Блокада Ленинграда.
план-конспект урока по истории (11 класс)
Предварительный просмотр:
МКОУ «Новокаякентская СОШ»
Открытый урок в 11 классе на тему: «Блокада Ленинграда»
Провела: Азизова М.М.,учитель истории и общестознания .
с.Новокаякент 2019уч.год.
Тема: «Блокада Ленинграда»
Цель: дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.
Задачи:
Образовательные: объяснить понятие «блокада», разъяснить цели фашистов, познакомить с жизнью блокадного города, привести примеры мужества и стойкости ленинградцев: дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда, о военных действиях Советской армии.
Коррекционно-развивающие: развивать умение связно и развернуто излагать факты.
Воспитательные: объяснить, почему в обществе бережно охраняется традиция посещать кладбище, мемориальные комплексы, сохранять могилы героев, павших за Отечество, воспитывать гордость за свое отечество.
Основные знания. Блокада Ленинграда длилась 900дней и ночей; Дорога жизни; 1944 г.-полное снятие блокады.
Основные термины: блокада, группировка, буржуйки.
Оборудование и материалы: карта «Великая Отечественная война 1941 -1945г».
карточки, учебный фильм «Блокада Ленинграда», презентация «Блокада Ленинграда».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Отчет дежурного.
Задачи на урок: активная работа на уроке, получение хороших оценок.
2. Повторение пройденного материала.
Какую тему изучали на предыдущем уроке?
Одни учащиеся выполняют тесты, с другими учитель проводит фронтальный опрос.
1.Кто возглавлял Государственный Комитет Обороны и ставку Верховного
главнокомандующего с июня 1941 года?
2.Почему нужно было эвакуировать воздушные предприятия?
3.Какие виды оружия были созданы учеными и инженерами?
4.Почему так самоотверженно работали люди?
5. Какую продукцию выпускали на заводах Орловской области в первые месяцы войны?
История нашей страны показывает, что в различные годы, на разных этапах развития от того, кто стоит у власти, и особенно в минуты испытаний, зависит жизнь всех граждан государства. Благодаря руководству военачальников, советским маршалам и генералам, героизму и мужеству советских людей в ожесточенных боях советские воины отстояли Москву.
Изучение нового материала.
Вводное слово: помните, что в ожесточенных боях советские бойцы отстояли Москву. Гитлеровские войска одновременно с битвой под Москвой начали новое крупное наступление на Ленинград.
1 блок «Цели Гитлера»
Советские люди самоотверженно трудились в тылу, чтобы помочь фронту. Но война продолжалась. И успех не всегда был на нашей стороне. Сегодня мы поговорим о еще одной страничке истории - блокаде Ленинграда.
-Сумеем ли мы оценить, понять всё, что выстрадали ленинградцы?
-Как выстояли ленинградцы в эти суровые блокадные дни?
Одновременно с битвой под Москвой немецкие войска начали крупное наступление на Ленинград.
-Как вы думаете, почему он выбрал именно это направление?
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на город Ленинград.
В Ленинграде находились крупнейшие военные предприятия. Крупнейший морской порт
Город несколько веков - столица Российского государства.
-При каком царе был заложен город?
-В каком году?
Огромное количество архитектурных памятников. В великолепных дворцах произведения искусства. Гордость Советской страны. Поэтому Гитлер его и хотел разрушить. Стереть Ленинград с лица земли.
Работа с документом
- Какую Гитлер поставил перед своей армией цель?
Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба “О будущности Петербурга” от 22сентября 1941г.: “Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли…После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сровнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города”.
Сделаем вывод.
2 блок «Начало блокады»
Рассказ учителя. Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков и 1500 самолётов. Немцев поддерживали 200-тысячная финская армия, “Голубая дивизия” из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Бельгии, Норвегии.
Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе, в сентябре 1941г. Врагу удалось вплотную подойти к Ленинграду и окружить его. Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты.
Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбёжки. Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище.
Днём фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолётов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, театры, музеи, гибли женщины, старики, дети.
