Мы этой памяти верны (3 декабря - день неизвестного солдата)
классный час по истории (5 класс)
Данное мероприятие рассчитано на учащихся 5-9 классов. Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование чувства безграничного уважения, благодарности к воинскому подвигу героев Великой Отечественной войны. Учащиеся 5 класса не просто знакомятся с событиями Великой Отечественной войны, а рассматривают их через судьбы своих земляков, участников войны, тружеников тыла. В процессе классного часа ребята рассказывают о судьбах своих предков, живших в военное время. Через познание их личной истории идёт формирование уважения к истории Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_dekabrya.docx | 39.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №9 города Татарска Новосибирской области
Методическая разработка внеклассного мероприятия
по теме: «Мы этой памяти верны (3 декабря – день неизвестного солдата)»
Выполнила учитель
истории и обществознания
высшей категории
Смирнова Е.Г.
г.Татарск
2020г.
Тема: «Мы этой памяти верны».
Возраст: 10-11 лет
Класс: 5 «б».
Форма: урок памяти.
Время: 45 минут
Цель: формировать чувство безграничного уважения, благодарности к воинскому подвигу героев Великой Отечественной войны.
Задачи:
- познакомить учащихся с историей появления памятной даты «3 декабря – день неизвестного солдата»;
- включить учащихся в активную поисковую деятельность, через сбор материалов о героях-земляках участниках Великой Отечественной войны, о их прадедах, воевавших на войне;
-формировать у учащихся чувство гордости за свой родной край, за героев-земляков, внёсших свой весомый вклад в дело Победы над фашизмом;
-формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-формировать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-формировать умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально, в парах, в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любви к своей Родине и родному краю.
-формировать гражданскую позицию, школьников на примере подростков, участников поисковых отрядов «Память».
Оформление: стол с военными реликвиями, Книги Памяти, рисунки ребят на военную тему, эскиз вечного огня, платки, свечи, раздаточный материал.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор.
Ход мероприятия
1 слайд: Звучит музыкальный фрагмент «Вьюга».
У.Мы зарастаем памятью,
Как лесом зарастает пустошь
И птицы – память по утрам поют,
И ветер – память по ногам гудит,
Деревья – память целый день лепечут.
Но в нашей памяти такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память – дождь,
И память – снег летит и пасть не может.
Здравствуйте ребята, сегодня мы проведём не простое внеклассное мероприятие, а урок памяти, по солдатам, защитникам нашей Родины, погибшим в годы Вов. А называться наше мероприятие будет «Мы этой памяти верны!»
(Учащиеся слушают учителя)
2 слайд: (Выходят 3 учащихся — 2 мальчика и 1девочка.)
1– уч.: Память человеческая строго
Дни считает, как бойцов в строю
Знает мир, что путь наш был нелегок
К этому торжественному дню.
2 - уч. Победа к нам приходит вновь и вновь,
Прекрасна и юна, как в сорок пятом,
Приходит в блеске старых орденов
На пиджаке бывалого солдата
3 – уч. Умытая слезами — не дождем,
Сверкая не огнем, а счастьем жизни,
Победа к нам приходит вешним днем,
Чтоб никогда не позабыть о том,
ВСЕ: Какой был подвиг совершен Отчизной!
3 слайд:
У.: Война и Победа. Эти два слова звучат неразрывно друг от друга. Они слышатся в каждом доме, когда листают старые фотографии и смотрят на портреты родных и близких людей. Война прошла по нашей стране, затронув каждую семью, изменив многие человеческие судьбы, четко разделив Время на «довоенное» и «военное», разделив жизни миллионов людей на «время войны» и «время мира».
Давайте посмотрим на выставку рисунков, которые вы подготовили к нашему сегодняшнему мероприятию. Вам предлагалось поразмышлять на тему «Война – жесточе нету слова».
Уч. 4.
Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
4 слайд:
У. Итак, тема войны, что вы отразили в своих рисунках?
Примерные ответы детей:
-Я нарисовал, как немцы напали на нашу землю, а русские солдаты защищали её.
-Я нарисовала бой, как бойцы идут в атаку, как стреляют танки.
-Я нарисовал смерть, кровь, так как война забирает жизни людей.
-Я нарисовала героев войны, которые победили фашизм, пришли положить цветы на могилы павших.
У.: Какие краски вы использовали в своих работах?
