Урок "Отечественная война 1812 года"
презентация к уроку по истории (9 класс)

Попов Афанасий Афанасьевич

Урок "Отечественная война 1812 года" Презентация, технологическая карта

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnoblogicheskaya_karta_1812.docx38.63 КБ
Файл otechestvennaya_voyna_1812_internet.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока Истории: Отечественная война 1812 года

                                                                                                                                                                                             Учитель  Попов Афанасий Афанасьевич

Предмет

История

Имя урока

Отечественная война 1812 года в истории России

Актуальность, используемых средств ИКТ

Использование ИКТ позволяет разнообразить деятельность обучающихся

за счет наглядности и доступности представляемого материала

Цель урока

создать условия учащимся для освоения понятия  причины Отечественной войны 1812 г., её итоги и значение, рассмотреть основные события (военные операции) войны; продолжить формирование  умений работать с историческими документами, анализировать полученную информацию, делать выводы, давать характеристику исторической личности; использовать это важное историческое событие для иллюстрации примеров проявления чувства патриотизма, гражданственности и формирования у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире.

Задачи урока

развивающие

воспитательные

обучающие

методические

- развивать познавательные интересы, умение ставить цель, действовать по плану, навыки поиска и анализа информации, умение работать в группе, вступать в диалог, аргументировать ответ.

- воспитывать чувство гордости и сопричастности к нашей истории на примере героизма и самоотверженности исторических лиц;

- формировать представление учащихся о последовательности, ходе войны, ее историческом значении;

-предложить вариант нетрадиционного начала урока;

-показать возможность работы с презентацией и мультимедийным оборудованием;

-продемонстрировать обеспечение принципа наглядности;

-показать возможность использования метапредметных связей;

-продемонстрировать использование знаний данного урока применительно к дальнейшему изучению темы

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

- вырабатывать отношение к истории как к способу понимания современности;

-воспитывать патриотизма;

- готовить к самообразованию и саморазвитию;

- формировать научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники;

-формировать уважительного и бережного отношения к истории нашего народа;

 - формировать  историческое мышление, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;

—   определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

—   осуществлять самоконтроль и самооценку.

Регулятивные УУД:

- применять условные схемы, диаграммы и карты для решения и оформления учебных и познавательных задач;

- получать информацию  в результате смыслового прочтения текста;

- владеть первичными навыками учебной исследовательской и проектной деятельности;

—   определять и объяснять понятия;

—   уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

—   рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;

—   анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

—   определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты;

—   уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;

Познавательные УУД:

  -осуществлять знаково-символическую деятельность;

-помогать ставить и решать проблему;

- осуществлять общеучебные действия;

- осуществлять лоические действия;

- учатся решать проблемы, поставленные перед ними жизнью и выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях;

—   рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;

—   анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

Коммуникативные УУД:

- обучать навыкам коммуникативной компетентности;

- уметь аргументировать точку зрения, логически обосновывать выводы;

-работать в группе по решению общих учебных задач;

—   определять и объяснять понятия;

—   уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

—   рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;

—   обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии, уметь участвовать в групповых формах работы, ролевых играх;

План урока

1. Причины войны

2. Стратегические планы противников. Характеристика полководцев.

3. Почему война стала Отечественной?

4. Бородинское сражение и его значение.

5. Завершающий этап войны.

6. Значение Отечественной войны 1812 года для России.

Основные понятия

стратегия, тактика, манёвр, отечественный характер, манифест, партизанское движение, генеральное сражение, национальное самосознание, атака, битва, флеши

Оборудование:

 1) учебник «История России XIX век», авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина; 2) документы на стр. 31-32 учебника и на листах; 3) ПК и мультимедиа проектор.

Этапы урока

Время,  мин

Цель

Содержание учебного

материала

Методы и приёмы  работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Организационный

1

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

-

-

-

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, проведение маленькой викторины по Новой истории.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Актуализация субъективного опыта учащихся

10

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока

На доске

РУУД

Я впервые узнал о Бородинском сражении от своей тети, учителя истории еще в третьем классе, узнал о событиях проишедших в нашей стране давным давно, о героях того сражения.

- С каким историческим событием в истории России связано название «Бородинское сражение»?