С 4 сентября по 30 ноября 1941 года город обстреливался 272 раза общей продолжительностью 430 часов. Иногда население оставалось в бомбоубежищах почти сутки. 15 сентября 1941 года обстрел длился 18 часов 32 минуты, 17 сентября – 18 часов 33 минуты.
Работа с картой.
В сентябре 1941 года крупная немецкая группировка «Север» захватила подступы к городу. Советские войска отступили за р. Неву и Ладожское озеро. Ленинград оказался в кольце окружения.
Словарная работа: блокада
Заполнение таблицы «Основные события ВОВ»
Началась блокада. Дороги захвачены фашистами. Связь с городом только по Ладожскому озеру. Оборонительные сооружения. Самолеты бомбили город, артиллерия обстреливала.
Задание № 1.
Найти в тексте учебника и прочитать, что предприняли ленинградцы для сохранения архитектуры своего города. Ст. 184
Все было замаскировано. Часть произведений искусства была спрятана в подвалах.
Часть эвакуировали. За город шли кровопролитные бои, т.к. немцы пытались прорваться в город. Город продолжает сопротивление, стоять насмерть.
Все от мала до велика встали на защиту города. Работали заводы. На заводах работали вместо мужчин женщины и дети. В насквозь простреленных цехах, при тусклом свете ламп, старые кадровики наспех обучали домохозяек, школьников и школьниц приемам заводского труда - и все вместе перевыполняли напряженный план, создавая оружия для фронта. Потому что все знали - Ленинград сдавать нельзя.
Кировский завод выпускал новые танки и ремонтировал, поступившие с поля боя.
Рассказ учителя
Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей реки Невы под обстрелом. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия.
«Буржуйки» топили книгами, мебелью, на них кипятили воду.
Словарная работа: буржуйка.
-Почему печь называли буржуйкой?
Когда фашистам в город ворваться не удавалось, решили взять измором. Для города начались поистине тяжелейшие дни. В начале блокады городские склады с продовольствием разрушили. С продуктами питания очень тяжело.
Жители получали по карточкам так мало хлеба, что люди начали умирать.
На 12 сентября наличие основных продуктов питания составляло:
Хлебное зерно и мука на 35 суток;
Крупа и макароны на 30 суток;
Мясо и мясопродукты на 33 суток;
Жиры на 45 суток;
Сахар и кондитерские изделия на 60 суток.
С 1 октября были введены нормы отпуска хлеба: 400 гр. - рабочим, 200 гр. остальным. С 13 ноября 1941 года: 300 гр. - рабочим, 150 гр. -остальным. Через неделю: 250 гр. - рабочим, 125 - остальным (самая низкая норма).
-Почему была снижена норма хлеба?
Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод.
В первые три месяца блокады умерло более 11 тысяч человек. Голодная смерть косила людей, несмотря на увеличение продовольственных норм.
Инсценирование. (диалог детей).
(Стоит стол, на нем – свеча, железная кружка, листки бумаги.
За столом сидят два мальчика, одетые в шапки-ушанки, шарфы,перчатки. Они что-то пишут.
Фимка: - Ой, как есть хочется!
Димка: - Терпи! И мне хочется. Терплю ведь! Ты думаешь, хлеб теперь – это просто хлеб? Получил паек, сто двадцать пять граммов, и ешь сразу?
Фимка: - А как же? Думай, не думай – хлеба больше не станет…
Димка: - Не скажи…Паек-то можно есть по-разному.
Фимка:- Как это по-разному?
Димка: - Каждый человек, Фимка, должен сейчас найти самый «сытный» способ есть хлеб. Надо суметь, чтоб не сразу паек в животе оказался.
Фимка: - Как это – самый «сытный»?
Димка: - А так! Одни по крошечке едят, чтоб дольше хлеб во рту был. Другие режут паек на тоненькие пластинки. Отрежут и жуют.
Фимка: - Нет, не могу я удержаться, Димка! Кусочек то такой ведь еще меньше. Съешь и не заметишь.
Димка:- А вечером как?
Фимка: - Вечером мама придет с работы. Посмотрит, вздохнет…Отрежет мне кусочек от своего пайка…На, скажет, ешь, голова садовая.