Примерные ответы детей:
-Мы использовали чёрные, серые, синие краски, так как война это страх, темнота, беспросветность.
5 слайд:
У.: Ребята, давайте посмотрим на репродукцию картины русского художника Василия Семёновича Верещагина, какое бы вы дали ей название?
Примерные ответы детей:
-Я бы назвал эту картину «Смерть», так как на ней изображено множество черепов, погибших людей.
-Я бы назвала эту картину «Лицо войны», так как так выглядят останки человеческих жертв, погибших на войне.
У.: Спасибо ребята, вы предложили свои интересные идеи, а автор назвал свою картину «Апофеоз войны» или другими словами наивысшая точка войны, т.е. смерть, людские потери. Рассматриваешь картину, эту гору безликих, израненных, истерзанных людских лиц, лежащих не приданными земле, под открытым небом в общей кучи, и начинаешь невольно задумываться о том, а что это были за люди, какова была их судьба, как они жили, кто были их родные и близкие, и отчётливо понимаешь, что этих людей больше нет, их никто больше не увидит, не позовёт простыми и понятными каждому человеку словами: «Мама, отец, сын, дочь!».
(учащиеся слушают учителя и рассматривают картину)
6 слайд:
У.: Когда же началась Великая Отечественная война?
Примерные ответы детей: -Она началась 22 июня 1941 года и продолжалась долгих 1418 дней и ночей.
Уч. 5 Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Росу, что шла по травам и кустам
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок в росинках весь к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить в тот миг
Влезали в танки, закрывая люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля спала ещё, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего лишь пять минут осталось.
7 слайд: (Учащиеся смотрят видеофрагмент: «Начало войны»)
У.: -Как напали фашистские захватчики на нашу страну? (Вероломно, неожиданно, без объявления войны.)
8 слайд: (Учащиеся смотрят видеофрагмент: «Вставай страна огромная»)
- Как люди отреагировали на такое нападение? (Они пошли защищать свою родину, свою землю).
У.: Сразу же были открыты военкоматы, куда шли вереницы людей, разных возрастов, в качестве добровольцев они уходили на фронт, сражаться за свою Родину, за родной дом.
9 слайд:
У.: Такие призывные пункты, были открыты и у нас в городе, в Татарске. В годы войны из города и района ушло на фронт 14 120 человек. Шли по призыву и добровольно, уходили на войну целыми семьями.
10 слайд:
У.: Так из семьи Компанистовых сразу ушли два брата – Михаил и Василий и три сестры – Нина, Анна и Юлия. Погибли Михаил и Анна.
11 слайд:
У.: Плотникова Февронья Ивановна из села Казачий Мыс проводила на войну восемь сынов, получила на них семь похоронок. Один сын вернулся домой, но вскоре от ран умер и он.
12 слайд:
У.: Наши земляки, в составе 112-ой Стрелковой дивизии сражались у стен Москвы и Сталинграда, Киева и Львова. Многие воины из нашего города и района принимали участие в штурме Берлина.
13 слайд:
У.:. За доблесть, проявленную на фронтах войны, 12 героев земляков были удостоены высокого звания Герой Советского Союза. Перед вами аллея славы с именами наших героев-земляков. У каждого из них своя особенная судьба, сегодня ребята нашего класса расскажут о подвигах совершённых этими людьми. Задача слушающих поработать в паре и выбрать из предложенного списка качеств те, которые наилучшим образом характеризуют этих людей.
Котова Лиза: Кучерявый Герасим Евсеевич родился в деревне Николаевка Татарского района в простой крестьянской семье. Будучи старшим из шестерых детей он помогал отцу по хозяйству. С 13 лет стал работать на маслозаводе. С 1942 года стал сражаться с фашистами. Был рядовым бойцом-пулемётчиком. В ноябре 1942 года совершил боевой подвиг. Его рота держала высоту очень важную для советских солдат, двое суток немцы пытались выбить с высоты солдат, бой шёл непрерывно. Когда силы были на исходе, закончились боеприпасы, помощи ждать было не откуда, Герасим Евсеевич решил подпустить немцев поближе, а затем последней гранатой взорвал их и себя. За совершённый подвиг ему было присвоено звание: Герой Советского Союза посмертно.