Просматривают слайды презентации на доске

(возможные варианты ответов)

-

Целеполагание

Знакомство с историческими фактами

Учитель: Чтобы вы сами определили тему урока, я хочу предложить вам такие факты:

  1. «Когда у находившегося на далеком острове Святой Елены Наполеона спросили, какое время своей жизни он считал самым счастливым, он произнес в ответ лишь одно слово: «Тильзит»
  2. «Тильзит!.. (при звуке сем обидном / Теперь не побледнеет росс». А.Пушкин
  3. Летом 1807 года Наполеон просил руки великой княжны Екатерины Павловны.  Но русский императорский дом под благовидным предлогом отказал. Император французов был обижен.
  4. В декабре 1810 года Россия установила заградительные пошлины на ввоз предметов роскоши – основной товар, поставляемый из Франции.
  5. С 1810 году значительная часть французской армии расквартировалась в герцогстве Варшавском (граничило с Россией).  
  6. – Какие идеи появились у вас на основе этих фактов?

На основе исторических фактов выявляют причины исторических событий

- Противоречия:

1.Наполеон возлагал большие надежды на мир с Россией, но они не оправдались. Почему?

2. Россия не скрывала негативного отношения к Тильзитскому миру?

3. Заключив мир, Россия и Франция не стали добрыми союзниками.

ЛУУД

Выберите ту точку зрения, которая кажется вам более убедительной.

Вариант ответа

- Франция и Россия готовятся  к войне

Озвучьте, о чём пойдёт речь на уроке?  

Вы правы, речь пойдет о том какую роль в истории России сыграла Отечественная война 1812 года

- Отечественная война 1812 года

3. Изчение нового материала

  1. Причины войны;
  2. Стратегические планы противников. Характеристика полководцев.
  3. Почему война стала Отечественной?
  4. Бородинское сражение и его значение.
  5. Завершающий этап войны.
  6. Значение Отечественной войны 1812 года для России.

Мозговой штурм

ПУУД

Работа с учебником в парах.

 Определение причин войны

Организация работы с информацией в учебнике. Работа в парах.

Задание: Один ученик ищет информацию о стратегических планах Наполеона, а другой о планах России на стр. 24 – 25, пункты «Начало войны» и «Смоленское сражение». Расскажите друг другу об этих планах.

РУУД

Учитель предлагает посмотреть слайды про ход Отечественной войны

Работая,объясняют, почему война стала Отечественной

РУУД, КУУД

А сей час мы рассмотрим перломное, ключевое событие в  ходе войны (Слайды)

Сотавление синквейна

1. битва

2. флеши

3. Багратион

4. Раевский

5. атака

6. Кутузов

и вывод

ПУУД

Составление концептуальной таблицы

Просмотр слайдов

Эмоциональное восприятие

4. Систематизация и обобщение знаний

Рефлексия Приём незаконченного предложения

РУУД

«Сегодня я узнал(а) …», «Теперь мне понятно …».

Приём приращения знаний

РУУД

«Я не знал (а) … - теперь я знаю

5. Оценивание

ЛУУД

Для оценки собственного участия в работе на уроке отнеси себя к одной из предложенных групп. «Сегодня на уроке я был, скорее всего, …» А) новобранец; Б) бывалый солдат;  В) командир

Чтобы наметить дальнейшие цели деятельности, ребятам предлагается дать ответы на вопросы: 1. Чего мне не хватило, что бы стать бывалым солдатом/командиром? 2. Чему мне надо научиться?

Заполнить оценочный лист по всем пунктам плана урока

6. Домашнее задание

Прочитать § 4.

1-й уровень: выписать и выучить даты основных событий (начало и окончание войны, Смоленское сражение, Бородинское сражение, освобождение Москвы);

2-й уровень: заполнить таблицу «Русская армия в Отечественной войне 1812 года»

3-й уровень: используя содержание пункта «Партизанское движение» и дополнительные источники, подготовить мемуары (письменные воспоминания) от имени партизана или партизанки, участника Отечественной войны.

Трёхуровневое задание.

«Русская армия в Отечественной войне 1812 года»

Этапы войны

Состояние армии

Главные события

Отличившиеся военные

На это стоит обратить внимание

12.06.1812 – 7.08.1812

14.08.1812 – 1.09.1812

2.09.1812 – 25.12.1812

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Этапы плана урока

Субъективная оценка

Вариант

  1. Причины войны;

  1. Стратегические планы противников. Характеристика полководцев.