Димка: - И ты ешь? Так она же работает…Ей же больше надо, чтобы силы сберечь…Будешь так дальше делать, Не стану с тобой дружить…Понял?
Фимка: - Понял. Но есть-то так хочется…
Димка:- Хочется, хочется!!! Мне вот на крышу хочется… На небо поглядеть – не летит ли фашистский «Юнкерс». Давай, шагай за мной…
- У нас с мамой полный порядок. «Получил паек, раздели на три кусочка, - говорит мама. – Утром кусочек – на завтрак. Днем кусочек – на обед. Вечером – еще кусочек, граммов сорок… Так и продержишься день…»
Фимка:- Я тоже паек на три части делить буду.
Димка:- И правильно! Ты думаешь – бойцам много больше дают? Не очень-то. А они с фашистами дерутся. И мы с тобой тоже защитники Ленинграда, на боевом посту. Выходит, и нам надо держаться.
Этот ломтик, эту темно-коричневую липкую массу, отдававшую горечью, трудно назвать хлебом. Она на 40 % состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.
Многие от слабости падали и умирали на улицах.
Голод не только отнимал физические силы. Дистрофия – тяжелая болезнь, уродующая и внешность, и психику человека. Многие сначала отекали, а затем усыхали. Человек постепенно превращался в скелет, обтянутый кожей, с неподвижным лицом, остановившимся взглядом. Притуплялся разум, терялась воля к сопротивлению, исчезало чувство опасности.
Рассмотрите фотохронику стр.185. Опишите внешность мужчины.
Голод убивал.
Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков.
-Как жил в те дни человек?
Придёт человек домой. Окна заклеены полосками бумаги крест на крест, чтобы стёкла не разбились от взрывной волны. Холодно, потому что нет отопления, и воды тоже нет, ни горячей, ни холодной.
На стене чёрная тарелка – это радио, оно постоянно включено, слышны удары метронома. В любой момент могут объявить «Воздушную тревогу».
Печка «буржуйка». Пока её топишь – тепло, перестанешь топить – холодно.
Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель…
Сделаем вывод:- Какие трудности и лишения переживали ленинградцы в дни блокады?
3 блок «Дети блокадного Ленинграда»
Особенно больно война ударила по детству. Детство в блокадном Ленинграде. Какое оно?
-Как жили дети осажденного города? О чем думали, о чем мечтали?(Опережающее задание)
Никита: «Нам выдали талончики. На них дадут немного жидкой – жидкой каши, а мы еще подходим и разбавляем кипятком, чтобы ее было побольше, вроде впечатление, что больше поел. Потом у нас без карточек так называемый дрожжевой суп давали. Ну, в то время что только в рот лезло, то и ели. Вот потом мужчины, которые остались по возрасту, – сидит в столовой за столом, и видишь, упал и умер».
Из меню столовой лета 1942 год
Щи из подорожника
Пюре из крапивы и щавеля
Котлеты из свекольной ботвы и из лебеды
Оладьи из казеина
Суп из дрожжей
Никита: «Набрали полные мешки лебеды, конского щавеля – он считался деликатесом, набрали всякой травы. И вот у меня было чувство, что хотелось лечь на землю и целовать ее только за то, что только земля может спасти человека. Свет. Солнце. Где-то в небесах жаворонок поет. А здесь мы просто этой травы наелись досыта».
-Для чего дети собирали траву?
Учитель: Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей от младенцев до школьного возраста и подростков. Детей надо было учить.
Ксюша: «3 ноября. Сегодня мы пошли учиться, как я рада! Обещали кормить обедом и давать 50 гр. хлеба в день без карточек. Учителя все новые».
Таня: «8 ноября. Пока учусь. По геометрии получила 4. Учительница по русскому все время нас ободряет. Она говорит, что к Новому году война кончится. А правда ли? Сейчас очень тяжело».
Никита: «12 ноября. Обед в школе давать прекратили. Все по карточкам. Положение тяжелое, учителя советуют подтянуть кушаки».