Хабаров Илья: Черёмухин Александр Евгеньевич родился в городе Кургане, но работал на станции Татарская машинистом. С 1942 года воевал на фронте против фашистов. Отличился при взятии города Кёнигсберг, сейчас это русский город Калининград. В боях за этот город расчёт сибиряка уничтожил пять пулемётных точек противника, поджёг две автомашины с припасами, два склада с боеприпасами, уничтожил 25 немецких солдат. В 1945 году за проявленный героизм получил звание Герой Советского Союза.
Лукьянова Алина: Юрченко Николай Иванович родился в деревне Городенка Татарского района. До войны работал комбайнёром, во время войны был танкистом. Всю войну старался сохранить боевой экипаж и боевую машину в целости и сохранности. Сражался до последней капли крови не щадя ни себя, ни врагов. Танк Юрченко дошёл до Германии, форсировал реку Одер. За проявленное мужество в апреле 1945 года Юрченко Николай Иванович был награждён звание Герой Советского Союза посмертно.
(слушающие учащиеся выполняют задание)
У.: Ребята, скажите, только ли Героев Советского союза можно считать настоящими защитниками Родины?
Примерные ответы детей:
- Нет, так как все защитники, сражавшиеся на фронте и в тылу достойны этого высокого звания.
У.: А есть ли в ваших семьях воины, сражавшиеся на фронтах войны, что вы знаете о них, как вы чтите память об их славных подвигах? (Рассказы о прадедах Лукьяновой Алины и Куцакина Дмитрия).
Давайте разместим их портреты на нашей аллее славы героев-земляков, потому что вклад каждого солдата в дело победы ценен и важен.
У. Мою семью тоже не обошла война стороной. Мой дед Сергеев Павел Алексеевич, был призван в ряды Красной Армии в 1942 году, как только ему исполнилось 18 лет. Он попал в пехоту, «царицу полей». Сразу же после учебки, их толком необученных мальчиков отправили в бой, на Ленинградский фронт, под город Псков. Кто знает, как бы сложилась судьба моего деда, если бы он не повстречал на войне одного солдата, он был старше по возрасту и подсказывал деду, как не залезть под вражескую пулю, как вести себя в бою. За это дед отдавал ему свои боевые 100 грамм. Спустя год в одном из боёв мой дед получил ранение, после которого был отправлен в тыл. Вернувшись в город Татарск, он продолжил работу в тылу, на железной дороге.
А вот моему прадеду Фёдору Павловичу Савину повезло меньше. Его призвали на фронт в первый год войны, когда он уходил на фронт в Татарске он оставил семью: Жену и четверых детей, один из которых, в последствие станет моим дедом по маминой линии. Вскоре почтальон принёс в дом письмо: «Ваш муж пропал без вести при выполнении боевого задания». Всего одно предложение, которое перечеркнуло жизнь моей семьи на «до» и «после». Как трудно им приходилось. Прабабушка работала на трёх работах, чтобы прокормить и поднять детей. Всю свою жизнь она ждала мужа с фронта, не верила, что он погиб, хранила ему верность.
У.: Ребята, вы услышали небольшие рассказы о судьбах наших героев-земляков, скажите, какими качествами они обладали на ваш взгляд?
Учащиеся озвучивают выполняемое задание.
У.: Ребята, сегодня для мероприятия ребята нашего класса принесли свои семейные реликвии Это копии писем с фронта и наградных листов, медали и ордена ваших родственников участников Великой Отечественной войны, солдатская пилотка и другие памятные вещи. Как вы думаете, почему в семьях, так бережно хранят эти реликвии? (Это память о наших предках участниках войны).
У.: Особая категория этих реликвий военные письма и похоронки.
(Выходит чтец и три девочки в чёрных платках)
Чтец:
"Я знал, что значит почтальон хромой,
Которого все ждали и боялись
1 женщина: А, вдруг, таким придёт и мой?!
2 женщина: А, вдруг, совсем... /пауза/.
Чтец:
На улицах шептались
Взвивался над селом истошный крик.
И слово тяжкое:
3 женщина: /громко/ Убили!
Чтец:
Шёл почтальон, как ворон без крыла.
Скрипел его костыль от хаты к хате.
Так каждый день /пауза/. Осталось полсела
Из тех, кто ждут, когда их горе хватит".
