1)слайд «Лист самооценки»

Регулятивные оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние фиксируют  и анализируют динамику собственных образовательных результатов.

6 этап информация о домашнем задании

Три уровня домашнего задания:

1.Стандартный минимум

2. Повышенный

3. Творческий

 1.Заполнить таблицу на 1. стр. 223 №4

2. составить кроссворд по теме

3. написать сочинение от имени студента университета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Образ художественной культуры средневековой Западной Европы" методическая разработка занятия

Предлагаю использовать мою разработку занятия по  изобразительному искусству и художественному труду на тему "Образ художественной культуры средневековой Европы".Занятие предусмотрено программой ...

Зависимые крестьяне средневековой Европы

Иллюстративный повторительно- обобщающий материал  по теме: Зависимые крестьяне....

Путешествие в Средневековую Европу

Путешествие в Средневековую Европу презентация  к уроку истории в 6 классе...

Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стили в архитектуре Западной Европы.

    Предмет:  Изобразительное искусство 6 кл. (Т.Я. Шпикаловой)Блок: Исторические реалии в искусстве разных народов;Раздел: Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в иск...

Методическая разработка " Формирования средневековых городов"

Цели урока :1.Обучающие: подвести учащихся к пониманию причин воз­никновения городов в  Средние века, способствовать пониманию сущности средневекового города.2.Воспитательные:умение работать...

Методическая разработка " Экология в Европе"

Методическая разработка к урокам немецкого языка в средней школе...

Методическая разработка мероприятия "Средневековая Индия"

Это занятие я строила в соответствии с ФГОС, в соответствии с образовательной программой по всеобщей истории для 6 класса.Данное занятие представлено по ходу изучения раздела «Народы Азии, Амери...