Ксюша: «15 ноября. Пока с учебой все благополучно. Имею две пятерки и одну четверку. С едой очень плохо. Сегодня во рту не было ни крошки».
Блокадная школа. Рассказывают обучающиеся.
1 сентября 1941 года многие дети пришли к своим школам, чтобы начать новый учебный год. Однако многие школы были отданы под госпитали, эвакопункты.
Старшеклассники ушли на фронт. Многие из старших ребят с учителями уехали рыть противотанковые рвы, другие стали почтальонами – доставляли на места оборонительных работ почту и газеты, третьи работали в госпиталях.
Занятия начались после октябрьских праздников.
Из дневника ученика 7 «А» класса 140- ой школы: «3 ноября 1941 года. Первый день занятий в школе. Какое счастье! Школьные коридоры полны учеников. Прозвенел звонок! Он возвестил о начале нового 1941-1942 учебного года. Как много собралось желающих учиться! В наш класс пришло 54 человека. Парт не хватает. Первый день прошел спокойно. Воздушной тревоги не было».
2 ученик: Еще осенью занимались дети всех классов, но зиму выдержали только старшеклассники. Школьники военных лет шли в школу не по мирным, тихим улицам – враг обстреливал их. Голодал весь город, было очень холодно. И все-таки они учились! И помогали друг другу. Хотя в декабре 1941 года был разрешено временно прекратить занятия, педагоги и ученики 39 ленинградских школ решили продолжать учебу. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бедные и изможденные лица говорили о тяжелых страданиях. Урок продолжался 20-25 минут: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, т.к. в неотапливаемых классах мерзли не только худенькие детские ручонки, но и замерзали чернила.
-В каких условиях учились дети?
Рассказывая об этом времени, ученики 7 класса 148 школы писали в коллективном дневнике: «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний свет с трудом пробивается сквозь небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода. Глаза слезятся от дыма, тяжело читать, а писать совершенно не возможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах».
Ученики шатались от голода, у всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
В школе
Девчонка руки протянула
И головой –
На край стола
Сначала думали –
Уснула,
А оказалось –
Умерла.
Ее из школы на носилках
Домой
Ребята понесли.
В ресницах у подруг
Слезинки
То исчезали, то росли.
Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло, Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья –
После похорон.
3 ученик:
Часто уроки прерывались воздушными тревогами – и ученики шли в бомбоубежище. Бывали дни, когда приходилось сидеть в бомбоубежище долгие часы, т. к. одна воздушная тревога сменялась другой. Но несмотря ни на что, школьники Ленинграда продолжали учиться.
А вот такое обещание дал Леня Степанов, ученик 4-ого класса 312 школы: «В третьем классе я учился на «отлично» и «хорошо». Теперь же буду учиться еще лучше. Это мое боевое задание. Обещаю всем нашим славным бойцам учиться только на «отлично»!»
Дневник Тани Савичевой
Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино.
На ноябрь 1941 г. от голода погибло 11 тыс. человек, в декабре 1941- 53 тысячи человек. В январе и феврале 1942 г. - 200тысяч человек. Среди них и ленинградская девочка Таня Савичева.
У Савичевых была большая семья: мать Мария Игнатьевна, вышивальщица в ателье мод, бабушка Евдокия Григорьевна и пятеро детей. Старшие дети работали: Женя и Нина – в конструкторском бюро, Леонид – строгальщиком. Младшие Миша и Таня учились в 35 школе. Этажом выше жили братья их рано умершего отца, работали в букинистическом магазине, любили книги.
Савичевы любили не только читать, но и петь, танцевать, играли на музыкальных инструментах. Двери их дома всегда были открыты для гостей. Добрым, жизнерадостным, чистым был мир Тани Савичевой – 11-летней девочки, чья фотография помещена в музее Пискаревского мемориала. Детское лицо, большие серьезные глаза, короткие волосы с пышным бантом на макушке. А рядом – листки блокадного дневника: страшные записи, потрясшие миллионы сердец.