  1. Почему война стала Отечественной?

  1. Бородинское сражение и его значение.

  1. Завершающий этап войны.

  1. Значение Отечественной войны 1812 года для России

  1. ИТОГ (выбор обучающегося)

А) Новобранец

Б) Бывалый солдат

В) Командир

Для определения причин войны организуется «Мозговой штурм» на основе уже представленных документов и информации, полученной при изучении Всеобщей истории.

Учитель: Почему Александр 1 не доверяет Наполеону и торопит Кутузова с заключением мира с Турцией?

Учащиеся предполагают: Наполеон будет воевать с Россией, потому что стремится к мировому господству.

Учитель: Правильно. Стремление Наполеона к мировому господству – первая причина войны. Итак, заключив мир с Францией, Россия не стала ей добрым союзником. Какое положение Тильзитского мира было для России особенно невыгодным. Какой выход для себя нашла Россия?

Учащиеся предполагают: Невыгодным был пункт, по которому Россия присоединялась к континентальной блокаде Англии – её давний торговый партнер. Чтобы не допустить краха экономики наша страна продолжала торговать с Англией, нарушая мирный договор с Францией.

Учитель: Правильно. Нарушение Россией Тильзитских договоренностей стало второй причиной войны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отечественная война 1812 года Александр I Наполеон Бонапарт

Слайд 2

Нашествие Наполеоновской армии на Россию

Слайд 3

4-6 августа 24-26 августа 1 сентября 2 сентября

Слайд 4

Войска Наполеона переправились через реку Неман в Россию, начало Отечественной война 12 июня 1812 года

Слайд 5

Наполеон Бонапарт (Император Франции с 1804 года) «Великая армия» Наполеона для покорения России насчитывала около 400 тыс. человек. Наступали тремя колоннами. Главные силы – 220 тыс. чел. и 900 орудий – под началом самого Наполеона. Двигались на Москву через Вильно, Витебск и Смоленск.

Слайд 6

Князь Барклай-де-Толли Михаил Богданович командующий 1 армией имеющей при себе 130 тыс. чел. при 550 орудиях

Слайд 7

Генерал Багратион Петр Иванович командующий 2 армией имеющей при себе 50 тыс. чел. при 150 орудиях

Слайд 8

1 сентября 1812 года – Совет при Филях и зба к рестьянина Фролова

Слайд 9

Совет при Филях. 1 сентября 1812год Проблема : сдать Москву или дать генеральное сражение Решение : сдать Москву и сохранить боеспособность армию Тактика : сдать Москву без боя и отвести войска близ села Тарутино. Перекрывая пути в южные губернии

Слайд 10

Михаил Илларионович Кутузов Н азначен главнокомандующим русскими войсками 20 августа 1812 года.

Слайд 11

Французская армия Русская армия 130 тыс. человек при 587 орудиях 110 тыс. человек регулярных сил, около 40 тыс. ополченцев и казаков при 640 орудиях. Соотношение сил сторон

Слайд 13

Пожар в сданной Москве

Слайд 14

Пушкин А.С. Напрасно ждал Наполеон, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля. Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою.

Слайд 15

Причины войны; Стратегические планы противников. Характеристика полководцев. Почему война стала Отечественной? Бородинское сражение и его значение. Завершающий этап войны. Значение Отечественной войны 1812 года для России. Мозговой штурм

Слайд 16

Прочитать § 4. 1-й уровень: выписать и выучить даты основных событий (начало и окончание войны, Смоленское сражение, Бородинское сражение, освобождение Москвы); 2-й уровень: заполнить таблицу «Русская армия в Отечественной войне 1812 года» 3-й уровень: используя содержание пункта «Партизанское движение» и дополнительные источники, подготовить мемуары (письменные воспоминания) от имени партизана или партизанки, участника Отечественной войны. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"

Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....

"Отечественная война 1812 года" ("1812 елгы Ватан сугышы")

8 класста яңа теманы өйрәнү дәресе. Схема, презентация, милли-региональ компонентлардан файдаланылды....

урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!

Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....