У.: Ребята, скажите, чего больше всего боялись матери, сёстры, жёны, ждущие своих родных и близких с фронта? (Они боялись получить похоронку и не получить письма)
У. В память о героях, погибших в Великой Отечественной войне, возведены тысячи памятников. А есть ли такие памятники в нашем городе?
Примерные ответы детей:
-Да, есть, это Мемориальный комплекс, установленный на центральной площади нашего города. А кто что-нибудь знает об истории его создания? (учащиеся задумываются).
У.: Я предлагаю вам послушать сейчас небольшое сообщение о данном историческом памятнике, которое подготовил для вас ___________________, будьте внимательны, по окончанию вам предстоит выполнить небольшое задание.
Сообщение:
Самым ярким памятником посвящённым событиям Великой Отечественной войны в городе Татарске, является мемориальный комплекс, расположенный на центральной площади. Он был создан скульптором из города Ленинграда Виктором Чеботаревым. Жители города мечтали о не простом памятнике. Они хотели вспомнить поимённо каждого героя-земляка, сложившего свою голову на фронте. И родилась такая идея. За центральной фигурой воина-освободителя установить памятные доски, где в граните будут высечены имена всех погибших воинов города и района. Местными краеведами была проделана огромная работа, были составлены списки 2300 фамилий фронтовиков. Строительство памятника завершилось в 1981 г. Мемориальный комплекс был построен в кратчайшие сроки методом народной стройки, на пожертвования горожан. Центральной фигурой комплекса стал памятник – воину освободителю. На его простом русском лице выражение покоя и мощи, простёртая вперёд рука как будто утверждает: «Мир завоёван и так будет вовеки веков!». А за его спиной, как и хотели горожане были установлены белые мраморные плиты, с именами и фамилиями героев-земляков погибших под Москвой, Сталинградом, Курском, на Кавказе, в Прибалтике.
У.: Спасибо Дима, за такое хорошее сообщение. Скажите, какому событию посвящён мемориальный комплекс города Татарска? (Событиям Великой Отечественной войны). Скажите, какой памятник является одним из главных в мемориальной композиции? (Памятник войну -освободителю). С какой целью был построен мемориальный комплекс в нашем городе? (Увековечить память героев).
У.: А теперь сменим вид деятельности и выполним такое задание. У вас на столах листы с написанным словом. Ваша задача в парах составить СИНКВЕЙН, с этим словом, так чтобы он соответствовал заявленной теме нашего сегодняшнего мероприятия: «Мы этой памяти верны!».
Слова:
Война Память Воин
страшная, жестокая долгая, вечная сильный, мужественный
убивает, калечит оберегает, тревожит защищает, оберегает
смерть! жизнь! спасение!
У.: Спасибо, ребята, вы, верно, подметили память это наша жизнь, надежа, вера в лучшее, в светлое. Пока жива наша память, живы и мы.
У.: Посмотрите на экран, скажите, почему одни надписи с именами на табличках выцвели, потускнели, а другие блестят на солнце яркими золотыми переливами? (Потому что эти таблички новые, а те, первые были установлены намного раньше).
У.: Скажите, а почему добавились эти новые таблички? (Потому что нашли воинов, которые считались без вести пропавшими)
У.: Верно, по всей нашей стране работают поисковые отряды «Память», которые каждый год находят новые и новые захоронения бойцов, восстанавливают их имена, сообщают о том, что останки найдены родственникам этих людей. Я предлагаю вашему вниманию сюжет об этом. По ходу просмотра материала заполните в парах небольшую таблицу:
Кто входит в эти отряды? | В чём смысл данной работы? | Важна ли на ваш взгляд, эта деятельность? |
(Смотрят сюжет, заполняют таблицу)
У.: Кто входит в эти отряды? (Добровольцы, краеведы, неравнодушные люди, студенты, подростки)
У.: В чём смысл данной работы? ( В том, чтобы герои войны обрели покой, их тела были преданы земле, души нашли успокоение, чтобы родственники этих людей знали какой вклад сделали их родные в общее дело Победы)
У.: Важна ли на ваш взгляд, эта деятельность? (Да, очень, так как пока не захоронен последний солдат, война не окончена)
У.: По официальным данным в годы войны пропало без вести более 4,5 млн. человек. Но эта цифра конечно, намного больше ребята. Посмотрите сюжет и скажите, о каком памятнике в нём идёт речь?