- Давайте прочтем его:
28 декабря 1941 года. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в этот день первую запись в своем дневнике: “Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г. Несколько нарушая хронологию, приведем остальные записи этого потрясающего дневника, состоящего всего лишь из нескольких строк: “Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942. Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942. Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942. Мама 13 мая в 7.30 утра 1942. Савичевы умерли. Умерли все".
Рассказ о Тане Савичевой (продолжение).
Этот дневник погибшей ленинградской девочки, обрывающийся словами: «Осталась одна Таня…»,- обращение к нам…живым…чтобы мы помнили! В августе 1942 года Таню Савичеву вместе с другими ленинградскими детьми эвакуировали в Горьковскую область. В селе Красный Яр создали детский дом. Его работники, жители села отдавали маленьким блокадникам все тепло души. И дети постепенно крепли, набирались сил. Только Таня Савичева не поправилась. Здоровье Тани было настолько подорвано, что спасти ее не удалось. Она умерла 1 июня 1944 года.
28 июня 1942 года в осажденном Ленинграде для окончивших школы был устроен торжественный вечер, на котором выступил писатель Александр Фадеев: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились несмотря ни на что, а вместе и рядом с ними навеки сохраниться в истории обороны города прекрасный, мужественный облик ленинградского учителя».
Сделаем вывод: - Можно ли этих детей назвать героями?
4 блок «Дорога жизни»
Дорога жизни.
Дорога жизни и дорога смерти. Надо отметить, что предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная “дорогой жизни”. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов. Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям - на 75 г в сутки.
По дну озера был проложен энергетический кабель, а также трубопровод, снабжавший Ленинград горючим. Хлеб доставляли теперь не только по воздуху, но и по ледовой дороге через Ладожское озеро.Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали “Дорогой смерти”.
Учебный фильм «Дорога жизни»
-Какие трудности подстерегали шоферов на пути?
Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь. Часто лед трескался и машины тонули. На Дороге жизни хорошо знали шофёра Максима Твердохлеба.
1 января 1942 года в детском саду у Алеши Пахомова была настоящая елка. Пришел военный гармонист и стал играть веселые песни. Алеша раньше любил плясать под музыку, и другие ребята тоже, но теперь сил у них не было, они лишь сидели на лавочках и тихо хлопали в ладоши. А из кухни доносился вкусный запах…
В канун 1942 года он должен был доставить мандарины из Грузии детям на новогоднюю ёлку. Ехать пришлось ночью. Но фашисты не спали. Два «мессера» атаковали грузовик и изрешетили его пулями. Разбилось смотровое стекло, водителя ранило в руку, из машины повалил пар.
Можно было выскочить из машины! Но как же детишки?
Отважный шофёр довёл машину до берега, в ней потом насчитали 49 пробоин. Ленинградские дети получили на новогодней ёлке мандарины.
Бывало, что моторы застывали в пути, приходилось их разогревать.
…И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
-Ну, так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта – не угроза,
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Своих дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот – в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на рассвете -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам..
-Почему автор написал, что хлеб был с огнем и кровью пополам?
Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г!Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.…Кроме хлеба есть было нечего.
Сделаем вывод: -Почему так назвали?
- Где проходила Дорога жизни?
-Как ленинградцам доставляли продукты?
Истощенные люди стояли у станков, выпускали военную продукцию . Ленинградцы в те дни приветствовали друг друга
Держишься?
Держусь!
И в этом, было все. Держаться - значит жить. И старые рабочие, умирающие в своих нетопленых жилищах, по первому зову поднимались и шли, упрямо шли по тропинкам среди сугробов безлюдных улиц на родной завод, куда привезли с фронта подбитые танки и орудия, и становились к станкам и возвращали технику в бой.
Но увы, для многих эта дорога оказывалась последней в их жизни. Первой блокадной веной тысячи ели живых людей очистили и прибрали город и эпидемии не были допущены в город. Летом разобрали деревянные дома на окраинах города и запасли на вторую блокадную зиму дрова. Вскопали и засадили картошкой и овощами все бульвары, сады, клумбы. Отремонтировали трамвайные пути и вагоны и по коротким маршрутам побежали позвякивая трамваи. В театрах шли концерты, в кинотеатрах Ленинградцы смотрели фильмы.
Летом 1942 года на стадионе имени Кирова состоялся футбольный матч. Ход матча транслировали не только для ленинградцев, но и для немецких солдат на их родном языке. Это был удар сильнее бомбежки. Фашистская пропаганда вбивала в головы своих солдат, сто Ленинград вымирает, что его гибель неизбежна, а тут футбол!
Поэтесса Ольга Берггольц читала свою знаменитую поэму «Февральский дневник». На весь мир из блокадного Ленинграда прозвучала седьмая ( ленинградская) симфония Дмитрия Шестаковича в исполнении большого симфонического оркестра. (звучит в записи)
А в марте 1942г. Она будет исполнена и названа и самим композитором и всей землёй ЛЕНИНГРАДСКОЙ. Исполнена в осаждённом городе и кем? – нашим же радиокомитетским оркестром! Наши оркестранты почти не играли зимой – не хватало сил, не хватало дыхания, особенно духовым – “диафрагме не на что опереться”. Оркестр таял. Некоторые ушли в армию, другие умерли от голода.
Трудно мне забыть серые зимние рассветы, когда совершенно уже свинцово отёкший Яша Бабушкин диктовал машинистке очередное донесение о состоянии оркестра: “ Первая скрипка умирает, барабан умер по дороге на работу, валторна при смерти”, -отчуждённым внутренним голосом диктовал он.
5 блок «Прорыв блокады»
Рассказ учителя.
Население всей страны всей страны было поражено мужеством и героизмом жителей Ленинграда. Но лишь к 1943 году советские войска перешли в наступление и прорвали блокаду.
Одной из главных задач войск Ленинградского фронта зимой 1942-43 года был прорыв фронта противника вдоль побережья Ладожского озера. Наступление началось утром 12 января. Разработку операции проводил маршал К.Е. Ворошилов и генерал Г.К.Жуков. Всего восемь дней понадобилось войскам, чтобы проврать вражескую оборону, которая укреплялась фашистами 2 года. В результате успешных действий бойцов Ленинградского и Волховского фронтов был освобожден участок побережья озера 8-10 км. Так было разорвано кольцо блокады.Проврать блокаду было делом нелегким. Только беспримерный героизм, мужество советских воинов, оперативное мастерство командования позволили осуществить ее в столь короткие сроки. За организацию прорыва блокады Г.К.Жукову присвоено звание Маршала Советского Союза В образовавшемся коридоре была в неимоверно короткий срок построена железная дорога, по которой пошел поток грузов. Но окончательно блокада прорвана была только в январе 1944 года - через год. Всему нашему народу было трудно во время войны. Но труднее всех было ленинградцам, на них выпали самые тяжкие испытания, но мужество их не покинуло.
Слова о прорыве Ленинграда мечтали услышать ленинградцы. Мечтали, но услышали не все. Просто не дожили…
900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в памяти народа. За мужество и героизм, проявленные в войне городу присвоено звание "Город-герой".
900 дней и ночей длилась блокада. Не смотря ни на что город жил.
Задача. Сколько лет прошло со дня снятия Блокады Ленинграда?
Заполнение таблицы.
Задание №2 «Верите ли вы?»
О победе советских войск под Ленинградом американская газета «Нью-Йорк таймс» писала: «Их победа будет записана в историю как своего рода исторический миф. Ленинград воплощает непобедимый дух народов России».
Город выстоял и победил, но эта победа досталось дорогой ценой!
Голод привел к страшным последствиям. Тысячи ленинградцев лежат на Пискаревском кладбище в братских могилах.
Это самое крупное кладбище в мире. По обе стороны от вечного огня тянутся могильные холмы. У каждого холма гранитный блок с датой: 1942, 1943, 1944.
Центр мемориала – 6-ти метровая величественная бронзовая фигура Родины-матери с гирляндой из дубовых листьев. Гирлянда из дубовых листьев - это символ бессмертной славы лежащих здесь героев. Тысячи людей приходят сюда, чтобы поклониться, отдать дань уважения покоящимся здесь людям.