(Слайд: могила неизвестного солдата)
Примерные ответы детей: В сюжете идёт речь о памятнике Неизвестному солдату. Этот памятник находится на Красной Площади в городе Москва. Это пост №1 на Красной площади.
У.: Ребята, как вы думаете, почему в самом сердце нашей Родины, был установлен памятник, Неизвестному солдату? (Потому что таким солдатом мог быть любой из павших на войне, люди приходящие поклониться этому солдату, как бы разговаривают со своими родными и близкими чьё место захоронения неизвестно.)
У.: Памятники Неизвестному солдату стали устанавливать с начала двадцатого века, сначала в память о солдатах Первой мировой войны, а потом и Великой Отечественной. В 1966 году, 3 декабря прах неизвестного солдата погибшего при обороне Москвы был захоронен в Александровском Саду в Кремле, а в 1967 году на этом месте был установлен памятник, увиденный вами в сюжете. В этом году Государственная Дума нашей страны вышла с постановлением добавить к числу государственных праздников, ещё одну памятную дату: «3 декабря – День Неизвестного солдата». Как вы думаете, нужная эта инициатива или нет и почему? (Нужная, так как в суете дней мы часто забываем о подвигах наших прадедов, а этот день будет для нас ещё одним напоминанием о том, в каком мы неоплатном долгу перед защитниками нашей родины, сложившими свои головы на алтарь Отечества).
III. Итоговая часть:
У.: Ребята, в начале классного часа мы обозначили тему нашего мероприятия таким образом: «Мы этой памяти верны». Скажите, так какую информацию мы должны сохранить в нашей памяти? (О героях войны, о наших земляках прошедших войну, о тех, кто не дожил и о тех, кто дожил до праздника Великой Победы).
-Скажите, каким образом, мы можем сберечь эту память? (Вспоминая наших прадедов, работая в поисковых отрядах, посещая краеведческие музеи, отмечая праздничные даты, такие как 3 ноября просто рассказывая родным и близким о героях нашей родины, о которых мы узнали в школе, прочитали в книгах).
У.: Ребята, вспоминая павших, принято зажигать вечный огонь и объявлять минуту молчания. Я предлагаю сегодня и нам продолжить эту традицию. У вас на столе есть небольшие искорки, из которых вы можете зажечь Вечный Огонь в память о наших предках. На этих искорках я прошу вас записать слова благодарности павшим за Родину (буквально одно предложение) и прикрепить свою искорку в общий Вечный огонь в память о павших солдатах Великой Отечественной войны.
А теперь давайте почтим память павших минутой молчания. Спасибо. Спасибо вам за работу. Можете быть свободны.
Приложение№1.
Раздаточный материал
Карточка№1
Задание: выбери (подчеркни) качества, которые характеризуют настоящего воина.
Мужественный, честный, справедливый, отзывчивый, злой, не щадящий врага, честный, хитрый, доблестный, сильный духом, сентиментальный, мечтательный, весёлый, хилый.
Карточка №2
Кто входит в эти отряды? | В чём смысл данной работы? | Важна ли на ваш взгляд, эта деятельность? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3 декабря - День Неизвестного Солдата
Классный час для учащихся средней школы о новой памятной дате Российской Федерации - Дне Неизвестного Солдата. В нём в доступной для ребят форме рассказывается о новом празднике, который отмечается ...
Презентация "3 декабря - День Неизвестного Солдата в России".
Презентация посвящена Дню Неизвестного Солдата в России. Этот день утвержден в ноябре 2014 г. Презентация состоит из 18 слайдов....
Мероприятие "3 декабря - День неизвестного солдата"
МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа». Мероприятие: «3 декабря - День неизвестного солдата»...
Презентация "3 декабря - День неизвестного солдата"
Воспитывать уважение к тем, кто пожертвовал самым дорогим – своей жизнью в годы Второй мировой войны, ради свободы, ради мирного неба над головой.Воспитание патриотизма, любви к Родине. Ак...
3 декабря День Неизвестного Солдата
3 декабря День Неизвестного Солдата...
«3 декабря – День Неизвестного солдата»
Беседа с детьми посвященная памятной дате России- Дню Неизвестного солдата....
3 декабря - День Неизвестного Солдата. конспект внеклассного мероприятия.
Конспект внеклассного меропиятия. Патриотическое воспитание.3 декабря - День Неизвестнтго Солдата...