Заключительная часть урока. Сегодня мы познакомились еще с одной героической страницей истории Великой Отечественной войны. Узнали, что такое "блокада" и Дорога жизни. Познакомились с трагической и высокой судьбой ленинградцев, с Таней Савичевой, ее прощальными словами "Умерли все. Осталась одна Таня." После смерти родных Таня попала в детский дом, откуда ее вывезли на Большую землю. За жизнь Тани боролись 2 года, но спасти не смогли. Скорбные аллеи Пискаревского кладбища прошли перед вами на слайдах. Фигура скорбящей Родины-матери над своими погибшими детьми, надеемся, останется в вашей памяти. "Никто не забыт, ничто не забыто".
Войну вместе со взрослыми на своих худеньких плечах вынесли дети, пережив порой то, что не под силу взрослым людям. Перед вами открылась героическая страница из жизни нашего народа. Вы увидели, как проявляется мужество и патриотизм, гордость, преданность и любовь к своей родине. Сохраните это в своей памяти.
У. Первичное закрепление нового материала.
Что предприняли ленинградцы для сохранения архитектуры своего города?
Какие трудности и лишения пережили ленинградцы?
Сколько дней длилась блокада?
A) 800
Б) 900
B) 600
Исключи лишнее! Организацией и разработкой операции по прорыву блокады Ленинграда руководили:
Тимошенко С.К.
Жуков Г.К.
Ворошилов К.Е.
Буденный С.М.
Из чего пекли ленинградский хлеб:
А) Мука высшего сорта.
Б) Мука с большими добавками жмыха.
Почему дорогу через Ладожское озеро называли Дорогой жизни?
Каким путем доставляли основную часть продовольствия в блокадный Ленинград:
- железнодорожным транспортом;
- авиацией;
- по льду и воде Ладожского озера на грузовиках и кораблях.
VI. Подведение итогов, комментарии оценок за работу на уроке.
VII. Домашнее задание стр. 183-187
Сегодня город Ленинград снова переименован в Санкт- Петербург. В центре города построили памятник героическим жителям блокадного Ленинграда. Тысячи граждан приходят сюда, чтобы почтить память погибших в эти страшные дни войны.
Многие защитники города и все умершие жители были похоронены на Пискаревском кладбище в г. Ленинграде. Среди них и уроженцы станицы Новолеушковской:
Сразу после войны на Пискаревском кладбище был установлен памятник мужественным защитникам Ленинграда, отдавшим свою жизнь, но не сдавшим город.
Неодолим оказался дух Ленинграда, решимость и гнев Ленинграда, его боевые традиции, само его имя, священное для своего народа и поднимающее на праведный бой — бой до конца, до последнего дыхания до победы! Бой за наше прекрасное будущее, за жизнь, в которой мы с вами сегодня живем.
Звучит «Реквием» Р. Рождественского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...
К 70-летию полного снятия Блокады Ленинграда ХОЛОКОСТ И БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА.
2-я мировая война по своим преступлениям доказала, что и Холокост, и Блокада – это явления одного порядка....
Викторина "Что ты знаешь о блокаде Ленинграда?" (посвящена 70-летию снятия блокады с города Ленинграда)
Предлагаю викторину в формате игры "Своя игра", посвязенную юбилею снятия блокады Ленинграда....
"Блокада Ленинграда" методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне
Данная работа посвящена годовщине снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В работе...
Блокада Ленинграда методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне
Данная работа посвящена годовщине снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В работе...
Сценарий общешкольного мероприятия, посвященный снятию блокады Ленинграда «900 дней блокады».
Цели:-воспитать духовную культуру учащихся;- воспитать гражданственность, уважение к истории своей страны; -воспитать чувство патриотизма;-привить ...
Мероприятие посвящённое Дню снятия блокады Ленинграда. «Чтобы помнить…… Блокада Ленинграда.»
Как гранит состоит из кристаллов, так и история нашей страны складывалась из больших и малых битв, из подвигов известных и неизвестных, из мужества и героизма десятков миллионов людей. Победы русского...